GO
се
596
JEL classification: J61, N95, R58 УДК 94(571)
DOI 10.17150/2308-2488.2021.22(4)596-617
А.И. Тимошенко
Институт истории СО РАН, г. Новосибирск, Российская Федерация
I РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЙОНАХ
НОВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ СИБИРИ
В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
g Аннотация. В статье рассматривается эволюция
отношения государства к решению социальных про-5 блем в процессе разработки и реализации комплекс-
ных региональных программ для районов нового промышленного освоения Сибири в советский период. С опорой на широкий круг источников, включая архивные, показано, что освоение Сибирского реги-¡5 она контролировалось государством в целях обеспе-
Ь чения высокой степени индустриализации страны.
! Анализируются этапы развития общегосударствен-
^ ной и региональной политики в направлении как
^ инфраструктурного, так и городского строительства,
а связанного с формированием различных террито-
jS риально-производственных образований. Отмечено,
Ж что научные и проектные исследования в изучаемый
° период смогли доказать важность и социально-эконо-
| мическую эффективность решения социальных про-
блем на территориях индустриального строительства. С развертыванием очередной индустриальной новостройки в Сибири главное внимание уделялось £ обеспечению предприятий кадрами, а не закрепле-
° нию населения в новых городах и рабочих поселках.
;2 Рассматриваются проблемы разработки и реализа-
•Ц ции стратегий социального и культурного развития
^ новых индустриальных городов Сибири. Акцент
^ сделан на советских программах индустриальной
модернизации экономики и социума, которые спо-js собствовали как развитию индустриального произ-
! водства в Сибирском регионе, так и формированию
индустриально-урбанистического общества на базе
© Тимошенко А.И., 2021
создания новых городских поселений. В статье сдела- 2 j
ны выводы, что со временем социальные проблемы в - J
новых городах и рабочих поселках все же решались, а 88 j
также разрабатывались стратегии культурного разви- °° j тия новых индустриальных городов Сибири. j
Ключевые слова. Сибирь, индустриальные отрас- j ли, социальные проблемы, отрасли экономики, социальная инфраструктура.
Информация о статье. Дата поступления 25 августа 2021 г.; дата принятия к печати 5 ноября 2021 г.; дата онлайн-размещения 22 ноября 2021 г. J
A.I. Timoshenko ^
Institute of History of the Siberian Branch of the RAS, Novosibirsk, the Russian Federation
SOLUTION OF SOCIAL PROBLEMS IN THE AREAS
OF NEW INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF SIBERIA if
IN THE SOVIET PERIOD i
a
*
о
Abstract. The industrial development of Siberia in ^
the Soviet period is in the focus of the present article. The 0
text considers evolution of the state attitudes towards |
solving social problems during implementation of com- i
prehensive regional programs for areas of new industrial «
development. The article is based on various sources, in- J2
cluding those from archival funds. It shows that the de- |
velopment of that Siberian region was controlled by the |
state in order to ensure a high degree of industrialization о
in the country. The article also analyzes the development g stages of national and regional policy towards both infra-structural and urban construction related to establishing
various territorial and industrial formations. As stated с
¡г
in the text, scientific and design works during the period ®
under study proved the importance and socio-economic «
efficiency of solving social problems in the territories of g
industrial construction. Once the development of anoth- Ц
er industrial new building project started in Siberia, the *
main attention was paid to the provision of enterprises 0 with personnel, but not to encouraging people to settle
in new cities and workers' settlements. The article also g
о
examines the problems of developing and implementing strategies for social and cultural development of new industrial cities in Siberia. The text puts an emphasis on the Soviet programs of industrial modernization in the economy and society, which contributed to both the development of industrial production in the Siberian region and the formation of an industrial-urban society based i on establishing new urban settlements. The article con-
= cludes that, the social problems in new cities and work-
1 ers' settlements have been tackled with time in spite of = all difficulties, as well as the strategies for the cultural ' development of new industrial cities in Siberia have been J finally developed.
Keywords. Siberia, industrial sectors, social prob> lems, economic sectors, social infrastructure.
Article info. Received August 25, 2021; accepted November 5, 2021; available online November 22, 2021.
ts Социальные проблемы, связанные с разработкой
| комплексных региональных программ, в основном
is реализовывались под влиянием процессов индустри-
J ализации Сибири, а также они в значительной степе-
Js ни были связаны с развитием различных отраслей в
■S регионе. Данные проблемы всегда являлись и являют-
g ся крайне актуальными, привлекающими внимание
£ значительного числа историков страны и сибирских
"If в частности [1-4]. Поэтому можно констатировать, что
Л данная проблематика разработана достаточно хоро-
g шо. Однако нами выделен определенный ее аспект,
~ который еще слабо исследован: а именно, поэтапное
о решение социальных проблем в районах нового ин-
V дустриального освоения Сибирского региона. Для из-
J учения поставленной проблемы нами используются
•Ц различные источники, в том числе и архивные.
^ Освоение Сибирского региона контролировалось
о государством в целях обеспечения более высокого
IS уровня индустриализации страны. В советский пери-
2 од проблемы развития районов нового индустриаль-| ного освоения и отдельных отраслей экономики Сиби-
ри рассматривались как необходимое условие роста и 22!
эффективного развития советской экономики в целом. -!
Молодежь как источник пополнения индустри- 88 <
альных кадров всегда была значимой категорией в : советской социальной и экономической политике. Молодые люди активно привлекались к освоению
Сибири уже в 1930-е гг. Первой индустриальной но- | востройкой в Сибири и на Урале стали предприятия,
возводимые в рамках программы Урало-Кузнецкого |
комбината (УКК), которые позволили в достаточно !
короткие сроки осуществить индустриальную модер- ] низацию восточных регионов Советского государства на базе угледобычи, машиностроения всех видов, химической промышленности, развития энергетики и транспорта. Единое стратегическое планирование в
условиях национализированного хозяйства давало |
возможность просчитать как положительные, так и |
отрицательные моменты в решении Урало-Кузнец- |
кой проблемы, учесть последствия ее развития как ^
для экономики регионов, так и всего советского инду- ?!
стриального комплекса1. Разработка масштабной Ура- |
ло-Кузбасской программы, содержащей в основе сво- |
ей угольно-металлургическое производство, сопрово- о
ждалась подготовкой сразу нескольких крупнейших «
инфраструктурных проектов, без реализации кото- |
рых было бы невозможно осуществить задуманное. 1
Большое значение придавалось транспортной состав- О
ляющей, привлекшей к себе внимание буквально с са- ?
мого начала появления идеи о соединении в едином ?
хозяйственном комплексе уральских рудных запасов «
и кузнецких каменных углей. Проведение железных -|
дорог по территории Урала и строительство Трансси- ®
ба способствовали активизации обсуждения проблем Ц
транспортного обеспечения предполагаемого в зоне |
Урала и Кузбасса комплекса угледобывающих и кок- 1,
1 Новокузнецкий филиал Государственного архива Кемеров- 1 ской области (НФ ГАКО). Ф. 143. Оп. 1. Д. 41. Л. 236-239.
со ав
сохимических производств, строительства металлургических заводов.
Первые предприятия в рамках реализации Урало-Кузнецкого проекта начали строиться еще в конце 1920-х гг. Согласно плану возводились не только промышленные предприятия, но и индустриальные ! поселения, которые несколько позже стали довольно : крупными городами. Они возникали вокруг шахт и I других строящихся предприятий и были органиче-; ски связаны с производством и развивались вместе с ! ним. Города и рабочие поселения создавались по двум основаниям. Одни из них начинались в буквальном > смысле на пустом месте и росли вместе с новостройками, другие образовывались рядом со старыми населенными пунктами и впитывали в себя уже устоявшиеся социально-демографические и культурные тради-^ ции. Эти два фактора в значительной степени опре-$> деляли первичный облик новых индустриальных по-§ селений, формировали основные характеристики их | населения, которое еще не ушло от прежней жизни, | но в тоже время оказалось во власти другой ситуации. £ В целом же и те и другие городские поселения росли 1 и развивались в зависимости сначала от потребностей X промышленного и транспортного строительства, а за° тем и в процессе функционирования производства. Л В Кузбассе очень интенсивно развивался процесс
£ урбанизации. В 1920-е гг., предшествовавшие началу 3 индустриального строительства на территории Куз-| нецкого угольного бассейна, процент городского населения был невысоким: чуть более десяти процентов. § За 1926-1939 гг. население Кузбасса выросло в четыре I с лишним раза, в том числе городов и рабочих посел--ч ков — в 13,6 раза. Удельный вес горожан за этот пе-о риод поднялся до 55 %, что было гораздо выше, чем в Л других областях и краях Западной Сибири [5, с. 23-25]. | Урбанизация в Кузбассе в 1930-е гг. являлась важ-
ным направлением социально-демографических пре-
образований, которые значительно активизировались 22!
в процессе реализации Урало-Кузнецкой программы. р!
В результате строительства шахт, транспортных ком- 88 < муникаций, а также возведения различного профиля : индустриальных предприятий быстро росли населен- | ные пункты. В итоге люди при жизни одного поколения приобретали статус городских жителей. Форми- | рование их социального облика было связано, прежде всего, с объективными обстоятельствами индустриа- | лизации в регионе. Вместе с тем, мощное воздействие ! оказывало государственное управление данными процессами, которое определяло как темпы городского строительства, так и принципы формирования населения в соответствии с поставленными задачами.
Период 1926-1939 гг. нами определяется в качестве первого этапа в становлении в Урало-Сибирском | регионе индустриально-урбанистического общества. | Причем необходимо отметить, что навыки и тради- | ции индустриального города не передавались по на- ^ следству, а приобретались в процессе проживания ?! людей в определенной социальной и культурной | реальности. В этот период социальные проблемы | решались очень ограниченно, в первую очередь те, о которые были непосредственно связаны с производ- « ством. Элементарные жизненные потребности людей | на индустриальных новостройках удовлетворялись ? по остаточному принципу с соблюдением жесточай- О шей экономии. Городское строительство в 1930-е гг. ? было отражением данной реальности. В это время Л промышленное развитие на Урале и в Сибири отли- « чалось форсированными темпами производственно- -| го строительства и пренебрежением к социальным ® проблемам, которые решались в результате только Ц острой необходимости и в тех случаях, когда могли | пострадать интересы производства2. Л
-I
2 НФ ГАКО. Ф. 152. Оп. 1. Д. 310. Л. 48-51.
В 1930 г. на стройплощадке Кузнецкого металлургического комбината (КМК) в землянках проживало более 15 тыс. чел. Затем положение стало медленно улучшаться. Во второй пятилетке начали расти капитальные вложения в жилищное строительство, а также в социальную и культурно-бытовую инфраструктуру. » В 1930-е гг. в так называемом «Соцгороде» было постро-= ено более 32 многоквартирных домов. К 1936 г. жилой Ё фонд комбината уже состоял из 86 каменных домов, » более 100 деревянных домов и примерно 800 бараков. ^ В 1936 г. на одного проживающего в домах приходи-Е лось в среднем около 4 м2. К началу 1941 г. на одно» го жителя в заводских домах приходилось в среднем 5,5 м2. Жилой площадью в благоустроенных домах с водяным отоплением, канализацией, а также ваннами было обеспечено примерно 40 % работников, среди "§ которых были либо работники управления комбинатом или лица, являющиеся передовиками производ-§ ства [6, с. 44-46].
Л В процессе реализации Урало-Кузнецкого проекта
в связи со строительством Кузнецкого металлургиче-■8 ского комбината уже в конце 1920-х гг. начал строить? ся Новокузнецк (в 1932-1961 гг. — Сталинск), который £ вскоре стал вторым после Кемерово городом региона. ° Его рост и развитие непосредственно было связано с Л металлургическим комбинатом, который в 1930-е гг. | считался одним из самых мощных в стране среди металлургических предприятий. Город был заложен | напротив старинного сибирского города Кузнецка, V вошедшего затем составной частью в новый быстро
растущий индустриальный центр. о Строительству поселения при КМК придавалось
^ большое значение, так как оно не без основания считалось символом социалистической индустриализации Л Сибирского региона. В нем предполагалось создать | не только высокопроизводительные промышленные предприятия, но и выстроить новые для социальной
практики производственные и межличностные отно- р; шения. Новокузнецк изначально рассматривался не -! только как город мощного индустриального произ- 88' водства, но и комфортного проживания в нем населения, а также высокой профессиональной и прочей культуры. Для достижения этой цели планировалось мобилизовать значительные финансовые, материально-технические и социальные ресурсы советского общества. На всех уровнях строительству города ока- | зывалось большое внимание. В целях развития города ! принимались десятки решений и постановлений, как в центральной государственной власти, так и в региональных учреждениях3.
Уже в 1931 г. возле построенного здания заводоуправления обозначился городской центр, который назывался площадью Побед, где проходили все самые | значимые городские мероприятия. Однако до пуска | первой очереди завода строительство города не по- | лучало достаточного финансирования. В нем много- ^ го не хватало для полноценной жизни населения, а Л именно жилья, магазинов, столовых, школ, больниц. | На стройплощадке была всего одна баня с пропуск- || ной способностью около 70 чел. в час. Ее внеочередное О посещение предусматривалось в качестве премии для «
4 Там же. Д.35. Л.65-70.
передовиков производства, так же как и получение та- |
лонов на приобретение продуктов или промышлен- ?
а а
ных товаров в магазинах города4. о
Более активное городское строительство и благо- ?
устройство начались в годы второй пятилетки. По-ви- Л
димому, в какой-то степени сыграл важную роль факт «
переименования города в Сталинск. В данных обстоя- |
тельствах уже недостаточно было только декларатив- ®
но заявлять, что новые градообразующие предприя- Ц
тия должны формировать благоустроенные, красивые |
и самые современные города; необходимо было уже Л
3 НФ ГАКО. Ф.143. Оп.1. Д.41. Л.236-239. |
о
что-то делать в этом направлении. По инициативе региональных и городских властей стали изыскиваться возможности для активизации строительства и благоустройства города, названного именем вождя. В ноябре 1932 г. было принято специальное постановление Совета Труда и Обороны «О ходе жилищно-комму-I нального и социально-культурного строительства г. = Сталинска», которое было подкреплено значитель-= ным финансированием5.
| Отметим, что важным моментом в строительстве
Новокузнецка стало посещение города в 1933 г. нар-Е комом тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, » который обеспечил значительное увеличение капитальных вложений в городское строительство. После его посещения город начал очень быстро строиться и приобретать более городской вид, улучшилась ар-"§ хитектура городских зданий, строились квартиры с ^ более удобной планировкой. Население города постепенно из землянок переезжало в благоустроенные Л дома. В конце 1930-х гг. город Сталинск по праву считался одним из самых красивых и благоустроенных городов в Сибирском регионе. ? В 1930-е гг. также интенсивно развивался город
£ Кемерово. Индустриальное строительство в Кузбассе ° сосредотачивалось не только в этих двух городах. Оно Л охватывало весь регион Кузбасса, в котором в годы | первых пятилеток вступили в строй действующих более 40 угольных шахт со всем необходимым обустрой-= ством: транспортными и энергетическими объектами, ^ предприятиями угольной разведки и т.д. В связи с эти-5 ми событиями шахтерские поселения быстро росли и •Ц получали городской статус. В 1931 г. стали городами ^ Анжеро-Судженск и Прокопьевск, где было открыто о сразу несколько крупных угледобывающих предпри-§ ятий. В 1936 г стал городом Киселевск, в 1938 г. — Гу-
5 НФ ГАКО. Ф. 143. Оп.1. Д. 35. Л. 65-90.
рьевск, Осинники, Белово. В Белово кроме шахт был р ; построен цинковый завод, что также в значительной -! степени активизировало городское строительство. 88' Всего в 1930-е гг. в Кузбассе появилось 11 новых индустриальных городов. В Кемеровской области на момент ее образования (1 января 1943 г.) городское насе- I ление составляло более 60 % [2, с. 153-154]. |
В результате наличия индустриальной базы, созданной в годы довоенных пятилеток, удалось в 1941 г. в кратчайшие сроки организовать на Урале и в Сибири масштабный оборонно-промышленный комплекс. На базе уральских и сибирских предприятий разместились сотни эвакуированных производств из оккупированных врагом регионов страны и на этой общей основе были созданы практически заново предприятия, нацеленные на производство продукции для | фронта. В итоге наличие индустриального комплекса, | созданного по программе Урало-Кузнецкого комби- | ната в Урало-Сибирском регионе, во многом обеспе- ^ чило победу в Великой Отечественной войне. Л
Военные годы являлись особым периодом в разви- | тии социального строительства в сибирских городах. | В это время индустриальные поселения Сибири прак- О тически не получали финансирования для решения « своих социальных проблем. Все материальные ресур- | сы концентрировались вокруг военного производ- Л ства, которое должно было обеспечивать победу над О врагом. Поэтому применительно к военному периоду ? очень сложно говорить о каком-то социальном про- Л грессе в сибирских городах. «
К социальному строительству индустриальных | городов советское правительство вернулось только в ® 1950-е гг. В этот период в Сибири началась активная Ц реализация проектов, которые предлагались еще в до- | военные годы. Они были связаны с индустриальным Л освоением новых территорий, богатых природными | ресурсами, а особенно богатых минерально-сырьевы-
со ав
ми месторождениями, которые требовали своего обустройства и последующей разработки.
В послевоенные годы рацион трудящихся включал довольно ограниченное число продуктов, в котором преобладали главным образом картофель, хлеб, капуста, а также различные крупы. Лишь в 1960-е гг. в городах Сибири заметно улучшилось питание населения, когда практически каждая рабочая семья, а также семьи инженерно-технических работников и служащих могли позволить себе качественно иной, более высокий и разнообразный рацион. Например, за это десятилетие в семьях промышленных рабочих в расчете на одного человека покупка мяса, мясных продуктов, сала увеличилась в 4,6 раза; рыбы и рыбопродуктов — в 2,1 раза; молока и молочных продуктов соответственно — в 3 и 6,6 раза; сливочного масла — в 3,4 раза; яиц и сахара соответственно — 23 и 8,5 раза; кондитерских изделий — в 4,5 раза; овощей и бахчевых — в 1,7 раза; фруктов и ягод — в 8,2 раза. Вместе | с тем резко уменьшилось потребление картофеля и хлеба [7, с. 180-181].
Большую роль в организации массовых потоков ¡5 молодежи комсомольского возраста на новостройки Сибири играли средства массовой информации, ко° торые создавали героические образы геологов, стро-I ителей, нефтяников, людей других профессий, ко-£ торые преодолевают все мыслимые и немыслимые 3 трудности, а также приносят большую пользу стране. | В центральной прессе (газеты «Правда», «Труд», «Известия», «Комсомольская правда» и др.) тематика си-§ бирских новостроек занимала ведущие места. Особой I популярностью среди советских читателей пользова--5 лись не столько передовицы об общих производствен-о ных достижениях, сколько заметки о конкретных лю-| дях, работающих в Сибири, их судьбах. Журналисты | создавали вокруг таких людей романтический ореол, подчеркивали их склонность к самопожертвованию в
общественных интересах. И это играло большую роль 22!
в решении советских молодых людей поехать на ново- -!
стройки Сибири. 88'
В 1950-1970-е гг. в Сибирском регионе началась ! реализация Ангаро-Енисейской энергетической программы. Ее осуществление рассматривалось государством в качестве следующего после Урало-Кузнецкого проекта и оценивалось в качестве нового этапа движения производительных сил СССР в восточную сторону. В рамках решения Ангаро-Енисейской программы вначале была построена Иркутская, затем Братская, Красноярская, Усть-Илимская и Саяно-Шушенская гидроэлектростанции. Все эти новостройки объявлялись комсомольскими ударными. Одним из первых городов в рамках реализации данной программы стал
город Ангарск. Вначале там предполагалось постро- |
ить только одно предприятие и рабочий поселок при |
нем, который был рассчитан примерно на 30 тыс. на- |
селения. Затем эти планы резко изменились в связи со ^
строительством Иркутской ГЭС и решением сооруже- ?
ния в городе сразу нескольких индустриальных пред- |
приятий, связанных с государственной обороной. В |
результате было принято решение строить город в О
качестве крупного промышленного центра с населе- «
нием более 200 тыс. жителей [8, с. 140-142]. |
В начале 1950-х гг. активное строительство развер- 1
нулось в Братске. Этому факту способствовало стро- О
ительство и ввод в эксплуатацию в конце 1940-х гг. ?
железнодорожной магистрали Тайшет-Братск. Соору- ?
жение Братской ГЭС началось в 1954 г., в 1959 г. было «
осуществлено перекрытие русла реки Ангары, а в |
1966 г. был введен в эксплуатацию последний агрегат ®
гидроэлектростанции. Ц
Одновременно с сооружением гидроузла начал |
строиться новый город. По мере возникновения новых 1 ,
промышленных предприятий строились жилые квар- -§ талы, которые, как правило, располагались недалеко
от предприятий. В декабре 1955 г. Братск получил статус города областного подчинения. В 1950-1960-е гг. в Среднем Приангарье зимы были достаточно суровыми, температура воздуха опускалась до минус 45-50 °С. Поэтому такие жесткие природно-климатические условия региона должны были преодолеваться не только I за счет выделения достаточно крупных капитальных = вложений, но и требовалась разработка особой градо-= строительной политики, которая могла бы обеспечить | благоприятные условия для трудовой деятельности,
быта и отдыха населения города. ; Формирование городской инфраструктуры обу-
» славливалось целым рядом факторов, среди которых были экономические и социально-демографические обстоятельства. Население Братска в этот период было в значительной степени молодым, а поэтому его "§ возрастная структура требовала достаточного уровня ^ обеспечения, местами в родильных домах, в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных
К> г-1-1
= школах. Тем не менее, на протяжении практически всей истории города самой острой являлась обеспеченность населения жилой площадью. Так, в 1980 г. 1 средняя обеспеченность жилой площадью в городе £ составляла 87 % от установленной социальной нор° мы. Этот факт вынуждал жителей города переезжать Л в более благоприятные в этом отношении населенные | пункты. В результате трудовые коллективы индустриальных предприятий теряли опытных работников. | Одной из главных причин отъезда жителей Брат-
V ска являлось недостаточная обеспеченность жильем, которая на предприятиях города была разной, но вез-о де она была практически недостаточной. При возве-н дении Братского алюминиевого завода в самом начале о его строительства на предприятии вообще не было Л никакого жилья, но затем ситуация стала медленно | улучшаться. В 1964-1965 гг. на заводе уже имелось 5 595 м2 жилой площади, на которой проживало более
900 чел. Тем не менее, дефицит жилой площади, как 22!
считала дирекция завода, определялся в общей массе 22;
своей в более чем 28 тыс. м2 жилья. 88'
В середине 1960-х гг. планировалось возведе- : ние в Братске жилых домов общей площадью более 10 тыс. м2, а также обозначались планы строительства в городе разных объектов социальной инфраструктуры, среди которых были Дома культуры, кинотеатры,
магазины, Дома быта и другие нужные населению | объекты. На эти цели было отпущено около 2 млн р. Однако из всей этой суммы было освоено только лишь 200 тыс. р. Кроме того ни один объект так и не был сдан в эксплуатацию6.
На промышленные новостройки, находящиеся в Сибирском регионе, прибывали многие люди не только из сибирских населенных пунктов, но и из других | краев и областей Советского государства. Сначала | практически все районы нового промышленного ос- | воения Сибири в первый период своего развития от- ^ личались значительным приростом населения. Так, ? например, население района формирования Брат- | ско-Усть-Илимского территориально-производствен- | ного комплекса (ТПК) в течение первого десятилетия О (1955-1966 гг.) увеличилось с 75,8 тыс. чел. до 258,5. Бы- | стрее всего росло число жителей городов и рабочих по- | селков, где сосредотачивалось строительство основных 1 промышленных или энергетических объектов. Внача- О ле строители давали главный прирост населения, но ? затем с пуском в эксплуатацию основных градообра- ? зующих предприятий сюда приезжали представители « других профессий и специальностей. В начале первого | периода в рождении новых городов наблюдались са- ® мые высокие темпы прироста населения. Только за де- Ц сятилетие (1955-1965 гг.) численность населения Брат- | ска возросла более чем в 12 раз, Железногорска-Илим- 1,
-I
6 НФ ГАКО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 42. Л. 236-245.
со ав
ского с 1959 по 1965 г. — в 7 раз, а Усть-Илимска с 1967 по 1977 г. — в 14 раз. В результате урбанистических процессов население на территории формирования Братско-Усть-Илимского ТПК с 1955 по 1981 г. увеличилось от 75,8 тыс. до 504 тыс. чел. [3, с. 129-130].
В 1960-1970-е гг. значимым событием в индустриальном и социальном развитии Сибирского региона стало формирование, а затем и ввод в эксплуатацию крупнейших в мировой экономике месторождений нефти и газа — Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Этот важный факт для страны и для региона определялся целым рядом правительственных решений, обосновывался разработкой и реализацией масштабных межотраслевых территориально-производственных программ, направленных не только на возведение промышленных предприятий, но и на строительство городов и рабочих поселков. Это важное событие внесло существенные изменения в значимость Сибири в экономическом потенциале СССР. | В 1960-1980-е гг. в арктической зоне и на севере
Западной Сибири очень активно строились города и рабочие поселения, которые со временем преобра-§ зовывались в довольно крупные поселения, а неко-X торые из них становились городами. В 1971-1975 гг. ° непрерывно увеличивались капитальные вложения в Л жилищное строительство и благоустройство жилищ-| ного фонда. Это можно проследить на примере горо-3 да Надыма, в котором объем капитальных вложений | в 1971 г. составил сумму более 5 млн р., в 1974 г. они составили уже более 20 млн р., а в 1975 г. — 19,4 млн § рублей. Особенно активно процессы городского стро-I ительства развивались в 1980-е гг. Это происходило -ч благодаря привлечению строительных подразделе-о ний из других краев и областей Советского Союза, что Л позволяло значительно увеличить темпы и объемы | жилищного и другого социального и культурно-бытового строительства [4, с. 189].
Все это создавалось благодаря индустриально- р ; му характеру жилищного строительства и неуклон- -! ному приросту капитальных вложений в городах 88' Приполярной зоны. В итоге был создан значительный жилищный фонд, рассчитанный на расселение в нем нескольких десятков тысяч человек. Средняя обеспеченность общей жилой площадью увеличилась с 1970 г. по 1985 г. с 7,3 м2 на одного человека : до 9,2 м2. Например, в годы одиннадцатой пятилетки | в Надыме средняя обеспеченность возросла от 10 м2 < до 10,9; в Лабытнанге — от 8,7 до 10,7; в Новом Урен- ] гое — от 5 до 8,9; в Ноябрьске — от 2 до 8,6 м2 на одно- ! го человека [4, с. 191-192].
В начальный период формирования ЗСНГК в социально-экономическом отношении был развит
только юг Тюменской области, в котором в середине | 1960-х гг. проживало приблизительно 80 % населения |
области. В то же самое время заселенность и плотность |
населения в самых северных районах была в 5,5 раза ^
ниже по сравнению со всей Западной Сибирью и в Л
8,3 ниже, чем в среднем по РСФСР. Поэтому с самого |
начала освоения нефтяных и газовых месторождений ||
строились грандиозные планы индустриального и О
социально-экономического развития территории за- «
падносибирского севера, а также создания благопри- |
ятных условий, способствующих привлечению в ре- Л
гион трудоспособного населения. Социальные и эко- О
номические программы должны были обеспечить не ?
только комплексное развитие новых территорий, но Л
и учесть особенности специфических социально-де- «
мографических и природно-климатических условий |
региона, который в основном заселялся молодыми ®
людьми, приезжавшими на новостройки из разных Ц
регионов СССР [1, с. 220-221]. |
Возведение городов являлось наиболее важной Л
частью экономической и социальной программы, | реализуемой на севере Западной Сибири. Чрезвы-
чайно интенсивно увеличивалось население городов и рабочих поселков, в которых велась разработка месторождений нефти и газа. Только за семь лет (1982-1989 гг.) население Нового Уренгоя и Но-ябрьска увеличилось более чем в три раза, а Надыма удвоилось. Таких высоких темпов прироста населения не испытывал ни один из регионов Советского государства. В итоге в 1986-1987 гг. только за счет северных районов Тюменская область получила самый высокий за всю историю прирост народонаселения, который составил более 400 тыс. чел. Среднегодовые темпы прироста населения Тюменской области в 1981-1990-х гг. были самыми высокими в Сибирском регионе [9, с. 221-222].
Первыми городами на территориях, связанных с месторождениями нефти и газа в Западной Сибири стали Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск. Если к началу 1960-х гг. на севере Тюменской области было только два города (Ханты-Мансийск и Салехард), то | к середине 1980-х гг. их стало уже 15. Десять из них располагались в Ханты-Мансийском, а пять из них — в Ямало-Ненецком автономных округах. За двадцать лет освоения северных районов Западной Сибири X было построено более 30 поселков городского типа. ° В результате значительно выросло городское населе-I ние Тюменской области. С 1961 по 1989 г. удельный £ вес городского населения увеличился от 35 до 78 %. 3 Особенно сильно процент городского населения вы-| рос в самых северных районах Тюменской области.
Например, в Ханты-Мансийском автономном округе § с 1961 по 1989 г. процент городского населения уве-I личился от 27 до 90 %, в Ямало-Ненецком за этот же
л
-ч период процент городского населения увеличился от о 35 до 78 %. Если в начале 1960-х гг. Тюменская область Л по степени урбанизации занимала одно из последних | мест в Сибирском регионе, то к началу 1990-х она оказалась на первом месте [1, с. 231].
1 . (Л (
Более активно в северных городах строились жи- р;
лые кварталы, которые получали хорошее материаль- -!
но-финансовое обеспечение. Учреждения же связанные 88' с культурой, спортом, проведением досуга сооружались | не столь активно и повсеместно превращались в «долгострой». Планы строительства зданий под выше названные учреждения хронически не выполнялись. Они реализовывались крайне медленно, а иногда вообще исключались из строительных планов. Так произошло, например, со строительством в 1984 г. Дворца культуры в Надыме, в Новом Уренгое было сорвано введение в строй действующего кинотеатра на 800 мест, клуба со спортивным залом. Можно привести и другие примеры. В первом квартале 1985 г. строители на объектах, связанных с культурой, в приполярных городах освоили менее 1 %
годового объема капитальных вложений [10, с. 178-180]. |
Социальные проблемы в недостаточной степени |
решались и в других регионах Сибири. Например, в |
Восточной Сибири в городах крайне не хватало жилых ^
помещений, объектов культуры и социально-бытовой Л
инфраструктуры. В наиболее выгодном отношении |
находился город Ангарск, где одновременно со строи- |
тельством промышленных предприятий возводились О
жилые кварталы со всей необходимой для жизни на- «
селения социальной инфраструктурой. |
В Красноярском крае с использованием энергети- Л
ческих и минерально-сырьевых ресурсов планирова- О
лось форсированное создание сразу нескольких ТПК ?
и крупных промышленных узлов, в том числе Цен- Л
трально-Красноярского, Норильского, Назаровского, «
Минусинского, Енисейского, Абаканского. |
По данным Всесоюзной переписи населения ®
1979 г., в Сибирском регионе каждый пятый житель Ц
города проживал, как правило, в недавно образован- |
ных городах. Больше всего в 1979 г. городских жителей Л
было в Кемеровской области, почти 90 %. Значитель- |
ный процент городских жителей имелся в Ханты-Ман- =
со ав
сийском и Ямало-Ненецком автономных округах, соответственно — 78 % и 62 %7.
Таким образом, на основе нашего исследования мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, решение социальных проблем для районов нового индустриального развития Сибири было крайне важным, так как в результате создавались стабильные тру: довые коллективы и постоянное население в городах I и рабочих поселках Сибирского региона. Во-вторых,
> в начальные годы освоения новых территорий в пер! вую очередь строились различные индустриальные
объекты, а решению социальных проблем уделялось
> меньше внимания. Однако постепенно создавалась социальная инфраструктура, расширялось жилищное строительство. В новые промышленные районы Сибири прибывало население, подавляющую долю в нем составляли молодые люди, которые работали, как
$> правило, на промышленных, транспортных и энер-§ гетических предприятиях, а также на предприятиях,
| связанных с добычей минерально-сырьевых ресурсов.
-
^ 7 Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года : [в 10 т.] /
~ ЦСУ СССР. М., 1980. Т. 1 : Численность населения СССР, союзных Ц и автономных республик, краев и областей. С. 32-33.
^ Список использованной литературы
<Л
§ 1. Карпов В.П. История создания и развития Западно-Си-
S бирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.) / В.П. Кар-
£ пов. — Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. нефтегазового ун-та,
1 2005. — 316 с.
U
£ 2. Кузнецова Л.Ф. Развитие промышленности как основ-V ной фактор формирования городов Кузбасса в первой поло-1 вине ХХ века / Л.Ф. Кузнецова // Интеллектуальный и индуса стриальный потенциал регионов России : материалы III Все-<л рос. науч. чтений, Кемерово, 17-18 дек. 2003 г. — Кемерово : ^ Кузбассвузиздат, 2003. — С. 148-154.
3. Долголюк А.А. Рост городского населения Среднего
Л Приангарья (1955-1980-е гг.) / А.А. Долголюк // Урбаниза-
g ция советской Сибири : сб. науч. тр. — Новосибирск : Наука,
I 1987. — С. 128-147.
4. Логунов Е.В. Развитие социальной инфраструктуры горо- 2 дов северных районов Западно-Сибирского нефтегазового ком- -плекса (1975-1985 гг.) / Е.В. Логунов // Урбанизация советской 88 Сибири : сб. науч. тр. — Новосибирск : Наука, 1987. — С. 184-210. °°
5. Население Западной Сибири в ХХ веке / отв. ред. Н.Я. Гущин, В.А. Исупов. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1997. — 170 с.
6. Превращение Кузбасса в индустриальный регион (1927-1937 гг.) : учеб. пособие / под ред. Г.Г. Халиулина. — Кемерово : Изд-во КемГу, 1995. — 118 с.
7. Разработка и реализация проектов экономической и социальной модернизации Сибири в XX веке / А. А. Долголюк, В.И. Исаев, Н.А. Куперштох [и др.] ; отв. ред. В.А. Ламин. — ! Новосибирск : Автограф, 2015. — 237 с.
8. Тимошенко А.И. Социальные аспекты разработки и реализации комплексных региональных программ для районов нового промышленного освоения Сибири в 1950-1980-е гг. / А.И. Тимошенко // Модернизация Сибири в человеческом измерении: опыт XX столетия : сб. науч. трудов / ред. В.А. Ла- | мин. — Новосибирск : Манускрипт, 2014. — С. 137-156. |
9. Формирование индустриально-урбанистического об- s щества в Урало-Сибирском регионе / С.С. Букин, А.А. Долго- ° люк, В.И. Исаев, А.И. Тимошенко. — Новосибирск : Сиб. науч. ^ изд-во, 2011. — 335 с. ^
10. Тимошенко А.И. Стратегии социокультурного разви- |
тия новых индустриальных городов Сибири в советский пе- §
риод / А.И. Тимошенко // Социально-экономическое и со- о
циокультурное развитие Сибири в XX-XXI веках: традиции и §
новации : сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Ламин. — Новосибирск : |
Параллель, 2017. — С. 167-182. §
й
References I
1. Karpov V.P. History of West Siberian Oil and Gas Complex, | its Formation and Development (1948-1990). Tyumen State Oil o and Gas University Publ., 2005. 316 p.
2. Kuznetsova L.F. Industrial Development as the Main Factor
for Establishing Kuzbass Cities in the First Half of the 20th Centu- ®
ry. Intellectual and industrial potential of Russia's regions. Materials of §
II All-Russian Scientific Readings, Kemerovo, December, 17-18, 2001. | Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2002, pp. 148-154. (In Russian).
r>
г
3. Dolgolyuk A.A. Urban Population Growth in the Middle Angara Area (1955-1980). Urbanization of the Soviet Siberia. Novosibirsk, Nauka Publ., 1987, pp. 128-147. (In Russian). |
4. Logunov E.V. Development of Social Infrastructure in the Cities of Northern Territories of West Siberia Oil and Gas Complex (1975-1985). Urbanization of the Soviet Siberia. Novosibirsk, Nau-ka Publ., 1987, pp. 184-210. (In Russian).
5. Gushchin N.Ya., Isupov V.A. (eds). The Population of West Siberia in the 20th Century. Novosibirsk, Publishing House of Siberian Publ., 1997. 170 p.
> 6. Khaliulin G.G. (ed.). Turing Kuzbass into Industrial Region
I (1927-1937). Kemerovo State University Publ., 1995.118 p. ! 7. Dolgolyuk A.A., Isaev V.I., Kupershtokh N.A., Malov
V.Yu., Romanov R.E., Tarasova O.V., Timoshenko A.; Lamin V.A. I (ed.). The Development and Implementation of the Projects of Economic ; and Social Modernisation of Siberian in the XX Century. Novosibirsk, I Avtograf Publ., 2015. 237 p.
i 8. Timoshenko A.I. Social Aspects of Development and Im-
plementation of Regional Comprehensive Programs for New Industrial Development of Siberia in 1950-1980. In Lamin V.A. (ed.). Modernization of Siberia in Human Demension: the 20th century experience. Novosibirsk, Manuskript Publ., 2014, pp. 137-156. (In Ц Russian).
jS 9. Bukin S.S., Dolgolyuk A.A., Isaev V.I., Timoshenko A.I. De-
tj velopment of Industrial and Urban Society in the Ural-Siberia region. g Novosibirsk, Sibirskoe nauchnoe izdatel'stvo Publ., 2011. 335 p. ^ 10. Timoshenko A.I. Strategies for Social and Cultural Devel-
^ opment of New Industrial Siberian Cities in the Soviet Period. In ~ Lamin V.A. (ed.). Social and economic Development of Siberia in is the 20th and the 21st centuries: tradition and novation. Novosibirsk, t Parallel' Publ., 2017, pp. 167-182. (In Russian).
I Информация об авторе
g Тимошенко Альбина Ивановна — кандидат исторических
i наук, старший научный сотрудник, Институт истории Си-
S бирского отделения РАН, г. Новосибирск, Российская Фе-
^ дерация; е-mail: [email protected]. SPIN-код: 3528-3339;
a AuthorID: 75249.
| Author
^ Albina I. Timoshenko — Ph.D. in History, Senior Research-
5 er, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian
Л Academy of Sciences, Novosibirsk, the Russian Federation;
| е-mail: [email protected]. SPIN-Code: 3528-3339; Author-
£ ID: 75249.
Для цитирования
Тимошенко А.И. Решение социальных проблем в районах нового промышленного освоения Сибири в советский период / А.И. Тимошенко. - DOI: 10.17150/2308-2488.2021.22(4).596-617 // Историко-экономические исследования. - 2021. - Т. 22, № 4. - С. 596-617.
For Citation
Timoshenko A.I. Solution of Social Problems in the Areas of New Industrial Development of Siberia in the Soviet Period. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2021, vol. 22, no. 4, pp. 596-617. DOI: 10.17150/2308-2488.2021.22(4).596-617. (In Russian).