Научная статья на тему 'Республика Татарстан: региональная экологическая политика'

Республика Татарстан: региональная экологическая политика Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
916
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Газеев Наиль Хамитович, Газеев Мансур Хамитович

В статье анализируется проблема регулирования комплексного использования природно-ресурсной базы региона. В контексте этого анализа рассмотрены современное состояние региональной экологической политики и перспективы её развития на примере Республики Татарстан. Большое внимание уделено российским и международным принципам и стандартам в этой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ECOLOGICAL POLICY WITH EXAMPLE OF TATAR STAN REPUBLIC

The article is devoted to the problem of regulating the complex exploitation of regional natural resources. In the context of this analysis the author examines the actual regional ecological policy and perspectives of its development, Tatar Stan Republic being taken as an example. A great attention was paid to Russian and international principles and standards in this scope.

Текст научной работы на тему «Республика Татарстан: региональная экологическая политика»

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Газеев Н.Х., Газеев М.Х.

В статье анализируется проблема регулирования комплексного использования природно-ресурсной базы региона. В контексте этого анализа рассмотрены современное состояние региональной экологической политики и перспективы её развития на примере Республики Татарстан. Большое внимание уделено российским и международным принципам и стандартам в этой сфере.

Включение Российской Федерации в мировой цивилизационный процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, подчеркнуто в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 [1]. В соответствии с принятым указом к приоритетным задачам перехода России к устойчивому развитию относятся обеспечение стабилизации экологической ситуации и коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс перехода от непреднамеренного "обращения с природой" к регулируемому взаимодействию общества с окружающей средой, что делает необходимым пересмотр концептуальных основ и стратегии природопользования и природоохранной деятельности, соответствующую перестройку методов работы органов государственной власти и управления [1 - 4, 6].

Реализация государственной и региональной экологической политики требует обоснования совместных с федеральным центром стратегических целей и приоритетов в сфере пользования природной средой, природными ресурсами и охраны окружающей среды, постановки конкретных задач, разработки новых механизмов их решения, формирования адекватных организационных, правовых и экономических механизмов реализации Концепции перехода РФ к устойчивому развитию и Экологической доктрины РФ [1, 6]. Однако в настоящее время осуществление согласованных, законодательно закрепленных действий органов исполнительной власти субъекта Федерации и территориальных органов федерального центра затруднено частым проведением реорганизации федеральных природоресурсных и природоохранных органов. В этой связи представляется целесообразным на территориальном уровне обеспечение эффективного функционирования органов власти и управления субъектов РФ с закреплением за ними ряда функций государственного контроля и нормативно-правового регулирования. Для этого потребуется внести соответствующие изменения и дополнения в действующее экологическое (природоре-сурсное и природоохранное) и административное законодательство.

Конкретными решениями, которые позволят в значительной степени повысить эффективность регулирования комплексного использования природно-ресурсной базы и природоохранной деятельности в регионе, являются следующие.

Организация единой системы исполнительной власти на территории субъектов РФ в сфере природопользования позволит исключить дублирование и параллелизм в работе федеральных территориальных природоресурсных, природоохранных органов и исполнительных органов власти субъектов Федерации.

Заключение договоров и соглашений в сфере правового регулирования природноресурсных и природоохранных отношений между органами государст-

венной власти РФ и субъектов Федерации закрепит системно-целевой подход к формированию региональной экологической политики на предельно высоком уровне.

Правовое разграничение и перераспределение полномочий между РФ и субъектом Федерации позволят значительно эффективнее взаимодействовать исполнительным структурам органов государственной власти двух уровней - федерального и субъектов Федерации.

Чтобы не допустить нежелательных изменений экологической ситуации и приблизить возможность реализации концепции устойчивого развития, необходимо сосредоточить совместные усилия на решении ряда первоочередных задач:

1. В законодательном плане: устранение противоречий и несогласованностей в действующем федеральном законодательстве, регулирующем природоресурсные и природоохранные отношения, принятие федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", "О вторичных ресурсах", "Об оборотной таре", "Об экологическом образовании", "Об экологическом страховании", "Об экологическом аудите", внесение изменений в Налоговый кодекс (в части снижения налогового пресса на природоохранное оборудование, на применение малоотходных технологий и технологий повторного использования ресурсов) и ряд других законов.

2. В деятельности министерств и ведомств природоресурсного блока: усиление надзора и контроля за рациональным использованием природных ресурсов, обеспечением и поддержанием промышленной и экологической безопасности, нормирование и лицензирование природопользования с учетом обязательного вовлечения вторичных материальных ресурсов в производственный цикл.

Механизмы реализации комплекса организационных, экономических, нормативных и технико-технологических мер в Республике Татарстан (РТ) должны быть адаптированы к задачам, сформулированным в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, Экологической доктрине РФ, к принятым впервые в РФ и мире к реализации Государственным Советом РТ принципам Хартии Земли и региональной экологической политике, отраженной в ежегодных Посланиях Президента РТ Государственному Совету РТ, и нацеливать на максимально эффективное использование природноресурсного потенциала в экономике, определение приоритетных направлений для развития и рационального размещения производительных сил в регионе, обеспечение интересов собственника природных ресурсов - российского государства и его rpafigrpan^^ft] .социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позицировании роли государства как регулятора социально-эколого-экономических процессов. Необходимо, чтобы была сформирована стратегия объединения целей и ресурсов развития как потенциала долговременного роста. Этот тезис и был положен в основу разработки Программы социально-экономического развития РТ на 2005 - 2010 годы, принятой Госсоветом РТ 24.11.2005 г. и утвержденной Законом РТ от 27.12.2005 г. №133-3PT [8]. На среднесрочную перспективу, к 2010 году, в программе поставлена задача - повысить качество жизни населения РТ, в которой выделены следующие основные подзадачи:

• дальнейший рост и качественное развитие региональной экономики на уровне мировых и общероссийских критериев;

• развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового регионального продукта (ВРП), доли инновационной продукции в составе ВРП (ежегодный рост не менее 2%),

увеличение доли в ВРП предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса (не менее 30% в 2010 г. и 37% в 2015 г.);

• обеспечение энергетической безопасности и снижение удельного веса энергоемкости в ВРП;

• внедрение комплексного природопользования с ориентацией на устойчивое развитие РТ, включая внедрение экологически обоснованных методов использования природных ресурсов;

• обеспечение экологической безопасности территории и населения республики, снижение уровня загрязнения окружающей среды (принципы Хартии Земли являются приоритетными для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития РТ);

• четкое разделение полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в части исполнения государственных полномочий, находящихся в ведении республиканских органов власти;

• обеспечение функциональной эффективности системы государственного управления в сфере пользования природной средой и природными ресурсами региона;

• развитие системы экологического образования и воспитания населения республики.

В долгосрочной перспективе до 2015 года гарантией экологически безопасного развития будет дальнейшее совершенствование правового и хозяйственного механизма природопользования и охраны окружающей среды, участие в осуществлении целевых федеральных, федерально-региональных и республиканских экологических программ, проектов и мероприятий, продвижение по пути устойчивого развития.

Решение региональных экологических проблем в контексте устойчивого развития путем правильной организации финансирования приоритетных эколого-инновационных мероприятий и распределение затрат для их реализации требует заинтересованности и эффективного взаимодействия федеральных, республиканских и муниципальных органов в осуществлении целевых комплексных федеральных, федерально-региональных, республиканских и локальных экологических программ, проектов и мероприятий.

Практическое применение с 2001 г. принципов Хартии Земли и осуществление Плана действий по реализации Экологической доктрины РФ на 2003 - 2005 гг., ставших базой практически всех направлений региональной экологической политики, позволили реализовать в РТ единую стратегию финансирования целевых программ в при-родноресурсной сфере. В их составе технико-технологическое перевооружение и реконструкция предприятий, внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий, строительство и реконструкция природоохранных объектов (очистных сооружений, полигонов ТБО, мусороперерабатывающих заводов и др.), повышение эффективности функционирования действующих очистных сооружений, расчистка озер и родников, озеленение территорий, благоустройство ландшафта, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий и т.п.

В РТ созданы благоприятные условия для интенсификации процессов ресурсосбережения. Сформированы привлекательные условия для вложения капитала в ресур-соэффективность и энергосбережение, снижающие возможные финансово-экономические риски и превращающие их в эффективную сферу бизнеса. Законодательно обеспечено безусловное проведение энергетических обследований предприятий

и организаций всех типов и видов собственности. За время реализации программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 - 2005 гг." достигнута стабилизация потребления первичных энергоносителей на уровне 17 млн.т у.т. и обеспечено снижение энергоемкости ВРП на 28%. Энергетический эффект от внедрения программных энергосберегающих мероприятий на предприятиях отраслей промышленности за этот период составил 1,88 млрд. кВт.ч и 8,26 млн. Гкал тепловой энергии [8].

Результатом природоохранных мероприятий, а также общей модернизации производства и улучшения ресурсосбережения, является снижение сброса загрязненных стоков в водоемы и выбросов вредных веществ от стационарных источников в воздушный бассейн. С 2000 по 2005 г. указанные стоки, несмотря на общий рост хозяйственной деятельности, уменьшились примерно на 7%, выбросы в атмосферу - на 3%. В РТ практически удалось решить вопросы утилизации отработанных автомобильных шин, ртутьсодержащих ламп и приборов. Введено новых и реконструированных действующих сооружений по очистке сточных вод общей мощностью 64 тыс.куб.м воды в сутки, систем оборотного водоснабжения - 179 тыс.куб.м воды в сутки, установок по очистке отходящих газов - 83 тыс.куб.м газа в час, 48 полигонов ТБО, 2 мусоросортировочных завода и др.

За десять лет деятельности республиканского экофонда на реализацию целевых экологических программ было выделено более 5 млрд. руб., при этом сумма предотвращенного ущерба составила более 20 млрд. руб. [7].

В ноябре 2005 г. в Амстердаме, столице Голландии, состоялось торжественное мероприятие, посвященное пятилетию Хартии Земли. На форуме состоялась презентация книги "Хартия Земли в Татарстане". Одним из торжественных моментов форума стала церемония награждения наиболее активных сподвижников Хартии Земли. Почетную награду получил и россиянин - исполнительный директор Международного общественного фонда "За выживание и развитие человечества" Р.И. Хаиров. В своем выступлении он отметил, что в полученной им награде есть и вклад Татарстана.

Проведенный форум показал также, что только взаимовыгодное сотрудничество, партнерство и кооперация государств по самому широкому спектру проблем и научных направлений позволят своевременно разработать и привести в действие необходимые экономические и политические механизмы их реализации.

В работе "Хартия Земли в Татарстане" подробно освещен процесс пятилетней работы и конкретных действий по внедрению принципов хартии на территории РТ. При подготовке издания авторы постарались учесть накопленный в Татарстане позитивный опыт, как модель взаимодействия институтов государственной власти и управления, промышленных производств, бизнеса, природоохранных организаций и СМИ в организации эффективной деятельности по решению проблем устойчивого развития.

Таким образом, сегодня можно с оптимизмом говорить, что благодаря деятельности по реализации принципов Хартии Земли Татарстан уверенно вошел в "информационное пространство" и стал узнаваемым субъектом в мире. Поэтому необходимо и впредь обеспечить лидирующую роль Хартии Земли в формировании и реализации региональной социально-экономической и экологической политики в Татарстане.

Экологизация законодательства, экономики и жизнедеятельности населения в РТ на основе принципов трех "Э" - "экономика - энергоресурсосбережение - экология", экологизация науки и практики природопользования, воспитания и образования населения, эффективное использование ресурсов (производственных, трудовых, при-

родных, административных, финансовых, интеллектуальных, инновационных, информационных, контроллинга и др.) позволят:

• повысить темпы и качество роста экономики, качество жизни населения республики;

• обеспечить совершенствование действующих и введение принципиально новых механизмов правового регулирования в сфере природопользования, энергоресурсосбережения, охраны окружающей среды, включая экономическое стимулирование реализации энергоресурсо-эффективных и экоэффек-тивных программ предприятиями-природопользователями, с учетом структурных преобразований, осуществляемых в природоресурсных отраслях;

• обеспечить совершенствование регионального экономического механизма природопользования, структуры потребления ресурсов, более глубокую переработку материальных ресурсов (в т.ч. вторичных), увеличение доли энер-горесурсоэффективных технологий во всех отраслях экономики и сферах жизнедеятельности, снижение уровня загрязнения окружающей среды и на этой основе сбалансированное и устойчивое развитие экономики; при этом основной принцип региональной экологической политики на перспективу состоит в следующем - от учета экологических факторов при принятии управленческих и хозяйственных решений к паритету экономических и экологических ценностей;

• развивать интеллектуальный капитал предприятий-природопользовате-лей как основное средство достижения высоких финансово-экономических и экологических результатов, решающий фактор для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития организаций, региона и страны в целом;

• осуществлять системную работу по формированию экологической культуры и повышению культуры жизнедеятельности населения республики на основе реализации принципа - от экологического воспитания, образования и просвещения к формированию нового экологического мировоззрения и экологической этики. Это объективное требование времени, новый и более ответственный ориентир развития экономики и системы жизнедеятельности населения региона [7, 8].

Решение названных задач позволит углубить социальную направленность проводимых реформ, обеспечить реализацию программы экономического и социального развития РТ, государственной и региональной экологической политики. Усиление внимания к проблемам экологизации экономики и безопасности жизнедеятельности населения становится сегодня особенно актуальным в контексте перехода на путь устойчивого развития, приближения экономики и условий жизни населения к европейским стандартам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. С. 1572.

2. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В.М.Захарова. М.: Наука, 1999.

3. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоря-жением Правительства РФ от 31 августа 2002г. № 1225-р). М.: Государственный центр экологических программ, 2002.

4. Декларация Земли (Хартия Земли) // ЭКОС-информ. 2001. № 11. С. 44 - 53.

5. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год. Казань, 2005.

6. Муравых А.И. Экологический менеджмент: системно-институциональный подход. М.: Изд-во РАГС, 2000.

7. Атлас Республики Татарстан / Под ред. проф. Н.Г. Рыбальского. М.: Изд-во ОАО "Иван Федоров", 2005.

8. Павлов Б.П. Итоги и перспективы//Ресурсоэффективность в Республике Татарстан. 2005. № 4. С. 8 - 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.