Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ СУБЪЕКТОМ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ СУБЪЕКТОМ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ / ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пятун Д.Э.

В статье анализируются формальные и содержательные показатели репрезентации трудной ситуации. Проведен теоретический анализ репрезентации трудной ситуации. Методологические положения, которые стали основополагающими для нашего исследования: основные постулаты теории психического отражения (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); тезисы экспериментальной психосемантики о смысловых единицах и методах анализа субъективных семантических пространств (В.П. Серкин, В.А. Склейнис и др.); положения о психологической валидности формальных и содержательных показателей психологической репрезентации (В.В. Знаков, А.Б. Купрейченко, Г.В. Шукова), положения подхода о когнитивном оценивании трудной жизненной ситуации (Е.В. Битюцкая). Цель статьи - определить показатели репрезентации трудной ситуации и проанализировать выраженность этих показателей. Современная ситуация в психологии демонстрирует активность обращения к интерпретации феномена трудной ситуации, что особенно значимо в сложных, постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности субъекта. В самом широком смысле репрезентация понимается как познавательная процедура, которая предоставляет возможность субъекту конструировать и моделировать как реальность в целом, так и отдельные ее элементы. Необходимо отметить, что в определение понятия «трудная ситуация» существует достаточно много смысловых оттенков, поскольку исследователи актуализируют разные составляющие конструкта «трудная». Согласно самому общему универсальному толкованию, «трудный» определяется как «требующий большого труда, усилий, напряжения». На основе эмпирического материала, собранного в структурном подразделении железной дороги, в статье анализируются особенности формальных и содержательных показателей репрезентации трудной ситуации. В статье представлены результаты эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 300 респондентов. Использованы методические инструменты: ассоциативный эксперимент, метод семантических универсалий, контент- анализ, графическое представление репрезентации и методика, направленная на получение данных о субъективном оценивании трудной ситуации. Полученные данные позволяют сделать вывод, что формальные показатели репрезентации представлены размером и структурой (представлено шкалами «простота-сложность» и «ядро-периферия»), содержательные показатели репрезентации представлены качественным составом элементов (технологическим, эмоциональным, коммуникативным компонентами) и субъективная оценка трудной ситуации (общую оценку трудности ситуации и соизмеримости ресурсов субъекта требованиям ситуации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пятун Д.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF A DIFFICULT SITUATION BY THE SUBJECT: FEATURES OF FORMAL AND CONCEPTUAL INDICATORS

The article analyzes formal and conceptual indicators of the representation of a difficult situation. There was carried out а theoretical analysis of the representation of a difficult situation. Fundamental methodological provisions of our research are: the main postulates of the theory of mental reflection (B. G. Ananiev, B. F. Lomov, S. L. Rubinstein, B. M. Teplov, etc.); theses of experimental psychosemantics on semantic units and methods of analysis of subjective semantic spaces (V. P. Serkin, V. A. Skleinis, etc.); provisions on the psychological validity of formal and conceptual indicators of psychological representation (V. V. Znakov, A. B. Kupreichenko, G. V. Shukova); the provisions of the approach on the cognitive assessment of a difficult life situation (E. V. Bityutskaya). The purpose of the article is to determine the indicators of representation of a difficult situation and to analyze the severity of these indicators. The modern situation in psychology demonstrates the activity of addressing the interpretation of the phenomenon of a difficult situation, which is especially significant in the complex, constantly changing conditions of the subject's vital activities. In the broadest sense, representation is understood as a cognitive procedure that enables the subject to construct and model both reality as a whole and its individual elements. It is worth mentioning that there are many semantic shades in the definition of the concept "difficult situation", since the researchers actualize different components of the construct "difficult". According to the most general universal interpretation, "difficult" is defined as "requiring a lot of work, effort, and intensity". On the basis of empirical material collected in the structural unit of the railway, the article analyzes the features of formal and conceptual indicators of the representation of a difficult situation. The article contains the results of the empirical research. 300 respondents took part in the research. There were used the following methodological tools : associative experiment, method of semantic universals, content analysis, graphical representation of representation and a technique aimed at obtaining data on the subjective assessment of a difficult situation. The data obtained allow us to conclude that the formal indicators of the representation are represented by size and structure (represented by the scales "simplicity-complexity" and "core-periphery"); conceptual indicators of representation are represented by a qualitative composition of elements (technological, emotional, communicative components) and a subjective assessment of a difficult situation (a general assessment of the difficulty of the situation and the adequacy of the subject's resources with the requirements of the situation).

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ СУБЪЕКТОМ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

1.©— This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 © Pyatun D.E., 2021

«ig 4 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-26-32

\ ^ ч Принята 28.08.2021 | Accepted 28.08.2021

УДК Ч 159.9: 159.9.072

REPRESENTATION OF A DIFFICULT SITUATION BY THE SUBJECT: FEATURES OF FORMAL AND CONCEPTUAL INDICATORS

Pyatun D.E.

The Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ СУБЪЕКТОМ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Пятун Д.Э.

ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева», г. Москва, Российская Федерация

Abstract. The article analyzes formal and conceptual indicators of the representation of a difficult situation. There was carried out a theoretical analysis of the representation of a difficult situation. Fundamental methodological provisions of our research are: the main postulates of the theory of mental reflection (B. G. Ananiev, B. F. Lomov, S. L. Rubinstein, B. M. Teplov, etc.); theses of experimental psychosemantics on semantic units and methods of analysis of subjective semantic spaces (V. P. Serkin, V. A. Skleinis, etc.); provisions on the psychological validity of formal and conceptual indicators of psychological representation (V. V. Znakov, A. B. Kupreichenko, G. V. Shukova); the provisions of the approach on the cognitive assessment of a difficult life situation (E. V. Bityutskaya). The purpose of the article is to determine the indicators of representation of a difficult situation and to analyze the severity of these indicators. The modern situation in psychology demonstrates the

Аннотация. В статье анализируются формальные и содержательные показатели репрезентации трудной ситуации. Проведен теоретический анализ репрезентации трудной ситуации. Методологические положения, которые стали основополагающими для нашего исследования: основные постулаты теории психического отражения (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); тезисы экспериментальной психосемантики о смысловых единицах и методах анализа субъективных семантических пространств (В.П. Серкин, В.А. Склейнис и др.); положения о психологической валидности формальных и содержательных показателей психологической репрезентации (В.В. Знаков, А.Б. Купрейченко, Г.В. Шукова), положения подхода о когнитивном оценивании трудной жизненной ситуации (Е.В. Битюцкая). Цель статьи -

activity of addressing the interpretation of the phenomenon of a difficult situation, which is especially significant in the complex, constantly changing conditions of the subject's vital activities. In the broadest sense, representation is understood as a cognitive procedure that enables the subject to construct and model both reality as a whole and its individual elements. It is worth mentioning that there are many semantic shades in the definition of the concept "difficult situation", since the researchers actualize different components of the construct "difficult". According to the most general universal interpretation, "difficult" is defined as "requiring a lot of work, effort, and intensity". On the basis of empirical material collected in the structural unit of the railway, the article analyzes the features of formal and conceptual indicators of the representation of a difficult situation. The article contains the results of the empirical research. 300 respondents took part in the research. There were used the following methodological tools : associative experiment, method of semantic universals, content analysis, graphical representation of representation and a technique aimed at obtaining data on the subjective assessment of a difficult situation. The data obtained allow us to conclude that the formal indicators of the representation are represented by size and structure (representedby the scales "simplicity-complexity"and "core-periphery"); conceptual indicators of representation are represented by a qualitative composition of elements (technological, emotional, communicative components) and a subjective assessment of a difficult situation (a general assessment of the difficulty of the situation and the adequacy of the subject's resources with the requirements of the situation).

Keywords: representation, difficult situation, formal indicators, conceptual indicators

REFERENCES

определить показатели репрезентации трудной ситуации и проанализировать выраженность этих показателей. Современная ситуация в психологии демонстрирует активность обращения к интерпретации феномена трудной ситуации, что особенно значимо в сложных, постоянно меняющихся условиях

жизнедеятельности субъекта. В самом широком смысле репрезентация понимается как познавательная процедура, которая

предоставляет возможность субъекту конструировать и моделировать как реальность в целом, так и отдельные ее элементы. Необходимо отметить, что в определение понятия «трудная ситуация» существует достаточно много смысловых оттенков, поскольку исследователи

актуализируют разные составляющие конструкта «трудная». Согласно самому общему универсальному толкованию, «трудный» определяется как «требующий большого труда, усилий, напряжения». На основе эмпирического материала, собранного в структурном подразделении железной дороги, в статье анализируются особенности формальных и содержательных показателей репрезентации трудной ситуации. В статье представлены результаты эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 300 респондентов. Использованы методические инструменты: ассоциативный эксперимент, метод семантических универсалий, контент-анализ, графическое представление

репрезентации и методика, направленная на получение данных о субъективном оценивании трудной ситуации. Полученные данные позволяют сделать вывод, что формальные показатели репрезентации представлены размером и структурой (представлено шкалами «простота-сложность» и «ядро-периферия»), содержательные показатели репрезентации представлены качественным составом элементов (технологическим, эмоциональным, коммуникативным компонентами) и субъективная оценка трудной ситуации (общую оценку трудности ситуации и соизмеримости ресурсов субъекта требованиям ситуации).

Ключевые слова: репрезентация, трудная ситуация, формальные показатели,

содержательные показатели

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Bityutskaya, E. V. Difficult life situation: the criteria of cognitive assessment// Psychological science and education. 2007. No. 4. P. 87-93.

[2] Serkin, V. P. Modern psychology: theory and methodology // AST. 2018. 310 p.

[3] Skleinis, V. A. Comparison of the semantic universals of professionals of the "person-sign" type with different length of service // Scientific and theoretical journal "Scientific notes". 2010. No. 9 (67). P. 93-96.

[4] Shukova, G. V. Features of the socio-psychological space of young specialists - practical psychologists // Psychological research. 2014. V. 7. No. 33. URL :http ://psy study. ru/num/2014v7n33/938-shukova33.html (date of request: 10.07.2021)

[1] Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 87-93

[2] Серкин В.П. Современная психология: теория и методология // АСТ. 2018. 310 с.

[3] Склейнис В.А. Сопоставление семантических универсалий профессионалов типа «человек-знак», имеющих различный стаж трудовой деятельности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2010. № 9(67). С. 93-96

[4] Шукова Г.В. Особенности социально-психологического пространства молодых специалистов - практических психологов // Психологические исследования. 2014. Т.7. №33. URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n33/938-shukova33.html (дата обращения: 10.07.2021).

Author Contributions. Pyatun D. E. - literature review and text writing, collection and processing of materials, concept and design of the research.

Pyatun D.E. ORCID ID: 0000-0003-1750-1138

Research interests, number of main publications: The research of the processes of representation; there are 12 publications: 2 of them are published in the magazines recommended by the Higher Attestation Commission and 10 are in the proceedings of conferences.

Вклад автора. Пятун Д.Э. - обзор литературы и написание текста, сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования.

Пятун Д.Э. ORCID ID: 0000-0003-1750-1138

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение процессов репрезентации, опубликовано 12 работ из них 2 в ВАК и 10 в материалах конференций.

For citation: Pyatun D.E. REPRESENTATION OF A DIFFICULT SITUATION BY THE SUBJECT: FEATURES OF FORMAL AND CONCEPTUAL INDICATORS // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №8. pp. 26-32. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-26-32.

Для цитирования: Пятун Д.Э. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ СУБЪЕКТОМ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №8. С. 26-32. По1: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-26-32.

Введение. Современная ситуация в психологии демонстрирует активность обращения к интерпретации феномена трудной ситуации, что особенно значимо в сложных, постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности субъекта. В самом широком смысле репрезентация понимается как познавательная процедура, которая предоставляет возможность субъекту конструировать и моделировать как реальность в целом, так и отдельные ее элементы. Согласно классическим

положениям когнитивной психологии репрезентация рассматривается как система когнитивных структур, «конструктов», позволяющая субъекту интерпретировать различные составляющие пространства жизнедеятельности. Несмотря на отсутствие единого определения, в самом общем виде трудная ситуация понимается как ситуация, где психологические ресурсы субъекта недостаточны для продуктивной работы с указанной ситуацией. Ситуация

рассматривается как результат активного

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

взаимодействия субъекта и среды, а трудность ситуации связана с необходимостью актуализации субъектом дополнительных психологических ресурсов с учетом обязательной когнитивной оценки ее как трудной. Несмотря на отсутствие единого определения, в самом общем виде трудная ситуация понимается как ситуация, где актуальные психологические ресурсы субъекта недостаточны для продуктивного ее разрешения. В связи с этим предприняли попытку организации и проведения эмпирического исследования, актуальность которого в необходимости поиска эмпирически валидной информации о формальной и содержательной специфике организации смысловых единиц, которыми трудная ситуация представлена в сознании субъекта. Исследование проводилось в структурном подразделении железной дороги, в исследовании приняли участи 300 респондентов.

Цель настоящего исследования -

определение формальных и содержательных показателей репрезентации трудной ситуации.

Материалы и методы. В работе использовали методические инструменты: ассоциативный эксперимент, метод семантических универсалий, контент-анализ, графическое представление репрезентации и методика, направленная на получение данных о субъективном оценивании трудной ситуации. На основе использованных методических инструментов были выделены следующие релевантные показатели репрезентации трудной ситуации: формальные (размер и структура) и содержательные (качественный состав элементов и субъективная оценка трудной ситуации).

Дизайн исследования. Исследование проводилось в три основных этапа (подготовительный, основной и

заключительный) и в несколько стадий: подготовка, исследование, обработка данных, интерпретация данных и формулировка выводов.

Ассоциативный эксперимент, проводился с целью выделения вербальных единиц (дескрипторов) анализа репрезентации. В качестве словосочетания-стимула для ассоциативного эксперимента было использовано понятие «трудная ситуация». Полученные вербальные единицы были проанализированы с помощью классического контент-анализа, предполагающего

выделение единиц анализаи единиц смысла. Для систематизации единиц анализа и единиц смысла, и их количественной обработки был использован метод семантических универсалий (В.А. Склейнис, В.П. Серкин) [2,3], с помощью указанной процедуры был выбран количественный показатель - вес компонента для описания содержательных особенностей репрезентации.

Графическое представление

репрезентации трудной ситуации. В основе данного метода лежит графическая методика «Витаграмма» (2014) предложенная Г.В. Шуковой [4], адаптированная под цели и задачи исследования. Респондентам был предложен один исходный круг - «трудная ситуация», который надо было заполнить элементами, обозначающими всё, что респондент считал значимым для адекватного представления его ситуации, -это могли быть люди, отношения, процессы, явления и пр. Элементы респондентами нумеровались «в порядке поступления» и именовались. Количественная обработка результатов заключалась в определении числа изображенных элементов.

Качественный анализ репрезентации трудной ситуации проводился на основе выделенных смысловых единиц:

«технологического», «коммуникативного» и «эмоционального» компонентов.

Субъективная оценка трудной ситуации. В основе данного метода лежит методика «Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации» (2007) предложенная Е.В. Битюцкой [1], адаптированная под цели и задачи исследования. Методика позволяет исследовать трудные ситуации для субъекта с

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

помощью субъективного шкалирования по параметрам, соответствующим критериям когнитивного оценивания. Методика проводилась в два этапа: во-первых, перечислить как можно больше трудных ситуаций, и отметить, как часто происходила каждая из описанных ситуаций (от 0 до 5); во-вторых, ситуации, которые в первом этапе получили балл 0, во втором этапе не анализируются. Используя бланк с утверждениями, требуется соотнести ситуации с утверждениями, и поставить балл (от 0 до 6). Шкалы методики: общие признаки трудной ситуации, неконтролируемость ситуации, неопределенность ситуации, необходимость быстрого реагирования, прогнозируемость ситуации, затруднения в принятии решения, оценивание собственных ресурсов. Анализ результатов проводился согласно инструкции методики.

Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали, что на основе проведенного анализа для большинства респондентов репрезентация представлена: «простой» с минимальным количеством элементов, «ядро» представлено «техникой», на периферии - коммуникация и эмоции, по субъективной оценке, трудной ситуации: наиболее высокий показатель характерен для необходимости быстрого реагирования, самый низкий - оценивание собственных ресурсов.

На основе использованных методик и методических инструментов были выделены следующие релевантные показатели репрезентации трудной ситуации: формальные показатели (размер и структура) - представлено «простота-сложность» на основе количества репрезентированных субъектом элементов и «ядро-периферия» репрезентации, показатель

квалифицировался как «наличие/отсутствие ядра» в структуре репрезентации; содержательные показатели (качественный состав элементов и субъективная оценка трудной ситуации) - представлено три компонента (технологический,

эмоциональный, коммуникативный) и

субъективная оценка трудной ситуации, включающая общую оценку трудности ситуации и соизмеримости ресурсов субъекта требованиям ситуации.

Для выделения качественных особенностей системы смысловых единиц с помощью контент-анализа была проведена обработка результатов ассоциативного эксперимента, направленного на получение массива данных о смысловых единицах анализа, с помощью которых репрезентировано словосочетание «трудная ситуация». В результате было выделено 120 неповторяющихся единиц анализа, которые с помощью экспертов были сгруппированы в три блока: «технологический»,

«эмоциональный» и «коммуникативный». К смысловому блоку «техника» были отнесены вербальные единицы анализа, связанные с неисправностью технических устройств, нарушениями в работе приборов, отсутствие информации на панелях приборов в связи с техническими сбоями и др. К смысловому блоку «эмоциональный» были отнесены все вербальные единицы, фиксирующие различные проявления эмоций, переживаний, напряженных психических состояний. К смысловому блоку «коммуникативный» были отнесены вербальные единицы анализа, фиксирующие «социально-психологические» смыслы: обозначение коллег, руководителей, подчиненных, других субъектов

профессиональной деятельности и участников события.

Систематизированы данные о формальных и содержательных показателях системы смысловых единиц, в которых представлена в сознании субъекта трудная ситуация по всей выборке. Формальные показатели определяются количеством смысловых единиц и спецификой их структуры; содержательные - качественными характеристиками смысловых единиц и спецификой профиля субъективной оценки трудности ситуации.

На основе проведенного анализа, для большинства респондентов репрезентация представлена:

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

- по формальному показателю «простой» (63%), с представлением «ядра» (61%) в качестве «технологического компонента» и на «периферии» «эмоционального и коммуникативного компонентов»;

- по содержательному показателю значимыми компонентами репрезентации являются: «технологический» (53%) и «эмоциональный (27%) и коммуникативный (20%)» и по субъективной оценке трудности ситуации, наиболее высокий показатель характерен для необходимости быстрого реагирования (21%), самый низкий -оценивание собственных ресурсов (5%).

Таким образом, для большинства респондентов трудная ситуация представлена менее, чем тремя структурными элементами, что позволяет рассматривать структуру репрезентации как простую. Для всей выборки характерно, что ядерным компонентом, образующим содержание репрезентации, является «технологический» компонент, то есть система смысловых единиц, составляющих ядро репрезентации, включает смысловые единицы, связанные с неисправностью технических устройств, нарушениями в работе приборов, отсутствие информации на панеляхприборов в связи с техническими сбоями и др.

«Эмоциональный» и «коммуникативный» компоненты репрезентации являются периферийными. Обращение к

исследованиям, акцентирующим внимание на релевантности «ядерности -периферийности» содержания

репрезентации, что в репрезентации трудной ситуации наибольшую значимость для субъектов представляет «технологический» компонент трудной ситуации, а «коммуникативный» и «эмоциональный» отличаются меньшей значимостью.

Ориентируясь на данные, полученные в исследовании, посвященном когнитивному оцениванию трудных жизненных ситуаций, выполненном Е.В. Битюцкой, можно констатировать, что в репрезентации трудной ситуации высокие значения характерны для

признака самой ситуации(неопределенность), эмоциональной оценки ситуации (сильные эмоции), и значимо более низкие значения по показателям, связанным с соизмерением собственных ресурсов (оценивание собственных ресурсов, необходимость быстрого реагирования). Полученные по шкале «сильные эмоции» данные солидарны с положением, сформулированным в исследовании Е.В. Битюцкой, согласно которому «...ярко выраженные

эмоциональные состояния характерны для критических, экстремальных ситуаций» [1]. Как подчеркивает исследователь, эмоции рассматриваются как индикатор

субъективной трудности ситуации.

В целом, для всей выборки репрезентация трудной ситуации

характеризуется как «простая» (63%), то есть включающая в свою структуру сравнительно небольшое (менее 3-х) элементов, где в качестве «ядерного» (61%) элемента структуры представлен «технологический» компонент, представляющийся респондентом наиболее значимым. Что касается субъективной оценки трудности ситуации, то более высокими значениями для субъектов обладают признаки самой ситуации (21%) и сильные эмоции (14%), а признаки, связанные с соизмерением собственных ресурсов, отличаются значимо более низкими показателями.

Выводы. Репрезентация субъектом трудной ситуации выражается в особенностях количества смысловых единиц («простая» / «сложная»), что свидетельствует о степени дифференцированности репрезентации

трудной ситуации субъектом. Репрезентация субъектом трудной ситуации выражается в содержательных особенностях смысловых единиц, которые определены как «техника», «эмоции», «коммуникация» и в специфике структуры - соотношения выделенных смысловых единиц, а именно - в наличие/отсутствие «ядра» и «периферии» в репрезентации. Репрезентация субъектом трудной ситуации выражается в специфике профиля субъективной оценки трудной

ситуации, которая связана с уровневыми показателями шкал, определяющих оценку общих признаков трудности ситуации, а также признаки оценки трудности, с одной стороны, самой ситуации, а с другой стороны, признаков оценки соизмеримости

собственных ресурсов требованиям ситуации. Полученные данные могут рассматриваться как важная информация для сотрудников психологической службы,

реализующих психологическую подготовку сотрудников, поскольку позволяют акцентировать внимание, в частности, на необходимости работы в направление актуализации собственных ресурсов субъекта, таких как необходимость быстрого реагирования, затруднения в принятии решения и оценивание собственных ресурсов.

Corresponding Author: Pyatun Darya Eduardovna-postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, the Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation

E-mail: dasha99_90@mail.ru

Ответственный за переписку: Пятун Дарья Эдуардовна - аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева», г. Москва, Российская Федерация

E-mail: dasha99_90@mail.ru

1©_®_ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 © Tarasova E.N., 2021

«ig 4 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-33-40

\ ^ Принята 28.08.2021 | Accepted 28.08.2021

1 УДК Ч 378.147

DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS IN THE SYSTEM OF PROJECT TRAINING

Tarasova E.N.

Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Тарасова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, Российская Федерация

Abstract. The development of the intellectual potential of an individual, as a complex characteristic of his intellectual, professional and creative capabilities, is emphasized in the youth policy state strategies of Russia and becomes the leading goal of the state program "Scientific and Technological Development of the Russian Federation". This makes it necessary to develop and implement innovative forms of training, productive educational models for training engineering personnel focused on solving innovative problems in the context of design and research activities, creating high-tech startups that form soft-skills and hard-skills competencies. In the context of our research, the directions of the development of the intellectual potential of engineering university students are determined: the application of the concept of the STEM approach in the context of the implementation of additional educational programs, which allows modeling students scientific, design and research activities based on the integration of

Аннотация. Развитие интеллектуального потенциала личности, как комплексной характеристики ее интеллектуальных, профессиональных и творческих возможностей, подчеркивается в государственных стратегиях молодежной политики России, становится ведущей целью государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Это обусловливает необходимость разработки и реализации инновационных форм обучения, продуктивных образовательных моделей подготовки инженерных кадров, ориентированных на решение инновационных задач в контексте проектно-исследовательской деятельности, создание высокотехнологичных стартапов, формирующих soft-skills и hard-skills компетенции. В контексте нашего исследования определены направления развития

интеллектуального потенциала студентов инженерного вуза: применение концепции STEM-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.