Научная статья на тему 'Решение творческих заданий на занятиях безопасности жизнедеятельности в высшем учебном заведении'

Решение творческих заданий на занятиях безопасности жизнедеятельности в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРИЗ ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / HEALTH AND SAFETY / TRIZ PEDAGOGICS / CREATIVE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маренчук Юлия Александровна

В статье представлены фрагменты из серии занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по разделу «Функциональные вопросы системы «Человек – среда обитания», разработанные с применением элементов ТРИЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The solution of creative tasks on health and safety occupations in a higher educational institution

Fragments are presented in article from a series of classes in discipline «Health and safety» according to the section «The functional questions of «The person – habitat system» developed with application of the TRIZ elements.

Текст научной работы на тему «Решение творческих заданий на занятиях безопасности жизнедеятельности в высшем учебном заведении»

ствовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». 4. Блок резюме.

Учитель подводит краткие итоги урока, выявляет мнение учащихся об уроке. Например игра «Радуга»: дети рисуют цветными карандашами. По цвету учитель определяет эмоциональное состояние ребёнка на уроке. Можно задать такие вопросы:

1. Что вам запомнилось на уроке?

2. Узнали ли вы что-то новое на уроке?

3. Где вам могут пригодиться полученные знания? Учитель может попросить учеников друг друга.

На данном этапе урока школьники учатся давать объективную оценку себе и окружающим, задумываются о том, где они могут применить полученные знания.

Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от учителя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития детей является главной наградой в деятельности учителя: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, исчезновение страха перед проверкой знаний, снижение психологического напряжения на уроках, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний и активности слабоуспевающих учащихся. Ссылки на источники

1. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Фе-дер. Закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.

3. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2012. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020551-1.

4. Чалая Г.В. Система работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности - Минск, 2008.

5. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 88 с. - (стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024306-3.

6. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

7. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

Klimakova Valentina,

Teacher of chemistry of MBOU "High Comprehensive School No. 46" Kaluga [email protected]

Development of creative thinking of pupils at chemistry lessons at high school

Summary. In article training of creative thinking in chemistry training at high school is considered. Options of

tasks which can be used at modern lessons of chemistry are given.

Keywords: creativity development, creative tasks, lesson of modern type.

Маренчук Юлия Александровна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь [email protected]

Решение творческих заданий на занятиях безопасности жизнедеятельности

в высшем учебном заведении Аннотация. В статье представлены фрагменты из серии занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по разделу «Функциональные вопросы системы «Человек - среда обитания», разработанные с применением элементов ТРИЗ.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, ТРИЗ педагогика, творческая личность.

Человеку, чтобы жить, надо постоянно решать две задачи - добывать пищу и обеспечивать защиту от опасностей. В настоящее время обеспечение безопасности жизнедеятельности для человека является одной из приоритетных и важных задач. Изменения, происходящие сегодня во всех сферах нашего общества, приводят к осмыслению происходящих процессов и резком осуждении негативных тенденций в развитии общества, к заинтересованности в изменениях к лучшему.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучает проблемы безопасного взаимодействия человека со средой обитания и вопросы защиты от негативных факторов в современных чрезвычайных ситуациях, является общенаучной, обязательной в системе профессиональной подготовки

студентов всех специальностей университета. В процессе обучения делается попытка формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к созданию условий безопасности (как личной, так и для окружающих людей и среды), прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» формирует знания, умения, навыки, связанные с охраной труда в процессе производственных отношений, студенты получают основы профессиональной безопасности в определенной сфере деятельности. Но, в настоящее время студенты не всегда заинтересованы в обучении, в самосовершенствовании, знания им даются в готовом виде, это не интересно. Ясно, что одним из главных условий развития любого общества является воспитание творческой личности. Необходимо менять приоритет в образовании. Знания должны уступить свое главенствующее местоположение способам творческой деятельности. Так, через ТРИЗ педагогику, где основная цель обучения - формирование творческой личности, личности способной самостоятельно добывать знания, творчески мыслить и самими студентами делать открытия, можно развить творчески мыслящую молодежь [1].

Далее представлены фрагменты из серии занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по разделу «Функциональные вопросы системы «Человек - среда обитания». Занятия разработаны с применением элементов ТРИЗ и преподавались на физико-математическом факультете.

Занятие 1.

Тема: Эргономические и физиологические основы безопасности жизнедеятельности.

Цель. Ознакомиться с физиологическими механизмами защиты человека от опасных и вредных факторов.

Методические указания:

1. Познакомиться с теоретическим блоком и литературой по теме.

2. На занятии: ответить устно на вопросы 1-6; выполнить письменно задание 2-4, 7.

3. Дома: ответить устно на вопросы 7-12; выполнить письменно задание 5-6 и устно - 1.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «живой организм», его признаки. Признаки клинической и биологической смерти.

2. Расскажите о физиологических механизмах защиты человека от опасных и вредных факторов - понятие о реактивности организма (рефлексы).

3. Анализаторы, виды и их значение в обеспечении безопасности.

4. Что такое «рабочая зона» производственного помещения?

5. Какое рабочее место считается постоянным?

6. Назовите основные формы трудовой деятельности человека. Дайте их характеристику.

7. Какой труд считается легким физическим, тяжелым?

8. Назовите методы оценки тяжести труда.

9. Чем отличается труд на автоматическом производстве от конвейерного труда?

10. Режим труда и отдыха на производстве. Каковы основные пути снижения монотонности труда?

11. Что подразумевают под утомлением и переутомлением?

12. Каким должен быть отдых для полноценного восстановления работоспособности мышц?

Задания и ситуационные задачи

1. Чем бег отличается от ходьбы?

2. Пять землекопов в 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов в 100 часов выкопают 100 м канавы?

3. Пильщики распиливают бревно на метровые отрубки. Длина бревна 5 м. Распиловка бревна поперек отнимает каждый раз 1,5 минуты времени. Во сколько минут распилили они все бревно?

4. Двое рабочих могут выполнить работу в семь дней при условии, что второй приступит к ней двумя днями позже первого. Если бы ту же работу каждый выполнял в отдельности, то первому понадобилось бы на четыре дня больше, чем второму. Во сколько дней каждый мог бы порознь выполнить эту работу?

5. Переписка доклада поручена двум машинисткам. Более опытная из них могла бы выполнить всю работу в 2 часа, менее опытная - в 3 часа. Во сколько времени перепишут они этот доклад, если разделят между собой работу так, чтобы выполнить ее в кратчайший срок?

6. Двое ребят очистили 400 штук картофеля; один очищал три штуки в минуту, другой - две. Второй работал на 25 минут больше первого. Сколько времени работал каждый?

7. Почему при ручной стирке белья спина устает больше, чем руки?

Занятие 2.

Тема: Комфортные условия жизнедеятельности человека и их обеспечение.

Цель. Изучить методы контроля параметров микроклимата и ознакомиться с требованиями к организации рабочего места.

Методические указания:

1. Познакомиться с теоретическим блоком и литературой по теме.

2. На занятии: ответить устно на вопросы 1-7; выполнить письменно задание 1-4 и устно задание 8-20.

3. Дома: ответить устно на вопросы 8-10; выполнить устно задание 21-29 и письменно - 5-7.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятия комфортность условий жизнедеятельности.

2. Какие параметры микроклимата принято считать оптимальными?

3. Какие параметры микроклимата принято считать допустимыми?

4. Охарактеризуйте основные параметры микроклимата.

5. Какие существуют нормы параметров микроклимата рабочих и непроизводственных помещений?

6. Назовите и охарактеризуйте системы обеспечения нормальных параметров микроклимата и состава воздуха.

7. Дайте определение понятия гомеостаз. Какие существуют уровни его поддержания?

8. Что такое адаптация? Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаждения. Действие на организм человека повышенного и пониженного атмосферного давления.

9. Дайте определение таких понятий как теплопродукция и теплоотдача. Каковы последствия для человека изменения температурных условий в окружающей среде?

10. Расскажите об освещении и источнике света. Каковы требования к системе освещения?

Задания и ситуационные задачи

1. Сколько весит воздух в комнате? Если известно, что литровая кружка теплого летнего воздуха близ земли (не в горах) весит 1,2 г.; в кубометре ровно 1000 л; поэтому кубометр воздуха весит в 1000 раз больше, чем 1,2 г.; это составляет 1,2 кг.

2. Относительная влажность воздуха 80%, а температура 17оС. Какова абсолютная влажность воздуха?

3. В подвале при 8оС относительная влажность воздуха равна 100%. На сколько градусов надо повысить температуру воздуха в подвале, чтобы влажность уменьшилась до 60%?

4. Нужно ли осушать или увлажнять воздух, поступающий с улицы, если относительная влажность воздуха на улице 100% при +4 °С, а относительная влажность воздуха в цехе должна быть в пределах оптимальных значений при температуре +22 оС? (Максимальная влажность воздуха при +22 °С в 3 раза выше, чем при +4 °С.)

5. Освещенность на улице 8000 лк. В помещении средняя освещенность, создаваемая естественным светом, 100 лк. Найдите Ке.о., где Ке.о=(Евн/Енар) 100%.

6. Освещенность на улице 3000 лк. В помещении средняя освещённость, создаваемая естественным светом, 100 лк. Найдите Ке.о..

7. В учебном помещении площадью 8 х 4 м подвешено 4 лампы накаливания мощностью 60 Вт. Произвести проверку-расчет освещенности в этом производственном помещении.

8. Где надо устраивать форточку: вверху окна или внизу? Отчего происходит обмен наружного и комнатного воздуха через форточку?

9. Бывает ли относительная влажность воздуха больше 100%, например 400%?

10. Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги?

11. Зимой на сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при этом разница в показаниях температуры?

12. Почему глаза человека не ощущают холода?

13. Во время жары происходит покраснение лица. Чем это вызвано?

14. Почему, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать?

15. Почему спортивная майка делается чаще всего из трикотажа?

16. Почему нам жарко уже при температуре +25оС, хотя в это время воздух значительно холоднее нашего тела?

17. Почему в жару человек покрывается потом?

18. Почему у человека волосы, ресницы, усы в морозный день покрываются инеем?

19. Как далеко видит землю человек среднего роста, стоя на ровном месте?

20. Почему в железнодорожной практике для сигнала остановки выбран красный цвет?

21. На космическом корабле отказала вентиляционная система. За счет, каких способов теплопередачи будет осуществляться теплообмен космонавтов с окружающей средой?

22. На расстоянии 2 м от горячей печки подвесили два термометра. Один из них спиртовой, а другой ртутный. Термометры исправны. Одинаковы ли будут у них показания, а если нет, то почему?

23. На освещенной солнцем стороне здания висят два исправных термометра - спиртовой и ртутный. Одинаковые ли у них показания, а если нет, то какой из них показывает более высокую температуру и почему?

24. В комнате на внутренней стенке висит термометр. Изменятся ли показания термометра и как именно, если на термометр направить струю воздуха от вентилятора, установленного в той же комнате рядом с термометром?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. В комнате холодно. У Вас на выбор два халата одинаковой плотности - белый и черный. Какой из них Вы наденете, чтобы согреться, если два халата одновременно Вам не надеть?

26. В какой цвет - белый или черный - надо покрасить печку, чтобы она дольше сохраняла тепло? Объясните свое решение.

27. Как увеличить теплоотдачу батареи центрального отопления?

28. Для сохранения тепла в комнате на холодную стенку решили повесить ковер. В каком случае в комнате будет теплее: если повесить ковер непосредственно на стену, или с зазором в 3 см? Объясните свое решение.

29. В какой области длин волн электромагнитного излучения располагается максимум спектральной чувствительности человеческого глаза?

Занятие 3.

Тема: Негативные факторы в системе «Человек - техносфера». Способы и средства защиты.

Цель. Определить виды, источники и уровни загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы объектами экономики.

Методические указания:

1. Познакомиться с теоретическим блоком и литературой по теме.

2. На занятии: ответить устно на вопросы 1-6; выполнить письменно задание 9-11.

3. Дома: ответить устно на вопросы 7-9; выполнить устно задание 1-8.

Вопросы для обсуждения

1. Что представляет собой - техносфера? Охарактеризуйте современную техносферу.

2. Расскажите о загрязнении атмосферы и методах предотвращения отрицательных последствий загрязнения.

3. Что представляет серьезную опасность живым организмам при загрязнении воды?

4. Назовите факторы разрушительного воздействия на почву.

5. Каковы негативные изменения природной среды в городах?

6. Назовите пути снижения последствий негативного воздействия опасных и вредных производственных факторов объектов экономики и социальной сферы на окружающую среду и человека.

7. Охарактеризуйте виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.

8. Перечислите и охарактеризуйте источники и уровни негативных факторов бытовой среды.

9. В чем связь инфекционных заболеваний и экологической обстановки на Земле?

Задания и ситуационные задачи

1. Что входит в основу стратегии экологической безопасности?

2. Дайте определение понятия «экологическая безопасность».

3. Какой биологический объект, растущий в лесу, в наибольшей степени накапливает радио-нуклеиды и другие вредные вещества?

4. С какой целью вдоль дорог высаживают липы, тополя и конские каштаны?

5. Можно ли стирать белье без порошков и мыла?

6. Существуют ли холодильники без фреона?

7. Можно ли получить натуральные (не химические) пестициды?

8. Каким образом влияют аномальные метеоусловия на рассеивание атмосферных загрязнений?

9. Накопление ресурсов органического топлива осуществлялось со скоростью в миллион раз более низкой скорости их потребления в последние 100 лет. Учитывая, что продуктивность биосферы неизменна на протяжении последних 300 млн. лет, оценить запасы остаточных ресурсов.

10. Мощность двигателя машины 70 л.с. (736 Вт - 1 л.с.). В Москве 2 млн. машин. Сопоставить их суммарное энергопотребление с потоком лучистой энергии от Солнца на территорию Москвы (диаметр города положить равным 30 км., средний поток лучистой энергии принять равным 240 Вт/м2). Объяснить отличие последней величины от солнечной постоянной.

11. Биосфера преобразует энергию Солнца и запасает ее в виде органического топлива. Оценить КПД такого преобразования. Стоит ли учитывать этот фактор при определении теплового баланса планеты.

Занятие 4.

Тема: Воздействие негативных факторов на человека и среду его обитания.

Цель. Ознакомиться с действием негативных факторов на человека и среду его обитания.

Методические указания:

1. Познакомиться с теоретическим блоком и литературой по теме.

2. На занятии: ответить устно на вопросы 1-13; выполнить письменно задание 3, 23 и устно - 1-2, 4-13.

3. Дома: ответить устно на вопросы 14-19; выполнить устно задание 14-28.

Вопросы для обсуждения

1. Что собой представляют вредные вещества: классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и чувствительность к ним.

2. Охарактеризуйте аварийно химически опасные вещества.

3. Приведите примеры способов и средств защиты от вредных веществ.

4. Механические колебания, назовите виды вибраций и их воздействие на человека.

5. Интенсивность звука и громкость звука. Чем они отличаются?

6. В какой области частот располагается максимум спектральной чувствительности человеческого уха?

7. Какой шум считается постоянным?

8. Акустические колебания. Каково влияние шума на организм человека.

9. Перечислите меры, позволяющие снизить уровень шума в зоне жилой застройки в городах.

10. Инфразвук и ультразвук, перечислите источники. Каково их действие на организм человека?

11. Каково воздействие на человека статических, электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот?

12. Перечислите компьютерные профессиональные заболевания. Каковы основные правила безопасности при работе с компьютером?

13. Дайте общую характеристику ионизирующего излучения. Как действует внешнее и внутреннее облучение на организм человека? Назовите способы и средства защиты.

14. Дайте общую характеристику неионизирующего излучения.

15. Как проявляется действие электрического тока на человека?

16. От чего зависит сопротивление тела человека электрическому току?

17. Напряжение прикосновения и шага. Что это такое?

18. Защитное заземление. Что это такое, где и для чего оно применяется?

19. Зануление электрооборудования. Что это такое, где и для чего оно применяется?

Задания и ситуационные задачи

1. Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот?

2. Почему детские и женские голоса обычно выше мужских?

3. Определите длины звуковых волн человеческого голоса с предельными частотами от 64 до 1300 Гц при температуре воздуха 15оС (скорость звука 340 м/сек).

4. Почему облегченный кирпич (пористый, дырчатый, пустотелый) обеспечивает в здании лучшую звукоизоляцию, чем обыкновенный кирпич?

5. Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идет звук?

6. Почему шумит чашка или большая раковина, приложенные к уху?

7. Почему на судах устанавливают не звуковые, а ультразвуковые гидролокаторы?

8. Почему рессоры в автомобилях и вагонах смягчают толчки, испытываемые пассажирами?

9. Зарегистрировано много случаев столкновения птиц с турбовинтовыми и турбореактивными самолетами. Иногда случается, что птицы просто «атакуют» аэропорты. Чем можно объяснить такое явление?

10. Почему на опушке леса хорошо слышно эхо?

11. Почему человеческое ухо воспринимает только продольные волны?

12. Каким образом человек определяет, откуда пришел звук?

13. Как объяснить происхождение сильного, напоминающего взрыв звука, который доходит до нас от пролетающего реактивного самолета?

14. Почему удар молнии часто расщепляет дерево?

15. Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх? Опасно ли это для человека?

16. Как защитить работников лаборатории, в которой экспериментируют с большими электростатическими зарядами, от действия этих зарядов?

17. При проверке качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к металлическим пластинам. Если язык ощущает горьковатый привкус, то батарейка хорошая. Почему же электричество батарейки горьковато на вкус?

18. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?

19. От чего зависит биологическое действие тока и какой величины ток может вызвать смертельный исход?

20. Какие изменения вызывает ток в теле человека?

21. Почему опасно касаться мачт высокого напряжения, ведь провода с током отделены от мачт целыми гирляндами изоляторов?

22. Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с землей, рекомендуется стоять на одной ноге?

23. В момент включения вычислительной машины студент был поражен электрическим током из-за нарушенной изоляции (корпус машины находится под напряжением 220 В относительно земли). Определить ток, проходящий через тело человека, и оценить опасность поражения в следующих случаях: а) человек стоял на деревянном полу; б) в момент включения одной рукой держался за трубы отопления. Сопротивление человека принять равным 1000 Ом, сопротивление пола - 100000 Ом, сопротивление обуви - 50000 Ом.

24. На улице под навесом установлено электрооборудование. Какое максимально допустимое напряжение питания можно подавать на это оборудование, если люди, работающие с ним, находятся непосредственно на земле, а электрооборудование не имеет специальной защиты?

25. Почему для перевозки горючих жидкостей (бензин, керосин и т.п.) не разрешается использовать полиэтиленовую тару? И нельзя пользоваться для заливки пластмассовыми воронками?

26. От чего зависит эффект воздействия электромагнитных полей на живые организмы?

27. Известно, что существует различная чувствительность видов к облучению. Назовите среди животных и растений тех, кто обладает большей устойчивостью к облучению.

28. Назовите основные принципы организации захоронения радиоактивных веществ. В результате проведения таких занятий, решения ситуационных задач и заданий творческого характера, у студентов значительно повышается интерес к предмету, к своей специальности. В качестве ситуационных задач могут быть использованы и задачи открытого типа [2, 3]. Студенты на таких занятиях ведут себя активно, проявляется личная заинтересованность, а также материал студенты усваивают лучше. Таким образом, возможно, и целесообразно применять ТРИЗ в изучении функциональных вопросов системы «Человек - среда обитания», в частности и на занятиях по безопасности жизнедеятельности в целом. Ссылки на источники

1. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

2. Горев П.М., Утемов В.В. Путешествие в страну творчества: учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - 144 с., ил.

3. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

4. Маренчук Ю.А. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 107 с.)

Marenchuk Julia Aleksandrovna,

Candidate of Biology, associate professor of the theory and technique of health and safety of the North Caucasian federal university, Stavropol [email protected]

The solution of creative tasks on health and safety occupations in a higher educational institution Abstract. Fragments are presented in article from a series of classes in discipline «Health and safety» according to the section «The functional questions of «The person - habitat system» developed with application of the TRIZ elements.

Keywords: health and safety, TRIZ pedagogics, creative person. Михни Татьяна Михайловна,

Методист по воспитательной работе ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, г. Ноябрьск [email protected]

Внедрение педагогики креативного образования в процесс обучения будущих воспитателей дошкольных учреждений Аннотация. Автором материала поясняются методы научного творчества, раскрываются основные понятия креативной педагогики и даются рекомендации по проведению тренинга креативного мышления среди студентов, обучающихся по профессии «воспитатель».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: инертность мышления и её виды, непрерывное формирование творческого мышления (НФТМ), методы повышения эффективности генерации идей, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Современная наука связывает творческое развитие человека с личностным ростом, реализацией индивидуальности; творческое развитие человека означает развитие способности активизировать собственные резервы для жизни в постоянно меняющемся мире, преодолевать внешние препятствия и психологические барьеры и т.п.

Воспитание творчески активной личности студента - будущего воспитателя дошкольного учреждения, имеет большое значение, поскольку именно дошкольное образование является начальной ступенью непрерывного образования, сопровождающего человека на протяжении всей его жизни. И только на данном этапе можно выявить и развить выдающиеся творческие способности будущего специалиста с целью его дальнейшего активного овладения профессионально-творческой деятельностью, оказать содействие в скорейшем переходе из стадии потенциальной креативности к «специализированной» креативности [1].

Такое интегративное качество личности педагога, как профессиональная компетентность, проявляется в готовности обучаться всю жизнь, профессиональном самоопределении, способности к применению теоретических знаний в практической деятельности; имеет нравственную и коммуникативно-творческую направленность; соответствует требованиям специальности, стандартам квалификации, исполняемой служебной деятельности, и может быть сформирована только в процессе профессиональной деятельности (Г.В. Мухаметзянова, М.В. Рыжаков и др.).

Основными характеристиками профессиональной компетентности будущего педагога, формируемыми креативной педагогикой через опыт деятельности, являются креативность как способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач; когнитивность как профессиональная мобильность, умение адаптироваться в меняющихся жизненных и производственных ситуациях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.