ПРАКТИКА
Б01 - 10.17513/рр8.2018.1.4
РЕШЕНИЕ О РАЗВОДЕ:ВЫХОД С ПЕРЕПУТЬЯ
Шередеко Татьяна Владимировна 1
1 Психологический ресурс Anima.pro
Предложена новая методика психотерапевтической работы с парами, которые сомневаются в том, что им стоит оставаться вместе, и уже решившимися на развод. Её название — «Выход с перепутья». Методологическая база этой работы — философия М. Бубера, в которой постулируется фундаментальность ситуации существования «Я и Другой» и выделяются два типа отношений Я-Ты и Я-Оно, а также метафора зеркала, восприятие себя как Другого. В модели работы психики П.К. Анохина обратная связь меняет принимаемые решения. В предлагаемой методике такую связь обеспечивают зеркало и диалог с партнером. Приводятся данные экспериментов с собственным отражением испытуемых.
В статье подробно описаны форматы психологической работы. Ключевые части методики: контакт глаз со своим отражением в зеркале, контакт глаз с партнером и вербализация ожиданий. Последняя происходит в особом структурированном формате. Для пары это возможность открыто посмотреть друг другу в глаза, завершить один этап отношений и начать новый.
Методика «Выход с перепутья» — это пошагово простроенный способ прожить подлинную Встречу и перейти к Я-Ты-отношению по Буберу. Партнеры могут соотнести декларируемое отношение к себе и опыт контакта с собой как с Другим. «Выход с перепутья» — это еще и возможность прожить экзистенциальное одиночество, а также выйти на сущностный контакт с партнером. Это происходит даже в случае, когда этот контакт почти полностью утерян. В большинстве случаев партнерам особенно ценно вербализовать свои сомнения, страхи, надежды, которые лежат глубже привычных им разговоров.
Ключевые слова: Партнеры, Развод, Контакт глаз, Зеркало, Принятие решения, Отношения, Выход с перепутья
DECISION ABOUT DIVORCE: WAY OUT FROM THE FORK
Sheredeko Tatiana Vladimirovna 1 1 Psychological resource Anima.pro
The author suggests a new technique of psychotherapeutic work with couples who doubt whether they should stay together or who have already decided on a divorce. The name of the technique is Way Forward from the Crossroads.
The methodological basis of this work is the philosophy of Martin Buber whose main focus is the fundamental situation of human existence "I and Other", within which two types of relationships are distinguished: I-You and I-It. Another methodological basis of this technique is metaphor of the mirror, or the perception of oneself as Other. According to the model of psyche by Pyotr Anokhin, feedback affects decisions. In the proposed technique, a mirror and a dialogue with the partner provide such important feedback. Data from experiments with mirror reflection are presented.
The article describes in detail the basics of the technique and its application. The key parts of the technique are eye contact with one's reflection in the mirror, eye contact with the partner,
36
and the verbalization of expectations. The latter comes in a specially structured format. It is an opportunity to look each other in the eye, to complete one stage of the relationship and start a new one.
The Way Forward from the Crossroads technique is a structured, step-by-step guide to experience an authentic Meeting and move on to the I-You relationship as conceptualized by Buber. Each one of the partners can explore the declared attitude towards oneself and experience the contact with oneself as Other. Way Forward from the Crossroads is also an opportunity to experience an existential loneliness, and transcend to the essential contact with the partner. This happens even in cases where such contact is almost completely lost. In most cases, partners especially value the opportunity to verbalize their doubts, fears, and hopes that are hidden deeper beneath the couple's everyday conversations.
Keywords: Partners, Divorce, Eye contact, Mirror, Decision making, Relationship, Way Forward from the Crossroads
«Выход с перепутья» — методика психологической работы для супружеских пар на грани развода, представленная на Научно-практической конференции «Современное поле семейной психотерапии» в сентябре 2017 года. Применяется для партнеров, сомневающихся в том, что им стоит оставаться вместе, и для пар, уже решившихся на развод. Такие клиенты зачастую рассматривают обращение к психологу как последнее, что они могут сделать перед расставанием «для очистки совести».
Философской базой моей работы являются два методологических основания:
1) Я и Другой
Первое — философия Мартина Бубера, вслед за которым я считаю фундаментальной ситуацию сосуществования Я и Другого, «со-бытия» с другими людьми (Бубер, 1923). Супружество — лишь один из вариантов отношений, но именно в таком длительном взаимодействии есть шанс, что партнеры будут в контакте сущностно и глубоко. Отношение Я-Ты Бубер называет сферой бытия человека, «межчеловеческим». В основе этой сферы лежат стремление человека относиться к ближнему, как к самому себе, открытость партнеров, желание раскрыться в диалоге.
По Буберу, есть два типа отношений, он их называет «два основных слова» — Я-Ты и Я-Оно: «...Подлинная граница, разумеется, зыбкая и колеблющаяся, проходит не между знанием и незнанием, не между данным и неданным, не между миром бытия и миром ценностей, нет. Ты и Оно — между Настоящим и объектом». Вот это Настоящее и является ориентиром при создании пространства для диалога партнеров в данной методике, ведь, как пишет Мартин Бубер, «.. .подлинное, наполненное настоящее существует лишь тогда, когда осуществляются присутствие, встреча, отношение. Только через присутствие Ты возникает настоящее».
В ситуации потенциального или происходящего развода ткань партнерских отношений истончается и рвется. Открытость и желание идти навстречу партнеру сжимаются, напоминают контакт иглами двух свернувшихся ежей. В налаживании этого диалога и состоит психологическая работа, даже если это разговор о расставании. М. Бубер пишет: «Основное слово Я-Ты может быть сказано лишь всем существом». Это означает, что ситуация сомнений у партнеров — это пребывание одновременно в обоих типах отношений — и Я-Ты, и Я-Оно. Представленная ниже методика сконструирована на основе этого понимания и помогает быть в настоящем, чтобы переход к Ты-отношению и Встреча партнеров состоялись
2) Метафора зеркала
Второе основание методики «Выход с перепутья» — метафора зеркала. В телесно-ориентированной психотерапии метафора отражения используется как способ работы с взаимоотношениями (Козлов, Гиршон, Веремеенко, 2006). В упражнении «Зеркало» участники всем телом копируют позы, движения, состояния друг друга, следуют за изменениями партнера с минимальной задержкой. Зеркало как физический объект в такой работе не применяется.
В методике «Выход с перепутья» зеркало является инструментом, используемым предметом, а не образом. Эксперименты с зеркалом-предметом и изучение его влияния на восприятие себя начались в психологии с детей и животных, и только в последние годы появились эксперименты с участием взрослых (Veale, Riley, 2001, Tsakiris, 2008, Mulkens S., Jansen A., 2009, Rochat, Zahavi, 2011, Veale D. & others, 2016).
Как я понимаю, что человек, которого я вижу в зеркале и есть я? Это происходит из-за того, что человек выглядит так, как я? Или потому что отражение двигается вместе со мной? Или потому что я вижу прикосновение на изображении тогда же, когда чувствую, что что-то касается меня? На эти вопросы пытался ответить в своем исследовании М. Цакирис (Tsakiris, 2008). Он менял визуальное изображение человека от узнаваемого себя до другого, делал изображение асинхронным и изучал
мультисенсорную интеграцию через прикосновение кистью и отражение лица с прикосновением и без. Исследование показало, что мультисенсорная интеграция может обновлять представления о своем лице, хотя оно лежит в основе идентичности.
В первой части предлагаемой методики каждый из партнеров смотрит на себя — направляет взгляд в глаза своего отражения. Два процесса при взгляде в зеркало происходят одновременно — физический и психологический — непосредственное отражение и восприятие себя. Последнее происходит вместе с привычными установками (в том числе с Я-концепцией и образом тела), через призму эмоционального опыта и особенностей познавательной сферы воспринимающего (Bortolon C. & others, 2017, Mann, 2008). Так, например, экспериментально показано, что люди, довольные своей внешностью, после 3,5-минутного взгляда в зеркало воспринимали себя более привлекательными, а недовольные меняли свои оценки в сторону еще большей неудовлетворенности (Mulkens S., Jansen A., 2009). В быту контакт с собой через зеркало зачастую проходит по касательной: обычно люди не смотрят себе в глаза, а оценивают свою внешность — одежду, кожу лица, прическу. По гипотезе Стефана Хофманна и Нины Хейнрихс зеркало — фактор, повышающий беспокойство и тревогу (Hofmann, Heinrichs, 2003). В экспериментах при взгляде на себя длительностью 2 минуты у женщин-испытуемых была выявлена склонность к росту неудовлетворенности с ухудшением настроения (Veale D. & others, 2016).
В методике «Выход с перепутья» эти данные учитываются — есть время на контакт и направленное внимание, которое распределено между переживанием восприятия себя одновременно снаружи и изнутри. Исследования показывают, что длительность такого контакта с собой через зеркало имеет принципиальное значение, поэтому каждый смотрит в глаза своему отражению около 10 минут. По моим наблюдениям за это время тревога у
клиентов успевает смениться удивлением, интересом и другими переживаниями, активизирующими индивидуальные актуальные процессы.
Когда человек смотрит в зеркало, происходит объективация. По мнению Роша и Захави это дает опыт самоотчуждения ^оЛа^ Zahavi, 2011). В данной методике изначально происходит обращение человека к самому себе в присутствии партнера, создаются условия, в которых каждый видит себя как Другого. Таким образом, на пути к Я-Ты каждый проходит через опыт одновременного проживания Я-Ты и Я-Оно по отношению к самому себе.
Описанные результаты экспериментов с зеркалом учитывались для конструирования методики «Выход с перепутья».
Отечественный психофизиолог П.К. Анохин показал экспериментально и зафиксировал в своей модели работы психики, как обратная связь меняет принятие решений (Анохин, 1971). Эта идея легла в основу методики — для принятия решения пара получает интенсивную обратную связь. Как практик я могу транслировать идею о том, что зеркало — это дверь в сокрытую часть души, в Зазеркалье, или использовать другие метафоры, но как исследователь я остаюсь на позиции, что этот предмет — инструмент получения обратной связи.
Результаты, которых клиенты могут достичь с помощью методики «Выход с перепутья»:
• соотнести декларируемое отношение к себе и опыт контакта с собой как с Другим;
• прожить экзистенциальное одиночество;
• выйти на сущностный контакт с партнером, в Я-Ты отношение, даже в случае когда этот контакт почти полностью утерян;
• высказать ожидания, сомнения, страхи, которые лежат глубже привычных для партнеров разговоров, даже если они посещают сессии психотерапевта.
Ограничения
Причины, которые привели конкретную пару к психологу, могут быть разными — измена, тотальное непонимание партнерами друг друга, эмоциональное насилие, манипуляции, взрывообразные вспышки, невозможность договориться и т.д. Методику «Выход с перепутья» можно применять во всех этих случаях. Ко мне не обращались пары в состоянии острого или подострого психоза. Возможность работы с ними требует отдельного изучения. Главной опасностью считаю агрессивное поведение по отношению к партнеру или самоповреждающее поведение. В моей практике люди в состоянии чрезмерно высокого сдерживаемого напряжения или гнева не приходили на такую работу. Ко мне обращались пары с отчуждением по отношению друг к другу, разочарованием, обидой, недовольством, холодностью или амбивалентными чувствами.
Общая схема методики
Контакт с собой:
- через ощущения (Я-Ты-отношение через чувствование тела и эмоций),
- визуальный контакт (зеркало; одновременно Я-Ты и Я-Оно-отношение через объективацию),
- называние эмоций и отношения к себе (не вслух, а про себя)
Контакт с партнером:
- визуальный контакт (Я-Оно и Я-Ты-отношение одновременно, амбивалентность с потенциалом выхода в Я-Ты),
- называние эмоций и отношения к партнеру (не вслух, а про себя)
- вербализация ожиданий, страхов, надежд (вслух)
Каждый супруг сначала проживает возможность изменения отношения к самому себе, а затем к партнеру.
Подготовительная фаза
В начале встречи используются вопросы о том, как каждый из партнеров себя чувствует, какие ощущения в теле испытывает сейчас, какие ожидания у каждого перед встречей.
Важно предупредить пару, что любые переживания, которые будут проявляться, они могут проживать так, как им хочется. Можно плакать и смеяться, кричать и молчать. Часть своего внимания каждому партнеру рекомендуется направить на наблюдение за тем, что будет сейчас происходить.
Важно обозначить, что сегодня у них будет возможность оглянуться назад в прошлое, посмотреть вперед в будущее, почувствовать свое "сейчас" и решить, хотят ли они отправиться в дальнейший путь вместе или порознь. У меня нет мнения о том, как паре будет лучше, и об этом я тоже считаю важным сказать.
Организация пространства
Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы люди могли сесть друг напротив друга. Между ними неожиданно для партнеров, пока их глаза будут закрыты, ставятся два зеркала среднего размера. Психологу важно проверить до прихода клиентов, смогут ли они видеть свое лицо полностью. После этого нужно отодвинуть зеркала в сторону, поскольку для подготовительного этапа и начальных упражнений они не потребуются. Кроме зеркал готовим салфетки для каждого из партнеров на случай появления слез (в моем опыте без слез еще ни разу такой процесс не проходил). Обычно я ставлю зеркала на два стула, если партнеры сидят на полу, или на стол, если партнеры сидят на стульях. В начале зеркала накрыты непрозрачной тканью.
Психолог сидит между двумя партнерами так, чтобы не пересекать линию прямого контакта. Эту методику можно использовать с ко-терапевтом, тогда психотерапевты сидят друг напротив друга, образуя с клиентами ромб.
К этому моменту пара уже сидит на заранее подготовленных местах. Фаза вхождения в контакт пройдена. Мартин Бубер в своей работе «Я и Ты» пишет, что «сущности переживаются в настоящем, объектности - в прошедшем времени». Следуя за этой позицией, психолог создает процесс переживания контакта в настоящем, уповая на то, что Встреча, подлинное отношение Я-Ты, состоится, и выстраивая для этого методическую основу. Описанный ниже процесс опирается на тезис М. Бубера: «Всякая подлинная жизнь есть встреча».
Начальные упражнения
Во время первых упражнений происходит погружение в измененное состояние сознания посредством наблюдения за дыханием и физическими ощущениями, которые в привычном состоянии сознания человек игнорирует. Происходит погружение в трансовое
состояние. Это не аутогенная тренировка, никаких суггестий и самовнушений в процессе не проговаривается.
1. Проживание с закрытыми глазами
Предлагаем закрыть глаза и обратить внимание на дыхание. Так получится легче поддерживать внимание внутри. Делаем паузу, а затем спрашиваем, какие ощущения в теле, что они сейчас чувствуют. Просим партнеров подбирать точные слова для описания своих состояний. На этом этапе партнеры не должны отвечать на вопросы вслух. Если кто-то из них начинает делать это, просим побыть со своими переживаниями, не вынося их наружу.
2. Сканирование тела
Следующее упражнение используется и в телесно-ориентированной психотерапии, но ближе всего этот вариант к практикам внимательности (mindfulness) и медитаций. В гипнотических техниках, а также в качестве первого этапа аутогенной тренировки (стадии мышечной релаксации) используется схожее последовательное сканирование тела, но наряду с наблюдением за ощущениями там даются суггестии (например, «ваши руки тяжелые и теплые»), которые в нашем случае не нужны.
Просим сохранять глаза закрытыми, а затем предлагаем просканировать всё тело, начиная со стоп: «Стопы поставьте на пол так, чтобы они опирались на него полностью. Заполняйте вниманием весь объем вашего тела. Делайте это так, словно вы наполняете его жидкостью или песком. Дайте себе достаточно времени на это. Стопы... Щиколотки... Колени... Бедра. Тазовая область. Ягодицы... Нижняя часть живота. Пространство внутри корпуса. Поясница. Верхняя часть живота. Спина. Грудь. Лопатки. Область плеч.. .Руки целиком от кистей. через запястья. предплечья. локти. плечи. Весь плечевой пояс. Шея. Голова. Заполните целиком лицо. затылок. пространство между ними. и дойдите до макушки. Что вы сейчас чувствуете? Какие ощущения в теле сопровождают эти переживания? Какие мысли?»
3. Дыхание областью сердца
Согласно О. Коношенко возможно «дыхание любым участком тела». Это означает, что «внимание, будучи синхронизировано с процессом чередования вдохов и выдохов, концентрированно присутствует в заданном участке». Важно, что «речь идет именно о внимании, а не о воображении» (Коношенко и др., 2010). Мы даем инструкции для управления вниманием и дыханием:
Наблюдение за дыханием
Снятие пауз в дыхании
Увеличение амплитуды вдоха и выдоха
Дыхание грудью:
«А сейчас снова обратите внимание на дыхание. Как вы делаете вдох и выдох? Можете сделать ваше дыхание более комфортным для вас. Есть ли паузы между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом? Если есть, мягко подтяните выдох ко вдоху, а вдох к выдоху. А затем обратите внимание, где в теле располагается ваше дыхание. Пригласите его занять больше места, заполнить всё ваше тело. И сейчас позвольте вашему дыханию наполнить область груди. Дышите так, словно в этом месте у вас находится нос или рот, и вдохи и выдохи происходят через эту область, область сердца».
Во время 2 или 3 упражнения ставим зеркала перед партнерами.
Упражнения «Глаза в глаза»
Перед этим упражнением, пока глаза клиентов еще закрыты, психолог говорит примерно следующее: «Сейчас вы встретитесь с человеком, на которого вы всегда можете опереться, который всегда рядом. Это тот человек, чьё присутствие сопровождает вашу жизнь. Знакомый и незнакомый одновременно. Вы можете выбрать момент и с мягким выдохом открыть глаза.» При открывании глаз каждому становится ясно, что этот единственный партнер — он сам.
4. Смотреть себе в глаза
Зеркала появляются неожиданно для пары. Методологически идея этого этапа состоит в том, что первый шаг на пути к контакту с Другим — встреча с самим собой. Она реализована на практике через контакт с собой как с Другим, через зеркало.
Упражнение сопровождается инструкциями о наблюдении своих состояний:
«Поддерживайте контакт глаз и наблюдайте за тем, что будет с вами происходить. ... Какие чувства вы испытываете? Какие переживания приходят им на смену? ... Для вас это возможность побыть в контакте с собой как с Другим. ... Каково качество контакта с собой? ... Как вы можете его описать? ... Вы в контакте? Избегаете его? Желаете длить и длить? Прервать? . Вам интересно? Или может скучно? Или страшно? Или удивительно? Как-то еще? . Если бы вы могли описать ваш контакт, то на что он похож? . Что за отношения вас связывают? Кто для вас тот человек, на которого вы смотрите?»
Ведущий обращает внимание участников на поддержание контакта глаз с самим собой, фокусирует внимание на наблюдении состояний: на чувствах и их динамике, на дыхании, на качестве контакта с собой, метафоре этого контакта.
Время на это упражнение — около 10 минут. При изменении качества внимания и появлении у участников признаков усталости психолог обычно чувствует, что пора заканчивать. Тогда надо попросить закрыть глаза, обратить внимание внутрь. Спрашиваем о том, совпадает ли увиденное и прожитое сейчас, с тем, что обычно чувствует каждый по отношению к самому себе.
В это время надо убрать зеркала и то, на чем они стоят. Салфетки оставляем рядом с каждым.
5.Внимание на дыхании
Просим снова обратить внимание на дыхание, сделать его непрерывным, увеличить его амплитуду и заполнить им всё тело. Затем снова направляем внимание в область груди.
6.Контакт глаз с партнером
Один из первых признаков эмоционального развития человека — контакт глаз между мамой и малышом. Это важный и диагностический показатель, и прогностический. На него словно нанизывается последующий эмоциональный опыт. Виржиния Сатир в работе с семьей делала особый акцент на контакте глаз. Она говорила, что конгруэнтный стиль взаимодействия предполагает постоянный зрительный контакт (Сатир, 2000).
Следующее упражнение — центральное в невербальном взаимодействии партнеров. На четвертом шаге методики два зеркала образовывали естественный барьер между участниками. Теперь эта преграда удалена — открыв глаза, каждый видит перед собой партнера. Если зеркала были убраны тихо, может возникнуть эффект неожиданности, способствующий усилению переживаний. В этот момент происходит встреча, пока без возможности говорить. Ведущий помогает участникам направить и удерживать внимание
на дыхании и эмоциях, замечать смену состояний, метафору этого контакта, как это было при контакте глаз с самим собой.
Сопровождаем этот процесс инструкциями: «А сейчас позвольте вашему вниманию отправиться наружу. Вы можете открыть глаза и увидеть того, кто находится напротив вас. ... Что вы сейчас чувствуете? ... А сейчас? Есть ли динамика у ваших переживаний? Если да, то какие это изменения?. Каково сейчас качество контакта? Как вы можете его описать?» и т.д.
Во время этого упражнения контакт происходит волнообразно. Очень важно дать время на проживание первых волн, чтобы у партнеров была возможность пройти глубже. Эта стадия занимает примерно 10 минут. Затем можно сказать: «Когда вы почувствуете, что вам достаточно, можете мягко закрыть глаза и завершить этот контакт».
7. После завершения контакта
Завершение контакта — это важная часть методики. Она часто по переживаниям подобна расставанию. Зачастую участники говорят о проживании экзистенциального одиночества в этот момент или после контакта глаз со собственным отражением. Обращаем внимание партнеров на то, что с ними происходит сейчас, после закрытия глаз, какие ощущения в теле, какие чувства, мысли, когда каждый из них остался наедине с собой.
Упражнения «Контакт с вариантами выхода»
8."Завершая, наблюдаю"
Это упражнение является символическим завершением предыдущего этапа отношений партнеров, возможностью проговорить свои ожидания и фрустрации в специально для этого заданном формате. Упражнение «Завершая, наблюдаю» похоже на проективную методику «Незаконченные предложения» Джозефа Сакса (Sachs J.M. Levy S., 1950), только проводится оно в совершенно непривычном формате. Начало каждого предложения произносит сперва психотерапевт, затем один из партнеров повторяет полностью начало фразы и произносит своё продолжение. С каждым предложением оба партнера могут произнести много завершений (до «вычерпывания» содержаний). Обычно бывает от 3 до 15 продолжений. Второй партнер при этом - слушает,
- поддерживает контакт глаз,
- сохраняет молчание.
Это важно четко обозначить, чтобы желание ответить не провоцировало привычные для партнеров диалоги, состоящие из стандартных для пары претензий и недовольств. Затем участники меняются ролями: эту же фразу завершает второй партнер, а первый слушает, смотрит в глаза и сохраняет молчание.
Специально подобранные незавершенные предложения озвучивают сомнения, ожидания, страхи и другие переживания, связанные с каждым из принципиальных вариантов развития отношений — остаться вместе или расстаться навсегда. Партнеры также наблюдают за своими телесными и эмоциональными реакциями на варианты выхода с их перепутья.
Всего используется 6 фраз. Два варианта исхода с каждым эмоционально направленным вариантом плюс два варианта более проективных свободных предложений:
^ Когда я представляю, что мы расстанемся, я боюсь.
> Когда я представляю, что мы расстанемся, я радостно предвкушаю.
^ Когда я представляю, что мы снова будем вместе, я боюсь.
^ Когда я представляю, что мы снова будем вместе, я радостно предвкушаю...
^ Когда я представляю, что мы расстанемся.
^ Когда я представляю, что мы снова будем вместе.
По опыту это упражнение занимает около 15-18 минут. Партнеры высказывают свои сомнения и надежды: «Когда я думаю о том, что мы снова будем вместе, я боюсь, что опять стану жить как на притушенной конфорке», «Когда я думаю о том, что мы снова будем вместе, я радостно предвкушаю, что мы реализуем нашу идею и отправимся в путешествие в Австралию». Высказывания некоторых ожиданий удивляют самих произносящих. Это упражнение дает возможность высказать то, что не было проговорено в ходе домашних разговоров и даже психотерапевтических сессий.
9.Побыть с самим собой после встречи с партнером
Предоставляем партнерам возможность закрыть глаза и переварить полученный опыт. Следующие 3-5 минут важно дать этой внутренней работе произойти — поддерживать тишину, не производить никаких звуков.
Говорим партнерам примерно такие слова: «А теперь можете закрыть глаза и побыть с тем опытом, который произошел с вами сейчас. Побыть наедине с собой». Обычно я прошу партнеров сохранять режим молчания до следующего утра, потому что полученный опыт требует паузы для осмысления. Затем мы встречаемся еще раз или каждый из участников пишет мне письмо.
Представленная методика работы носит характер инициатического процесса. Пара иногда нуждается в нем как в способе перехода от предыдущего этапа отношений к новому, как очищению от ожиданий и страхов, их вербализации и расставанию прежде всего именно с ними.
Терапевтический процесс и эффективность
Зачастую первой ко мне обращается женщина, а через 3-7 индивидуальных сессий пара решает прийти вместе. До того, как провести процесс «Выход с перепутья», обязательна индивидуальная сессия со вторым партнером. Это не просто знакомство и налаживание контакта, но также и диагностика готовности к такой работе и прояснение его личного запроса. Кроме того, это снижает вероятность восприятия психотерапевта как находящегося в коалиции с партнером, который пришел первым. Для пар, обратившихся за помощью вместе, такой опасности нет.
После описанного выше процесса «Выход с перепутья» и встречи (или писем) с проговариванием результатов оба партнера часто делают паузу, завершают психотерапию или этот её этап. Были случаи, когда один из партнеров через несколько месяцев обращался снова, но с другим запросом. Однажды через два года после такой работы ко мне пришла женщина на одну сессию, чтобы рассказать, что у них с мужем всё хорошо, другого запроса не оказалось.
Если говорить об эффективности, мой опыт работы с парами по этой методике таков, что после сессии «Выход с перепутья» партнеры действительно проясняют для себя, хотят ли остаться вместе или разойтись. Для каждой пары этот процесс был схож с инициацией,
моментом перехода. Причем некоторые партнеры принимали решение о расставании, а некоторые ясно понимали, что у них есть то, ради чего им хочется продолжать жить вместе.
Литература:
Анохин П.К. (1973) Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 5-61.
Бубер М. (1993) Я и Ты. М.: Высшая школа.
Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. (2006) Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб.: Речь.
Коношенко О.Л., Мельников В.Л., Шередеко Я.Н., Шередеко Т.В. (2011) Свободное Дыхание: прагматичный подход. От самоисследования и самоосвоения к самоуважению и самообладанию. СПб., Весь.
Сатир В. (2000) Психотерапия семьи. СПб., Речь.
Bortolon C., Capdevielle D., Altman R., Macgregor A., Attal J., Raffard S. (2017) Mirror self-face perception in individuals with schizophrenia: Feelings of strangeness associated with one's own image. Psychiatry research. Jul; 253, 205-210.
Hofmann S.G., Heinrichs N. (2003) Differential Effect of Mirror Manipulation on Self-Perception in Social Phobia Subtypes. Cognitive Therapy Research. Apr; 27(2), 131-142.
Mann D. (2008) Understanding society: a survey of modern social theory. Oxford University Press.
Mulkens S., Jansen A. (2009) Mirror gazing increases attractiveness in satisfied, but not in dissatisfied women: a model for body dysmorphic disorder? Journal of behaviour therapy and experimental psychiatry. Vol. 40, Issue 2, June, 211-218.
Rochat Ph., Zahavi D. (2011) The uncanny mirror: A re-framing of mirror self-experience. Consciousness and Cognition. 20, 204-213.
Sachs J.M. Levy S. (1950) The sentence completion test. Bellak L. (Eds.). Projective psychology. New York: Knopf 357-397.
Tsakiris M. (2008) Looking for myself: current multisensory input alters self-face recognition. Public Library of Science One. 3(12).
Veale D., Miles B., Valiallah N., Butt S., Anson M., Eshkevari E., Gledhill L.J., Baldock E. (2016) The effect of self-focused attention and mood on appearance dissatisfaction after mirror-gazing: An experimental study. Journal of behaviour therapy and experimental psychiatry. Sep; 52, 38-44.
Veale D., Riley S. (2001) Mirror, mirror on the wall, who is the ugliest of them all? The psychopathology of mirror gazing in body dysmorphic disorder. Behaviour research and therapy Dec; 39(12), 1381-93.