Решение проблем спальных районов в период пандемии Solving the problems of sleeping areas during a pandemic
Валиахметов Павел Андреевич
Студент 5 курса Факультет Архитектурный
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Россия, Санкт-Петербург e-mail: valiahmetov15@mail.ru
Valiakhmetov Pavel Andreevich
Student 5 term Faculty of Architectural St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering
Russia, Saint Petersburg e-mail: valiahmetov15@mail.ru
Аннотация.
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современных строящихся районов на периферии крупных городов. Как показывает практика, каждые несколько лет в мире случается новая эпидемия, иногда перерастающая в крупнейшую пандемию. Некоторые страны уже имеют ряд действий для успокоения трафика движения населения в такое сложное время, в остальных же случаях люди продолжают выходить в центральные социально-активные зоны, обходя ограничения и распространяя вирус по городу. И такая проблема могла бы быть решена быстро и эффективно при правильном градостроительном планировании густонаселенных спальных районов. Поэтому в статье подробно рассматриваются различные причины маятниковой миграции, слабого благоустройства, недостатка рабочих мест, обеспеченности общественными объектами и др. Была собрана информация с сайтов статистических агентств для выявления запросов жителей спальных районов Санкт-Петербурга. По результатам исследования выявлена необходимость грамотного и незамедлительного внедрения актуальных градостроительных концепций в существующие и новостроящиеся спальные районы.
Annotation.
This article is devoted to one of the current problems of modern built-up areas on the periphery of large cities. As practice shows, every few years there is a new epidemic in the world, sometimes escalating into a major pandemic. Some countries already have a number of actions to calm down the traffic of the population during such a difficult time, while in other cases people continue to go out into central socially active areas, bypassing restrictions and spreading the virus through the city. And such a problem could be solved quickly and efficiently with proper urban planning of densely populated bedroom communities. Therefore, the article examines in detail the various causes of pendulum migration, poor amenities, lack of jobs, the provision of public facilities, etc. Information was collected from the sites of statistical agencies to identify the requests of residents of bedroom communities of St. Petersburg. The results of the study revealed the need for competent and immediate implementation of relevant urban development concepts in existing and newly built dormitory districts.
Ключевые слова: 15-минутный город, освоение территории, градостроительная концепция, пандемия, благоустройство, спальный район, общественный транспорт.
Key words: 15-minute city, land development, urban development concept, pandemic, landscaping, bedroom community, public transport.
В настоящее время среднестатистический россиянин предпочитает жить в городе, а не в сельской местности, хотя и не прочь съездить в выходные на природу. И для этого есть ряд причин:
- Большие города имеют высокоразвитые социальную и транспортную инфраструктуры.
- Уровень жизни в городе выше, чем в сельской местности: множество магазинов с большим количеством самых разных товаров, такси для быстрого передвижения по городу, а также различные выставки, фестивали и другие точки притяжения.
- В городе больше возможностей для обучения и поиска работы по специальности.
Все это приводит к миграции населения из сельских районов и малых городов, а также из бывших советских республик. Численность жителей города увеличивается, а свободные пригородные территории стремительно застраиваются спальными районами. Тем самым город растет вширь, становясь менее связным.
С одной стороны, плохо связанные районы легче обособить и построить город-спутник, но с другой -экономически выгоднее пристроить новый спальный район к существующему городу и протянуть к нему общественный транспорт и новые дороги. На данный момент застройщику легче исполнить второй вариант, что является выгодным вложением. Но тогда возникает другая проблема: в новых районах, как правило, живет не сам застройщик, который не учитывает ряд побочных эффектов от автомобилезависимости: потеря времени, выхлопные газы и сжигание топлива. Но они существуют, и строительство таких микрорайонов вредит будущим поколениям: городам становится труднее привлекать людей более устойчивыми способами перемещения по городу и жизни [1].
Санкт-Петербург - второй по численности город-миллионник России. Его исторический центр не подлежит сильным изменениям, тогда как периферия почти не обладает ограничениями, за счет них город и продолжает расти. Но если центр города и богат разнообразием инфраструктуры, то вот окраина застраивается новыми "спальниками" со скудным минимальным набором социальных объектов.
Такое развитие территорий приводит к большим проблемам для всего города:
- Новые спальные районы не создают новые точки притяжения, из-за чего его обитатели вынуждены ездить в центр города, загружая трафик.
- Более того, жителей Ленобласти не обеспечивают должным качеством и количеством рабочих мест, в отличие от Санкт-Петербурга [2]. Это вынуждает совершать ежедневные поездки до работы и обратно, что называется маятниковой миграцией.
- Люди больше используют личное авто, так как общественный транспорт: недостаточно развит (нет своей полосы, скоростные трамваи ходят не везде, как и метро), зачастую переполнен, а значит не всем комфортно на нем передвигаться. Поэтому трафик города нагружается еще больше.
- Маятниковая миграция в совокупности с использованием индивидуального транспорта приводит к частым пробкам на въезде и выезде из районов, из-за чего на дорогу тратится больше времени.
- Сам же район становится непривлекательным и отрешенным, хоть там и будут жить тысячи жителей.
Данные факторы существуют уже давно и решаются не очень охотно. В период пандемии проблема
спальных районов приобрела особую актуальность. С появлением коронавируса благосостояние жителей города ухудшилось, и люди также скапливались в общественных местах, ездили в центр города из-за слабой инфраструктуры своего района. Общественный транспорт оставался заполненным, не давая людям возможности соблюдать социальную дистанцию. Многие переходили на удаленную работу, но из-за слабого благоустройства своего района у жителей накапливался стресс, вызванный усталостью от отсутствия возможности покинуть пределы своей квартиры. Часть малого бизнеса закрылась, часть переструктуризовалась, а кто остался на плаву, начал привлекать к себе большее число людей. Многие были просто не готовы к самоизоляции.
И, как показывает статистика, только в Санкт-Петербурге на 27 июня 2022 зафиксировано 1 100 752 подтвержденных случая заражения коронавирусом Covid-19. Скончались, к сожалению, 30 135 человек. Полное излечение от коронавируса в Санкт-Петербурге зафиксировано у 878 175 человек. Уровень летальности составляет 2.74% [3].
Решение этих проблем не кроется только в смене политики во время пандемии или во внедрении новых ограничений для самоизоляции - универсального решения не существует. Как и нельзя надеяться, что широкие многополосные дороги, новые въезды и выезды из спальных районов и разноуровневая развязка с автодорогами
поможет решить транспортную проблему. Полностью отказаться от таких периферийных районов тоже уже не получится по экономическим причинам, но можно изменить политику развития на градостроительном уровне.
Каждый новый проектируемый район имеет свои особенности территории, поэтому нужно уметь анализировать все возможные варианты развития событий. Об этом очень точно сказал Адам Миллард-Болл, профессор природоведения Калифорнийского университета в Санта-Крус: «Если вы строите изолированный район, вы защищаете его от транзита на следующее столетие. Если вы строите дом на одну семью на улице с плотной сетью, через несколько десятилетий нетрудно превратить его в двухуровневый дом или дом с высокой плотностью застройки. Но если вы начнете не с той улицы, исправить их будет очень сложно» [4] .
Для примера возьмем строящийся район западной части поселка Шушары. Данная территория отлично иллюстрирует современные проблемы спальных районов. Существующая застройка ограничена кольцевой автомобильной дорогой, скоростной автомагистралью М-11, а также Витебским проспектом, на который приходится один единственный выезд и въезд в одну полосу, что создает большие пробки. Из-за данной слабой транспортной инфраструктуры в декабре 2021 года одно ДТП, названное «Царь-пробка», почти полностью отрезало жилой район Шушар [5].
Также сами жители микрорайона Шушары регулярно напоминают городским властям, что строящиеся многоэтажные «коробки» неплохо бы обеспечить поликлиниками, детскими садами, школами, благоустроенными скверами и дорогами. Требовать мораторий на застройку, пока не подтянется инфраструктура, горожане начали уже давно [6]. И так как социальной инфраструктуры не хватает, дети вынуждены ездить в другие районы.
Таким образом, данная территория является показательным примером того, как жилые районы строятся далеко не для жителей. И если ситуацию продолжить усугублять, то весь Санкт-Петербург потеряет свое былое величие, ведь слухи и проблемы городов распространяются быстро. Так что же следует предпринять в такой ситуации, раз район уже построен, и он зависим от города?
Для этого обратимся к известной концепции 15-минутного города (рис. 1).
Рекреационные пространства Рисунок 1. Концепция 15-минутного города
Данная концепция уже несколько лет существует в Европе, а во время пандемии и вовсе показала себя как самое лучше градостроительное развитие территорий, ввиду отсутствия надобности частых поездок в другие районы. Она представляет собой интегрированный синтез идей компактного, полицентричного, ориентированного на человека, инклюзивного, экологически, экономически и социально устойчивого городского развития в микропространственной перспективе [7].
Такое развитие позволит децентрализовать потоки движения людей: гораздо меньшее число жителей будет ездить в центр города, ибо все необходимые блага располагаются рядом с домом. Это происходит за счет основных принципов развития территории: плотная и компактная застройка, учитывающая человеческий масштаб; совмещение разнообразных жилых, сервисных и офисных функций в любом районе; комфортная доступность к социальной инфраструктуре и общественным пространствам; безопасные пешеходные и
веломаршруты, соединенные между районами; развитый стрит-ритейл на первых этажах жилых домов; многообразие маршрутов и видов передвижения жителей на общественном транспорте.
И крайне нежелательно убирать хотя бы один из данных пунктов, любое отклонение задействует закон минимума Либиха, при котором жители, из-за недостатка одного из благ, будут вынуждены искать его в других местах
- Плотная и компактная застройка создает зонирование территорий, в отличии от районов с хрущевками. У людей появляются свои тихие дворовые пространства, организуется место только для "своих", что моделирует сплоченное поведение людей. Опять же, если застройка сомасштабна человеку и не "давит" на него.
- Совмещение функций жилья, сервисов и офисов не новое явление, но оно не используется повсеместно. Благодаря внедрению разных функций во все жилые здания, у людей появится возможность приобретения необходимых благ не отходя от дома, а также вариативность в выборе работы. Коворкинги или офисы, в своем районе, позволят не тратить целые часы на дорогу, и дадут комфортное место для удаленной работы.
- Социальная инфраструктура, при правильном градостроительном проектировании, должна быть всегда под рукой в пределах доступности одного районы, чтобы дети могли безопасно добраться до нее. А с добавлением общественных пространств, с обильным озеленением, путь до поликлиник / школ / детских садов будет еще и комфортным, что также уменьшит надобность использования индивидуального транспорта.
- Добавление широких пешеходных бульваров с велодорожками внутри района также снизит надобность в личном авто. Ведь если сделать упор развития территории именно на пешеходов, посредством развития таких путей, то и надобность в автомобиле уменьшится. Также данное решение уменьшает количество ДТП и положительно влияет на экологию.
- Размещение торговых помещений на первых этажах жилых зданий в совокупности с пешеходными бульварами будет развивать мелкий бизнес. По данным аналитиков компании AFI Development, начиная с весны 2020 года активно арендовать помещения на первых этажах жилых домов стали предприятия общественного питания, прежде всего небольшие кафе/кофейни и кулинарии, а также операторы, торгующие продуктами питания и алкоголем, — совокупно на них приходится 50% спроса [8]. И благодаря распространению коммерции по всему району жители не будут стремиться только в один крупный торговый центр, что децентрализует потоки движения.
- Развитие общественного транспорта позволит жителям быстрее добираться до мест назначения. Прокладка трамвайных путей, создание новых автобусных маршрутов и выделение отдельной полосы для автобусов и такси влияет на скорость передвижение больших потоков людей. Что будет привлекать жителей отказываться от личного авто.
Подводя итог, можно сделать вывод, что еще на этапе проектирования новых районов необходимо учитывать его местоположение и его потребности населения. Изучение запросов жителей и профессиональный подход к их решению поможет решить многие градостроительные проблемы в будущем. Ведь создание комфортной жилой среды удовлетворяет многие потребности жителей, что уменьшает маятниковую миграцию, а значит и сокращает распространение вирусов в период новых эпидемий.
Список используемой литературы:
1. Города расползаются: [Электронный ресурс] // 2020. URL: https://city4people.ru/post/goroda-raspolzayutsya.html (Дата обращения: 27.06.2022).
2. Туда, сюда, обратно: Ленобласть стала лидером маятниковой миграции в стране: [Электронный ресурс] // 2020. URL: https://www.dp.ru/a72020/09/23/Tuda_sjuda_obratno (Дата обращения: 27.06.2022).
3. Карта коронавируса Covid-19 онлайн: [Электронный ресурс] // 2022. URL: https://coronavirus-monitor.info/country/russia/sankt-peterburg/ (Дата обращения: 27.06.2022).
4. Городское разрастание распространяется по всему миру: [Электронный ресурс] // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-02-05/mapping-the-inexorable-march-of-urban-sprawl (Дата обращения: 28.06.2022).
5. В Шушарах — новая царь-пробка, добираться советуют полями или электричкой: [Электронный ресурс] // 2021. URL: https://www.fontanka.ru/2021/12/13/70314131/ (Дата обращения: 28.06.2022).
6. «Остров среди дорог». Почему памятник Шушарской пробке еще долго будет «украшать» Петербург: [Электронный ресурс] // URL: https://www.fontanka.ru/2021/05/19/69923048/ (Дата обращения: 28.06.2022).
7. Нотман О. Концепция 15-минутного города как основа устойчивой модели развития мегаполиса в условиях современных рисков: [Электронный ресурс] // 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya -15-minutnogo-goroda-kak-osnova-ustoychivoy-modeli-razvitiya-megapolisa-v-usloviyah-sovremennyh-riskov (Дата обращения: 28.06.2022).
8. Какой бизнес выгодно открывать в 2020 году на первом этаже в новостройке: [Электронный ресурс] // 2020. URL: https://realty.rbc.ru/news/5fbdf71c9a794777070bd7c6 (Дата обращения: 29.06.2022).