Научная статья на тему 'Факторы модернизации экономики Сибири в ХХ столетии'

Факторы модернизации экономики Сибири в ХХ столетии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / SIBERIA / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / FACTORS / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимошенко Альбина Ивановна

В статье рассматриваются особенности модернизации экономики Сибири в ХХ в. Упор делается на советский период, решения, связанные с мобилизацией промышленного строительства в регионе. Основными факторами модернизационных преобразований в социально-экономическом развитии Сибири обозначены целенаправленная государственная политика и цели национальной обороны. Проанализировано, что в годы первых советских пятилеток большое влияние на изменение хозяйственного уклада Азиатской части страны оказала реализация Урало-Кузнецкого проекта, в военные годы эвакуация и восстановление сотен промышленных предприятий различной отраслевой принадлежности. В послевоенные десятилетия модернизационные изменения в экономике Сибири связаны с реализацией Ангаро-Енисейского энергетического проекта, формированием в 1960-1970-е гг. Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, строительством Байкало-Амурской магистрали и т. д. Сделаны выводы, что модернизационные процессы в той или иной степени вносили свой вклад в экономическое развитие не только региона, но и всего народнохозяйственного комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF MODERNIZATION OF THE SIBERIAN ECONOMY IN THE 20TH CENTURY

The article reviews features of the Siberian economy modernization in the twentieth century. The author puts an emphasis on the Soviet period, namely, to the decisions related to mobilization in the region. It is stated that focused state policy and clearly defined objectives of national defense were considered as the main factors that ensured modernization transformations in socio-economic development of Siberia. It is revealed that implementation of the Ural-Kuznetsk project during the first Soviet five-year plans had a great impact on structural changes in the economy of the Asian part of the country, while modernization of the region during the period of World War II was connected with evacuation and restoration of hundreds of different industrial plants and manufacturers. In the postwar decades the modernization changes in the economy of Siberia were associated with implementation of the Angara-Yenisey project, formation of the West-Siberian oil and gas complex in the 1960-1970s, construction of the Baikal-Amur Mainline, etc. It is concluded that the modernization processes contributed not only to the economic development of the region, but also to the entire national economy development.

Текст научной работы на тему «Факторы модернизации экономики Сибири в ХХ столетии»

ББК 65.03(253)6 кандидат исторических наук,

Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук

ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СИБИРИ В XX СТОЛЕТИИ

В статье рассматриваются особенности модернизации экономики Сибири в XX в. Упор делается на советский период, решения, связанные с мобилизацией промышленного строительства в регионе. Основными факторами модернизационных преобразований в социальноэкономическом развитии Сибири обозначены целенаправленная государственная политика и цели национальной обороны. Проанализировано, что в годы первых советских пятилеток большое влияние на изменение хозяйственного уклада Азиатской части страны оказала реализация Урало-Кузнецкого проекта, в военные годы — эвакуация и восстановление сотен промышленных предприятий различной отраслевой принадлежности. В послевоенные десятилетия модернизационные изменения в экономике Сибири связаны с реализацией Ангаро-Енисейского энергетического проекта, формированием в 1960—1970-е гг. Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, строительством Байкало-Амурской магистрали и т. д. Сделаны выводы, что модернизационные процессы в той или иной степени вносили свой вклад в экономическое развитие не только региона, но и всего народнохозяйственного комплекса страны.

Ключевые слова: Сибирь; социально-экономическое развитие; факторы; модернизация; военно-промышленный комплекс.

A. I. TIMOSHENKO

PhD in History, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

FACTORS OF MODERNIZATION OF THE SIBERIAN ECONOMY IN THE 20th CENTURY

The article reviews features of the Siberian economy modernization in the twentieth century. The author puts an emphasis on the Soviet period, namely, to the decisions related to mobilization in the region. It is stated that focused state policy and clearly defined objectives of national defense were considered as the main factors that ensured modernization transformations in socioeconomic development of Siberia. It is revealed that implementation of the Ural-Kuznetsk project during the first Soviet five-year plans had a great impact on structural changes in the economy of the Asian part of the country, while modernization of the region during the period of World War II was connected with evacuation and restoration of hundreds of different industrial plants and manufacturers. In the postwar decades the modernization changes in the economy of Siberia were associated with implementation of the Angara-Yenisey project, formation of the West-Siberian oil and gas complex in the 1960—1970s, construction of the Baikal-Amur Mainline, etc. It is concluded that the modernization processes contributed not only to the economic development of the region, but also to the entire national economy development.

Keywords: Siberia; socio-economic development; factors, modernization; military-industrial complex.

Первый этап модернизации экономики Сибири в XX столетии, безусловно, связан со строительством Транссиба, который стал важнейшим условием заселения огромного края, стимулировал ускорение его экономического развития. Железнодорожное строительство в восточных районах России вообще можно рассматривать как глобальный модернизационный проект, решающий

пионерным путем не только экономические проблемы, но и социально-демографические, и геополитические. Железные дороги скрепляли обширное и разнородное с точки зрения регионального развития государство в единое социальное и экономическое пространство. Проходя по слабозаселенным и малоосвоенным в хозяйственном отношении территориям, транспортные магистрали не

© А И. Тимошенко, 2013

только соединяли их с центром, но и развивали там социальную и экономическую жизнь. Там, где проходил Великий Сибирский железнодорожный путь, вскоре появлялись новые и оживали старые поселения, заселялись и распахивались плодородные целинные земли, строились линии связи, открывались метеорологические станции, разрабатывались месторождения полезных ископаемых. В преимущественно аграрно-промысловом Сибирском регионе появлялись первые индустриальные предприятия, создавались производства, необходимые для функционирования железной дороги (мастерские, депо). С появлением устойчивого спроса на каменный уголь в районах, непосредственно примыкающих к железной дороге, открылись угольные копи: Анжерские и Суджен-ские в Западной Сибири, Черемховские в Восточной Сибири.

Наиболее активно развивались отрасли обрабатывающей промышленности, дающие быструю экономическую отдачу. Так, высокие темпы роста наблюдались в мукомольной и спиртоводочной отраслях, маслодельном производстве. Начались промышленные лесозаготовки и лесопиление. Однако в целом Сибирь в первые два десятилетия XX в. по-прежнему оставалась аграрным краем, где около 90 % населения проживало в сельской местности и занималось сельским хозяйством. К началу Первой мировой войны доля промышленной продукции в общей стоимости сибирского валового продукта составляла лишь 22 %. Такое отставание было вызвано, во-первых, низкой плотностью населения; во-вторых, общероссийской экономической политикой, рассматривающей Сибирь в качестве сырьевой базы для центральных российских губерний. Оказывали влияние также недостаток путей сообщения в регионе, нехватка капиталов и квалифицированных специалистов промышленного производства [1, с. 152].

В советское время начался новый этап модернизации экономики Сибири на базе индустриализации. Первым модернизационным проектом в регионе стало создание УралоКузбасского комбината, которое позволило не только включить в народнохозяйственный оборот богатые природные ресурсы восточных районов СССР, но и создать базу тяжелой индустрии, необходимую для разворота

мощной военно-оборонной промышленности с привлечением передовых в мире научных и технологических приемов производства.

Выбранная советским правительством политическая стратегия в 1930-е гг. была жизненно необходимой для решения многих важных проблем, как внутренних, так и внешних. Экономика СССР в своей основе оставалась архаичной. Ведущие державы мира, несмотря на договоренности, наращивали темпы гонки вооружений и сохраняли противостояние в конкурентной борьбе. Объективно в таких условиях государственной необходимостью являлись индустриализация экономики и создание в стране мощной военно-оборонной промышленности. УралоКузбасский комбинат мог стать основой для создания крупного военно-промышленного производства, так как находился в глубоком тылу, в центре пространной территории СССР. Поэтому советское правительство после острых политических дискуссий сделало выбор в пользу строительства на Урале и в Кузбассе промышленных предприятий, транспортных и энергетических объектов, которые в целом и составили Урало-Кузнецкий индустриальный комплекс. В результате была создана специфическая модернизационная модель производственного развития, которая затем использовалась в той или иной степени на протяжении всего советского периода.

Главным механизмом действия модели стало централизованное государственное управление, основывающееся на всеобщем планировании и государственной собственности на средства и ресурсы производства. Менялись во времени только степень директивного администрирования, жесткость управленческих подходов, материально-техническое и научное обеспечение. Неизменной оставалась определяющая и мобилизующая роль государства, которая реализовывалась через всю систему политического и общественного управления. Сильная государственная власть в условиях существования в СССР единого народнохозяйственного комплекса являлась определяющим фактором модернизации экономики Сибири в XX столетии.

Активному воздействию данного фактора на экономические процессы способствовала исторически сложившаяся в России структура власти, имеющая авторитарный характер. В советский период вмешательство государс-

тва в экономику приобрело всеобъемлющий характер. Однако и в царское время широко применялся данный способ регулирования хозяйственных процессов. В конечном итоге это явление определяло главную особенность российской модернизации, которая практически всегда происходила по инициативе «сверху». Государственное управление продуцировало начальные импульсы модер-низационных решений, а затем проводило их в жизнь согласно своим потребностям и представлениям. В отличие от западноевропейской модернизации в российской, как правило, отсутствовали независимые социальные акторы-«действователи» модернизации в виде инициативных граждан, и государство было вынуждено компенсировать их отсутствие своей активной деятельностью на модернизационном поприще. Все участники модернизационных процессов в экономике России, так или иначе, служили государству и выполняли его политический заказ.

Эта закономерность проявлялась на всех этапах российского государственного развития: государство намечало стратегические направления модернизации, используя опыт других держав, а затем уже мобилизационными методами навязывало их своим гражданам. В принципе, авторитарность государственного управления в России, существовавшая на протяжении столетий, работала на пользу модернизации. Вместе с тем, она определяла и ее главную организационную особенность — субъективный характер проведения модернизационных мероприятий в экономике. Осознающие необходимость модернизации руководители государства, как правило, проводили ее согласно своим взглядам и представлениям. В результате объективные экономические процессы находились под значительным влиянием субъективного начала. Кроме того, в Сибири центральное управление, особенно в советский период, откровенно игнорировало региональные интересы и исторически сложившиеся тенденции ведения хозяйства. Развитие региона в значительной степени было подчинено планам реализации общегосударственных экономических доктрин.

Ориентиром российской модернизации был европейский социальный, технологический и культурный опыт. Мировая история свидетельствует, что многие государства,

вступая на путь модернизации, принимали теории и практики, родившиеся в других странах. Россия не только перенимала новшества в различных сферах экономики и культуры, но и адаптировала их и предлагала миру свои достижения, рожденные на национальной основе.

Двигателем модернизационных процессов становился не только технический и технологический обмен, но и кадровый. Однако в советский период он был крайне ограничен. Советское правительство по возможности стимулировало производство необходимой для индустриализации техники в стране, развернув масштабную деятельность по формированию в СССР значительного контингента индустриально ориентированного населения. Организацию всеобщего и профессионального образования, доступного всем слоям населения, напрямую связывали с достижением целей индустриализации в экономике и повседневной жизни. Автаркический путь развития страны несколько сдерживал внедрение нового технологического уклада в производстве, но вместе с тем он способствовал интенсивному приобщению народных масс к культурным ценностям мировой индустриальной цивилизации, что не только в целом повышало уровень образования и культуры населения СССР, но и обеспечивало формирование собственного кадрового потенциала для промышленных предприятий.

В Сибири модернизационные преобразования уже к концу 1930-х гг. кардинально изменили производственную структуру населения, особенно в промышленности и строительстве. В итоге возросло количество работников индустриального труда. За 1929-1936 гг. число рабочих и служащих в промышленности Сибири увеличилось с 115,3 до 526,3 тыс. чел. — темпы роста превышали общесоюзные. Благодаря их труду в регионе в годы довоенных пятилеток появились крупные промышленные предприятия, новые шахты и рудники, которые в целом определили создание здесь мощного военностратегического тыла государства, внесшего свой неоценимый вклад в победу советского народа во Второй мировой и Великой Отечественной войнах [3, с. 240-241].

Важным фактором модернизации экономики Сибири являлись потребности создания в регионе военно-стратегического и эконо-

мического тыла Российского государства. Данные идеи стали активно рассматриваться на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда началось в процессе железнодорожного строительства постепенное движение экономической и политической жизни страны в сторону восточных регионов. Сибирь представляла значительный интерес в силу своего геополитического положения. Здесь был обозначен географический центр России, равноудаленный как от западных, так и восточных ее рубежей. Кроме того, обилие природных богатств Сибирского края делало регион мощным экономическим резервом государства в случае международных конфликтов как на западе, так и на востоке.

В годы первых пятилеток в Сибири были заложены основы базовых индустриальных отраслей экономики, позволявших создание здесь предприятий военно-оборонной промышленности. В государственной политике СССР разрабатывалось специальное стратегическое направление, связанное со строительством в восточных районах предприятий-дублеров, которые могли в случае войны заменить располагавшиеся в основном в европейской части страны авиационные и танковые заводы, производства боеприпасов, артиллерийского оборудования и т. д.

События Великой Отечественной войны полностью подтвердили историческую оправданность данной стратегии. Сибирский индустриальный тыл, усиленный эвакуированными промышленными предприятиями, превратился в мощный арсенал Победы, который получил свое дальнейшее развитие в годы «холодной войны» и противостояния со странами НАТО, продолжающееся фактически до настоящего времени.

В советский период значимость сибирского тыла только возросла. Сибирь продолжала оставаться географическим центром страны относительно неуязвимым со всех границ государства, обладала значительной долей мировых запасов природных и минеральносырьевых ресурсов. В регионе поэтапно реализовывались масштабные экономические программы, главная цель которых так или иначе связывалась с усилением военнооборонной мощи страны. В 1950-1980-е гг. в Сибирском регионе активно создавались крупнейшие в мире научно-технические и производственные комплексы, в том чис-

ле принадлежащие атомной, электронной, ракетно-космической отраслям промышленности и вооружений, строились научные центры, реализовывались дорогостоящие проекты в энергетической, транспортной сфере, инфраструктурном строительстве. Все это в целом усиливало сибирский тыл, увеличивало его экономический потенциал и военно-оборонное и стратегическое предназначение.

Можно сказать со всей определенностью, что потребности войны и обороны в

XX в. стали одним из главных факторов модернизации экономики Сибири, значительно ускорившим ее развитие. Основные модернизационные преобразования были сосредоточены в военно-промышленном производстве. Да и все, казалось бы, сугубо гражданские отрасли в своей деятельности в конечном итоге способствовали укреплению обороны СССР.

Открытые в последние десятилетия советские архивы и хранящиеся там документы позволяют сделать выводы, что развернувшееся широким фронтом в послевоенные годы энергетическое строительство в Сибири главным образом преследовало цели обеспечения электроэнергией крупных военно-промышленных производств, которые в массе своей являлись чрезвычайно энергоемкими. В середине 1950-х гг. дала первый промышленный ток Иркутская гидроэлектростанция (ГЭС), в 1961 г. — Братская, в 1967 г. — Красноярская, затем построили Усть-Илимскую и Саяно-Шушенскую. Все они производили большое количество дешевой электрической энергии и вносили весомый вклад в модернизацию экономики не только Сибири, но и всей страны. По удельным затратам на строительство сибирские ГЭС являлись самыми дешевыми в мире. Например, Братская ГЭС полностью окупила себя уже к сдаче Государственной комиссии. Каждые два года достигалась фондоотдача, равная капитальным вложениям в строительство. За первые 20 лет эксплуатации она выдала народному хозяйству около 400 млрд кВт-ч электроэнергии и 8 раз окупила затраты на свое сооружение [2, с. 19].

Электроэнергетика стала мощным катализатором индустриального развития Сибири. Она позволила создавать новые отрасли экономики, уникальные предприятия, про-

изводившие продукцию на уровне мировых образцов. В качестве модели модернизаци-онного преобразования слабозаселенных и малоосвоенных в хозяйственном отношении районов Сибири, богатых природными ресурсами, в советский период организовали территориально-производственные комплексы, наиболее эффективными из которых стали Иркутско-Черемховский, Братско-Усть-Илимский, Центрально-Красноярский. Их предприятия внесли значительный вклад в экономику СССР в целом и в частности в развитие ее военно-промышленных отраслей.

Специфически на модернизацию экономики СССР повлияло открытие крупнейших в мире месторождений нефти и газа в Западной Сибири и формирование здесь нефтегазового комплекса. С одной стороны, углеводороды, добываемые в больших масштабах, помогали решать энергетические проблемы в стране, а с другой, тормозили модернизационную активность в промышленных отраслях, так как продажа нефти и газа за рубеж создавала иллюзию благополучия в советской экономике и сдерживала ее инновационное развитие. О научно-техническом прогрессе больше говорилось, чем реально делалось.

Тем не менее, разработка крупнейших в мире месторождений углеводородов на севере Западной Сибири коренным образом изменила ранее слабо обжитую и не обустроенную для жизни людей территорию. Здесь в 1960-1980-е гг. велось масштабное промышленное, энергетическое, транспортное строительство, создавались совершенно новые города и рабочие поселки. В целом, оценивая индустриальное развитие Сибири в XX столетии, можно заключить, что оно в буквальном смысле переродило край, превратив его из аграрного в индустриальный. Модернизация экономики в Сибири происходила высокими темпами, отличалась крупными масштабами, что значительно повысило роль региона в хозяйственном и геополитическом развитии страны, в то же время многие социальные проблемы решались противоречиво и с большим трудом. Возможно, просто не хватило исторического времени. В Сибири кардинальные социально-экономические трансформации происходили буквально при жизни одного поколения. Кроме того, сохранялись при-

родно-географические факторы, объективно создающие условия для высокой затратности экономического развития. Тем не менее, советская модернизация экономики Сибири была относительно успешной. Она позволила региону стабильно вносить весомый вклад в формирование экономической и военно-стратегической мощи СССР, который в XX столетии стал по сути дела второй после США мировой сверхдержавой.

Следует отметить, что опыт модернизации экономики Сибири в XX столетии не должен быть утрачен и в условиях глобализации экономического развития. И это, как нам кажется, осознается российским правительством. По крайней мере, оно и в

XXI в. продолжает строить планы укрепления экономического и военно-стратегического положения Российского государства в восточных районах. Данные намерения обозначены в специальном документе «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.», утвержденном Правительством РФ 5 июля 2010 г. О них говорили на форуме «Технопром-2013», проходившем 14-15 ноября 2013 г. в г. Новосибирске. Выступающие на пленарном заседании представители центрального и регионального государственного управления снова озвучивали аргументы в пользу необходимости модернизации экономики страны и важной в ней роли Сибири, которая по-прежнему оценивается как крупная экономическая база для сохранения безопасности и целостности страны. На форуме отмечалось также, что по-прежнему важными факторами модернизационного преобразования экономики Сибири являются организующее начало государственного управления и задачи военно-оборонного производства. А значит, исторический опыт может быть вполне востребован. Мы считаем, что наиболее эффективно он будет изучен на междисциплинарном уровне с привлечением специалистов различных гуманитарных наук. В рамках данного научного направления вполне возможными могут стать интеграционные исследования историков и экономистов, которые представят значимую информацию не только для углубленного понимания исторических процессов, протекавших в азиатской части России, но и актуальную для практической политики и контрфактического прогнозного моделирования.

Список использованной литературы

1. Винокуров М. А. Экономика Сибири. 1900—1928 / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. — Новосибирск : Наука, 1997. — 320 с.

2. Ламин В. А. Модернизация экономики Азиатской России: исторический опыт и перспективы / В. А. Ла-мин, В. Ю. Малов, А. И. Тимошенко // История науки и техники. — 2012. — № 12. — С. 14—20.

3.Тимошенко А. И. Проблемы формирования индустриальных кадров в Урало-Сибирском регионе в годы довоенных пятилеток / А. И. Тимошенко // Становление индустриально-урбанистического общества в УралоСибирском регионе. Подходы, исследования, результаты. — Новосибирск : Параллель, 2010. — С. 232—242.

References

1. Vinokurov M. A., Sukhodolov A. P. Ekonomika Sibiri. 1900—1928 [The Economy of Siberia. 1900—1928]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1997. 320 p.

2. Lamin V. A., Malov V. Yu., Timoshenko A. I. Economic modernization of the Asian part of Russia: historical experience and perspectives. Istoriya nauki i tekhniki — History of Science and Technology, 2012, no. 12, pp. 14—20 (in Russian).

3. Timoshenko A. I. Problems of formation of industrial staff in the Ural-Siberian region during the prewar five-year plans. Stanovlenie industrialno-urbanisticheskogo obshhestva v Uralo-Sibirskom regione. Podkhody, issledovaniya, rezultaty [Formation of industrial and urban society in the Ural-Siberian region. Approaches, research, results]. Novosibirsk, Parallel Publ., 2010. Pp. 232—242 (in Russian).

Информация об авторе

Тимошенко Альбина Ивановна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора социально-экономического развития, Институт истории СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8, e-mail: timoshenkoai@ngs.ru.

Author

Timoshenko Albina Ivanovna — PhD in History, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 8 Nilolaeva St., 630090, Novosibirsk, Russia, e-mail: timoshenkoai@ngs.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.