Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕДИАИМИДЖА КИТАЯ В ВЕДУЩЕМ НОВОСТНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕДИАИМИДЖА КИТАЯ В ВЕДУЩЕМ НОВОСТНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАТЕКСТЫ / МЕДИАДИСКУРС / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ЯЗЫК СМИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ИМИДЖ КИТАЯ / НОВОСТНОЙ ДИСКУРС / НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ / КИТАЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цзюй Чуанья, Му Юйси

Данная статья посвящена репрезентации имиджа Китая в материалах пяти ведущих новостных сайтов Республики Казахстан (в соответствии с рейтингом системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics») за период с сентября 2019 по сентябрь 2021 г. Актуальность исследования обусловлена тем, что с точки зрения медиакоммуникации медиаобраз в современных условиях распространения информации становится ключевым инструментом построения имиджа страны в мировом информационном пространстве, а Казахстан является важнейшим экономическим партнером Китая в Центральной Азии, отношения с которым имеют важное стратегическое значение для реализации проекта «Одного пояса и одного пути». Предметом исследования являются новостные сообщения о Китае, тематически связанные с развитием китайско-казахстанских отношений, в пяти ведущих СМИ Республики Казахстан. Для описания национального имиджа использовались метод критического дискурс-анализа, позволяющий выявлять прагматическую семантику текстов, контент-анализа и лингвистического анализа. Новостные сообщения классифицировались по ряду параметров: тематика, плотность текстов (позволяет выявить событие, привлекающее внимание СМИ), объем, позиции частотных слов и тенденции смены оценок и особенностей подачи новостей. Медиаобраз Китая анализируется по шести темам: политика, экономика, культура, общество, пандемия, наука и техника. Выявлено, что в общем ведущие казахстанские новостные СМИ представляют положительный имидж Китая в области политики, науки и технологии, а также экономики. Негативные оценки связаны с распространением эпидемии и ее отрицательным влиянием на общество и приграничную торговлю. Результаты исследования могут использоваться не только при преподавании студентам для раскрытия специфики медиадискурса, но и для выработки мер по продвижению положительного имиджа Китая за границей через СМИ, особенно в Центрально-Азиатском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPRESENTATION OF CHINA’S MEDIA IMAGE IN THE MAINSTREAM NEWS DISCOURSE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

This article studies the representation of China's image in the materials of the five leading news sites of the Republic of Kazakhstan (according to the rating of the monitoring and analysis system of social media and mass media “Brand Analytics”) for the period from September 2019 to September 2021. The urgency of the study can be explained by the fact that from the point of view of media communication, the media image in modern conditions of information dissemination becomes a key tool for building the country's image in the global information space, and Kazakhstan is the most important economic partner of China in Central Asia, the relations with which are of great strategic importance for the implementation of the “One Belt and One Road” project. The object of the study includes news reports about China, thematically related to the development of China-Kazakhstan relations, in five leading mass media of the Republic of Kazakhstan. To describe the national image, the methods of critical discourse analysis, content analysis and linguistic analysis are used, which allows identifying the pragmatic semantics of the texts under consideration. News reports are classified according to a number of parameters: subject matter, text density (allows you to identify an event that attracts media attention), volume, positions of frequent words and trends in changing ratings, and specific features of news presentation. The media image of China is analyzed on six topics: politics, economy, culture, society, pandemic, science and technology. It is revealed that, in general, the leading Kazakh news media present a positive image of China in the field of politics, science and technology, as well as economy. Negative assessments are associated with the spread of the epidemic and its negative impact on society and cross-border trade. The results of the study can be used not only while teaching students to reveal the specificity of the media discourse, but also to develop measures to promote a positive image of China abroad through the media, especially in the Central Asian region.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕДИАИМИДЖА КИТАЯ В ВЕДУЩЕМ НОВОСТНОМ ДИСКУРСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

Политическая лингвистика. 2022. № 3 (93). Political Linguistics. 2022. No 3 (93).

УДК 8П.512122'42:8П.512122'38

ББКШ163.24-51+Ш163.24-55 ГСНТИ 16.01.13; 16.01.17; 11.15.89 Код ВАК 10.02.19 (5.9.8)

Цзюй Чуаньяш, Му Юйси2н

1 Университет имени Сунь Ятсена, Чжухай, КНР, 450076784@qq.comH, https://orcid.org/0000-0001-5720-9815

2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, mu.yuisi@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-8513-036X

Репрезентация медиаимиджа Китая в ведущем новостном дискурсе Республики Казахстан

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена репрезентации имиджа Китая в материалах пяти ведущих новостных сайтов Республики Казахстан (в соответствии с рейтингом системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics») за период с сентября 2019 по сентябрь 2021 г. Актуальность исследования обусловлена тем, что с точки зрения медиакоммуникации медиаобраз в современных условиях распространения информации становится ключевым инструментом построения имиджа страны в мировом информационном пространстве, а Казахстан является важнейшим экономическим партнером Китая в Центральной Азии, отношения с которым имеют важное стратегическое значение для реализации проекта «Одного пояса и одного пути». Предметом исследования являются новостные сообщения о Китае, тематически связанные с развитием китайско-казахстанских отношений, в пяти ведущих СМИ Республики Казахстан. Для описания национального имиджа использовались метод критического дискурс-анализа, позволяющий выявлять прагматическую семантику текстов, контент-анализа и лингвистического анализа. Новостные сообщения классифицировались по ряду параметров: тематика, плотность текстов (позволяет выявить событие, привлекающее внимание СМИ), объем, позиции частотных слов и тенденции смены оценок и особенностей подачи новостей. Медиаобраз Китая анализируется по шести темам: политика, экономика, культура, общество, пандемия, наука и техника. Выявлено, что в общем ведущие казахстанские новостные СМИ представляют положительный имидж Китая в области политики, науки и технологии, а также экономики. Негативные оценки связаны с распространением эпидемии и ее отрицательным влиянием на общество и приграничную торговлю. Результаты исследования могут использоваться не только при преподавании студентам для раскрытия специфики медиадискурса, но и для выработки мер по продвижению положительного имиджа Китая за границей через СМИ, особенно в Центрально-Азиатском регионе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиатек-сты, медиадискурс, языковые средства, язык СМИ, политический дискурс, медиалингвистика, имидж Китая, новостной дискурс, новостные тексты, китайско-казахстанские отношения, контент-анализ, лингвистический анализ, оценочная лексика.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Цзюй Чуанья (ШШШ), кандидат филологических наук, научный сотрудник и постдокторант факультета русского языка, институт международных исследований, Университет имени Сунь Ятсена (Чжухай, Китай); 519082, Китайская Народная Республика, провинция Гуандун, город Чжухай, район Сянчжоу, Университетский пр-т, 2; e-mail: 450076784@qq.com.

Му Юйси (Ф§.Щ), аспирантка кафедры русского языка, Национальный исследовательский Томский государственный университет; 634050, Россия, г. Томск, пр-т Ленина, д. 36.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Цзюй, Чуанья. Репрезентация медиаимиджа Китая в ведущем новостном дискурсе Республики Казахстан / Цзюй Чуанья, Му Юйси. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2022. — № 3 (93). — С. 142-151.

Ju Chuanya1H, My Yuxi2H

1 Sun Yat-sen University, Zhuhai, China, 450076784@qq.comH, https://orcid.org/0000-0001-5720-9815

2 Tomsk State University, Tomsk, Russia, mu.yuisi@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0002-8513-036X

The Representation of China's Media Image in the Mainstream News Discourse of the Republic of Kazakhstan

ABSTRACT. This article studies the representation of China's image in the materials of the five leading news sites of the Republic of Kazakhstan (according to the rating of the monitoring and analysis system of social media and mass media "Brand Analytics ") for the period from September 2019 to September 2021. The urgency of the study can be explained by the fact that from the point of view of media communication, the media image in modern conditions of information dissemination becomes a key tool for building the country's image in the global information space, and Kazakhstan is the most important economic partner of China in Central Asia, the relations with which are of great strategic importance for the implementation of the "One Belt and One Road" project. The object of the study includes news reports about China, thematically related to the development of China-Kazakhstan relations, in five leading mass media of the Republic of Kazakhstan. To describe the national image, the methods of critical discourse analysis, content analysis and linguistic analysis are used, which allows identifying the pragmatic semantics of the texts under consideration. News reports are classified according to a number of

© Цзюй Чуанья, Му Юйси, 2022

parameters: subject matter, text density (allows you to identify an event that attracts media attention), volume, positions of frequent words and trends in changing ratings, and specific features of news presentation. The media image of China is analyzed on six topics: politics, economy, culture, society, pandemic, science and technology. It is revealed that, in general, the leading Kazakh news media present a positive image of China in the field of politics, science and technology, as well as economy. Negative assessments are associated with the spread of the epidemic and its negative impact on society and cross-border trade. The results of the study can be used not only while teaching students to reveal the specificity of the media discourse, but also to develop measures to promote a positive image of China abroad through the media, especially in the Central Asian region.

KEYWORDS: journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, language means, mass media discourse, political discourse, image of China, news discourse, news texts, China-Kazakhstan relations, content analysis, linguistic analysis, evaluative vocabulary.

AUTHOR'S INFORMATION: Ju Chuanya, Researcher, Post-Doctoral Student, Candidate of Philological Sciences, School of International Studies, Sun Yat-sen University, ZhuhaiCity, China.

Mu Yuxi, Post-Graduate Student, Department of Russian Language, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation.

FOR CITATION: Ju Chuanya, My Yuxi. (2022). The Representation of China's Media Image in the Mainstream News Discourse of the Republic of Kazakhstan. In Political Linguistics. No 3 (93), pp. 142-151. (In Russ.).

ВВЕДЕНИЕ

Имидж страны является одним из важных компонентов, демонстрирующих «мягкую силу», применяемую на территории других стран с целью выполнения воздействующей функции. Соответствующую концепцию предложил американский ученый К. Э. Боулдинг еще в 1959 г., и в ее рамках данное понятие трактовалось как общий результат познания, эмоциональной реакции и оценки адресата в связи с определенной страной [Боулдинг 1953: 120].

Медиаимидж Китая рассматривается специалистами в разных ракурсах. И. Н. Алтухова с учетом факторов, влияющих на восприятие политического имиджа Китая у иностранной аудитории, изучает этапы формирования и прогнозируемые тенденции эволюции имиджа Китая в мире [Алтухова 2015: 16]. Э. Г. Аветисян считает, что на уровне международной политики большое внимание уделяется главному аспекту политики Китая — «мягкой силе» [Аветисян 2017: 81]. На основе брендинга и рекламы И. Ж. Бо-кошова рассматривает роль ПР-технологий в формировании имиджа Китая в Кыргызстане (Киргизии) [Бокошова 2016: 134]. Н. Г. Нестерова и Му Юйси исследуют образ Китая в культурно-просветительских текстах русскоязычных блогов. Исследователи обращают внимание на тексты о китайской художественной вышивке, анализируют языковые средства, используемые в них для формирования образа Китая [Му, Нестерова 2021: 75]. С точки зрения медиакоммуникации, имидж страны — образ, сформированный государством в потоке ведущих СМИ, или образ, представляющий страну в новостях и другой речевой продукции СМИ других стран [Сюй 1996: 36]. При таком рассмотрении медиа-образ становится ключевым инструментом построения имиджа страны.

Из-за огромных идеологических различий между Китаем и некоторыми странами и преднамеренного распространения «теории китайской угрозы» несколькими западными странами, а также в связи с глобальной пандемией коронавируса у многих людей сложились стереотипы или неверное впечатление о современном Китае. В июне 2021 г. исследовательский центр Пью в США провел исследование отношения к Китаю, установившее, что жители стран с более высоким ВВП, таких как Америка, Швеция и Япония, более негативно относятся к Китаю. В общей сложности хорошее впечатление о Китае сложилось не более чем у 40 % зарубежных респондентов [Отчёт об имидже Китая и Соединенных Штатов в глазах всего мира 2021 www]; а такие развивающиеся страны, как Республика Беларусь и Казахстан, демонстрируют более благоприятный имидж Китая и постоянную тенденцию к его улучшению [Отчет о глобальном исследовании имиджа Китая как страны 2019 www]. Это обусловлено тесным сотрудничеством между Китаем и странами Центральной Азии.

Казахстан играет важную роль в международном сообществе в качестве несомненного лидера Центральной Азии, а также государства, активно участвующего в реализации китайской инициативы «Одного пояса и одного пути». В сентябре 2019 г. между Казахстаном и Китаем по итогам переговоров их лидеров было заключено соглашение о вечном всестороннем стратегическом партнерстве. Это яркое свидетельство признания важности двусторонних отношений на самом высоком уровне. Кроме активного взаимодействия между двумя странами на высшем уровне, в настоящее время имеется прямое транспортное сообщение между 19 городами Китая и Казахстана [Обзор китайско-

казахстанских отношений www], 7 постоянных контрольно-пропускных пунктов, 2 трансграничных нефтепровода и 4 газопровода, 2 трансграничные железнодорожные линии и 1 международный центр трансграничного сотрудничества — Хоргос. Тесное экономическое и торговое сотрудничество сделало Казахстан самым важным партнером Китая в Центральной Азии. В таком контексте отслеживание и анализ новостных сообщений ведущих СМИ Казахстана о Китае имеет большую актуальность в постэпидемиологическую эпоху.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данной статьи заключается в системно-комплексном определении медиаи-миджа КНР в новостных текстах пяти ведущих СМИ Республики Казахстан. Материалом исследования стали новостные репортажи, относящиеся к периоду с сентября 2019 по сентябрь 2021 г., тематически связанные с развитием китайско-казахстанских отношений.

Согласно опубликованным 16 марта 2021 г. российской системой мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics» [Чёрный 2021 www] данным, в пятерку самых популярных социальных медиа вошли «Казинформ», «Zakon.kz», «Nur.kz», «Tengri News», «Sputnik». Новости для анализа отбирались по двухэтапному алгоритму: 1) через использование автоматического поиска в заголовках и текстах новостей на выбранном сайте по ключевым словам «Китай», «китайский» и «Пекин» — был выявлен 1721 репортаж; 2) после исключения материалов, косвенно связанных с анализируемыми темами, было рассмотрено всего 1628 новостных текстов.

В 1959 г. К. Боулдинг выдвинул в качестве метода исследования построения национального имиджа конструктивизм [Boulding 1959: 126], в 1977 г. Т. ван Дейк предложил

использовать для изучения прагматической нагрузки новостей в социальном контексте критический дискурс-анализ (КДА), который до сих пор сохраняет популярность среди ученых во всем мире [van Dijk 1977]. Методологической базой рассмотрения имиджа страны в медиасфере для большинства европейских и американских ученых является анализ фреймов Т. Гитлина [Gitlin 1980: 3]. Современные китайские ученые часто с целью проанализировать имидж Китая используют контент-анализ [Го, Цзюй 2021: 117]. Основными методами данной работы выступили описательный статистический метод и контент-анализ новостей СМИ в виде количественного и качественного анализа по следующим аспектам: (1) плотность новостных текстов, позволяющая выявить событие, привлекающее внимание СМИ; (2) тематика публикаций — после изучения содержания выбранных новостей было выделено 7 категорий: политика, экономика, культура, общество, пандемия, наука и техника; (3) длина текста — в зависимости от количества слов новостные сводки можно разделить на следующие группы: «менее 250 слов», «251 — 500 слов» и «501—750 слов»; (4) эмоциональная окраска новостей о Китае, представленная тремя вариантами: положительной, нейтральной и отрицательной; при анализе в данном аспекте необходимо рассмотрение реализующих оценку языковых средств, требуется осуществление лингвистического анализа.

АНАЛИЗ ПЛОТНОСТИ НОВОСТНЫХ ТЕКСТОВ О КИТАЕ

Л. С. Тихомирова считает, что плотность текста влияет на потенциальное тестовое воздействие и внедрение информации в сознание адресата [Тихомирова 2011: 100]. Данные авторов настоящей работы относительно количества сообщений о Китае в пяти ведущих СМИ Казахстана представлены в таблице 1.

Год СМИ

Казинформ Zakon.kz Nur.kz Tengri News Sputnik Итого

2019 58 43 25 18 53 197/12,1 %

2020 101 230 173 125 222 851/52,3 %

2021 68 144 134 137 97 594/35,6 %

Итого 227 417 332 280 371 1628/100 %

Таблица 1

Статистика по количеству новостей о Китае в пяти ведущих СМИ Казахстана

с 09.2019 по 09.2021 г.

Рис. 1. Ежемесячный график тенденций новостей о Китае в 2019 г.

Рис. 2. Тематические новости, посвященные официальному визиту Токаева в Китай, в ведущих СМИ Казахстана в сентябре 2019 г.

Опираясь на статистику 2019 года, можно узнать, что максимальное количество новостных сообщений в 2019 г. приходится на сентябрь (рис. 1), высокочастотным событием стало то, что 10 сентября глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев прибыл в Пекин с двухдневным официальным визитом. В этот период казахстанские СМИ подробно освещали встречи президента с лидером КНР. В рамках переговоров глав двух государств было подписано 10 официальных документов, в том числе «Совместное заявление глав государств», в котором стороны объявили о решении развивать вечное стратегическое всестороннее партнерство. С точки зрения экономических мер были подписаны «Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством КНР о реализации Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики „Нурлы жол" и строительства „Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП)» и «Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к молочной продукции, экспортируемой из РК в КНР». Кроме того, в ходе переговоров были подписаны различные межправительственные документы, охватывающие такие сферы, как логистика, наука и др. Политическая, экономическая, культурная и социальная деятельность президента в Китае оказалась в центре горячих дискуссий в Казахстане (рис. 2).

Лидером по количеству новостных сообщений стал 2020 г., когда начала распространяться глобальная эпидемия. Ведущие СМИ Казахстана акцентировали три аспекта данного события в Китае.

Во-первых, СМИ активно отслеживали ситуацию с коронавирусом в Китае: все новостные сайты создали специальный раздел, посвященный пандемии COVID-19.

Во-вторых, объектом внимания СМИ стало экономическое сотрудничество в эпоху эпидемии, особенно скопление грузов на станциях пограничного контроля Китая и закрытие МЦПС в Хоргосе из-за негативного влияния пандемии. Например: «На границе Казахстана и Китая наблюдается скопление машин» (Zakon.kz. 18.06.2020); «МЦПС „Хоргос" вновь закрыт» (Sputnik. 14.03.2020); «Скопление авто наблюдается на границе Казахстана и Китая» (Nur.kz. 18.06.2020); «Причину очереди почти в 2 тысячи авто на границе с Китаем назвали в КГД» (Tengri News. 07.08.2020).

В-третьих, стоит отметить, что также привлекли особое внимание достигнутые Китаем результаты в области исследования Луны и аэрокосмической промышленности. Например: «Возвращаемый модуль китайского зонда „Чанъэ-5" доставил на Землю лунные образцы» (Казинформ. 17.12.2020); «Китай установил свой флаг на Луне» (Tengri News. 04.09.2020); «Китай запустил последний навигационный спутник Beidou» (Zakon.kz. 06.23.2020). По мере того, как ситуация с эпидемией в Китае претерпевала качественные изменения в 2021 г., количество соответствующих сообщений постепенно уменьшалось.

ТЕМАТИКА НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ

Очевидно, что у каждой новости можно выделить центральную тему, привлекающую внимание читателя, подчеркивающую основное содержание или ключевой смысл. Тематика сообщений, проанализированных для данной статьи, с распределением материалов по конкретным темам представлена в таблице 2.

Таблица 2

Тематическая классификация новостей, связанных с Китаем

Тематические группы Казинформ Zakon.kz Nur.kz Tengri News Sputnik Итого (доля, %)

Политика 39 118 99 103 71 430

Экономика 26 47 32 50 78 233

Культура 14 11 20 4 23 72

Общество 47 89 58 23 86 303

Пандемия 70 96 110 66 88 430

Наука и техника 21 38 8 17 12 96

Другое 10 18 5 17 14 64

Проведенный анализ установил, что популярные темы новостей менялись поэтапно, сообщения фокусировались на политике, пандемии, социальных и экономических вопросах. Из политических тем в центре внимания оказались взаимодействие на высшем государственном уровне между Китаем и Казахстаном, визиты лидеров стран и напряженные китайско-американские отношения в эпоху эпидемии. В условиях вызванного эпидемией кризиса количество экономических новостей резко снизилось. Новости экономической тематики были посвящены торгово-экономическому сотрудничеству по проекту Шёлкового пути, транспортному коллапсу на китайско-казахстанской границе и сокращению спроса в рамках энергетического партнерства. Стоит подчеркнуть, что в заголовках новостей на политические и экономические темы намеренно не упоминается название инициативы «Пояс и путь», хотя в основном тексте материала подробно излагаются конкретные инициативы и прогресс сотрудничества в этой области. Это в очередной раз доказывает наличие углубленного сотрудничества для реализации указанной программы. Например: «Не боимся „тесных объятий" — Токаев об отношениях с Китаем» (Tengri News. 2020.05.01); «Объем инвестиций Китая в Казахстан за время пандемии вырос на 80 процентов — посол» (Tengri News. 2020.12.08); «Товарооборот между Казахстаном и Китаем увеличился на 4 %» (Zakon.kz. 2021.06.25).

Новости социальной тематики неожиданно заняли второе место среди сообще-

ний по популярности тем. Сюда вошли материалы, обусловленные развитием образования на китайском языке и популяризацией новых СМИ, таких как Wechat и ЛМок, благодаря чему журналисты впервые получили возможность доступа к информации о старении населения, смягчении политики рождаемости, стихийных бедствиях, обрушении отелей и т.д. Увеличение доли таких новостей показывает, что адресаты желают получать охватывающую все сферы жизни Китая информацию и проявляют соответствующий интерес. Диверсификация фокуса новостных СМИ обусловлена тем, что социальные сообщения как особое явление появились относительно недавно и находятся на ранних стадиях развития. Иными словами, они намеренно используются для привлечения внимания читателей, из-за чего возникает нехватка подробного и поэтапного анализа при описании того или иного события.

Новости о науке и технике фокусируются на лунной программе Китая, строительстве космической станции, прогрессе цифровых технологий и 5G. Спортивная информация, образование, туризм и экологические проблемы Китая оказались в фокусе внимания других сообщений. Значительный акцент сделан на эпидемии, которая стала главной темой всех ведущих СМИ. Внимание СМИ Казахстана привлекли происхождение коро-навируса, эпидемиологическая ситуация в Китае, особенно в Ухане, гуманитарная помощь КНР, вакцинация и медиаобраз китайских врачей (рис. 3).

Рис. 3. Подтематика новостных сообщений о пандемии в Китае с сентября 2019 по

Новостные сообщения об эпидемии начинают появляться с января 2020 г.: большую долю в них занимают сведения о количестве заболевших и умерших в первые дни эпидемии, о принимаемых в Китае мерах и т. п. После того, как эпидемия распространилась по всему миру, в целях сотрудничества в рамках экономических санкций, США начали обвинять Китай в сокрытии данных о коронавирусе и искусственном, лабораторном создании вируса. Ухудшение китайско-американских отношений называли «Новой холодной войной». Стоит отметить, что все ведущие новостные СМИ высоко оценили вклад китайских врачей в борьбу с эпидемией. Например: «Китайские врачи прибыли в Казахстан для помощи в борьбе с коронави-русом» (Sputnik. 2020.04.09); «Министр здравоохранения РК наградил приехавших в Казахстан китайских врачей» (Zakon.kz. 2020.04.22); «МИД РК — о прибывших китайских медиках: „Приехали помогать"» (Zakon.kz. 2020.04.09); «В Китае медик вылила „ведра пота" из своего защитного костюма» (Nur.kz. 2020.08.13). С улучшением ситуации в Китае количество соответствующих новостей постепенно сокращалось, их

Рис. 4. Количество сообщений по тематике пандемии сезонами в 2020 и 2021 гг.

частичное увеличение отражает повторяющиеся вспышки эпидемии в отдельных китайских городах (рис. 4).

АНАЛИЗ ДЛИНЫ И ОЦЕНОЧНОЙ ПОЗИЦИИ НОВОСТНЫХ ТЕКСТОВ

Количество слов в новостных текстах о Китае в ведущих СМИ Казахстана ограниченное, объем большинства новостей не превышает 250 слов (табл. 3). Количество новостей объемом более 500 слов составляет всего 5,6 %. В содержательно-тематическом аспекте обращает на себя внимание, что новостные сообщения в ведущих казахстанских СМИ обладают двумя характеристиками: во-первых, стремление к описанию самого события и отсутствие подробного анализа причин и предыстории происходящего; во-вторых, стремление опубликовать в первую очередь сведения о выбранном в качестве важного событии; особое внимание при этом уделяется политической и экономической тематикам, а сообщения о событиях социальной сферы публикуются выборочно.

Таблица 3

Длина новостных текстов о Китае

Тексты Длина текста

< 250 слов 250—500 слов 501—750 слов >750 слов

Количество 851 685 72 20

Доля, % 52,3 42,1 4,4 1,2

Таблица 4

Оценочные позиции в новостях ведущих СМИ Республики Казахстан

Тенденция СМИ

Казинформ Zakon.kz Nur.kz Tengri News Sputnik Итого

Положительная оценка 128 172 91 109 169 669

Нейтральная оценка 59 144 139 87 106 535

Отрицательная оценка 40 101 102 84 97 424

0 125 250 375 500

Рис. 5. Тенденции выражения оценок в зависимости от тематики

Формирование имиджа Китая тесно связано с построением системы новостного дискурса. По мнению китайских ученых Жан Юнпин и Ян Нань, интерактивность новостного дискурса приводит к созданию микросистемы взаимных ограничений между адресантом, языковой ситуацией и адресатом, в результате чего для установления позиции требуется обращаться не к суждению, а к дискурсивному поведению, выбранному адресантом для направления трансформации общественного сознания [Жан, Ян 2017: 44]. Анализ данных показал, что большинство сообщений ведущих СМИ Казахстана о Китае являются позитивными (41,1 %) и нейтральными (32,9 %), на негативные приходится 26 % (табл. 4).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ

ПОЗИЦИЙ ПО ТЕМАМ НОВОСТЕЙ

В сообщениях, посвященных политике, экономике, культуре, науке и технике, превалирует выражение положительной оценки, особенно редко отрицательная оценка сопровождает раскрытие тем, связанных с культурой и наукой. Это свидетельствует о высоком уровне политического развития, о высокой степени признания научно-технического прогресса и пользе экономического

сотрудничества с КНР. Положительное отношение также демонстрирует, что культурный обмен и торгово-экономическое взаимодействие между двумя сторонами могут продолжаться еще долгое время. Что касается коронавируса, казахстанские СМИ не политизировали эпидемию, они более нейтрально и объективно отнеслись к этому вопросу (рис. 5).

Исследование показало, что новостные СМИ Казахстана демонстрируют большую разницу в подходах при освещении фактов одной и той же тематики. Например, в сообщениях получило активное одобрение сотрудничество в области экономики и политики в рамках проекта «Один пояс и один путь», но в то же время критиковались экономические проблемы, возникающие в ходе реализации инициативы и в общем. «Китай осудили за благотворительность в 55 млн долларов» (Nur.kz. 22.05.2021); «США призвали Китай сократить выбросы углекислого газа» (Tengri News. 21.07.2021); «ООН призвала восстановить деградировавшие земли размером с Китай» (Tengri News. 04.06. 2020). Поскольку в Казахстане не проводится политика планирования рождаемости детей, СМИ долгое время отрицательно относились к подобной политике Китая. Однако

когда китайским правительством было разрешено иметь троих детей в семье, во многих новостях социальной тематики отношение было изменено на нейтральное. Кроме того, СМИ чувствительно и необоснованно негативно относятся к теме сотрудничества в энергетической сфере. «Китай ведет переговоры по вододелению только с Казахстаном — Магзум Мирзагалиев» (Казинформ. 14.07.2021); «О сложностях в переговорах с Китаем по рекам рассказали в Минэкологии» (Zakon.kz. 2020.11.06); «Казахстан сократил поставки газа в Китай» (Tengri News. 11.03.2020); «Казахстан сократил на 15 % поставку газа в Китай — Минэнерго» (Sputnik. 27.05.2020).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕДИАИМИДЖА КИТАЯ

Г. Томпсон подчеркивает, что оценка четко передает адресату отношение адресанта к событию [Thompson 1996]. S. Sarngi также указывает, что языковая единица в любом дискурсе имеет определенную оценку [Sarngi 2003]. Н. Д. Арутюнова предложила подробный ряд типов оценки в своей работе, Е. В. Костенко считает, что медиатекст выражает положительную или отрицательную оценку автора по поводу содержания высказывания [Костенко 2012: 183]. В материалах данной работы вследствие тематического разнообразия новостей часто употреблялась лексика с оценочным значением, позволяющая установить особенности отражения имиджа Китая.

С помощью программы «AntConc 4.0.5» было выявлено двадцать самых высокочастотных слов (табл. 5), позволяющих устано-

вить, что главными составляющими в отношениях между двумя сторонами являются сотрудничество и развитие.

По результатам анализа семантической близости и содержательной взаимозависимости 20 наиболее высокочастотных слов с учетом ключевого статуса слов «Китай», «сотрудничество» и «развитие» было установлено, что проблема в отношениях между двумя сторонами связана с процессом развития, а не с самим Китаем. Дальнейшее сотрудничество Китая и Казахстана обязательно получит поддержку и содействие (см. схему на рис. 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На лексическом уровне следует отметить употребление оценочной лексики (всего 5545 случаев), которую можно разбить по следующим группам: 1) лексика с положительной оценкой (60,1 %): новый, большой, важный, крупный, стратегический, высокий, известный, помощь, друг, удастся, помогать, сотрудничать, усилить и т. д.; 2) лексика с отрицательной оценкой (39,9 %): частица «не», опасный, серьёзный, тяжёлый, сложный, жестокий, критика, ограничить, давление, снизиться и др. Кроме того, стоит выделить следующие лексические приемы: а) употребление слов, выражающих превосходство: самый, крупнейший, более (16,8 %); б) употребление лексики и выражений, называющих авторов цитат: партнёр, партнёрство, сосед, дружба, друг, стратегический партнёр (20 %); в) употребление слов, называющих явления, связанные с проявлением вражды: проблема, нарушение, угроза, риск, санкция, обвинить, обвинение, обрушение, хаос, штраф (17,2 %).

Таблица 5

Топ-20 высокочастотных слов в новостях ведущих СМИ Казахстана

Рейтинг Слово Частота Рейтинг Слово Частота

1 Китай 473 11 большой 106

2 сотрудничество 309 12 партнёрство 101

3 развитие 240 13 Казахстан 97

4 партнёр 149 14 covid 94

5 очень 134 15 важный 92

6 новый 128 16 поддержка 90

7 самый 125 17 крупнейший 86

8 проблема 123 18 крупный 80

9 короновирус 122 19 стратегический 74

10 помощь 107 20 высокий/усилие 73

Китай

сотрудничество

развитие

партнёр стратегический партнёрство короновирус помощь ^vid крупнейший

очень самый Большой Казахстан крупный высокий

новый проблема важный поддержка усилие

Рис. 6. Семантические связи высокочастотных слов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения репрезентации медиаимиджа КНР в новостях ведущих СМИ Республики Казахстан были сделаны следующие выводы.

1. В связи с постоянным совершенствованием Китая и усилением его возможностей по всем направлениям исследование имиджа государства имеет большое значение. Данное исследование значительно отличается от более ранних работ авторов, в которых, как правило, контент-анализ использовался для того, чтобы в ходе изучения материалов сформировать «идеальный» имидж Китая, что в значительной степени субъективно. В данной работе авторы рассмотрели новостные сообщения как положительного, так и отрицательного характера, показывающие Китай с разных сторон и в разные временные периоды, что позволило описать объективный, реальный образ Китая, сформировавшийся в СМИ во время реализации инициативы «Один пояс и один путь».

2. В Казахстане наблюдается продвижение инициативы «Пояс и путь», особенности которого можно образно сопоставить с китайским жанром живописи «гунби», в котором уделяется особое внимание деталям. В общем ведущие новостные СМИ Республики Казахстан сформировали положительный имидж КНР через медиаобраз на политическом, экономическом и научном уровнях. Однако проблемы в пограничных регионах, возникшие во время эпидемии, также продемонстрировали отсутствие механизмов урегулирования чрезвычайных ситуаций в рамках сотрудничества «Экономического пояса Шелкового пути».

3. Тематические предпочтения ведущих СМИ Казахстана отражают большой интерес народа к современному Китаю, новости социальной сферы достоверно отражают стремления и мнения народа. Однако разви-

тие СМИ все еще находится на начальной стадии «любопытства», многие сообщения создаются для привлечения внимания читателей, что приводит к ситуациям, при которых происходит отклонение от первоначального намерения и редакторской политики СМИ, т. е. наблюдается преувеличение негативных фактов или стигматизация Китая, а это, в свою очередь, вызывает определенные недоразумения.

ИСТОЧНИКИ

1. Казинформ : официальный сайт. — URL: https://www.in form.kz/. — Текст : электронный.

2. Обзор китайско-казахстанских отношений. — URL: http://kz.chineseembassy.org/chn/zhgx/202009/t20200924_12325 76.htm (дата обращения: 10.01.2022). — (На кит.)

3. Отчёт о глобальном исследовании имиджа Китая как страны. — 2019. — URL: http:// www.accws.org.cn/achieve ment/202009/P020200915609025580537.pdf (дата обращения: 12.01.2022). — (На кит.)

4. Отчет об имидже Китая и Соединенных Штатов в глазах всего мира. 2021. — URL: https://world.huanqiu.com/article/44 NHbwb6YZE (дата обращения: 12.01.2022). — (На кит.)

5. Чёрный, В. Топ-30 СМИ Казахстана по цитируемости в социальных медиа, февраль 2021 / Василий Чёрный. — Текст : электронный // Brand analytics: сайт. — 2021. — 16 марта. — URL: https://br-analytics.ru/blog/top-30-media-kazakhstan/.

6. Zakon.kz : официальный сайт. — URL: https://www. zakon.kz/. — Текст : электронный.

7. Nur.kz : официальный сайт. — URL: https://www.nur.kz/. — Текст : электронный.

8. Sputnik К^азакстан : официальный сайт. — URL: https:// sputnik.kz/. — Текст : электронный.

9. Tengri News : официальный сайт. — URL: https:// tengrinews.kz/. — Текст : электронный.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

10. Аветисян, Э. Г. Международный имидж КНР: факторы формирования и тренды / Э. Г. Аветисян. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современных международных отношений. — 2017. — № 9. — С. 85—91.

11. Алтухова, И. Н. Формирование международного имиджа КНР в современном мире / И. Н. Алтухова. — Текст : непосредственный // Science Time. — 2015. — N° 9 (21). — С. 16—22.

12. Арутюнова, Н. Д. Типы языковых значений: оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. — Москва : Наука, 1988. — 339 с. — Текст : непосредственный.

13. Бокошова, И. Ж. Имидж Китая. Применение пиар-технологии при его формировании / И. Ж. Бокошова. — Текст : непосредственный // Известия вузов Кыргызстана. — 2016. — № 3. — С. 134—137.

14. Го, Лицзюнь. Инициатива «Один пояс, один путь» в новостном дискурсе ведущих СМИ Республики Беларусь / Го Лицзюнь, Цзюй Чуанья. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2021 — № 4 (88). — С. 116—127.

15. Костенко, Е. В. Специфические черты сетевого текста как особого вида журналистского творчества / Е. В. Костенко. — Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 181— 184.

16. Му, Ю. Языковая репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о Китайской художественной вышивке / Ю. Му, Н. Г. Нестерова. — Текст : непосредственный // Вестник Северного федерального университета. — 2021. — № 6. — С. 75—85.

17. Тихомирова, Л. С. Плотность текста в когнитивном сознании / — Л. С. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2011. — № 2 (14). — С. 99—104.

18. Boulding, K. E. National images and international systems / K. E. Boulding. — Text : unmediated // Journal of Conflict Resolution. — 1959. — No. 3. — P. 120—131.

19. Dijk, T. A. van. Text and context. Studies on semantics and pragmatics of discourse / T. A. van Dijk. — London ; New York : Longman Publishing House, 1977. — 261 p. — Text : unmediated.

20. Gitlin, T. The whole World is Watching: Mass Media in the Making and Unmaking of the new Left / T. Gitlin. — California : University of California Press, 1980. — 350 p. — Text : unmedi-ated.

21. Sarngi, S. Editorial evaluating evaluative language / S. Sarngi. — Text : unmediated // Text. — 2003. — № 2. — P. 165—170.

22. Thompson, G. Introducing Functional Grammar / G. Thompson. — New York : St Martin's Press Inc, 1996. — 272 p. — Text : unmediated.

23. тшшш^шшжш // штшт

Ш%. — 1996. — № 3(2). — 35—45. = Сюй, С. Проблема национального имиджа в распространении международных новостей / С. Сюй. — Текст : непосредственный // Журналистика и коммуникационные исследования. — 1996. — № 3 (2). — С. 35—45.

24. ш». ашмвёФ^шшёд^я //

nif. — 2017. — № 38. — 43—48. = Жан, Ю. Прагматический анализ выражения нейтральной позиции в дискурсе новостного интервью / — Ю. Жан, Н. Ян. — Текст : непосредственный // Преподавание иностранных языков. — 2017. — № 38. — С. 43—48.

25. ЗШ. шшм.: шмшжшш&^шы // ШШЙ. — 2016. — № 1. — С. 57—62. = У, С. Имидж государства: всестороннее обсуждение концепций, характеристик и направлений исследований / С. У., К. Чжан. — Текст : непосредственный // Современная коммуникация. — 2016. — № 1. —С. 57—62.

MATERIALS

1. Kazinform: official site (n.d.). Retrieved from https://www.inform.kz/

2. Overview of China-Kazakhstan relations (n.d.). Retrieved Jan. 10, 2022, from http://kz.chineseembassy.org/chn/zhgx/2020 09/t20200924_1232576.htm (In Chinese)

3. Report on the global study of China's country image (2019). Retrieved Jan. 12, 2022, from http://www.accws.org.cn/achieve ment/202009/P020200915609025580537.pdf (In Chinese)

4. Report on the image of China and the United States in the eyes of the whole world 2021 (n.d.). Retrieved Jan. 12, 2022, from https://world.huanqiu.com/article/44NHbwb6YZE (In Chinese)

5. Chernyy, V. (2021, March 16). Top-30SMIKazakhstanapo tsitiruemosti v sotsial'nykh media, fevral' 2021 [Top 30 media in Kazakhstan by citation in social media, February 2021]. Brand

analytics: sayt. Retrieved from https://br-analytics.ru/blog/top-30-media-kazakhstan/ (In Russ.)

6. Zakon.kz: official site (n.d.). Retrieved from https:// www.zakon.kz/

7. Nur.kz: official site (n.d.). Retrieved from https:// www.nur.kz/

8. Sputnik Kazakhstan: official site (n.d.). Retrieved from https://sputnik.kz/

9. Tengri News: official site (n.d.). Retrieved from https:// tengrinews.kz/

REFERENCES

10. Avetisyan, E. G. (2017). Mezhdunarodnyy imidzh KNR: faktory formirovaniya i trendy [The international image of the PRC: factors of formation and trends]. Actual problems of modern international relations, 9, 85—91. (In Russ.)

11. Altukhova, I. N. (2015). Formirovanie mezhdunarodnogo imidzha KNR v sovremennom mire [Formation of the international image of the PRC in the modern world]. Science Time, 9(21), 16—22. (In Russ.)

12. Arutyunova, N. D. (1988). Tipy yazykovykh znacheniy: otsenka. Sobytie. Fakt [Types of linguistic meanings: Assessment. Event. Fact]. Moscow: Nauka Publishing House, 339 p. (In Russ.)

13. Bokoshova, I. J. (2016). Imidzh Kitaya. Primenenie piar-tekhnologii pri ego formirovanii [The image of China. The use of PR technologies in its formation]. News of universities ofKyrgyz-stan, 3, 134—137.

14. Guo, Lijun, & Ju, Chuanya (2021). Initsiativa «Odin poyas, odin put'» v novostnom diskurse vedushchikh SMI Respubliki Belarus' ["One Belt, One Road" Initiative in the News Discourse of the Leading Mass Media of the Republic of Belarus]. Political Linguistics, 4(88), 116—127. (In Russ.)

15. Kostenko E. V. (2012). Spetsificheskie cherty setevogo teksta kak osobogo vida zhurnalistskogo tvorchestva [Specific features of a network text as a special kind of journalistic creativity]. Bulletin ofVoronezh State University, 2, 181—184. (In Russ.)

16. Mu, Yu, & Nesterova, N. G. (2021). Yazykovaya repre-zentatsiya obraza Kitaya v russkoyazychnykh blogakh o Kitayskoy khudozhestvennoy vyshivke [Linguistic representation of the image of China in Russian-language blogs about Chinese huzholzhestvennoy embroidery]. Bulletin of the Northern Federal University, 6, 75—85. (In Russ.)

17. Tikhomirova, L. S. (2011). Plotnost' teksta v kognitivnom soznanii [Text density in cognitive consciousness]. Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East, 2(14), 99—104. (In Russ.)

18. Boulding, K. E. (1959). National Images and International Systems. The Journal of Conflict Resolution, 3, 120—131.

19. Dijk, T. A. van (1977). Text and context. Studies on semantics and pragmatics of discourse. London, New York: Longman Publishing House, 261 p.

20. Gitlin, T. (1980). The whole World is Watching: Mass Media in the Making and Unmaking of the new Left. California: University of California Press, 350 p.

21. Sarngi, S. (2003). Editorial evaluating evaluative language. Text, 2, 165—170.

22. Thompson, G. (1996). Introducing Functional Grammar. — New York: St Martin's Press Inc, 272 p.

23. Xu, Xiaoge (1996). The problem of national image in the dissemination of international news. Journalism and Communication studies, 3(2), 35—45. (In Chinese)

24. Ran, Yongping, & Yang, Na (2017). Pragmatic analysis of the expression of a neutral position in the discourse of a news interview. Teaching of foreign languages, 38, 43—48. (In Chinese)

25. Wu, Xianju, & Zhang, Ku (2016). The image of the state: a diverse discussion of concepts, characteristics and research directions. Modern communication, 1, 57—62. (In Chinese)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.