Научная статья на тему 'Репрезентация техники движений античных атлетов по изображениям древнегреческой вазописи '

Репрезентация техники движений античных атлетов по изображениям древнегреческой вазописи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легкая атлетика / техника движений / вазопись / Античная Греция / Древняя Олимпия / athletics / movement technique / vase painting / Ancient Greece / Ancient Olympia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Сергеевич Сидоренко

На примерах пяти современных олимпийских легкоатлетических дисциплин проанализирована техника древнегреческих атлетов в сравнении с современными спортсменами. Сравнение проводилось с точки зрения эффективности пространственно-временных и динамических характеристик движений. Для оценивания использовались доступные античные артефакты, такие как изображения на древнегреческих амфорах и других сосудах, античная статуя дискобола, а также свидетельства древнегреческих историков. Проведенное исследование показало высокую степень понимания жителями Античной Греции основных анатомических и биомеханических принципов двигательных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of the technique of ancient athletes’ movements based on images of ancient Greek vase painting

Ancient Greece was a highly developed civilization that gave the world many useful discoveries and inventions. According to ancient Greek historians, as well as artifacts that have survived to our time, the Greeks achieved a lot in the field of sports. The world’s modern Olympic movement is largely based on the experience of the Ancient Olympic Games, which continued without interruption for more than 11.5 centuries. In this regard, the technique of performing various physical exercises by ancient athletes and their understanding of the basics of kinematics and dynamics of movements are of interest. In this work, the author makes an attempt to analyze the technique of ancient athletes’ movements in the types of the Olympic program that are currently disciplines of athletics and compare it with the technique of modern athletes. The analysis was carried out on fragments of images of ancient Greek vase painting, which have survived to our time and are related to the Olympic theme. In running at various distances, ancient athletes demonstrated a competent rational technique of movements. The technique of javelin throwing and long jump was different from the modern one; however, the Greeks managed to not only effectively distribute the applied efforts, but also correctly use technical devices to achieve the result. At the same time, ancient athletes and their mentors had a poor idea of the basics of aerodynamics, did not take into account the factors of lift acting on the projectile in flight and the height of its release, so the ancient technique of discus throwing was not rational from the point of view of modern approaches. In almost all images, athletes appear at the brightest moment of performing a particular competition, in poses demonstrating the beauty of the body, the relief of muscle groups, the smoothness and rhythm of movements, inner harmony and purposefulness. Often, ancient artists and sculptors deliberately distorted the technique of performing a motor task by an athlete in order to better perceive his image. The few surviving objects of ancient painting and sculpture make it possible to visually supplement the information of ancient Greek chroniclers about the features of ancient Greek sports competitions in terms of the movement technique performed by ancient athletes. The ancient Greeks were well aware of the optimal kinematic and dynamic structure of movements, anatomical and biomechanical principles of physical exercises. When depicting athletes on vases, great importance was attached to the perfection of their bodies, the beauty and harmony of their movements.

Текст научной работы на тему «Репрезентация техники движений античных атлетов по изображениям древнегреческой вазописи »

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 44-51 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 496. рр. 44-51

Научная статья УДК 930.85

doi: 10.17223/15617793/496/5

Репрезентация техники движений античных атлетов по изображениям древнегреческой вазописи

Александр Сергеевич Сидоренко1

1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, thesis@internet.ru

Аннотация. На примерах пяти современных олимпийских легкоатлетических дисциплин проанализирована техника древнегреческих атлетов в сравнении с современными спортсменами. Сравнение проводилось с точки зрения эффективности пространственно-временных и динамических характеристик движений. Для оценивания использовались доступные античные артефакты, такие как изображения на древнегреческих амфорах и других сосудах, античная статуя дискобола, а также свидетельства древнегреческих историков. Проведенное исследование показало высокую степень понимания жителями Античной Греции основных анатомических и биомеханических принципов двигательных действий.

Ключевые слова: легкая атлетика, техника движений, вазопись, Античная Греция, Древняя Олимпия

Для цитирования: Сидоренко А.С. Репрезентация техники движений античных атлетов по изображениям древнегреческой вазописи // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 44-51. doi: 10.17223/15617793/496/5

Original article

doi: 10.17223/15617793/496/5

Representation of the technique of ancient athletes' movements based on images of ancient Greek vase painting

Aleksandr S. Sidorenko1

1 Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Saint Petersburg, Russian Federation, thesis@internet.ru

Abstract. Ancient Greece was a highly developed civilization that gave the world many useful discoveries and inventions. According to ancient Greek historians, as well as artifacts that have survived to our time, the Greeks achieved a lot in the field of sports. The world's modern Olympic movement is largely based on the experience of the Ancient Olympic Games, which continued without interruption for more than 11.5 centuries. In this regard, the technique of performing various physical exercises by ancient athletes and their understanding of the basics of kinematics and dynamics of movements are of interest. In this work, the author makes an attempt to analyze the technique of ancient athletes' movements in the types of the Olympic program that are currently disciplines of athletics and compare it with the technique of modern athletes. The analysis was carried out on fragments of images of ancient Greek vase painting, which have survived to our time and are related to the Olympic theme. In running at various distances, ancient athletes demonstrated a competent rational technique of movements. The technique of javelin throwing and long jump was different from the modern one; however, the Greeks managed to not only effectively distribute the applied efforts, but also correctly use technical devices to achieve the result. At the same time, ancient athletes and their mentors had a poor idea of the basics of aerodynamics, did not take into account the factors of lift acting on the projectile in flight and the height of its release, so the ancient technique of discus throwing was not rational from the point of view of modern approaches. In almost all images, athletes appear at the brightest moment of performing a particular competition, in poses demonstrating the beauty of the body, the relief of muscle groups, the smoothness and rhythm of movements, inner harmony and purposefulness. Often, ancient artists and sculptors deliberately distorted the technique of performing a motor task by an athlete in order to better perceive his image. The few surviving objects of ancient painting and sculpture make it possible to visually supplement the information of ancient Greek chroniclers about the features of ancient Greek sports competitions in terms of the movement technique performed by ancient athletes. The ancient Greeks were well aware of the optimal kinematic and dynamic structure of movements, anatomical and biomechanical principles of physical exercises. When depicting athletes on vases, great importance was attached to the perfection of their bodies, the beauty and harmony of their movements. Keywords: athletics, movement technique, vase painting, Ancient Greece, Ancient Olympia

For citation: Sidorenko, A.S. (2023) Representation of the technique of ancient athletes' movements based on images of ancient Greek vase painting. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 496. pp. 44-51. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/496/5

© Сидоренко А.С., 2023

Олимпийские игры, участвуя в которых атлеты в равной честной борьбе сравнивают свои физические возможности выявляя победителя, представляет собой одно из важных явлений современной жизни, доставшееся в наследство от Древней Греции.

Законы и принципы по которым проводились Античные Олимпийские игры, виды спорта, спортивные объекты, имена победителей, все это в определенной степени стало известно благодаря трудам древнегреческих историков, очевидцев тех событий: Павсания, Пиндара, Геродота и других [1-4]. Однако более полное понимание всех нюансов древнегреческих соревнований стало возможным только после активных археологических работ немецких ученых под руководством Эрнста Курциуса во второй половине XIX в. [5, 6]. Древние Игры проходившие на территории Олимпии (776 до н.э. - 394 н.э.), оказались более известными и изученными, хотя подобные спортивные соревнования имели место также и в других регионах Греции. Известно о проведении Пифийских игр (586 до н.э. -394 н.э.) в Дельфах, Истмийских игр (582 до н.э. -394 н.э.) в Коринфе, Немейских игр (573 до н.э. -394 н.э.) в Немее [7]. Спортивные дисциплины и правила проведения перечисленных игр были практически идентичны, поэтому можно говорить о тенденциях в предпочтениях древних греков к тем или иным видам соревнований.

Спортивные соревнования античных атлетов имели очевидные религиозно-культовую и военную составляющие. Первая из них заключалась в поклонении античным богам и попытках подражания героям древнегреческого эпоса через достижение «арете» - полного совершенства духа и тела [3]. Военная составляющая предполагала через занятия спортом подготовку боеспособной армии, вследствие чего в программу Античных Олимпиад входили состязания, схожие по своей структуре с действиями воинов на поле боя. Преобладающие виды физических упражнений в Античной Греции - энергозатратные двигательные динамические задания, выполняемые в быстром темпе с максимальными мышечными усилиями [8].

Относящиеся к теме спорта древние артефакты, произведения культуры и искусства помогают лучше понять образ мышления и поведения представителей предыдущих поколений при организации соревнований и занятиях физическими упражнениями. Живопись лучше любых литературных источников позволяет отобразить особенности техники выполняемых физических упражнений древности, эмоции участников и драматизм спортивной борьбы в самые напряженные моменты соревнования. Скульптура помогает передать позу и направление взгляда атлета, включаемые в работу мышечные группы, хват снаряда и т.д. [9]. С одной стороны, очевидно, что художники и скульпторы творят то, что видят перед собой, и передают ту атмосферу, в которую сами погружаются. С другой стороны, возникает соблазн приукрасить то или иное событие и представить своего героя в лучшем свете в самый яркий момент его действия. Поэтому многие изображения имеют статичный характер и не могут отобразить все нюансы возможного движения

спортсмена, а специалистам в области спорта приходится воспроизводить технику движений атлетов по ее отдельным фрагментам.

Расцвет древнегреческой чернофигурной, а затем и краснофигурной вазописи как раз и приходится на VII-IV вв. до н.э., время активного развития античного олимпизма. Древнегреческая вазопись представляла собой декоративную роспись сосудов, выполненную керамическим способом специальными красками с последующим обжигом. Древние греки расписывали многие виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения и приема пищи, в обрядах и праздниках [10]. Многие сюжеты того времени на амфорах, кратерах и ликифах отражали спортивные сюжеты из Олимпийских игр древности. Эти изображения и стали впоследствии главным источником информации о физических упражнениях греков.

Таким образом, благодаря живописи и скульптуре появилась возможность оценить особенности техники движений античных атлетов в различных видах спорта и сравнить ее с техникой современных спортсменов. Античная Греция подарила нам не так много спортивных дисциплин, но о каждой из них дошедшие до нас предметы старины могут многое рассказать.

Легкая атлетика в современном ее виде была представлена на Олимпийских играх древности пятью дисциплинами: бег на короткие (стадиодром - 192,28 м и диаул - 384,54 м) и средние (долиходром - от 1500 до 4500 м) дистанции, метание диска и копья и прыжки в длину. Еще один античный вид - бег в вооружении (гоплитодром) - также по структуре можно отнести к легкоатлетическим видам [11, 12].

Изображения бегунов на античных вазах свидетельствуют о том, что еще до нашей эры греки прекрасно владели рациональной техникой бега, различая особенности движений спринтеров и стайеров.

Для древнегреческих бегунов на короткие дистанции были характерны небольшой наклон туловища вперед, постановка ноги на грунт с передней части стопы, широкий беговой шаг с большими углами разведения бедер в тазобедренном сочленении, активные размашистые движения руками, т.е. та кинематическая структура бега, которая считается оптимальной и в настоящее время демонстрируется ведущими спринтерами мира (рис. 1). Следует помнить, что греки бегали босиком, что влияло на структуру и вектор отталкивания от беговой дорожки. Соответственно, античные бегуны имели более сильные стопы и хорошо развитую проприоцеп-цию через восприятие своего положения в пространстве с помощью рецепторов подошв [13].

Единственным отличием является положение стоп бегунов, которые вытянуты вперед в фазе амортизации. В современной технике спринта стопа атлета перед приземлением должна браться на себя для последующей постановки на грунт загребающим движением вниз-назад для более эффективного отталкивания.

При этом древние спринтеры изображаются в самой привлекательной для восприятия безопорной фазе бега, точнее, даже в фазе завершения отталкивания, поэтому определенные вопросы могут возникнуть относительно кинематики перемещения маховой ноги в

фазе полета. Оптимальной считается техника, при которой после завершения отталкивания голень маховой ноги выполняет захлест назад с последующим максимальным сгибанием в коленном суставе в момент прохождения вертикали при выносе вперед. Поэтому о рациональной технике переноса маховой ноги ста-диодромистов и диаулистов мы можем судить только по косвенным признакам, таким как длина бегового шага и положение бедер и голеней на имеющихся изображениях. К сожалению, античные художники, пытаясь показать всю красоту спринтерского бега, не задумывались о ценности данной информации для будущих поколений.

Рис. 1. Изображение спринтеров (стадиодромистов)

Визуальным отличием античных стадиодромистов от современных спринтеров также является положение ладоней. Древнегреческие атлеты изображены с полностью выпрямленными ладонями и расставленными пальцами. Вероятно, атлеты и их наставники полагали, что это поможет лучше «разрезать» воздух, уменьшая его сопротивление. Однако современные специалисты считают, что положение прямых ладоней не вносит какого-либо существенного вклада в итоговый результат, напротив, заставляет напрягать мышцы предплечья и запястья, т.е. спортсмен расходует лишнюю энергию. Поэтому современные спринтеры удерживают пальцы рук во время бега в обычном полусогнутом состоянии и при этом не поднимают их выше уровня головы [14].

Стадиодромистам было намного сложнее пробегать дистанцию, чем современным бегунам на 200 м, так как античные атлеты были вынуждены преодолевать ее по прямой с максимальной скоростью, в то время как современные бегуны преодолевают первые 100 м по виражу с чуть меньшей скоростью, чем вторую часть по прямой. При беге по виражу и по прямой наблюдаются несущественные различия в технике движений (разный наклон туловища, постановка стоп, поворот верхней части тела, работа рук); тем не менее это допускает кратковременный отдых для отдельных

мышечных групп. При циклическом беге по прямой мышечная усталость наступает быстрее, тем более что античные бегуны преодолевали дистанцию босиком.

Для женщин на время проведения Олимпийских игр действовал строгий запрет на участие в каких-либо соревнованиях, однако после окончания программы мужских стартов для незамужних девушек устраивались Герейские игры, состоящие только из одного вида - бега на дистанцию, равную 5/6 длины стадия (~ 160 м). Девушки соревновались одетыми в хитоны с оголенной правой грудью [15]. Практически не сохранилось античных изображений легкоатлеток, а на имеющихся росписях технику бега гречанок, даже с учетом длинного платья, нельзя назвать рациональной. У девушек, изображенных на вазе, практически отсутствует фаза полета, кроме того, заметны низкая посадка и перемещение на полусогнутых ногах. При этом мы видим правильный наклон туловища и грамотную работу рук (рис. 2).

Рис. 2. Изображение девушек-стадиодромисток

У долиходромистов, античных бегунов на средние и длинные дистанции, напротив, на изображении заметны более экономичные движения руками с меньшей амплитудой, почти прямой корпус, более короткий шаг, постановка ноги на грунт больше на всю стопу, взгляд направлен вперед (рис. 3).

Рис. 3. Изображение бега стайеров (долиходромистов) Данным бегунам была необходима, в первую очередь, хорошо развитая выносливость и как следствие -

более экономичная техника движений на каждом шаге. Ладони долиходромистов находятся в естественном положении и не выпрямляются, в этом нет необходимости, учитывая невысокую скорость бега.

То же самое естественное положение ладоней можно различить и на изображении гоплитодромистов (рис. 4), что также является косвенным подтверждением невысокой скорости данного вида бега.

Гоплиты - тяжеловооруженные пехотинцы, которые доминировали на поле боя в войнах древнегреческих полисов [16]. Поэтому данный вид беговой программы, который появился в программе Олимпийских игр одним из последних, был необходим в первую очередь для подготовки воинов. Бегунам приходилось преодолевать дистанцию в два стадия со щитом, в шлеме и поножах, которые вскоре отменили, поскольку бегать в них было крайне неудобно.

Бег гоплитодромистов, с одной стороны, можно условно сравнить с современным разбегом в метании копья, когда одна рука спортсмена держит снаряд и не участвует в процессе движения. В этом случае при перемещении атлета имеет место дисбаланс, четные шаги оказываются чуть длиннее нечетных или наоборот, а верхняя часть тела должна разворачиваться в сторону руки со снарядом. Это положение мы и видим на изображении.

что таким образом диск будет лучше разрезать воздух, что и отразится на дальности броска (рис. 5).

Рис. 5. Изображение метателя диска

Исследовать технику античных метателей диска специалистам оказалось значительно проще, ведь в их распоряжении, помимо изображений на вазах, оказались копии одной из наиболее знаменитых статуй античности - статуи «Дискобол» древнегреческого скульптора Мирона, оригинал которой был создан около 450 г. до н.э. и, к сожалению, не сохранился (рис. 6).

Рис. 4. Изображение бегунов в вооружении (гоплитодромистов)

С другой стороны, бег с тяжелым щитом перед собой напоминает разбег прыгуна с шестом, который должен балансировать с грузом в руках, сохраняя центр тяжести. В этом ракурсе поза гоплитодромиста, изображенного на вазе, не является идеальной, поскольку заметен излишний наклон туловища вперед, а рука со щитом не прижата к телу, а находится немного впереди. Все это приводит к смещению общего центра массы тела вперед и негативно сказывается на кинематической структуре бега.

Древние греки метали диск не так, как современные атлеты. Бросок снаряда происходил с места. Дискобол вставал на небольшое возвышение, брал диск в сильнейшую (правую) руку, наклонялся вперед, упираясь ладонью левой руки в правое колено, отводил прямую правую руку с диском назад, чуть за спину, и выпускал снаряд вперед снизу вверх в вертикальной плоскости ребром к земле [17]. Атлеты и их наставники полагали,

Рис. 6. Дискобол (копия), Рим, Палаццо Массимо алле Терме

Это был первый опыт классической скульптуры, изображающей фигуру атлета в движении, поэтому статуя имеет совершенно плоскостной, рельефный характер, где все главные элементы движения собраны на передней плоскости; она рассчитана на просмотр только спереди, а профиль совершенно лишен самостоятельного значения, так как не имеет глубины [18].

Тем не менее статуя дает возможность с высокой степенью точности определить особенности техники античного метателя диска.

Статуя изображает подготовительную к действию стадию, когда атлет, нагнувшись и напрягая все мышечные группы, отвел правую руку с диском далеко назад, повернул голову в сторону снаряда и готов начать финальное усилие. Тяжесть всего тела приходится на правую ногу, напряжение всех сил выражено выступающими сухожилиями на правой ноге, левая отставлена назад на носок и помогает атлету поддерживать равновесие тела.

Надо признать, что кинематические и биомеханические характеристики техники античных атлетов были не совершенны. Дело в том что, во первых, на дальность полета диска влияет высота выпуска снаряда, поэтому бросок снизу вверх будет в заведомо проигрышном положении, а во вторых на летящий в вертикальной плоскости снаряд не будет действовать подъемная сила, удерживающая его в воздушном потоке.

На Олимпийских играх 1908 г. в Лондоне специально было проведено соревнование, в котором каждый из метателей совершал свои попытки сначала древнегреческим, а затем современным стилем метания. И результаты всех спортсменов в современном стиле метания оказались на 3-5 м больше [19].

Мнения исследователей относительно метания копья, другого вида древнегреческих метаний, расходятся. Многие полагают, что данный вид метаний сложно сравнивать с современным прежде всего потому, что согласно историческим хроникам античные атлеты совершали бросок с места в цель [7, 11]. О правоте данной версии говорит отмеченный на некоторых изображениях ограничительный столб, вероятно, отмечающий место, за которым должен был стоять атлет (рис. 7).

При этом некоторые сравнения техники финального усилия очевидно прослеживаются. На изображении древний метатель отводит прямую правую руку со снарядом максимально назад, добиваясь тем самым увеличения пути приложения усилия и одновременно выводя далеко вперед левую руку, задавая направление полета снаряда. Левая нога метателя отмечена постановкой на всю стопу. Все эти составляющие положительным образом влияют на дальность и точность броска. Однако при выполнении бросков на дальность впередистоящая левая нога не должна сгибаться в коленном суставе, иначе приобретенная нижними конечностями энергия не в полном мере будет передаваться верхним. Положение согнутой в коленном суставе левой ноги также указывает на то, что атлеты выполняют бросок в цель.

Единственное, что вызывает вопросы, это положение головы метателя, повернутой назад. Согласно кинематической схеме метания голова атлета не должна поворачиваться, а взгляд должен быть постоянно направлен вперед. Совершенно очевидно, что повороты головы во время подготовки и в момент выпуска снаряда будут отрицательно сказываться на траектории движения и точности броска [20]. Вероятно, при

изображении спортсмена древние художники использовали поворот головы как художественный прием, способствующий лучшему восприятию картины зрителем, опуская при этом правильную технику выполнения упражнения.

Рис. 7. Изображение копьеметателя

Однако некоторые специалисты считают, что на соревнованиях в Древней Греции все же практиковались броски копья на дальность [21]. Дело в том, что копья - один из самых распространенных предметов, представленных на вазах. При этом выделяют копья с заостренным наконечником для метания в цель и тупые копья, которые можно было использовать только для метания на дальние расстояния. Именно атлеты с тупыми копьями представлены почти на всех античных изображениях древнегреческих олимпийцев (рис. 8).

Рис. 8. Древнегреческие пятиборцы

Были у античных копьеметателей и свои маленькие хитрости. Атлетическое копье было легким оружием и металось с помощью метательного ремня, называемого аментум (рис. 9).

Рис. 9. Хват копья древнегреческими атлетами

Это был кожаный ремешок, который перед использованием крепко обвязывался вокруг центра древка таким образом, чтобы оставалась петля, в которую метатель вставлял указательный или безымянный и средний пальцы.

Точка крепления аментума находилась рядом с центром тяжести и менялась в зависимости от того, каким образом копье должно было быть брошено - на расстояние или в цель. Когда копье покидало руку, натяжение аментума поворачивало его на пол-оборота и придавало вращательное движение, которое помогало копью сохранять не только направление, но и стабильность в полете и увеличивало его дальность. Расположив аментум позади центра тяжести, можно было увеличить расстояние броска, но в ущерб точности [21].

Самым непонятным для современного восприятия был древнегреческий прыжок в длину. Дело в том, что атлеты выполняли прыжок со специальными каменными или металлическими гантелями в руках, называемыми хальтересами (рис. 10). Их вес колебался от 1,5 до 4,5 кг [22].

По мнению древних греков, гантели должны были усиливать отталкивание и точнее направлять размах рук, облегчая прыжок. В связи с этим длина прыжка должна была увеличиваться. В данном случае греки точно представляли себе такие понятия, как общий центр массы тела, действие на атлета силы реакции опоры, векторы приложения сил тяжести и инерции.

Рис. 10. Прыжок в длину с хальтересами

Точных описаний того, как греки выполняли прыжок, не сохранилось. Ситуацию окончательно запутали древнегреческие литературные источники, согласно которым античный олимпийский чемпион некто Фаилл прыгал (в пересчете на сегодняшние единицы измерения) в районе 16,20-16,40 м, что соответствует результату современного тройного прыжка [22]. Ученые, занимающиеся данным вопросом, с учетом современных знаний о кинематике и биомеханике прыжков имеют на этот счет разные мнения.

По мнению одних специалистов, прыжок выполнялся с разбега с небольшого возвышения, расположенного примерно в 8-10 м от ямы с песком, и результат измерялся от начала разбега [11]. По мнению других, атлет совершал тройной прыжок, аналогичный современному [23, 24]. Многие исследователи считают, что имело место выполнение пяти прыжков в длину с места подряд, при этом атлет гантели из рук не выпускал [25, 26].

В любом случае перед отталкиванием прыгуну было необходимо отвести руки с гантелями назад, а в момент отталкивания резко выбросить их вперед. Выброшенные вперед руки с гантелями под действием силы инерции гантелей тянули атлета вперед. Перед приземлением прыгун делал резкий замах руками назад, выбрасывая гантели за спину, что усиливало движение тела атлета. При этом туловище прыгун на протяжении всей фазы полета должен был держать ровно. Такую же технику в фазе полета демонстрируют и современные прыгуны в длину, только, естественно, без гантелей.

Кроме того, древние греки чрезвычайно важное значение придавали стилю прыжка, поэтому прыжки в длину всегда сопровождались игрой на флейте. Возможно, музыкальное сопровождение обязывало атлета соблюдать темпо-ритмовые характеристики движений при разбеге и отталкивании, если считать, что греки все-таки прыгали с разбега [12]. Нечто подобное мы видим и в современных прыжках в длину, когда некоторые прыгуны перед началом разбега поднимают вверх руки и начинают хлопать в ладоши, заставляя зрителей делать то же самое, чтобы задавать прыгуну ритм разбега.

Выдерживать стиль античным прыгунам приходилось и при приземлении. Если по отпечаткам ступней на песке устанавливали, что одна ступня оказывалась впереди другой, то прыжок не засчитывался [7].

В ноябре 2022 г. преподаватели кафедры физической культуры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения провели исследование, в процессе которого студенты, юноши в возрасте 17-19 лет, должны были выполнять прыжок в длину с места с гантелями весом 1,5 кг в каждой руке. Данное исследование показало, насколько важное значение имеет грамотная техника прыжка. Молодые люди, которые сумели «поймать» правильную кинематику и последовательность движений, смогли показать результат на 10-15 см выше, чем в прыжке без гантелей, что доказывает эффективность древнегреческого прыжка с использованием утяжелителей.

Проведенная автором работа позволяет сделать следующие выводы.

1. Все представленные на Античных Олимпийских играх виды легкоатлетических соревнований, за исключением бега в вооружении, и сегодня в несколько видоизмененном виде являются популярными дисциплинами современной легкой атлетики. Древние греки сумели подобрать и организовать соревнования по таким видам физических упражнений, которые позволяют развивать и проявлять все основные физические качества человека, способствуют повышению уровня его физической подготовленности и при этом интересны как самим атлетам, так и зрителям.

2. Древние греки были достаточно компетентны в вопросах оптимальной кинематической и динамической структуры движений, анатомических и биомеханических принципах физических упражнений. В беге на короткие дистанции, метании копья, прыжках в длину античные атлеты, в соответствии с особенностями соревнований, демонстрировали грамотную рациональную технику движений.

3. При этом античные атлеты и их наставники хуже представляли себе основы аэродинамики. Придавая важное значение уменьшению силы сопротивления воздушной среды (выпрямленные ладони в беге, выпускаемый в вертикальной плоскости диск), они не учитывали факторы подъемной силы, действующей на диск в полете, и высоту выпуска снаряда, поэтому античная техника метания диска не являлась рациональной с точки зрения современных подходов.

4. Важное значение древние греки отводили совершенству тела атлетов, красоте и гармонии движений. Красота движений при выполнении упражнений ценилась не меньше силовых и скоростных способностей атлетов, что проявлялось в живописи и скульптуре того времени. Практически на всех изображениях атлеты предстают в самый яркий момент выполнения того или иного вида олимпийской программы, в позах, демонстрирующих рельеф мышечных групп, плавность и ритмичность движений, внутреннюю гармо-

нию и целеустремленность. Часто античные художники и скульпторы намеренно искажали технику выполнения атлетом двигательного задания в угоду лучшему восприятию его образа.

5. Без уникальных артефактов прошлого и спортивных традиций древности современная легкая атлетика не состоялась бы во всей ее красоте и многообразии. Благодаря культуре и искусству спортивные традиции, заложенные в глубокой древности, смогли найти свое отражение в современной действительности.

В современных реалиях нашего общества остро ставится вопрос формирования спортивной культуры, в первую очередь у подрастающего поколения [27]. Молодые должны понимать, что двигательная деятельность человека не происходит сама по себе, а представляет собой жизненно важную необходимость, общественное явление, тесно связанное со многими сторонами социальной действительности, все глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.

Атмосфера состязательности античного греческого общества сформировала высокую культуру, которая позволяла грекам ощущать свое духовное превосходство над «варварами», т.е. над всеми остальными народами, которым все это было не свойственно.

С портретом греческого олимпийского атлета была связана целая система этических и эстетических ценностей. Систематическая тренировка, настойчивость в овладении упражнениями, непрерывность усилий, самодисциплина - все эти ценности выходят за пределы спорта. Истинный олимпийский дух предполагает сверхусилие, соединенное с безграничной сдержанностью. Закономерное желание победить, занять ведущее место среди других сочетается с реальной оценкой достоинств соперников [28]. Современные молодые начинающие атлеты должны научиться оценивать сущность спорта как социокультурного явления. Цель данной работы как раз и заключалась в том, чтобы показать тесную связь спорта с историей, культурой и искусством, решая задачу воспитания гармонично развитой личности, сильной духом и телом.

Список источников

1. Бурич В. Олимпийский огопь: Спорт в творчестве поэтов мира. М. : Физкультура и спорт, 198G. 382 с.

2. Геродот. История : в 9 кп. I под общ. ред. С.Л. Утчепко. Л. : Наука, 1972. 6GG с.

3. Павсапий. Описание Эллады. Ч. 2. I под ред. Е.В. Никитюк. СПб. : Алетейя, 1996. 563 с.

4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М. : Наука, 1972. 27G с.

5. Andronicos M. 1992: Olympia: The Archaeological site and the Museum. Athens, 1992.

6. Schobel H. Olimpia und seine Spielle. Gütersloh : Prisma, 1984. 148 p.

7. Palaeologos K. The Olympic Games in ancient Greece. Athens, 1976.

8. Сидоренко А.С. Сравнительный анализ философии игры в пожпой мяч в странах Европы и Юго-Восточной Азии // Вестник Томского

государственного университета. 2G23. № 487. С. 168-175. doi: 10.17223I15617793I487I19

9. Сидоренко А.С. Репрезентация спорта в творчестве голландских художников 16-17 вв. // Культура и образование: научно-информацион-

ный журнал вузов культуры и искусств. 2G2G. N° 3 (38). С. 33-44.

10. Блаватский В.Д. История аптичпой расписной керамики. М. : Изд-во Московского университета, 1953. 3G2 с.

11. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2GG1. 312 с.

12. Платонов В.Н Энциклопедия Олимпийского спорта. Киев : Олимпийская литература, 2GG2. 496 с.

13. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М. : Физкультура и спорт, 1971. 287 с.

14. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2GG3. 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. : Прогресс, 1992. 519 с.

16. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М. : Радуга, 1982. 387 с.

17. Липаев В.Ф. История метапия диска // E-SCIO. 2G22. № 2 (65). С. 301-305.

18. Вальдгауер О.Ф. Мироп. Берлин : Госиздат РСФСР, 1923. 45 с.

19. The fourth Olympiad. The official report. 1908: London. London : The British Olympic association, 108 Victoria street, London, S.W, 1909. 798 p.

20. Томпсон Д.Л. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство IAAF по обучению легкой атлетике. Lincolnshire : Warners Midland splcr The Maltings, 2009. 228 p.

21. Harris H. A. Greek Javelin Throwing // Greece & Rome. 1963. Vol. 10, № 1. P. 26-36.

22. Golden M. Sport in the Ancient World from A to Z. Routledge Taylor & Francis eBooks, 2008. 208 p.

23. Lenoir M., Clercq D., Laporte W. The "how" and "why" of the ancient Greek long jump with weights: A five-fold symmetric jump in a row? // Journal of Sports Sciences. 2005. Vol. 23 (10). P. 1033-1043.

24. Ebert J. Der Pentathlonsprung // Abh. Söchs. Akad. Wiss. Philo-Hisot. Klasse. 1963. Vol. 56. P. 35-65.

25. Minetti A.E., Ardigo L.P. Halteres used in ancient Olympic long jump // Nature. 2002. Vol. 420. P. 141-142.

26. Papadopoulos C., Noussios G., Manopoulos E., Kiritsi O., Ntones G., Gantiraga E., Gissis I. Standing long jump and handheld halters; is jumping performance improved? // Journal of Human Sport & Exercise. 2011. Vol. 6, N° 2. P. 436-443.

27. Сосуновский В.С., Дурас Е.Е., Загревская В.С. Олимпийское образование как средство формирования нравственной культуры школьников // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. С. 163-167. doi: 10.17223/15617793/385/29

28. Богданова М.А. Культурное содержание олимпизма: от античности к современности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 336. С. 55-59.

References

1. Burich, V.P. (1980) Olimpiyskiy ogon': Sport v tvorchestve poetov mira [Olympic Flame: Sports in the works of poets of the world]. Moscow:

Fizkul'tura i sport.

2. Herodotus. (1972) Istoriya [Histories]. Translated from Ancient Greek. Leningrad: Nauka.

3. Pausanias. (1996) OpisanieEllady [Description of Greece]. Translated from Ancient Greek. Pt. 2. Saint Petersburg: Aleteyya.

4. Vipper, B.R. (1972) Iskusstvo Drevney Gretsii [Art of Ancient Greece]. Moscow: Nauka.

5. Andronicos, M. (1992) 1992: Olympia: The Archaeological site and the Museum. Athens: Ekdotike Athenon S.A.

6. Schobel, H. (1984) Olimpia und seine Spielle. Gütersloh: Prisma.

7. Paleologos, K. (1976) The Olympic Games in Ancient Greece. Athens: Ekdotike Athenon S.A.

8. Sidorenko, A.S. (2023) Comparative analysis of the philosophy of football in Europe and Southeast Asia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

universiteta — Tomsk State University Journal. 487. pp. 168-175. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/487/19

9. Sidorenko, A.S. (2020) Reprezentatsiya sporta v tvorchestve gollandskikh khudozhnikov XVI-XVII vv. [Representation of sports in the works of

Dutch artists of the 16th-17th centuries]. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informatsionnyy zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 3 (38). pp. 33-44.

10. Blavatskiy, V.D. (1953) Istoriya antichnoy raspisnoy keramiki [History of Ancient Painted Ceramics]. Moscow: Moscow State University.

11. Goloshchapov, B.R. (2001) Istoriyafizicheskoy kul'tury i sporta [History of Physical Culture and Sports]. Moscow: Akademiya.

12. Platonov, V.N. (2002) Entsiklopediya Olimpiyskogo sporta [Encyclopedia of Olympic Sports]. Kiev: Olimpiyskaya literatura.

13. Donskoy, D.D. (1971) Biomekhanika s osnovami sportivnoy tekhniki [Biomechanics with the Basics of Sports Technology]. Moscow: Fizkul'tura i sport.

14. Zhilkin, A.I., Kuz'min, V.S. & Sidorchuk, E.V. (2003) Legkaya atletika [Athletics]. Moscow: Akademiya.

15. Graves, R. (1992)Mify Drevney Gretsii [The Greek Myths]. Translated from English. Moscow: Progress.

16. Kun, L. (1982) Vseobshchaya istoriya fizicheskoy kul'tury i sporta [General History of Physical Culture and Sports]. Moscow: Raduga.

17. Lipaev, V.F. (2022) Istoriya metaniya diska [History of discus throwing]. E-SCIO. 2 (65). pp. 301-305.

18. Waldhauer, O.F. (1923)Miron [Miron]. Translated from German. Berlin: Gosizdat RSFSR.

19. The British Olympic association. (1909) The fourth Olympiad. The official report. 1908: London. London: The British Olympic association.

20. Tompson, P.J.L. (2009) Vvedenie v teoriyu trenirovki. Oftsial'noe rukovodstvo IAAFpo obucheniyu legkoy atletike [Introduction to Training Theory. The IAAF's Official Guide to Athletics Training]. Lincolnshire: Warners Midlands plc. The Maltings.

21. Harris, H.A. (1963) Greek Javelin Throwing. Greece & Rome. 1 (10). pp. 26-36.

22. Golden, M. (2008) Sport in the Ancient World from A to Z. Routledge Taylor & Francis eBooks.

23. Lenoir, M., Clercq, D. & Laporte, W. (2005) The "how" and "why" of the ancient Greek long jump with weights: A five-fold symmetric jump in a row? Journal of Sports Sciences. 10 (23). pp. 1033-1043.

24. Ebert, J. (1963) Der Pentathlonsprung. Abh. Söchs. Akad. Wiss. Philo-Hisot. Klasse. 56. pp. 35-65.

25. Minetti, A.E. & Ardigo, L.P. (2002) Halteres used in ancient Olympic long jump. Nature. 420. pp. 141-142.

26. Papadopoulos, C. et al. (2011) Standing long jump and handheld halters; is jumping performance improved? Journal of Human Sport & Exercise. 2 (6). pp. 436-443.

27. Sosunovskiy, V.S., Duras, E.E. & Zagrevskaya, V.S. (2014) Olympic Education as a Means of Forming the Moral Culture of Schoolchildren.

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 385. pp. 163-167. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/385/29

28. Bogdanova, M.A. (2010) Cultural content of Olympism: from antiquity to modernity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 336. pp. 55-59. (In Russian).

Информация об авторе:

Сидоренко А.С. - канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: thesis@internet.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

A.S. Sidorenko, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (Saint Petersburg, Russian Federation) E-mail: thesis@internet.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.06.2023; одобрена после рецензирования 19.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 21.06.2023; approved after reviewing 19.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.