ПАМЯТНИКИ ПРАВА
РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ.
1653 г. 1 октября1
С 50-х годов XVII в. развертывается процесс складывания абсолютной монархии в России, о чем свидетельствует, в частности, уменьшение значения сословных учреждений Земских соборов.
Имеются сведения о трех Земских соборах этого периода: Соборы 1650, 1651, 1653 гг. При этом Собор 1653 года считается большинством авторов последним Земским собором в полном смысле этого слова. Земские соборы собирались по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики России. Однако решение, имеющее нормативный характер, было принято лишь на последнем Соборе 1653 года.
Земские соборы 1651 и 1653 гг. созывались в связи с обсуждением вопроса о воссоединении Украины с Россией. Эта проблема представляла большую сложность, поскольку Россия была связана мирным договором с Польшей, в составе которой в то время находилась Украина. Война за независимость, которую украинский и белорусский народы вели с Речью Посполитой, не могла завершиться победой без помощи Русского государства, о чем неоднократно писал гетман Богдан Хмельницкий. В такой ситуации военная помощь России Украине вела к войне с Польшей, к которой Русское государство не было готово. В то же время польское правительство вело себя вызывающе по отношению к России, неоднократно нарушая Поляновский мирный договор.
На Соборе 1651 года речь велась в основном о нарушениях Речью Посполитой договора с Россией. Сохранилось послание царя Алексея Михайловича Собору 1651 года, в котором перечислялись все неправды поляков. Оно обсуждалось на Соборе. Сохранился лишь ответ патриарха и других церковных лиц на него. Патриарх Иосиф разрешал царю нарушить мир с Речью Посполитой и снимал с него ответственность за нарушение присяги в том случае, если польский король Ян Казимир не откажется от нарушений мирного договора и не накажет виновных в них. При этом условии царь мог принять под свою высокую руку запорожцев. В противном случае решение вопроса о запорожцах церковь передавала на усмотрение царя.
Земский собор 1651 года не принял никакого решения, оформленного нормативным актом. На основании дошедшего до нас ответа духовенства можно предположить, что и другие курии Земского собора, ответы которых не сохранились, не возражали против ходатайства Хмельницкого о присоединении к России. Однако прежде чем начинать войну Земский собор счел необходимым испробовать все возможные дипломатические пути.
Вопрос о воссоединении Украины с Россией был окончательно разрешен на Земском соборе 1653 года. Поскольку решение в положительном смысле в ответ на ходатайство Хмельницкого о воссоединении Украины с Россией сразу же ставило Россию в состояние войны с Польшей, одновременно с созывом Земского собора было решено провести и смотр вооруженных сил. Согласно записям, содержащимся в Дворцовых разрядах к 20 мая 1652 г., в Москву вызывались лица, служившие по московскому списку, а также выборные от городов. В Москве планировались, таким образом, два мероприятия: военный смотр и Земский собор. В 20-х числах мая было созвано первое заседание Земского собора. Именно тогда вопрос решался по существу. Опрашивались все чины, даже площадные люди, т.е. люди, стоявшие во время заседания Собора на площади. В том же месяце была составлена грамота, легшая впоследствии в основу решения Земского собора 1 октября 1653 г о воссоединении Украины с Россией. Грамота датируется большинством исследователей 25 мая 1652 г., она имеет много общего с письмом царя к Земскому собору 1651 года, которое, возможно, использовали при ее составлении. Собор грамотой от 25 мая вновь подтвердил решение Земского собора 1651 года. Причем большее внимание было уделено притеснениям украинского народа, положению Украины и невозможности примирения запорожского войска с Польским государством. Грамота 1652 года содержала более серьезные основания для разрыва мира с Польшей, чем письмо 1651 года. Однако в мае 1652 года окончательное решение о воссоединении Украины с Россией принято не было — решили дождаться возвращения посольства Б. Репнина-Оболенского из Польши. Есть сведения, что Земский собор не был распущен, и в июне состоялось еще одно его заседание.
Последнее заседание Собора прошло 1 октября. На нем в торжественной обстановке было принято решение о разрыве мирного договора с Польшей и о воссоединении Украины с Россией. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией от 1 октября 1653 г. сохранилось в подлиннике и неоднократно публиковалось.
1 Печатается по: Российское законодательство X—XX веков : в 9 т. Т. 3. М. : Юридическая литература, 1985. С. 448—463.
'АКТЫ , ЗЕМСКИХЪ
СОБОРОВЪ
208 ПАМЯТНИКИ ПРАВА Ш_~Ъ УНИВЕРСИТЕТА
Я в^ имени O.E. Кугафина (МГЮА)
РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ 1653 г. 1 ОКТЯБРЯ
В прошлом во 161-м году мая 25 по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.
И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой полате. А на соборе были: великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит крутицкой Селивестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера короля польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух:
В докончальных грамотах блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и Владислава короля польского и великого князя литовского написано: быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем и наследником в братцкой дружбе, и в любви, и в соединении. А великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и его государевых детей и наследников Владиславу королю, и вперед будучим королем польским и великим князем литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких письмах описывати и имяновати по его государскому достоинству и по вечному докончанью великим государем царем и великим
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
князем всеа Русии самодержцем, с полными его государскими титлы, по его государскому достоинству. И как он, великий государь, сам себя описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому и великому князю литовскому и вперед будучим королем польским и великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными ж их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству Владиславу королю польскому и великому князю литовскому, и его братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем, и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не писатися и не имяноватись. И то вечное докончанье с обе стороны сперва великие послы, а после того и сами обои великие государи своими государскими душами, крестным целованьем, закрепили и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими великими государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну. И с стороны Владислава короля польского и великого князя литовского при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцов в государевы порубежные городы к воеводам в листех их имянованья и титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премененьем. А иные злодеи во многих листех писали с великим безчестьем и с укоризною, а королевское имянованье писали царским имянованьем и многих государств государем и облаадателем. И о тех королевских многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити.
И во 148-м году писал ко государю Владислав король в грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут государево имянованье и титло писать не по их государскому утверждению, и те будут кажнены, а которые писали неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед того отнюдь не будет. А в ответном письме панов рад, каково дали во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не бывало. А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про деда его государева, блаженные памяти про великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии, также
^ К
ПРАВА Ъ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
и про великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их напечатаны злые безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем московским мимо вечного докончанья.
И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные послы — боярин и ору жейничей и наместник Нижнего Новагорода Григорей Гаврилович Пушкин с товарыщи. А велено им о тех королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за государскую честь по посольским договором на виноватых просити казни смертные.
И по королевскому указу паны рада тем государевым великим послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против соймового уложенья констытуцыи 1631 году судити. И по проступке их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых послех или при посланникех. А в констытуцыи 1637-го году написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски то слово — смертная неотпущательная казнь и отлучение имения.
И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев да дьяк Алмаз Иванов. И будучи они у короля и у панов рад, в ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и по констытуцые казни просили, и стояли о том крепко. И король и паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили и правды ни в чом не показали.
И после того присылал ко государю Ян Казимер король посланников своих — Альбрехта Пецлавского да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну Казимеру королю своих государевых великих послов.
А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и соймовые свои уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом.
И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.
И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало.
Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны.
А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо.
Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан
И
^ к
ПРАВА Ъ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилрсердился над ними, велел их приняты под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмелънитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно.
И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят.
И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину -Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы,
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божии отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать.
И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божии разорити, пошли на них войною при них же, великих послех.
Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Кору не Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась.
И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст.
И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у ково просити не будет и не примет.
А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что король
И I
л
ПРАВА'
6/201 5
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать, бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над ними, православными християны, не зжалится, как они у него, государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб государь велел прислать в Киев и в ыные юроды своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де посчастилось и много языков поляков поимали. А литовской де гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву землю войною.
И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою.
А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей соймовой констытуцыи во многие годы исправленья не учинили. И видя королевские подданные такое неисправленье и злым людем за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с пропискою. И при государевых послех, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине с товарыщи, исправленья не учинили и называли то дело — государскую честь — малым делом, и смеяся и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем оне вечное докончанье нарушили.
А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божии церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войс-
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
ко Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божии многие разорил, а в ыных унею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.
А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.
И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не щадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.
А гетмана Богдана Хмельницкого для православные християнские веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку.
И I Л
ПРАВА'
6/201 5
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
КОММЕНТАРИИ
Акт Земского собора 1653 года можно условно разделить на три части:
1) Указ царя о созыве Собора и вопросы, подлежащие на нем рассмотрению,
2) царское письмо Собору и 3) приговор участников Собора.
В первой части решения Земского собора говорится о соборе, собиравшемся в прошлом году и разбиравшем уже вопрос о взаимоотношениях России с Речью Посполитой и запорожцами. Упоминание о прошлом годе объясняется тем, что в XVII в. новый год в России наступал с 1 сентября, таким образом, речь идет о майском заседании Земского собора 1652 года. Земский собор 1 октября не был заседанием вновь избранного Собора. Во всяком случае, сведения о выборах на Земский собор сохранились применительно лишь к маю — июню 1652 года. Скорее всего, в работе Собора 1 октября участвовали выборные к майскому заседанию и задержавшиеся до октября или только подъехавшие к этому времени в Москву.
Перечень сословий, принимавших участие в Соборе, показывает представительный характер этого собрания.
Собор был созван для решения конкретных вопросов, которые были перечислены в Указе о его созыве. Важно отметить, что по сравнению с Собором 1651 года, который был созван только по «литовскому» делу, в Указе царя о созыве Земского собора в 1652 году говорится и о запорожцах. Тем самым вопрос о нарушениях Речью Посполитой условий мирного договора с Россией взаимоувязывался с просьбой украинцев о принятии их в состав России.
Первым на рассмотрение ставился вопрос о нарушении Речью Посполитой условий вечного мира с Россией. Собравшийся в мае 1652 года Собор приступил к окончательному решению только в октябре, после возвращения в Россию из Речи Посполитой посольства Б. Репнина-Оболенского, которое в последний раз пыталось урегулировать все споры дипломатическим путем. Теперь Русское правительство могло с полным основанием вновь объявить Земскому собору прежние и нынешние неправды польского правительства.
Второй вопрос, поставленный перед Земским собором, состоял в рассмотрении челобитья Богдана Хмельницкого о переходе в русское подданство Запорожского Войска и всех его земель. Вопрос этот тесно связывали с первым, острота которого во многом обусловливалась обращением к России Богдана Хмельницкого и покровительством Русского государства восставшим украинцам и белорусам.
В Акте Земского собора подчеркивается его торжественный характер. Октябрьское заседание Собора открылось в большой праздник православной русской церкви. Это придало Собору особую значимость: именно в праздник Покрова Богородицы на Соборе был поставлен вопрос о защите украинцев — православных христиан — от притеснений католиков (не признававших, кстати, праздника Покрова).
Об участниках Собора говорится довольно подробно. Обращает на себя внимание перечень присутствовавших на нем духовных лиц. Возглавлял Освященный Собор патриарх Никон — решительный сторонник поддержки украинского народа в его борьбе с Польшей. На Соборе присутствовали только два
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
митрополита, один из которых, митрополит Крутицкий, являлся по должности заместителем патриарха. Высшее духовенство, таким образом, было представлено не полностью. В работе октябрьского заседания приняли участие, видимо, московское духовенство и оставшиеся по каким-либо причинам в Москве представители других епархий.
Письмо царя Собору очень схоже с его же посланием Собору в 1651 году. Местами текст полностью совпадает. Например, фраза в прошлом 158-м году (т.е. 1650 г.) взята из текста царского письма Собору 1651 года и перенесена в новое без всякого исправления.
Тем не менее в письме 1653 года есть правка по существу в сравнении с письмом 1651 года. Здесь значительно сокращена часть, где подробно описываются искажения имен и титулов царей во время правления Владислава IV. Такая редакция текста более удачна. Подчеркнуто нежелание Речи Посполитой примириться с потерей мнимых прав на московский престол. Притязания Польши при Владиславе оправдывались ссылкой на Договор 1610 года, заключенный со стороны поляков гетманом Жолкевским, а от имени русской стороны — московскими боярами. По этому Договору на московский престол приглашался польский королевич Владислав. С юридической точки зрения этот договор не имел никакого значения, поскольку в рассматриваемый период возведение на московский престол осуществлялось по решению Земского собора. Однако польская сторона использовала договор 1610 года как повод для агрессии. Лишь подписанием в 1634 году мира Речь Посполитая признала законность московского правительства и отказалась от притязаний на русский престол. Однако скрытое недовольство поляков проявлялось в неверном, заведомо искаженном написании титула московского царя и в прибавлении титулов русских монархов к титулу польского короля. Чтобы пресечь подобные нарушения Договора 1634 года, русская сторона посылала в Польшу посольства. В письме царя упомянуто посольство князя С. Шаховского и дьяка Г. Нечаева 1637 года, которое предъявило польскому правительству соответствующие обвинения. Польская сторона не предприняла по высказанному протесту никаких мер. Наконец, в 1640 году Владислав IV направил в Москву послов с сообщением о введении строгого наказания за искажение в книгах и документах титула русского царя. Однако, как указывается в царском письме, все оставалось по-прежнему. Польские вельможи в 1644 году объясняли русским послам — князю боярину А. Львову-Ярослав-скому, боярину Г. Пушкину и думному дьяку М. Волошенинову, что нарушителей нельзя было привлечь к ответу, поскольку не было соответствующего закона, и только после решения сейма виновные понесут наказание. Однако во время правления Владислава IV этого не произошло, и русская сторона продолжала считать себя неудовлетворенной.
При короле Яне Казимире отношения между Россией и Речью Посполитой еще более обострились, что было вызвано начавшейся в 1648 году освободительной войной украинского и белорусского народов и сочувственным отноше- А нием к этой борьбе Русского государства. В польских официальных документах продолжали появляться оскорбительные для русского царя искажения титулов и имен. По русскому праву такие деяния рассматривались как тягчайшие государственные преступления. Впрочем, любое национальное право расценивало оскорбление особы монарха подобным образом.
Т
П к
ПРАВА Ъ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Россия продолжала посылать в Польшу послов, немалое место на переговорах начинает занимать украинский вопрос: посольство А. Прончищева в 1652 году вело с польским правительством переговоры не только о наказании виновных в неправильном написании царского титула, но и затрагивало вопрос о мирном урегулировании отношений между Украиной и Польшей.
Более широкий круг вопросов рассматривался посольством Б. Репнина-Оболенского, выехавшим в Польшу в апреле 1653 года: послы требовали от польского правительства не только наказания виновных, но и добивались заключения между Украиной и Польшей мира на условиях Зборовского договора и ликвидации унии. Послы показали истинное стремление России к достижению мира: русская сторона прощала Речи Посполитой все вины за нарушение царских титулов в случае достижения соглашения между Польшей и Запорожским Войском. Не добившись результата, посольство прекратило переговоры 7 августа и 25 сентября вернулось в Москву.
Далее царское письмо переходит ко второй проблеме, которая в письме 1651 года затронута слабо, — к враждебным действиям польского правительства по отношению к России и украинскому народу. Собственно говоря, это был центральный вопрос. Только строго придерживаясь формы, его поставили на второе место.
В письме царя указываются два направления антирусской политики Речи Посполитой: во-первых, дипломатические переговоры Польши с врагами России, способствовавшие сколачиванию антирусского блока. Так, в октябре 1650 г. в Варшаве действительно велись переговоры с послами крымского хана о совместных действиях против России, начатые по инициативе Польши; во-вторых, — организация пограничных конфликтов. Причины их заключались в том, что с первых дней войны за независимость украинского народа Россия оказывала Украине не только дипломатическую помощь, защищая ее интересы в русско-польских переговорах, но и экономическую, и военную. Уже в начале 1649 года воевода г. Вольный сообщал о проезде через его город по 150 и более человек для закупки в России хлеба. 21 января 1650 г. царь издал специальную грамоту, отменяющую взимание пошлин на торговлю украинскими товарами в пограничных городах. Русское правительство не могло оказывать открытую военную помощь, но помогало восставшим деньгами и оружием. На помощь войскам Хмельницкого приходили донские казаки. Русская граница после подписания Белоцерковского мира была открыта для украинских беженцев. Русское правительство проявляло большую заботу о поселенцах: наделяло их землей, оказывало денежную помощь. Переселение приняло большие масштабы. В феврале 1652 года почти все население Константинова покинуло город и переселилось в пределы России. То же сделали и жители Конотопа; а в марте 1652 года через границу перешло более 2 тыс. казацких и крестьянских семей во главе с полковником И. Дзиковским.
Пытаясь пресечь эту помощь, польские войсковые подразделения совершали набеги на русские вотчины и поместья.
Особое место в царском письме занимает изложение украинского вопроса. На первое место выдвигается религиозное притеснение поляками-католиками православных украинцев. На этом обосновывается право украинцев на неподчинение королю. Поскольку польский король, присягая, клялся защищать всех христиан, то притеснение православных является нарушением присяги со сто-
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
имени О.Е,
роны самого короля, что автоматически влечет освобождение от присяги и его подданных.
В заключении царского письма Собору излагается последнее челобитье Богдана Хмельницкого, переданное им с атаманом Л. Капустой, о принятии Украины в состав России.
Вопрос о воссоединении Украины с Россией ставился Богданом Хмельницким с самого начала восстания. Он неоднократно писал челобитья о принятии Украины в состав России царю Алексею Михайловичу, просил окружение царя посодействовать в этом деле, посылал посольства. Большую роль в переговорах играло духовенство. Так, за челобитье Хмельницкого о воссоединении весной 1651 года ходатайствовал перед царем Алексеем Михайловичем коринфский митрополит Иоасаф. Особый интерес представляет письмо митрополита от 16 мая, в котором помимо просьбы об удовлетворении ходатайства о воссоединении Украины с Россией содержалась и мысль о будущем статусе Запорожского Войска в составе России, который представлялся подобным статусу донских казаков.
Последняя часть решения Земского собора содержит определения различных курий Собора по вопросу о воссоединении Украины с Россией. Прежде всего обращает на себя внимание, что отсутствует Приговор духовенства. Историк Лев Владимирович Черепнин объясняет это тем, что в принципе духовенство ответило на этот вопрос еще в 1651 году, а в 1653 году ограничилось лишь подтверждением своего прежнего Приговора.
Развернутое решение — Приговор — имеется только от Боярской Думы. Что касается остальных курий Собора, то их члены лишь допрашивались и самостоятельных Приговоров не составляли. Правда, здесь надо учитывать, что вопрос обсуждался и на майском заседании Собора и его решение во многом предопределило Грамоту царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 22 июня 1653 г. о решении воссоединить Украину с Россией, о подготовке к войне с Польшей и об отправке к гетману посла Ф. Лодыженского.