Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ: МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ: МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ВЬЕТНАМ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Веревкина Ю. И.

В статье анализируется опыт межгосударственного взаимодействия Республики Беларусь с Социалистической Республикой Вьетнам в постбиполярный период развития. Представлена характеристика сотрудничества двух стран с момента установления между двумя странами дипломатических отношений вплоть до настоящего времени. Особое внимание в работе уделено анализу состояния белорусско-вьетнамских связей в торгово-экономической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Веревкина Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF BELARUS - SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM: INTERSTATE INTERACTION AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the experience of interstate interaction between the Republic of Belarus and the Socialist Republic of Vietnam in the post-bipolar period of development. The article presents the characteristics of cooperation between the two countries since the establishment of diplomatic relations between the two countries up to the present time. Special attention is paid to the analysis of the state of Belarusian-Vietnamese relations in the trade and economic sphere.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ: МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 327(476+597)

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ -СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ: МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

©2021 Ю. И. Веревкина

канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории Курский государственный университет

В статье анализируется опыт межгосударственного взаимодействия Республики Беларусь с Социалистической Республикой Вьетнам в постбиполярный период развития. Представлена характеристика сотрудничества двух стран с момента установления между двумя странами дипломатических отношений вплоть до настоящего времени. Особое внимание в работе уделено анализу состояния белорусско-вьетнамских связей в торгово-экономической области.

Ключевые слова: Республика Беларусь, Вьетнам, зона свободной торговли, ЕАЭС.

REPUBLIC OF BELARUS - SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM: INTERSTATE INTERACTION AT THE PRESENT STAGE

©2021 Yu. I. Verevkina

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of General History

Kursk State University

The article analyzes the experience of interstate interaction between the Republic of Belarus and the Socialist Republic of Vietnam in the post-bipolar period of development. The article presents the characteristics of cooperation between the two countries since the establishment of diplomatic relations between the two countries up to the present time. Special attention is paid to the analysis of the state of Belarusian-Vietnamese relations in the trade and economic sphere.

Keywords: Republic of Belarus, Vietnam, free trade zone, the Eurasian Economic Union.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь (РБ) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ) были установлены в январе 1992 г. Вместе с тем история взаимоотношений данных стран насчитывает не одно десятилетие. Входя в состав СССР, Белоруссия была неотделима от истории советско-вьетнамских отношений. В частности, на базе учебных заведений БССР осуществлялась подготовка вьетнамских специалистов1.

Опыт сотрудничества советского периода высоко ценится обеими сторонами и рассматривается как основа белорусско-вьетнамских связей [18]. Следует отметить, что двусторонние отношения между РБ и СРВ с течением времени приобретают для сторон все большую значимость. Так, Вьетнам с 2016 г. склонен рассматривать Белоруссию

1 Так, в период с 1960 по 1991 г. учебные заведения БССР подготовили для Вьетнама

1 076 специалистов с высшим образованием, 255 - со средним специальным образованием. Кроме того, за этот же период 1 816 граждан Вьетнама получили образование в профтехучилищах БССР. См. [16: 21].

как партнера, с которым можно выстраивать сотрудничество, отвечающее критериям стратегического партнерства [8]. Тот факт, что вьетнамское государство поддерживает отношения стратегического партнерства с Россией и реализуется соглашение о свободной торговле между членами ЕАЭС и Вьетнамом, внушает оптимизм относительно будущего белорусско-вьетнамских отношений.

С исторической точки зрения межгосударственное взаимодействие Белоруссии и Вьетнама в постбиполярный период уже имеет свою историю. Особое значение придаётся периоду 1990-х - начала 2000-х гг., который можно назвать подготовительным этапом белорусско-вьетнамского взаимодействия на двусторонней основе. Проявляя дружелюбность и желание развивать сотрудничество с республикой, Вьетнам практически сразу после того, как СССР прекратил свое существование, признал независимость РБ (27 декабря 1991 г.). Вскоре, 24 января 1991 г., страны установили дипломатические отношения, открыв, таким образом, новую страницу в развитии межгосударственных контактов.

Своеобразным подтверждением намерения белорусской стороны развивать отношения с Вьетнамом в новых условиях стал визит в СРВ заместителя премьер-министра РБ Н.Н. Костикова, совершенный в марте 1992 г. По результатам данного визита, в частности, было заключено Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве [16: 23]. Главная задача правительств Белоруссии и Вьетнама заключалась в том, чтобы активизировать торгово-экономические связи. Объем взаимной торговли Белоруссии и Вьетнама в 1992-1993 гг. составлял соответственно всего 2,4 и 2,6 млн долл. США [16: 23]. Негативным образом сказывалось отсутствие дипломатической инфраструктуры, территориальная удаленность. Следует принять во внимание и то обстоятельство, что Белоруссия, как молодое государство, была вынуждена прежде всего решать задачи первостепенной важности, к которым относились проблемы государственного строительства, выработки внешнеполитического курса относительно стран «ближнего зарубежья», европейского сообщества. На этом фоне вьетнамское направление внешней политики Белоруссии, безусловно, находилось на периферии политических интересов республики.

Определенный динамизм белорусско-вьетнамским отношениям удалось придать уже после прихода к власти А.Г. Лукашенко. В апреле 1997 г. Президент РБ совершил первый официальный визит в СРВ. Главным результатом визита стало принятие решения об открытии на взаимной основе дипломатических представительств, в соответствии с которым уже в декабре 1997 г. торговое представительство РБ в СРВ было преобразовано в посольство [15]. Что касается дипломатической миссии Вьетнама в Белоруссии, то она по ряду причин была открыта только в ноябре 2003 г. [Там же]. На длительное время растянулся также процесс выработки текста консульской конвенции, итоговый вариант которой стороны смогли подготовить лишь к октябрю 2008 г.

Несмотря на столь непростые условия, в которых происходили первые межгосударственные контакты Белоруссии и Вьетнама, оба государства демонстрировали заинтересованность в развитии двусторонних связей. С 1998 г., в соответствии с межведомственным соглашением о сотрудничестве в области образования, сторонами ежегодно осуществлялся обмен студентами и аспирантами на квотной основе, регулярно проходили заседания совместной Белорусско-Вьетнамской комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Как справедливо отмечал белорусский исследователь В.М. Мацель, научный потенциал Белоруссии, которым республика располагала с советских времен, являлся существенным фактором, способствующим сотрудничеству РБ со странами Азии, в том числе Вьетнамом [16: 36]. Важное значение на том этапе имел визит в Белоруссию в октябре 2002 г.

министра науки и технологий Вьетнама Хоанг Ван Хонга, в ходе которого обсуждались перспективы участия Белоруссии в развитии электронной отрасли Вьетнама [23]. В результате уже в ноябре 2004 г. стороны смогли договориться о создании, с участием специализированных белорусских и вьетнамских компаний, центра проектирования интегральных схем в Ханое [Там же].

Значительное внимание Белоруссия и Вьетнам уделяли также вопросам развития торгово-экономического сотрудничества, о чем, в частности, могут свидетельствовать проходившие в октябре 2002 г. переговоры о создании двусторонней зоны свободной торговли [26]. И хотя продвинуться в решении этого вопроса Белоруссии и Вьетнаму на том этапе не удалось2, однако это не означало, что стороны отказывались от избранного курса. В специальном документе МИД РБ, составленном по итогам визита парламентской делегации Белоруссии во Вьетнам 23-25 февраля 2006 г., подчеркивалось: «стороны сохраняют взаимную заинтересованность в подготовке документа к подписанию в перспективе» [19]. Позже, по мере развития евразийской интеграции, Белоруссия, по существу, стала выступать активным поборником идеи о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом в формате Таможенного союза, подчёркивая, что это позволит членам союза придать сотрудничеству с Вьетнамом новую динамику [24].

Стоит согласиться с мнением исследователей В.Г. Шадурского и В.М. Мацеля о том, что усиление интереса Белоруссии к расширению сотрудничества с государствами мирового Юга, в том числе Вьетнамом, в тот период являлось прямым следствием ухудшения отношений РБ с западным сообществом [29; 16]. Период с середины 1990-х до середины 2000-х гг. в межгосударственном взаимодействии РБ со странами-членами ЕС оказался провальным и характеризуется в историографии проблемы как время «минимального или ограниченного взаимодействия» [1].

Политика ЕС в отношении Белоруссии в тот период строилась в основном на применении санкций, главная цель которых заключалась в ослаблении режима личной власти президента А.Г. Лукашенко. Вьетнам, равно как и многие другие страны мирового Юга, напротив, демонстрировал солидарность с белорусским руководством, оказывая республике политико-дипломатическую поддержку. В качестве примера подобной линии Вьетнама может служить ситуация с голосованием делегации СРВ в апреле 2003 г. в ходе 59-й сессии Комиссии ООН по правам человека против принятия антибелорусской резолюции [15]. Кроме того, вьетнамское правительство положительно оценивало любые формы интеграционного сотрудничества государств постсоветского региона, усматривая в них «историческую закономерность» [27].

Белоруссия, в свою очередь, оказывала поддержку СРВ в том, что касалось ситуации в Южно-Китайском море [20], хотя известно, что именно Китай, с которым республику связывают тесные партнерские отношения, являлся главным оппонентом Вьетнама по вопросу принадлежности спорных островов.

Таким образом, Вьетнам, в силу целого ряда политических факторов уже в начальный период сотрудничества рассматривался Белоруссией как своеобразная точка опоры в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Если рассматривать экономический аспект, то, очевидно, что СРВ как в 1990-е, так и в 2000-е гг., вплоть до заключения соглашения о создании ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам, не являлась ведущим торговым партнером Белоруссии в регионе.

2В информации МИД РБ об итогах визита парламентской делегации РБ во Вьетнам 23-25 февраля 2006 г. констатировалось, что вьетнамское руководство было вынуждено приостановить переговоры по причине имевшихся договоренностей в рамках Зоны свободной торговли АСЕАН, а также завершающегося процесса вступления в ВТО. См. [19].

Торговые отношения Белоруссии с Вьетнамом, несмотря на то что в новом тысячелетии сторонам удалось придать определенную динамику экономическим контактам, не отличались от того, как складывалась двусторонняя торговля республики с другими странами региона. При этом к 2015 г. среди государств ЮВА выделились страны (Индонезия, Малайзия), существенно обгонявшие Вьетнам по объемам торгового оборота с Белоруссией.

Торговый оборот РБ с отдельными странами ЮВА, 2000-2015 гг., млн долл.

Страна 2000 2005 2010 2015

Вьетнам 31,4 42,5 145,9 149,7

Индонезия 22,4 41,5 176,5 193,5

Малайзия 34,0 70,1 98,9 160,9

Таиланд 15,1 17,4 92,7 102,2

Составлено по: [5: 47-49].

Таким образом, вполне можно говорить о том, что именно совокупность исторических и политических факторов - общее историческое прошлое, связанное с событиями периода Второй индокитайской войны (1965-1973 гг.), высокий уровень политических контактов руководителей двух стран, схожесть взглядов относительно ключевых вопросов и проблем международной жизни, регионального и глобального развития - предопределили особую предрасположенность белорусского руководства к Вьетнаму. С другой стороны, в подобном восприятии не было ничего такого, что не вписывалось бы в сложившиеся с советских времен представления о политическом раскладе сил в регионе ЮВА. Примечательно, что СРВ во второй половине 1990-х гг. являлась для России куратором в ее отношениях с АСЕАН, способствуя развитию диалога АСЕАН - Россия [12]. Вне всякого сомнения, особый характер российско-вьетнамских отношений учитывался и белорусской стороной при реализации своего внешнеполитического курса в регионе.

Анализируя причины, вследствие которых происходило сближение Белоруссии и Вьетнама, следует принять во внимание и взаимодополняющий характер их экономик, что некоторыми исследователями рассматривается в качестве важнейшей предпосылки сотрудничества двух стран на современном этапе [30]. Белоруссия во Вьетнам традиционно поставляет калийные удобрения, грузовые автомобили, комплексные синтетические нити, сельскохозяйственную технику, мясо говядины, птицы, молочную продукцию [20]. Вьетнам, в свою очередь, известен в Белоруссии как поставщик необходимого для нужд резиновой промышленности натурального каучука. Помимо каучука, Вьетнам экспортирует в республику целый ряд товаров, которыми республика в силу объективных причин себя не обеспечивает - орехи кокосовые и кешью, рыбное филе, рис, чай, кофе, тропические фрукты [20]. Важным положительным моментом является то, что торговля Белоруссии с Вьетнамом (в отличие, например, от состояния торговых отношений с Китаем) складывается в пользу Белоруссии и характеризуется устойчивым положительным сальдо.

В последнее время благоприятный фон развитию белорусско-вьетнамского взаимодействия придает соглашение о создании ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам, вступившее в силу в октябре 2016 г. Примечательно, что многие эксперты и политики связывают с соглашением начало качественно нового этапа сотрудничества государств-членов ЕАЭС с Вьетнамом [21; 31]. Характерно, что в июне 2017 г. во время официального визита Президента СРВ Чан Дай Куанга в РБ была поставлена задача нарастить объемы взаимной торговли Белоруссии и Вьетнама к 2020 г. до 500 млн долл. США [31]. Подобные ожидания во многом базируются на том, что, во-первых, соглашение о свободной торговле предусматривает обнуление таможенных ставок на многие

группы товаров, представляющих взаимный интерес для сторон - калийные удобрения, молочная продукция, семена льна; по ряду же товарных групп (например, мясо птицы, грузовые автомобили, шины, автобусы) ставки таможенных пошлин планируется довести до 0% в переходный период, который может составлять, в зависимости от конкретного товара, либо до 5, либо до 10 лет [7].

Во-вторых, следует учитывать, что вместе с соглашением о создании ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам вступил в силу также белорусско-вьетнамский межправительственный протокол о производстве моторных транспортных средств на территории Вьетнама. Первым проектом, который стороны запустили к реализации в рамках вышеуказанных документов, стало совместное белорусско-вьетнамское предприятие «МАЗ-Азия» во вьетнамской провинции Хэнгйен, рассчитанное, в соответствии с протоколом о производстве моторных транспортных средств, не менее чем на 10-летний период работы. Конечно, вопрос о том, каков будет долговременный эффект от принятых на политическом уровне мер, остается открытым. В этом смысле показательно, что по итогам 2017 г. торговый оборот Белоруссии и Вьетнама составил $135,3 млн, в 2018 г. - $115,3 млн [5: 47,52], за январь-сентябрь 2019 г. приблизился к отметке в $154,3 млн [28]. Как видно из приведенных данных, Белоруссии и Вьетнаму еще далеко до намеченного показателя в $500 млн.

Объективно сохраняет свое действие целый ряд факторов, которые сдерживают белорусско-вьетнамское сотрудничество. Одним из таких факторов, несомненно, является территориальная удаленность партнеров друг от друга. Так, некоторыми экспертами справедливо указывается на то, что членам ЕАЭС, в том числе Белоруссии, еще только предстоит выстроить логистические связи с СРВ [13: 76]. Другой проблемой остается высокая конкуренция на рынке АСЕАН в целом и Вьетнама в частности. Кроме того, следует учитывать, что режим свободной торговли с Вьетнамом распространяется на всех членов ЕАЭС, поэтому не исключено, что данная группа стран на рынке Вьетнама, а в перспективе, по мере выхода и закрепления на региональном рынке ЮВА, может оказаться в состоянии взаимной конкурентной борьбы [21: 33]. Россия, несмотря на относительно небольшие для двух стран объемы взаимной торговли с Вьетнамом, на фоне других государств-членов ЕАЭС является по этому показателю безусловным лидером. Ее доля во внешнеторговом обороте СРВ по итогам 2018 г. составила 1,1% [6]. Для сравнения: доля Казахстана во внешнеторговом обороте Вьетнама в 2018 г. была равна 0,1%, Белоруссии - 0,02%, Армении - 0,01%, Кыргызстана - 0,001% [Там же].

Белоруссией учитываются эти важные тенденции. Кроме того, в самой республике в контексте реализации планов по обеспечению перехода к равному распределению экспортных поставок между основными рынками - ЕАЭС, ЕС, стран «дальней дуги» - обнаружилось, что для решения задачи необходимо нарастить национальное производство как минимум на 25-30% [17]. Пока основным инструментом разрешения проблемы остается промышленная кооперация с торговыми партнерами. В феврале 2019 г. с Вьетнамом, помимо СП «МАЗ-Азия», запущен новый совместный проект по производству молока и молочной продукции из белорусского сырья. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность совместной сборки городского пассажирского транспорта в Ханое, открытия совместного предприятия на территории Республики Беларусь по производству чая и кофе [11].

Меры государственной политики, используемые в целях увеличения взаимного торгового оборота, предполагают также проведение различного рода выставочно-ярмарочных мероприятий. В частности, с 2007 г. Республика Беларусь ежегодно принимает участие в международной выставке «Vietnam EXPO». Большую роль в развитии хозяйственных связей двух стран играют бизнес-форумы. С декабря 2018 г.

начал свою работу Вьетнамско-Белорусский деловой совет, главной целью которого является выявление перспективных направлений развития белорусско-вьетнамского торгово-экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов ведения бизнеса на территории двух стран [22].

Подчеркивая заинтересованность Белоруссии в развитии партнерства с Вьетнамом, следует обратить внимание также на ряд тенденций, заставляющих руководство СРВ идти по пути сближения с государствами-членами ЕАЭС, в том числе РБ.

Во-первых, Вьетнам в последнее время уделяет пристальное внимание сотрудничеству с ЕС, рассматривая данное направление в качестве одного из важнейших (наряду с АСЕАН) в своей многосторонней дипломатии. В 2015 г. СРВ и ЕС было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли, что можно рассматривать в качестве определенной гарантии стабильности установившихся между Вьетнамом и ЕС отношений. Существуют оценки, согласно которым соглашение о свободной торговле с ЕС может позволить увеличить СРВ экспорт в европейские страны более чем на 20% [14: 128]. Исходя из вышесказанного, учитывая также нестабильность политической ситуации в Украине, роль и значение Белоруссии объективно повышается.

Во-вторых, следует принять во внимание некоторые тенденции социально-экономического развития самого вьетнамского государства. Как известно, Вьетнам переживает бурный экономический рост, объем его ВВП с 2012 г. (5.3%) непрерывно рос и достиг в 2019 г. отметки 7,02% [3]. Это, в свою очередь, вызывает сокращение внутренних резервов экономического развития - хозяйственных площадей, природных ресурсов [25: 33-34]. Значительная часть проблем подобного рода решается правительством СРВ за счет миграции. В большинстве стран АСЕАН, а также Восточной Азии, куда, как правило, чаще всего направляются граждане Вьетнама, наблюдается похожая ситуация. В государствах-членах ЕАЭС для этого существуют более благоприятные условия. Примечательно, что в РБ такой вариант сотрудничества с Вьетнамом рассматривался еще несколько лет назад, когда обсуждалась возможность привлечения вьетнамской рабочей силы и технологий для работы на белорусских швейных производствах [10].

В целом гуманитарный фактор в вопросах взаимодействии стран-членов ЕАЭС с Вьетнамом нельзя недооценивать. Количество вьетнамских специалистов, получивших образование в СССР/РФ, по некоторым оценкам, может составлять на сегодняшний день до 150 тыс. человек [9: 34]. Значительная часть из них - служащие, находящиеся на высших государственных и партийных постах СРВ. Анализ открытых данных показывает, что Белоруссия пытается задействовать данный ресурс. В частности, в феврале 2009 г. было принято решение о создании Международной ассоциации выпускников вузов Республики Беларусь; в мае 2010 г. состоялось открытие на базе Белорусского национального технического университета Вьетнамского культурного центра. Центр в настоящее время используется в качестве коммуникативной площадки для белорусских и вьетнамских студентов, а также бывших выпускников из Вьетнама [4].

Стремясь придать партнерству с Вьетнамом необратимый характер, Белоруссия делает акцент на необходимость использования различных форматов сотрудничества с участием молодежи двух стран, в частности предлагает реализацию совместных проектов по линии Белорусского республиканского союза молодежи и Коммунистического союза молодежи Вьетнама [2].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно констатировать, что Республика Беларусь и Социалистическая Республика Вьетнам проявляют значительный интерес к расширению сотрудничества, не исключая возможности

перевода двусторонних отношений на более высокий уровень - уровень стратегического партнерства, для чего существуют определенные предпосылки. Вместе с тем не следует идеализировать ситуацию, так как белорусско-вьетнамские отношения до сих пор не получили глубокого и системного наполнения. Потенциал двустороннего сотрудничества Белоруссии и Вьетнама, с нашей точки зрения, реализован в незначительной степени. Тем не менее в обоих государствах сгенерировано понимание: расширение межгосударственного сотрудничества отвечает национальным интересам сторон.

Библиографический список

1. Басов, Ф. Развитие отношений Евросоюза и Белоруссии / Ф. Басов. -Текст : непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. - 2019. - Т. 63. - №9. - С. 69-75.

2. БРСМ и Коммунистический союз молодежи Вьетнама намечают совместные проекты. - Текст : электронный // Белорусское телеграфное агентство (БелТА) [Сайт]. - 19.10.2017. - иЯЬ: https://www.be1ta.by/photonews/view/brsm-i-kommunisticheskij-sojuz-molodezhi-vjetnama-namechajut-sovmestnye-proekty-9615. (дата обращения: 18.05.2020).

3. ВВП Вьетнама в 2019 г. увеличился на 7,02%. 31.12.2019. - Текст : электронный // Иллюстрированный журнал «Вьетнам» [Сайт]. - иЯЬ: https://vietnam.vnanet.vn/russian -702Z433844.html (дата обращения: 18.05.2020).

4. Визит делегации выпускников белорусских вузов из Вьетнама во Вьетнамский культурный центр БНТУ. - Текст : электронный // Белорусский национальный технический университет [Сайт]. - иЯЬ: http://www.bntu.by/news/55-^^/1381-01082014^^^1. (дата обращения: 18.05.2020).

5. Внешняя торговля Республики Беларусь: статистический сборник. 2019. -Минск: Национальный статистический комитет РБ, 2019. - 212 с. - Текст : непосредственный.

6. Внешняя торговля ЕАЭС с Вьетнамом в январе-декабре 2018 г. - Текст : электронный // Сайт Евразийской экономической комиссии. - иЯЬ: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/monitoring/Documents/Obzor.pdf. (дата обращения: 18.05.2020).

7. Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. -Текст : электронный // Сайт Евразийской экономической комиссии. иЯЬ: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sog1_torg/Documents/pdf. (дата обращения: 18.05.2020).

8. Вьетнам желает развивать всеобъемлющие отношения с Беларусью. 22.10.2016. - Текст : электронный // Иллюстрированный журнал «Вьетнам» [Сайт]. -иЯЬ: https://vietnam.vnanet.vn/russian/264281.htm1. (дата обращения: 18.05.2020).

9. Вьетнамские исследования. Выпуск 6. Вьетнам: 70 лет независимости. -М.: ИДВ РАН, 2016. 328 с. - Текст : непосредственный.

10. Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в СРВ Валерия Садохо газете «Советская Белоруссия» 21 сентября 2013 г. - Текст : электронный // Министерство иностранных дел РБ. - иЯЬ: https://www.embassybe1.ru/press/smi/a79b5dbd2f07f72a.htm1. (дата обращения: 18.05.2020).

11. Итоги визита правительственной делегации во Вьетнам. 01.10.2019. -Текст : электронный // Национальный правовой интернет - портал Республики

Беларусь. URL: http://www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/october/40465/. (дата обращения: 18.05.2020).

12. Кобелев, Е. В. Роль Вьетнама в АСЕАН как моста в отношениях между АСЕАН и Россией / Е. В. Кобелев. - Текст : электронный // Доклады участников круглого стола на тему «Отношения между Вьетнамом и Российской Федерацией: потенциал и проблемы развития» - к визиту в РФ Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга (ИДВ РАН, 30 авг. 2018 г.). - URL: http://www.ifes-ras.ru/images/stories/2018/reports_20180830.pdf (дата обращения: 18.05.2020).

13. Мазырин, В. Вьетнам: зоны свободной торговли / В. Мазырин. - Текст : непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т.60. №3. С.72-82.

14. Малгожата Петрасяк. Развитие двусторонних отношений Евросоюз -Вьетнам в XXI веке / Малгожата Петрасяк. - Текст : непосредственный // Вьетнамские исследования. Выпуск 6. Вьетнам: 70 лет независимости. - М.: ИДВ РАН, 2016. С.123-136.

15. Материалы брифинга начальника управления информации - пресс-секретаря МИД Андрея Попова, проведенного для представителей СМИ 20.12.2007. -Текст : электронный // Министерство иностранных дел РБ. URL: http://mfa.gov.by/press/news_mfa/f95972d72ca464b6.html (дата обращения: 18.05.2020).

16. Мацель, В. М. Политика Республики Беларусь на востоке и юге Азии (1991-2002 гг.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / В. М. Мацель. - Москва, 2005. - 50 с. - Текст : непосредственный.

17. Национальный центр маркетинга видит сложности с увеличением экспорта в страны дальней дуги 19.11.2019. - Текст : электронный // Export.by. URL: https://export.by/news/natsionalniy-tsentr-marketinga-vidit-slozhnosti-s-uvelicheniem-eksporta-v-strani-dalney-dugi (дата обращения: 18.05.2020).

18. О визите заместителя Министра иностранных дел Беларуси А. Дапкюнаса во Вьетнам. 4.12.2018. - Текст : электронный // Министерство иностранных дел РБ. -URL: http://mfa.gov.by/press/news_mfa/c1c23a964fcc368c.html (дата обращения: 18.05.2020).

19. О визите парламентской делегации во Вьетнам. - Текст : электронный // Министерство иностранных дел РБ. - URL: http://mfa.gov.by/press/news_mfa/a65fff15a1cb8073.html (дата обращения: 18.05.2020).

20. О сотрудничестве Республики Беларусь с Социалистической Республикой Вьетнам. - Текст : электронный // Сайт Посольства РБ в СРВ. - URL: http://vietnam.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ (дата обращения: 18.05.2020).

21. Павловская, С.В. Экономическое сотрудничество Белоруссии и Вьетнама в условиях интеграции с ЕАЭС / С. В. Павловская, Ю. А. Шаврук, До Хьюн Лан. -Текст : непосредственный // Вьетнамские исследования. Серия 2. 2020. №2. С.28-36.

22. Первое заседание Вьетнамско-Белорусского делового совета. 6.12.2018. -Текст : электронный // Белорусская торгово-промышленная палата. -URL:https://www.cci.by/ru/content/pervoe-zasedaniye-v'yetnamsko-belorusskiy-delovoy-sovet (дата обращения: 18.05.2020).

23. Перспективные проекты. Научно-технические. - Текст : электронный // Вестник внешнеэкономических связей / МИД РБ. - 2005. - №3. - URL: http://mfa.gov.by/docs/vestnik/No03_2005.pdf (дата обращения: 18.05.2020).

24. Пивовар, Э. Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом открывает для ЕАЭС ворота в Юго-Восточную Азию / Э. Пивовар. - Текст : электронный // БелТА. - 29.05.2015.

25. Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд двух сторон. - М.: ИДВ РАН, 2013. 416 с. - Текст : непосредственный.

26. Совместное коммюнике по итогам визита Генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама Нонг Дык Маня в Республику Беларусь 13-15 октября 2002 г. - Текст : электронный // Министерство иностранных дел РБ. - иЯЬ: http://mfa.gov.by/press/news_mfa/d95d9d9a3a2217cc.htm1 (дата обращения: 18.05.2020).

27. Совместное коммюнике по итогам встречи глав правительств Республики Беларусь и Социалистической Республики Вьетнам от 08.11.2004. - Текст : электронный // Министерство иностранных дел РБ. - иЯЬ: https://vietnam.mfa.gov.by/press/statements/b0ea63b43970e985.htm1. (дата обращения: 18.05.2020)

28. Товарооборот Беларуси и Вьетнама в ближайшие годы должен достичь 500 млн долл. - Текст : электронный // Новости бизнеса. ПРАЙМ ПРЕСС. 13.12.2019. ШЬ:

https://primepress.by/news/ekonomika/tovarooborot_be1arusi_i_vetnama_v_b1izhayshie_god y_do1zhen_dostich_500_m1n_do11_1yashenko-15951/. (дата обращения: 18.05.2020).

29. Шадурский, В. Г. Арабские государства во внешней политике Республики Беларусь (1992-2013 гг.) / В. Г. Шадурский. - Текст : непосредственный // Труды факультета международных отношений 2013: Науч. сборник. Вып. 4. - Минск: БГУ, 2013. С. 38-47.

30. Шурубович, А. Экономические отношения Белоруссии с Вьетнамом / А. Шурубович. - Текст : непосредственный // Россия и новые государства Евразии. -2019. - № III (ХЬГУ). - С. 179-190.

31. Экономическое сотрудничество Беларуси и Вьетнама. - Текст : электронный // Белорусское телеграфное агентство (БелТА) [Сайт]. - 04.09.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.