2. Во всех случаях язвенная болезнь желудка на фоне атрофического гастрита ассоциирована с Helicobacter pylori.
3. Клинически она проявляется дискинетическим синдромом.
4. Язвенная болезнь в сочетании с атрофией слизистой сопровождается повышенным риском ма-лигнизации.
Практические рекомендации
1. При ведении больных с язвенной болезнью желудка следует особое внимание уделять пациентам с атрофическим гастритом и локализацией язвы в углу желудка.
2. У больных с атрофическим гастритом проводить эффективную эрадикационную терапию.
3. В лечении особое внимание уделять средствам, восстанавливающим слизистую оболочку (препараты висмута).
4. С осторожно назначать препараты, усиливающие атрофию слизистой (антисекреторные средства).
Литература
1. Аруин Л.И., Капуллер Л.Л., Исаков В.А. Морфологическая диагностика болезней желудка и кишечника. - М.: Триада-Х, і998. - 483 с.
2. Аруин Л.И. Новая международная классификация дисплазий слизистой оболочки желудка // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатолии, колопроктологии. - 2002. №3. - С. і5-і7.
3. Ивашкин В.Т., Дорофеев Г.И. Нарушения резистентности слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки при хроническом гастрите и язвенной болезни // Советская медицина, і983. № 2. С. і0-і5.
4. Ивашкин В.Т. Эрадикация инфекции Helicobacter pylori и ремиссия язвенной болезни: однозначны ли эти состояния? // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. і999. Т.8. № 3. С. 7і-73.
5. Rugge M., Leandro G., Levin K.J. et al. Gastric epithelial dysplasia // Cancer. - і995. Vol.76. - Р. 376-382.
Спасова Татьяна Евгеньевна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры терапии № 2 медицинского факультета, e-mail: [email protected]
Spasova Tatyana Evgeniyevna, candidate of medical sciences, senior teacher of department of therapy №2 of Buryat State University. 670002, Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str., 36a, ph./fax 448255, e-mail: [email protected]
УДК 613:613.8(075.8) Ю.Ю. Шурыгина
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена результатам анонимного анкетирования, которые показали, что репродуктивное здоровье студенческой молодежи значительно лучше, чем молодежи в целом: отсрочен сексуальный дебют, практически нет заболеваний, передаваемых половым путем, девушки почти не делают абортов.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, репродуктивные установки, аборт, заболевания, передаваемые половым путем, экстракорпоральное оплодотворение.
Yu.Yu. Shurygina REPRODUCTIVE HEALTH AND PURPOSES OF STUDENT’S YOUTH
The article deals with the results of anonymous questioning, which showed that the reproductive health of student’s youth is much better, than of youth at whole: the sexual debut is delayed, practically there are no sexually transmitted diseases, girls almost have not abortions.
Key words: reproductive health, reproductive purposes, abortion sexually transmitted diseases, substitute motherhood.
Современная Россия столкнулась с серьезной медико-демографической проблемой - депопуляцией, которая диктует направление политики страны в отношении народонаселения и здравоохранения в целом и в области сохранения репродуктивного здоровья граждан в частности [3].
Репродуктивное здоровье (РЗ), по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, ум-
і82
ственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосексуальных отношений на всех стадиях жизни. Другими словами, это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной. Таким образом, РЗ - это важнейшая составляющая общего здоровья каждого конкретного человека, каждой семьи и общества в целом.
Для того чтобы определить оценку репродуктивного здоровья и установок вузовской молодежи, было проведено анонимное анкетирование студентов 1, 2 и 4 курсов ВСГТУ. Среди опрошенных 80% составляли девушки и 20% - юноши, 42% были учащимися факультета сервиса, технологии и дизайна. 58% - эколого-гуманитарного факультета.
Большинство респондентов (86%) оценили свое репродуктивное здоровье на момент опроса как хорошее и только 14% опрошенных указали на наличие некоторых проблем. При этом на проблемы со здоровьем указали только девушки. У 12% из них отмечались воспалительные заболевания матки и придатков, у 19% - нарушения менструальной функции и у 2% - молочница. О наличии в настоящем или в анамнезе ИППП не заявил никто.
При этом 19% девушек-студенток никогда не посещали гинеколога. Среди тех, кто проходил гинекологические осмотры почти половина (44%) указала на то, что при первом посещении они испытывали чувство стыда и им было «неудобно», хотя в 20% случаев врач-гинеколог произвел приятное впечатление.
Если за репродуктивным здоровьем девушек еще ведется наблюдение и они осматриваются у гинекологов, то здоровьем юношей не занимается практически никто, кроме врачей-хирургов на призывных комиссиях. Более половины всех опрошенных вообще не знает об андрологе, а те, кто знает, получили свои знания в процессе изучения таких дисциплин, как валеология (на специальности социокультурный сервис и туризм) и основы социальной медицины (на специальности социальная работа). Среди всех лиц мужского пола у андролога побывал только один молодой человек, он же указал и на посещение уролога.
Отрадно то, что сексуальный опыт у студентов не столь ранний, как указывают на это литературные источники, особенно связанные с РАПС [2]. 38% студентов на момент опроса вообще не начинали половую жизнь. На начало сексуальных отношений в 14 лет указал всего один респондент, в школе - 23%, в университете - 37% респондентов. Однако хотя более трети студентов сохраняют девственность, почти все они (90%) считают возможными для себя добрачные сексуальные отношения. из тех, кто начал половую жизнь, только 8% респондентов состоит в браке, 11% - указывают на наличие гражданских супругов, 36% - имеют постоянного полового партнера (партнершу), для 19% респондентов первый сексуальный опыт оказался единственным эпизодом и 22% - имеют по нескольку партнеров.
В отношении к аборту большинство опрошенных (52,5%) придерживается умеренной позиции, т.е. считает, что аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода и все зависит от ситуации. Неприемлемую позицию с расцениванием аборта как детоубийства занимает 45,5% респондентов и только 2% - считает, что плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тела матери и правом на жизнь не обладает, а потому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода. Эти ответы противоречат с полученными данными о том, что 35,5% опрошенных считают себя строгими приверженцами взглядов буддистов, а последние расценивают аборт как тяжкий грех, т.к. он приводит к нарушению кармы. Православная церковь также выражает непримиримое отношение к искусственному прерыванию беременности, хотя делает снисхождение в тех случаях, когда продолжение беременности является прямой угрозой жизни матери, а со строгими православными себя идентифицировали 30,5% опрошенных. Обнадеживают в этом отношении результаты, показывающие, что из всех девушек к аборту прибегала только одна.
Знания о технологиях, вызывающих вопросы биомедицинской этики, таких как суррогатное материнство и ЭКО, показали 66 и 27% респондентов соответственно. Однако о том, что вспомогательные репродуктивные технологии также имеют свое трактование религиозными конфессиями, студенты даже не подозревают, а свои знания не соотносят с возможностью их применения. Так, только 16 человек указали на то, что им известно, что такое экстракорпоральное оплодотворение, однако вос-
пользоваться им в будущем собралось 18 респондентов. А ведь православная церковь приравнивает ЭКО к аборту, и буддизм расценивает оплодотворение в пробирке как тяжкий грех, т.к. он приводит к нарушению кармы.
Относительно знаний в области контрацепции большинство респондентов (47,5%) сообщили, что имеют поверхностные представления о ней, на хорошие знания указали 35,5%, на практическое их отсутствие - 14% респондентов. Только 55% респондентов, вступавших в сексуальные контакты, пользуется методами контрацепции всегда, 22% - не использует их никогда, а 16,5% - применяет от случая к случаю. При этом более 90% опрошенных используют презервативы, 22% - прерванное половое сношение и только 2 человека - гормональные средства контрацепции.
На момент опроса детей имели два респондента и двое готовились стать родителями. В целом репродуктивные установки студентов таковы, что все они в будущем хотят иметь детей: 52,5% - двоих, 24% - троих, 12% - одного и 12% более трех детей.
Согласно данным проведенного опроса 28% респондентов вообще не слышали о существовании структур, занимающихся репродуктивным здоровьем молодежи, таких как Центры планирования семьи и клиники, дружественные к молодежи, а 63% хоть и слышали, но никогда туда не обращались.
Таким образом, можно сделать выводы, что состояние репродуктивного здоровья студенческой молодежи значительно лучше, чем молодежи в целом и особенно представителей той ее части, которая обучается в ССУЗах [1]. У студентов «отложен» половой дебют, либо он совершается в более позднем возрасте, меньше проблем с репродуктивным здоровьем, особенно связанных с ИППП, они практически не прибегают к абортам. К биомедицинским этическим проблемам в восприятии студентов в основном относится только аборт, и со своей религиозной самоидентификацией репродуктивные технологии респондентам не дают соотнести недостаток знаний в этой области. Репродуктивные установки, т.е. желаемое количество будущих детей, в среднем дают показатель 2,47, которые не обязательно будут реализованы. Это показывает, что опрашиваемая группа лиц не улучшит демографическую ситуацию в стране, а при хорошем раскладе обеспечит только простое воспроизводство населения.
Литература
1. Попова РЭ., Эрдынеева К.Г. Двигательная активность и репродуктивное здоровье // Состояние здоровья: медицинские и психолого-педагогические аспекты: материалы I Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Чита: ЧитГУ, 2009. - Ч.1. - С. 82-85.
2. Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2005. - 268 с.
3. Рандалов Ю.Б., Чукреев П.А., Хараев Б.В. Социально-демографическая структура и проблемы повышения рождаемости в Республике Бурятия. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 132 с.
Шурыгина Юлия Юрьевна - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры «Социальные технологии», Восточно-Сибирский государственный технологический университет. 670042, г. Улан-Удэ, п/о 42, а/я 6415, тел.: (факс): 8(301-2)45-94-26, e-mail: [email protected]
Shurygina Yuliya Yurievna - dr of medical sci., lecturer, professor of department of social technologies, East-Siberian State Technological University. 670042, Ulan-Ude, p.o. 42, PO Box 6415, ph./fax 8 (301-2) 45-94-26, e-mail: [email protected]
УДК 616.37-002 А.И. Петрунов, В.Е. Хитрихеев,
Н.Б. Горбачев, Э.З. Гомбожапов, Ж.Б. Очиров КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА
Проведен анализ результатов лечения 1467 больных острым панкреатитом. На фоне проведения комплексной интенсивной консервативной терапии 139 (9,4%) больным выполнены различные оперативные вмешательства. Проведены исследования по применению цитофлавина, обладающего антиоксидантной, антигипоксиче-ской активностью и цитопротекторным действием, в комплексной терапии деструктивного панкреатита в качестве корректора метаболических нарушений.
Ключевые слова: деструктивный панкреатит, цитофлавин.