Научная статья на тему 'Решение логических текстовых задач в начальной школе как один из способов развития творческих способностей младших школьников'

Решение логических текстовых задач в начальной школе как один из способов развития творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1561
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ЛОГИКА / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гебекова А.Н.

В статье автор аргументирует актуальность выбранной темы, рассматривает роль логических задач на развитие творческих способностей младших школьников в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Использование логических задач будет способствовать развитию у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение логических текстовых задач в начальной школе как один из способов развития творческих способностей младших школьников»

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Гебекова А.Н.*

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров,

г. Махачкала

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

В статье автор аргументирует актуальность выбранной темы, рассматривает роль логических задач на развитие творческих способностей младших школьников в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Использование логических задач будет способствовать развитию у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия.

Ключевые слова логические задачи, логика, логическое мышление, творческие способности.

В основе разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Целью начального образования на данном этапе является формирование личности младшего школьника с максимальным учетом его индивидуальных способностей, развитие его творческих способностей, которые обеспечивают такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

При проектировании современных стандартов начального общего образования второго поколения одним из главных ориентиров является «определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению, познанию и творчеству в течении всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций». Это связано обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование творческой активности младших школьников, способной самостоятельно делать выбор, ставить, а затем и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартным требованиям, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою учебную деятельность.

Доцент кафедры Дошкольного и начального образования, к.п.н., доцент

88

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Развитие творческих способностей младших школьников необходимо на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте.

«Главная задача обучения математике, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить», - писал ведущий отечественный методист А.А. Столяр. Использование логических-нестандартных задач на уроке математики в начальной школе очень актуально сегодня в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Актуальность данной темы заключается в том, что учитель из-за отсутствия системы работы над этими задачами не всегда знает, как сформировать у учащихся способность мыслить последовательно, по законам логики.

Мы предполагаем, что никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к новым учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевают начальными приёмами логического мышления.

В настоящее время в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, на формирование культуры и самостоятельной творческой активности. Поэтому учителя начальных классов должны особое внимание уделять решению логических задач.

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является решение школьниками нестандартных логических задач [2].

Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребёнка к изучению «классической» математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н.Н. Лузина, что их сын в математике безнадёжен, что он туп и что вряд ли он сможет учиться в гимназии. Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик еле-еле перешёл в следующий класс.

Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, прими-

Теория и методика обучения и воспитания

89

тивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестандартные, гораздо более сложные и трудные. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика. Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел учёный с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую советскую математическую школу.

Логика - это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить. Нельзя сформировать логическое мышление не изучая логику, нельзя надеяться, что логическое мышление развивается в полной мере спонтанно на уроках математики, литературы и др. Во многих ситуациях учащиеся поступают интуитивно, полагаясь на сообразительность и смекалку, а иногда жизненный опыт или подсказку старших. Но логическая интуиция нуждается в прояснении.

Но каков бы ни был подход к решению этого вопроса, т.е. развития логического мышления, большинство исследователей сходятся в том, что развивать логическое мышление в процессе обучения - это значит:

- развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия;

- вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать (абстрагировать) их от второстепенных, несущественных;

- учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое;

- учить детей делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы;

- следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, обоснованно.

Основная работа для развития логического мышления, как мы считаем, должна вестись с текстовой задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления и творческих способностей младших школьников. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития [1]. Однако, что зачастую наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают её. Но извлекается ли из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся может вновь испытывать затруднения при ее решении. Для получения наибольшего эффекта мы предлагаем применить различные формы работы над задачей [1]:

90

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

1. Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твёрдых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается [1].

2. Решение задач различными способами. Учителя начальных классов мало внимания уделяют решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем, хотя это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности[1].

3. Правильно организованный способ анализа задачи - с вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учителю необходимо обратить внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися.

Составить задачу: 1) используя слова: больше на; столько, сколько; меньше в, на столько больше, на столько меньше; 2) решаемую в 1, 2, 3 действия; 3) по данному её плану решения, действиям и ответу; 4) по выражению и т.д.

6. Решение задач с недостающими или лишними данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Использование приёма сравнения задач и их решений.

10. Запись и сравнение двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

11. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

12. Закончить решение задачи.

13. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

14. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

15. Решение обратных задач.

Для развития творческих способностей младших школьников можно использовать решение текстовых задач разными способами. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе. Применение различных способов решения текстовых задач развивает не только умственные способности, но и приучает их к исследователь-

Теория и методика обучения и воспитания

91

ской работе. На уроках математики при решении тестовых задач, мы считаем, что необходимо соблюсти не только все этапы работы над текстом, но и применять различные формы работы над задачей.

Задачи с недостающими или лишними данными

Как показывает практика, интерес и активность учащихся начальной школы при решении задач повышается, если их текст сформулирован на основе разнообразных задачных ситуаций взятых из жизни.

Сформулированные на их основе задачи могут содержать избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения требования задачи.

На основе возникающих жизненных ситуаций могут быть сформулированы и задачи, в которых недостаточно информации для выполнения требований.

Незаконченные задачи (задача без вопроса)

Алгоритм работы выстроен на даче вопросов детям:

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

- Поставьте вопрос к задаче.

Составление задач по имеющимся данным

Вначале даётся понятие «задача», затем «данные». После того как учащимися усвоены эти понятия, мы предлагаем перейти к системной поэтапной работе. Каждый этап имеет различный период времени и определяется усвоением учащимися технологии работы по данному алгоритму.

- Данные предлагаются конкретные и отвлечённые.

- Предлагать детям цифровые и словесные данные (полные) «разрезанная задача».

- Предлагать числовые данные и главные словесные (по типу краткой записи)

- Предлагать только словесные данные (могут быть картинки, реальные жизненные ситуации)

- Предлагать только числовые данные.

Составление задач по краткой записи

Для данной работы предлагаем использовать схемы.

На первом этапе отрабатывается алгоритм записи задачи краткои алгоритм принятого сокращения, а также правила распределения схематических стрелок и знаков вопроса.

Учитель должен учить детей дифференцировать разные вопросы: Сколько...? Который...? Какова.? И начинать свой ответ, опираясь на вопрос.

92

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Для уяснения лексического значения слова необходимо использовать задания на подбор нужного слова в вопросе.

Решение задач разными способами

Например, «Турист отправился в путешествие, во время которого он ехал на автомашинах, плыл на пароходе и, конечно, шел пешком. На протяжении всего путешествия он наблюдал за очарованием природы и восхищался старинной архитектурой».

На основе приведенного текста составьте задачу так, чтобы ее решением было числовое выражение

264 - (146 + (146 - 50)) 146 + (146 - 40) + (146 - 40) : 2

Учащимся можно предложить задачи с возрастающей степенью трудности, которые решаются последовательно - от первого к последнему. По количеству и качеству решенных задач можно было судить о навыке ребенка. Если ребенок не смог справиться с каким-либо заданием, то он должен был объяснить, что вызвало у него затруднение. Это позволит учителю скорректировать свою обучающую деятельность относительно каждого ребенка.

Демонстрация разных способов решения задач стимулирует познавательный интерес слабых учащихся, способствует развитию творческого мышления.

Поиск новых способов решения

Одним из эффективных приёмов мышления учащихся, включений их в творческую деятельность, является поиск различных способов решения задачи.

На пошив 8 одинаковых платьев израсходовали 24 м ткани. Сколько метров ткани потребуется на 2 таких же платья?

1- й способ:

1) 24 : 8 = 3 (м) - ткани требуется для одного платья;

2) 3 • 2 = 6 (м) - ткани потребуется на 2 платья.

Ответ: 6 метров.

2- й способ

1) 8 : 2 = 4 (раза) - меньше изготовят платьев;

2) 24 : 4 = 6 (м) - ткани потребуется на 2 платья.

Ответ: 6 метров.

Если частично изменить условие и вопрос задачи, то можно решить новую задачу.

Использование приема сравнения задач и их решений

Здесь интересным для учащихся является то, что что им необходимо поискать алгоритм решения подобных задач, что тоже ведёт к развитию творчества учащихся в процессе обучения.

Теория и методика обучения и воспитания

93

1. Друзья утром съели 5 яблок, а днём - ещё 3. Сколько всего они съели яблок?

2. Друзья утром съели 5 яблок, а днём - ещё 3. На сколько больше они съели яблок утром, чем днём?

Прочитай тексты и докажи, что это задачи.

Чем задачи похожи? Чем различаются? Как ты думаешь, решения этих задач будут одинаковыми? Объясни ответ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реши задачи и объясни выбор действий.

Придумай свою задачу, которую нужно решать тем же действием, что и первую задачу из данных.

Измени вопрос своей задачи так, чтобы её решение стало таким же, как у второй задачи.

Решение обратных задач

Эта форма работы над задачей привлекает внимание всех учащихся, так как всегда всё необычное является наиболее интересным.

1. В вазе было 15 конфет, 11 из них съели. Сколько конфет осталось в вазе?

2. Когда съели 11 конфет, в вазе осталось ещё 17. Сколько конфет было в вазе сначала?

Реши задачи.

Сравни решения задач. Какая между ними связь? От чего она зависит?

Как бы ты назвал эти задачи? Почему?

Какую ещё задачу, обратную данным, можно составить? Запиши такую задачу и её решение.

Вышеуказанные виды задач обеспечивают одновременное осмысленное усвоение противоположных понятий и помогают детям различать близкие и сходные между собой понятия.

На уроках математики необходимо использовать различные формы работы над задачей и считаем продуктивным в системе метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различные преобразования, приводящие к упрощению и усложнению. Для развития творческих способностей младших школьников мы считаем, что необходимо создать проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания.

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он - находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной, аргументированной. Повы-

94

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

шается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

Ведь в творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля и самооценки.

Формирование творчества на уроках математики через решение логических задач обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

Список литературы:

1. Алексеева О.В.Логические задачи на уроках математики в начальной школе. - М., 2014.

2. Асмолов А.Г., Буркменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. - М.: 2011.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

4. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова. - М.: издательский центр «Академия», 2002.

5. Залевская Т.И. Использование логических задач на уроках математики в начальной школе. - М.: 2012.

6. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 59-60.

7. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С. 37-39.

8. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 52-54.

ВЫПУСКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОИ ГАЗЕТЫ «ВАРЕНЬЕ» КАК НОВЫЙ ВИД ИНФОРМАЦИОННО-ОТЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Джафарова Ф.Х.*

Детский сад № 546, г. Екатеринбург

В статье представлены результаты работы по проекту познавательно-информационная газета «Варенье», который был успешно реализо-

Воспитатель высшей категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.