derevoobrabatyvayushchei promyshlennosti, stropal'shchiki, takelazhniki, derevoobrabotchiki, plotniki, rabotniki promyshlennosti stroitel'nykh materialov // Normy fiziologicheskikh potrebnostei v pishchevykh veshchestvakh i energii dlya razlichnykh grupp naseleniya SSSR. Utverzhdeny Kollegiei Ministerstva zdravookhraneniya SSSR 22 marta 1982 goda (The recommended consumption (daily) for workers of heavy physical labor (construction workers, the majority of agricultural workers and machine operators, miners at surface work, the workers of the oil and gas industry, metallurgists and foundry workers, except those referred to the group engaged in very heavy labor, workers of the pulp and paper and woodworking industry, slingers, riggers, woodworkers, carpenters, employees building materials industry // the Norms of physiological needs for nutrients and energy for different groups of the Soviet population. Approved by the Board of the Ministry of health of the USSR on 22 March 1982) URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-zakony/q0g.htm (Accessed: 21.05.2016). (In Russian). 7. Uroven' zhizni (The standard of living) [Electronic resource]. URL: http://center-yf.ru/data/stat/Uroven-zhizni. php (Accessed: 21.05.2016). (In Russian).
УДК 94(47).084.8
М. П. Шаршаков
РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДОВ НА КУБАНИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Нападение фашистской Германии на СССР привело к серьезному ухудшению продовольственной ситуации на Кубани. В статье акцентируется внимание на централизованной системе распределения продовольствия для
инвалидов войны в условиях ограниченности продовольственных ресурсов.
Ключевые слова: централизованное, продовольствие, распределение, инвалиды войны, Кубань.
М. Р. Sharshakov
TACKLING SOCIAL PROBLEMS OF THE VETERANS IN THE KUBAN REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)
The attack of Faschist Germany led to serious deterioration in the food situation of the Kuban region. In conditions of limited food supplies the centralized food distribution system has
become the main tool to provide a significant part of the population with products.
Key words: centralized, food products, distribution,veterans, Kuban region.
В годы войны забота об инвалидах войны приобрела всенародный характер. В первые же дни Советская Армия стала нести колоссальные потери людского ресурса во всех родах войск. Значительное количество военнослужащих в силу многочисленных ранений стали инвалидами, потеряв здоровье и трудоспособность. Лишившись возможности вернуться к прежней трудовой деятельности, они нуждались в материальной поддержке государства и общества. Партийно-государственные органы и общественные организации уделяли большое внимание решению многочисленных материальных и бытовых проблем инвалидов войны. Несмотря
на финансовые трудности, советским правительством в 1942 г. было израсходовано на помощь инвалидам войны 704 млн руб. [10]. Они обладали преимущественным правом на приобретение продовольственных товаров, жилья и топлива, имели льготный режим в оплате обучения в средних и высших учебных заведениях. С начала войны советская власть, несмотря на военную обстановку в стране, уделяла большое внимание финансовой поддержке инвалидов войны и их семей. С этой целью при исполкомах советов депутатов трудящихся создавались специальные комиссии, которые занимались вопросами финансовой помощи
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
инвалидам войны и их семьям. Например, 2 августа 1941 г. на общем совещании бюро Апшеронского райкома ВКП(б) и райисполкома были высказаны мнения о социальном обеспечении инвалидов войны и их семей, а также рассмотрены заявки о предоставлении пособий [2].
В Армавире были также приняты меры по оказанию помощи инвалидам, имеющим увечья в боях с немецкими оккупантами и прибывшими в город после выписки из медицинских учреждений. В сентябре 1941 г. по решению городского исполкома они вместе с семьями военнослужащих получили пособия в размере 150 тыс. руб. [3]. Всего по Краснодарскому краю с июля по сентябрь 1941 г. было выдано пособий на общую сумму в 500 тыс. руб. [4]. После освобождения Краснодарского края от оккупации в смете расходов крайсобеса на выдачу единовременного пособия в 1943 г. была зарезервирована общая сумма в размере 515 тыс. руб. Кроме того, было предусмотрено 40 тыс. руб. адресных пособий пенсионерам и инвалидам войны. С учетом большого количества нуждающихся, объемы выделяемой финансовой помощи, не в полной мере удовлетворяющие потребности инвалидов, позволили лишь немного снять социальное напряжение финансовых проблем инвалидов войны [9].
Грамотная государственная политика позволила в период войны выявить и поставить на учет инвалидов, а также улучшить условия для оказания им материальной помощи и решения каждодневных вопросов. Социальное обеспечение инвалидов войны постоянно контролировалось государством и представителями Красного креста. Факты уровня социального обеспечения актировались и передавались в городские и районные отделы соцобеспечения. Кроме того, сотрудники собесов в адресном режиме, учитывая материальное положение инвалидов, определили конкретные виды социального обеспечения: предоставление материальных ресурсов, социальных услуг и т. п. [6, л. 6].
При поступлении материальной помощи по линии Крайторготдела и Крайпотребсо-юза, который должен был из этих средств выделить установленный процент инвалидам войны, так как социальное обеспечение - это один из главных вопросов в комплексе мер по оказанию помощи инвалидам. В ре-
зультате оккупации немцами в ноябре 1941 г. большей части европейской территории страны, а также Краснодарского края, где собиралось 38 % довоенной валовой продукции зерна, 84 % всего довоенного производства сахара, разводилось 38 % всей численности крупного рогатого скота и 60 % всего поголовья свиней, в государстве возникли серьезные финансовые проблемы, повлекшие социальное напряжение, в том числе и в Краснодарском крае [1, с. 193]. Вследствие этого валовая продукция сельского хозяйства значительно сократилась, что привело к введению карточной системы распределения продовольствия в советском тылу. Выпуск промышленных товаров для гражданского населения неуклонно уменьшался с началом войны, а поскольку военная обстановка в стране ухудшалась, государство было вынуждено значительную часть предприятий перевести на выполнение оборонных заказов.
Централизованные поступления товаров первой необходимости были крайне ограничены и не позволяли обеспечить даже минимальные потребности населения. В такой ситуации уже в первые месяцы войны местные органы, администрация и профсоюзные комитеты предприятий и учреждений принимали меры по дополнительному снабжению инвалидов войны и семей военнослужащих. Например, в Кропоткинском леспромхозе в начале января 1942 г. такой категории граждан было выдано 12 т. картофеля и оказаны другие виды помощи [5].
На селе свое участие в решении продовольственной проблемы инвалидов войны принимали участие правления колхозов и кассы общественной взаимопомощи колхозников. В конце 1941 г. - начале 1942 г. последние выдали инвалидам и семьям военнослужащих в целом по краю продуктов питания на сумму 8 100 руб. [15, л. 7]. Дополнительными трудностями в организации снабжения промышленными и продовольственными товарами на территории Краснодарского края 1943 г. являются последствия тяжелых боев с оккупантами, повлекшими разрушения значительной части сельскохозяйственной и промышленной инфраструктуры Кубани. Летом 1943 г. в сельском хозяйстве края сложилась сложная ситуация, что отразилось на снабжении населения продовольственными
товарами. В связи с этим местные органы предприняли действия по разрешению сложившейся проблемы, учитывая социальное состояние инвалидов войны.
Так, например, на состоявшемся 10 июля
1943 г. заседании Гулькевичского райисполкома были рассмотрены проблемы обеспечения продовольствием населения страны, не связанного с сельским хозяйством. Одна из проблем, которую в срочном порядке нужно было решать, касалась продовольственного обеспечения инвалидов войны, численность которых в районе увеличилась до 296 человек [7, л. 4].
Повышению уровня организации снабжения инвалидов войны продовольственными и промышленными товарами способствовало издание приказов Наркомата торговли СССР от 9 августа и 21 ноября 1943 г. «Об упорядочении снабжения инвалидов Отечественной войны». Продовольственные карточки по системе собеса выдавались инвалидам рядового и сержантского состава I и II группы. Инвалиды III группы обеспечивались карточками по месту работы. Определенное улучшение продовольственной ситуации в
1944 г. позволило повысить уровень снабжения инвалидов войны на территории Краснодарского края. Для продовольственного обеспечения 6 314 инвалидов I и II групп было выделено более 120 тыс. кг мяса и рыбы, около 27 тыс. кг жиров, около 19 тыс. кг сахара и кондитерских изделий, более 90 тыс. кг круп и макаронных изделий [13, с. 70].
Несмотря на некоторое улучшение снабжения и обслуживания инвалидов войны в 1944 г., положение в ряде районов продолжало оставаться неудовлетворительным. Например, в Спокойненском, Каневском и других районах края допускались перебои в снабжении хлебом инвалидов войны и нарушения установленных для них норм. Основной причиной являлась ограниченность выделяемых фондов продовольствия. В августе 1944 г. Краснодарский крайисполком потребовал от организаций торговли, потребительской кооперации, городских и районных исполкомов наладить бесперебойное снабжение хлебом инвалидов Отечественной войны I и II групп в сельских районах по нормам, установленным здесь для рабочих.
Остро нуждающимся семьям инвалидов войны I и II групп выделялось до 50 кг ово-
щей для засолки. Кроме того, предписывалось установить точный учет инвалидов войны и выделить для их снабжения целевым решением промышленные товары в размере не менее 10 % от рыночных фондов. Местные органы должны были установить постоянный контроль за расходованием средств, предназначенных для инвалидов войны, привлекая к ответственности лиц, виновных в разбазаривании [8, л. 43]. Вместе с тем инвалиды войны, проживающие в сельской местности, оказывались в более невыгодном положении, чем городские инвалиды. Согласно действующему порядку, они получали хлеб по нормам, установленным районными исполкомами для рабочих, что составляло 250-300 г. в день [13, с. 73]. По мере улучшения военно-политической обстановки в 1944-1945 гг. местные органы социального обеспечения получили возможность постепенно наращивать объемы материальной помощи инвалидам-фронтовикам. В первой половине 1944 г. в Краснодарском крае была оказана помощь семьям военнослужащих и инвалидам войны на сумму 8,5 млн руб. Значительную ее часть составили средства, выделенные на обеспечение этих льготных категорий населения товарами первой необходимости. В целях упорядочения снабжения инвалидов войны с середины 1943 г. на территории Краснодарского края стали создаваться специальные магазины и столовые закрытого типа для обслуживания льготных категорий граждан.
Обслуживание проводилось по прикрепительным талонам, которые выдавались инвалидам собесами. Например, в Майкопе для обслуживания инвалидов Отечественной войны были открыты хлебный ларек, специальная столовая, сапожная мастерская [11, л. 32]. В районных центрах в магазинах устраивали специальные полки с товарами, предназначенными для инвалидов и других льготных категорий граждан. С осени 1943 г. этот процесс охватил освобожденные от врага районы в северо-западной части Краснодарского края. Так, уже в декабре 1943 г. местные органы Новороссийска сумели расширить сеть торговых точек по городу: на балке Краснозеленых были открыты продуктовые магазины, началась продажа хлеба по улице Элеваторной [12]. Для организации снабжения продоволь-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ствием инвалидов Отечественной войны в Новороссийске были открыты специальный магазин №6 городского торга и столовая. Контроль за их работой с целью правильного распределения фондов товаров осуществлялся через городской торговый отдел, все разнарядки согласовывались с горкомом ВКП(б) и горисполкомом. Участие в контроле за работой магазина осуществлял также актив инвалидов [15, л. 8].
Непосредственно перед завершением войны помощь инвалидам в решении продовольственной проблемы приобрела более масштабный характер. Например, отделом соцобеспечения Отрадненского района в первой половине 1945 г. было выдано семьям военнослужащих и инвалидам войны 150 коров и телок, более 5 000 поросят, 2 000 пудов муки, картофеля, меда, молока и других продуктов [14].
В мае 1945 г. Приморско-Ахтарский отдел гособеспечения выделил остро нуждающимся инвалидам войны 112 ц ячменя, 45 ц куку-
рузы, 63 кг подсолнуха, 2 ц проса, 10 ц картофеля, 661 кг муки, 50 кг пшена, 53 кг фасоли, 1670 шт. яиц, 1085 кг рыбы и другие продукты [16, л. 9]. Подобные акции осуществлялись в других городах и районах Краснодарского края. Определенные улучшения в вопросах обеспечения инвалидов войны продуктами и промышленными товарами не привели к полному устранению недостатков и проблем в данной области, поскольку была ограниченность выделяемых средств для оказания помощи инвалидам. Вместе с тем, государство использовало все свои возможности для поддержки инвалидов во время войны.
Как в городе, так и на селе свою поддержку инвалидам войны оказывали общественные организации и население. Сочетание работы органов Советского государства и общественных организаций по осуществлению помощи инвалидам войны способствовало улучшению их финансового состояния и урегулированию бытовых проблем.
Источники и литература
1. Анисков В. Т. Колхозная деревня в 1941-1945 гг. // Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 2. Трудовой подвиг народа / под ред. П. Н. Поспелова. М.: Мысль, 1974 367 с.
2. Большевик. 1941. 2 августа.
3. Большевик. 1941. 4 сентября.
4. Большевик. 1941. 19 сентября.
5. Большевик. 1942. 18 января.
6. Большевик. 1942. 14 января.
7. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК) Ф.Р-687. Оп.3. Д.6.
8. ГАКК Ф.Р-1435. Оп. 1. Д. 21.
9. ГАКК Ф.Р-1631. Оп. 1. Д. 8.
10. Комсомольская правда. 1943. 1 июля.
11. Национальный архив Республики Адыгея. Р-79. Оп. 3. Д. 19.
12. Новороссийский рабочий. 1943. 11 декабря
13. Панарина Е. В. Решение социальных проблем населения Дона и Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Армавир: АГПУ, 2009, 552 с.
14. Советская Кубань. 1945. 3 сентября.
15. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее - ЦДНИКК). Ф. 558. Оп. 1. Д. 358.
16. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 1941.
References
1. Aniskov V.T. Kolkhoznaya derevnya v 1941-1945 (Collective farm village in the 1941-1945) // Sovetskii tyl v Velikoi Otechestvennoi voine (Soviet rear in the Great Patriotic War). Vol. 2. Trudovoi podvig naroda (Labor feat of the people) / ed by p. N. Pospelov. Moscow: Mysl', 1974 367 p. (In Russian).
2. Bol'shevik. 1941. 2 August. (In Russian).
3. Bol'shevik. 1941. 4 September. (In Russian).
4. Bol'shevik. 1941. 19 September. (In Russian).
5. Bol'shevik. 1942. 18 January. (In Russian).
6. Bol'shevik. 1942. 14 January. (In Russian).
7. State Archives of the Krasnodar Territory (GAKK) F.R-687. Inv.3. D.6. (In Russian).
8. GAKK F.R-1435. Inv.1. D.21. (In Russian).
9. GAKK F.R-1631. Inv.1. D.8. (In Russian).
10. Komsomol'skaya pravda. 1943. 1 July. (In Russian).
11. The National Archives of the Republic of Adygea. R-79. Inv.3. D.19. (In Russian).
12. Novorossiiskii rabochii. 1943. 11 December. (In Russian).
13. Panarina E.V. Reshenie sotsial'nykh problem naseleniya Dona i Severnogo Kavkaza v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. 1941-1945 (The solution of social problems of the population of the Don and the North Caucasus during the Great Patriotic War, 1941-1945). Armavir: ASPU, 2009, 552 p. (In Russian).
14. Sovetskaya Kuban'. 1945. 3 September. (In Russian).
15. Center of the modern history of the Krasnodar Territory Documentation (TsDNIKK). F. 558. Inv.1. D. 358. (In Russian).
16. TsDNIKK. F. 1774-A. Inv. 2. D. 1941. (In Russian).