Каргина Е.В.
начальник отдела международного сотрудничества ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Россия, г. Тольятти
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕСТА ОБУЧЕНИЯ, С ЦЕЛЬЮ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ ПРОДВИЖЕНИЯ СТРАН И ВУЗОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье анализируются факторы, влияющие на принятие иностранными студентами решения о месте обучения. Учет данных факторов при разработке стратегий продвижения национальных систем образования и отдельных вузов за рубежом позволяет осуществить выбор рынков и инструменты продвижения.
Ключевые слова: международный рынок образовательных услуг, факторы выбора места обучения, мотивация принятия решений
Международный рынок высшего образования на настоящем этапе представляет собой сложную постоянно развивающуюся систему, в которую входят высшие учебные заведения, студенты и их семьи, образовательные агентства, школы и центры, осуществляющие языковую подготовку и тестирование, издательские компании, организаторы международных образовательных выставок, компании, оказывающие сопутствующие услуги иностранным студентам (размещение, медицинское страхование, путешествие) и другие участники.
За последние три десятилетия количество студентов, обучающиеся за пределами своей страны, стремительно выросло: с 0,8 миллионов в 1975г. до 4,3 миллиона студентов в 2011году [6, с. 308]. Такое значительное увеличение является не только результатом массовизации высшего образования, но и развития образовательных, культурных, социальных и политических связей между странами, расширению доступа к высшему образованию во всем мире и интернационализации рынка труда. По прогнозам Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) к 2020 г. число иностранных студентов вырастет до 7 миллионов, что в денежном выражении составит 280 миллиарда долларов [по 4, с. 21]. Данные тенденции обуславливают выделение экспорта образовательных услуг в приоритетные направления внешнеэкономической деятельности многих стран мира, включая Российскую Федерацию.
При разработке стратегии продвижения образовательных услуг отдельны вузов и национальных систем образования в целом на международном рынке необходимо понимать, на чем основывается решение иностранных студентов получить образование в конкретной стране, городе, университете. Существует несколько ключевых драйверов выбора иностранными студентами места обучения. К первостепенным драйверам
относятся стоимость, желание сделать успешную карьеру и получить опыт глобальной мобильности. Важным также является качество обучения, безопасность, услуги по сопровождению, возможность трудоустройства во время обучения, а также сеть выпускников.
Студент принимает решение учиться за рубежом по ряду причин как личного характера (личные качества студента, его достижения в обучении, предпочтения и мотивация), так и связанных с окружением в родной стране (уровнем национальной системы образования, состоянием рынка труда, качеством жизни, безопасностью, стипендиями национального правительства для обучения за рубежом). На выбор в пользу зарубежного образования влияют семейные традиции, социальный статус родителей, наличие родственников за рубежом, а также рекомендации друзей, преподавателей, работодателей, образовательных консультантов и агентов [4, 44].
Ректор РУДН В. Филиппов отмечает, что «в условиях массового высшего образования говорить о том, куда иностранные студенты поедут учиться: в американские или российские университеты, это совсем не только качество образования или наука. Это целый пласт того, на что смотрит молодежь, их родители, семьи: на язык, на котором ведется преподавание, на безопасность, на инфраструктуру» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Он также отмечает, что привлекает иностранных студентов наличие кампусов с развитой средой (стадионами, обслуживанием), которые есть в большинстве университетов мира, и условия проживания в общежитие. Вопрос о выборе вузы более широкий, чем качество образования и рейтинг университета. По опыту РУДН, иностранные студенты и их родители смотрят в первую очередь на образовательный аспект, на качество образования. Важным показателем в данном аспекте является то, как выпускники этих университетов, возвращаясь на родину, сдают экзамены для прохождения на получение сертификата практической деятельности [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
В исследовании Розы Беккер и Ренце Костлера «Набор иностранных студентов: политика и развитие в отдельных странах» (International student recruitment: policies and developments in selected countries) приводится обзор тех факторов, которые определяют выбор вуза за пределами своей страны. При принятии решения студенты и их семьи руководствуются так называемыми "push" и "pull" факторами (Рисунок 1). Первая группа факторов ("push" factors) включает те причины, по которым студент не хочет или не может получить образование в своей стране и которые побуждают его учиться за рубежом. В свою очередь вторая группа факторов "pull factors" определяет привлекательность региона, страны, вуза для обучения. По мнению исследователей обе группы факторов могут быть применимы при разработке политических мер по привлечению иностранных студентов на уровне городов, регионов, стран и даже континентов и наднациональных
организаций (например, Европейский союз и Европейское образовательное пространство) [4, ^ 10].
Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор места обучения [по 4]
Наиболее действенная модель процесса выбора места обучения иностранными студентами предложена Л.Х. Ченом в статье «Выбор канадских магистерских школ студентами из Восточной Азии» (East-Asian Students Choice of Canadian Graduate Schools, International Journal of Educational Advancement). Модель включает три стадии:
1. Стадия предрасположения (predisposition stage), на которой студенты собирают информацию об обучении за рубежом и принимают решение учиться за приделами родины.
2. Стадия поиска/отбора/подачи заявки, на которой студенты собирают информацию об имеющихся альтернативах, производят отбор, принимают решение и посылают одно или несколько заявлений.
3. Стадия выбора, на которой студенты, после получение официального подтверждения готовности принять студента на обучение, еще раз обдумывает имеющиеся альтернативы (программа, образовательное учреждение, город, страна, визовые требования, стоимость и т.п.) и принимает окончательное решение [по 4, c. 10].
Факторы привлекательности (Pull factors) условно подразделяются на относящиеся к стране обучения, городу и конкретному вузу. Согласно исследователям, основные факторы привлекательности страны в качестве места обучения включают
- доступность информации о стране и ее высшем образовании, существующие культурные/экономические/ образовательные/ исторические /
лингвистические / религиозные / стратегические связи, а также активная политика продвижение или набора);
- качество и репутация образования в стране (например, но не только, через рейтинги институтов внутри страны) и уровень академической свободы;
- взаимное признание дипломов/квалификаций (страной обучения и родной страной);
- стоимость высшего образования и проживания в стране (стоимость обучения, наличие финансовой помощи, расходы на путешествие, расходы на проживание);
- тип управления вузами (государственные, частные);
- уровень безопасности в стране (уровень преступности, расовая дискриминация);
- интернационализация страны (количество иностранных студентов, наличие и разнообразие международных программ, строгость иммиграционной политики);
- среда для жизни, учебы и работы в стране (климат, условия для исследований, окружение, возможности по трудоустройству и иммиграции до и после учебы, демографический рост/спад);
- социальные и географические связи (друзья/родственники, проживающие или обучающиеся в данной стране, географическая близость) [4, ^ 12-13].
В исследование Маццерол и Соутар выделены 5 основных по важности фактора, влияющих на принятие решение об обучении в стране: качество обучения, репутация образовательных учреждений страны, признание квалификаций в родной стране, легкость получения информации о стране и знания, имеющиеся у студента о данной стране [по 4, ^ 13]. Таким образом, первостепенными по важности факторы привлекательности страны - это высокое качество и репутация образования, и хорошая информированность о стране.
Согласно исследованию мотивации принятия решения учиться в России, проведенному в 2013г. Министерством образования и науки РФ среди иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в рамках квот, были выявлены следующие мотивы: высокое качество обучения в России (62,1%), хотели учиться именно в России (20,1%), хотели учиться за границей (16,1%), возможность получить образование бесплатно (15,2%), учиться в России предложило национальное Министерство образования (13,8%), отсутствие выбранной специальности в вузах страны постоянного проживания (5,4%) и более высокий конкурс при поступлении в стране проживания (3,5%) [1, ^186]. Однако следует заметить, что это исследование охватывает только иностранных студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнования Российской Федерации, и мотивация других студентов может несколько отличаться.
Основные факторы привлекательности города во многом схожи с факторами привлекательности страны и включают доступность информации о городе, качество и репутацию образования в городе, стоимость обучения и проживания, уровень безопасности, уровень интернационализации в городе, социальные и географические связи, среду для жизни, учебы и работы в городе. Совместные усилия вузов, муниципальных властей и местного бизнеса требуются для продвижения отдельного города как места, привлекательного для обучения студентов со всего мира. В этом случае важно понимание среди всех слоев городского сообщества, что обучение иностранных студентов позволяет привлечь инвестиции в экономику города, создает новые рабочие места и привлекает глобальный талант, который может остаться работать на местных предприятиях.
К факторам, определяющим выбор вуза, исследователи относят следующие:
- широкая осведомленность студентов об университете (наличие информации, стратегические связи с предыдущим местом обучения, активная политика продвижения или рекрутинга);
- качество и репутация вуза и его научной деятельности (выраженная в рейтингах вуза, отдельных программ и профессоров);
- признание степеней и квалификаций, присуждаемых вузом, в стране проживания студента, высокий уровень их маркетабельности (marketability), то есть годность для реализации на рынке;
- стоимость высшего образования (оплата обучения, стоимость проживания, путешествия и т.п.);
- характер управления и административные процедуры (государственный или частный вуз, академическая свобода, удовлетворенность коммуникацией с университетом);
- уровень интернационализации (стратегические международные партнерства, количество иностранных преподавателей, студентов, выпускников, наличие и разнообразие международных программ);
- качество персонала вуза;
- язык обучения;
- среда обучения, проживания и работы (окружение, учебные помещения, возможность трудоустройства в университете во время учебы, качество IT среды и материально-техническая база);
- социальные и географические связи (близость к месту проживание, наличие друзей, обучающихся в вузе) [4].
Особого внимания заслуживает выбор места обучения через образовательного агента. В Китае и во многих других странах их использование для помощи в выборе зарубежного вуза, наиболее подходящего целям студента, стало распространенной практикой. Исследования показывают, что многие студенты этих регионов принимают
окончательное решение, основываясь на рекомендации образовательных агентов.
Обучение земляков в зарубежном вузе, является одним из основных факторов для выбора родителями и студентами места обучения, поскольку соотечественники являются частью принимающей сети, которая, в свою очередь, является механизмом, сокращающим затраты и издержки. Эмоциональная стоимость переезда в новую страну, скорость и относительная безболезненность адаптации во многом снижается благодаря возможности общения с представителями своей культуры, которые уже «имплантировались» в социуме данного вуза и города [2].
Отзывы и рекомендации иностранных студентов и выпускников вузов оказывают большое влияние на выбор места обучения. Они являются источником информации, к которому у потенциальных студентов и их семей существует более высокий уровень доверия, чем к официальным источникам (сайту вуза, представителям, буклетам), а также агентам, финансово заинтересованным в выборе студентов. Иностранные студенты и выпускники пользуются неофициальными каналами информации (социальные сети, блоги и др.), которые вуз не может контролировать. Усилия вузов по продвижению и инвестиции в рекрутинг иностранных студентов могут оказаться неэффективными, если существующие студенты и выпускники не удовлетворены качеством образования, поддержки и окружения. В связи с этим университеты должны прилагать усилия по предоставлению качественных услуг, созданию благоприятной среды и системы поддержки иностранных студентов в течение всего периода обучения в вузе, чтобы их опыт был позитивным.
Таким образом, на выбор места обучения за рубежом влияют факторы, связанные как с уровнем образования и общей ситуацией в стране проживания студента, так и с привлекательностью получения образования в конкретной зарубежной стране, городе и вузе. Эти факторы учитываются странами-реципиентами в разработке стратегий продвижения национальных систем образования за рубежом и отдельными вузами при определении целевых рынков и инструментов рекрутинга иностранных студентов. В свою очередь, страны, испытывающие отток студентов в своих стратегиях предусматривают шаги, по нивелированию факторов, побуждающих молодых людей учиться за рубежом, и прилагают усилия к созданию благоприятных условий для обучения на родины.
Использованные источники:
1. Сафонова, М.А. Социальная организация образовательных миграций (на примере студенческого потока из Казахстана в Россию) [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / М.А. Сафонова. СПб.: Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 2011. - 27 с.
2. Арефьев, А. Л. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй:
Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 228 стр. 1 CD ROM.
3. Совет экспертов по образованию [Электронный ресурс]: видеозапись совета в редакции «Российской газеты» 23.12.2013. Режим доступа: http://rg.ru/2013/12/23/dz-site.html
4. Australia - Educating Globally. Advice from the International Education Advisory Council. February 2013. - 69p. Available at: https://aei.gov.au/IEAC2/theCouncilsReport/Documents/
5. Becker Rosa and Renze Kolster International Student Recruitment: Policies and Developments in Selected Countries. Available at: https://www.nuffic.nl/en/library/international-student-recruitment.pdf Nuffic, Hague, 2012. - 104p.
6. OECD (2013), Education at a Glance 2013: OECD Indicators, OECD Publishing, 2013. - 440 p. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en
Киселева Н.А., к. п. н. заведующий кафедрой русского и иностранных языков
Филиал ОмГПУ Россия, Тара
РЕШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема решения лингвистических задач. Автор обращается к понятиям «лингвистическая задача», «информационная модель». Автор статьи предлагает решать лингвистические задачи с помощью метода информационного моделирования. В статье представлены этапы решения лингвистической задачи на основе метода информационного моделирования.
Лингвистическая задача; информационное моделирование; модель; этапы решения задачи.
При решении задачи достаточно редко приходится работать с реальными объектами, представленными в содержании задачи. Чаще всего такие объекты замещаются их материальными или идеальными моделями: природные и индустриальные - картами, макетами, иллюстрациями; технические объекты - схемами, пультом управления; лингвистические объекты - схемами, таблицами, буквенными символами. Как видим, решение задачи напрямую связано с моделированием. Перечисленные выше материальные и идеальные модели являются материалом, с которым работает решатель. Этот материал является моделью оригинала, содержания задачи. Данную модель можно рассматривать и как материальную, и как идеальную, поскольку решатель может действовать с этим материалом и мысленно, и практически.