Научная статья на тему 'РЕСТАВРАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕСТАВРАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морская археология / подводное культурное наследие / реставрация древесины / maritime archaeology / underwater cultural heritage / wood restoration

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиганов Даниил Дмитриевич, Политико Юрий Николаевич

В статье описывается опыт реставрации и консервации археологической древесины в виде останков кораблей реставрационной мастерской в Музее Мирового океана (г. Калининград). На протяжении нескольких столетий история судоходства на Балтике и во внутренних акваториях оказывала огромное влияние на формирование облика Калининграда (бывшего немецкого города Кёнигсберга) как морского города и порта. Музей Мирового океана видит свою первоочередную задачу в сохранении и тщательном изучении объектов морского культурного наследия. Уже более 10 лет при Музее действует реставрационная мастерская, сотрудники которой при помощи современного оборудования успешно работают с фрагментами судов из дерева и металла. С целью развития этой темы при Музее планируется создания сектора подводной археологии, сотрудники которого будут получать Открытые листы и выполнять подводные археологические работы на необходимом профессиональном уровне и с соблюдением норм действующего законодательства. Реставрационная мастерская готова к приему и обработке археологических артефактов, найденных в ходе работы под водой и на наземных объектах. Детали кораблей и судов, такелажа, сохранившиеся фрагменты груза будут пополнять музейные фонды и экспозиции, посвящённые обширной теме Калининграда как морского города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of archaeological wood in the Museum of the World Ocean: experience and prospects

The article describes the experience of restoration and conservation of archaeological wood in the form of ship remains of the restoration workshop at the Museum of the World Ocean (Kaliningrad). For several centuries, the history of shipping in the Baltic and inland waters had a huge influence on the formation of the appearance of Kaliningrad (the former German city of Königsberg) as a maritime city and port. The Museum of the World Ocean sees its primary task as the preservation and careful study of marine cultural heritage. For more than 10 years, the Museum has had a restoration workshop, whose employees, using modern equipment, successfully work with fragments of ships made of wood and metal. In order to develop this topic, the Museum plans to create an underwater archeology sector, whose employees will receive Open Sheets and carry out underwater archaeological work at the required professional level and in compliance with current legislation. The restoration workshop is ready to receive and process archaeological artifacts found during work underwater and on land. Details of ships and vessels, rigging, preserved fragments of cargo will replenish museum collections and exhibitions dedicated to the broad topic of Kaliningrad as a maritime city.

Текст научной работы на тему «РЕСТАВРАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 902.034

DOI: 10.24412/2220-0959-2024-14-137-149

РЕСТАВРАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДРЕВЕСИНЫ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Пиганов Даниил Дмитриевич1, Политико Юрий Николаевич2

1 мнс Отдела истории ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана» (г. Калининград) 2 реставратор, реставрационная мастерская ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана» (г. Калиниград)

Аннотация: В статье описывается опыт реставрации и консервации археологической древесины в виде останков кораблей реставрационной мастерской в Музее Мирового океана (г. Калининград). На протяжении нескольких столетий история судоходства на Балтике и во внутренних акваториях оказывала огромное влияние на формирование облика Калининграда (бывшего немецкого города Кёнигсберга) как морского города и порта. Музей Мирового океана видит свою первоочередную задачу в сохранении и тщательном изучении объектов морского культурного наследия. Уже более 10 лет при Музее действует реставрационная мастерская, сотрудники которой при помощи современного оборудования успешно работают с фрагментами судов из дерева и металла. С целью развития этой темы при Музее планируется создания сектора подводной археологии, сотрудники которого будут получать Открытые листы и выполнять подводные археологические работы на необходимом профессиональном уровне и с соблюдением норм действующего законодательства. Реставрационная мастерская готова к приему и обработке археологических артефактов, найденных в ходе работы под водой и на наземных объектах. Детали кораблей и судов, такелажа, сохранившиеся фрагменты груза будут пополнять музейные фонды и экспозиции, посвящённые обширной теме Калининграда как морского города. Ключевые слова: морская археология, подводное культурное наследие, реставрация древесины

Abstract: The article describes the experience of restoration and conservation of archaeological wood in the form of ship remains of the restoration workshop at the Museum of the World Ocean (Kaliningrad). For several centuries, the history of shipping in the Baltic and inland waters had a huge influence on the formation of the appearance of Kaliningrad (the former German city of Königsberg) as a maritime city and port. The Museum of the World Ocean sees its primary task as the preservation and careful study of marine cultural heritage. For more than 10 years, the Museum has had a restoration workshop, whose employees, using modern equipment, successfully work with fragments of ships made of wood and metal. In order to develop this topic, the Museum plans to create an underwater archeology sector, whose employees will

Пиганов Д. Д., Политико Ю. Н. Реставрация археологической древесины в Музее Мирового океана: опыт и перспективы / Д. Д. Пиганов, Ю. Н. Политико // Вопросы подводной археологии. - 2023. - №14. - С. 137-149

receive Open Sheets and carry out underwater archaeological work at the required professional level and in compliance with current legislation. The restoration workshop is ready to receive and process archaeological artifacts found during work underwater and on land. Details of ships and vessels, rigging, preserved fragments of cargo will replenish museum collections and exhibitions dedicated to the broad topic of Kaliningrad as a maritime city.

Keywords: maritime archaeology, underwater cultural heritage, wood restoration

Музей Мирового океана - единственный в России комплексный музей-заповедник, экспозиции которого посвящены судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии мирового океана. На протяжении более чем 20 лет одним из направлений научной деятельности являются поиск и сохранение деревянных фрагментов старинных судов. На протяжении всей своей истории город Кёнигсберг (ныне Калининград) был портовым городом и его развитие обуславливалось интенсивным торговым судоходством, прежде всего - торговлей янтарём, которая началась с рубежа эпох античности и раннего средневековья - с IV-V в. н.э. [6] и продолжала осуществляться морским путём еще на протяжении нескольких столетий.

Сорок три километра отделяет Набережную исторического флота Музея Мирового океана от Балтийского моря. Поэтому на территории современной Калининградской области нередки находки деревянных фрагментов судов, деталей набора корпуса, обшивки и некоторых элементов такелажа. Некоторые из них пополнили фонды Музея Мирового океана. Стремительно развивающиеся в настоящее время средства поиска и обработки объектов искусственного происхождения, скрытых не только под толщей воды, но и в донных отложениях, существенно скорректировали методы комплексного подхода при организации работ с памятниками культурно - исторического наследия [1. С.41]. Перед сотрудниками музея стоит задача сохранения этих артефактов, представляющих значительный научный интерес.

Вероятность найти деревянный корпус старинного судна без существенных затрат не очень высока. Но, тем не менее, и детали судов позволяют реконструировать облик традиционных судов региона Юго-восточной Балтики (и не только), и сами по себе являются интересными и зрелищными экспонатами, органично вписывающимися в музейную экспозицию.

В 2000 г. в карьере близ пос. Янтарный в процессе добычи янтаря была сделана необычная находка: остов судна XIX в длиной 30 м и шириной около 7 м (датировка была произведена позднее) с элементами судового оборудования (якорь, хорошо сохранившийся брашпиль, якорные цепи, элементы крепежа и т.д.). Раскопки, проведённые Деснинским

Рис. 1, 2. Фрагмент шпангоута, найденный в виде случайной находки на берегу Балтийского моря близ пос. Куликово, Калининградская область, 2021 г.

отрядом ИА РАН под руководством проф. В.И. Кулакова, позволили пролить свет на то, как судно оказалось в карьере. Вероятно, оно попало в шторм и оказалось на мели. Впоследствии часть корпуса была демонтирована, а нижняя часть корпуса была занесена песком. В 1960-х гг. прибрежная зона в районе Янтарного начала заполняться песчаными балластными выбросами, параллельно под собственной массой остатки корабля стали погружаться в рыхлый песок, где и были обнаружены 40 лет спустя в процессе добычи янтаря [5].

Именно эта находка послужила первым импульсом к изучению сотрудниками Музея Мирового океана методик сохранения деталей судов в виде мокрой археологической древесины. Встал вопрос о возможности сохранения останков судна и их дальнейшего экспонирования. Сотрудники приступили к поиску оптимальной методики реставрации судна. Был установлен материал, из которого судно было построено, -им оказался дуб. Предложенный польскими специалистами из Гданьска метод консервации древесины путём пропитки льняным маслом был сочтён неподходящим, поскольку в этом случае нельзя было обеспечить обратимость процесса реставрации, что является главным правилом реставратора.

Рис. 3 Фрагмент шпангоута, найденный в виде случайной находки на берегу Балтийского моря близ пос. Куликово, Калининградская область, 2021 г.

Рис. 4. форштевень и часть корпуса корабля XIX в. типа Handelsjagd в экспозиции Музея Мирового океана Рис. 5. брашпиль корабля XIX в. типа Handelsjagd в экспозиции Музея Мирового океана

В итоге оптимальный способ был найден в 2002 г. при помощи специалистов Реставрационного центра при Ассоциации Реставраторов России (РЕСЦАР). После консультаций было принято решение крупногабаритные фрагменты корпуса судна были медленно высушены в естественных условиях. Предварительно они были погружены в воду, очищены от донных наслоений и завернуты в полиэтилен. Процесс естественной сушки древесины существенно затянут по времени, однако оптимален с точки зрения обратимости процесса. Было установлено, что дубовые детали корпуса слабо подвержены процессам поверхностного разрушения и растрескивания сердцевины и в процессе естественной сушки не претерпели явных деформаций. В результате получилась полусухая археологическая древесина, которую было решено пропитывать водно-спиртовыми растворами полиэтилен гликоля марки 1500 (ПЭГ-1500). Эти работы были достаточно трудоёмкими, поскольку производились реставраторами музея вручную и в неприспособленном помещении. [3, с. 57]. В итоге к 2007 г. работы были завершены и судно было собрано и размещено в одном из выставочных залов Музея Мирового океана в 2007 г.

Рис. 6. Фрагмент якорной цепи, юферс, блок и металлический крепёж корпуса корабля типа Handelsjagd в экспозиции Музея Мирового океана

Следующим этапом стала работа с фрагментом корпуса традиционного немецкого судна типа Рейзекан (Reisekahn). Его кормовая часть была обнаружена на берегу Калининградского залива близ г. Балтийск (быв. Pillau) в 2006 г. и в октябре 2014 г. перевезена в разобранном виде в Музей Мирового океана. К этому моменту Музей уже располагал современным оборудованием для консервации и реставрации археологической древесины.

Перед началом работы с остатками судна, волей случая, в реставрационную мастерскую музея поступили фрагменты водоводов в виде деревянных труб и деревянного колодца - остатки водопроводной системы г. Кёнигсберга, датированные приблизительно XVII - XVIII вв. Представилась возможность в полной мере отработать практические навыки по консервации мокрой древесины с применением всех имеемых технических средств реставрационной мастерской:

• сборно-щитовой морозильной камеры с навесным агрегатом габаритами 1430 х 3600 х 2400 мм, внутренним объёмом 9,72 куб. м и рабочей температурой от 0 до - 25 С°;

• вакуумной сублимационной сушилки D12/40, производства компании «Frozen in Time Ltd.» производства Великобритании, габаритами 2,08 х 4,68 х 1,87 м, с номинальной t° в камере конденсора - 55 С°, диапазоном t° в сушильной камере от - 40 до +50 С°;

• вакуумного двухступенчатого насоса «Pfeiffer DuoLine» производительностью 65 куб. м / ч.

Максимальная длина предметов из археологической древесины, с которыми может работать реставрационная мастерская Музея Мирового океана - 4,1 м, высота - до 1,1 м.

Это оборудование позволило применить самую эффективную на сегодняшний день методику сушки древесины путем вымораживания с предварительной пропиткой растворами ПЭГ (полиэтиленгликоля) с различной молекулярной массой. Законсервированная древесина позволила получить хороший образец колодца.

Следующим значительным объектом, с которым работали реставраторы Музея Мирового океана, стали останки восточно-прусского речного парусного судна типа рейзекан (reisekahn), представляющие из себя кормовую часть из 28 фрагментов, были разобраны и очищены от многолетних наслоений ила и водорослей механическим способом. Была выполнена выкладка судна для получения его полных геометрических пропорций и размеров. Путем несложных математических вычислений были установлены размеры судна - 32-35 м, после чего наступил черёд морозильной и вакуумной камер.

Рис. 7. Остатки водопроводной системы Кёнигсберга в виде колодца, найденные при раскопках на территории г. Калининграда

Смоченные в растворе элементы были заморожены в морозильной камере. При работе с мокрой археологической древесиной замораживание необходимо для того, чтобы вода при испарении переходила в газообразное состояние, минуя жидкую стадию, причем кристаллы льда не разрушали клеточную структуру древесины, при этом вакуум ускорил процесс сушки. Замораживание в камере происходит несколько дней при температуре

Рис. 8, 9. Оборудование музейной реставрационной мастерской по работе с древесиной

от -20 до -30 С°. После замораживания предметы помещались в вакуумную морозильную камеру с отрицательной температурой, которая понижалась до - 60 С° с одновременным понижением давления.

Продолжительность обработки крупных артефактов в этих условиях занимает от нескольких часов до нескольких недель. На сегодняшний день этот процесс хоть и считается стандартом, в большинстве лабораторий по консервации мокрого археологического дерева, но требует взвешенного подхода и дальнейшего изучения [4].

Особенно больших успехов в применении и усовершенствовании этой методики начиная с 1994 г. добились специалисты Отдела реставрации музейных предметов в Новгородском музее и музее - заповеднике «Град Свияжск» на Волге, их опыт в значительной степени облегчил работу калининградским реставраторам.

Нельзя не оценить значение мастерской Музея Мирового океана для сохранения и пополнения музейной коллекции. В ближайшем будущем в Музее планируется создание сектора по соответствующему профилю. Подводным археологам предстоит большая работа не только в водах Балтики, но и в многочисленных внутренних водоёмах Калининградской области - реках, каналах и озёрах.

Рис. 10. Корма восточно-прусского судна типа reisekahn, восстановленная реставраторами Музея, в одной из экспозиций

Рис. 11. реконструкция архитектурно-ландшафтного облика Кёнигсбергской портовой набережной, выполненная М. Селяниным в 1997 г., в одной из экспозиций Музея Мирового океана

На сегодняшний день сотрудникам Музея Мирового Океана достоверно известны, как минимум, три точки на внутренних водоемах Калининградской области, где останки старых деревянных судов ждут

своих исследователей. В настоящее время Музей активно работает над развитием темы подводной археологии на территории Калининградской области, планируется создание соответствующего музейного сектора, в задачи которого войдут организация археологических экспедиций на основании Открытого листа, сбор и обработка археологических артефактов для пополнения музейных фондов.

Также представляется перспективным изучение средствами и методами подводной археологии участков речного дна причальных стенок бывшего порта Кёнигсберг. Несколько столетий хозяйственной деятельности дают основание предположить в черте Калининграда наличие мощных археологических пластов. Поистине, впечатляющий и очень показателен опыт рабdот Калининградской городской экспедиции ИИМК РАН. При проведении строительных работ на территории будущего моста были вскрыты фундаменты бывшей крепости Фридрихсбург (Friedrichsburg), построенной на берегу реки Преголи (быв. Прегель, Pregel), некогда прикрывавшей вход в Кёнигсберг со стороны моря. В истории России она нашла отражение благодаря тому, что в 1697 г. ее трижды посещал Пётр I, а в дальнейшем крепость послужила образцом для русских фортов Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец. Сотрудники ИИМК РАН с 2022 г. и по настоящее время выполняют на территории бывшей крепости спасательные работы, в результате которых был выявлен мощный культурный слой. Число найденных предметов - более 50 000, среди них - ядра, пуговицы, кокарды и т.п. [9, с. 205-207]. Это как нельзя лучше иллюстрирует перспективы результативных археологических исследований на территориях, прилегающих к реке Преголя. Реставрационная мастерская Музея Мирового океана успешно продолжает осваивать и собирать у своих коллег из других музеев методики восстановления археологических предметов из дерева, металла и кожи.

В силу сказанного есть все основания полагать, что у калининградских реставраторов впереди еще много интересной работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березин А.А. К вопросу сохранения и консервации памятников судоходства // Вестник Брянского госуниверситета. - 2017. - №2 (32). - С.41-48.

2. Бойкина И. Н. Сохранение объектов морского наследия в Музее Мирового океана // Проблемы изучения и сохранения морского наследия — The Problems of Study and Preservation of Maritime Heritage:

статьи, справочные материалы, исследования: Международная научно-практическая конференция [7-11 апреля 2015 года] / Министерство культуры РФ, ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана». 1-е изд. Калининград: РОС-ДОАФК, 2016. С. 47

3. Бойкина И. Н. Реставрация археологической находки «Корабль XIX в.» // Изучение памятников морской археологии. СПб, ИИМК РАН, 2004. Вып. 5. С. 46.

4. Копейкин М. Л. Современные практические методы консервации мокрого археологического дерева // Вопросы подводной археологии, 2020, №11. - С. 58-96

5. Кулаков В.И., Нигматуллин Р.А. Отчёт «Археологические раскопки остатков деревянного судна в карьере «Приморский» в Зеленоградском районе Калининградской области». Архив ИА РАН. - М., 2001

6. Кулаков В.И. В гавани Нойкурена могли причаливать римские корабли // ПроБалтику: Достопримечательности Пионерского -1: прусские отголоски: [сайт]. URL: http://probaltiku.ru/poberejie/v-gavan-nojkurena-mogli-prichalivat-rimskie-korabli.html (дата обращения: 17.01.2024)

7. Попова О. П., Пиганов Д. Д. Рейзекан: к истории одного экспоната Музея Мирового океана // Гидрокосмос. 2023. Т. 1, 2. № 3-4. С. 79-92.

8. Попова О.П., Политико Ю. Н. Рейзекан - традиционная лодка внутренних водных путей Восточной Пруссии // «Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России». Т. 2 М., 2021

9. Субботин А.В., Боковенко Н.А., Филиппенко Р.В. Работы ИИМК РАН в Калининграде и Калининградской области // Бюллетень №14. Охранная археология. - СПб, ИИМК РАН, 2023

10. Таскаев В. Н. Подводная археология и консервация мокрого дерева. // Сборник «Патрей. Материалы исследования». М., 2007, вып. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.