Научная статья на тему 'Реставрация и реконструкция основного учебного корпуса Московского архитектурного института - памятника архитектуры и строительного искусства начала XX века'

Реставрация и реконструкция основного учебного корпуса Московского архитектурного института - памятника архитектуры и строительного искусства начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
340
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛИТНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН / CONCRETE / НОВЫЙ КОРПУС / NEW BUILDING / ОРИГИНАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ORIGINAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрасов Андрей Борисович, Белов Сергей Анатольевич

Authors of the article write about some details and specifications of the reconstruction of the building, realized in 2007-2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration and Reconstruction of the Main Building of the Moscow Institute of Architecture (MARKHI) in 2007-2012

Authors of the article write about some details and specifications of the reconstruction of the building, realized in 2007-2012.

Текст научной работы на тему «Реставрация и реконструкция основного учебного корпуса Московского архитектурного института - памятника архитектуры и строительного искусства начала XX века»

Реставрация и реконструкция основного учебного корпуса Московского архитектурного института — памятника архитектуры и строительного искусства начала XX века

А.Б.Некрасов, С.А.Белов

Комплекс административных и учебных зданий МАрхИ расположен по улице Рождественке в среде исторической застройки Москвы. В составе комплекса пять зданий, построенных в XVIII-XX веках. Самым крупным объектом является корпус 1, представляющий собой пятиэтажное здание с полуподвалом; форма в плане сложная, но без учета одноэтажной пристройки бывшего главного входа близка к Т-образной.

Кроме центрального комплекса институт в течение длительного времени имел в своем распоряжении значительные площади на территории Рождественского монастыря, в районе Трубной площади и в соседней церкви.

В середине 1990-х годов помещения в районе Трубной площади оказались в аварийном состоянии и их пришлось покинуть, а монастырские стали отходить к Русской православной церкви. В связи с этим остро встал вопрос нехватки площадей для учебных занятий и дипломного проектирования. Для его решения в МАрхИ была создана проектная группа, которая под руководством профессора А.Б. Некрасова и при участии ректора МАрхИ А.П. Кудрявцева разработала концепцию реконструкции всех зданий центрального комплекса с надстройкой этажей на корпусах 2 и 3, возведением новых зданий на месте корпусов 4 («Лавка архитектора») и 5 («Каретный сарай»), а также вдоль южной стороны участка на освободившихся от разбираемых хозяйственных одноэтажных строений пространствах.

Предусматривалась поэтапная реализация этой концепции с тем, чтобы в период строительных работ не создавать больших проблем в учебном процессе. На первом этапе была выполнена надстройка (мансарда) корпуса 2 («Воронцовско-го» — по имени владельца первого жилого здания, построенного в начале XVIII века на этом месте). Надстройка была выполнена достаточно деликатно — на главном (северном) фасаде со стороны улицы Рождественки она практически не просматривается, хотя внутри удалось разместить весьма значительный объем.

На втором этапе, начавшемся в 2007 году, была выполнена общая реставрация корпуса бывших Строгановских мастерских (корпус 1) с реконструкцией верхних этажей. Корпус был построен в 1914 году под новые мастерские Строгановского училища. Строительство проходило под надзором специальной комиссии училища, возглавляемой Н.В. Глобой. Первый вариант проекта был представлен архитектором А.А. Галецким, а само строительство, начавшееся в 1911 году, было осуществлено по новому проекту и при участии архитектора и инженера А.В. Кузнецова. Для применения железобетонных конструкций

была привлечена строительная фирма А.Ф. Лолейта. И Га-лецкий, и Кузнецов были пропагандистами использования в строительстве нового по тому времени материала - монолитного железобетона. Здание было построено в стиле, который отчасти можно отнести к неоклассицизму, но одновременно в нем просматривались многие приметы наступающей новой эпохи - эксплуатируемые террасы, ленточное остекление, зенитные фонари, хорошо освещенные зальные пространства, открытые металлоконструкции и т.п.

Перед инженером А.Ф. Лолейтом стояла сложная задача разработать конструкции, отвечающие новым идеям автора-архитектора, и в полной мере использовать возможности такого замечательного материала, как железобетон.

Ситуация осложнялась тем, что участок строительства был на склоне реки Неглинки, образованном в основном насыпными грунтами, а внизу — водонасыщенными песчаными и супесчаными грунтами средней плотности. Коренные плотные глины и известняки, которые могли бы стать надежным основанием для здания, располагались на глубине 18-20 м. Вполне разумным при таких гидрологических условиях представляется решение использовать свайные фундаменты, объединенные железобетонными ростверками сложной формы. Оно позволило существенно уменьшить осадки самого корпуса и в определенной степени обезопасить соседние здания от негативного влияния новостройки. Можно предположить, что Лолейт применил технологию устройства бетонных набивных свай, разработанную в конце XIX века русским инженером А.Э. Страусом.

Следует отметить, что впервые в России при строительстве была применена полностью каркасная несущая система с безбалочными перекрытиями, опирающимися непосредственно на колонны через грибовидные капители. Толщина перекрытий составляет 23 см, что при расстояниях между колоннами до 7 м является исключительно смелым инженерным решением и говорит о высокой квалификации автора-инженера.

В соответствии с архитектурным замыслом наружные колонны каркаса имеют квадратную или прямоугольную форму сечения, а внутренние — круглую диаметром от 70 см в подвале до 35 см на четвертом этаже. Общая пространственная устойчивость безригельного каркаса обеспечивается железобетонными перегородками и пилонами развитого в плане сечения. Роль своеобразного «ядра жесткости» играют монолитные железобетонные конструкции парадной лестницы овальной в плане формы. Кроме того, в подвале и нижних этажах здания перекрытия выполнены с балками

в двух направлениях, что также повышает горизонтальную устойчивость каркаса.

Стеновое заполнение в виде спаренных стенок из мелкозернистого бетона, армированного сетками, опирается на соответствующее междуэтажное перекрытие, являясь самонесущей на один этаж конструкцией, практически не влияющей на работу несущей системы каркаса. Вызывает удивление то, что, разместив между стенками утеплитель, авторы предугадали принцип сэндвича в ограждающих конструкциях зданий, который через 50 лет нашел широчайшее распространение в крупнопанельном домостроении.

В 1931 году А.Ф.Лолейт впервые в мире разработал основные положения новой теории расчета железобетонных конструкций по разрушающим усилиям; эта теория легла в основу норм НиТУ-38, в соответствии с которыми в СССР стали проектировать здания и сооружения из железобетона.

К настоящим изюминкам здания относится предназначенное Кузнецовым для оранжереи пространство пятого этажа с остекленными боковыми стенами и частью двускатного покрытия, которое поддерживалось изящными стальными рамами, завершавшимися полукруглыми решетчатыми арками. Конструкция была склепана в заводских условиях в виде отдельных фрагментов и собрана целиком уже на отметке пятого

34.610 34.610

Кузнецовский корпус. Разрез по главной лестнице

этажа; ее удивительная легкость оставляет ощущение полета. Фамилию разработчика этой уникальной конструкции установить не удалось, но, вне сомнения, она выполнена под влиянием творчества выдающегося инженера и ученого В.Г.Шухова, чьим именем она условно называется в настоящее время. Для сравнения отметим, что в 1960-х годах на месте плоской эксплуатируемой террасы, наличие которой для архитектуры начала XX века было новаторским приемом, на несколько десятилетий опередившим открытия Ле Корбюзье, было возведено скатное покрытие со светопрозрачным ограждением из стеклоблоков, под которым разместилась аудитория №500, но сами несущие стальные ломаные арки из двутавровых элементов переменного сечения выглядят несколько примитивно, утилитарно, хотя никаких сомнений в их надежности нет.

История использования уникального по своим архитектурно-конструктивным решениям здания в определенной степени отражает отечественную историю XX века.

В 1914 году, за несколько месяцев до завершения строительства (а оно было исключительно коротким — всего два года!) началась Первая мировая война, переросшая затем в Гражданскую войну. В здании тогда разместили госпиталь, в 1920-1930-х годах — ВХУТЕМАС (впоследствии ВХУТЕИН) и МАИ (Московский архитектурный институт).

Кузнецовский корпус. Разрез по восточному крылу

Разрез по южному крылу через Шуховский зал

В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован, а корпус занят Народным комиссариатом образования — будущим Министерством высшего и среднего специального образования СССР, находившимся там вплоть до конца 1960-х годов.

Ректору МАрхИ Ю.Н.Соколову удалось, казалось бы, невозможное - добиться строительства для Минобразования нового здания, а Кузнецовский корпус вернули институту. Надо сказать, что очень непростые годы не лучшим образом сказались на состоянии здания, особенно его инженерных систем. В то же время несущие конструкции остались в хорошем работоспособном состоянии, но внутренние элементы интерьера и фасадов явно нуждались в серьезном ремонте.

Реконструкции требовал и Шуховский зал, который был разделен фанерными перегородками на отдельные аудитории, соединенные общим коридором. Остекленная часть покрытия и поддерживающие ее уникальные стальные арки практически полностью были скрыты от глаз.

Аудитория №500 находилась в полуаварийном состоянии, так как пришли в негодность плиты покрытия из легкого бетона; причина банальна — некачественно сделанная кровля при малых уклонах протекала, от воды бетонные плиты постепенно разрушались.

Проект реконструкции и реставрации был разработан преподававшими в институте специалистами под руковод-

ством профессора А.Б.Некрасова (ГАП) — архитектором А.А.Цибайкиным и конструктором С.А.Беловым. Его реализация проходила в 2010-2012 годах.

В Шуховском зале были полностью разобраны временные потолки и перегородки, освобожден зашитый досками торец зала, оказавшийся тоже остекленным, заново выполнена глухая часть кровли с установкой для лучшего освещения центральной зоны зала окон фирмы <^е1и1«». Из легких стальных конструкций была смонтирована антресоль шириной 8 м на высоте 2,8 м от уровня пола, используемая для дипломного проектирования. Парные опоры антресоли были установлены на существующее перекрытие пятого этажа почти вплотную к опорам рам покрытия, то есть в зоне капителей либо железобетонных пилонов и стены. Поверх опор была выполнена балочная клетка из двутавров, подкрепленная крестообразными подкосами из труб диаметром 80 мм. По балкам устроили настил из шпунтованных досок, прикрытый снизу гипсокартоном и слоем звукоизоляции (минераловатные плиты).

Аналогичная антресоль была выполнена и в аудитории №500 с той лишь разницей, что опоры установили над существующими железобетонными колоннами каркаса.

Интерьер 500-й аудитории с новой антресолью

Кузнецовский корпус МАрхИ. Фонарь бывшей художественной студии Строгановского училища после реконструкции

Антресольное пространство Шуховского зала. Исторические конструкции выкрашены в серый цвет

Дефектные плиты покрытия были демонтированы и заменены мелкоразмерными сборными плитами марки ПРТМ. Стеклоблоки боковых светопрозрачных стен уступили место современным витражам.

Была проведена реконструкция аудитории №602, где, по замыслу А.В.Кузнецова, должна была располагаться художественная студия. Тогда в северной части помещения был выполнен витраж от пола до потолка, причем верхняя его часть шла под наклоном и сложным образом вписывалась в глухой объем, завершавший здание башни. Позже этот витраж был наглухо зашит. Теперь аудитория приобрела первозданный вид - полностью раскрытый большой витраж доходит до пола, обеспечивая возможность свободного прохода на декоративную террасу с балюстрадой, выходящей в парадный двор института. Был восстановлен витраж в северной части.

В конце 1960-х годов на одном из плоских покрытий устроили спортивный зал с кровлей из ломаных решетчатых арок, к которым прикрепили, по-видимому, сэндвич-панели. Однако отсутствие душевого помещения затрудняло нормальную эксплуатацию спортзала, и в конце концов он стал использоваться в качестве аудитории для дипломного проектирования. При разработке проекта реконструкции было решено на оставшейся после устройства спортзала части плоского покрытия разместить нормальную раздевалку с туалетами и душевыми. Для этого пришлось кровлю на этом участке усилить сверху железобетонным перекрытием, армированной набетонкой и смонтировать легкий стальной каркас с наклонным покрытием. Ограждающие стены и кровлю выполнили из легких материалов с надежной паро- и гидроизоляцией.

Любопытной и достаточно сложной работой на корпусе явилось устройство небольшой студии на крыше - самой высокой площадке здания, которая практически ниоткуда не видна, но с нее открывается прекрасный вид на исторический центр Москвы - улицы Неглинную, Рождественку, Кузнецкий Мост и т.д.

Завершалась реконструкция устройством дополнительных маршей, связывающих старый Воронцовский корпус с Кузнецовским, заменой в коридорах старых паркетных полов покрытием из светлых керамических плит, восстановлением витражей в перегородках для проникновения естественного света из аудиторий в коридоры, перекраской всех внутренних стен и перегородок в белый и серый цвета, заменой деревянных аварийных переплетов многочисленных ленточных окон во всем здании, приведением в порядок всех санитарных узлов, кухни и зала институтской столовой.

Были отремонтированы и укреплены сложные детали фасадов, кое-где восстановлена штукатурка, фасад полностью перекрашен.

Реализация проекта реставрации и реконструкции основного корпуса МАрхИ потребовала большого объема работ по обследованию и оценке состояния несущих и ограждающих конструкций, поверочных расчетов, анализа проектной до-

кументации и т.д. Не все из задуманного удалось воплотить в жизнь. Например, в многоэтажных корпусах отсутствуют лифты, хотя их установка не представляется технически сложной и финансово дорогой проблемой.

В проекте было предусмотрено устройство над аудиторией №602 полностью остекленного купола - пространства с круговым обзором центра Москвы. Однако реализация этой части проекта не состоялась, что может быть и к лучшему, так как у А.В.Кузнецова купола принципиально не было. К тому же его возведение было технически рискованным, так как было связано с необходимостью сложного усиления перекрытия над аудиторией №602 и надстройкой лестницы, ведущей на покрытие.

В целом обновленный корпус МАрхИ сегодня выглядит посвежевшим и весьма привлекательным как снаружи, так и во внутренних своих пространствах.

Restoration and Reconstruction of the Main Building

of the Moscow Institute of Architecture (MArhl)

in 2007-2012.

By A.B.Nekrasov, S.A.Belov

Authors of the article write about some details and specifications of the reconstruction of the building, realized in 2007-2012.

Ключевые слова: монолитный железобетон, новый корпус, оригинальная конструкция.

Key words: concrete, new building, original structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.