Научная статья на тему 'Решение задач по физике с помощью компьютера'

Решение задач по физике с помощью компьютера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1232
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ТЕСТОВАЯ ЗАДАЧА / TEST TASK / ПРОГРАММА / PROGRAM / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / УМЕНИЕ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конушбаева Рахат Карыпбаевна

В статье анализируется решение задач по физике с использованием компьютерных технологий, что даёт возможность, повысить эффективность урока, активность учащихся и повышает уровень педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение задач по физике с помощью компьютера»

При работе с газетными материалами преподаватель может организовать работу, исходя из следующих принципов: осознать структуру газетного текста, выявить связи между названием информации (статьи) и ее содержанием, формировать умения и навыки сокращения текста, упрощения сиктаксических частей и т. д. Для повышения коммуникативной активности студентов им предлагается выразить собственное суждение по прочитанному, опровергнуть мнение согруппника, ответить на вопрос. Это позволяет им проявлять свою речевую самостоятельность.

При обучении чтению и письму, кроме учебников и учебных пособий, используются различные обучающие и познавательные программы. Компьютерные программы представляют собой интерактивный курс для изучения английского языка. Особенностями программ являются возможность читать текст и его перевод, прослушивать фразу, интервью, записать свое произношение, проверить свое правописание, прослушивать разговорную речь носителей языка, выполнять упражнения и читать тексты различного уровня сложности. Компьютерные программы позволяют сделать учебный процесс познавательным (последние данные и информация из Интернета), увлекательным (оригинальность заданий), занимательным (игры, шарады, кроссворды), гибким (в программе может быть несколько блоков, которые можно заменять), многообразным (в зависимости от целей и задач), творческим [1, с. 60]. Таким образом, применение при обучении чтению на занятиях иностранного языка коммуникативного подхода формирует и развивает у студентов навыки чтения и говорения, нахождения в тексте необходимых сведений, развивает у них коммуникативные компетенции.

Литература

1. Алиева А. Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма // International scientific review. 2015. № 3 (4). С. 59-61 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientific-conference.com/images/ PDF/2015/International%20scientific%20review%203%20(4).pdf/ (дата обращения: 16.06.2016.).

2. Шавкиева Д. Ш. Современные подходы к обучению английскому языку студентов-инвалидов // European science. May 2016 № 5 (15). С. 25-27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientific-publication.com/images/PDF/ 2016/15/EUR0PEAN-SCIENCE-5-15.pdf/ (дата обращения: 16.06.2016).

Решение задач по физике с помощью компьютера Конушбаева Р. К.

Конушбаева Рахат Карыпбаевна / Konushbaeva Rahat Karypbaevna - преподаватель, профессиональный лицей № 18, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируется решение задач по физике с использованием компьютерных технологий, что даёт возможность, повысить эффективность урока, активность учащихся и повышает уровень педагогического мастерства. Abstract: in article the solution of tasks in physics with use of computer technologies is analyzed that gives the chance, to increase efficiency of a lesson, activity of pupils and increases the level of pedagogical skill.

Ключевые слова: технология, информация, тестовая задача, программа, коммуникация, умение и навыки.

Keywords: technology, information, test task, program, communication.

Как показывает практика, большая часть учащихся профессионального лицея № 18 город Бишкек является призерами различных Республиканских смотров, городских олимпиад, выставок, конкурсов профессионального мастерства.

По требованию современного рынка труда для качественного образования и трудоустройства в учебные планы и программы внедрены инновационные методы обучения (по системе МОТ, СБ, видео, мультимедиа системы) и т. д., а также организованы смежные профессии.

В условиях современного производства молодым рабочим необходимо знать информационные технологии. Деятельность учащихся во всё большей степени зависит от их способностей использовать различную информацию.

Сформировать навыки владения информационными и коммуникационными технологиями можно, только имея возможность каждому учащемуся работать самостоятельно. Самостоятельная работа учащихся - форма учебных занятий, повышающая эффективность процесса обучения физике. Одним из основных преимуществ программированного обучения является возможность большой экономии времени преподавателя и учащихся. Использование этой возможности предполагает, однако, очень чёткую организацию всей подготовки к выполнению заданий и результатов работы. И это применение обучающих программ хорошо организует самостоятельную работу учащихся [1].

О необходимости организации самостоятельной работы учащихся писали все знаменитые педагоги Мамбетакунов Э. М., Петрова И. И., Зверев Н. М., А. В. Усова и др.

Например, перед изучением курса физики профессионального лицея № 18, готовящего «Работников ресторанного и гостиничного хозяйства» и «Портных», ставятся следующие задачи:

1. внедрение информационных технологий в организацию изучения физики;

2. формирование обобщённых умений и навыков работы с компьютерными программами, с целью использования их при решении задач по физике, а также по другим предметам;

3. формирование творческих способностей учеников и повышение интереса к предмету за счёт использования новых возможностей получения и применения знаний, умений и навыков работы с компьютером (использовать электронные учебники, офисные программы, языки программирования для обучения физике);

4. необходимо развивать учебно-информационные умения и навыки, которые включают в себя умение пользоваться каталогом и компьютерным источником информации, справочной компьютерной литературой, компьютерными коммуникационными системами.

Учащиеся успешно создают свои программы с использованием материала по физике для решения задач. Основная цель, которая ставится при решении задач, заключается в том, чтобы учащиеся глубже поняли физические закономерности, научились разбираться в них, применять их к анализу физических явлений, к практическим вопросам. Эти задачи не очень сложные, но они позволяют дополнительно обращаться к физическому материалу. При решении задач учащиеся должны уметь: определять принадлежность задачи к тому или иному типу, по заданным структурным формулам; составить структурных элементов, выявлять основные физические закономерности, по исходной структурной формуле воспроизводить физическую ситуацию; анализировать задачи.

Практика показала: решение задач по физике с использованием компьютерных технологий дает уникальную возможность за счёт сочетания традиционных методов организации учебной деятельности, повысить эффективность урока, познавательную активность учащихся, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства и провести урок на качественно новом уровне. Гибкая и разнообразная структура заданий с выбором ответа открывает возможность осуществить эти процессы своевременно, при живом участии и повышенной активности учащихся [2].

20

Предлагаю вашему вниманию алгоритм создания теста в программе EXCEL и вариант полученного теста. Вы можете сами создать тест по алгоритму или при желании просто заменить вопросы и ответы в образце и сохранить под другим именем. Открываем программу Excel. В ячейку А1 введем название «Решение задач». В ячейку А2 впишем - Ф.И. ученика. Ячейку В2 закрасим желтым цветом (сюда ученик впишет Ф.И. при выполнении работы).

5. С третьей строки начинаем формировать тест.

6. Впишем в ячейки заголовки колонок таблицы для теста: A3 - Вопросы к тесту, В3 - Номера ответов, СЗ-Варианты ответов, D3 - Ваш ответ, E3 - Результат.

7. Ваши ячейки узкие для этих выражений, расширьте их, найдя двунаправленную стрелку на границе столбцов.

8. Введем в столбец А вопросы:

1. Какой формулой определяется сила тока? (Ячейка A3)

2. Найдите пропущенную физическую величину в формуле F= m. (Ячейка А6)

3. Назовите единицу измерения перемещения r? (Ячейка А9)

4. Определите, изменение заряда конденсатора (Ячейка А 12)

Ваши ячейки снова не вмещают весь текст. Давайте попробуем исправить ширину столбцов другим способом.

9. Выделите столбец, для этого наведите курсор на строку с названием ячеек и увидите черную стрелку, она выделит столбец, нам нужен столбец А, щелкните ЛКМ. Затем нажмите ПКМ на выделенном столбце - выберите строчку формат ячеек - в новом окне выбираете вкладку выравнивание - выбираете там строку переносить, по словам - ОК.

10. Введите в столбец В номера ответов от 1 до 3.

11. Введите в столбец С варианты ответов для каждого вопроса.

Таблица 1. Тест

А В С D E

Вопросы к тесту № ответов Варианты ответов Ваш ответ Результат

Абыкеева Наргиза Жолдошбековна

1. Назовите единицу измерения энергии Е? 1 см

2 Па

3 Дж

2. Найдите пропущенную физическую величину в формуле F= m. 1 v

2 g

3 k

3. Назовите единицу измерения перемещения г? 1 кг

2 м

3 Дж

4. Какой формулой определяется сопротивление R =? 1 U

2 I

3 Д t

12. Ячейки D3, Бб, Б9Б12, закрасьте с помощью заливки. В эти ячейки ученики будут ставить номер правильного ответа.

13. В столбец Е. нужно ввести формулу, которая будет ставить балл за правильный ответ, в конце все баллы суммируются, и выставляется итоговая оценка.

14. Вводим формулу. Щелкнем в ячейку Е3 на панели инструментов выберем формулы - логические - если - открывается окно, в которое вы должны ввести свои истинные и ложные значения. Логическое выражение D3=2 (номер ответа на 1 вопрос) - это истина, тогда нужно выбрать, что компьютер поставит в ячейку Е3 - 1 (1 балл ученику за правильный ответ, также здесь может быть слово, буква и т.д.), если число в ячейке D3 будет другое, то компьютер поставит 0.

15. В строке формул у вас должна появиться такая формула: =ЕСЛИф4=2;1;0) Проверьте, работает ли ваша формула. Введите в ячейку D3 верный ответ - в ячейке Е3 появится 1, если в ячейку D3 вы введете неверный ответ, тогда в ячейке Е3 будет стоять 0.

16. Аналогично вставьте формулы в ячейки Е3, Еб, Е9, Е12,

17. В ячейку Е14 введите формулу суммирования всех баллов. Для этого можно воспользоваться авто суммой указав диапазон, тогда ваша формула будет такой: =СУММ(Е3:Е12). Если вы сами введете номера ячеек для сложения, то формула будет такой: =Е3+Е6+Е9+Е12

18. В ячейку Е14 введите еще одну логическую функцию для выставления оценки. =ЕСЛИ(Е 13 >=8;5;ЕСЛИ(Е 13 >=4;4;ЕСЛИ(Е 13<4;3;2)))

Расшифруем формулу:

если в ячейке Е14 стоит число больше или равно 8, то оценка 5, если, больше или равно 4, то оценка 4, если меньше 4, то 3.

19. А сейчас отформатируем таблицу.

20. Выделим таблицу и поставим все границы.

21. Однако такой вид таблицы не всех устраивает. Давайте объединим некоторые ячейки в столбце А. Для этого выделим белым крестиком ячейки А3 - Аб, щелкнув сначала по одной ячейке А3. Нажмем ПКМ - выберем строку формат ячеек -выравнивание - объединить ячейки - ОК. Аналогичную операцию проделаем для групп ячеек А3 - А6,- А9, А12.

22. Добавьте в одну из ячеек под таблицей примечание: Отвечать и вписывать результат в желтые закрашенные клетки.

23. Закройте программу, сохранив её.

Литература

1. Гладкова Р. А., Кутыловская Н. И. Сборник задач и вопросов по физике: Учеб.

пособие для учащихся заоч. средн. спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 1986. 320 с.

2. Корж Э. Д., Пеннер Д. И. Задания для программированного контроля по физике в

средних профтехучилищах: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.

школа, 1980. 160 с.

3. Мамбетакунов Э. Физика: учебник для 7 кл. ср. шк. Бишкек: Билим-компьютер,

2009. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.