Научная статья на тему 'Республика Казахстан на новом этапе интеграции: от сообщества - к союзу'

Республика Казахстан на новом этапе интеграции: от сообщества - к союзу Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / ЕВРАЗЭС / EURASEC / ЕАЭС / EAEU / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / РОЛЬ ЛИДЕРА / THE ROLE OF THE LEADER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жусупов Алтынбек Сагитжанович

Анализируется роль Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и влияние интеграции на развитие страны. Отмечается вклад Президента Казахстана Н. Назарбаева в интеграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Republic of Kazakhstan is on the new stage of an integration: from a community to a union

The role of the Republic of Kazakhstan in integration processes on the Post-Soviet territory and the impact of integration on the development of the country is analyzed. The contribution of N. Nazarbayev, the President of Kazakhstan, to the integration is very important.

Текст научной работы на тему «Республика Казахстан на новом этапе интеграции: от сообщества - к союзу»

А.С. ЖУСУПОВ начальник факультета Национальной гвардии Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Лидера нации'

Республика Казахстан на новом этапе интеграции:

от сообщества - к союзу

К началу 2000-х годов наметилась тенденция к преодолению последствий кризисных явлений в экономике СНГ. Вместе с тем, глобальные изменения на геополитическом пространстве настойчиво указывали на необходимость качественно нового уровня региональной интеграции. Активизация на постсоветском пространстве усилий внешних сил, стремящихся «увести» в сферу своего влияния отдельные страны региона, оправдывая вполне прагматические цели укоренения собственных интересов противодействием «имперским амбициям России», требовала «встречных» мер, препятствующих дезинтеграции.

Кроме того, к рубежу веков определенные успехи были достигнуты в институционализации интеграционных процессов на постсоветском пространстве, что позволяло говорить о процессе формирования целостной системы институтов.

Страны, отношения которых характеризовались наибольшей продвинутостью в интеграционном процессе, приобрели определенный опыт выстраивания Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Сложившаяся ситуация продуцировала потребность в организации с международным правосубъектным статусом, способной направить интеграционный контент от декларации к конструктивному сотрудничеству.

С инициативой создания новой международной экономической организации в мае 2000 года выступил вступивший в должность Президента Российской Федерации В.В. Путин.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10 октября 2000 года в Астане главами государств Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии.

Следует сказать, что впервые идея евразийской интеграции была выдвинута Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 году в выступлении перед научным сообществом России 29 марта в МГУ им. М.В. Ломоносова. Он отметил две тенденции в развитии постсоветского пространства: становление национальной государственности и интеграционные стремления.

«Мы, республики бывшего Союза, - сказал Н. Назарбаев,- историей и судьбой подготовлены к единому сообществу. Нам присущи одни

' Жусупов Алтынбек Сагитжанович, e-mail: [email protected]

формы и механизмы связей и управления, общий менталитет, многое другое». Он выделил основные принципы, на которых должно базироваться такое сообщество - принципы равноправия, добровольности, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран, подчеркнув при этом, что интеграция основывается на экономическом прагматизме.

Учредительный документ ЕврАзЭС содержал концепцию эффективного торгово-экономического сотрудничества для реализации ранее декларированных Таможенного союза и Единого экономического пространства. Важно то, что в нём был определён круг мероприятий и инструментов для достижения поставленных целей.

Высшим органом Евразийского экономического сообщества стал Межгосударственный совет в составе глав государств и правительств стран-участниц. Создание Евразийского экономического сообщества стало значимым этапом иституционализации постсоветской интеграции. Оно выполнило свою историческую миссию. В его рамках были созданы Таможенный союз, Единое экономическое пространство.

Дальнейшее развитие интеграции требовало нового уровня объединения. Им стало создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС был подписан в Минске по итогам заседания межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. При этом сохранялась преемственность, на что обратил внимании В. Путин: «Ничто из богатого наследия ЕврАзЭС не должно быть утеряно. Продолжится реализация большей части соглашений и других документов, заключенных в рамках сообщества. Важен и практический опыт, накопленный руководящими структурами ЕврАзЭС. Его следует задействовать в работе Евразийской экономической комиссии»1.

По его словам, ЕврАзЭС обеспечило поступательное развитие евразийской интеграции. В сообществе была сформирована солидная договорно-правовая база многостороннего сотрудничества, которая включает более 200 договоров и соглашений в различных сферах.

ЕврАзЭС прекратил работу с 1 января 2015 года в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Анализируя этапы интеграционного процесса на постсоветском пространстве, нельзя не отметить активную роль Республики Казахстан, в чем большая заслуга его президента. Н. Назарбаев явился инициатором целого ряда важных предложений, которые были реализованы на практике, например, принципа разноуровневой и разновекторной интеграции. Его всегда отличала научно обоснованная и взвешенная позиция, исключающая односторонний подход и забегание

1

Путин В.В. [электронный ресурс] // http://dknews.kz/evraze-s-prekratit-rabotu-s-1-yanvarya-2015-

goda/

вперед. С одной стороны, было важно не нарушить столь ценимую новыми странами обретенную независимость, а с другой - сохранять и развивать существовавшие связи и укреплять взаимодействие; проводить самостоятельную политику, но не уходить в автаркию. Не случайно в прямой линии с Президентом в 2007 году В.В. Путин назвал Н. Назарбаева «движущей силой и лидером интеграционных процессов на постсоветском пространстве».

Представляется исключительно важным внимание Президента Республики Казахстан к социальным и духовно-культурным аспектам интеграции даже там, где речь идет о сугубо экономических объединениях. В своем выступлении в апреле 2014 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова Н. Назарбаев подчеркнул, что суть интеграции «изначально заключалась в искренней заботе об интересах простого народа Казахстана, России, Беларуси, а также других стран евразийского пространства». Он отметил, что экономическая интеграция сделает более глубокими культурно-гуманитарные связи между народами, но в то же время недопустимо размывание духовно-культурного разнообразия на евразийском пространстве.

При этом сам Казахстан являет собой пример практической реализации этих подходов. Например, при большом внимании к казахской национальной культуре и языку здесь успешно развивается и культура других народов многонациональной республики, является обязательным изучение с первого класса трех языков - казахского, русского и английского.

Создание ЕАЭС расширяет возможности для граждан стран, входящих в союз. Это касается свободы передвижения, трудоустройства, получения высшего образования, развития пенсионной системы и т.д.

С 2015 года исключаются процедуры получения специального разрешения на работу, которые страны Таможенного союза устанавливали с целью защиты внутреннего рынка труда. Казахстанские работники будут пользоваться в России и Беларуси такими же профессиональными и социальными преференциями, что и коренные жители этих стран: право на труд, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения, возможность пользоваться медицинскими услугами, обязательства по уплате налогов. Исключение - работа в госорганах стран ТС и прохождение службы в армии. Еще один бонус - с 1 января 2015 года подоходный налог для граждан Казахстана, работающих в РФ, снизится с 30 до 10 процентов.

Создается список высших учебных заведений трех стран, дипломы которых не будут требовать подтверждения на территории дружественных государств. Трудовой стаж граждан Казахстана в будущем будет учитываться при начислении пенсии в России или

Беларуси, если житель Казахстана решит переехать в одно из этих государств.

За счет открытия совместных производств и расширения мощностей уже имеющихся предприятий, которые будут выходить на новые рынки, откроются новые рабочие места, сократится безработица, а благосостояние граждан вырастет.

Конечно, для реализации данных позиций всем странам ЕАЭС предстоит проделать большую работу. Есть в этом плане свои проблемы и в Казахстане.

«После обретения суверенитета Казахстан, по сравнению с Россией и Беларусью, гораздо быстрее смог вписаться в мировой рынок, -отмечает политолог Петр Своик. - Для нашей страны это было плюсом. Однако теперь, когда «караван» разворачивается в обратную сторону - к развитию внутреннего рынка, наш «верблюд» оказывается последним. Потому что в России гораздо меньше энергетических объектов, промышленных предприятий, месторождений отдано иностранным компаниям. В Беларуси и вовсе все «народное хозяйство» до сих пор национализировано. А это дает дружественным странам преимущества в тарифной политике, возможность производить товары более низкой себестоимости2.

Вероятно, Казахстан уже исчерпал свой потенциал внешнеориентированной экономики, которая держалась на сырьевом потенциале республики. Это стремительное развитие, которое страна показала в прошлое десятилетие, дошло до максимума, темпы стали падать. Поэтому было важно заняться внутренне направленной экономикой, развитием производств и новых технологий.

Для этого и нужны рынки России и Беларуси. Это не отрицают и в Правительстве РК. «Главным фактором создания ЕврАзЭС стала сырьевая направленность казахстанской экономики, - сообщил на брифинге в Астане генеральный директор АО «Центр развития торговой политики» Министерства экономики и бюджетного планирования РК Руслан Султанов. - 65 процентов привлекаемых инвестиций, начиная с 1993 года, шли в добывающий сектор. Потому наиболее оптимальным путем развития государства определена ускоренная индустриализация, которая невозможна без расширения рынка сбыта. Единый рынок ЕАЭС позволит Казахстану выйти на привлекательные потребительские рынки европейских стран и в то же время стать связующим звеном между

о

мощной экономикой КНР и ЕС»3.

Вместе с тем Казахстан является страной, отдаленной от основных рынков сбыта и почти не имеющей выхода к морским портам. В этой связи особое внимание уделяется вопросам предоставления более благоприятных условий доступа казахстанским экспортерам к

2

Своик П.В. http://pravo.zakon.kz/4630459-chto-takoe-evrazies-i-kakaia-ot-nego.html

3Султанов Р. [Электронный ресурс] // http://pravo.zakon.kz/4630459-chto-takoe-evrazies-i-kakaia-ot-nego.html

российской транспортной инфраструктуре, что позволит сократить транспортные издержки и, соответственно, повысить конкурентоспособность казахстанской продукции на рынках третьих стран. Отсутствие внутренних таможенных границ позволяет уже сейчас сокращать транспортные издержки и время в пути нашим экспортерам зерна и муки, иных готовых и сырьевых товаров на европейские рынки.

Отметим, что параллельное развитие интеграционного процесса и индустриализации Казахстана уже демонстрирует определенные результаты; благодаря наличию специально принятых программ развития промышленность Казахстана в настоящее время активно развивается. Договоренности, достигнутые в рамках ЕЭП, позволяют преумножать имеющиеся результаты и использовать новые возможности для реализации потенциала в данной сфере.

Наблюдаются положительные тенденции в развитии производства транспортных средств, готовых изделий из черных металлов, пластмассы, резины, бумаги, бытовой техники и других товаров. На сегодня в Казахстане функционируют 7 заводов по производству легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, специальной техники, производится более 35 моделей 6 известных марок легковых автомобилей («КИА», «Шкода», «СангЙонг», «Шевроле», «Шанс», «Пежо»). При этом уровень казахстанского содержания в производимой технике сегодня составляет порядка 25-30%. Необходимо отметить, что автопром обладает огромной степенью мультипликативного эффекта, т.е. эффекта смежных отраслей. Растет экспорт обработанных готовых товаров по сравнению с доинтеграционным периодом. Все это говорит о том, что активное включение Казахстана в интеграционный процесс работает на развитие страны, а значит и всех стран, объединенных в новый союз.

Жусупов А.С. Республика Казахстан на новом этапе интеграции: от сообщества - к союзу. Анализируется роль Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и влияние интеграции на развитие страны. Отмечается вклад Президента Казахстана Н. Назарбаева в интеграцию.

Ключевые слова: интеграция, экономическая интеграция, ЕврАзЭС, ЕАЭС, Республика Казахстан, суверенитет, роль лидера.

Zhusupov A.S. The Republic of Kazakhstan is on the new stage of an integration: from a community to a union. The role of the Republic of Kazakhstan in integration processes on the Post-Soviet territory and the impact of integration on the development of the country is analyzed. The contribution of N. Nazarbayev, the President of Kazakhstan, to the integration is very important.

Keywords: integration, economic integration, EurAsEC, EAEU, the Republic of Kazakhstan, sovereignty, the role of the leader.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.