Научная статья на тему 'Двухуровневая образовательная система, это благо или вред, проблемы и реализация'

Двухуровневая образовательная система, это благо или вред, проблемы и реализация Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-конструктивные способности / компетенции / компетентность / метрический компетентностный формат

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Нуриев Н. К., Журбенко Л. Н., Старыгина С. Д.

В России вводится двухуровневая образовательная система, это благо или вред с точки зрения образованности в социуме и экономики. Разумеется, это благо, если мы организованно быстро введем эту систему и вред, если мы разрушим старую, и долго будем вводить новую, чем мы сейчас и занимаемся. «Топтание на месте» связано с тем, что компетентностный образовательный формат, который приходит вместе с двухуровневым образованием, имеет множество вариантов, предлагаемых разными педагого-политическими кругами. Грубо говоря, есть варианты неметрического компетентностного формата (НКФ) и метрического компетентностного формата (МКФ), а также множество вариаций между ними. Разумность выбора формата (НКФ или МКФ) зависит от предметной области и от того, насколько глубоко компьютерные технологии используются в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двухуровневая образовательная система, это благо или вред, проблемы и реализация»

Educational Technology & Society 10(4) 2007

ISSN 1436-4522

Двухуровневая образовательная система, это благо или вред, проблемы и реализация

Н.К. Нуриев1, Л.Н.Журбенко2, С.Д. Старыгина3 'кафедра информатики и прикладной математики Казанский государственный технологический университет, Казань nurievnk@mail.ru 2кафедра высшей математики Казанский государственный технологический университет, Казань nurievnk@mail.ru 3кафедра информатики и прикладной математики Казанский государственный технологический университет, Казань svetacd kazan@mail.ru

Аннотация

В России вводится двухуровневая образовательная система, это благо или вред с точки зрения образованности в социуме и экономики. Разумеется, это благо, если мы организованно быстро введем эту систему и вред, если мы разрушим старую, и долго будем вводить новую, чем мы сейчас и занимаемся. «Топтание на месте» связано с тем, что компетентностный образовательный формат, который приходит вместе с двухуровневым образованием, имеет множество вариантов, предлагаемых разными педагого-политическими кругами. Грубо говоря, есть варианты неметрического компетентностного формата (НКФ) и метрического компетентностного формата (МКФ), а также множество вариаций между ними. Разумность выбора формата (НКФ или МКФ) зависит от предметной области и от того, насколько глубоко компьютерные технологии используются в образовательном процессе.

На данный момент весь учебный материал представлен в традиционном учебном формате (ТУФ) и закреплен с помощью ГОС ВПО. Задача состоит в том, чтобы достаточно быстро перенести учебный материал из ТУФ в МКФ или НКФ с помощью того же инструмента ГОС ВПО третьего поколения. Разумеется, тут проблем много, поэтому вся образовательная система России «завязла» в спорах, превратив педагогическую проблему в социально-политическую. В работе с дидактической точки зрения предлагается методика этого переформатирования.

Ключевые слова

проектно-конструктивные способности, компетенции, компетентность,

метрический компетентностный формат

Задачи подготовки инженера-бакалавра и инженера-магистра в метрическом компетентностном формате

Технология - это комплекс теоретических и методологических знаний, реализуемых через различные способы организации и ведения деятельности, с целью получения продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям [4]. Таким образом, свою деятельность по решению профессиональных проблем инженер строит через сформированные личностные технологии, проявляющиеся в нем как способности по решению проблем в определенных областях или компетенциях [3,5].

Очевидно, что ни в каком процессе, в том числе в деятельности, невозможно отделить технологию от ресурсов, т.е. в деятельности способности как личностные технологии это есть предписания (рецепты) использования ресурсов для решения проблем. В деятельности ресурсы это всякого рода знания (методологические, теоретические), в частности о предметной области и в целом о мире.

На рис. 1 по методике 8ЛЭТ приводится профессионально - деятельностная модель инженера (ПД - модель инженера) и кластеризация знаний с точки зрения

использования в деятельности в качестве ресурсов в составе личностных технологии специалиста. В качестве других видов ресурсов рассматриваются материальные, временные и энергетические.

В целом, ресурсы из любого кластера знаний характеризуются, полнотой (POL) и целостностью (CHL) интериоризованных знаний об объектах, их связях, процессах и фактах по решению проблем в рамках определенного кластера проблем. Таким образом, POL и CHL это показатели интериоризованности ресурсов (знаний) по решению проблем в этом кластере.

Очевидно, что любые проблемы человек решает через проектноконструктивную деятельность, которые поддерживаются естественными проектноконструктивными способностями или АВС-способностями, где А - мера наученности инженера формализовывать проблему, В - мера наученности конструировать решение и С - мера наученности исполнять.

Способности как личностные технологии

(I)

Поток

профессиональных! Т А А проблем “ “ “ “

2 Теоретические 3 Методологические

знания знания

=

=

CS

=

М

I__________I__________I__________|_

(М)

Ресурсы, как вспомогательные средства поддержки деятельности

Рис. 1. Модель использования различных кластеров знаний в деятельности

специалиста

На рис. 2. рассматриваются два инженера II и 12, которые имеют разные уровни и профили развития АВС - способностей и интериоризованности знаний (ресурсов) в профессиональной области деятельности.

Рис. 2. Профили уровней развития (II и 12) АВС-способностей и интериоризованности знаний

В целом, (рис.1 и рис. 2) модель процесса трансформации потока проблем в поток результатов через деятельность инженера выглядит так:

1. На инженера «наваливается» поток взаимосвязанных

профессиональных проблем из различных (как правило, из «родственных») компетенций и разной сложности.

2. Инженер в меру сложности проблем и развитости своих АВС -способностей, а также состояния интеоризованности знаний, т.е. развитости своего паттерна, часть проблем может решить, а часть нет.

Из контекста сказанного, следует, что для того, чтобы решить проблему подготовки компетентного инженера необходимо решить следующие задачи:

1. Определить комплекс компетенций, которыми должен обладать инженер, где компетенция это способность решать проблемы в определенной области, используя ресурсы.

2. Определить требуемые значения метрик уровней развития АВС-способностей и интериоризованности знаний в рамках рассматриваемых компетенций, чтобы инженер с надежностью не мене чем р (р - мера надежности) был бы способен получить требуемый продукт, решить проблему или оказать требуемую услугу.

На рис. 3 приводится модель состояния подготовленности инженера в компетентностном формате.

В свете сказанного рассмотрим вопрос, что означает инженер-бакалавр и инженер-магистр. В целом в рамках профессиональной деятельности они призваны решать проблемы из одних и тех же компетенций, но инженер должен использоваться правильно. Это означает, что может решить по сложности инженер -магистр должно быть «не по зубам» инженеру - бакалавру. Из этого следует, что работодателю должно быть не выгодно (по зарплате) использовать инженера -магистра для решения менее сложных проблем, т. е. при этом образуется «ниша» для обитания инженера - бакалавра. В силу сказанного, должна быть проведена экономически целесообразная дифференциация проблем по сложности во всех сферах деятельности. Сегодня это происходит за счет самоорганизации, т.е. за длительное время (за исключением быстротекущих бизнес - процессов) и этому процессу необходима законодательная помощь. Таким образом, в целом, установление компетенций и значений метрик компетентности в каждой области деятельности поможет делу.

Направление

компетенции

Компетентность как мера развитости ’*•С инженера

в этом направлении -\ichl компетенции

Рис. 3. Модель состояния подготовленности инженера в

компетентностном формате (МКФ) для решения проблем разной сложности

В результате модель подготовки инженера при двухуровневой образовательной системе в компетентностном формате кластеризуется как показано на рис. 4.

Рис. 4. Модель кластеризации

Кластеризация проблем в деятельности инженера - бакалавра и инженера - магистра

В ПД модели инженера сделаем декомпозицию потока профессиональных проблем на инвариантные (относительно областей деятельности) кластеры (рис. 5).

Рис. 5. Модель декомпозиции потока профессиональных проблем на инвариантные составляющие (кластеры)

В контексте общественного производства, рассмотрим всю деятельность людей, направленную на получение какого-то продукта (информационного, энергетического, материального). Как показано на рис. 6 все общественное производство с точки зрения получения нового (инновационного) продукта можно разделить на три кластера, выделив там поддерживающие это производство виды деятельности.

ИНЖЕНЕР

Специалисту для эффективной поддержки своей деятельности (результативной деятельности) в разных кластерах необходимы в минимуме иметь: определенные уровни развития АВС-способностей и объемы интериоризованных информационных ресурсов. На рис. 7. приводится на качественном (без метрик) уровне, какие доминирующие способности и типы знаний, прежде всего, нужны специалистам для результативной РП, ПД, НИ деятельности.

Инженер-бакалавр

Разумеется, двухуровневое инженерное образование призвано обеспечить кадрами в новом формате рыночную экономическую модель России и эта модель со временем масштабирует значения количественных показателей этой новой образовательной системы. Что касается качества образования, то каждый новый инженер должен быть оценен с помощью образца, т.е. «чемпиона» в каждой области деятельности. Очевидно, что, только конкурируя с показателями «чемпиона» можно

достичь требуемых результатов в деятельности.

Тип проблем Проблемы СХ Проблемы КХ Проблемы ТХ

Вид деятельности РП деятельность ПД деятельность НИ деятельность

Способности С Необходим высокий уровень развития Необходим высокий уровень развития Необходим высокий уровень развития

В Допустим средний уровень развития Необходим высокий уровень развития Необходим высокий уровень развития

А Допустим низкий уровень развития Допустим средний уровень развития Необходим высокий уровень развития

Теоретические знания общие Допустим слабый уровень интериоризации Допустим средний уровень интериоризации Необходим полный и целостный уровень интериоризации

частные Допустим слабый уровень интериоризации Допустим слабый уровень интериоризации Необходим полный и целостный уровень интериоризации

Методологические знания общие Допустим средний уровень интериоризации Необходим полный и целостный уровень интериоризации Необходим полный и целостный уровень интериоризации

частные Необходим полный и целостный уровень интериоризации Допустим средний уровень интериоризации Допустим средний уровень интериоризации

Рис. 7. Список соответствия требуемых и допустимых уровней развития

Переформатирование традиционного учебного материала в компетентностный формат

На базе ПД модели (рис. 1) построим учебно - деятельностную (УД) модель (рис.8) будущего инженера (бакалавра, магистра), т.е. модель дидактической системы (ДС), которая способна реализовать дидактический процесс в МКФ или НКФ.

В целом, учебный материал представлен в традиционном учебном формате (ТУФ) и закреплен с помощью ГОС ВПО. Задача состоит в том, чтобы перевести учебный материал из ТУФ в МКФ или НКФ. В компетентностном формате почти весь учебный материал представлен двумя базами:

1. Базой учебных проблем (БУП, см. рис. 8).

2. Базой знаний (БЗ, см. рис. 8).

Рис. 8. Функциональная модель подготовки инженера в компетентностном

формате в рамках ДС

На основе БУП и БЗ организуется дидактический процесс, реализующий обучение в компетентностном формате. Эти две базы (в отличие от традиционных) являются во многом динамическими базами и в быстро развивающихся областях вынуждены часто актуализироваться (обновляться).

Сам процесс переформатирования ТУФ в МКФ или НКФ представлен на рис.

9.

Учебный процесс (учебная деятельность), организованный на основе БУП, БЗ и системы мониторинга поддерживается определенной психодидактической технологией [1,2]. Целью организованного учебного процесса является развитие АВС-способностей и интериоризация знаний обучаемых во всех компетенциях, которые ему нужны в профессиональной деятельности. Разумеется, методология обучения, реализуется через конкретную технологию подготовки инженеров в компетентностном формате и содержит следующую психодидактическую составляющую:

1. Будущий инженер должен знать, что проектно-конструктивные способности (АВС-способности) как личностные технологии являются естественными способностями человека и их целенаправленно необходимо развивать во всех направлениях, а особенно в профессионально значимых компетенциях. Это означает, что любые проблемы из любой области человек решает через проектно-конструктивную деятельность.

Проектно-конструктивная деятельность включает:

. Деятельность по формализации Поддерживается

проблемы в когнитивной сфере і Г**"-—формализационными (А)

(результат: ментальная модель способностями инженера,

проблемы) определенного уровня развития

2. Деятельность по Поддерживается

конструированию решения ■-----конструктивными (В)

проблемы способностями инженера,

(результат: алгоритм решения определенного уровня развития

проблемы на ментальном уровне)

3. Деятельность по

реализации (исполнению) решения проблемы (результат: материальный, энергетический, информационный продукт)

Поддерживается исполнительскими (С) способностями инженера, определенного уровня развития

2. Будущий инженер должен знать, что для решения проблем, человек кроме своих способностей привлекает в качестве вспомогательных средств (ресурсов) весь человеческий опыт решения проблем в компетенции К.

учебный материал

(в рамках К, т.е. дисциплины, компетенции, специальности)

Теоретический материал (накопленный опыт по решению проблем в рамках К)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лекция 1

| Лекция п |

1

Практический материал (множество взаимосвязанных проблем, умение решать которые за актуальное время, потенциально гарантирует успешность деятельности инженера)

Информационная

- ПОДДержкд ~

Блок 1

Блок 2

Бл ок 3

Блок п

Кластер (тип проблем а А) Кластер проблем (типа В) Кластер проблем (типа С)

Проблемы определенного уровня сложности, требующие для своего решения соответствующего уровня развития (А) формализационных способностей и освоенных знаний 0 Проблемы определенного уровня сложности, требующие для своего решения соответствующего уровня развития (В) конструктивных способностей и освоенных знаний 0 Проблемы определенного уровня сложности, требующие для своего решения соответствующего уровня развития (С) исполнительских способностей и освоенных знаний

Результат деятельности-адекватное представление проблемной ситуации на когнитивном уровне (ментальная модель проблема) Результат деятельности-конструкт решения проблемы, представленной в виде технологии, алгоритма на когнитивном уровне (алгоритм решения) Результат деятельности-продукт(информационный, энергетический, материальный или их композиция)

> г 1 1 г

Ранжированные по возрастанию сложности (трудоемкости, раб/час) множество проблем Ранжированные по возрастанию сложности (трудоемкости, раб/час) множество проблем Ранжированные по возрастанию сложности (трудоемкости, раб/час) множество проблем

Рис. 9. Модель декомпозиции учебного материала в компетентностном формате

3. Будущий инженер должен знать схему функционирования (рис. 8) ДС и обоснованную (мотивированную) цель своей подготовки.

4. Будущий инженер должен знать, что повысить уровень развития своих АВС-способностей и усвоить знания в определенной области можно только через деятельность.

5. Будущий инженер при обучении должен следить за своим состоянием подготовленности по технологической карте и по пентаграмме состояния качества подготовки.

Примеры эпизодов технологической карты и пентаграммы (лепестковой диаграммы) состояния качества подготовленности будущего инженера в направлении компетенции «Информационные технологии» приведены на рис. 10, 11.

№ Блок проблем Задание типа С Трудоемкость (раб/час) Задание типа В Трудоемкость (раб/час) Задание типа А Трудоемкость (раб/час)

1 Форматирование символов и абзацев Исполнить пример 0,3 - - - -

2 Нумерованные и маркированные списки Исполнить пример 0,3 - - - -

3 Установка позиций табуляции Исполнить пример 0,3 Выполнить конструкт с номером к 0,3 - -

4 Создание многошпоночного текста Исполнить пример 0,3 - - Формализовать А.1.1. 0,5

5 Отступы и интервалы Исполнить пример 0,3 Выполнить конструкт с номером к 0,3 - -

б Оформление таблиц Исполнить пример 0,7 - - Формализовать А.1.2. 0,5

7 Создание схеме помощью панели инструментов Рисование Исполнить пример 1,3 Выполнить конструкт с номером к 1,3 - -

8 Внедрение объектов MS Equation Исполнить пример 1,3 Выполнить конструкт с номером к 1,3 Формализовать А.1.3. 0,5

9 Создание многостраничного документа сложной структуры Исполнить пример 1,3 - - Формализовать А.1.4. 0,5

Рис. 10. Эпизод технологической карты (плана) подготовки инженера в компетенции «Информационные технологии»

Рис. 11. Актуальное состояние подготовленности инженера в определенной компетенции на базе требуемого состояния

Основные функции преподавателя при подготовке инженеров в компетентностном формате

Преподаватель при подготовке инженера в определенной компетенции в зависимости от ситуации выполняет следующие основные функции:

1. Менеджера подготовки инженера в направлении компетенции.

2. Консультанта (тьютера) в совместной деятельности.

3. Научного руководителя и психолога.

4. Эксперта по диагностике состояния подготовленности инженера. Разумеется, обучение в компетентностном формате предполагает наличие

автоматизированных (информатизированных) систем диагностики, технологий организации и ведения учебной деятельности, но возможны и различные «ручные» варианты использования этой технологии.

Очевидно, эти «ручные» варианты должны постепенно автоматизироваться.

Таким образом, двухуровневая образовательная система подготовки инженеров в компетентностном формате предъявляет множество дополнительных требований к преподавателю. В связи, с этим за рубежом пошли по пути создания команд и разделения труда, т.е. учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) поддерживается командой, состоящей хотя бы из трех специалистов (менеджер, технолог, тьютер курса). Очевидно, в нашей действительности преподаватель будет один выполнять все эти функции, а раз так он сам для себя и должен создать УМКД и быть режиссером и исполнителем при подготовке инженеров в компетентностном формате. Конечно, многовато для одного преподавателя, и в результате все равно на кафедрах придется создавать команды для поддержания учебных курсов в актуальном состоянии. В свою очередь это изменит состав и формат выпускающих кафедр, а это уже влечет за собой глубокие изменения.

Подготовка инженеров-бакалавров (в рамках лабораторных работ) в компетенции «информационные технологии» по направлению подготовки 230200 «Информационные системы и технологии»

Требования, предъявляемые по ГОС ВПО в направлении компетенции

информационные технологии, представлены на рис. 12.

Трудоемкость освоения компетенции 170 раб/час

Аудиторная деятельность 102 раб/час (54 раб/час - лабораторные работы, 36 раб/час - лекции)

Самостоятельная деятельность 68 раб/час

Экзамен (средние данные мониторинга успеваемости) 12 раб/час

Рис. 12. Требования ГОС ВПО по организации учебной деятельности

Таким образом, можно сказать, что:

Цель: Освоение компетенции «информационные технологии» (развитие проектно-конструктивных способностей и интериоризация знаний)

Метод: Решение проблем в среде MS OFFICE (Word, Excel, Power Point, Frond Page, Access).

Состояние компетентности представлено на рис. 13.

К= “информационные технологии”

В=13,2 раб/час

А=11,1 раб/час

Актуальное состояние подготовленности — инженера

С=29,7 раб/час

Требуемое состояние подготовленности “ будущего инженера

POL=80% ^ ст=8о%

Рис. 13. Требуемое состояние академической компетентности

Спецификация лабораторных работ и их метрики приведены на рис. 14.

Инструмент С В А

Word 0,5 - -

0,5 - -

0,5 0,6 -

0,5 - 1

0,5 0,6 -

1 - 1

2 1,6 -

2 1,6 1

2 - 1

Excel 1 - -

1,3 1,5 -

1 - -

1,3 1,5 -

1 1,5 -

1,3 2 3

Power Point 1 - 1,3

1,3 - 1,5

Front Page 2 - 1.3

Access 4 - -

3 - -

2 2,3 -

Итого 29,7 13,2 11,1

Рис. 14. Спецификация распределения трудоемкости по решению проблем

В качестве примера рассмотрим структурированный эпизод содержания курса (лабораторные работы) подготовки инженеров-бакалавров в компетенции «информационные технологии» на основе перечисленных в спецификации инструментальных средств.

БЛОК 1. Проблемы синтеза информационных объектов в среде Word (синтез документов формата *.doc)

Технологическая карта деятельности (синтез информационных объектов в среде Word)

№ Блпк проблгаи Задание типа С Труда-емкость (раб /час) Задание типа В Труда-емкость (раб/час) Задание типа А Трудоемкость (раб/час)

1 Форматирование символов и абзацев Исполнить пример 0,5 - - - -

2 Нумерованные и маркированные списки Исполнить пример 0,5 - - - -

3 Установка позиций табуляции Исполнить пример 0,5 Выполнить конструкт с номером к 0,6 - -

4 Создание много коло ночного теиста Исполнить пример 0,5 - - Формализовать A.l.l. 1

5 Отступы и интервалы Исполнить пример 0,5 Выполнить конструкт с номером к 0,6 - -

б Оформление таблиц Исполнить пример 1 - - Формализовать АЛ.2. 1

7 Создание схем с помощью панели инструментов Рисование Исполнить пример 2 Выполнить конструкт с номером к 1,6 - -

8 Внедрение объектов MS Equation Исполнить пример 2 Выполнить конструкт с номером к 1,6 Формализовать А.1.3. 1

9 Создание многостраничного документа сложной структуры Исполнить пример 2 - - Формализовать АЛА 1

Конструкт с номером к выбирается из кластера проблем типа В, где к -последний номер студента по списку (например, 20-й студент имеет к = 0=10, а 16-й - к=6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кластер проблем типа С

Спецификация проблем

Проблема С.1.1. Форматирование символов и абзацев.

Проблема С.1.2. Нумерованные и маркированные списки.

Проблема С.1.3. Установка позиции табуляции.

Проблема С.1.4. Создание многоколоночного текста.

Проблема С.1.5. Отступы и интервалы.

Проблема С.1.6. Оформление таблиц. Создание таблицы.

"Характеристики ФПГ".

Проблема С.1.7. Создание схем с помощью Панели инструментов Рисование. Проблема С.1.8. Внедрение объектов MS Equation 3.0.

Проблема С.1.9. Создание многостраничного документа сложной структуры. Эти проблемы решаются через деятельность организованную (самоорганизованную) в среде Word и в основном способствуют развитию исполнительских способностей.

Проблема С.1.8.

______________________Внедрение объектов MS Equation 3.0________________________

В компетенции «Информационные технологии» вы разовьете исполнительские (С) способности при этом научитесь:

• вводить математические формулы, используя редактор формул;

• настраивать стили, размеры и интервалы символов.

Порядок выполнения:

1. Укажите место для вставки формулы.

2. Выберите команду Объект в меню Вставка, а затем — вкладку Создание.

3. В списке Тип объекта выберите Microsoft Equation 3.0.

4. Нажмите кнопку OK. При этом выводится панель инструментов редактора формул, а строка меню приложения временно заменяется строкой меню редактора формул.

Настройка стилей и размеров символов

1. Задайте стиль символов с помощью меню Стиль - Определить: Функции и Переменные - наклонный (курсив); Строчные и прописные греческие -полужирный; Символы - полужирный.

2. Задайте размер символов: меню Размер - Определить. Обычный - 18 пт; Крупный индекс - 14 пт.; мелкий индекс - 12 пт; крупный символ - 18 пт; мелкий символ - 16 пт.

3. Задайте интервалы (меню Формат - Интервалы): Междустрочный интервал - 160%, Высота верхнего индекса - 55%, Минимальный просвет - 12%, Высота штрихованного символа - 55%.

Вставка символа или шаблона с помощью мыши:

1. Создайте формулу путем выбора символов на панели инструментов Формула и ввода переменных и чисел. Верхняя строка панели инструментов Формула содержит более 150 математических символов. Нижняя строка используется для выбора разнообразных шаблонов, предназначенных для построения дробей, интегралов, сумм и других сложных выражений.

2. Выберите символ или шаблон, который следует добавить в формулу.

3. Когда формула полностью введена, щелкните мышью за пределами окна формулы и вернитесь к исходному документу.

4. Чтобы ввести следующую формулу, укажите место для вставки формулы. Затем опять выберите команду Объект в меню Вставка, а затем — вкладку Создание. В списке Тип объекта выберите Microsoft Equation 3.0.

Чтобы внести в формулу изменения:

1. Дважды щелкните формулу.

2. Внесите необходимые изменения. Можно добавить, изменить или удалить элементы формулы. Также можно изменить размер, стиль или форматирование текста и определить интервалы и расположение элементов.

3. Когда все изменения внесены, щелкните мышью за пределами окна формулы и вернитесь к исходному документу.

R(x) = X Pi X mCjj i=l j=l

f Л

m — 1

vij — 1J

x

ij—1

(1 — xf—ij

X cos Y — sin Y 0 X p

Y = sin Y cos y 0 * Yp

Z 0 0 1 Z p

d=RniJW( x)—R( x)l=IKx)—R*( x)

R( x )sC[a,b']

2 P,

y=—C,;

Axi

2 p■ 2 p■ 2 p■ 2 p■

У+1=^( 1—Ф=^--^с> —y,

J = J (xf — x, )T Г(xf — x. )dt

to

\0,i Ф j

Ci

[U = j

x (t, t о)=)

i=1.n

x—1,67'

Uu. =

6,25 — 5,25

1 +

c — co b^a

a54

c

1

Ay

k+1

V Мл*"+1

1=1 dxt 1

^ max

x1 ,x2

Xow _

BN,1 On,;

BN+1,./On +1,j

AN,1 BN,i

A B

N+1,j N +1,j

Y =

n

arccos

rbLл

v аз у

*• 2/,

1 -

/■ r\2 Vjj_

v a3 у

Кластер проблем типа В

2

a

з

Спецификация проблем:

Задания В .1.1 по проблеме типа С.1.3 Задания В.1.2 по проблеме типа С.1.5 Задания В.1.3 по проблеме типа С.1.7 Задания В.1.4 по проблеме типа С.1.7 Задания В.1.5 по проблеме типа С.1.8

Эти проблемы решаются через деятельность организованную (самоорганизованную) в среде Word и в основном способствуют развитию конструктивных способностей.

Задания В.1.1 по проблеме типа С.1.3.

Вариант 1.

Задание:

1. Настройте параметры страницы: поля со всех сторон по 2 см.

2. Задайте Междустрочный интервал Множитель - 1,3.

3. Напечатайте текст в соответствии с образцом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оформите текст. Для заголовков задайте тип шрифта Courier New, размер 16, начертание - Полужирный. Для основного текста - тип шрифта Times New Roman, размер - 14.

5. Перечисление оформите с помощью маркированного и нумерованного списков: Для маркированного списка задайте формат: Положение маркера - отступ 0,5 см,

Положение текста - отступ 1,2 см.

Для нумерованного списка задайте формат: Положение номера - на: 0,7 -Положение текста - отступ 1,3.

6. Вставьте колонтитул с указанием № группы, № варианта и фамилии студента. Образец:

Основные отличия системы Windows от MS DOS:

^ возможность запуска одновременно нескольких программ, более того -нескольких экземпляров одной и той же программы;

^ единый способ взаимодействия пользователя со всеми Windows-приложениями (единый пользовательский интерфейс);

^ поддержка графического режима работы с возможностью вывода различных условных изображений (значков, пиктограмм);

^ наличие большего числа разнообразных прикладных программ, которые могут взаимодействовать друг с другом;

^ встроенная в систему поддержка мультимедийных возможностей, т. е.

работы со звуковой и видеоинформацией;

^ встроенная поддержка сетевых возможностей, в т.ч. - работа с Internet.

Возможности текстового редактора Word:

a) ввод и редактирование текста;

b) форматирование (оформление) фрагментов текста;

c) сохранение текста в файле (в том числе и автоматическое) и загрузка из файла; при этом стандартным расширением имени файла является doc, т.е. файл может иметь имя "документное";

d) вставка в текст списков, таблиц, рисунков, диаграмм и других объектов;

e) разбивка текста на страницы и оформление страниц;

f) вывод документа на печать с возможностью предварительного просмотра на экране;

g) проверка орфографии;

h) поиск текстового фрагмента в документе с заменой фрагментов при необходимости.

Вариант 2.

Задание:

1. Настройте параметры страницы: поля со всех сторон по 2,5 см.

2. Задайте Междустрочный интервал Множитель - 1,3.

3. Напечатайте текст в соответствии с образцом.

4. Оформите текст. Для заголовков задайте тип шрифта Courier, размер 16, начертание - Полужирный. Для основного текста - тип шрифта Times New Roman, размер - 12.

5. Перечисление оформите с помощью маркированного и нумерованного списков: Для нумерованного списка задайте формат: Положение номера - на: 0,6 -Положение текста - отступ 1,6. Для маркированного списка задайте формат: Положение маркера - отступ 0,5 см, Положение текста - отступ 1,3 см.

6. Вставьте колонтитул с указанием № группы, № варианта и фамилии студента.

Образец:

Запуск программ можно выполнить одним из следующих способов:

I. с помощью кнопки ПУСК открыть основное меню, выбрать необходимую группу программ и выбрать программу щелчком мыши

II. запустить программу ПРОВОДНИК (Explorer), перейти на соответствующий диск, найти папку и программный файл и 2 раза щелкнуть на нем мышью

III. выполнить предыдущие действия с помощью значка МОЙ КОМПЬЮТЕР на рабочем столе

IV. одним из двух предыдущих способов найти файл-документ, связанный с соответствующей программой и щелчком мыши запустить программу с одновременной загрузкой в нее указанного документа (связь файла с программой чаще всего выполняется с помощью расширения имени файла)

V. выбрать имя связанного документа-файла в группе ДОКУМЕНТЫ основного меню (здесь обычно сохраняются 10-15 последних использованных документов)

VI. создать на рабочем столе значок-ярлык, связанный с необходимой программой или документом, после чего можно запускать программы двойным щелчком на этом значке

Пакет MS Office предназначен для автоматизации основных задач делопроизводства, характерных для деятельности различных организаций. Он включает в себя следующие основные компоненты (пакеты):

® текстовый редактор Word;

® пакет электронных таблиц (табличный процессор) Excel;

® программу подготовки презентаций PowerPoint;

® программу для организации личной деятельности Outlook;

® пакет создания и использования баз данных Access;

Вариант 3.

Задание:

1. Настройте параметры страницы: поля со всех сторон по 2,5 см.

2. Задайте Междустрочный интервал Полуторный.

3. Напечатайте текст в соответствии с образцом.

4. Оформите текст. Для заголовков задайте тип шрифтаTimes New Roman, размер 16, начертание - Полужирный. Для основного текста - тип шрифта Arial, размер

- 14.

5. Перечисление оформите с помощью маркированного и нумерованного списков: Для маркированного списка задайте формат: Положение маркера - отступ 0,3 см,

Положение текста - отступ 1,1 см.

Для нумерованного списка задайте формат: Положение номера - на: 0,5 -Положение текста - отступ 1,5.

6. Вставьте колонтитул с указанием № группы, № варианта и фамилии студента.

Образец:

Редактирование включает следующие операции:

^ удаление фрагмента (слово, непрерывная последовательность слов, строка, абзац, страница, группа страниц);

^ добавление нового текста;

^ перемещение фрагмента как внутри документа, так и между документами;

^ копирование (размножение) фрагмента.

Форматирование текста предполагает выполнение следующих действий:

1) выбор одного из имеющихся шрифтов (стандартными являются шрифты Arial, Courier и Times New Roman);

2) выбор размера символов в условных единицах (пунктах);

3) выбор стиля начертания символов (наклонное, полужирное, подчеркнутое);

4) выравнивание фрагмента по центру, к левой или правой границе страницы;

5) установку интервала между строками фрагмента;

6) установку отступов для всех строк абзаца и его первой строки;

7) создание многоколоночного текста;

8) установку цвета фрагмента и(или) его фона;

9) создание различных эффектов (тень, анимация, объемность);

10) вставку специальных символов, например - математических.

Кластер проблем типа А

Спецификация проблем

Проблема А.1.1.

Проблема А.1.2.

Проблема А.1.3.

Проблема А.1.4.

В среде Word решить проблемы А.1.1 - А.1.4 и описать (формализовать) вашу деятельность по действиям таким образом, чтобы другой по вашему описанию (технологии) это смог сделать, например:

1. Задание установок

2. Задание кегеля шрифта и межстрочного интервала.

3. Выравнивание.

4. Организация оформления колонок.

5. Комментарий. Остальные пункты, требуемые для исполнения

образцов, заполните самостоятельно.

Эти проблемы решаются через деятельность, организованную (самоорганизованную) в среде Word и в основном способствуют развитию формализационных способностей.

Центральный банк Российской Федерации установил с 18/01/2002 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей.

Цифр. Код Букв. Код Единиц Валюта Курс

036 АШ 1 Австралийский доллар 15,6721

826 вВР 1 Английский фунт стерлингов 43,9126

974 ВУР. 1000 Белорусских рублей 18,8380

208 БКК 10 Датских крон 36,3824

840 иЯБ 1 Доллар США 30,5798

978 ЕШ 1 ЕВРО 26,9928

352 ІБК 100 Исландских крон 29,7295

398 кгт 100 Казахских тенге 20,1714

124 САБ 1 Канадский доллар 19,1327

578 МЖ 10 Норвежских крон 34,2209

960 ХІЖ 1 СДР 38,3351

702 Яво 1 Сингапурский доллар 16,7094

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

792 тяь 1000000 Турецких лир 22,4192

980 ИАН 10 Украинских гривен 57,3590

752 8ЕК 10 Шведских крон 29,2101

756 СОТ 1 Швейцарский франк 18,4027

а' а" а аі

& Ь Ь2

г п 2

С С С С1

а. 'd d

^ = л/234 х dx 2675•23 17

да

ОТ

0 2

тх = | х/(x)dx =| х/(x)dx + { х/(x)dx + { х/(x)dx

— да

да

0

1 2 2 1 х3 0 + — | х dx + 0 =---------------

20 2 3

2 • 3

• 23 = 4 3

1

1.Вставить любые картинки. 2.Заполнить выноски З.Все закрасить в различные цвета 4.ШриЛты все разные

В 2001 году на презентации Windows 2000 Professional президент компании Microsoft Стив Балмер назвал эту си стему "лучшей операционной системой для бизнес-пользователей". В принципе это утверждение можно считать верным. Однако ОС Windows 2000 Professional не полностью совместима с компьютерным оборудованием и программным обеспечением, работающим под управлением Windows 9x.

БЛОК 2. Проблемы синтеза информационных объектов в среде Excel (синтез документов формата*.х^)

Технологическая карта деятельности (синтез информационных объектов в среде Excel)

№ Блок проблем Задание тнпа С Трудоемкость (раб/час) Задание тнпа В Трудоемкость (раб/час) Задакне тнпа А Трудоемкость (раб/час)

1 Ввод расчетных формул Исполнить пример 1 - - - -

2 Табличное представление данных. Создание ведомости начисления зарплаты Исполнить пример 1,3 Выполнить конструкт с номером к 1,5

3 Статистическая обработка данных. Создание экзаменационной ведомости Исполнить пример 1 - - - -

4 Табличное представление данных и их графическая интерпретация. Создание ведомости расчета стипендии с использованием вложенной функции ЕСЛИ Исполнить пример 1,3 Выполнить конструкт с номером к 1,5

5 Построение графиков функции Исполнить пример 1 Выполнить конструкт с номером к 1,5

б Использование Excel для работы с базами данных Исполнить пример 1,3 Выполнить конструкт с номером к 2 Выполнить конструкт с номером і 3

Кластер проблем типа С

Спецификация проблем

Проблема С.2.1. Ввод расчетных формул

Проблема С.2.2. Табличное представление данных. Создание ведомости начисления зарплаты

Проблема С.2.3. Статистическая обработка данных. Создание

экзаменационной ведомости

Проблема С.2.4. Табличное представление данных и их графическая интерпретация. Создание ведомости расчета стипендии с использованием вложенной функции ЕСЛИ

Проблема С.2.5. Построение графиков функций Проблема С.2.6. Использование Excel для работы с базами данных Эти проблемы решаются через деятельность организованную (самоорганизованную) в среде Excel и в основном способствуют развитию исполнительских способностей.

Проблема С.2.1. Ввод расчетных формул

В компетенции «Информационные технологии» вы разовьете исполнительские (С) способности при этом научитесь:

• вводить в ячейки таблицы текст и числа и редактировать их;

• оформлять заголовки таблиц;

• создавать нумерованный список;

• вводить в ячейки расчетные формулы, вставлять математические и статистические функции;

• копировать формулу в другую ячейку;

• изменять разрядность чисел;

• оформлять рамки таблицы, закрашивать ячейки.

Порядок выполнения:

1 - этап: Оформление заголовка.

Начните выполнение задания с оформления заголовка.

1) Введите текст заголовка в ячейку С1.

Для объединения и центрирования ячеек заголовка:

1 способ: выделите диапазон (0:H1), укажите Формат - Ячейки -Выравнивание и установите галочку в окошке Объединение ячеек в области Отображение. В поле по горизонтали выберите по центру

2 способ: выделите диапазон (С1:Н1) и на панели инструментов

Форматирование щелкните кнопку Объединить и поместить в центре.

2) Оформите заголовок: установите размер - 12, начертание - полужирный курсив

2- этап: Ввод данных

1. Введите заголовки столбцов в ячейки (С3-Ы3).

2. Для автоматической нумерации:

1) Введите цифру 1 в ячейку С4, и нажмите клавишу ENTER

2) Выделите ячейку С4. Выберите пункт меню Правка - Заполнить -Прогрессия, выбрать Расположение: по столбцам, установить Шаг: 1, Тип: арифметическая и введите предельное значение равное 7

3. Введите числовые данные в ячейки (D4:E10)

3- этап: Ввод расчетных формул

1. В ячейку F4 введите формулу умножения двух чисел: =D4*E4 и нажмите Rr.Enter

2. Скопируйте эту формулу в ячейки F5:F10 . Для этого:

1) выделите ячейку F4,

2) найдите маркер заполнения в правом нижнем углу ячейки,

3) зацепите его и протащите вниз до ячейки F10.

3. В ячейку G4 введите формулу деления двух чисел: =D4/E4 и нажмите кл. Enter

4. Скопируйте эту формулу на ячейки (G5:G10) (аналогично п.5)

5. В ячейку H4 введите формулу сложения двух чисел: =D4+E4 и нажмите Enter

6. Скопируйте эту формулу на ячейки (H5:H10) (аналогично п.5)

7. Оформите таблицу для нахождения функций минимум, максимум, суммы и среднего значения.

1) Введите в ячейки Е12:Е15 названия функций

2) Введите в ячейку Р12 функцию МИН. Для этого:

а) Выберите пункт меню Вставка - Функция... - Категория: Статистические - МИН

б) В окне Функции МИН в поле Число1 выберите диапазон ячеек Р4:Р10

3) Аналогично посчитайте функцию МИН для 012 по диапазону ячеек 04:010 и для Н12 по диапазону ячеек Н4:Н10

4) Введите в ячейку Р13 функцию МАКС. Для этого:

Выберите пункт меню Вставка - Функция. - Категория: Статистические

- МАКС.

В окне функции МАКС в поле Число1 выберите диапазон ячеек Р4:Р10.

5) Аналогично посчитайте Функцию МАКС для 013 по диапазону ячеек 04:010 и для Н13 по диапазону ячеек Н4:Н10

6) Введите в ячейку Б14 функцию СУММ:

Выберите пункт меню Вставка - Функция. - Категория:

Математические - СУММ .

В окне функции сумм в поле Число1 выберите диапазон ячеек Р4:Р10

7) Аналогично посчитайте функцию сумм для 014 по диапазону ячеек 04:010 и для Н14 по диапазону ячеек Н4:Н10

8) Введите в ячейку Р15 функцию СРЗНАЧ:

Выберите пункт меню Вставка - Функция. - Категория: Статистические -СРЗНАЧ.

В окне Функции СРЗНАЧ в поле Число 1 выберите диапазон ячеек Г4:П0

+,о

9) Изменить разрядность чисел с помощью кнопки ’00 (увеличить разрядность).

4- этап: Оформление таблицы

1. Задайте линии сетки для таблиц. Для этого выделите ячейки первой таблицы. Выберите пункт меню Формат - Ячейки - вкладка Граница. Щелкните левой клавишей мышки на границе ВНЕШНИЕ и ВНУТРЕННИЕ

2. Выберите заливку : Формат - Ячейки - вкладка Вид.

В окне Заливка ячеек выберите цвет заливки Серый (посмотрите на Образец) и ОК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Повторите пункты 1 и 2 для оформления второй таблицы.

Кластер проблем типа В

Спецификация проблем:

Задания В.2.1 по проблеме типа С.2.2.

Задания В.2.2 по проблеме типа С.2.4.

Задания В.2.3 по проблеме типа С.2.5.

Задания В.2.4 по проблеме типа С.2.6.

Эти проблемы решаются через деятельность организованную (самоорганизованную) в среде Excel и в основном способствуют развитию конструктивных способностей.

Задания В.2.1 по проблеме типа С.2.2. Создание отчета о реализации продукции по месяцам 1-полугодия

Задание:

составить отчет о реализации продукции по месяцам 1-полугодия Исходные данные:

количество единиц продукции, проданной в каждом месяце

цена за 1 единицу продукции в данном месяце

Найти:

объем реализации продукции в каждом месяце суммарный объем реализации за 1-е полугодие процент реализации в каждом месяце от суммарного объема среднемесячный, минимальный и максимальный объемы реализации построить диаграмму для процентов по месяцам

создать верхний колонтитул с указанием даты, времени, № варианта, ФИО студента и № группы

• задать поля документа: верхнее и нижнее -1,9 см, левое и правое - 1,6 см,

верхнего и нижнего колонтитулов -1 см.

Примечание:

результирующие данные выделены в таблице серым фоном.

Вариант 1.

Отчет о реализации продукции за 1 полугодие

ннн

22%

□ % от общего объема

Кластер проблем типа А

Спецификация проблем

Проблема А.2.1.

Проблема А.2.2.

Проблема А.2.3.

Проблема А.2.4.

В среде Excel спроектировать информационную систему А.2.1 - А.2.4.

Эти проблемы решаются через деятельность, организованную

(самоорганизованную) в среде Excel и в основном способствуют развитию

формализационных способностей.

Проблема А.2.1.

Синтезировать информационную систему «Калькуляция компьютера», которая позволяет рассчитать стоимость компьютера определенной конфигурации. Система должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Содержать в качестве базы данных прайс-лист любой компьютерной фирмы (найти в Интернете).

2. Иметь возможность смены допустимой конфигурации системного блока (корпуса, материнской платы, процессора, видекарты, оперативной памяти и т.д.).

3. Иметь возможность смены допустимой конфигурации компьютера

(монитор, мышь, клавиатура, принтер и т.д.).

4. Иметь возможность сравнения стоимости полученной конфигурации и стоимости базовых конфигураций, предложенных в прайс-листах фирмы, и представления графической интерпретации результатов сравнения.

Проблема А.2.2.

Синтезировать информационную систему «Калькуляция дома», которая

позволяет рассчитать стоимость строительства дома. Система должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Содержать в качестве базы данных прайс-лист материалов (найти в Интернете).

2. Иметь возможность строительства из разных материалов (бетон, кирпич, цемент, бревено, брус, блок, строительный щит, профнастил, черепица и т.д.).

3. Иметь возможность смены архитектуры (этажность, количество комнат, общий метраж и т.д.).

4. Сделать три различных варианта, возможность сравнения их между собой, и представления графической интерпретации результатов сравнения.

Проблема А.2.3.

Синтезировать информационную систему «Потребительская корзина», которая позволяет рассчитать минимальные затраты на питание семьи состоящей из 3 человек на 1 месяц. Система должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Содержать в качестве базы данных прайс-лист продуктов питания (составить самостоятельно).

2. Иметь возможность формирования меню в зависимости от продуктов питания (хлеб, молоко, масло, сыр, мясо и т.д.).

3. Иметь возможность смены этого меню.

4. Иметь возможность сравнения полученного результата с потребительскими корзинами других регионов (не меньше 5 регионов), и представления графической интерпретации результатов сравнения.

Проблема А.2.4.

Синтезировать информационную систему «Коммунальные услуги», которая позволяет рассчитать затраты на коммунальные услуги для семьи из 3 человек. Система должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Содержать в качестве базы данных стоимость за единицу израсходованного тепла, воды, газа, электричества и т.д.

2. Иметь возможность изменения потребляемой воды, газа, коммунальных услуг и т.д.

3. Иметь возможность изменения кубатуры жилой площади, количества проживающих.

4. Сделать три варианта расчетов на разные количества людей и кубатуры, сравнить их между собой, и представить графическую интерпретацию результатов сравнения.

Литература

1. Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Старыгина С.Д. Мониторинг качества подготовки будущего инженера (бакалавра, магистра в компетентностном формате): учебное пособие. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. - 80 с.

2. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Сафина В.К. Подготовка инженеров в компетентностном формате (бакалавров, магистров в компетенции «информационные технологии»): учебное пособие. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. - 290 с.

3. Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Старыгина С.Д. Проектирование web -психодидактических систем // Educational Technology & Society - 2007 (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/ioumal.html) - V.10. - N 3. - 23 c. - ISSN 14364522.

4. Старыгина С. Д., Нуриев Н.К. Проектирование Web-психодидактической

технологии подготовки компетентных специалистов по направлению «Информационные системы» с учетом индивидуальных особенностей обучающихся // Educational Technology & Society - 2007

(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html) - V.10. - N 3. - 6 c. - ISSN 14364522.

5. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Формирование компетентного специалиста на основе синергетического подхода // Educational Technology & Society - 2007 (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html) - V.10. - N 3. - 19 c. - ISSN 14364522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.