Научная статья на тему 'РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА А.М. БАЙКОВА В ИМПЕРАТОРСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ В ГАТЧИНЕ'

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА А.М. БАЙКОВА В ИМПЕРАТОРСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ В ГАТЧИНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / Байков / Гатчина / классицизм / реставрация

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В Н. Иванова

Архитектор А.М. Байков, будучи главным архитектором города, помимо строительства городских общественных зданий по велению императора и контроля частной застройки, занимался реставрационными работами, как в самом Гатчинском дворце, так и на территории дворцово-паркового комплекса. В его обязанности входило не только поддержание, но иногда и полная реконструкция здания, с сохранением функции, а также планировочной структуры, заданной архитектором-предшественником. Так, в здании Птичника А.М. Байков сумел сохранить композицию фасадов и объёмно-пространственные решения, созданные архитектором А.Д. Захаровым, несмотря на то, что сооружение полностью разбиралось в связи с необходимостью проведения работ по укреплению фундаментов. Бережное отношение А.М. Байкова к работе предшественников позволяет при проведении современной реставрации понять всю историю создания памятника, что немаловажно для последующих исследований и более глубокого изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА А.М. БАЙКОВА В ИМПЕРАТОРСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ В ГАТЧИНЕ»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 72; 72.01; 72.03; 72.035; 72.035.2 DOI 10.53115/19975996_2023_04_136_142

ББК 85.11; 85.113(2)

В.Н. Иванова

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА А.М. БАЙКОВА В ИМПЕРАТОРСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ В ГАТЧИНЕ

Архитектор А.М. Байков, будучи главным архитектором города, помимо строительства городских общественных зданий по велению императора и контроля частной застройки, занимался реставрационными работами, как в самом Гатчинском дворце, так и на территории дворцово-паркового комплекса. В его обязанности входило не только поддержание, но иногда и полная реконструкция здания, с сохранением функции, а также планировочной структуры, заданной архитектором-предшественником. Так, в здании Птичника А.М. Байков сумел сохранить композицию фасадов и объёмно-пространственные решения, созданные архитектором А.Д. Захаровым, несмотря на то, что сооружение полностью разбиралось в связи с необходимостью проведения работ по укреплению фундаментов. Бережное отношение А.М. Байкова к работе предшественников позволяет при проведении современной реставрации понять всю историю создания памятника, что немаловажно для последующих исследований и более глубокого изучения.

Ключевые слова:

архитектура, Байков, Гатчина, классицизм, реставрация.

Иванова В.Н. Реставрационные работы архитектора А.М. Байкова в Императорской резиденции в Гатчине // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. -С. 136-142. - DO110.53115/19975996_2023_04_136_142

© Иванова Варвара Николаевна - научный сотрудник, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Гатчина; e-mail: [email protected]

В связи с масштабными реставрационными работами, проводимыми в Государственном музее-заповеднике «Гатчина», появляется необходимость в исследовании всех предыдущих этапов ремонтных работ. Таким образом, актуальность исследования заключается в потребности изучения истории реставрации каждого объекта для понимания того, насколько изменялся либо оставался неизменным авторский замысел за всю историю бытования того или иного архитектурного памятника.

В первой половине XIX в. Гатчинский дворец нуждался в небольших перестройках и незначительном ремонте. Деревянные лестницы заменялись чугунными и каменными, также проводились небольшие работы в разных частях Арсенального и Кухонного каре. Архитектура дворцового комплекса не изменялась, но поддерживалась в надлежащем состоянии. Двадцать пять лет дворец и парк

Гатчины принадлежали Марии Фёдоровне. В этот период работы по строительству, начатые до 1801 г., были приостановлены, либо отменены вовсе. Парковые сооружения постепенно ветшали и приходили в упадок. Так, повреждённый бурей павильон Турецкая палатка грозил обрушиться, и архитектор А.М. Байков разобрал его, заменив на трельяж овальной формы со скамьями внутри. Парковая забава, полностью изменив внешний облик, продолжала именоваться «Турецкой беседкой».

После смерти Марии Фёдоровны 24 октября 1828 г. Гатчина согласно Указу от 13 января 1829 г. поступила в личную собственность Николая I. Гатчина была объявлена майоратом, и Николай I решил сделать Гатчину образцовой императорской резиденцией.

В Гатчине сосредоточилась царская охота, что привело к благоустройству

Рис. 1. ГДМ-573-XII. Байков А.М. План по чердачным лестницам Гатчинского дворца. Первая половина XIX века.

территорий Зверинца и Заячьего ремиза. Переделкам и ремонту подвергаются парковые сооружения и сам Гатчинский дворец.

К 1840-м гг. приходят в ветхость лестницы и чердачные перекрытия Кухонного и Арсенального каре Гатчинского дворца, ремонтными работами которых занимается А.М. Байков (рис.1).

Материальных свидетельств работ А.М. Байкова в Гатчинском дворце не осталось: в 1847-1852 гг. архитектор Р.И. Кузьмин полностью разобрал обветшавшие каре, и выстроил их вновь, внеся изменения в объёмно-пространственную планировку. Поэтому многие исследователи не уделяют внимание работам А.М. Байкова, сосредотачивая свои исследования на капитальных перестройках Р.И. Кузьмина. Но именно чертежи А.М. Байкова позволяют глубже понять первоначальные планировку и пропорции каре, созданных архитекторами-предшественниками, В. Бренна и А. Ринальди.

Проведя иконографический анализ, можно вынести гипотезу о том, что В. Бренна не изменял радикально объёмно-планировочную структуру и пропорции

каре (рис. 2). Об этом свидетельствует возведённая рядом с Кухонным каре Гатчинского дворца башня Екатеринверде-ра, которая должна была зеркально отражать башню каре (рис. 3).

Оригинальные чертежи В. Бренна были привезены П.Х. Обольяниновым в Павловск в июне 1796 г. [7, л. 6 об.] Башни авторства А. Ринальди не перестраивались. Деньги в этот период выплачивались за работы по перестройке стен; упоминаний о перекладке башен в архивных документах не встречается. Башни Кухонного каре называются в рапортах по именам их обитателей и служат ориентирами: «от башни, где господин Брена живёт, до башни, где жил господин полковник Шац <...>, от вышеписан-ной башни господина полковника Шаца до башни, где Маркил Иванович живёт» [5, л. 164]. В документах видим постоянное уточнение: «от башни до башни» [7, л. 58, л. 62] - именно так крестьяне Яковлев и Подметин, и подрядчики Посников и Бутев строят стены третьего этажа Кухонного каре. Упоминаний о каких-либо работах в башнях нет, делаются печи, £2 вставляются рамы, ведутся штукатур- о ные работы - лишь во втором и третьем ^о

Рис. 2. ГДМ-594-XII Байков А.М. План лестниц верхнего этажа Арсенального каре. Первая половина XIX века.

сх О

Рис. 3. ГДМ-170-XII Неизвестный автор Планы существующей Екатеринвердерской башни у Кухонного каре. 1860-е гг.

этажах Кухонного каре: «где жил польский король, под окнами оштукатурено, и у лестницы два покоя выбелены от башни Бреновой до Шацовой башни» [6, л. 119]. Первый этаж и башни перестройка не затрагивает. Работы по надстройке дворцовых каре велись одновременно со строительством Екатеринвердерской башни, и, если бы В. Бренна планировал менять пропорции и материал башен Гатчинского дворца, то, несомненно, мы увидели бы иной и башню Екатеринвердера.

Таким образом, А.М. Байков, занимаясь ремонтом лестниц каре, зафиксировал на чертежах планировку, имеющую отголоски объёмно-пространственного замысла Ринальдиевского дворца.

На планах можно увидеть, что дворцовые башни задают стилистику всех сооружений, выстраиваемых в непосредственной близости к Кухонному каре, и во внутреннем дворе. Можно увидеть восьмигранник, своими пропорциями превышающий Екатеринвердерскую башню, но стилистически перекликающийся с ней - это каменный погреб, созданный по проекту А.М. Байкова, который к 1846 г. стал мешать въезду экипажей и служебных повозок с дровами и водой, и было принято решение о его устранении [4, л. 42]. Впоследствии он пропадает с планов.

В 1 840-х гг. не только во дворце, но и в Гатчинском парке проводились ремонтные работы под руководством архитектора А.М. Байкова. Они охватывали все парковые сооружения: мосты, павильоны, лестницы, паромные переправы.

Проводились также работы по ремонту отдельных объектов, требующих обновления или полной перестройки. Так, к первой половине XIX в. относится работа А.М. Байкова над Круглым бассейном, «что против дома Садов» [1]. На чертеже рукой архитектора написано: «План с показанием старого фундамента, и вновь под постройку лестницы в битие свай. План нижней верхней части цоколя бассейна и лестницы в оный» [1].

От поставщика Марка Емельянова он принял для двух строящихся у павильона Венеры деревянных мостов сосновые брёвна [9, л. 1Б]. В это же время А.М. Байков руководил процессом реставрации каменного моста [9, л. 7].

После высочайшего повеления императора лично отмеченные карандашом парковые дроги превращали из пешеходных в проезжие, а генерал-майору Лихар-дову были поручены составление сметы

и проекта для перестройки каменного моста [10, л. 1]. Но смета, составленная А.М. Байковым, оказалась, по мнению Я.В. Захаржевского, наиболее подходящей для поставленных целей, с чем генерал-майор Е.А. Рооп согласился. В итоге были составлены предварительные условия и кондиции на каменную работы.

22 июля 1 840 г. император посетил Гатчину и заметил, что «два каменных моста, значущиеся на общем плане литерами А и В, требуют исправления, и деревянные мосты по ветхости надобно переделать. Высочайше повелеть соизволил мосты эти исправить, о чем и Ваше Превосходительство мне лично объявить изволили» [11, л. 1], - написал в своём рапорте генерал-майор Е.А. Рооп.

Была составлена смета и решено по верху моста сделать насыпь из гравия и песка. Для проведения работ необходимо было установить леса и кружала и разобрать перила с тумбами, балясами и поручнями и весь верхний кордон.

27 июля 1840 г. Я.В. Захаржевский просил прислать к нему А.М. Байкова для «некоторого объяснения» [11, л. 7], но 31 июля Е.А. Рооп выслал ответ о том, что «архитектор Байков по случаю болезни не может теперь прибыть для объяснения по предмету перестройки мостов в Гатчинском саду, а как скоро в состоянии будет ехать, то немедля будет прислан» [11, л. 8].

3 1 августа А.М. Байков в рапорте Е.А. Роопу пишет: «Своды большого каменного моста на 3-х арках предположены вывести лекально из желтоватого слоя чернецкого камня, которой прочнее может быть кладка кирпичной, ибо старой ныне существующий мост, оттого перекрошились сводные части и стены наружные, что слой камня чернецкого употреблён был в дело красноватого слоя, который не имеет той прочности, и от сырости при морозном времени крошится, кирпичем выгоднее можно произвести работу но сводом должно верхнюю часть плитную поднять не менее как в 2 Уг кирпича, и тогда мост ещё более подымется вышиною противу теперешней пропорции 12-ю вершками, и на пространстве всего моста должно быть по фасаду и облицовку плитных стен поднять по пропорции для отлогости дабы въезд был на него покойнее» [11, л. 11-11 об.]. В итоге мост был закончен в двадцать три дня, а чернецкий камень поставлял вольный каменщик Степан Башков и его рабочие люди.

В 1846 г. каменный мост о трёх арках, что против железной решётки в Дворцовом саду, оказался в неудовлетворительном состоянии. «Под самым мостом оказавшиеся нижние части цоколя от самой воды сопревши толщиною от 5 до 6 вершков: в постели от 9 до 10 вершков: угловые толщиною от 5 и до 6 вершков: квадратно в постели до 1 аршина 3-х вершков: всего потребуется переделкою погон: до 60 саж: желает принять на себя исправление оной переделки крестьянин Марьян Павлов с тем условием, чтобы в зимнее время вытесать из ротковского камня плиту под цоколь по шаблону и лекалу и с начала весны приступить к исправлению работы, выбить и выбрать с мостов старый цоколь, положить и ввести вновь в два ряда цоколя с плотною принаров-кою и подлитием по извести с разбуткою позади онаго и с укреплением железными скобами где потребуется, с постановкою от воды потребное число подмостков, считая подводку цоколя нового в два ряда с погонной сажению по 4 руб: серебром» [8, л. 1 - 1 об.].

Для приведения другого паркового моста в должный вид предписывалось: «вытесать из казённого ротковского камня с чистою наковкою лица плиты под цоколь по шаблону с положением и выведением вновь цоколя в два ряда с плотною принаровкою швов и постелей и подли-тием по извести с разбуткою позади она-го, укрепление потребуется железными скобами, которые должны быть сделаны от казны, старый же, сопревший цоколь выбрать с местов и отнести куда указано будет.

К работе приступить весною будущего 1847 года» [8, л. 4], когда вода будет спущена.

В связи со спуском воды 5 мая 1 847 г. архитектору А.М. Байкову было предписано осмотреть все мосты и пристани и отчитаться Дворцовому правлению об их состоянии. После выявленных разрушений, произведённых водой, архитектору было поручено произвести работы согласно осмотру, что и было исполнено.

Также осмотру и исправлению подлежали и парковые павильоны. После смерти директора города Гатчины, генерал-майора Е.А. Роопа, на его должность назначили Ф.И. Люце [3, л. 34]. К этому периоду были составлены подробные описи всех строений города Гатчины, включая парковые постройки. В список ветхих зданий, находящихся в ведомстве Гатчинского Дворцового

правления, вошёл и Птичник, обозначенный в рапорте Ф.И. Люце, как «Птичной дом» [3, л. 35]. Предложение Ф.И. Люце

0 сносе руинированного здания было поддержано Главноуправляющим дворцовыми правлениями и городом Царским селом Я.В. Захаржевским. Архитектор А.М. Байков 6 февраля 1843 г. представил планы и фасады здания, составленные с натуры [3, л. 35]. 8 февраля 1843 г. чертежи были отправлены Я.В. Захаржевскому, который лично осмотрел здание, и нашёл его не только опасным, но и малофункциональным. Удалённость от дворца делала Птичник неудобным для какого-либо приспособления, а сквозные вертикальные трещины делали здание опасным.

Дальнейшее использование Птичника по назначению не предполагалось. Ф.И. Люце предлагал разместить в здании мастерские, но подобный вариант эксплуатации здания сочли неудобным. Остро встал вопрос о разборке аварийного сооружения.

Император Николай I, ознакомившись со всеми материалами и предложениями, велел осушить место, где располагался Птичник - именно сырой грунт служил причиной появления сквозных трещин в стенах, а затем возвести сооружение заново, в тех же архитектурных формах.

16 февраля Я.В. Захаржевский потребовал у Ф.И. Люце составления сметы, которая и была представлена 30 апреля 1843 г. На разбор и постройку такого же сооружения требовалось 19 379 рублей 69 копеек серебром. Предположительно автором сметы является архитектор А.М. Байков.

Осушение почвы на месте постройки Птичника являлось наиболее сложной частью работ в связи с близостью к реке. Было предложено сделать более высокие фундаменты с продушинами и за счёт более высоко поднятой земли организовать сток воды от здания. С отведением воды от здания канавы, как то представлял государь, не могли бы справиться - горизонт воды в реке находился на слишком высоком уровне.

Николай I рассмотрел и утвердил смету и предложения по просушке территории

1 июня 1843 г. Из Гатчинского городового правления были выделены средства на перестройку Птичника.

В приказе от 1 июня 1843 г. содержалась приписка о приспособлении здания бывшего Птичника для содержания диких коз [3, л. 37]. Подобное решение вызвало много вопросов о выделении тер-

риторий для подножного корма козам, и 13 октября 1843 г. Николай I специальным указом разрешил использовать для этого часть Зверинца, для чего была создана очередная смета на общую сумму 5 843 рубля серебром. Предполагалось увеличение территории Зверинца за счёт присоединения смежных земель. Но в процессе рассмотрения этого вопроса к Зверинцу Указом от 1 октября 1843 г. присоединили Сильвию [3, л. 38] и Птичник, ранее находящийся на территории Сильвийского парка, стал частью парка Зверинец.

1 июня 1 843 г. были утверждены проект и смета на перестройку Птичника [3, л. 42], не предполагавшие никаких изменений ни в архитектурно-планировочной, ни в объёмно-пространственной композиции здания.

Заготовка строительного камня началась в феврале 1844 г. Цокольный и бутовый камень поставляли крестьяне из деревень Роткова и Черницы [3, л. 41].

Перестройка Птичника была связана с рядом трудностей: помимо проблемы с переизбытком воды в грунте, возникли трудности с поставками строительных материалов. Используемый до этого при строительстве Птичника камень был мягким, легко обрабатываемым, но не выдерживал сырости и морозов, отчего в здании появлялись сквозные трещины. Более прочный камень вызывал сложности в обработке и не устраивал поэтому подрядчиков [3, л. 40]. Все эти нюансы потребовали личного рассмотрения всех материалов генералом от артиллерии Я.В. Захаржевским, который вызывал к себе архитектора А.М. Байкова со сметами.

С марта по октябрь 1844 г. велась заготовка древесных материалов [3, л. 43].

Вопреки всем трудностям, к 3 мая 1844 г. Я.В. Захаржевский утвердил производство работ по ценам, предложенным подрядчиками [3, л. 40].

Разборка старого здания Птичника началась в 1844 г., но для извлечения фундамента с лежнями потребовалось ждать, когда спадёт уровень воды в реке и разбирать плотину. С 8 мая 1844 г. начались работы по разбору старого фундамента, которые длились по начало июня 1 844 г. [3, л. 40].

В 1844 г. все каменные работы по перестройке Птичника были завершены. В 1 845 г. начались столярные работы: мещанин Яблочкин выполнил их, завершив навеской дверей по местам [3, л. 46]. Механик Илис отлил чугунные фигуры

для балюстрады - пять панелей, шесть шаров, двадцать четыре вазы и два шпиля [3, л. 47].

В 1 846 г. были завершены малярные работы. Приспособление Птичника под здание для содержания диких коз было отменено ещё осенью 1844 г., и никакого нового решения об использовании вынесено не было [3, л. 48].

В 1 848 г. в Птичнике планировалось размещение заведения для разведения щенков, но расположение здания на влажном грунте и проникающая в строение сырость, способная нанести вред здоровью щенков, привели к отмене этого решения [3, л. 41].

После перестройки здания Птичника архитектором А.М. Байковым, несмотря на указание возводить строение в прежних формах, небольшие изменения всё же появились. Продушены в боковых частях здания для вентиляции подполья расположили в цоколе и повысили уровни пола в жилой части. Уровень потолка наоборот понизили. Первоначальные дверные проёмы, выходящие из жилой комнаты на лицевой фасад, заложили. Изначально деревянные башни были воссозданы в камне. Каждый второй оконный проём заложили, но с помощью приставных рам сымитировали остекление.

В феврале 1848 г. А.М. Байков вёл работы по исправлению павильона Венеры [2]. Проводилась плотничная работа, заключавшаяся в смене наружной обшивки, а также столярные работы по замене пола, летних оконных створок, проработке карнизов и плинтусов. Последние делались по шаблону.

К середине XIX в. в ветхость стал приходить Амфитеатр, и в 1847-1849 велись работы по приведению его в прежнее состояние. А.М. Байкову принадлежит обмерный чертёж Амфитеатра.

В 1840-х гг. осуществлён и ремонт паркового Адмиралтейства (именуемого также Голландия), для которого А.М. Байков делал обмерные чертежи здания.

В 1 854 г. Турецкую палатку перестроили в парковый павильон-трельяж и провели установку скамеек внутри. А.М. Бай-кову принадлежит план с разрезами этой перестройки, высочайше утверждённый, как указано на чертеже: «11 апреля 1854 года г. Гр. Адлерберг» [1].

Будучи главным архитектором Гатчины, А.М. Байков был обязан выполнять и контролировать все реставрационные и строительные работы, связанные как с городом, так и с парком.

Мы рассматривали ремонтные работы, проводимые А.М. Байковым в Арсенальном каре Гатчинского дворца и проводимые архитектором восстановительные работы в Дворцовом парке. При всей многогранности творческой личности А.М. Байкова реставрация XIX в. является повторением в иных материалах или доскональным воспроизведением уже существовавшего сооружения, спроектированного другим архитектором. Как мы видим, А.М. Бай-ков стремился сохранять оригинальные пропорции даже при вынужденном использовании для восстановления моста иных материалов, таких как кирпич.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что при проведении современных реставраций, когда идёт

поиск исторического облика зданий и сооружений, бережное отношение А.М. Байко-ва к объёмно-пространственным и композиционным формам его предшественников позволяет воссоздать единый стиль бывшей императорской резиденции. В сохранившейся структуре руинированного здания Птичника, благодаря подходу А.М. Байкова, во многом прочитывается сохранённая планировка, заданная архитектором А.Д. Захаровым, но приспособленная под новые требования, предъявляемые к «птичному дому». Это позволяет при современной реставрации полнее раскрыть историю бытования здания и показать в одном здании приёмы двух архитекторов, чьи имена весьма значимы для города и дворцово-паркового комплекса Гатчины.

Список литературы:

[1] ГДМ-539-XII.

[2] НА «ГМЗ«Гатчина». - Д-283.

[3] НА «ГМЗ«Гатчина». - Д-680/3.

[4] РГИА. - Ф. 472, оп. 14, д. 579.

[5] РГИА. - Ф. 491, оп. 1, д. 145.

[6] РГИА. - Ф. 491, оп. 3, д.1567.

[7] РГИА. - Ф. 491, оп. 3, д.1569.

[8] РГИА. - Ф. 491, оп. 2, д. 76.

[9] РГИА. - Ф. 491, оп. 1, д. 1739.

[10] РГИА. - Ф. 491, оп. 1, д. 1945.

[11] РГИА. - Ф. 491, оп. 1, д. 2128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.