РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Газеев Н.Х., Газеев М.Х.
В статье анализируется проблема регулирования комплексного использования природно-ресурсной базы региона. В контексте этого анализа рассмотрены современное состояние региональной экологической политики и перспективы её развития на примере Республики Татарстан. Большое внимание уделено российским и международным принципам и стандартам в этой сфере.
Включение Российской Федерации в мировой цивилизационный процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, подчеркнуто в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 [1]. В соответствии с принятым указом к приоритетным задачам перехода России к устойчивому развитию относятся обеспечение стабилизации экологической ситуации и коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс перехода от непреднамеренного "обращения с природой" к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой, что делает необходимым пересмотр концептуальных основ и стратегии природопользования и природоохранной деятельности, соответствующую перестройку методов работы органов государственной власти и управления [1 - 4, 6].
Реализация государственной и региональной экологической политики требует обоснования совместных с федеральным центром стратегических целей и приоритетов в сфере пользования природной средой, природными ресурсами и охраны окружающей среды, постановки конкретных задач, разработки новых механизмов их решения, формирования адекватных организационных, правовых и экономических механизмов реализации Концепции перехода РФ к устойчивому развитию и Экологической доктрины РФ [1, 6]. Однако в настоящее время осуществление согласованных, законодательно закрепленных действий органов исполнительной власти субъекта Федерации и территориальных органов федерального центра затруднено частым проведением реорганизации федеральных природоресурсных и природоохранных органов. В этой связи представляется целесообразным на территориальном уровне обеспечение эффективного функционирования органов власти и управления субъектов РФ с закреплением за ними ряда функций государственного контроля и нормативно-правового регулирования. Для этого потребуется внести соответствующие изменения и дополнения в действующее экологическое (природоре-сурсное и природоохранное) и административное законодательство.
Конкретными решениями, которые позволят в значительной степени повысить эффективность регулирования комплексного использования природно-ресурсной базы и природоохранной деятельности в регионе, являются следующие.
Организация единой системы исполнительной власти на территории субъектов РФ в сфере природопользования позволит исключить дублирование и параллелизм в работе федеральных территориальных природоресурсных, природоохранных органов и исполнительных органов власти субъектов Федерации.
Заключение договоров и соглашений в сфере правового регулирования природноресурсных и природоохранных отношений между органами государст-
венной власти РФ и субъектов Федерации закрепит системно-целевой подход к формированию региональной экологической политики на предельно высоком уровне.
Правовое разграничение и перераспределение полномочий между РФ и субъектом Федерации позволят значительно эффективнее взаимодействовать исполнительным структурам органов государственной власти двух уровней - федерального и субъектов Федерации.
Чтобы не допустить нежелательных изменений экологической ситуации и приблизить возможность реализации концепции устойчивого развития, необходимо сосредоточить совместные усилия на решении ряда первоочередных задач:
1. В законодательном плане: устранение противоречий и несогласованностей в действующем федеральном законодательстве, регулирующем природоресурсные и природоохранные отношения, принятие федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", "О вторичных ресурсах", "Об оборотной таре", "Об экологическом образовании", "Об экологическом страховании", "Об экологическом аудите", внесение изменений в Налоговый кодекс (в части снижения налогового пресса на природоохранное оборудование, на применение малоотходных технологий и технологий повторного использования ресурсов) и ряд других законов.
2. В деятельности министерств и ведомств природоресурсного блока: усиление надзора и контроля за рациональным использованием природных ресурсов, обеспечением и поддержанием промышленной и экологической безопасности, нормирование и лицензирование природопользования с учетом обязательного вовлечения вторичных материальных ресурсов в производственный цикл.
Механизмы реализации комплекса организационных, экономических, нормативных и технико-технологических мер в Республике Татарстан (РТ) должны быть адаптированы к задачам, сформулированным в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, Экологической доктрине РФ, к принятым впервые в РФ и мире к реализации Государственным Советом РТ принципам Хартии Земли и региональной экологической политике, отраженной в ежегодных Посланиях Президента РТ Государственному Совету РТ, и нацеливать на максимально эффективное использование природноресурсного потенциала в экономике, определение приоритетных направлений для развития и рационального размещения производительных сил в регионе, обеспечение интересов собственника природных ресурсов - российского государства и его rpafigrpan^^ft] .социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позицировании роли государства как регулятора социально-эколого-экономических процессов. Необходимо, чтобы была сформирована стратегия объединения целей и ресурсов развития как потенциала долговременного роста. Этот тезис и был положен в основу разработки Программы социально-экономического развития РТ на 2005 - 2010 годы, принятой Госсоветом РТ 24.11.2005 г. и утвержденной Законом РТ от 27.12.2005 г. №133-3PT [8]. На среднесрочную перспективу, к 2010 году, в программе поставлена задача - повысить качество жизни населения РТ, в которой выделены следующие основные подзадачи:
• дальнейший рост и качественное развитие региональной экономики на уровне мировых и общероссийских критериев;
• развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового регионального продукта (ВРП), доли инновационной продукции в составе ВРП (ежегодный рост не менее 2%),
увеличение доли в ВРП предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса (не менее 30% в 2010 г. и 37% в 2015 г.);
• обеспечение энергетической безопасности и снижение удельного веса энергоемкости в ВРП;
• внедрение комплексного природопользования с ориентацией на устойчивое развитие РТ, включая внедрение экологически обоснованных методов использования природных ресурсов;
• обеспечение экологической безопасности территории и населения республики, снижение уровня загрязнения окружающей среды (принципы Хартии Земли являются приоритетными для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития РТ);
• четкое разделение полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в части исполнения государственных полномочий, находящихся в ведении республиканских органов власти;
• обеспечение функциональной эффективности системы государственного управления в сфере пользования природной средой и природными ресурсами региона;
• развитие системы экологического образования и воспитания населения республики.
В долгосрочной перспективе до 2015 года гарантией экологически безопасного развития будет дальнейшее совершенствование правового и хозяйственного механизма природопользования и охраны окружающей среды, участие в осуществлении целевых федеральных, федерально-региональных и республиканских экологических программ, проектов и мероприятий, продвижение по пути устойчивого развития.
Решение региональных экологических проблем в контексте устойчивого развития путем правильной организации финансирования приоритетных эколого-инновационных мероприятий и распределение затрат для их реализации требует заинтересованности и эффективного взаимодействия федеральных, республиканских и муниципальных органов в осуществлении целевых комплексных федеральных, федерально-региональных, республиканских и локальных экологических программ, проектов и мероприятий.
Практическое применение с 2001 г. принципов Хартии Земли и осуществление Плана действий по реализации Экологической доктрины РФ на 2003 - 2005 гг., ставших базой практически всех направлений региональной экологической политики, позволили реализовать в РТ единую стратегию финансирования целевых программ в при-родноресурсной сфере. В их составе технико-технологическое перевооружение и реконструкция предприятий, внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий, строительство и реконструкция природоохранных объектов (очистных сооружений, полигонов ТБО, мусороперерабатывающих заводов и др.), повышение эффективности функционирования действующих очистных сооружений, расчистка озер и родников, озеленение территорий, благоустройство ландшафта, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий и т.п.
В РТ созданы благоприятные условия для интенсификации процессов ресурсосбережения. Сформированы привлекательные условия для вложения капитала в ресур-соэффективность и энергосбережение, снижающие возможные финансово-экономические риски и превращающие их в эффективную сферу бизнеса. Законодательно обеспечено безусловное проведение энергетических обследований предприятий
и организаций всех типов и видов собственности. За время реализации программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 гг." достигнута стабилизация потребления первичных энергоносителей на уровне 17 млн.т у.т. и обеспечено снижение энергоемкости ВРП на 28%. Энергетический эффект от внедрения программных энергосберегающих мероприятий на предприятиях отраслей промышленности за этот период составил 1,88 млрд. кВт.ч и 8,26 млн. Гкал тепловой энергии [8].
Результатом природоохранных мероприятий, а также общей модернизации производства и улучшения ресурсосбережения, является снижение сброса загрязненных стоков в водоемы и выбросов вредных веществ от стационарных источников в воздушный бассейн. С 2000 по 2005 г. указанные стоки, несмотря на общий рост хозяйственной деятельности, уменьшились примерно на 7%, выбросы в атмосферу - на 3%. В РТ практически удалось решить вопросы утилизации отработанных автомобильных шин, ртутьсодержащих ламп и приборов. Введено новых и реконструированных действующих сооружений по очистке сточных вод общей мощностью 64 тыс.куб.м воды в сутки, систем оборотного водоснабжения - 179 тыс.куб.м воды в сутки, установок по очистке отходящих газов - 83 тыс.куб.м газа в час, 48 полигонов ТБО, 2 мусоросортировочных завода и др.
За десять лет деятельности республиканского экофонда на реализацию целевых экологических программ было выделено более 5 млрд. руб., при этом сумма предотвращенного ущерба составила более 20 млрд. руб. [7].
В ноябре 2005 г. в Амстердаме, столице Голландии, состоялось торжественное мероприятие, посвященное пятилетию Хартии Земли. На форуме состоялась презентация книги "Хартия Земли в Татарстане". Одним из торжественных моментов форума стала церемония награждения наиболее активных сподвижников Хартии Земли. Почетную награду получил и россиянин - исполнительный директор Международного общественного фонда "За выживание и развитие человечества" Р.И. Хаиров. В своем выступлении он отметил, что в полученной им награде есть и вклад Татарстана.
Проведенный форум показал также, что только взаимовыгодное сотрудничество, партнерство и кооперация государств по самому широкому спектру проблем и научных направлений позволят своевременно разработать и привести в действие необходимые экономические и политические механизмы их реализации.
В работе "Хартия Земли в Татарстане" подробно освещен процесс пятилетней работы и конкретных действий по внедрению принципов хартии на территории РТ. При подготовке издания авторы постарались учесть накопленный в Татарстане позитивный опыт, как модель взаимодействия институтов государственной власти и управления, промышленных производств, бизнеса, природоохранных организаций и СМИ в организации эффективной деятельности по решению проблем устойчивого развития.
Таким образом, сегодня можно с оптимизмом говорить, что благодаря деятельности по реализации принципов Хартии Земли Татарстан уверенно вошел в "информационное пространство" и стал узнаваемым субъектом в мире. Поэтому необходимо и впредь обеспечить лидирующую роль Хартии Земли в формировании и реализации региональной социально-экономической и экологической политики в Татарстане.
Экологизация законодательства, экономики и жизнедеятельности населения в РТ на основе принципов трех "Э" - "экономика - энергоресурсосбережение - экология", экологизация науки и практики природопользования, воспитания и образования населения, эффективное использование ресурсов (производственных, трудовых, при-
родных, административных, финансовых, интеллектуальных, инновационных, информационных, контроллинга и др.) позволят:
• повысить темпы и качество роста экономики, качество жизни населения республики;
• обеспечить совершенствование действующих и введение принципиально новых механизмов правового регулирования в сфере природопользования, энергоресурсосбережения, охраны окружающей среды, включая экономическое стимулирование реализации энергоресурсо-эффективных и экоэффек-тивных программ предприятиями-природопользователями, с учетом структурных преобразований, осуществляемых в природоресурсных отраслях;
• обеспечить совершенствование регионального экономического механизма природопользования, структуры потребления ресурсов, более глубокую переработку материальных ресурсов (в т.ч. вторичных), увеличение доли энер-горесурсоэффективных технологий во всех отраслях экономики и сферах жизнедеятельности, снижение уровня загрязнения окружающей среды и на этой основе сбалансированное и устойчивое развитие экономики; при этом основной принцип региональной экологической политики на перспективу состоит в следующем - от учета экологических факторов при принятии управленческих и хозяйственных решений к паритету экономических и экологических ценностей;
• развивать интеллектуальный капитал предприятий-природопользовате-лей как основное средство достижения высоких финансово-экономических и экологических результатов, решающий фактор для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития организаций, региона и страны в целом;
• осуществлять системную работу по формированию экологической культуры и повышению культуры жизнедеятельности населения республики на основе реализации принципа - от экологического воспитания, образования и просвещения к формированию нового экологического мировоззрения и экологической этики. Это объективное требование времени, новый и более ответственный ориентир развития экономики и системы жизнедеятельности населения региона [7, 8].
Решение названных задач позволит углубить социальную направленность проводимых реформ, обеспечить реализацию программы экономического и социального развития РТ, государственной и региональной экологической политики. Усиление внимания к проблемам экологизации экономики и безопасности жизнедеятельности населения становится сегодня особенно актуальным в контексте перехода на путь устойчивого развития, приближения экономики и условий жизни населения к европейским стандартам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. С. 1572.
2. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М.Захарова. М.: Наука, 1999.
3. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоря-жением Правительства РФ от 31 августа 2002г. № 1225-р). М.: Государственный центр экологических программ, 2002.
4. Декларация Земли (Хартия Земли) // ЭКОС-информ. 2001. № 11. С. 44 - 53.
5. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год. Казань, 2005.
6. Муравых А.И. Экологический менеджмент: системно-институциональный подход. М.: Изд-во РАГС, 2000.
7. Атлас Республики Татарстан / Под ред. проф. Н.Г. Рыбальского. М.: Изд-во ОАО "Иван Федоров", 2005.
8. Павлов Б.П. Итоги и перспективы//Ресурсоэффективность в Республике Татарстан. 2005. № 4. С. 8 - 10.