Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования природно-ресурсного потенциала региона'

Оценка эффективности использования природно-ресурсного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1406
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ASSESSMENT OF EFFICIENCY / ECOLOGICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / NATURAL AND RESOURCE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ченцов А. С.

С целью одновременного учета как возможностей производства, так и последствий влияния на окружающую среду следует применять комплексную оценку эффективности инвестиций. Данный подход представляет собой объединение методики по определению эколого-экономической привлекательности региональных экономических систем, а также методики по оценке эффективности инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF USE OF NATURAL AND RESOURCE CAPACITY OF THE REGION

For the purpose of simultaneous account as production opportunities, and consequences of influence on environment it is necessary to apply a complex assessment of efficiency of investments. This approach represents association of technique by determination of ecological and economic appeal of regional economic systems, and also techniques according to the efficiency of the investment project.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования природно-ресурсного потенциала региона»

УДК 504

A.C. Ченцов* ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

С целью одновременного учета как возможностей производства, так и последствий влияния на окружающую среду следует применять комплексную оценку эффективности инвестиций. Данный подход представляет собой объединение методики по определению эколого-экономической привлекательности региональных экономических систем, а также методики по оценке эффективности инвестиционного проекта.

Ключевые слова: оценка эффективности, эколого-экономическое развитие, регион, природно-ресурсный потенциал.

Стимулирование развития регионов необходимо осуществлять в разрезе приоритетных видов деятельности, установленных для данного региона. Как правило, разработка стратегий регионального развития отражается в специальной программе. Примером подобного документа является «Постановление правительства Белгородской обл. от 27.10.2008 № 269-пп «О стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, включающей программу социально-экономического развития Белгородской области на 2008—2012 годы», которая подготовлена в соответствии с общегосударственными целями и учитывает местные интересы.

Целью разработки указанной Стратегии является установление ориентиров и выявление направлений достижения реальной социально-экономической самодостаточности региона за счет поддержания ведущих и перспективных сфер и отраслей, а также определение основных путей и методов осуществления структурной и технологической перестройки народно-хозяйственного комплекса области на основе проведения эффективной социально-демографической и экологической политики.

При определении приоритетов развития экономики в регионе за основу были взяты те отрасли, которые объективно способны поддерживать реформы и положительные изменения в производственной, финансовой и управленческой сферах (таких как высокотехнологичные отрасли промышленности, переработка сельскохозяйственной продукции и др.). А также те виды деятельности, которые имеют чрезвычайно благоприятные предпосылки для функционирования, учитывая состояние природно-ресурсного потенциала региона и тенденции развития мировой экономики с учетом процессов глобализации и интеграции [1].

При стимулировании привлекательных видов деятельности финансирование в основном будет осуществляться за счет средств инвесторов, заинтересованных в получении прибыли. А потому необходимо формирование и дальнейшее совершенствование механизма привлечения средств.

Следует отметить, что индикатором принятия инвестиционного решения в первую очередь является оценка эффективности вложений по предлагаемым направлениям, которая может быть произведена как на территориальном, так и на локальном уровнях.

Расчет региональной составляющей данного показателя осуществляется органами местного самоуправления: указанная задача является одной из основных при определении приоритетных видов деятельности, а базовыми факторами в методике являются относительные показатели эффективности.

Проведенный анализ данных, характеризующих состояние Белгородской области, показал необходимость выделения пяти основных направлений экономической деятельности в регионе, по которым был произведен расчет показателей эффективности с целью оценки инвестиционной привлекательности.

Кроме того, был также произведен расчет среднего по области значения предложенных критериев по результатам 2011 года:

— рентабельность продукции — 6,7 %;

— финансовый результат на единицу вложенных средств — 26,01 %;

— количество выпускаемой продукции на одного человека в год — 58,37 тыс. руб./чел.;

— финансовый результат на одного занятого — 2,48 тыс. руб./чел.;

— себестоимость единицы реализованной продукции — 96,3 коп./руб.

* © Ченцов А.С., 2014

Ченцов Александр Сергеевич (chencovas@yandex.ru), кафедра менеджмента Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, 236041, Российская Федерация, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.

Следует отметить, что отдельные значения рассмотренных относительных показателей не позволяют сделать обоснованный вывод по предпочтению того или иного вида экономической деятельности. Данное положение подтверждает размах критериев (Я), определяемый разностью их экстремальных значений (максимального и минимального):

— показатель рентабельности продукции — от

0,90 % (строительство) до 15,60 % (сельское хозяйство); Я = 14,70 %; финансовый результат на единицу вложенных средств — от 2,42 % (строительство) до 90,00 % (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство); Я = 87,58 %;

— количество выпускаемой продукции на одного человека в год — от 1,12 тыс. руб./чел. (транспорт и связь) до 47,89 тыс. руб./чел. (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство); Я = 46,77 тыс. руб./чел.;

— финансовый результат на одного занятого — от 0,35 тыс. руб./чел. (оптовая и розничная торговля) до 7,92 тыс. руб./чел. (транспорт и связь); Я = 7,57 тыс. руб./чел.;

— себестоимость единицы реализованной продукции — от 86,60 коп./руб. (транспорт и связь) до 114,90 коп./руб. (оптовая и розничная торговля); Я = 28,30 коп./руб.

Следующим шагом является присвоение каждому показателю значения «+», если он превышает средний по области в лучшую сторону и «—», если он меньше среднего.

Затем по каждому виду экономической деятельности проводится подсчет количества показателей со значением «+» с дальнейшим присвоением рейтинга от 0 до 5 (по количеству показателей эффективности). Таким образом определяются наиболее приоритетные виды деятельности в пределах конкретного региона. Полученные данные показывают, что в настоящее время потенциальному инвестору выгодно вкладывать средства в наиболее эффективные виды экономической деятельности для данного региона (транспорт и связь, промышленность, сельское хозяйство), так как они имеют значительный инвестиционный потенциал. Однако другие виды экономической деятельности, в свою очередь, обладают существенным резервом и требуют повышения эффективности использования вовлекаемых ресурсов (о чем свидетельствует низкое значение рейтинга только в данный момент) [3].

Следующим элементом является обеспечение экологической безопасности региона, которая рассматривается как совокупность процессов и мероприятий по созданию нормальных условий для воспроизводства природных ресурсов, жизни и здоровья людей и как одна из категорий устойчивого развития.

Природоохранная политика в области должна быть направлена на применение эффективных

регуляторов природопользования, на повышение действенности наработанного эколого-экономичес-кого инструментария. Внедрение мероприятий по охране окружающей среды следует осуществлять на основе реализации специальных экологических программ, предполагающих улучшение качества воздуха, водных систем, создание целостной экосети, внедрение и соблюдение принципов экологически сбалансированного развития [2].

Приоритетным направлением формирования действенной экологической политики при этом должно быть финансово-экономическое и налоговое стимулирование хозяйствующих субъектов, которые стремятся снизить объемы вредных выбросов и отходов производства.

А поэтому следующим шагом при определении приоритетных видов деятельности в регионе является расчет размера рисков экстернального и интернального происхождения, которые целесообразнее всего выражать на основе вычисления размера экологического риска на единицу выпуска продукции.

Первоначально необходимо определить размер регионального риска. С этой целью устанавливается относительное значение данного показателя путем перемножения вероятности превышения размера фактической концентрации загрязняющего вещества в среде территории по сравнению с требуемым нормативным значением на важность выброса [4].

Важность выброса определяется по каждому загрязняющему веществу путем деления стоимости затрат, связанных с ухудшением качества продукции, ухудшением качества условий работы, а также с затратами по возможной минимизации отрицательных последствий существующего загрязнения, на стоимость единицы выпускаемой продукции.

Размер интегрального риска инвестиционного проекта, причиной которого являются выбросы, имеющие вероятностный характер и не предусмотренные текущим ходом инвестиционного процесса, определяется путем прохождения следующих шагов.

1. Проводится обоснование для установления основных загрязняющих веществ по принадлежности к определенной сфере окружающей среды (атмосфера, водная среда и т. д.).

2. Определяется вероятность выброса (сброса) конкретного загрязняющего вещества по данному виду экономической деятельности путем деления количества предприятий, которые осуществили данный вид выброса, на общее количество предприятий в данном регионе.

3. Важность выброса определяется путем сопоставления платежа за эмиссию данного загрязняющего вещества с прибылью инвестиционного проекта.

После определения размеров экстернального и интернального риска производится их суммирование и дальнейшая корректировка коэффициента дисконтирования.

Следует отметить, что, несмотря на провозглашение открытости экологической информации, основные показатели, характеризующие состояние окружающей природной среды, не предоставляются для открытого доступа. Одним из таких показателей является концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Отсутствие значения данного критерия делает невозможным определение уровня регионального риска. Данное положение, в свою очередь, обуславливает вероятность принятия инвестором отрицательного решения. В качестве примера можно привести невозможность осуществления туристической деятельности при существовании значительного уровня загрязнения природных сред региона.

Существенные трудности при определении размера экстернального риска представляет также характеристика важности выброса. Это связано с отсутствием заинтересованности предпринимателя в проведении оценки качества выпускаемой продукции, результаты которой могут сигнализировать о его снижении.

В свою очередь, фиксация снижения качества условий, в которых осуществляется производственная деятельность, может привести к необходимости проведения дополнительных выплат работникам, что отразится на показателях затрат и прибыли с последующим снижением эффективности внедряемого проекта.

Единственной возможностью учета важности данного уровня риска является определение затрат по минимизации отрицательных последствий регионального загрязнения, что связано в первую очередь с особенностями протекания производственного процесса по каждому направлению деятельности.

При невозможности установления размера выбросов конкретного загрязняющего вещества при определенном виде экономической деятельности расчет интегрального риска может быть произведен укрупненно, путем выделения доли выбросов в атмосферу по видам экономической деятельности.

При анализе можно сделать следующие выводы: ведущие места в загрязнении атмосферы в Белгородской области принадлежат производству (металлургия, ГОК) (43,63 %, что выше среднего значения по России, составляющего 30,16 %), пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственной продукции (9,90 %), производству прочих неметаллических минеральных изделий (9,06 %) и транспорту (9,03 %).

Несмотря на то что при определении приоритетных видов деятельности по рейтингу инвестиционной привлекательности транспорт получил

одну из наивысших оценок эффективности, наряду с финансовой деятельностью, при анализе доли выбросов в атмосферу было выявлено, что данный вид экономической деятельности занимает четвертое место по уровню загрязнения. Кроме того, уровень загрязнения транспортом в Белгородской области превышает средний по России в 2,4 раза. При этом ранее было установлено, что потенциально допустимый выброс по трем исследуемым видам загрязняющих веществ (пыль, диоксид азота и оксид углерода) практически отсутствует.

Следовательно, при планируемом внедрении инвестиционных проектов, имеющих транспортную направленность стационарного характера, местные органы власти должны предусмотреть мероприятия по снижению нагрузки на атмосферу действующих в настоящее время объектов экономики и соотнести риск возможного загрязнения, стоимости природоохранных мероприятий и показателей экономической эффективности.

На локальном уровне принятие решения о вложении средств в проект осуществляется инвестором. Данная схема состоит из входных параметров (показатели эколого-экономического потенциала региона и приоритетности видов экономической деятельности), ограничений (цели инвестора), выходных параметров (показатели экологоэкономической эффективности проекта) и окончательного принятия решения об инвестировании на основании критерия оптимальности, что можно отразить в виде схемы инвестирования.

Так, первоначально инвестор на основании предоставленных органами местного самоуправления (субъекты региональной системы мониторинга окружающей среды и отдел инвестирования) критериальных параметров потенциала региона, а также эффективности отдельных направлений вложения капитала оценивает их соответствие собственным требованиям и целям. При условии выполнения указанных требований происходит инициация решения об инвестировании, в обратном случае — производится дальнейший поиск либо соответствующего региона, либо видов инвестирования.

Принятие инвестиционного решения предполагает на следующем этапе составление бизнес-плана проекта, в котором как обязательная структурная составляющая также учитывается влияние экологических факторов. Это позволяет осуществить комплексную экономико-экологическую оценку альтернативных вариантов проекта, которые предполагают установление необходимости внедрения природоохранных мероприятий. Преимущество в данном случае отдается варианту с наибольшей интегральной эффективностью, что и инициирует принятие решения об инвестировании на локальном уровне.

Установление параметров инвестиционной привлекательности региона базируется на выделении приоритетных видов экономической деятельности, при этом определяющим фактором является региональный эколого-экономический потенциал.

Выявление целесообразности реализации конкретного хозяйственного направления также необходимо производить на региональном уровне. Для этого требуется установление рейтинга привлекательности отдельных видов экономической деятельности в пределах административно-территориальных единиц по основным относительным показателям их эффективности.

Расчет интегрального показателя эффективности осуществления различных видов экономической деятельности позволил выявить, что наибольшим инвестиционным потенциалом в области обладают транспорт и связь, промышленность, сельское хозяйство.

На следующем этапе для приоритетных видов деятельности определяется размер рисков экстер-нального и интернального происхождения, проявление которых возможно в процессе реализации конкретных направлений функционирования. Анализ структуры выбросов в атмосферу Белгородской области в 2012 году показал, что наибольшими источниками загрязнения являются: производство (металлургия, ГОК), пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции, производство прочих неметаллических минеральных изделий и транспорт.

Следует указать на то, что при принятии решения о целесообразности инвестирования особое внимание следует уделить транспортной деятельности, объекты которой наряду с высоким

уровнем выбросов загрязняющих веществ обладают одним из наивысших для региона рейтингов инвестиционной привлекательности.

Также следует учитывать, что непосредственное решение о вложении средств в проект осуществляется конкретным инвестором на локальном уровне. Данный процесс проводится по схеме, сочетающей входные параметры, ограничения, выходные параметры. На основании выявления критериев эколого-экономической оценки и расчета интегральной эффективности реализации проекта принимается наиболее приемлемый вариант вложения инвестиций.

Достижение эффективности инвестирования приоритетных видов деятельности в пределах территориальных систем требует обязательного обеспечения совместных действий как органов местного самоуправления, так и инвестора.

Библиографический список

1. Бородин А.И., Сорочайкин А.Н. Социально-экономическое развитие регионов: концепция, механизм, управление // Труды Карельского научного центра РАН. 2013. № 5. С. 4-11.

2. Бородин А.И. Взаимосвязь экологической и экономической стратегий развития предприятий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2006. № 1. С. 73-79.

3. Бородин А.И. Принципы сбалансированного эколого-экономического развития территории // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2006. № 1. С. 124-126.

4. Бородин А. И. Экономико-экологическое управление предприятием в эффективной экономике // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2007. № 1. С. 88-113.

A.S. Chentsov* ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF USE OF NATURAL AND RESOURCE CAPACITY OF THE REGION

For the purpose of simultaneous account as production opportunities, and consequences of influence on environment it is necessary to apply a complex assessment of efficiency of investments. This approach represents association of technique by determination of ecological and economic appeal of regional economic systems, and also techniques according to the efficiency of the investment project.

Key words: assessment of efficiency; ecological and economic development; region; natural and resource potential.

* Chentsov Alexander Sergeevich (chencovas@yandex.ru), the Dept. of Management, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, 236041, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.