Научная статья на тему 'Решение заседания Бюро УрО РАО № 17 от 26. 02. 03 г. Педагогическая культурология: теоретические, методологические основы формиро-вания и развития педагогической культуры'

Решение заседания Бюро УрО РАО № 17 от 26. 02. 03 г. Педагогическая культурология: теоретические, методологические основы формиро-вания и развития педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение заседания Бюро УрО РАО № 17 от 26. 02. 03 г. Педагогическая культурология: теоретические, методологические основы формиро-вания и развития педагогической культуры»

Решение заседания Бюро УрО РАО № 17 от 26.02.03 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Заслушав и обсудив доклад научного руководителя Башкирского государственного научно-образовательного центра УрО РАО доктора педагогических наук наук, профессора В. Л. Бенина «Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические основы формирования и развития педагогической культуры» (План важнейших исследований РАО на 2002 г.) Бюро УрО РАО отмечает, что в Башкирском государственном научно-образовательном центре УрО РАО и Башкирском государственном педагогическом университете ведется активная работа по изучению теоретических, методологических и методических основ формирования и развития педагогической культуры. По данной проблематике защищены две докторские и пять кандидатских диссертаций, опубликовано шесть монографий, одно учебное пособие с грифом федерального министерства образования; три выпуска тематического сборника «Педагогическая культура и ее формирование у будущего учителя», четыре выпуска тематического сборника «Культура и образование», более 30 статей в научных журналах и сборниках. Создана и успешно функционирует «Научно-методическая лаборатория преподавания мировой художественной культуры и культуры Башкортостана в средней школе» при ГУНО г. Уфы, ведется чтение спецкурса «Основы педагогической культуры» на социально-гуманитарном факультете.

В результате проведенной научно-исследовательской работы, осуществлена разработка основных теоретико-методологических подходов и в настоящее время ведется разработка методических подходов к проблеме формирования и развития педагогической культуры студентов высших педагогических учебных заведений.

В соответствии с разделяемым исследователями БГПУ этносоциологиче-ским подходом, педагогическая культура выступает как интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. При этом само понятие культуры не наполнено однозначным позитивным смыслом. Как способ общественного самовоспроизводства человека, она не ограничивается только позитивными явлениями. Негативные явления также имеют матричный характер, а потому выступают элементами культуры.

Проведено изучение роли и значения культурологической компетентности в подготовке педагога. Педагогическая деятельность не сводима только к рациональным знаниям. Кроме них она требует и то, что не поддается точному описанию и выражается в понятии «умение чувствовать ученика». Но такое умение развивается только по мере усвоения культуры. Поэтому общая культура личности выступает основой высокой педагогической культуры. Следовательно, вузы педагогической ориентации должны быть центрами подготовки людей с широкой общей культурой.

В основе культурологической компетенции педагога лежит философско-культурологический подход, раскрывающий общие законы и специфические особенности культурно-исторического процесса, соотношение в нем материального и духовного, внутреннего и внешнего, национального и интернационального, сословно-классового и общечеловеческого. В рамках подготовки учителя любого профиля культурологической компетенции отводится интегрирующая роль. Она объединяет три базовые компетентности: собственно культурологическую, профессионально-педагогическую и социальную. Собственно культурологическая компетенция позволяет понимать закономерности развития мировой культуры как естественноисторического процесса. Это ведущая компетенция. Лишь при ее учете можно правильно понять диалектику общего, особенного и единичного в истории, истории педагогики, экономике, культуре каждого народа и любой эпохи, понять законы формирования и развития религии, искусства, этических, эстетических, педагогических систем и взглядов. Профессионально-педагогическая компетенция направлен на формирование у студентов знаний и умений, необходимых для привития ученикам видения любой конкретной области знаний сквозь призму мирового развития как целого. Социальная компетенция направлена на индивидуальное культурное развитие будущих педагогов, поскольку общая культура личности выступает основой высокой педагогической культуры. Следовательно, вузы педагогической ориентации должны быть центрами подготовки людей с широкой общей культурой.

Таким образом, в Башкирском государственном педагогическом университете и Башкирском государственном научно-образовательном центре УрО РАО выполнено научное исследование, имеющее большое значение для системы образования на современном этапе ее модернизации, позволяющее повысить эффективность процессов обучения во всех типах педагогических образовательных учреждений. Полученные результаты имели достаточно широкую апробацию в Республике Башкортостан, в научной экспертизе материалов принимали участие специалисты Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Исходя из вышеизложенного, Бюро Уральского отделения РАО решило:

1. Одобрить и рекомендовать продолжить ведущуюся в Башкирском государственном педагогическом университете и Башкирском государственном научно-образовательном центре УрО РАО разработку теоретических, методологических и методических основ формирования и развития педагогической культуры как актуальную и перспективную.

2. Обеспечить включение темы для дальнейшей разработки в план важнейшей тематики РАО на 2004 г. (Отв. В. А. Федоров, Е. Н. Литвинова, срок -ноябрь 2003 г.).

3. Провести на базе Башкирского государственного педагогического университета и Башкирского государственного научно-образовательного центра УрО РАО региональную научную конференцию по данной проблематике с изданием сборника материалов (Отв. Э. Ш. Хамитов, В. Л. Бенин, срок - апрель 2004 г.).

4. Подготовить информационные материалы, освещающие результаты выполненного исследования, для информирования педагогических и профессиональных колледжей и вузов уральского региона (Отв. В. Л. Бенин Срок - октябрь 2003 г.).

Председатель УрО РАО член-корреспондент РАО Г. М Романцев

Ученый секретарь Е. Н. Литвинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.