Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОБРАЗА ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМА'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОБРАЗА ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / АКСИОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калинина Г.Н., Тикунова С.В.

В статье выявляется противоречие между необходимостью учета воздействия средового пространства на идентичность человека и его «жизненный мир», с одной стороны, и недостаточным уровнем целостной проектной культуры в обществе, с другой. А, между тем, от ее формирования напрямую зависит понимание современных актуальных проектно-исследовательских задач архитектора, выстраивание алгоритма формирования технологических связей по оптимальным критериям проектирования. Авторы осмысливают культурологический аспект современного проектирования, раскрывая значимость эстетической и духовно-нравственной функции архитектурно-дизайнерского творчества, его приоритетность перед материально-экономической, рациональной. Современный тип проектной культуры развивает тематику «регионализма», с учетом специфики развития «традиционной» проектной культуры регионов, ставя задачу включенности проектной деятельности в конкретную культуру; необходимости повышения концептуальности проектировочных решений в направлении гуманизации урбанистической среды, экологизации культурного ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE SPATIAL ENVIRONMENT AS A WAY OF LIFE, CREATIVITY AND REALIZATION OF AN INDIVIDUAL

The article reveals the contradiction between the need to take into account the impact of environmental space on a person's identity and his «life world», on the one hand, and the insufficient level of a holistic project culture in society, on the other. And, meanwhile, the understanding of modern actual design and research tasks of the architect, the building of an algorithm for the formation of technological connections according to optimal design criteria directly depends on its formation. The authors comprehend the cultural aspect of modern design, revealing the importance of the aesthetic and spiritual-moral function of architectural and design creativity, its priority over the material-economic, rational. The modern type of project culture develops the theme of «regionalism», taking into account the specifics of the development of the «traditional» project culture of the regions, setting the task of including project activities in a specific culture; the need to increase the conceptuality of design solutions in the direction of humanization of the urban environment, ecologization of the cultural landscape.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОБРАЗА ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМА»

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

УДК 1 (075.8)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОБРАЗА ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМА

Г.Н. Калинина1-*, С.В. Тикунова2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры 2)Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

1)е-ша11; galakalinina@inbox.ru 2)е-шаП: svet1anatikunova@yandex.ru

В статье выявляется противоречие между необходимостью учета воздействия средового пространства на идентичность человека и его «жизненный мир», с одной стороны, и недостаточным уровнем целостной проектной культуры в обществе, с другой. А, между тем, от ее формирования напрямую зависит понимание современных актуальных проектно-исследовательских задач архитектора, выстраивание алгоритма формирования технологических связей по оптимальным критериям проектирования. Авторы осмысливают культурологический аспект современного проектирования, раскрывая значимость эстетической и духовно-нравственной функции архитектурно-дизайнерского творчества, его приоритетность перед материально-экономической, рациональной. Современный тип проектной культуры развивает тематику «регионализма», с учетом специфики развития «традиционной» проектной культуры регионов, ставя задачу включенности проектной деятельности в конкретную культуру; необходимости повышения концептуальности проектировочных решений в направлении гуманизации урбанистической среды, экологизации культурного ландшафта.

Ключевые слова: проектная культура, средовая парадигма, образ жизни, архитектурно-дизайнерское творчество, функционализм, аксиология

проектировочные решения, городская среда, экология.

Методологической платформой наших рассуждений выступает аксиологический подход, ставящий во главу угла мыследеятельности человека не «отдельно взятые «объективные факторы и обстоятельства»,

направленные на обнаружение «истинного значения» явления, а трактует культуру как кульминацию многообразия деятельности человека.

Сегодня, буквально на наших глазах стремительно и радикально меняется картина мира, и не только НКМ (научная ее модель). Все чаще в повседневность жителя XXI века входят и обретают бытование, становясь расхожими, такие понятия, как виртуальное, многомерное пространство, мы становимся свидетелями рождения «иных миров» с новыми формами жизни и мыследеятельности. При этом ученые констатируют: на данный момент наука не располагает достаточным инструментарием ни для подтверждения, ни для опровержения факта их существования. Одновременно возрастают объемы и темпы урбанизационных процессов, потоки которых расширяют освоение человеком городской среды обитания. Меняя образ жизни горожанина в сторону унификации, прагматизма, утилитаризма и функционализма и увеличивая антропогенную нагрузку на городской культурный ландшафт. Все это невольно «тянет за собой» проблему гуманизации архитектурного комплекса, экологизации, а, следовательно, и повышения аксиологического потенциала архитектурно - дизайнерского творчества, его переориентации (или ориентации» на эстетику, создание условий, оптимально комфортных в том числе, для переживания человеком экзистенциальных состояний и событий [10].

Полагаем, что новые императивы должны только приветствоваться, хотя бы по той понятной причине, что они, постепенно оставляя «за скобками» сугубо экономические приоритеты и утилитарную средовую парадигму (матрицу, образец) [3, с. 29] в современной архитектуре. В целом данные процессы говорят, во-первых, о том, что набирает силу стратегия смены базовых научных, культурных и проектных парадигм, стимулируя интерес к социокультурным детерминантам проектной деятельности; во-вторых, она ориентирует архитектора-дизайнера на создание не просто функционально и гигиенически приемлемого зонирования, но, что важно, на расширение комфортной и эстетически нагруженной среды обитания человека, оптимальной для его труда, творчества и досуга. В-третьих, в архитектурном проектировании XXI века развивается концепция регионализма и целостного подхода к ключевым задачам урбанистической политики, неотъемлемой частью которой является архитектурно-творческая деятельность, креативные

подходы и нестандартные решения, знаменующие собой своего рода «смену вех».

Ранее в ряде публикаций нами предпринималась попытка философской проблематизации городской идентичности «как неотъемлемого и сущностного компонента культурно-антропогенного ландшафта, важного для протекания человеческой «жизненной повседневности», сферы проявления самореализации индивидуума» [9, с. 88]. Мы писали: «В результате проведенного исследования архитектурно-ландшафтное пространство отрефлексировано нами как важная часть градостроительной политики, связанной с созданием экологически безопасной и эстетически выразительной среды, комфортной для проживания человека в широком диапазоне разных форм ее благоприятной представленности, включая формирование индивидуального имиджевого городского облика» [9, с. 88]. Как ранее мы отмечали: «С возрастанием численности населения города и динамичным увеличения территорий жилой застройки все меньше становится мест для отдыха горожан. Урбанизация приводит к потере природных компонентов среды, значимых не только с экологической точки зрения, но и как важнейший фактор качества жизни» [9, с. 88]. В самом деле, в условиях нарастающих процессов урбанизации и глобализации, мультикультурной городской среды обоснована потребность в популяризации научно обоснованной стратегии градостроительства, сопрягающей перспективные интересы города как субъекта «жизненного мира» человека с одной стороны, и отдельно взятого» городского жителя, как субъекта, для которого городская территория не просто «повседневное пространство, а способ достижения Я - идентичности».

Вряд ли нужно оспаривать, что, по большому счету, любому «живому человеку» для состояния полного расслабления и отвлечения от повседневной городской суеты, необходимо погружение в «природный ландшафт». Однако в виду интенсификации жизненного ритма, такую привилегию может позволить себе не каждый житель Мегаполиса. Именно поэтому парки и скверы становятся важнейшими элементами современного города. В городе Белгороде наряду с парками городского значения предусмотрены специализированные парки: детский (парк «Котофей»), спортивно-развлекательные парки (верёвочный парк «1000

узлов», роллерно-лыжная трасса «Альпика»), зоопарк, ботанический сад, пикник-парк. Учитываются потребности в активном и в тихом отдыхе, подразделяя общественные места на возрастные группы населения. С таких позиций абсолютно правы ученые, подчеркивающие (А.А. Корнилова, О.Е. Борченко): «Парк принимает на себя роль «лекаря» окружающей среды, обогащения городского ландшафта, охранника природы и организатора досуга горожан» [2, с. 95].

С учетом вышесказанного подчеркнем, что, скажем, зелёные насаждения, по праву считающиеся нами генератором свежести воздушной атмосферы, городе, прежде всего, мегаполисной, должны выполнять в городской среде не только эстетическую, но и санитарно-гигиеническую функцию. В зависимости от плотности, высоты и ширины посадок зелёные насаждения могут влиять на городской микроклимат, изменяя его параметры. К примеру, повышать влажность воздуха на 10-15%, снижать скорость ветра, уменьшать прямую солнечную радиацию. Также листовая поверхность деревьев собирает большие объёмы пыли, которые впоследствии смываются дождём, а сплошная масса зелени способна гарантировать 90% шумоизоляцию [4, с. 32]. Со своей стороны, А. Емельянова обращает внимание на то, что «На фоне стремительных процессов урбанизации особую актуальность приобретает тенденция возвращать водным пространствам их первоначальную значимость в жизни города, снова насыщать жизнью береговые территории и по возможности восполнять утраченную ландшафтную составляющую. Это способствует улучшению экологической ситуации, созданию новых общественных, пешеходных, рекреационных пространств, реализации культурного потенциала исторического наследия» [1, с. 5].

В Белгородской области одним из основных загрязнителем воздуха выступает автотранспорт. Для борьбы с выхлопными газами используются разнообразные породы деревьев. Наиболее эффективен каштан: он очищает пространство объемом до 20 тыс. м3, разлагая ядовитые вещества почти без ущерба для своего здоровья. Полезен для оздоровления воздуха и тополь, замещающий собой 7 елей (3 литы или 4 сосны). От пыли спасают такие породы, как вяз, сирень, акация или шиповник. Наиболее эффективную шумоизоляцию обеспечивают бузина красная, дуб красный и канадская ирга. Помимо всего, отрадно, что в

последнее время набирает актуальность не фрагментарного, «точечного», а, можно говорить, системно-проективного благоустройства дворовых территорий. Для комфортного функционального зонирования территории необходимо произвести следующий анализ: пешеходно-транспортный, логистический, демографический, экологический. Это, по нашему мнению, свидетельство повышения и экологической, и проектной рационально-рефлексивной культуры и коллективного сознания наших сограждан, что не может не радовать. Хотя, конечно, к большому сожалению, бурные, а зачастую, хаотично - непредсказуемые и поэтому небезопасные для людей потоки глобализационные потоки негативно и необратимо влияют на имидж городов через гомогенизацию. В равной степени нужно быть честными и признать: на данный момент в городе Белгороде только ведётся работа в данном направлении, остаётся ещё много старых дворов, выезд из которых зачастую затруднён.

Подчеркнем, что в пространственном планировании и дизайне идентичность места обычно связана с самим местом. Это относится к отличительной уникальности места, которая является результатом взаимодействия между его физическими особенностями и его пользователями. Более того, восприятие имеет как личное, так и социальное измерение, а уникальность основана на взаимодействии между физической средой и социальными факторами, что в наиболее ярком виде прослеживается в таких «местах» как город, формирование идентичности которого происходило через двоякое и поэтапное присвоение ценностей. То есть, вначале идет своего рода присвоение ценностей территории, а затем самого места, его системного освоения в условиях сочетания природного и культурного ландшафта. В таком контексте городская архитектурно-ландшафтная среда это и среда обитания, и образа жизни, и арт-площадка, которые в своей совокупности и целостности конституируют смысловые пространства формирования культурного кода личности. При том, что, как замечает А.Л. Ястребицкая, «Однако код, матрица подразумевают незыблемость и устоявшиеся модели поведения, архетипичность сознания и поведенческих стратегий и практик. Село (деревня) отвечает этим установкам сознания, но город это место бифуркации, изменения и разрыва с традиционностью» [12, с. 19].

Застроенное наследие, безусловно, является одним из наиболее важных аспектов аутентичности и, следовательно, самобытности городской среды. Города формируются и развиваются с течением времени. Они постоянно меняются, развиваются и трансформируются. А это значит, что градостроительная сфера, политика развития городов нуждаются в научно-обоснованных новых подходах и концептуальных решениях в вопросах городской идентичности (как самости), подкрепленных новой идеологией городской среды. Однако, отмечают исследователи: «Парадокс здесь в том, что, с одной стороны, на общем фоне проектной культуры XXI века роль проектно-мыслительной деятельности в целевом преобразовании культурных практик будущего неоспорима. Это, в самом деле, перспективный проект бытия культуры и матрица самореализации значительной части наших современников. Однако, с другой стороны, в связи с тем, что темпы наращивания научных и инженерных технологий значительно опережают уровень нравственного созревания человечества как потребителя плодов познания, есть опасность употребления проектного мышления во вред человеку, включая горизонты будущего» [6; 7] то есть, без учета специальных (проектных) технологий и глубоких философских оснований).

Строго говоря, лично для нас совершенно очевидно: для формирования архитектурного-ландшафтной среды необходимо учитывать множество факторов, которые являются звеньями единой цепочки. Важно, чтобы она была комфортной, визуально привлекательной и соответствовала сегодняшним стандартам санитарных норм. Самобытность города, его архитектурной средовой зоны, уникальный лик его культурного ландшафта - это то, что не только сами жители, но его и гости воспринимают, чувствуют и запоминают о нем.

Вот поэтому мы солидаризируемся с В.А. Сидоровым, который пишет о том, что «формирование у будущих выпускников теоретических знаний в области средового видения, способности относиться к среде как к живому организму, осознавать себя создателями возможностей, а не покорителями природы» [8, с. 4]. И далее: «Через архитектуру и дизайн окружающей среды архитекторы и дизайнеры, расширяя свое участие в формировании условий для различных областей жизнедеятельности, переходят к дизайн-программированию многоотраслевых и

региональных проблем, углубляют связи с художественной культурой, привлекают данные и методы гуманитарных наук, опираясь при этом на истолкование достижений проектной культуры в свете выявления гармоничных взаимосвязей образа жизни и оптимальной организации предметно-пространственной среды обитания» [8, с. 5-6].

И отнюдь не случайно на данный момент сложились базовые принципы, отражающие культурологический аспект современного проектирования, существо которых резюмируется в постулате о безусловном приоритете эстетического и духовно-нравственного компонента архитектурно-дизайнерского проектирования. Ведь за архитектурными схемами стоят определенные модели образа жизни, как «индивидуальной групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах, и находящие свое выражение в его деятельности, интересах, убеждениях» [8, с. 5-6]. По сути, речь идет об отходе от функционализма как ведущего принципа проектирования прошлого XX в. на новую систему социально-архитектурного знания-практики, где идея максимальной целесообразности, трактовке человека в качестве функционирующего субъекта, замещается его пониманием как самодостаточного индивидуума с широкими границами самореализации.

[5; 11].

В широком смысле это говорит о наличии детерминаций между основными трактовки модели человека в системах (по) знания, и базовыми сменами (вехами) доминирующих системами архитектурно-проектных практик, программ проектирования и др., доминирование которых в конкретный исторический период определяет парадигмальные установки, стратегические направления и механизмы урбанистической культурной политики, а также идеологию проектирования в целом.

Таким образом, в ходе рассуждений вы выходим на новый уровень понимания главной культуросоставляющей основы дизайн-образования и его аксиологии, подчеркивая его взаимосвязь архитектурно-проектного творчества с миром ценностей и идеалов, наполняемых смысловыми значениями, значимыми для человека и общества. Но в какой мере «примерять» их в конкретных практиках и осваивать их в собственной деятельности и профессии, это вопрос каждого.

Список литературы

1. Емельянова, А. Комплексное формирование инфраструктуры прибрежных территорий как фактор устойчивого развития городской среды. - Санкт-Петербург, 2020. - 137 с.

2. Корнилова, А. А., Борченко, О. Е. Экологические аспекты формирования г. Астаны // Вестник науки КазАТУ им. С. Сейфуллина. - 2011. - № 2 (69). - С. 94-97.

3. Кун, Т. Структура научных революций / Пер. И. З. Налетова. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.

4. Поливанова, Д. Ю., Затолокина, Н. М. Мониторинг зеленых насаждений в городе Белгород // Международная научно-техническая конференция молодых учёных БГТУ им. В. Г. Шухова. - 2015.

5. Раппопорт, А. Г. Эмоции и профессиональное сознание архитектора // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. - М. : Стройиздат, 1985. - С. 3-54.

6. Рыбалкина, П. В. Калинина, Г. Н. Культурный проект как ценность культуры // Наука. Искусство. Культура : научный рецензируемый журнал БГИИК. - 2018. -№ 3 (19). - С. 37-41.

7. Рыбалкина, П. В. Проектное мышление как новый культурный феномен // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2017. - № 3 (252), выпуск 39. - С. 158-162.

8. Сидоров, В. А. Образ жизни и средовая парадигма архитектурно-дизайнерского творчества : учебное пособие / сост. В. А. Сидоров. - Ульяновск : УлГТУ, 2020. -116 с.

9. Тикунова, С. В. Идентичность человека и городского архитектурно-ландшафтного пространства: точки пересечения и разрыва // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 2 (100). - С. 88-95.

10. Хайдеггер, М. Бытие и время. - М. : Ад Маргинем, 1997. - 452 с.

11. Чурсина, Л. В. Формирование городских социальных пространств с использованием информационных технологий // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №1 (54). - С. 236-247.

12. Ястребицкая, А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. -М. : Интерпракс, 1995. - 411 с.

REPRESENTATION OF THE SPATIAL ENVIRONMENT AS A WAY OF LIFE, CREATIVITY AND REALIZATION OF AN INDIVIDUAL

G.N. Kalinina1), S.V. Tikunova2)

1)Belgorod State University of Arts and Culture 2)Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov 1)e-mail: galakalinina@inbox.ru 2)e-mail: svetlanatikunova@yandex.ru

The article reveals the contradiction between the need to take into account the impact of environmental space on a person's identity and his «life world», on the one hand, and the insufficient level of a holistic project culture in society, on the other. And, meanwhile, the understanding of modern actual design and research tasks of the architect, the building of an algorithm for the formation of technological connections according to optimal design criteria directly depends on its formation. The authors comprehend the cultural aspect of modern design, revealing the importance of the aesthetic and spiritual-moral function of architectural and design creativity, its priority over the material-economic, rational. The modern type of project culture develops the theme of «regionalism», taking into account the specifics of the development of the «traditional» project culture of the regions, setting the task of including project activities in a specific culture; the need to increase the conceptuality of design solutions in the direction of humanization of the urban environment, ecologization of the cultural landscape.

Keywords: project culture, environmental paradigm, lifestyle, architectural and design creativity, functionalism, axiology design solutions, urban environment, ecology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.