Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА ТИШКОВА: ВЫСТАВКА «В ПОЛЕ МОЕГО ОТЦА» В ГАЛЕРЕЕ СИНАРА APT'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА ТИШКОВА: ВЫСТАВКА «В ПОЛЕ МОЕГО ОТЦА» В ГАЛЕРЕЕ СИНАРА APT Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Леонид Тишков / современное искусство / документы / архив / репрезентация памяти / семейная история / contemporary art / documents / archive / memory representation / family history

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борзенкова Юлия Анатольевна

Тема репрезентации памяти активно осмысляется современными художниками, которые в своих выставочных проектах часто обращаются к личным и семейным архивам. Они становятся основой авторского высказывания и построения визуальных образов, а также способом взаимодействия со зрителем в выставочном пространстве. В статье рассматриваются форматы использования архивных документов в выставочной практике художника Леонида Тишкова, в частности на материале экспозиции «В поле моего отца» (Екатеринбург, галерея Синара Арт, сентябрь 2022 январь 2023), на которой автор представил разные варианты репрезентации памяти, основанные на работе с официальными архивами, а также с личными и семейными документами. Эти материалы становятся основой для создания художественных образов, выходящих за пределы личной истории в общее пространство культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF MEMORY IN LEONID TISHKOV’S ART: EXHIBITION “IN MY FATHER'S FIELD” IN SINARA ART GALLERY

Nowadays the representation of memory as a subject is actively comprehended by contemporary artists who often refer to personal and family archives. They become the background for an artist’s statement and for the creation of visual images, as well as they became the form of the interaction with a viewer in an exhibition space. This article considers the formats of work with the archive documents that the artist Leonid Tishkov uses in his exhibitions, in particular in the exhibition “In my father's field”, which had been presented in the Sinara Art gallery from September 2022 till January 2023. In the exhibition project the author showed the different ways of a memory’s representation that were based on the work with the official archives, personal diaries, and family documents. These documents become the basis for creation of artistic images that go beyond personal history into the common cultural space.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА ТИШКОВА: ВЫСТАВКА «В ПОЛЕ МОЕГО ОТЦА» В ГАЛЕРЕЕ СИНАРА APT»

EDN: HOUBJM УДК 7.03

REPRESENTATION OF MEMORY IN LEONID TISHKOV'S ART: EXHIBITION "IN MY FATHER'S FIELD" IN SINARA ART GALLERY

Yulia A. Borzenkova

Sinara Art Gallery Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: Nowadays the representation of memory as a subject is actively comprehended by contemporary artists who often refer to personal and family archives. They become the background for an artist's statement and for the creation of visual images, as well as they became the form of the interaction with a viewer in an exhibition space. This article considers the f ormats of work with the archive documents that the artist Leonid Tishkov uses in his exhibitions, in particular in the exhibition "In my f ather's field", which had been presented in the Sinara Art gallery from September 2022 till January 2023. In the exhibition project the author showed the different ways of a memory's representation that were based on the work with the official archives, personal diaries, and family documents. These documents become the basis for creation of artistic images that go beyond personal history into the common cultural space.

Keywords: contemporary art; documents, archive; memory representation; family history. Citation: Borzenkova, Yu.A. (2023). REPRESENTATION OF MEMORY IN LEONID TISHKOV'S ART: EXHIBITION "IN MY FATHER'S FIELD" IN SINARA ART GALLERY. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal' nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №2(15). pp. 136-143.

Ю.А. Борзенкова

Галерея Синара Арт Екатеринбург, Российская Федерация

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА ТИШКОВА: ВЫСТАВКА «В ПОЛЕ МОЕГО ОТЦА» В ГАЛЕРЕЕ СИНАРА APT

Тема репрезентации памяти активно осмысляется современными художниками, которые в своих выставочных проектах часто обращаются к личным и семейным архивам. Они становятся основой авторского высказывания и построения визуальных образов, а также способом взаимодействия со зрителем в выставочном пространстве. В статье рассматриваются форматы использования архивных до-

кументов в выставочной практике художника Леонида Тишкова, в частности на материале экспозиции «В поле моего отца» (Екатеринбург, галерея Смнара Арт, сентябрь 2022 - январь 2023), на которой автор представил разные варианты репрезентации памяти, основанные на работе с официальными архивами, а также с личными и семейными документами. Эти материалы становятся основой для создания художественных образов, выходящих за пределгл личной истории в общее пространство культуры.

Ключевые слова: Леонид Тишков; современное искусство; документы; архив; репрезентация памяти; семейная история.

Архивные

документы и личные дневники художника Л.А. Тишкова, помещенные в пространство выставки «В поле моего отца». 2022 Архив

галереи Сииара Арт

Archives, documents and personal diaries exhibited at Leonid Tishkov's personal exhibition "In my father's field". 2022

Sinara

Art Gallery archives

Выставка известного российского художника Леонида Тишкова «В поле моего отца» в галерее Синара Арт в Екатеринбурге (сентябрь 2022 - январь 2023) посвящена теме памяти. Обращаясь к личным воспоминаниям, художник рассказывает историю своего отца Александра Ивановича Тишкова, который в августе 1941 года попал в немецкий плен, прошел лагерь под Уманью, затем «Шталаг 326» в округе Штукенброк, а после освобождения в апреле 1945 года оказался в спецлагере НКВД «Бори-сенко» во Франкфурте-на-Одере. О пережитом в военные годы он никогда и никому не рассказывал, поэтому всю историю художник восстанавливал по крупицам. Фотографии и свидетельства прошлого стали ключевыми для создания экспозиции, возникшей на пересечении художественного и документального текстов как особый тип высказывания и репрезентации памяти [2, с. 56]. Семейная история вписывается в контекст всеобщих мировых событий.

Центральный образ экспозиции - поле как пространство, которое Леонид Тишков «переходит», преодолевает вместе со своим отцом с по-

мощью задокументированных воспоминании: здесь совмещены исторические свидетельства, архивные фотографии, личные дневники и воспоминания. Художник разместил их на центральной стене зала в виде словарной статьи, которая дает несколько определений понятию «поле», сформировавшему название выставки. Каждое из определений, подкрепленное архивной фотографией или документом, становится для зрителя свое рода посланием, которое не объясняет прямо, но дает код к пониманию замыслов автора. Так, например, к значению «чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. Широкие, узкие поля. Заметки на полях»1, Тишков добавляет биографический факт и личное воспоминание о своем отце. Он пишет: «Отецработал учителем географии, я никогда не видел, чтобы он что-то писал в тетрадях, в отличие от матери, которая приносила домой стопки тетрадей своих учеников и вечерами долго сидела под лампой с зеленым плафоном, проверяя правописание. На страницах тетрадей всегда была красная полоска, за которую ученик не должен был заходить. Это было поле учителя, его место, а не ученика»1.

S. обычно мн. Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. Широкие, узкие поля. Заметки на полях.

Отец работал учителем географии и физкультуры, я никогда не видел, чтобы он что-то писал в тетрадях, в отличие от матери, которая приносила домой стопки тетрадей своих учеников и вечерами долго сидела под лампой с зеленым плафоном, проверяя правописание. На страницах тетрадей всегда была красная полоска, за которую ученик не должен был заходить. Это было поле учителя, его место, а не ученика.

Документ, в котором я узнал место v время, когда он попал а плен.

6. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.).

Будучи географом, отцу приходилось летом идти в поход с классами, разбивали палатки, варили чай из листа смородины, зверобоя и мяты, ели «печёнки» - каргошну, запеченную в золе. Ночевали в лесу не одну ночь, изучали скалы на реке Серге или Чусовой. Однажды я пошел с его классом в такой поход, намучался страшно, спать в палатке не мог. искусали комары, простудился. Одного раза этого «поля» мне было достаточно А у отца был значок «Заслуженный турист СССР».

7. обычно мн. Край шляпы, отходящий в сторону или вниз от тульи. Жёсткие, мягкие поля. Шляпа с загнутыми полями.

У отца была серая шляпа с узкими полями и темно-синий чехословацкий плащ. Они остались мне в наследство вместе с пустым чемоданчиком. На всех фотографиях с луной я в этой шляпе и в этом плаще. Не знаю, почему, но я представлял, что и он вместе со мной путешествует с луной по свету.

Карта окружения немецкими войсками 6-й и 12-й армий Южного и Юго-Западного фронта в августе 1941

Документы из архива на советских военнопленных, по которым мне стало известно, в каком лагере он содержался, когда был освобожден, где проходил фильтрацию.

8. Поле брани (устар.], поле сражения или битвы (высок.) место, где происходит бой, сражение. На голях войны, сражений (высок.) на войне, в сражениях. Поле сражения были всё пространство вокруг Зеленой Брамы, лесом, в который отступили советские войска, теснимые германской армадой И потом этими полями выходили красноармейцы, пытоясь пробиться к своим, но все они были либо убиты, либо пленены и согнаны впоследствии в Ума некую яму, где отец провел несколько месяцев, после его в пешем порядке и в товарных во гонах переместили в Гэрманию.

Отец был командиром батареи 507 артиллерийского полка 49 корпуса, в июне июле 1941 г. принимал участие в обороне Староконстантиновского УР, в боях под Бердичевом в составе 6-ой армии. Нашел информацию, что полк погиб целиком в Ума иском котле вместе с корпусом в начале августа 1941 г.

«Яма под Уманью» - название временного лагеря для пленных, расположенного в карьере кирпичного завода в августе-сентябре 41 года. Уманская Яма представляла собой глиняный карьер шириной около 300 метров, а длиной примерно в один километр. Высота отвесных стен достигала 15 метров, пленные изнемогали под жарким солнцем и проливными дождями. Количество умерших не поддается оценке. Фото подписано на немецком: «Негатив №1.13/22. Умань, Украина, страна -Россия. Дата съемки 14 августа 1941 г. 50 тыс. русских собрано в лагере военнослужащих в Уманим.

Архивные

документы и личные дневники художника Л.А. Тишкова, помещенные в пространство выставки «В поле моего отца». 2022 Архив

галереи Синара Арт

Archives, documents and personal diaries exhibited at Leonid Tishkov's personal exhibition "In my father's field". 2022

Sinara

Art Gallerv archives

рас,

TbICfl

Под записью автор располагает фото архивного документа - расчерченного в виде таблицы листа, из которого он узнал место и время попадания отца в плен. Фотография печатается отдельно от текста, выводится из письменного массива, создавая восприятие изображения как отдельного артефакта, к которому дана развернутая аннотация. Такой прием, соединяющий визуализацию словарной статьи с текстами архивных документов и дневниковых записей, позволяет зрителю взаимодействовать не только с текстом, но и с документами, изучать подробности и разгадывать «скрытые сообщения».

Дневники и архивные документы на выставке Тишкова повествуют не только о событиях из жизни его отца, но и рассказывают историю появления самих произведений, представленных в экспозиции. Например, архивная фотография, которую художник подписал «Яма под Уманью», свидетельствует о тысячах русских людей, которые были собраны в лагере военнослужащих в Умани. Среди них - отец Тишкова. «Уманская яма» - название лагеря для пленных, расположенного в карьере кирпичного завода. Его ширина составляла 300 метров, длина 1 ООО метров, а высота отвесных стен достигала 15 метров. Леонид Тишков пишет: «Я всматриваюсь в фото-

графию Уманской ямы с несметным количеством людей, снятую немецким фотографом с немым безразличием, увеличиваю на экране компьютера каждого человека, пытаюсь разглядеть лицо, вдруг я увижу своего отца среди пленных. Я хочу увеличить фотографию до такой степени, чтобы люди на нем стали в наш рост, чтобы этот документ вырос до небес, окружил меня, и я бы оказались внутри него. И тогда я бы ходил от человека к человеку, заглядывал бы им в лицо и нашел бы своего отца, но вряд ли смог бы ему помочь и забрать его оттуда»1.

Работая с фотографией, которая зафиксировала масштаб человеческой катастрофы и чувство невозможности освободить отца, Тишков создает огромную графическую работу «Умань-ская яма» (260x560 см), которую сложно охватить взглядом. В экспозиции она располагается на противоположной от «словарной» стены стороне. Работа состоит из семи расположенных в определенном порядке вертикальных листов, открывающих зрителям трагическую страницу истории, одновременно личной и «большой». По нижнему краю композиции художник рисует солдат с «читаемыми» лицами, намеренно увеличивая архивное фото, словно погружая в него зрителя. С одной стороны, графическая композиция отражает

Л.А. Тишков. Уманъская яма. 2015. Бумага, тушь, акрил.

7 частей. 260x560

Собственность автора Архив

галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. Umanskaya уата/ Uman pit. 2015. Paper, ink, acrylic.

7 parts. 260x560

Author's property Sinara

Art Gallery archives

метод создания выставки - кропотливую работу с архивами, когда общее событие складывается из фрагментов, суммирование которых постепенно дает ясность и понимание исторического события. С другой - зритель проникается эмоциональными переживаниями автора и ощущением трагедии, от которой не оправился мир.

Концептуально значимым произведением в пространстве выставки, в буквальном смысле слова подсвечивающим идею важности индивидуальной человеческой жизни перед лицом исто-

рии, является неоновая инсталляция (H)UMAN. Это световой объект, с мерцающей первой буквой Н: когда она горит, зритель читает слово HUMAN (т.е. человек, человеческий), когда гаснет, то остается UMAN - та самая Уманьская яма.

В красный свет инсталляции (H)UMAN попадает также бронзовая скульптура «Пуговица отца» - лирическая метафора значимости и весомости каждой детали, которые Леонид Тишков собирал, восстанавливая трагическую военную историю своего отца. «Александр Иванович Тишков был старшим лейтенантом 507-го артиллерийского полка 49 корпуса 6-й армии, на вопросы о войне после ее окончания старался ничего не отвечать, ничего не рассказывал, но его глаза темнели, как будто тени падали на его лицо, - поясняет Леонид Тишков в одном из текстов выставки. - Эти тени преследуют и меня, ведь я сын своего отца, что-то прячется неявленное внутри моей памяти. Думаю, это было то, от чего берег меня мой отец, не рассказывая нам все ужасы, которые настигли его во время войны. Но видимо, это все передается с кровью. Вот я, рожденный через восемь лет после войны, все продолжаю нести эту страшную ношу памяти, ношу своего отца через его поле, хотя руки мои, вздернутые к небу, пусты, только я немного сутулюсь, как будто что-то висит у меня за спиной»1. Пуговицу с гимнастерки отца Тишков увеличил до ги-

гантского размера и отлил в бронзе. Ее вес около 100 килограммов. Так символически раскрывает художник тему груза и тяжести воспоминаний, которые невозможно измерить в каких-либо единицах.

Объект «Коврик памяти» представляет собой фотографию родителей художника из семейного альбома, напечатанную на ткани и разорванную пополам. Так война разделила их на несколько лет: без вести пропавший на войне отец художника вернулся лишь в конце 1945 года. Ткань с портретами родителей разорвана на ленты, которые вплетаются, связываются в коврик памяти, в котором теряются черты ушедших родных автора.

Плетение ковриков памяти - одна из важных тем в творчестве художника [4]. Такими половиками выстлана память Леонида Тишкова, а сам медитативный процесс их создания - важный для художника ритуал овеществления памяти. Коврик, сотканный из утратившей свою функциональность одежды, хранит истории близких людей, служит долгие годы и остается рядом [3, с. 9]. Другой важной практикой, связанной с созданием таких ковриков, является отпускание груза памяти, который накапливается за жизнь и ложится на плечи.

Заметным объектом выставки, вовлекающим зрителя в эмоциональное переживание через свет, стал лайтбокс «В поле моего отца», в котором используется увеличенная фотография Леонида Тишкова, сделанная в поле, где предположительно был пленен его отец. Художник поясняет: «Мне показалось, что это поле, которое мы проезжали, именно то, где это случилось. Я вышел из машины и побрел по колено в мокрой траве в сторону леса. Влажный туман окутывал мое тело, перенося в прошлое. Этой земле, траве и влаге было все равно, кто находится здесь и сейчас. Может, это был я или мой отец. Время остановилось и понеслось вспять. Все вокруг обернулось бесконечностью. Мой путь по этому полю стал вечным возвращением, символом пути и памяти. Когда я увидел туманные очертания деревьев вдали, то ощутил тот самый страх, который испытывал мой отец, когда увидел темные деревья и немецких солдат с оружием, направленным в его сторону. На какое-то время я стал своим отцом, потеряв себя, как теряет свое обозначение человек, оказавшийся в глухой степи, на пустырях, в лесу, без дороги. Все осталось только в памяти, но и она уже не нужна в этих местах, а есть только твое пустое тело, невесомое, как стебель сухой кукурузы, и почти

Л.А. Тишков. Пуговица отца. 2016. Бронза, литье, канат. Диаметр 90

Собственность автора Архив

галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. Father's button. 2016. Bronze, casting, rope. Diameter 90

Author's property Sinara

Art Gallery archives

Л.А. Тишков. Коврик памяти. 2017. Ткань, архивное фото, вязание. 100x100. Диаметр 25

Собственность автора Архив

галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. The rug of memory. 2017. Fabric, archive photo, knitting. 100x100. Diameter 25.

Author's property Sinara

Art Gallery archives

Л.А. Тишков. (H)UMAN. 2016. Неон, акриловое стекло. Уманьская яма. 2015. Бумага, тушь, акрил. 7 частей. 260x560 Коврик памяти. 2017. Ткань, архивное фото, вязание. 100x100 Диаметр 25 Архив

галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. (H)UMAN. 2016. Neon, acrylic glass. Umanskaya yamal Uman pit. 2015. Paper, ink, acrylic. 7parts. 260x560

The rug of memory. 2017. Fabric, archive photo, knitting. 100x100 Diameter 25

Sinara

Art Gallery archives

незаметная тропинка, ведущая куда-то в туман. Наверное, ожидание смерти сродни ходьбе по такой дороге. На черно-белой фотографии виден человек с поднятыми руками. Он приходит к нам без оружия, без нажитого скарба, потерявший все, один как перст. Невозможно различить его лицо. Даже приближение к нему, не дает понимания, кто же это. Он так далек, что, кажется, сейчас он растворится в тумане, исчезнет как дым. Он - это я, мой отец, твой отец, ты сам, стоящий в поле, между землей и небом, в пустоте, как частичка немой вечности, сама вечность..

Эмоциональная оптика восприятия событий выставки поддерживается именно сочетанием документальности с личными воспоминаниями автора. Дневники и документы художник глубоко и масштабно переосмысляет в своих художественных образах. Произведения Тишкова интерпретируют информацию, полученную им из архивов, прожитые и пережитые воспоминания детства, его взрослую рефлексию. Обращение к личной, семейной истории стало главной темой выставки. Жизненность историй Тишкова является образующим элементом художественного рассказа и важным связующим эмоциональным звеном между автором и зрителем [5, с. 189].

Инсталляция «Перекати-поле», в виде огромной сферы, повествует о судьбе близкого художнику человека - его отчима. После смерти отца в 1983 году мать Леонида Тишкова вышла замуж за Александра Давидовича Гильгенберга, уроженца Поволжья и российского немца, который в 1941 был депортирован в Казахстан, а затем отправлен в Трудармию на Северный Урал в Ивдельлаг, где он женился на такой же трудармейке, немке Эмме Маерле, и у них родились две дочери. После 1968 года они жили в Нижних Сергах, по соседству с семьей Леонида Тишкова. Из текстов-дневников художника, представленных на выставке, зритель узнает, что «после смерти жены Александр Давидович остался один и моя мать, потеряв к тому времени моего отца, стала для него опорой... Он умер в нашем доме, его могила рядом с могилой моих родителей. История его жизни - это тоже моя история»1.

Все изображения на сфере «Перекати-поле» взяты из личных архивов поволжских немцев, а три из них принадлежали самому Александру Гильгенбергу, отчиму художника. Семейные архивные фотографии олицетворяют общность немцев Поволжья, жизнь и судьбу которых Тишков сравнивает со степным растением, которое

перекатывается в виде большого клубка по полям.

Видеоработа Леонида Тишкова «Переселение людей в космос», масштабно представленная в пространстве галереи, - это поэтическая метафора превращения людей в звезды. По замыслу художника, люди, наполненные светом вечности, устремляются в космос и превращаются в миллионы звезд, обретая бессмертие. Видео напоминает ритуал пролистывания семейного альбома и заполнение светом образовавшихся пустот от безвозвратно ушедших близких людей.

Леонид Тишков пишет об отце: «Когда его не стало, я ощутил потерю не сразу, но постепенно я стал заполнять пустоту после его ухода мыслями о нем. Отчетливо возникла потребность воссоздать его жизнь, я ощутил его поле тяготения, которое становилось все отчетливее и отчетливее, особенно, когда факты трагической военной истории раскрылись мне»1. Связь с прошлым стала для Тишкова смыслом существования в настоящем и служит ему связью с вечностью [ 1].

Экспозиция выставки «В поле моего отца» завершается световой инсталляцией «До свиданья друг мой». После проживания трагедии человечества XX века через личную историю, рассказанную художником, зритель останавливается перед светящейся надписью, цитирующей первую строчку последнего стихотворения Сергея Есенина:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди2.

Неоновое послание, расположенное на сконструированной в зале стене старого забора, проводами соединяется с чемоданом отца - реальным объектом из архива семьи Тишкова, символизирующим последний багаж человека. Его художник наполняет светящимися звездами: сквозь небольшие отверстия в стенке мерцает свет. «Что досталось мне в наследство от отца? Чехословацкий темно-синий плащ, шляпа, немного черно-белых фотографий и пустой чемоданчик. Открываешь его, думая, что там лежит что-то из ненужных или важных человеку вещей, а в нем пусто, только свет, только белый свет и больше ничего», - комментирует Леонид Тишков1.

В итоге представленные на выставке артефакты становятся гораздо эмоциональнее, сложнее,

чем просто документы и архивы, из которых они были созданы. Леонид Тишков создал сильную и эмоциональную художественную историю, которая откликается в зрителе своей сопричастностью.

Примечания

1. Экспликации и тексты Леонида Тишкова к выставке «В поле моего отца» в Галерее Синара Арт. 2022.

2. Есенин, С.А. До свиданья, друг мой, до свиданья... -URL: https://ilibrary.rU/text/4152/p.l/index.html (дата обращения 13.03.2023).

Литература

1. Мизиано, В. Кураторский текст к выставке Леонида Тишкова «В поле моего отца». Галерея Синара Арт. Екатеринбург, 2022. Архив галереи Синара Арт.

2. Миронова, Т.Ю. Обращение к памяти в современной выставке: способы репрезентации документа // Новое прошлое. - 2020. - №1. - С. 54-65.

3. Тишков, Л. Взгляни на дом свой : [изд. к выст. в Екатеринбург, музее изобразит, искусств, ул. Вайнера, 26 февраля - 3 мая 2015]. Екатеринбург, 2015. - 102 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Тишков, Л. Взгляни на дом свой. - Москва : Новое литературное обозрение, 2020. - 192 с.

5. Трубина, Е. Феномен вторичного свидетельства: между безразличием и «отказом» // Травма: пункты. - Москва : Новое литературное обозрение, 2009. - С. 189-224.

References

1. Miziano, V. Kuratorskij tekst k vystavke Leonida Tishkova «V pole moego otca» [The curator's text for the exhibition of Leonid Tishkovs works "In my father's field"]. Sinara Art Gallery. Yekaterinburg, 2022. Sinara Art Gallery's archive.

2. Mironova, T.Yu. Obrashchenie k pamyati v sovremennoj vystavke: sposoby reprezentacii dokumenta [The reference to memory in a modern exhibition: the ways of a document's representation]. Novoe proshloe, 2020, no.1, pp. 54-65.

3. Tishkov, L. Vzglyani na dom svoj: izd. k vyst. v Ekaterinburg, muzee izobrazit. iskusstv, ul. Vajnera, 26 fevralya - 3 maya 2015 [Look at your home: an edition for the exhibition in the Yekaterinburg Museum of Fine Arts, 26 February - 3 May 2015]. Yekaterinburg, 2015,102 p.

4. Tishkov, L. Vzglyani na dom svoj [Look at your home]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2020,192 p.

5. Trubina, E. Fenomen vtorichnogo svidetel'stva: mezhdu bezrazlichiem i «otkazom». Travma: punkty [The phenomenon of secondary evidence: between an apathy and a "refuse". Trauma: points]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2009, pp. 189-224.

Об авторе

Борзенкова Юлия Анатольевна - арт-директор галереи Синара Арт (Екатеринбург)

E-mail: [email protected]

Borzenkova Yulia Anatolyevna

Art Director in the Sinara Art Gallery, Yekaterinburg

Л.А. Тишков. В поле моего отца. 2006. Лайтбокс. 160x235

Собственность автора Архив галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. In ту father's field. 2006. Lightbox. 160x235

Author's property Sinara

Art Gallery archives

Л.А. Тишков. Переселение людей в космос. 2012-2022. Видео

Собственность автора Архив галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. People's migration into Space. 2012-2020. Video

Author's property Sinara

Art Gallery archives

Л.А. Тишков. Перекати-поле. 2018. Архивные фотографии, сфера. Диаметр 300 см; До свидания друг май. 2017. Неон, чемодан, светодиоды. 300x160

Фрагмент экспозиции «В поле моего отца». 2022

Собственность автора Архив

галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. Stepper, >,ufer,2018. Archive photo, sphere. Diameter 300. Goodbye my friend. 2017.

Neon, suitcase, LEDs. 300x160

Author's property Sinara

Art Gallery archives

%

Wr

ШШ

Ao

'if|D. -yj.%

f lJ^vI

I». Шч Ш Щ

llv Л, All ч

H|?;«7 I

Г ff

(Ж1

ш

Л.А. Тишков. До свидания друг мой. 2017. Неоновая надпись, чемодан, светодиоды. 300x160

Собственность автора Архив галереи Синара Арт

L.A. Tishkov. Goodbye ту friend. 2017. Neon, suitcase, LEDs. 300x160

Author's property Sinara

Art Gallery archives

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.