МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОГРАММНОГО БЮДЖЕТА ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
Воронина Л.П.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, к. 510, lidiya.voronina@uapa.ru
УДК 336.145 (1-212)
ББК 65.261.78
Цель. Обоснование необходимости формирования программного бюджета на основе муниципальных программ.
Методы. В качестве основного подхода используются принципы организации разработки, формирования и реализации муниципальных программ, обобщается практика нормативного регулирования на уровне городских округов.
Результаты и практическая значимость. На основе проведенного анализа делается вывод, что разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, регулирующие порядок разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.
Научная новизна. Сформулированы требования к показателям результатов реализации муниципальной программы, которые обеспечат возможность проверки и подтверждения достижения поставленной цели и задач муниципальной программы.
Ключевые слова: муниципальные программы; критерии оценки и показатели эффективности муниципальной программы; взаимосвязь муниципальных программ с положениями федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
EXPERIENCE OF FORMATION OF MUNICIPAL PROGRAMS AND PROGRAM BUDGETS
OF URBAN DISTRICTS
Voronina L.P.
Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Economics and Management Department of the Ural Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66, 8 marta St., Room 510, Yekaterinburg, 620990, Russia, lidiya.voronina@uapa.ru
Purpose. Substantiation of necessity the formation of program budget on the basis of municipal programs.
Methods. As the basic approach used the principles of the organization, formation and implementation of municipal programs, summarizes regulatory practices at the level of city districts. > Results and practical significance. Based on the analysis concludes that developed and approved legal documents
governing the development, formation, implementation and evaluation of municipal programs. ^ Scientific novelty. Formulated requirements to the indicators of the municipal program implementation results, ^ which will provide the opportunity to check and confirm the achievement of the goals and objectives of the municipal ^ program.
л
§ Key words: municipal programs; evaluation criteria and performance indicators of municipal programs; the relationship of municipal programs with the provisions of the federal law «On the contract system in the procurement of
^ goods, works and services for state and municipal needs». ©
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
Крупные структурные реформы в бюджетной сфере России были проведены в 1990-х - начале 2000-х годов. Бюджетный кодекс РФ, вступивший в силу с 2000 года, установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса; ввел элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершился переход к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы.
С 2004 года начались масштабные мероприятия по реформированию бюджетного процесса, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Одним из таких мероприятий является внедрение программного бюджета.
Муниципальные программы до 2014 года разрабатывались в условиях действия федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [1], а «программный» бюджет будет формироваться на единых подходах организации стратегического планирования, которые заложены в федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[2].
Для перехода на «программный» бюджет потребовалась большая работа по корректировке действующей нормативно-правовой базы [3, 4].
Внедрены новые виды государственного и муниципального финансового контроля: внешний и внутренний, предварительный и последующий. Изменились объекты контроля [5, ст. 265]. Объектами контроля являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета,
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы РФ; государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия; государственные корпорации и компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами и другие объекты финансового контроля [5, ст.266.1].
Внедрены новые методы осуществления контроля: камеральная и выездная проверки (в том числе встречная); ревизия; обследование; санкционирования операций [5, ст.267.1].
Изменился порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов. Муниципальные программы в соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ» отнесены к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования [2, ст.11, п.5]. Кроме муниципальных программ к документам стратегического планирования относятся стратегия социально-экономического развития муниципального образования; план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального
Таблица 1 - Сравнительный анализ определения муниципальной программы
«О стратегическом планировании в РФ»: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ Город Сургут Город Екатеринбург
Муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования Муниципальная программа - комплекс подпрограмм и отдельных мероприятий, объединенных единой системой целей, задач и ориентиров социально-экономического характера, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, обеспечивающий эффективное решение задач в определенной сфере (отрасли) согласно полномочиям органа местного самоуправления, предусмотренным федеральным законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, муниципальными правовыми актами. Муниципальная программа правовой - акт Администрации города Екатеринбурга, содержащий увязанный по ресурсам, срокам реализации и исполнителям комплекс социально-экономических, научно-исследовательских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач, связанных с осуществлением полномочий ОМСУ муниципального образования «город Екатеринбург» по решению вопросов местного значения, с реализацией Стратегического плана развития Екатеринбурга.
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
образования; прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период.
Муниципальные программы в соответствии с Бюджетным кодексом утверждаются местной администрацией муниципального образования. [6, ст.179]. Поэтому на местном уровне сформирована правовая база, регулирующая применение муниципальных программ, их разработку, утверждение и применение программ в процессе управления. В таблице 1 представлен сравнительный анализ определения муниципальных программ, который показывает как различия
в подходах к сущности муниципальных программ, так и общие положения.
Муниципальные образования самостоятельно определяют виды муниципальных программ, которые могут формироваться. В городском округе город Сургут формируются следующие виды муниципальных программ (подпрограмм) (таблица 2). [7, п.1.3].
Местные администрации муниципального образования самостоятельно устанавливают сроки реализации муниципальных программ, поэтому они различаются по продолжительности их реализации (таблица № 3) [7, п. 1.7; 8, п.3].
Этапы разработки проекта, формирования и ре-
Наименование программы (подпрограммы) Определение программы (подпрограммы)
1. оказания муниципальной услуги (выполнения работы) в соответствии с реестром муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными бюджетными, автономными, казенными учреждениями и другими организациями комплекс взаимоувязанных мероприятий, базирующихся на системе целей, задач, осуществляемых муниципальными бюджетными, автономными, казенными учреждениями и другими организациями в соответствии с их полномочиями (основными видами деятельности, закрепленными в учредительных документах)
2. осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности; бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями комплекс взаимоувязанных мероприятий по осуществлению инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, базирующихся на системе целей, задач в определенной сфере
3. муниципальная программа (подпрограмма), принятие которой рекомендовано государственными программами РФ, государственными программами ХМАО - Югры, включая адресные программы (подпрограммы)
4. муниципальная программа (подпрограмма) функционирования структурного подразделения Администрации города, муниципального казенного учреждения, не осуществляющего приносящую доход деятельность и не отнесенного к подведомственности структурных подразделений Администрации города перечень функций, полномочий, увязанных по задачам, ресурсам, срокам осуществления в целях выполнения полномочий администратора программы и подведомственных ему казенных учреждений, осуществляющих техническое обеспечение деятельности в рамках действующих бюджетных обязательств и планируемых результатов деятельности.
5. Иные муниципальные программы (подпрограммы)
6. комплексная программа, включающая вышеуказанные подпрограммы и отдельные мероприятия муниципальной программы
Таблица 2 - Виды муниципальных программ (подпрограмм), которые формируются
в городском округе город Сургут
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
ализации муниципальной программы также отличаются в различных муниципальных образованиях.
В таблице 4 представлен сравнительный анализ принятия решений о разработке муниципальной программы.
Согласно Порядку разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, программа содержит:
1.характеристику текущего состояния, в которой анализируется текущее состояние и обоснование связи программы с приоритетами социально-экономического развития городского округа, отраженными в документах стратегического характера; формулируются возникающие проблемы, на решение которых направлена муниципальная программа, включая анализ причин их возникновения; дается правовое обоснование решения проблем муниципальной программы; анализируется динамика изменения значений показателей результатов за предшествующие два года и текущий год (год составления программы);
2.цели и задачи муниципальной программы формируются с учетом приоритетов развития городского округа, отраженных в документах стратегического характера, и направлены на улучшение (сохранение) текущего состояния. Цель программы должна удовлетворять следующим требованиям: специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации
программы); конкретность; измеримость (достижение цели можно проверить); достижимость (достижима за период реализации программы); релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам); краткость; ясность; не должна содержать: специальных терминов и указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, описания путей, средств и методов достижения цели.
Каждой цели должно соответствовать не менее одной задачи, которая определяет результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций в рамках достижения цели (целей) реализации программы. Задача имеет срок решения в пределах срока реализации муниципальной программы;
З.программные мероприятия, объем ассигнований на реализацию программы и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы. Данный раздел программы содержит перечень программных мероприятий, направленных на решение задач и достижение целей муниципальной программы, с указанием объемов ассигнований на их реализацию.
Показатели результатов реализации муниципальной программы, обеспечивающие возможность проверки и подтверждения достижения поставленной цели и задач программы, должны удовлетворять сле-
Таблица 3 - Сроки реализации муниципальных программ
Город Сургут Город Екатеринбург
Муниципальная программа формируется на срок от 1 года до 17 лет. Конкретные сроки реализации определяются при их формировании в зависимости от решаемых в рамках программ задач, ожидаемых результатов и ресурсных возможностей. Сроки реализации рассчитаны на период от одного финансового года до трех лет, определяются сроками реализации мероприятий, включенных в ее состав, или соответствуют срокам реализации государственной программы Свердловской области.
Город Сургут Город Екатеринбург
Принятие решения о разработке муниципальной программы, осуществляется Главой города (в период его отсутствия - лицом, его замещающим) Ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию муниципальных программ, за достижение показателей эффективности их реализации несут заместители главы Администрации города Екатеринбурга и руководители органов Администрации города
Инициаторы разработки муниципальных программ
структурные подразделения Администрации города, Глава города, Дума города, Контрольно-счетная палата города, любые юридические лица, зарегистрированные на территории городского округа город Сургут и физические лица, проживающие на территории городского округа город Сургут органы Администрации города, комиссии Екатеринбургской городской Думы
Таблица 4 - Сравнительный анализ принятия решений о разработке муниципальной программы
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
дующим требованиям:
- адекватность, то есть показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи подпрограммы; - точность, то есть погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации подпрограммы;
- объективность означает, что не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
- достоверность, то есть способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки под-
программы;
- однозначность означает, что определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики специалистами и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, поэтому целесообразно избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения;
- экономичность, то есть получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации;
- сопоставимость показателей - выбор показателей необходимо осуществлять исходя из требования
Паспорт муниципальной программы городского округа город Сургут Паспорт муниципальной программы городского округа город Екатеринбург
1. Наименование программы 2. Основание для разработки программы -наименование, номер и дата правового акта, послужившего основой для разработки программы 3. Куратор программы 4. Наименование администратора и соадминистратора(ов) программы 5. Цели программы 6. Цели программы 7. Задачи программы 8. Срок реализации программы 9. Перечень подпрограмм 10. Ожидаемые результаты реализации программы Наименование программы Статус (муниципальная программа), название, срок реализации
Основания для разработки программы, сведения о наличии государственных программ Российской Федерации, государственных программ Свердловской области Реквизиты федеральных, региональных, муниципальных правовых актов; реквизиты документов федерального и регионального уровня, направленных на достижение соответствующих целей, в рамках которых решаются аналогичные или смежные проблемы
Направление Стратегического плана, наименование стратегической программы и стратегического проекта В соответствии с Решением городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»
Инициатор постановки проблемы Администрация города Екатеринбурга или название комиссии городской Думы
Координатор программы Зам. главы Администрации города, глава администрации района
Разработчик(и) программы Наименование органа Администрации города и (или) юридического лица
Объем и источники финансирования программы Общий объем финансового обеспечения программы с разбивкой по источникам финансирования
Формулировка проблемы В соответствии с приоритетами, изложенными в Стратегическом плане развития Екатеринбурга и конкретных стратегических проектах. Цель должна быть потенциально достижима, измеряема, привязана к графику реализации программы
Таблица 5 - Сравнительная характеристика содержания Паспорта муниципальной программы
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике;
- своевременность и регулярность означает, что отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
4. механизм реализации муниципальной программы, система организации контроля за исполнением муниципальной программы. Механизм управления программой представляет собой порядок координации деятельности администратора и соадминистратора(ов) по конкретным мероприятиям программы, обеспечивающий их согласованные действия по реализации и финансированию муниципальной программы. Система организации контроля за исполнением муниципальной программы осуществляется с учетом разграничения ответственности куратора, администратора и соадминистратора(ов), включая организацию деятельности подведомственных муниципальных учреждений.
Каждая муниципальная программа имеет Паспорт, содержание которого у городских округов отличается (таблица 5).
Одним из основных этапов разработки проекта, формирования и реализации муниципальной программы относится внесение изменений в муниципальную программу. В таблице 6 представлены случаи и сроки внесения изменений в муниципальные программы городского округа город Сургут [7, п. 8.1].
Опыт разработки муниципальных программ городских округов показывает, что соблюдение требований, определенных в нормативных документах муниципальных образований, является сложной задачей. При формировании порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, прочих актов, устанавливающих требования к программам, органам местного самоуправления необходимо найти баланс между соответствием подходам регионального уровня, спецификой муниципалитета и особенностями сложившейся в нем системы управления.
Бюджетным кодексом предусматривается ежегодная оценка эффективности реализации муниципальных программ. [6, ст.179, п.3]. Порядок проведения оценки муниципальной программы и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования. По результатам проверки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципаль-
Таблица 6 - Случаи и сроки внесения изменений в муниципальные программы городского округа город Сургут
Случаи внесения изменений в муниципальную программу Сроки
1. Изменения параметров утвержденного бюджета города (объема ассигнований на реализацию программы, целевых показателей результатов реализации муниципальной программы), в соответствии с решением Думы города о бюджете города, решением Думы города о внесении изменений в бюджет города не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу решения Думы города о бюджете города, решения Думы города о внесении изменений в решение Думы города о бюджете города
2. Формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период не позднее 15 декабря
3. Внесения изменений в действующее законодательство РФ, ХМАО - Югры, муниципальные правовые акт не позднее двух 2 месяцев со дня вступления в силу соответствующего правового акта, если другое не установлено в правовом акте.
4. Принятия решения Думы города об исполнении бюджета городского округа город Сургут (динамика изменения значений показателей года составления программы, плановые значения приводятся к фактическим данным) не позднее двух 2 месяцев со дня вступления в силу решения Думы города об исполнении бюджета городского округа город Сургут
5. Изменения объема внебюджетных средств на реализацию муниципальной программы не позднее 2 месяцев с момента информирования администратора и (или) соадминистратора(ров)
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
ной программы, в т.ч. необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ее реализации. Объектами проведения оценки являются муниципальные программы, утвержденные муниципальными правовыми актами Администрации города. Проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ в городе Сургуте осуществляет Департамент по экономической политике Администрации г. Сургута, а в городе Екатеринбурге - Департамент финансов Администрации г. Екатеринбурга и Департамент экономики Администрации г. Екатеринбурга.
В 2013-2014 гг. муниципальные образования сформировали нормативную базу оценки эффективности реализации муниципальных программ (таблица 7).
Постановлениями Администрации города Сургута определены, во-первых, критерии оценки муниципальных программ, к которым относятся следующие показатели: расчетная оценка достижения целей отдельного мероприятия или подпрограммы (под мероприятием понимается взаимоувязанное по целям, срокам и ресурсам мероприятие, не включаемое в подпрограмму(ы), выделенное исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы); расчетная оценка выполнения мероприятий; расчетная оценка экономической эффективности реализации отдельного мероприятия или подпрограммы; расчетная оценка качества фактически предоставленной муниципальной услуги (работы); расчетная оценка эффективности реализации отдельного мероприятия или подпрограммы; во-вторых, критерии оценки эффективности реализации муниципальной программы - итоговая расчетная оценка достижения цели (целей) муниципальной программы; общий уровень выполнения мероприятий муниципальной программы; итоговая расчетная оценка качества фак-
тически предоставленной муниципальной услуги (выполненной работы); итоговая расчетная оценка экономической эффективности реализации муниципальной программы.
В городе Екатеринбурге разработаны иные показатели. К ним относятся: критерии, используемые для экспертной оценки предложения органа Администрации города Екатеринбурга с обоснованием необходимости разработки муниципальной программы; оценка по критерию «Соответствие предложения приоритетам социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург»; оценка по критерию «Адекватность комплекса мероприятий планируемой к разработке муниципальной программы поставленным целям» [8, приложение 2]; оценка
по критерию «Финансовое обеспечение муниципальной программы» [8, приложение 3].
В 2014 году муниципальные программы подлежали приведению в соответствие с решением о бюджете до 1 мая 2014 года. Однако действие этого положения приостановлено до 1 января 2015 год. [9, ст.2]. Муниципальные программы после 1 января 2015 года подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.[6, ст. 179, п.2].
Успешная реализация муниципальных программ во многом зависит от положений федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 1 января 2015 года у заказчиков возникнет законодательно закрепленная обязанность обосновывать все закупки, которые будут включаться в план закупок, план-график. [10, ст. 18, ч.1]. Заказчики будут обязаны доказывать соответствие планируемых закупок целям, указанным в федераль-
Таблица 7 - Сравнительная характеристика нормативного регулирования оценки эффективности
реализации муниципальных программ
Город Сургут Г ород Екатеринбург
Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут: Постановление Администрации города Сургут № 5159 от 17.07.2013 (ред.от 07.04.2014) Об утверждении положения о муниципальных программах муниципального образования «город Екатеринбург»: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 29 июля 2013 г. № 2626 (ред. от 09.04.2014)
Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ: Постановление Администрации г. Сургута от 5 мая 2014 г. N 2929
Об утверждении порядка проведения оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ): Постановление Администрации г. Сургута от 26 августа 2008 г. N 3201
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
ном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [10, ст. 13].
В план закупок и план-график должны будут включаться только закупки, которые обеспечивают реализацию муниципальных программ, выполнение функций и полномочий заказчиков как местной администрации. В настоящее время составление и размещение на официальном сайте планов-графиков осуществляются в соответствии с Порядком и формой, утвержденными Приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011, с учетом особенностей, определенных Приказом Минэкономразвития России № 544 и Казначейства России № 18н от 20.09.2013. [10, ст. 112, ч. 2]. С 1 января 2015 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг».
Одним из этапов разработки проекта, формирования и реализации муниципальной программы является проведение экспертизы, доработка и устранение замечаний к проекту муниципального правового акта об утверждении муниципальной программы (о внесении изменений в муниципальную программу). Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ осуществляется контрольно-счетными органами на основании федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [11, п.7, ч.2]. Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению/ изменению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия нового/изменения действующего расходного обязательства для бюджета муниципального образования. Экспертиза проекта муниципальной программы включает оценку его соответствия Программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования, нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципального образования в соответствующей сфере.
Практика формирования муниципальных программ выявила наличие ряда проблем и ограничений.
Переход к формированию местного бюджета в программной структуре расходов показал сложность оперативного согласования проектов программ между участвующими в их реализации органами, с финансо-
выми и экономическими органами. Выявлена высокая трудоемкость данного процесса. Доходная база местных бюджетов остается нестабильной. Стратегическое планирование слабо увязано с бюджетным планированием. Не созданы условия для мотивации бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.
На качественной подготовке муниципальных программ сказывается отсутствие концепции долгосрочного социально-экономического развития, долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии, методических рекомендаций о разработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития и бюджетных стратегий субъектов Российской Федерации.
Разработка и утверждение муниципальных программ осуществляется в условиях, когда имеются ресурсные ограничения в рамках среднесрочного прогноза социально-экономического развития и трехлетнего бюджета.
Разработка долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и долгосрочных бюджетных стратегий муниципальных образований часто затруднена из-за методологической зависимости от решений, принятых на федеральном и региональном уровнях, связанных с отсутствием рекомендаций по разработке таких документов.
В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ считаем, что необходимо расширить их права в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Это позволит ответственным исполнителям влиять на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками), возможно, с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления целесообразно закрепить полномочия ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса на стадии формирования проекта решения о бюджете и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, позволит создать систему эффективного использования бюджетных расходов.
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
Литература:
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ // Российская газета. 2014. № 146. 03 июля.
3. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №65н [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31июля 1998 г. № 145-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут: Постановление Администрации города Сургут от 17 июля 2013г. № 5159 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
8. Об утверждении положения о муниципальных программах муниципального образования «город Екатеринбург»: Постановление Администрации города Екатеринбурга от 29 июля 2013 г. № 2626 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №1-ФЗ // Российская газета. 2014. № 24.
10. О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р // Собрание законодательства РФ. 2014. 2014. № 2 (часть II). Ст. 219.
References:
1. On state forecasting and programs of socio-economic development of the Russian Federation: The Federal Law of July 20, 1995 № 115-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 1995. № 30. Art. 2871.
2. The strategic planning in the Russian Federation: Federal Law of June 28, 2014 №172-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2014. № 146. July 3.
3. On approval of the instructions on the application of the budget classification of the Russian Federation: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from July 1, 2013 № 65n [e-resourse]. Access from the reference and the legal system "ConsultantPlus".
4. On approval of the Uniform Chart of Accounts for public authorities (government agencies), local authorities, government state budget funds, state academies of sciences of state (municipal) institutions and instructions for its use: Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 1, 2010 № 157n [e-resourse]. Access of reference and legal system "ConsultantPlus".
5. On amendments to the Budget Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: The Federal Law of July 23, 2013 №252-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 2013. № 31. Art. 4191.
6. Budget Code of the Russian Federation: Federal Law of July 31 1998 №145-FZ [e-resourse]. Access of reference and legal system "ConsultantPlus".
7. Approval of the order of making decisions about the organization, formation and implementation of municipal programs of Surgut city district: Resolution of Surgut Administration July 17, 2013. 5159 [e-resourse]. Access of reference and legal system
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Воронина Л.П.
"Garant".
8. On approval of the Regulations on municipal programs of the municipality «Yekaterinburg city»: Resolution of the Administration of Yekaterinburg on July 29, 2013 № 2626 [e-resourse]. Access of reference and legal system "ConsultantPlus".
9. On the suspension of the fourth paragraph of point 2 of Article 179 of the Budget Code of the Russian Federation: Federal Law of February 3, 2014 №1-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2014. № 24.
10. On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs: Federal Law of April 5, 2013 № 44-FZ [e-
resourse]. Access of reference and legal system "ConsultantPlus".
11. On general principles of organization and operation of control and audit bodies of subjects of the Russian Federation and municipalities: Federal Law of 7 February 2011 №6-FZ [e-resourse]. Access of reference and legal system "ConsultantPlus".
12. Program for improving the efficiency of the management of public (state and municipal) finance for the period until 2018: Order of the Government of the Russian Federation of December 30, 2013 № 2593-r // Collection of Laws of the Russian Federation. 2014. 2014. N 2 (Part II). Art. 219.