Научная статья на тему 'Решение задач управления строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов'

Решение задач управления строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС / МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATION / INNOVATION IN CONTROL / BUILDING BUSINESS / MODELING OF INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллина Елена Сергеевна

современный образ инновационной сферы в строительстве можно представить новыми изобретениями, технологиями, процессами, но в быстроменяющейся конкурентной среде необходимо рассматривать и другие, возможно не столь материальные, однако значимые для предприятия инновации. Эти инновационные механизмы могут быть задействованы в методах работы и управления, в сфере организационных и социальных нововведений, а также в кадровой сфере предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the modern image innovations spheres in construction possible to present the new inventions, technology, process, but in the rapidly changing competitors medium it is necessary to examine other, possible the not such material; however, significant for the enterprise innovations. These are an innovation mechanisms can be used in method of the work and management, in sphere organizing and social innovations as well as in trained sphere of the enterprise

Текст научной работы на тему «Решение задач управления строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов»

Рахматуллина Е.С. Решение задач управления строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов Дата: 01/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: современный образ инновационной сферы в строительстве можно представить новыми изобретениями, технологиями, процессами, но в быстроменяющейся конкурентной среде необходимо рассматривать и другие, возможно не столь материальные, однако значимые для предприятия инновации. Эти инновационные механизмы могут быть задействованы в методах работы и управления, в сфере организационных и социальных нововведений, а также в кадровой сфере предприятия.

Abstract: the modern image innovation’s spheres in construction possible to present the new inventions, technology, process, but in the rapidly changing competitor’s medium it is necessary to examine other, possible the not such material; however, significant for the enterprise innovations. These are an innovation mechanisms can be used in method of the work and management, in sphere organizing and social innovations as well as in trained sphere of the enterprise.

Ключевые слова: инновации, инновации в управлении, строительный бизнес, моделирование инновационного развития

Keywords: innovation, innovation in control, building business, modeling of innovation development

Рахматуллина Елена Сергеевна кандидат экономических наук, доцент Казанский государственный архитектурно-строительный университет

[email protected]

Выходные данные статьи: Рахматуллина Е.С. Решение задач управления

строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0131. - Режим доступа к журн.:

http://uecs.mcnip.ru.

Современный строительный бизнес - инновационный бизнес. Инновации - это его дыхание и жизнь, это среда без которой в современных высокотехнологичных условиях просто невозможно его существование.

Современный образ инновационной сферы в строительстве - можно представить новыми изобретениями, технологиями, процессами. Известный западный философ управления Питер Фердинанд Друкер (19 ноября 1909г. - 11 ноября 2005г.) считал, что по-настоящему значительные эффекты на предприятии могут быть достигнуты от

изменений в методах работы и управления, в сфере организационных и социальных нововведений, а новая используемая техника и технологии - это инновации стоящие в первых рядах по риску их внедрения и в последних рядах по значимости (конечной пользе от их освоения). Таким образом, основные эффекты от инноваций могут быть достигнуты, в неких почти нематериальных сферах: в новой организации рабочего и управленческого процесса, в изменении образа предприятия, в улучшении его коллективного духа и т.д. Например, современные информационные технологии сами по себе, как набор технологий по электронной обработке и транспорту информации, не слишком эффективны для предприятия. Однако, созданные на их базе принципиально новые деловые модели, в основе которых лежит сетевой принцип организации взаимодействия как внутри предприятия, так и в цепи его взаимодействий, приводят к подлинной революции корпоративного управления.

Но в чем бы не состояла суть инноваций, главное в них то, что они должны быть постоянными. Человеческая сущность воспринимает любое новшество, как некое посягательство на безмятежное прошлое. К требованию поддержания постоянства изменений, действительно, отношение неоднозначное. С одной стороны, это просто факт - внутри предприятия все должно двигаться и меняться, хотя бы потому, что вне его нет ничего постоянного. С другой - все это носит отпечаток некоторой суетливости: нового очень много, да все как-то не слишком глубоко. Поэтому, не отвергая очевидный принцип постоянности инноваций, необходимо отметить важную проблему их содержания и качества. Мы стоим сейчас в начале пути, в нижней точке инновационного цикла и очень важно, как мы пойдем с этой стартовой точки, какие технологические, управленческие, организационные принципы положим в основание инновационного процесса.

Сегодня много строительных предприятий действует по следующему принципу: если есть финансовая, климатическая и прочая возможность, то используется зарубежный опыт по внедрению той или иной технологии. Однако зачастую эта зарубежная практика является всего лишь, «дополняющей инновацией», то есть незначительным, непринципиальным улучшением старого. В последние годы такие дополняющие изменения составляли основное содержание инновационного процесса зарубежом. Однако следует заметить, что строительной сфере, как и прочим отраслям народного хозяйства, требуется серия фундаментальных организационно-управленческих нововведений, которые помогли бы решить ряд острейших экономических и социальных проблем. Не отвергая, как неизбежность, путь заимствования имеющихся зарубежных технологий, нужно использовать уникальный шанс начать свой цикл масштабной модернизации именно с учетом необходимости нестандартных инновационных шагов. Чтобы выжить и развиваться в этой буре изменений, предприятию нужно научиться концентрироваться на главном «развить сумму компетенций» (уникальных способностей), которые обеспечили бы ему лидирующее положение. Необходимость лидирующего положения - это исходное требование. Концентрация на главном - следствие, условие обеспечения лидерства. Неопределенность внешней среды и сложные конкурентные экономические условия уже подталкивают строительные предприятия находить лидерство в нестандартных шагах. Например, сетевая организация управления предприятием радикально повышает роль человека в бизнесе - как руководителя, так и простого работника. Человек - это потенциально самый творческий и гибкий элемент в системе. Это самый интересный инновационный элемент, который может послужить тем самым нестандартным способом повышения лидерства. Активизация человеческой энергии и повышение качества его труда может обеспечить эффективную сетевую организацию.

Сетевая структура - это «плоская» структура, в которой даже рабочий может и должен принимать серьезные управленческие решения и они могут существенно повлиять на конечные результаты. Все это опять же оттого, что каждый узел сети обладает уникальной компетенцией, вносит уникальный вклад в общий результат и его неэффективная работа может поставить под сомнение все совместные усилия. Человеческий ум - главный ресурс, определяющий процветание страны в целом. Знания стали экономической категорией, а капитализация знаний - одним из важнейших экономических процессов. Дешевая рабочая сила не является ныне серьезным конкурентным преимуществом. То, что действительно сегодня важно - это знания. Знания - это не информация, а способность применить информацию для эффективного решения конкретной проблемы. Уникальные знания, то есть набор навыков для решения деловых проблем - это именно то, что лежит в основе компетенции и конкурентоспособности предприятия. Ничем другим оно сегодня не может обеспечить себе лидерства, ибо информация, производственные и управленческие технологии стали более или менее равнодоступны и не являются ключевым конкурентным фактором. А носителям знаний являются люди, ибо ни одна техническая экспертная система не может сегодня творчески преобразовать набор информации и ресурсов в эффективное деловое решение.

Обобщая вышесказанное, следует заметить, что при внедрении инновационных механизмов в управление строительным предприятием основной ключевой фигурой, носителем знаний и гарантом лидирующих преимуществ предприятия, становится человек в разрезе всех специальностей от рабочего до управленца. Только уникальные, специализированные знания обеспечивают предприятию лидерство -главное условие его выживаемости и развития. Совместная работа специализированных предприятий возможна только благодаря сетевой организации их сборки и управления в единой производственно - логистической системе. И все эти принципы должны быть заложены в фундамент организации предприятия для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс управленческих, технологических и организационных инноваций. Однако, прежде чем выстраивать сетевую инновационную структуру управления предприятием, необходимо скоординировать деятельность каждого человека на данном предприятии, с точки зрения его эмоциональной совместимости с другими членами команды, выявить доминирующие потребности каждой личности и соизмерить их с выполняемыми функциями и конечным вознаграждением, а также произвести оценку имеющихся возможностей и потенциала по выполняемому функционалу. Этот механизм позволит понять и сформировать во много более цельную и эффективную команду для достижения конечной цели любого предприятия - максимизации прибыли.

Итак, «три кита» успешного управления предприятием: уникальная компетенция (знание - сила), сетевая организация (каждый человек в системе - важный и неотъемлемый элемент) и атмосфера постоянных успешных инноваций в технологической, управленческой и социально - организационной сферах - вот те базовые условия, которые могут обеспечить успешное развитие и существование строительных предприятий в грозной, непредсказуемой, турбулентной среде современности.

Библиографический список:

1. Питер Ф. Друкер. Классические работы по менеджменту. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. 220 с. - ISBN 978-5-9614-0752-5.

2. Питер Ф. Друкер. Бизнес и инновации. М.: Издательский Дом «Вильямс», 2008.

432 с. - ISBN 978-5-8459-1195-7, 0-88730-618-7.

№ гос. рег. статьи 0421000034/0131

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.