Решения Саммитов «Группы двадцати» по международному финансовому регулированию: переход от глобального монетаризма к финансированию инфраструктурных инвестиций
ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,
Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО(У) МИД России
Аннотация: В статье рассмотрены процессы формирования фундаментальных основ мировой финансовой и экономической политики в рамках саммитов «Группы двадцати», которые постепенно подготовили переход мирового сообщества от глобального монетаризма к финансированию развития инфраструктурных инвестиций. С аналитических позиций рассмотрены декларации и заявления всех прошедших 14 саммитов «Группы двадцати» с 2009 по 2019 г., которые включали вопросы реформы мировой валютно-финансовой системы и экономической безопасности. Отмечено, что саммиты ставили задачи согласования национальных стратегий развития государств с глобальными стратегиями ООН, разрабатывая механизмы обеспечения региональной и глобальной безопасности и стабильности. Отмечены тенденции противодействия евразийских государств «монетарному глобализму» и их ориентации на развитие торговли, инвестиций, обеспечение безопасности, циф-ровизацию экономик.
Ключевые слова: глобальный монетаризм, финансирование развития, инфраструктурные инвестиции, реформа мировой валютно-финансовой системы в декларациях саммитов Группы 20
Decisions of the G20 Summits on International Financial Regulation: Transition from Global Monetarism to Financing Infrastructure Investments
PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA,
Deputy Director of the Institute of Security Problems of the CIS, Center manager international legal and political issues Eurasian cooperation Doctor of Law, Professor of MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Abstract: The article describes the processes of forming the fundamentals of the global financial and economic policy in the framework of the G-20 summits, which gradually prepared the world community's transition from global monetarism to financing the development of infrastructure investments. Analytical positions considered the declarations and statements of all the past 14 Summits of the Group-20 from 2009 to 2019, which included the reform of the global monetary and financial system and economic security. It was noted that the summits set the task of harmonizing the national development strategies of states with the UN global strategies, developing mechanisms to ensure regional and global security and stability. The tendencies of opposition of the Eurasian states to "monetary globalism" and their orientation towards the development of trade, investment, security, digitalization of economies were noted.
Key words: global monetarism, development financing, infrastructure investments, reform of the global monetary and financial system in the declarations of the Group of Summits 20
Теоретические основы глобального монетаризма и перспективы возвращения к «золотому стандарту»
Международные экономические отношения государств все более нацелены на сотрудничество в сфере инфраструктурных инвестиций, связанных с транспортировкой углеводородов, реализацией евразийского проекта «Один пояс - один путь», проекта Северного морского пути, Прикаспийской инфраструктуры морского газового кластера и других проектов, связанных с финансированием инвестиций и уходом в глобальном плане от финансовых спекулятивных вложений. Но этому мешают постоянные угрозы финансовых кризисов, порождаемых доминированием «глобального монетаризма», оформившегося как мировая доктрина в 1980-х гг.
Теоретические основы «глобального монетаризма» определены американскими учеными как объективные закономерности и циклы международного движения валютно-финансовых средств. Однако в современном мире они привели к глобальным дисбалансам между инвестициями на финансовые рынки и инвестициями в производство и инфраструктурные проекты. Этот дисбаланс и вызвал финансовые кризисы, которые стали предметом постоянного обсуждения на Саммитах «Группы двадцати» в целях противодействия таким финансовым потрясениям как разрушителям экономик и финансов государств и для развитой рыночной экономики, и для экономик государств развивающихся рынков и развивающихся государств в целом.
В основе глобального монетаризма, теоретически разработанного американским ученым, лауреатом Нобелевской премии, профессором
Милтоном Фридманом (1976), поддержанного Джоном Тейлором (2017) и другими, лежит концепция, что инфляция является феноменом глобального денежного обращения. В условиях функционирования денежных систем государств, использующих мировые резервные валюты, национальные финансовые системы рассматриваются этими теоретиками в глобальном смысле как части мировой валютно-финансовой системы, ориентированные на интернационализацию процесса инфляции1.
Монетарные теории Фридмана (1962), как и Джона Тейлора (2017), достаточно популярны в мире и, по мнению современных западных аналитиков, позволяют избежать основных ошибок политики прошлого, вызванных режимами фиксированного обменного курса, включая дискреционную денежно-кредитную политику при сочетании гибких обменных курсов и внутреннего денежно-кредитного регулирования2.
Между тем, далеко не все зарубежные ученые-экономисты согласны с тем, что теория «монетарного глобализма» Фридмана, доказывающая объективные закономерности глобальной инфляции, поможет разрешить современные проблемы финансовой стабильности.
Такие современные американские исследователи, критики монетарной политики и аналитики значения для валютной стабильности классического «золотого стандарта», как Барри Эйхен-грин, считают актуальным возвращение «золотого стандарта» как одного из критериев обеспеченности национальных валют. Это отвечает
1 Milton Friedman. Money and Inflation Theory and Evidence Monetary Policy and Inflation». Chapter 27. Oxford University Press. 1962, 1974. P. 632-657; James R. Lothian. Milton Friedman's Monetary Economics and the Quantity-Theory Tradition. Fordham University. April 2009, D. 5. https://www.fordham.edu/download/downloads/id/5608/ lothian_friedman_4-09pdf.pdf ; KimberlyAmadeo. Milton Friedman's Economic Theory of Monetarism Explained. 2019. https://www.thebalance.com/monetarism-and-how-it-works-3305866
2 Harris Delias, George S. Tavlas. Milton Friedman and the case for flexible exchange rates and monetary rules». Working paper. Bank of Greece. 236. October 2017. https://www.bankofgreece.gr/BogEkdoseis/Paper2017236.pdf
современным реалиям борьбы с финансовыми кризисами, особенно для стран, валюты которых относятся к мировым резервным3.
За последнее десятилетие финансовые эксперты государств «Группы двадцати», включая США и страны ЕС, не раз высказывались о необходимости возврата привязки валют к «золотому стандарту». Так в 2012 г. в рамках Экономического форума в г. Астане в Казахстане Лауреат Нобелевской премии американский профессор Роберт Манделл поставил вопрос о золотом содержании особых прав заимствования МВФ4.
Проблема в том, что транснациональные корпорации (ТНК) не заинтересованы в «золотом стандарте», поскольку он не позволяет накачивать финансовые рынки финансовыми инструментами, не обеспеченными золотовалютными резервами суверенных государств и требует более строгого валютно-финансового надзора. Но в то же время для ТНК требуется стабильность национальных валют.
Всем давно ясно, что отмена или корректировка МВФ условий «золотого стандарта» в 1979 г. привела к необоснованному господству не обеспеченного золотом американского доллара и, как следствие, к усилению агрессивной политики США для защиты своего финансового доминирования в мире5. Именно поэтому «Группа двадцати» была создана для регулирования процесса реформы мировой валютно-финансо-вой системы.
Национальные стратегии экономической стабильности, международной финансовой и внешнеполитической безопасности государств, ориентированные на усиление роли суверенных де-
С2СЖ + § £В $3 ^Affi-flf'eft
G20 HANGZHOU SUMMIT
нежных фондов государств, национальных и межгосударственных инвестиционных банков развития, стали основой позиций глав государств в рамках таких международных форумов, как Саммиты «Группы двадцати». Их целью стала выработка глобальных мер обеспечения международной и региональной экономической, политической стабильности, финансовой безопасности, укрепления мира, борьбы с терроризмом и коррупцией при приоритете идей расширения финансирования инвестиционного развития, а не финансовых рынков и спекулятивных финансовых операций.
С 2008 г. Саммиты «Группы двадцати» в связи с мировым финансовым кризисом 2007-2008 гг. приобрели характер постоянного финансово-экономического и политического форум высокого уровня. Первый Антикризисный саммит проходил 14-15 ноября 2008 г. в Вашингтоне для обсуждения вопросов, связанных с мировым финансовым кризисом.
Второй Саммит G-20 состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне, где обсуждались Основные меры и План действий по предотвращению глобальной рецессии, дефляции,укреплению финан-
3 Barry Eichengreen, Asmaa El-Ganainy, Rui Esteves, Kris James Mitchener. Public Debt Through the Ages»: w25494 // Publication the National Bureau of Economic Research. University of California at Berkeley. January, 2019; Barry Eichengreen, Arnaud J. Mehl, Livia Chitu. Mars or Mercury? The Geopolitics of International Currency Choice: w24145 // Publication the National Bureau of Economic Research. University of California at Berkeley. December, 2017. https://www.nber.org/people/barry_eichengreen
4 Джанатаев Т. Мировая валютная система: возвращение золотого стандарта // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2013. https://cyberleninka.ru/article/v/mirovaya-valyutnaya-sistema-vozvraschenie-zolotogo-standarta
5 Диунов М. Теория большого долга: как крах золотого стандарта привел к глобальному господству доллара. 20.03.2018. https://russian.rt.com/science/article/494263-krah-zolotoy-standart-ssha
®2D
; " :Г д1 £ Г l" S - М-' ti S
сового сектора и недопущению протекционизма, усилению глобальной финансовой и экономической системы, меры для перехода мировой экономики к устойчивому росту.
На третьем Саммите G-20, который прошел 24-25 сентября 2009 г. в Питтсбурге в США, были приняты меры по совместному повышению банковских стандартов, которые включали ограничения для необоснованно высоких выплат топ-менеджеров и намерения по созданию си-
стемы согласованных действий всех участников G-20 в сфере экономической политики.
Четвертый Саммит G-20 в Торонто в Канаде принял итоговую декларацию по обязательствам государств сократить в 2013 г. дефицит бюджета в два раза.
Саммит G-20, пятый по счету, проходил в Сеуле в Южной Корее 11-12 ноября 2010 г. и имел особое значение как для азиатских, так и для европейских государств, поскольку обсуждались валютная политика США и Китая и инвестиционная политика транснациональных корпораций в сфере цифровой экономики таких как Майкрософт, HSBC, Nomura Holdings и т.д.
Шестой Саммит G-20, состоявшийся в Каннах во Франции 3-4 ноября 2011 г. касался выработки мер по ужесточению контроля за банками и обсуждения стратегии предотвращения мирового финансового кризиса.
Реформа международных финансовых институтов как основная повестка дня Саммитов ««Группы двадцати»
Преимущественно антикризисная финансово-экономическая направленность Саммитов G-20 с самого начала определялась привязкой их задач к решению проблем стабильности мировой финансовой системы и глобальных системно значимых финансовых институтов под эгидой Совета Финансовой Стабильности (СФС) ООН, который был преобразован из Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 г. до 2009 г.
Эти саммиты на высоком уровне показали, что на мировом уровне помимо МВФ, ВБ, ГА ООН, СФС появилась новая площадка для переговоров и принятия решения ведущими странами мира по
противодействую угрозам финансово-экономического, а также политического характера.
СФС был организован «Группой двадцати» в 2009 г. и функционирует наряду с другими группами, подкомитетами, комиссиями системы ООН, составляющими инфраструктуру ассоциативных международных финансовых организаций, подконтрольных МВФ, Всемирному банку, ГА ООН в области регулирования и контроля соблюдения стандартов безопасности и стабильности финансовых рынков6.
Реформа международных финансовых институтов стала основной повесткой дня практически для большинства Саммитов «Группы двадца-
6 Взаимодействие Группы Двадцати и Совета по финансовой стабильности: В работе саммитов G-20 участвуют: директор-распределитель МВФ; президент ВБ; председатель СФС; генсекретарь ООН. Совет по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board) - международная организация, созданная странами Большой индустриальной двадцатки на Лондонском саммите в апреле 2009 г. https://www.ranepa.ru/ ciir/sfery-issledovanij/gruppa-dvadtsati/vzaimodejstvie--
ти», поскольку на уровне глав государств и правительств реформировалась Бреттон-Вудская валютно-финансовая система, функционирующая 65 лет с 1944 г. Реформа оказалась необходимой для более адекватного отражения изменений в мировой экономике7.
Седьмой Саммит G-20 18-19 июня 2012 г. в Лос-Кабосе в Мексике проходил на фоне растущей новой волны мирового финансово-экономического кризиса и касался экономических механизмов урегулирования Европейского долгового кризиса на фоне глобальной финансовой нестабильности и неопределенности перспектив мировой рынка торговли и инвестиций. В результате было принято решение об увеличении резервов Международного валютного фонда более чем на 450 млрд долл. США8.
Восьмой Саммит G-20 проходил 5-6 сентября 2013 г. в Санкт-Петербурге, в России, и был посвящен вопросам обеспечения экономического роста и финансовой стабильности, создания рабочих мест, борьбы с безработицей, стимулирования инвестиционной деятельности, укрепления многостороннего торгового сотрудничества, содействия международным мерам развития, реализации Рамочного соглашения по обеспечению устойчивого, уверенного и сбалансированного роста, реформирования международной валют-но-финансовой системы, реформы финансового регулирования и надзора, устойчивого развития глобальных энергетических рынков, противодействия коррупции. Обсуждались ключевые проблемы урегулирования Сирийского конфликта9.
Девятый Саммит G-20 прошел 15-16 ноября 2014 г. в Брисбене в Австралии, где главными итогами стали разработка мер обеспечения международной и региональной безопасности, борьба с коррупцией, меры повышения контроля за прозрачностью государственного и частного секторов экономики, создание международного инфраструктурного центра, обращение к США по прекращению препятствованию реформе МВФ.
В Коммюнике по итогам десятого Саммита G-20, прошедшего с 15 по 16 ноября 2015 г. в г. Ан-талья в Турции, было подчеркнуто, что сохраняются риски и неопределенность на финансовых рынках, которые возникают в том числе из-за роста уровня геополитических вызовов, которые продолжают оставаться тормозом экономического роста и требуют проведения устойчивой макроэкономической политики10.
Саммит G-20 2015 г. поддержал Декларацию министров труда и занятости «Группы двадцати» по повышению инклюзивности рынков труда, по усилению мер борьбы с неравенством, по содействию росту национальной экономики и обеспечению национального бюджетного суверенитета. Было разработано Руководство и лучшие практики для моделей государственно-частных пар-тнерств (ГЧП)11. Также были выработаны рекомендации по развитию альтернативных механизмов финансирования инвестиций, обеспеченного публичными и частными активами, секьюрити-зации в сфере инфраструктурных инвестиций и долгосрочного финансирования, инвестиций ин-
7 Рахмангулов М.Р. Вклад «Группы двадцати» в реформу международных финансовых институтов // Аналитические материалы Проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций» в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 г. http://ecsocman.hse.rU/data/2011/12/29/1270394517/4.pdf
8 Седьмой Саммит G-20 18-19 июня 2012 г. в Лос-Кабосе в Мексике https://ru.wikipedia.org/wiki/
9 Саммит G-20 в Санкт-Петербурге (2013) https://ru.wikipedia.org/wiki/
10 Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье (Турция), 15-16 ноября 2015 г. https://www.ranepa.ru/images/media/g20/2015Antalya
11 Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. Специальное издание к Международному инвестиционному форуму «Сочи-2016». http://www.pppi.ru/sites/ default/files/pdf/pppcenter_a4_2016_v2_web.pdf
ституциональных инвесторов, привлечения капиталов многосторонние банков развития12.
Историческим стал одиннадцатый Саммит G-20 4-5 сентября 2016 г. в г. Ханчжоу в Китае, на котором было принято самое большое число стратегически важных для мировой экономики решений по цифровой экономике и инфраструктурным инвестициям, включающих: Коммюнике лидеров G-20 по итогам Ханчжоуского самми-
та 2016 г.; Контуры инновационного роста государств - участников G-20; План действий государств - участников G-20 по инновациям 2016 г.; План действий государств - участников G-20 в связи с новой четвертой индустриальной революцией; Инициатива государств - участников G-20 по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики и Ханчжоуский План действий.
Разворот Саммитов «Группы двадцати» к финансированию инфраструктурных инвестиций и цифровым технологиям
Особое значение для международного сотрудничества также приобрели: Ханчжоуский доклад об оценке выполнения обязательств, принятых в рамках Рамочного соглашения государств - участников G-20 по уверенному, устойчивому и сбалансированному росту; Расширенная повестка действий по реализации структурных реформ; Антикоррупционный план действий государств - участников G-20 на 2017-2018 годы; План действий государств - участников G-20 по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года; Ханчжоу-ский всеобъемлющий доклад о выполнении обязательств государств - участников G-20 в области развития; Инициатива о запуске Альянса для глобального сопряжения инфраструктуры; Совместная декларация о намерениях по поддержке инфраструктурных инвестиций, принятая одиннадцатью многосторонними Банками развития13.
Двенадцатый Саммит «Группы двадцати» проходил 7-8 июля 2017 г. в г. Гамбурге в ФРГ и при-
нял Декларацию лидеров G-20, названную «Формирование взаимосвязанного мира». В ней сказано, что лидеры стран G-20 устремлены к рассмотрению и разрешению основных глобальных экономических проблем и формированию взаимосвязанного мира с предсказуемыми и взаимовыгодными торговыми отношениями под эгидой мероприятий по мониторингу ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, Всемирного банка и МВФ. В 2017 г. в Декларации Саммита «Группы двадцати» 2017 г. впервые комплексно был решен вопрос о международном сотрудничестве в области налогообложения и финансовой прозрачности в целях создания глобальной, справедливой и современной международной налоговой системы и улучшения налоговой политики. Страны высказались за реализацию Плана по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (ВЕР^14.
В Декларации тринадцатого Саммит G-20 30 ноября - 1 декабря 2018 г. в Буэнос-Айресе, в Аргентине, помимо положений о мерах по развитию
12 Документы «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье (Турция), 15-16 ноября 2015 г. https:// www.ranepa.ru/images/media/g20/2015Antalya
13 Итоги Саммита G-20 4-5 сентября 2016 г. в г. Ханчжоу, КНР. https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/ gruppa-dvadtsati/dokumenty-gruppy-dvadtsati/kitajskoe-predsedatelstvo-2016
14 План BEPS ( The Base Erosion and Profit Shifting) План сотрудничества государств Группы 20 по противодействию деятельности налогоплательщиков по уходу от налогов путем перевода доходов и прибыли в юрисдикции с пониженным налогообложением.
цифровых технологий говорилось, что лидеры G-20 пришли к согласию в части реформы Всемирной торговой организации (ВТО), исполнения Парижского соглашения по климату, совместной работы по устранению причин появления беженцев и оказанию переселенцам гуманитарной помощи, подтвердив свои обязательства использовать все политические средства для достижения роста экономики15. Последний из Саммитов G-20, четырнадцатый, прошел 28-29 июня 2019 г. в г. Осака в Японии и был посвящен глобальной финансово-экономический модели развития государств и их национальных экономик, о чем подробнее будет сказано ниже.
Таким образом, в ходе прошедших 14 Саммитов «Группы двадцати» государства все решительнее стремились разрешать актуальные проблемы финансовой стабильности и экономической безопасности в международных отношениях. Цель Саммитов G-20 - согласовать с практикой ООН и задачами интеграционных объединений, к которым они относятся, интересы своих национальных стратегий развития, разрабатывая механизмы обеспечения региональной и глобальной безопасности и стабильности.
Декларации и иные документы Саммитов G-20 оказали существенное влияние на развитие административного, финансового, налогового, предпринимательского законодательства как государств участников этих саммитов, так и на все страны мира, включая страны СНГ и ЕАЭС Благодаря этому, за последние десять лет под влиянием деклараций, коммюнике, руководств, общих принципов и других актов Саммитов G-20 идут процессы гармонизации национального права и унификации международного права в области стандартов поведения на финансовых рынках и обеспечения стабильности финансовых систем государств. Конечно, эти процессы неоднородны, а например, США не стремятся исполнять акты Саммитов G-20, если, как они считают, это
15 Декларация Саммита Группы Двадцати 2017г. deklaraciya-sammita-g20
противоречит интересам безопасности их страны.
По инициативе «Группы двадцати» создано большое количество новых межгосударственных внешнеполитических механизмов сотрудничества (форумов, совещаний, комиссий, групп и др.) по решению проблем глобального и регионального развития, по конструированию экономической политики устойчивого роста экономик государств, финансированию развития стран с формирующимися рынками и развивающихся государств.
К числу постоянных механизмов сотрудничества в рамках G-20 относятся: Совещание «финансовой двадцатки» министров финансов и председателей центральных банков стран G-20, Совещание министров торговли и цифровой экономики «Группы двадцати», Совещание министров труда и занятости стран G-20, Глобальный форум G-20 по избыточным сталеплавильным мощностям (ГФСЕК) и др.
В этой связи интеграционное право стран СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, выступая как феномен трансконтинентального и регионального евразийского сотрудничества, стало катализатором развития одной из сложнейших проблем теории и практики международных отношений - становления особенного евразийского мирового порядка, в котором евразийское пространство выступает целью и средством стратегии формирования общей архитектуры интеграционных связей.
tps://russian.rt.com/world/news/578330-opublikovana-
Начало эпохи противодействия глобальному монетаризму и ориентация на развитие торговли, инвестиций, обеспечение безопасности и цифровизации экономик
На Саммите G-20 в 29 июня 2019 г. в г. Осаке в Японии лидеры государств-участников подчеркнули, что имеют место умеренные параметры роста темпов мировой экономической и финансовой стабильности, что обусловлено торговой и геополитической напряженностью. Достижение устойчивости, сбалансированности, инклюзивного роста экономик, снижения рисков замедления экономического роста возможно при гибкой бюджетной политике государств, направленной на восстановление суверенных резервных фондов при обеспечении баланса внешнего и внутреннего долга к ВВП для устойчивого обеспечения выплаты задолженностей по международным и внутригосударственным обязатель-ствам16.
Отмечено также, что денежно-кредитной политикой государства поддерживают экономическое развитие при мерах ценовой стабильности согласно задачам центральных банков государств «Группы двадцати», которые придерживаются взятых на себя обязательств по курсам валют, принятых министрами финансов и управляющими центральными банками в марте 2018 г.
Таким образом, на Саммите 2019 г. в Осаке было подчеркнуто, что денежно-кредитная политика государств должна приоритетно работать на финансирование развития, а не на спекулятивные финансовые рынки. Как отметили эксперты по итогам этого саммита, в последние годы произошло стратегическое переосмысление ведущей
роли механизмов монетарной политики и финансовых инструментов в капитализации экономик.
Именно эту политику все чаще называют причиной мировых финансовых кризисов. Поэтому модель «монетаристского глобализма» постепенно вытесняется на задний план стратегий управления мировой экономикой усилиями Дональда Трампа, Владимира Путина и Си Цзиньпи-на17. Особенностью Саммита «Группы двадцати» стало его исключительное внимание к проблемам национального развития отдельных государств.
«Группа двадцати» поддержала Заявление министров торговли и цифровой экономики, принятое 8-9 июня 2019 г. в г. Цукубе в Японии, где меры безопасности в цифровой экономике отмечены как важнейшие для становления у граждан и организаций доверия к цифровым технологиям и всей цифровой экономики.
В нем заявлено, что необходимо бороться с преступностью в киберпространстве, так как это антиобщественное явление негативно влияет на использование цифровых инноваций и снижает уровень доверия потребителей к преимуществам цифровых технологий. Отмечено, что безопасность в цифровой экономике носит глобальный характер, требуя разработок локализованных и индивидуальных рамок и методологий, глобальных технических стандартов18.
В Итоговой Декларации Саммита «Группы двадцати» в Осаке 2019 г. была отмечена важность реализации положений Глобального фо-
16 Осакская Декларация лидеров стран «Группы двадцати» от 29.06.2019 г. http://kremlin.ru/ supplement/5425
17 Лепехин В. Итоги Саммита G20 - важные моменты, которые вы могли не заметить. https:// tj.sputniknews.ru/analytics/20190629/1029285885/g20-sammit-itogy.html
18 Заявление министров торговли и цифровой экономики «Группы двадцати», принятое 8-9 июня 2019 г. в г. Цукубе (Япония). https://www.ranepa.ru/images/News_ciir/Project/Ministerial_Statement_on_Trade_ and_Digital_Economy.pdf
рума G-20 по избыточным сталеплавильным мощностям (ГФСЕК). Ранее Решением «Группы двадцати» в г. Ханчжоу 8-9 сентября 2016 г. были определены задачи новой международной организации ГФСЕК, направленной на устранение рисков негативных последствий для международной торговли, связанных с перепроизводством стали на мировом рынке. Отрицательными факторами формирования избыточного производства стали были определены государственные субсидии и финансирование из публичных денежных фондов новых инвестиционных проектов, направленных на расширение производства стали.
Координатором и руководителем ГФСЕК стала ОЭСР. В его состав вошли 33 страны, включая страны «Группа двадцати», а также заинтересованные члены ОЭСР, на которых приходится более 90% производственной мощности сталелитейных предприятий19.
Для Российской Федерации обязательства, вытекающие из ее участия в ГФСЕК, заключаются в модернизации российского сталелитейного
сектора по экологическим стандартам и принципам эффективного производства ГФСЕК, которые будут окончательно разработаны осенью 2019 г.
«Группа двадцати» на Саммите 2019 г. подтвердила свою приверженность принципам «Инициативы „Группы двадцати" по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики», принятой 5 сентября 2016 г. в г. Ханчжоу (КНР)20.
Инновации, цифровизация и установление зон доверия указаны как важнейшие факторы развития, достижения инклюзивных, устойчивых, безопасных, надежных основ инноваций для общества продвижением обмена данными при использовании информационно-коммуникативных технологий.
Свободными трансграничными потоками данных, информационных ресурсов, идей и знаний государства граждане, организации смогут обеспечить устойчивость развития при обеспечении конфиденциальности и защите данных и прав на интеллектуальную собственность и безопасность.
Осакская декларация лидеров стран «Группы двадцати»
от 29 июня 2019 г.: вместо монетаризма инвестиции в качественную
инфраструктуру
Осакская декларация «Группы двадцати» 2019 г. отметила необходимость инфраструктурных трансформаций в экономиках государств согласно «Принципам „Группы двадцати" по инвестированию в качественную инфраструктуру», «Принципам высокого уровня ОЭСР и „Группы двадцати" по долгосрочному финансированию инвестиций для институциональных инвесторов» 2013 г. и др.
Указанные и другие принципы согласовываются с ранее принятыми рекомендациями ОЭСР, представляющими системы:
• Принципов корпоративного управления ОЭСР;
• Основных принципов ОЭСР по регулированию негосударственных пенсионных фондов;
• Руководящих принципов ОЭСР для управления страховыми компаниями;
• Принципов ОЭСР для государственного управления государственно-частными партнерствами;
19 Глобальный форум «Группы двадцати» по избыточным мощностям в сталелитейной промышленности, 8-9 сентября 2016 г. https://www.metalinfo.ru/ru/news/88706
20 Саммит «Группы двадцати» 4-5 сентября 2016 г. в г. Ханчжоу (КНР). Инициатива «Группы двадцати» по сотрудничеству в области цифровой экономики. http://www.kremlin.ru/supplement/5111
• Принципов Декларации ОЭСР по «зеленому» росту;
• Принципов Соглашения ОЭСР официально поддерживаемым экспортным кредитам;
• Руководящих принципов ОЭСР для транснациональных компаний;
• Кодекса принципов либерализации движения капиталов ОЭСР.
Эти акты «мягкого права» содействуют международному инвестированию институциональными инвесторами. Принятые принципы высокого уровня дополняют международные стандарты в разных областях, включающих применение Принципов, регулирующих рынки ценных бумаг и капиталов, принятые такой структурой, как Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
Основными принципами организации страхового надзора и принципами организации пенсионной системы связаны в своей деятельности структуры Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS), ориентирующиеся на Международную организацию уполномоченных органов по регулированию пенсионной системы (IOPS) в области финансового надзора функционирования негосударственных пенсионных фондов. Также применяются «Принципы Сантьяго» ОЭСР относительно формирования суверенных фондов государств и Принципы ответственного инвестирования ООН21.
В частности, принцип четвертый «Принципов высокого уровня ОЭСР и „Группы двадцати" по долгосрочному финансированию инвестиций для институциональных инвесторов» 2013 г. определяет, что финансово-правовое регулирование оценки стоимости и режима налогообложения государств включает установление финансово-правовые основы деятельности институциональных инвесторов. Она включает системные требования к достаточности капитала и управлению рисками, в том числе иные пруденциальные меры для институциональных инвесторов, которые владеют ценными бумагами, имеют стабильность и финансовую платежеспособность при соблюдении международных стандартов финансовой состоятельности, бухгалтерской отчетности и финансирования.
Также, например, принцип пятый вышеуказанного документа ОЭСР и G-20 регламентирует систему механизмов, связанных с финансированием, поддержкой долгосрочных инвестиций и взаимодействия между институциональными инвесторами. Государственное участие в проектах долгосрочного инвестирования осуществляется для поддержки рынка инвестиций, в том числе специальными мерами, и не должно вытеснять частные инвестиции. К таким мерам могут относиться кредитные и налоговые меры регулирования, резервы для предотвращения несостоятельности, государственные субсидии, промежуточное финансирование прямыми кредитами из публичных фондов.
Правительствами государств создается правовая база, регулирующая коллективные инвестиции с участием государства, допуск ценных бумаг иностранных эмитентов, выпуск инвестиционных ценных бумаг, порядок эффективного и устойчивого финансирования долгосрочных инвестиций. Национальные банки развития и многосторонние агентства по развитию управляют
21 Принципы высокого уровня ОЭСР и «Группы двадцати» по долгосрочному финансированию инвестиций для институциональных инвесторов» 2013 г. https://www.hse.ru/data/2013/09/08/1275471521/Прин-ципы20
коллективными механизмами долгосрочного инвестирования, содействуя им выпуском проектных облигаций, расширением применения секью-
ритизированных активов и мер по управлению рисками.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Седьмой Саммит G-20 18-19 июня 2012 г. в Лос-Кабосе в Мексике. https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Саммит G-20 в Санкт-Петербурге 2013 г. https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Коммюнике лидеров «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье (Турция), 15-16 ноября 2015 г. https://www.ranepa.ru/images/media/ g20/2015Antalya
4. Документы «Группы двадцати» по итогам саммита в Анталье (Турция), 15-16 ноября 2015 г. https://www.ranepa.ru/images/media/g20/2015Antalya
5. Итоги Саммита G-20 4-5 сентября 2016 года в г. Ханчжоу, КНР. https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/gruppa--2016
6. Декларация Саммита «Группы Двадцати» 2017 г. https://russian.rt.com/world/news/578330-
7. Осакская Декларация лидеров стран «Группы Двадцати» от 29 июня 2019 г. http://kremlin.ru/ supplement/5425
8. Заявление министров торговли и цифровой экономики «Группы двадцати», принятое 8-9 июня2019 г.в г. Цукубе (Япония). https://www.ranepa. ru/images/News_ciir/Project/Ministerial_Statement_ on_Trade_and_Digital_Economy.pdf
9. Глобальный форум «Группы двадцати» по избыточным мощностям в сталелитейной промышленности, 8-9 сентября 2016 г. https://www. metalinfo.ru/ru/news/88706
10. Саммит «Группы двадцати» 4-5 сентября 2016 г. в г. Ханчжоу (КНР). Инициатива «Группы двадцати» по сотрудничеству в области цифровой экономики. http://www.kremlin.ru/supplement/5111
11. Принципы высокого уровня ОЭСР и «Группы двадцати» по долгосрочному финансированию инвестиций для институциональ-
ных инвесторов» 2013 г. https://www.hse.ru/ data/2013/09/08/1275471521/Принципы20
12. Лепехин В. Итоги Саммита G20 - важные моменты, которые вы могли не заметить. https:// tj.sputniknews.ru/analytics/20190629/1029285885/ g20-sammit-itogy.html
13. Эйхенгрин Б. Непомерная привилегия: взлет и падение доллара. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2013
14. Эйхенгрин Б. Глобальные дисбалансы и уроки Бреттон-Вуда. М. Изд-во Института Гайдара, 2017.
15. Джанатаев Т. Мировая валютная система: возвращение золотого стандарта // Вестник СПб-ГУ. Серия 5. 2013. https://cyberlen inka.ru/article/v/ mirovaya-valyutnaya-sistema-vozvraschenie-zolotogo-standarta
16. Диунов М. Теория большого долга: как крах золотого стандарта привел к глобальному господству доллара. 20.03.2018. https://russian.rt.com/ science/article/494263-krah-zolotoy-standart-ssha
17. Рахмангулов М.Р. Вклад «Группы двад-цати» в реформу международных финансовых институтов // Аналитические материалы НИУ ВШЭ в 2011 г. http://ecsocman.hse.ru/ data/2011 /12/29/1270394517/4.pdf
18. Friedman M. Money and Inflation Theory and Evidence Monetary Policy and Inflation. Chapter 27. Oxford University Press, 1962, 1974. - P. 632-657.
19. Lothian J.R. Milton Friedman's Monetary Economics and the Quantity-Theory Tradition. Fordham University. April 2009. D. 5. https://www.fordham.edu/ download/downloads/id/5608/lothian_friedman_4-09pdf.pdf
20. Kimberly A. Milton Friedman's Economic Theory of Monetarism Explained. 2019. https://
www.thebalance.com/monetarism-and-how-it-works-3305866
21. Dellas H., George S. Tavlas. Milton Friedman and the case for flexible exchange rates and monetary rules // Working paper. Bank of Greece. 236. October. 2017. https://www.bankofgreece.gr/BogEkdoseis/ Paper2017236.pdf
22. Eichengreen B. Golden Fetters: The Gold Standard and the Great Depression, 1919-1939. Oxford University Press, 1992.
23. Eichengreen B., El-Ganainy A., Esteves R., MitchenerK.J. Public Debt Through the Ages: w25494 //
Publication the National Bureau of Economic Research. University of California at Berkeley. January. 2019.
24. Eichengreen B., Mehl A. J., Chitu L. Mars or Mercury? The Geopolitics of International Currency Choice: w24145 // Publication the National Bureau of Economic Research. University of California at Berkeley. December. 2017.
25. Eichengreen B., Bayoumi T. Aftershocks of Monetary Unification: Hysteresis with a Financial Twist: w23205 // Publication the National Bureau of Economic Research. University of California at Berkeley. February. 2017. https://www.nber.org/people/barry_eichengreen