Научная статья на тему 'Репрезентация времени в постмодернистском дискурсе'

Репрезентация времени в постмодернистском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
453
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ИДИОСТИЛЬ / AUTHOR'S STYLE / POSTMODERN LITERATURE / CATEGORY OF TIME / TEMPORALITY / TEMPORAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федосова Татьяна Викторовна

В работе рассматриваются основные тенденции в литературе постмодернизма и исследуются основные характеристики категории времени и ее отражение в литературных произведениях современных авторов. Современные писатели-постмодернисты экспериментируют со временем и показывают хаотичную и вневременную природу существования в настоящем. Авторы нарушают логическую последовательность времени / места и причинно-следственные связи в тексте. Авторы придают особое значение идее времени, временным сдвигам, хаотичности времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper considers key tendencies in postmodern literature and explores the concept of time in the literary works of postmodern authors. Writers experiment with time and explore the fragmented, chaotic, and atemporal nature of existence in the present. Almost all of these characteristics result from the postmodern philosophy which is oriented on the conceptualization of time. In postmodernism, change is fundamental and flux is normal; time is presented as a construction. Shifts in time become a remarkable feature of postmodern literary work. Due to the dissolution of time/space relations, where past, present, and future are interwoven, the effect of time chaos is being created in the novels, which contribute to the authors individual style.

Текст научной работы на тему «Репрезентация времени в постмодернистском дискурсе»

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВРЕМЕНИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ДИСКУРСЕ

Т.В. Федосова

Ключевые слова: литература постмодернизма, категория времени, темпоральность, темпоральная структура, идиостиль.

Keywords: postmodern literature, category of time, temporality, temporal structure, author’s style.

«Среди неизвестного в окружающей нас природе, самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять».

Аристотель

Время, будучи значимым компонентом бытия нашей Вселенной, волнует умы мыслителей на протяжении многих веков. Этой проблематике посвящены дошедшие до наших дней труды таких философов как Гераклит, Аристотель, Августин; с ней связаны фундаментальные естественнонаучные теории XIX и XX веков и самые новейшие достижения ученых прямо или косвенно затрагивают понятие времени. Несмотря на прогресс в науке и технике и продвижение в изучении категории времени, она продолжает оставаться одним из «самых неизвестных» феноменов, в котором «укоренена центральная проблематика всей онтологии». Как отмечает А.П. Левич «The causes of the emergence of changes and creation of the new in the World (“the nature of time”) is the greatest enigma of science» («Причины появления изменений и создание нового в мире («природа времени») - величайшая загадка науки») [Le-vich, URL].

Сегодня исследователи выделяют разные аспекты времени: физический, биологический, социальный, исторический, психологический, языковой и др. Время становится не просто предметом философских рассуждений, а объектом серьезных научных изысканий. Об этом свидетельствуют и следующие факты: в 1966 году Дж.Т. Фрейзер основал Международное общество по изучению времени (The International Society for Study of Time), ознаменовавшее особый этап в развитии тем-порологии, характеризующийся междисциплинарным подходом ко

времени как к объекту научного анализа, а в 1984 году образовался Междисциплинарный семинар по исследованию феномена времени при Московском государственном университете. Появляется новый термин - темпоральность, то есть время как единство прошлого, настоящего и будущего.

Идея времени присуща всем культурам, оказывая влияние на особенности представлений о жизни, о предназначении и судьбе. Несмотря на то, что в некоторых культурах все еще сохранился размеренный уклад жизни, в условиях глобализации современному мегаполису присущи мобильность, напряженный график работы, быстрое принятие решений, необходимость сделать что-то здесь и сейчас. Благодаря высоким технологиям взаимодействие в режиме реального времени стало доступно практически каждому, однако люди не стали более счастливы, пользуясь благами цивилизации. Динамика всех процессов и увеличение скорости жизни заставляют по-новому воспринимать время. Если несколько десятилетий назад, тридцатилетний человек считался зрелым мужчиной, то сейчас он - еще маленький ребенок, а в средние века он становился старейшиной рода.

Время уже не мыслится категориями разных культур, идет сближение в восприятии времени разными этносами. Современный человек вынужден максимально рационально использовать время; это - ценный ресурс, который он считает и экономит. Отсюда происходит и главный тезис современного человека - ценить настоящий момент. На восприятие времени, как известно, оказывают влияние многие факторы: культурные, религиозные, возраст, эмоциональное состояние, в том числе и темп жизни.

В постмодернизме мы наблюдаем особенную репрезентацию времени. Для постмодернистской парадигмы характерны отказ от правил и норм, режим траты, игры, развлечений и свободного досуга. Задачей модерна была экономия и планирование времени, а главными факторами постмодерна являются активация межкультурных связей, виртуальная реальность и пренебрежение нормами и канонами. Более того, время из категории культурной превращается в категорию личностную, что находит свое отражение в творчестве постмодернистов и в тексте как творческом продукте.

Сегодня высказываются смелые предположения о том, что наш мир порожден движением времени, однако, на наш взгляд, время лишь позволяет упорядочить последовательность определенных событий. Подобным образом работает время в тексте для упорядочивания событий и действий персонажей. Текстовое время имеет много общего с

объективным временем, но также обладает своими уникальными характеристиками. Темпоральная структура текста - это определенная модель, которая формируется посредством организации событий в тексте с помощью средств, выражающих время.

В данной работе особое внимание уделяется особенностям постмодернистской парадигмы посредством анализа времени в современных литературных произведениях и воссоздания авторской картины времени. Индивидуальная авторская темпоральная картина является результатом не только интеграции существующих в обществе культурных моделей времени (ego-based and time-based models), но также личностного темпорального опыта и осознания времени. Концептуальная система автора, в том числе его темпоральная картина проецируются в его произведениях. Особенностью работ авторов-постмодернистов является индивидуальная трактовка категории времени, которая иногда лишь имплицитно присутствует в текстах, но и в этом случае можно увидеть закономерность в ее репрезентации и на этой основе определить постмодернистскую манеру письма.

Направление постмодернизма в литературе представлено широкой географией авторов, среди которых ключевыми фигурами являются Дж. Барт, У. Эко, К. Воннегут, Дж. Фаулз, Т. Моррисон, М. Этвуд и др. В произведениях авторов-постмодернистов переплетаются времена, культуры, языки, реальные факты и вымысел, современность и прошлое. Попытки выделить основные признаки постмодернизма предпринимались разными исследователями, такими как Ж.Ф. Лиотаром, Р. Бартом, Ю. Кристевой, И. Ильиным, В. Рудневым и др., однако до сих пор не существует четкой классификации средств организации постмодернистского текста.

Выделим фундаментальные принципы построения парадигмы постмодернизма: отказ от строгих правил построения сюжета, ироничное отношение к действительности, гибридность жанров, парадоксальность, игра с текстом и с читателем, интертекстуальность, плюрализм стилей, ориентация на множественность интерпретаций текста, принцип читательского сотворчества и др. Однако время в литературе и кинематографе становится основным приемом, с помощью которого создаются уникальные повествовательные ходы, такие как фрагментарность дискурса, коллаж, монтаж, игра со временем, путешествия во времени, временные сдвиги и т.д.

Одним из главных вопросов постмодернизма также является размышление над вопросом, что есть действительность и делается вывод, что действительность у каждого своя, все принимаемое за действи-

тельность - это лишь представление о ней, а язык не только выражает реальность, но и создает ее.

Трактовка времени и текста в постмодернизме во многом подобна. Текст в постмодернизме представляет собой структуру, состоящую из множества других текстов. Время представляет собой определенный конструкт, который формируется у отдельно взятой личности. Писатели уделяют особое внимание личному переживанию времени, описывая разнообразный темпоральный опыт. Ф. Розен сравнивает современную темпоральность с полем брани, на котором разрушительная сила времени сражается с желанием взять над ним контроль, что присуще и постмодернизму («Modern temporality is like a battle terrain on which the disordering force of time struggles with the need and desire to order or control time») [Rosen, 2001, p. 23].

Рассмотрим основные черты объективного и текстового времени. Время обладает некоторыми важными свойствами, которые помогают человеку ориентироваться в мире, но которые изменяются в тексте. Во-первых - это способность времени упорядочивать события, его непрерывность и однонаправленность, изменчивость, текучесть, движение из прошлого в будущее. Здесь возникает известный образ времени как реки, в которую невозможно войти дважды, описанный Марком Аврелием: «Time is like a river made up of events. No sooner does anything appear than it is swept away and something else comes into its place and will be swept away too» [Aurelius, URL]. В тексте, как известно, время обратимо. Во-вторых, время можно измерить и оно движется приблизительно с одинаковой скоростью. Скорость течения времени меняется со сменой скорости движения, имеются доказательства (опыты с атомными часами) о неравномерно текущем времени. Ученые говорят о циклическом характере времени: природные циклы, исторические циклы, в экономике известны циклы Кондратьева, в мире идет повторение определенных явлений и процессов. В тексте время - неравномерно. В-третьих, физическое время континуально, тогда как в тексте оно - дискретно.

Еще одна основополагающая черта времени - это его психологичность. Время субъективно воспринимается под влиянием религиозных, мировоззренческих, возрастных факторов, а также зависит от личностных аспектов и ситуаций и существует на уровне сознания, восприятия и ощущений. При нарушении работы мозга, в случае расстройства сознания, деперсонализации происходит нарушение восприятия времени, возникает ощущение потери во времени, оно кажется

либо слишком медленно текущим, либо очень стремительным, что часто сопровождается нереальностью переживаемого опыта.

Данные явления раздвоения сознания и неадекватного восприятия времени становятся предметом сюжетов современных авторов. Так, в произведениях российского писателя-постмодерниста Виктора Пелевина постоянно наблюдаются скачки во времени именно за счет сдвигов в сознании героев. В «Омон Ра» под действием снотворного у главного героя наблюдаются провалы в памяти, галлюцинации, передвижения из одного временного интервала в другой, из одной пространственной плоскости (Луна) в другую (Земля).

В другом романе «Чапаев и Пустота» время становится основным предметом размышлений главного героя и автора: существую ли я благодаря миру, или мир существует благодаря мне? В романе постоянно прослеживается мысль, что в мире сложно разобраться, что реально, а что нет, жизнь - это сон, мир - это мираж, а в будущее нужно еще суметь попасть: Мне вдруг пришло в голову, что с начала времен я просто лежу на берегу Урала и вижу сменяющие друг друга сны, опять и опять просыпаюсь здесь же. На примере помутнения сознания, ложных личностей, эффектов шизофрении и сеансов психотерапии герой попадает то в начало 20-го века, то в наши дни. Из-за ранений протагонист теряет память и ведет дневник, записывая туда необходимую информацию, затем перечитывает ее и пытается восстановить прошедшие события. В. Пелевин использует присущие кинематографу спец. эффекты, монтаж, комбинированные съемки, технику «рассказ в рассказе», паровоз в романе служит прообразом времени.

В сознании, а, следовательно, и в тексте, как продукте сознания, категория времени имеет более сложную структуру, более широкий диапазон и более объемный, нереальный характер/план. Художественный мир представляет собой сложную многоплановую конструкцию с сюжетно-фабульной структурой, где объективные характеристики времени преображаются. Время становится дискретным, разнородным, обратимым. Текстовое время (story time, the time of narration) - многомерно и многопланово, дискретно и обратимо, ретроспективно и проспективно, неравномерно и неустойчиво. Сдвиги во времени влекут за собой и сдвиги в пространстве, взаимосвязь времени и пространства отражена в теории М. Бахтина о хронотопе, как единстве времени и пространства.

В литературе данного направления присутствует тенденция к так называемому повествовательному хаосу. Писатели намеренно разрывают хронологическую канву повествования реминисценциями персо-

нажей или же отрезками, представляющими линию проспекции. Так, У. Эко в романе «Баудолино» постоянно посвящает читателя в то, что произойдет с тем или иным персонажем в будущем. Например, Никита увидел свою кончину, Баудолино рассказывает о том, что он убил убийцу царя Фридриха, в то время, когда царь еще жив, рассказ Баудо-лино - такой же рваный как долгий путь персонажей и т.д. Данный прием создает эффекты интриги, внутреннего напряжения, неожиданности.

Роман Т. Моррисон «Джаз» также изобилует реминисценциями и лирическими отступлениями. В нем главная героиня Вайолет пытается свести воедино свидетельства о погибшей девушке Доркас, которая была любовницей ее мужа. В романе идет возвращение из настоящего к прошлому, к моменту похорон любовницы мужа героини, на которых она учинила скандал: She is awfully skinny, Violet; fifty, but still good looking when she broke up the funeral. На протяжении всего романа Вайолет хочет восстановить прошлое, чтобы узнать и разобраться, почему Доркас нравилась ее мужу. Наличие двух временных планов выражено использованием двух глагольных форм - настоящего и прошедшего времени.

В ХХ веке появляются произведения, которые можно читать с любой страницы, очень популярны приемы романы без конца, «начало с развязки» или «альтернативные концовки». Рассказ В. Набокова «Круг» (1936) начинается со слова «во-вторых» и заканчивается словом «во-первых». Путешествия в прошлое позволяют встретить самого себя, как это произошло с Х.Л. Борхесом в рассказе «Другой», где Борхес встретил в прошлом молодого Борхеса.

В произведении, по желанию автора, события могут меняться местами, двигаться с конца в начало, перешагивать через определенные промежутки и этапы, остановиться, замереть, растянуться или сжаться. Они могут исчезнуть, но по воле автора вновь появиться. У. Эко в романе «Маятник Фуко» показывает, что он печатает текст на компьютере, затем удаляет его, «потому что хотел, чтобы то, что я написал, никогда бы не бывало произошедшим». Текст исчезает, но в компьютере его можно легко восстановить, нажав нужную клавишу.

Роман Дж. Апдайка «Кентавр» представляет яркую иллюстрацию переплетения реального и нереального, мифов и автобиографии, где автором используются хитрые сюжетные ходы: мифологические аллюзии, переходы из одного художественного мира в другой, литературные реминисценции, внутренние монологи, полифония. Читателю в начале сложно разобраться, когда происходит действие: в 1947 году

или несколько лет спустя, герой романа появляется на его страницах уже после того, как читатель увидел некролог, посвященный герою.

Современные авторы-постмодернисты уделяют большое внимание настоящему, что во многом определяет их картину мира. У. Фолкнер говорит, что «все это - Сейчас. Вчера не закончится, пока не наступит Завтра, а Завтра началось десятки тысяч лет тому назад» [Фолкнер, 1948]. В настоящем, по словам, Х.Л. Борхеса, всегда есть частица прошлого и частица будущего. Герой В. Пелевина отмечает, что «единственное реальное мгновение времени - это сейчас». Явление «сейчас» не может существовать в физике, не порождая парадокса между причинным детерминизмом и непрерывным изменением [Сэнфей, 2002]. Дж. Фаулз также пишет о важности настоящего момента: «I was trying to emphasize the importance of the now. The nowness of any given point in time is pure and virginal. You don’t begin to understand ordinary history until you have at least some sense of this staggering perpetual yet evanescent nowness» [Fowles, 1998, p. 382].

Дина Рубина в романе «На солнечной стороне улицы», затрагивая вопрос взаимоотношения человека со временем, называет последнее «бездонной водой» и «ускользающей, улетающей прочь дырявой, как клочья тумана, бесформенной субстанцией, которую можно высчитать и разбить на мельчайшие доли, а также описать все свои мельчайшие движения в эти мгновения, но невозможно постигнуть и удержать» [Рубина, 2008, с. 294]. Часто писатели показывают символическое и метафорическое изображение времени. Время можно воспринимать, измерять и описывать в тексте. Языковые знаки имеют огромный потенциал репрезентировать время, в языках имеется огромное количество метафорических и идиоматических выражений с временным признаком, и носители языка обладают богатой палитрой языковых средств и способов для построения темпорально маркированных высказываний.

Темпоральная категоризация включает два основных аспекта: восприятие времени и его семиотизация (выделение ключевых признаков и их осмысление), а также выбор языкового знака, с помощью которого отражается временной компонент адекватным образом в описываемом фрагменте действительности. Восприятие времени человеком происходит в большей степени при помощи языка. Существуют также «доязыковые» когнитивные структуры, гештальты, фреймы, оперирование которыми является органической частью речепорожде-ния.

Концептуальные метафоры, передающие представления о времени, можно разделить на следующие группы: Время - живое существо (время правит, лечит, царствует, требует, бежит, летит, идет, time waits for no one, time heals, marches on) и Время - неживой объект (река, колесо, огонь, вода и т.д.). Время часто представлено в художественных текстах в виде различных конструктов, образов и сравнений. Ярким подтверждением этому служат произведения английского автора-постмодерниста Анжелы Картер. Часы часто приобретают символическое значение в ее произведениях. В романе Heroes and Villains с первой страницы вводится образ часов:

Marrianne had sharp, cold eyes and she was spiteful but her father loved her. He was a Professor of History; he owned a clock which he wound every morning and kept in the family dining-room upon a sideboard full of heirlooms of stainless steel such as dishes and cutlery. Marrianne thought of the clock as her father’s pet, something like her own pet rabbit, but the rabbit soon died and was handed over to the Professor of Biology to be eviscerated while the clock continued to tick inscrutably on. She therefore concluded the clock must be immortal but this did not impress her. Marrianne sat at table, eating; she watched dispassionately as the hands of the clock went round but she never felt that time was passing for time was frozen around her in this secluded place where a pastoral quiet possessed everything and the busy clock carved the hours into sculptures of ice.

Для девочки подростка время тянется мучительно долго, так как у нее нет интересных занятий, время застыло и почти не движется, хотя часы не стоят на месте, они отсчитывают секунды и минуты, которые затем превращаются в ледяные скульптуры. Попадая в совершенно другой мир варваров, героиня может почувствовать разницу в восприятии течения времени: If time was frozen among the Professors, here she lost the very idea of time, for the Barbarians did not segment their existence into hours nor even morning, afternoon and evening but left it raw in original shapes of light and darkness so the day was a featureless block of action and night of oblivion.

Время сложно понять и осознать, оно - секрет для персонажей романа: They had long ago stopped using the dining-room and he moved the clock into his study. It made a small? Private ticking as he talked, as if the time it told was a secret between the three of them.

Образ часов появляется на протяжении всего произведения, хотя после смерти отца, девочка решает от них избавиться: She kept her father’s books for a time but found she could not bear to read them and in the

end she burned them. She took his clock out to a piece of swamp and drowned it. It vanished under the yielding earth, still emitting a faint tick.

Однако, часы отца постоянно всплывают в памяти героини, как напоминание о ее прошлой беззаботной жизни: A squirrel chattered in the branches. It ticked away like her father’s clock but was a biological timepiece of flesh and blood which did not tell the hours.

Часы репрезентируют время в тексте, что подтверждается в следующем отрывке: She wore a dead wrist watch on her arm, purely for decoration; it was a little corpse of time, having stopped for good and all at ten to three one distant and forgotten day.

Образ часов играет важную роль в формировании темпоральной структуры других романов А. Картер: When we were just babbling our first ‘g ’anma ’, that clock turned up. В романе «The Magic Toyshop» время для главной героини Мелани остановилось, когда ее привезли в чужой дом к незнакомым родственникам после смерти родителей. И впервые за долгие месяцы, уже в конце романа время ожило, пошло быстро, и здесь опять появляются часы: He raised his arm, took aim and flung the mug at the cuckoo clock. The little door spurted open. The cuckoo came out and chanted fourteen o ’clock, fifteen o ’clock, sixteen o ’clock.

В художественной литературе мы встречаем самые различные образы времени. Одни из них очень индивидуальны, уникальны, другие - более традиционны. Образы времени вмещают в себя различные характеристики и модели. Во многих примерах происходит семантический перенос общефилософского понятия времени на индивидуальное восприятие времени.

Итак, категория времени связана с последовательной сменой этапов жизни природы, человека и его сознания; время связано с отношениями причин и следствий, прошлого, настоящего и будущего, а также с субъективным переживанием времени и его интерпретацией в различных типах сознания. В литературе постмодернизма имеется характерная репрезентация темпоральности, которая имеет определенный набор средств, кодов, образов и приемов. Таким образом, форма репрезентации времени в значительной мере отражает концептуальную картину мира писателей, характерную для постмодернистов.

Анализируя произведения авторов-постмодернистов необходимо отметить, что время в постмодернистском дискурсе представлено в качестве определенной комплексной многоплановой структуры, что свидетельствует о том, что данное сложное явление становится еще более сложным в сознании отдельной личности, а, следовательно, приобретает комплексные формы выражения в тексте. В поисках ответа на

вопрос о сущности и структуре времени и, пытаясь понять этот феномен, авторы прибегают к играм, опытам и экспериментам с сознанием, что еще больше усложняет его природу. В данном направлении наблюдается похожий взгляд на реальность, текст и время, которые представляют собой множество индивидуальных реальностей, текстов и времен.

Литература

Пелевин В. Омон Ра. M., 2001.

Пелевин В. Чапаев и Пустота. М., 2007.

Рубина Д. На солнечной стороне улицы. М., 2008.

Фолкнер У. Осквернитель Праха. М., 1986.

Эко У. Баудолино. СПб, 2007.

Эко У. Маятник Фуко. СПб, 1988.

Aurelius M. Meditations [Электронный ресурс]. URL:

http://architectdann.wordpress.com/marcus-aurelius

Carter A. Heroes and Villains. New York, 1970.

Carter A. The Magic Toyshop. New York, 1996.

Carter A. Wise Children. New York, 1996.

Fowles J. Wormholes. New York, 1998.

Levich A.P. What We Expect from Studying Time [Электронный ресурс]. URL: http://www.chronos.msu.ru/EREPORTS/levich_what.htm

Morrison T. Jazz. New York, 1993.

Rosen P. Change Mummified : Cinema, Historicity, Theory. Minneapolis, 2001.

Sanfey J.J. Reality and Those Who Perceive It // The Nature of Time: geometry, physics, and perception. Dordrecht, 2003.

Updike J. The Centaur. New York, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.