Научная статья на тему 'Решение вопросов стратегического планирования администрацией города Омска'

Решение вопросов стратегического планирования администрацией города Омска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUNICIPAL PROGRAM / ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PREDICTION OF DEVELOPMENT OF A MUNICIPAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айтхожина Гульнар Сейтахметовна, Осипова Мария Петровна

В статье говорится о требованиях к стратегическому планированию, установленных Федеральным законом № 172ФЗ от 28 июня 2014 г. В соответствии с этим показаны виды разрабатываемых документов, дан пример оценки реализации муниципальных программ, пути активизации общественности, участвующей в обсуждении программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION TO QUESTIONS OF STRATEGIC PLANNING BY OMSK ADMINISTRATION

The article regards requirements to the strategic planning, established by the Federal law№ 172FZ from June, 28th, 2014. The author shows types of documents under development and gives an example of an estimation of municipal programs realization, as well as the ways of activization of the public participating in the discussion of the programs.

Текст научной работы на тему «Решение вопросов стратегического планирования администрацией города Омска»

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)

УДК 351/354 ГРНТИ 06.52.35

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА ОМСКА

Г.С. Айтхожина, М.П. Осипова

Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска Россия, 644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34

В статье говорится о требованиях к стратегическому планированию, установленных Федеральным законом № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. В соответствии с этим показаны виды разрабатываемых документов, дан пример оценки реализации муниципальных программ, пути активизации общественности, участвующей в обсуждении программ.

Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальная программа, прогноз развития муниципального образования.

SOLUTION TO QUESTIONS OF STRATEGIC PLANNING BY OMSK ADMINISTRATION

G.S. Aythozhina, M.P. Osipova

Economic policy department of Omsk administration

Russia, 644099, Omsk, ul. Gagarina, 34

The article regards requirements to the strategic planning, established by the Federal law № 172-FZ from June, 28th, 2014. The author shows types of documents under development and gives an example of an estimation of municipal programs realization, as well as the ways of activization of the public participating in the discussion of the programs.

Keywords: strategic planning, a municipal program, prediction of development of a municipal structure.

28 июня 2014 года был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который впервые за постсоветское время дал правовое оформление вопросам стратегического планирования в России. Данный закон определил полномочия всех уровней власти, включая органы местного самоуправления, в сфере стратегического планирования и «ра-мочно» определил его правовые основы.

Так, закон указал документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования. Это:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

Законом установлено (п. 4 ст. 47), что документы стратегического планирования, принятые до вступления в силу настоящего закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока. Поэтому на сегодняшний день из ранее принятых документов

Политика. Экономика. Социология

стратегического планирования города Омска действуют следующие документы:

— Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденная постановлением администрации города Омска от 09.07.2014 № 938-п;

— Порядок разработки прогноза социально-экономического развития города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 10.07.2012 № 950-п, по которому прогноз разрабатывается ежегодно с перспективой на три года (включая очередной финансовый год и плановый период), то есть прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период;

— Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ города Омска, их формирования и реализации и Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Омска, установленные постановлением Администрации города Омска от 02.08.2013 № 864-п, в соответствии с которыми разработаны и реализуются 11 муниципальных программ города Омска (перечень прилагается).

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ (ст. 170.1) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (более 6 лет) разрабатывается в случае, если решение о его формировании принял представительный орган муниципального образования.

На заседании Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) по данному вопросу было выработано общее мнение, что в условиях нестабильной политической и экономической ситуации долгосрочный прогноз (более 6 лет) нецелесообразен по следующим причинам:

— прогноз социально-экономического развития города на среднесрочный период и основные направления бюджетной политики на среднесрочный период ежегодно разрабатываются в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, и на них основывается разработка проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;

— частые изменения законодательства (бюджетного, налогового, земельного и др.), влияющие на формирование доходной и расходной части бюджета города, нестабильность условий внешней среды обусловливают серьезные погрешности для долгосрочного прогнозирования.

Соответственно, разработка прогноза социально-экономического развития муни-

ципального образования на долгосрочный период, которая в соответствии с п. 7 ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется в целях формирования бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период, также нецелесообразна.

Во исполнение требований 172-ФЗ Администрация города Омска должна принять ряд новых нормативных правовых актов и внести изменения в действующие.

Первое — новые документы. В конце 2014 года был разработан и утвержден План подготовки документов стратегического планирования города Омска (постановление Администрации города Омска от 31.12.2014 г. № 1885-п), которым предусмотрена разработка плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Омска. Разработка плана мероприятий по реализации стратегии была определена и постановлением № 938-п, утверждающим стратегию развития города Омска. И проект плана был подготовлен, но не был утвержден ввиду вступления в силу новых требований в 172-ФЗ. Требуется утвердить порядок разработки документов стратегического планирования и процедур общественного обсуждения.

С прогнозом вопросов не возникает. Прогноз социально-экономического развития города Омска на очередной финансовый год (2016 год) и плановый период (2017—2018 годы) разработан департаментом городской экономической политики Администрации города Омска в установленный срок — до 10 сентября 2015 года в соответствии с Порядком составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением мэра города Омска от 30.06.2008 № 491-п.

Проведенный мониторинг и анализ нормативной правовой базы других городов показал, что универсальные методики разработки документов стратегического планирования развития городов, включая города-миллион-ники, отсутствуют. В каждом городе используется своя технология планирования. Только в июне в «КонсультантПлюс» размещен проект порядка разработки, корректировки стратегии РФ, на который можно опираться при формировании муниципальных документов.

Порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования в соответствии с нормами 172-ФЗ должен быть разработан до 1 января 2016 года. И в течение следующих

/ББМ 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17)

трех месяцев должен быть разработан план мероприятий по реализации стратегии.

В настоящее время непосредственным инструментом реализации стратегии являются муниципальные программы. Именно в отношении их требовалось внести соответствующие изменения. Во исполнение норм (подпункта 3 п. 4 ст. 40) Федерального закона № 172-ФЗ в Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ города Омска, их формирования и реализации постановлением Администрации города Омска от 16.02.2015 № 298-п внесены соответствующие изменения.

Согласно данным изменениям, координирующий орган (департамент городской экономической политики Администрации города Омска) на основе отчетных данных по каждой муниципальной программе в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, осуществляет подготовку сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ и направляет мэру города Омска. Сводный годовой доклад обязательно содержит:

а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный период;

б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей муниципальных программ;

в) сведения о выполнении расходных обязательств Администрации города Омска, связанных с реализацией муниципальных программ;

г) при необходимости — предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.

В соответствии с п. 38 Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Омска, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 02.08.2013 № 864-п, на основании сводного годового доклада мэром города Омска может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе о необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

Сводный годовой доклад подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Омска и на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

По итогам прошедшего (2014) года сводный годовой доклад был направлен в установленный срок мэру города Омска и размещен на сайте Администрации города Омска. В докладе показано, что, по результатам анализа, все 11 муниципальных программ, исполняемых в 2014 году, реализованы эффективно. По результатам оценки эффективности реализации муниципальных программ города Омска за 2014 год сделаны выводы, приведенные ниже.

В муниципальных программах предусмотрены отдельные мероприятия, эффективность которых очень высока при выполненном целевом индикаторе, но уровень финансового обеспечения ниже запланированного. Это свидетельствует о том, что ответственным исполнителям муниципальных программ при реализации мероприятий необходимо:

— больше внимания уделять вопросам обоснованного планирования финансового обеспечения каждого мероприятия;

— по возможности пересмотреть целевые индикаторы, отражающие реализацию запланированного мероприятия;

— осуществлять действенный контроль за исполнением не только своих мероприятий, но и мероприятий участников муниципальных программ;

— своевременно вносить изменения в муниципальные программы.

Хотелось бы отметить, что по сравнению с 2013 годом ответственные исполнители при разработке муниципальных программ и реализации мероприятий муниципальных программ учитывали реальные возможности бюджета города Омска, что объясняет высокую эффективность реализации муниципальных программ.

Еще один важный момент, на который хочу обратить ваше внимание, ст. 13 закона № 172-ФЗ предписывается, что проекты документов стратегического планирования должны проходить общественное обсуждение. Согласно указанной статье, проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований отечественного законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерчес-

Политика. Экономика. Социология

ш

кой, служебной и иной охраняемой законом тайне. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Различные формы общественного обсуждения нами успешно были опробованы при разработке стратегии развития города Омска до 2025 года как «документа общественного согласия» с участием широкой общественности: представителей науки, бизнеса, образовательных учреждений, общественных и иных организаций, депутатов различных уровней, органов исполнительной власти Омской области, населения. Работа экспертных площадок осуществлялась с привлечением экспертов-ученых, практиков, общественности, в том числе на территории городского пресс-клуба, с использованием режима онлайн в сети Интернет, что существенно расширило круг вовлеченных в обсуждение лиц.

В настоящее время реализуется проект «Повышение активности профессиональной общественности по реализации Стратегии развития города Омска до 2025 года», разработанный городской общественной организацией «Омский Дом ученых», представители которой В.В. Лизунов и А.А. Колоколов входят в рабочую группу при Координационном совете по стратегии развития города при мэре города Омска.

Проект направлен на повышение социальной активности ведущих омских специалистов и профессиональной общественности в работах по стратегическому социально-экономическому развитию города Омска, по эффективной реализации стратегии города Омска в системной связи со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной указом губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93.

В рамках проекта в мае 2015 года проведен семинар по теме «Активизация профессиональной общественности в целях реализации стратегии регионального развития» при активном участии представителей вузов, научных и других профессиональных организаций

города Омска. Участники семинара признали острую необходимость в формировании различных механизмов активизации научных коллективов и другой профессиональной общественности для реализации стратегии развития города и региона. Также были одобрены предложенные Омским Домом ученых принципы и формы социального партнерства, направления разработки актуальных оперативных и стратегических проектов развития города и области, в том числе производственно-экологических схем сбалансированного развития территорий, стратегических мегапроектов с учетом возможной роли мегаполиса Омска в создании зоны новой индустриализации в Евразийском пространстве.

Учитывая изложенное, можно резюмировать:

1. Часть документов стратегического планирования сформирована.

2. Предлагаю определить действующую при Координационном совете рабочую группу под руководством Владимира Васильевича Лизунова в качестве экспертной группы по разработке в условиях общественного обсуждения обозначенных документов.

3. Необходимо разработать еще ряд документов в соответствии с требованиями 172-ФЗ.

Работа по подготовке документов стратегического планирования будет продолжена следующим образом:

— формирование Порядка разработки и корректировки документов стратегического планирования города Омска (далее — Порядок) в срок до 15.10.2015;

— осуществление экспертной группой под руководством В.В. Лизунова экспертизы Порядка - до 01.11.2015;

— утверждение нормативным правовым актом Администрации города Омска Порядка — до 31.12.2015;

— разработка плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Омска (далее — План) — до 15.02.2016;

— осуществление экспертной группой под руководством В.В. Лизунова экспертизы Плана и общественного обсуждения Плана — до 01.03.2016;

— утверждение нормативным правовым актом Администрации города Омска Плана — до 01.04.2016.

Айтхожина Гульнар Сейтахметовна — директор департамента городской экономической политики Администрации города Омска;

Осипова Мария Петровна — специалист департамента городской экономической политики Администрации города Омска. © Г.С. Айтхожина, М.П. Осипова, 2015

Статья поступила в редакцию 23 августа 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.