Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 228 стр. 1 CD ROM.
3. Совет экспертов по образованию [Электронный ресурс]: видеозапись совета в редакции «Российской газеты» 23.12.2013. Режим доступа: http://rg.ru/2013/12/23/dz-site.html
4. Australia - Educating Globally. Advice from the International Education Advisory Council. February 2013. - 69p. Available at: https://aei.gov.au/IEAC2/theCouncilsReport/Documents/
5. Becker Rosa and Renze Kolster International Student Recruitment: Policies and Developments in Selected Countries. Available at: https://www.nuffic.nl/en/library/international-student-recruitment.pdf Nuffic, Hague, 2012. - 104p.
6. OECD (2013), Education at a Glance 2013: OECD Indicators, OECD Publishing, 2013. - 440 p. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en
Киселева Н.А., к. п. н. заведующий кафедрой русского и иностранных языков
Филиал ОмГПУ Россия, Тара
РЕШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема решения лингвистических задач. Автор обращается к понятиям «лингвистическая задача», «информационная модель». Автор статьи предлагает решать лингвистические задачи с помощью метода информационного моделирования. В статье представлены этапы решения лингвистической задачи на основе метода информационного моделирования.
Лингвистическая задача; информационное моделирование; модель; этапы решения задачи.
При решении задачи достаточно редко приходится работать с реальными объектами, представленными в содержании задачи. Чаще всего такие объекты замещаются их материальными или идеальными моделями: природные и индустриальные - картами, макетами, иллюстрациями; технические объекты - схемами, пультом управления; лингвистические объекты - схемами, таблицами, буквенными символами. Как видим, решение задачи напрямую связано с моделированием. Перечисленные выше материальные и идеальные модели являются материалом, с которым работает решатель. Этот материал является моделью оригинала, содержания задачи. Данную модель можно рассматривать и как материальную, и как идеальную, поскольку решатель может действовать с этим материалом и мысленно, и практически.
Многие исследователи под задачей понимают ситуацию, в которой необходимо преобразовать какой-то объект из исходного состояния в конечное с помощью некоторых действий и средств. При этом какие-то из элементов задачи известны, другие - неопределенны, третьи - нужно найти. Понятие лингвистической задачи и классификации лингвистических задач подробно рассмотрены в статье Н.А. Киселевой [1].
По наблюдениям А. Ф. Эсаулова [5, с. 17], «задача - это более или менее определенные системы информационных процессов, несогласованное или даже противоречивое соотношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании».
В данном определении акцентируется внимание на преобразовании информационных процессов. Это понятно, так как компонентная характеристика задачи, представленная условиями и требованиями задачи, нуждается в каком-либо их преобразовании. Следовательно, решение задачи представляет собой процесс преобразования информации.
Известно, что «класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передачу, преобразование и использование информации) в системах самой разнообразной природы» [4, с. 91], а значит и лингвистической, называют информационной моделью. Информационные модели принадлежат к классу идеальных (воображаемых) знаковых моделей.
Информационная модель - это, в той или иной форме, описание объекта моделирования. В информационной модели отражаются знания человека об объекте моделирования. Объектом информационного моделирования может быть все, что угодно: отдельные предметы, физические, химические, лингвистические процессы и т. п. В принципе, информационным моделированием занимается каждая наука, поскольку задача науки состоит в получении знаний, а наши знания о действительности всегда носят приближенный, то есть модельный характер.
Анализ научной и педагогической литературы показывает, что в настоящее время педагогические исследования направлены на то, чтобы поиск и применение разработанных методов в одной области исследований распространить на другую. Студенты-филологи обладают достаточным объемом знаний и могут осознанно применять информационное моделирование для решения лингвистических задач. Таким образом, представляется возможным решение лингвистических задач на основе информационного моделирования.
Итак, рассмотрим лингвистическую задачу как особую знаковую модель реальной ситуации (задачной ситуации), а процесс ее решения - как построение цепи моделей (вспомогательной, обобщенной, предметной, логической, компьютерной и др. в зависимости от типа задачи).
Для создания модели решения лингвистической задачи на основе информационного моделирования выделим основные этапы решения задачи и представим их в виде системы действий:
1. Ознакомление с задачей, понимание постановки задачи.
Этот этап включает семантический анализ текста задачи (установление функциональной зависимости между условием и требованием задачи) и системно-структурный анализ объекта задачи (выделение элементов объекта, их свойств и отношений между ними).
Одним из важнейших действий на данном этапе решения задачи является абстрагирование (отвлечение от несущественных деталей). Каждый элемент объекта задачи может характеризоваться набором собственных свойств и набором связей (параметрических, логических, топологических или функциональных) с другими элементами, может иметь свою структуру. Естественно, что при абстрагировании осуществляется определенное огрубление реальной действительности. Однако если отвлечение от некоторого присущего объекту свойства не влияет на решение поставленной задачи, то целесообразно абстрагироваться от этого свойства, исключив его из рассмотрения. Так концентрируется внимания на наиболее важных аспектах и атрибутах объекта задачи, что позволяет глубже понять сущность изучаемого объекта, явления.
Все элементарные объекты, выделенные при анализе, должны быть показаны во взаимосвязи. Для описания объектов, их свойств и отношений можно, учитывая цель моделирования, использовать схемы, рисунки, таблицы, знаковые системы, числовые характеристики, то есть может быть использован как естественный, так и искусственный язык. Преимущество искусственных языков в том, что они усиливают «логичность» языка, однозначное соответствие между планом содержания (значением) и планом выражения (внешней формой языка). Типичным примером является любой язык программирования или структурные схемы предложений в синтаксисе. На примере последних также можно продемонстрировать прием абстрагирования: N1 -Щ (Лес шумел); N1 - N1 (Мой брат - учитель); N1 - Adj (Улыбка у него добрая).
2. Составление плана решения лингвистической задачи.
На этом этапе выстраивается алгоритм решения задачи (последовательность действий решателя). Определяются границы применимости модели: создается обобщенная информационная модель задачи, если необходимо, строятся вспомогательные модели. Один и тот же объект можно рассматривать с разных точек зрения и, соответственно, описывать его по-разному. Из этого следует, что для одного и того же объекта могут быть построены разные информационные модели. В ходе решения задачи можно воспользоваться приемом создания моделей для одного объекта, начиная с простейших - с минимальным набором определяющих параметров. Далее модели могут быть усложнены путем
ввода тех параметров, которые прежде были отброшены. В зависимости от целей, которые ставит преподаватель, модель может быть построена самим студентом или может быть использована «готовая» модель.
На этом же этапе выясняется, какие операции может выполнить только человек, какие операции могут быть выполнены совместно человеком и компьютером, какие - компьютер может выполнить самостоятельно. Другими словами, здесь решается вопрос об уровне автоматизации процесса решения лингвистической задачи.
3. Осуществление решения задачи.
На данном этапе выполняются предписанные алгоритмом решения задачи операции. При этом всецело или частично предметом оперирования является информационная модель объекта задачи. Информационная модель, реализованная средствами программной среды, становится компьютерной моделью. Под компьютерной моделью понимают «хранящуюся в памяти компьютера и интерпретируемую программными средствами систему, отображающую структуру и взаимосвязи элементов моделируемого объекта, которые в рамках решаемой задачи полагаются существенными» [3, с. 17].
4. Анализ полученного результата.
Результаты моделирования могут соответствовать или не соответствовать целям поставленной задачи. Поэтому необходимо провести анализ результатов моделирования. Если на предыдущих этапах моделирования были допущены ошибки (слишком упрощенно построена модель, неудачно выбран метод или среда моделирования и т. д.), то требуется корректировка модели. Перенос новых свойств с информационной модели на объект лингвистической задачи осуществляется благодаря наличию у них ряда тождественных атрибутов.
Итак, настоящий этап включает контроль правильности решения, корректировку модели, если это необходимо, и перенос полученных знаний с модели на объект задачи.
Поскольку информационное моделирование представляет собой творческий процесс, то при решении каждой конкретной задачи он может претерпевать некоторые изменения. Например, какой-то из этапов может быть модифицирован или пропущен, какой-то добавлен.
Таким образом, решение задачи представляет собой преобразование объекта, описанного в задаче, так как в задаче кроме исходного предмета есть требование задачи, так называемая модель требуемого состояния предмета задачи. Все это позволяет не только решать задачу на основе метода информационного моделирования, но и рассматривать любую задачу, в том числе и лингвистическую, как динамическую информационную модель.
Решение лингвистических задач на основе метода информационного моделирования, на наш взгляд, способствует выработке профессиональных навыков, а также формированию общего информационного взгляда на мир у
студентов-филологов. Методика обучения решению лингвистических задач на основе метода информационного моделирования представлена в работе
H.А. Киселевой [2].
Использованные источники:
I. Киселева Н.А. Лингвистические задачи и их классификация // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 37 (80): Аспирантские тетради: Научный журнал. - 2008. - С. 159-162.
2. Киселева Н.А. Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического факультета на основе информационного моделирования: Дис. канд. пед. наук. - Орел. - 2010. - 277 с.
3. Кулева Л. В. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономико-управленческого профиля: Дисс. канд. пед. н. - Н. Новгород. - 2001.
4. Могилев А. В. и др. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; Под ред. Е. К. Хеннера. - М., 1999. -816 с.
5. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1979. - 216 с.
Коваленко А.В., канд. филос. наук
доцент
кафедра социологии, психологии и права
Пичугина А.П. студент гр. 11Д1О ИСГТ Национальный исследовательский Томский политехнический
университет Россия, г. Томск
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В статье рассматривается проблема внедрения интерактивного обучения в практику российских вузов как технологии, обеспечивающей достижение компетентностных результатов, и, следовательно, изменения педагогических ролей преподавателя в организации образовательной деятельности студентов.
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностные результаты, педагогические роли, многоканальные коммуникации, модератор, фасилитатор, эксперт, помощник, партнёр.,
Необходимость соответствия образовательной деятельности студентов содержанию и результатам образовательных программ нового поколения ФГОС, ориентированных на развитие общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, кардинальным образом меняет технологии обучения в высшей школе.