УДК 008:81
Ашинова Ирина Викторовна
кандидат педагогических наук,
доцент КБГУ
Irina V. Ashinova
candidate of Pedagogical sciences,
assistant professor of KBSU
Репрезентация концепта «власть» в гламурном дискурсе
Representation of the concept «power» in the glamours discourse
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы смыслового содержания концепта гламур, а именно метафорическая модель власть-гламур. Гламур рассматривается как функция идеологической репрезентации власти. Идеология гламура, став культурным императивом, является выразителем статусных ритуалов, существующих в современном российском обществе.
Ключевые слова: концепт, дискурс, глобализация, гламур, власть.
Abstract. The article deals with the semantic content of the concept«glamour», namely metaphorical model of power-glamour. Glamour is considered as a function of the ideological representation of power. Ideology glamour, becoming a cultural imperative expresses status rituals that exist in modern Russian society.
Key words: concept, discourse, globalization, glamour, power.
Современная действительность породила и распространила такое явление, как гламур, которое внедрилось во все сферы и человеческой деятельности и самой жизни. Гламур связывают не только с модой, стилем, идеологией. Кроме этих, вроде бы привычных сфер гламура, все больше заявляет о себе социально-политическое явление, говорящее о связи понятий гламур и власть. Рассматривая гламурный дискурс как сложное коммуникативное явление, имеющее своей целью гламуризацию не только товаров потрeбления, одежды, стиля, но и образа жизни, можно утверждать, что политики посредством формирования актуальных для потребителя ценностей и соответствующего им стиля жизни влияют тем самым на общество.
Гламурный дискурс по всем критериям относится к категории институциональных дискурсов, как политический, деловой, религиозный, рекламный и т.д. Любой институциональный дискурс включает текст как результат речи, контекст - ситуативный, социокультурный и прагматический, а также специальные языковые средства, отвечающие его целям и задачам.
Обладание дискурсом, по определению М.Фуко, предполагает обладание властью. Это означает, что в настоящее время «современные элиты не осуществляют политику гегемонии с помощью прямого принуждения». Данная цель достигается за счёт создания «особых описательных и оценочных «матриц» действительности» [6]. Под гламуризацией товаров потребления, одежды, стиля, образа жизни, политики мы понимаем превращение яркости, экзотичности, эротичности в технологический источник дохода.
В гламурном дискурсе четко прослеживается концептуальное пространство власти. Глобализационные процессы способствовали развитию массовой культуры, распространяющейся при помощи современных коммуникативных технологий, которые манипулируют сознанием массового потребителя, предлагая ему имиджи товаров, услуг, политических деятелей, и внушая мысль о необходимости стремления к воплощенному в них идеалу. Происходит инициирование потребительского спроса на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности в масштабе больших социальных групп и всего общества. Именно подобное состояние общества и порождает спрос на гламур. Гламурная среда реальна, ощутима, созерцаема, навязываема всеми средствами информации, призванная заменить потребности людей в истинных ценностях на рыночные, иллюзорные, влекущие своим блеском, но которые, по сути, есть совершенно пустые симулякры, которые создаются посредством гламура и дискурса массмедиа.
Как отмечают исследователи, структурообразующей составляющей гламура является идея личного успеха, заполняющая идеологическую лакуну современного политического пространства России. Таким образом, происходит срастание гламура и идеологии современной элиты, лозунгом которой можно провозгласить название лондонского семинара «Роскошь как национальная идея России» [7].
Гламурный modus vivendi востребован элитой, прежде всего, как способ обрести респектабельность, как в глазах Запада, так и местного бомонда. Как отмечает Катерина Клингсайс, каким бы ни был внешний вид человека, он непременно является продуктом властных отношений [4]. Поэтому индустрия моды, производящая и распространяющая продукцию постоянно меняющихся дизайнов, ориентированную на различные группы потребителей, формирует определенное «представление», которое включает различные дресс-коды, фейс-контроль и универсальный язык. Гламур в России — «это язык и новых денег, и новой власти. И этот язык бесконечно русский, безусловно» [8]. Феномен гламура, вслед за Гандлом, нами понимается как «образ, который привлекает внимание и вызывает зависть благодаря тому, что базируется на таких ценностях, как красота, богатство, свободная мобильность, досуг, слава и секс [...], это образ категории «больших транжир» или «крупных потребителей», являющихся приверженцами данных ценностей и, собственно, порождающих гламур как социальное явление. Прямо или косвенно, эксплицитно или имплицитно, атрибуты этой элиты производятся как образцы для подражания» [2]. Рассматривая репрезентации концепта власть в гламурном дискурсе, мы наблюдаем, как идеология гламура «воздействует на представления людей об
условиях их существования» (в том числе становится частью внешнего вида и изменяет практики) - что является характерной чертой всякой идеологии. Так например, г-н Абрамович променял не престижный для Запада титул «русский олигарх» на статусное «хозяин Челси», г-н Жириновский придает большое значение подбору ярких галстуков к рубашкам, подчеркивая тем самым свою индивидуальность, стиль, статус, власть. В этом смысле гламур «консолидировал элиту, стал ее универсальным языком, дресс-кодом и фейс-контролем, ослабив стилистические противоречия между либералами, радикалами, левыми, государственниками и всевозможными неформалами, главной ценностью стала идея успеха, материальным выражением которого является гламурный образ жизни» [7]. Успех «идеологии гламура» как идеологии «силы», «богатства» и «власти» связывают с историей сегодняшней России. Гламур продолжает выполнять функцию идеологической репрезентации власти. При помощи идеологии гламура статусные ритуалы, вытесненные из коллективного сознания и практик официальным дискурсом, превратились в культурный императив: «Будьте гламурными! Будьте сильными! Будьте богатыми!», в тот императив, требующий исполнения статусных ритуалов, которые требует дискурс современный жизни. Именно в этом прослеживается причина нарочитой демонстрации статуса при помощи одежды и внешнего вида. Успех «идеологии гламура» как идеологии «власти» и «богатства» может быть связан с историей страны. У новой власти, стремящейся утвердить себя, по мнению Л. Горалик, должен быть новый эстетический язык, образ жизни, жизни как таковой, «которая является номинальными или неноминальными фигурами, осуществляющими только власть, которых мы представляем себе в качестве живых людей (...), заявляющих одновременно и принадлежность к деньгам, и принадлежность к общепринято понятой роскоши» [3]. Мы вслед за Катариной Клингсайс считаем, что одежда и внешний вид человека действительно являются важными механизмами властных отношений, как в России, так и на Западе, причем эти «механизмы проявляются в значительной степени в процессе самоидентификации и управления Self» [4].
На концептуальную связь гламура и власти указывают следующий пример из глянцевых журналов: Экспозиция «Красота как власть», «Властелин водной стихии» (Новый мужской аромат Aqva Amara от Bvlgari, передающий энергию, эмоции безграничного водного простора Средиземноморья, воплощающего мужественный образ современного героя, близкий к эстетике древнегреческих скульптур (Журнал ELLE. 2014). Власть как одно из фундаментальных начал общества неразрывно связана с влиянием, часто эти понятия употребляются как синонимы. Различие между ними обычно проводят по силе влияния. Власть отличается от влияния высокой силой воздействия и вероятностью подчинения. Влияние же обычно характеризует как властное, так и особенно более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Однако, в целом грани между данными понятиями размыты и достаточно условны. Можно заключить, что гламур тесно связан с властью, так как имеет влияние на потребителя и является одним
из структурных компонентов имиджа власти как таковой.
В последнее время активно анализируется и пропагандируется красота, стиль, гламурность женщин-политиков или жен политиков: «Год назад британский премьер-министр Дэвид Кэмерон и его жена Саманта посетили чету Обама в Вашингтоне. Газеты и журналы по обе стороны Атлантики были в восторге: спарринг хозяйки Белого дома, которую сравнивают с Жаклин Кеннеди, и миссис Кэмерон, ни много ни мало официального посла Британского модного совета, - увлекательное зрелище, о чем бы там ни говорили их мужья. Мишель Обама, как обычно, выглядела гордой звездой с американского флага. Но Саманта Кэмерон в длинном кружевном платье маленькой британской марки Alessandra Rich просто была звездой» (Журнал Glamour, 2014, №7). Гламурная оценка заключена в данном примере в сравнении со звездами. Подобная оценка может быть заключена в сравнении с принцессами, королевами, мифологическими красавицами, богинями, что в целом характерно для языка гламура: Выходите навстречу своему избраннику в облаке тюля и кружевных оборок - как вышла из пены морской Афродита, богиня любви (Журнал Glamour, 2014, №7). Кроме того, активно используются сказочные символы: «Как в сказке: пышное платье принцессы, розовые розы, Золушкины каблуки. Платье многоярусное, а бриллиантов - море». Наш успех показал: для невесты хороши не только блестки, стразы и русалочьи хвосты (Журнал ELLE.2014).
Одним из ярчайших примеров слияния власти и гламура просматривается в имидже женщины-политика В.И.Матвиенко, широко тиражируемого средствами массовой информации, который именуется «державным шиком». Слово держава произошло от старославянского «държа» власть, что означает 1) независимое государство, 2) государственная власть, владычество [5]. Держава значит власть. Властными атрибутами «державного шика» (гламура) являются властные костюмы от Fendi, шелковые платки от Hermes и, конечно же, шуба. Кремлевская фэшшшп, «женщина-праздник», В.Матвиенко выбирает костюмы-двойки, «которые с легкостью заменят экспонаты Алмазного фонда России. Любимые цвета-рубиновый, изумрудный и сапфировый. Кажется, у Ангелы Меркель появился конкурент-статус «королевы разноцветных блейзеров» без труда может перехватить В. Матвиенко» [4]. Стиль Валентины Ивановны ясен, красноречив, читаем: «очевидно, что она сильная и властная женщина, а поскольку большинство ее подчиненных мужчины, возможно, ей хочется подчеркнуть эти качества своего характера, - рассуждает стилист. - Она выбирает такие вещи, в которых она яркая, заметная, в которых видно, что она лидер. Но часто получается перебор: излишняя яркость выглядит вычурно, жесткие линии лишают ее женственности...» [4]. Весь ее гардероб выстроен на «балансе форм, лаконизме, с одной стороны, а с другой стороны, - сила и даже страсть» [4]. Кроме того, отмечается влияние на стиль Валентины Ивановны русской ментальности: шуба как один из самых важных предметов гардероба, шелковые леопардовые платки, увесистые золотые броши. Все это делает образ политика целостным. Исходя из этого, можно заключить, что гламур и власть
одежды являются агентами «символического насилия господства», внешний вид человека является продуктом властных отношений, и воздействие одних групп на другие происходит посредством манипуляций внешним видом. Таким образом, осуществляется трансляция социального статуса при помощи одежды.
На языковом уровне, на уровне языкового сознания концепт гламур обладает определенной ценностной маркированностью в рамках отдельного социального слоя. Ценности гламура, естественно, проецируются на все общество в целом и находят свое выражение посредством лексических единиц естественного языка. Концепт гламур состоит из нескольких концептуальных областей, которые формируются путем метафорических и метонимических переносов, образуя метафоро-метонимическую модель. Подобная модель служит средством конкретизации содержания рассматриваемого исходного концепта путем анализа других концептов, которые сравниваются с исходным (метафорический перенос) или анализа смежных областей одного и того же исходного концепта (метонимический перенос). В статье была рассмотрена концептуальная область власти, которая метафорически осмысляется как власть гламура, и которая одновременно, являясь одним из главных концептуальных признаков гламура, содержательно входит в его концептуальное лексико-семантическое поле. Анализ конкретных концептуальных областей в сумме дают общее представление об исследуемом концепте.
Таким образом, мы предполагаем, что гламур, являясь лингвокультурологическим и социолингвистическим феноменом, формирует языковое сознание, социальные репрезентации, модели поведения. Гламурный дискурс, как коммуникативное явление, терминологически только оформляется, поэтому многие вопросы его параметризации остаются нераскрытыми, находясь в стадии формирования. Дискурсивные практики эмпирического пространства гламур можно рассматривать под различным углом научного знания, так как имеют коммуникативно-прагматическую организацию, отражают языковое сознание пользователей и бесспорно представляют интерес для когнитологии.
Литература:
1. Бычкова А. Стиль Валентины Матвиенко: ярко, броско, сексуально. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mr7.ru/articles/43689/
2. Гандл С. Гламур. М., 2011. 416с.
3. Горалик Л. Путинский гламур. Радио Свободы. http://www.svoboda.org/content/transcript/431248.html.
4. Клингсайс К. Власть гламура в современном российском обществе. Значение одежды и внешности в городской культуре. Laboratorium. 2011, №1. С.171-177.
5. Крупнейший сборник онлайн-словарей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.onlinedics. ru/
6. Е. Переверзев, Е. Кожемякин. О книге Тёна А. Ван Дейка «Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации». Электронный ресурс. Режим доступа:
http://discourseanalysis.org/ada8/st56.shtm
7. Пятилетова Л.В., Ростовцев А.К. Постсоветский человек в пространстве гламура: успех и симуляция.
8. Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www. russia.ru/video/diskurs).
Literature:
1. A. Bychkova Style Valentina Matviyenko: bright, catchy, sexy. Electronic resource. Mode of access: http://www.mr7.ru/articles/43689/
2. S. Gandl Glamour. M., 2011. 416p.
3. L. Goralik Putin glamour. Radio Liberty.
http://www.svoboda.org/content/transcript/431248.html.
4. Klingseis K. Power glamour in contemporary Russian society. Value of clothing and appearance in the city kulture. Laboratorium. 2011, №1. P.171-177.
5. The largest collection of online dictionaries. Electronic resource. Mode of access: http://www.onlinedics.ru/
6. E. Pereversev, E. Kozhemjakin. About the Book Ten's A. Van Dyck's «Discourse and power. Representation of dominance in language and communication». Electronic resource. Mode of access: http://discourseanalysis.org/ada8/st56.shtm
7. L.V. Pyatiletova, A.K. Rostovtcev The post-soviet man in space glamour, success and simulation.
8. Electronic resource. Mode of access: (http://www.russia. ru/video/diskurs