Научная статья на тему 'Лингвокультурологический анализ концепта «Гламур» в русском языке'

Лингвокультурологический анализ концепта «Гламур» в русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
468
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАМУРНЫЙ ДИСКУРС / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ДИСКУРСИВНЫЕ ФОРМУЛЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕТАФОРО-МЕТОНИМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашинова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются концептуальные признаки гламура в русском языке. Основное внимание автор уделяет лингвистическому анализу концепта гламур, познание которого помогает воссоздать этнокультурный образ, особенность менталитета носителя языка. Данный концепт ярко выражен в глянцевых журналах и обладает определенной ценностной маркированностью в рамках отдельного социального слоя, представители которого характеризуются особым речевым поведением, что формирует гламурную картину мира, зависящую от ценностей, диктуемых преходящей модой и понятием стиля, характерного для данной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологический анализ концепта «Гламур» в русском языке»

УДК 008:81

Ашинова Ирина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент. Кабардино-Балкарский государственныйуниверситет asin07@mail.ru

Лингвокультурологический

АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «ГЛАМУР»

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Irina V. Ashinova

candidate of pedagogical Sciences, docent.

Kabardino-Balkarian State University asin07@mail.ru

Linguocultural analysis of

«GLAMOUR» CONCEPT IN RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные признаки гламура в русском языке. Основное внимание автор уделяет лингвистическому анализу концепта гламур, познание которого помогает воссоздать этнокультурный образ, особенность менталитета носителя языка. Данный концепт ярко выражен в глянцевых журналах и обладает определенной ценностной маркированностью в рамках отдельного социального слоя, представители которого характеризуются особым речевым поведением, что формирует гламурную картину мира, зависящую от ценностей, диктуемых преходящей модой и понятием стиля, характерного для данной эпохи.

Ключевые слова: гламурный дискурс, прецедентные феномены, массовое сознание, средства массовой информации, дискурсивные формулы, ценностные ориентации, метафорометонимическая модель, концептуальная область.

Annotation. This article discusses the conceptual signs of glamour in the Russian language. The main attention is paid to the linguistic analysis of the concept of glamour, knowledge of which helps to recreate the ethnic and cultural image, the mentality of a native speaker. This concept is pronounced in glossy magazines and has a certain value markedness within particular social stratum, whose members are characterized by specific speech behavior that creates a glamorous picture of the world, depending on the values dictated by a passing fashion and style concept, characteristic of the era.

Keywords: glamour discourse, precedent phenomena, mass consciousness, media, discourse formulas, values, metaphor-metonymic model, conceptual area.

Концепт гламур состоит из нескольких концептуальных областей, которые формируются путем метафорических и метонимических переносов, образуя метафоро - метонимическую модель. Подобная модель служит средством конкретизации содержания рассматриваемого исходного концепта путем анализа других концептов, которые сравниваются с исходным (метафорический перенос) или анализа смежных областей одного и того же исходного концепта (метонимический перенос). Перейдем к анализу конкретных концептуальных областей, которые в сумме дают общее представление об исследуемом концепте.

1. Красота, стиль, мода

В любой лингвокультуре категория красоты, прекрасного основывается на взаимообусловленности, взаимосвязанности внутреннего и внешнего, поэтому данная категория, отраженная в языке, всегда связана с этическими и эстетическими представлениями носителей определенного языка. Это суждение не распространяется на гламур как на высшее проявление внешней, искусственной,

навязываемой красоты. Внешняя красота является ценностью относительной, зависящей от конъюнктуры и способности себя тиражировать. Для гламура характерны взаимосвязь и взаимозависимость понятий таких, как красота, мода, стиль. Каноны внешней красоты зависят от представлений, диктуемых модой и понятием стиля, характерного для данной эпохи. Огромную роль в формировании содержательной стороны анализируемого концепта играет прецедентность. Использование прецедентного имени несет большую информацию для потребителя гламура, иногда даже упоминание значимого для определенных слоев общества имени является достаточным для продвижения модной идеи, тренда, образа: Dolce&Gabana True-Monica*Lipsandeyes. Настоящая Моника. Губы и глаза (Моника Беллучи) (Brides, 2014).

2. Молодость, устремленность в будущее

Красота и молодость в обыденном сознании понятия неразделимые. Но в последнее время идея молодости тела становится навязчивой манией. Чтобы быть успешным во всех смыслах, процветающим, любимым, нужно быть, напере-

193

кор разуму, естественному ходу событий, законам природы (ведь все на свете стареет и умирает) молодым: Верните молодость Вашей коже. Испытайте Тройной лифтинг-эффект. Восстановите контур. Придайте упругость. Избавьтесь даже от глубоких морщин. Реклама крема «Laprairie» призывает. - Навсегда забудьте о возрасте (Vogue, 2013).

3. Страсть, любовь, эмоции.

В мире гламура естественные для человека чувства и эмоции, такие, как любовь, страсть обязательно имеют материальный эквивалент. Это неизменно дорогие брендовые вещи, модные события, увлечения, которые характеризуют их обладателей как участников «ярмарки тщеславия», членов элитного общества: реклама Картье, известного ювелирного дома. Моя самая крепкая любовь началась в детстве: не представляю своей жизни без автомобилей и всего, что с ними связано. Сейчас к этой страсти добавился спорт - это большой теннис, сноуборд и гольф (Vogue, 2013). Гламур настойчиво пропагандирует как основную цель жизни -наслаждение, гедонизм, желание испытывать восторг от того, что тебе предлагает индустрия моды: Почувствуйте приближение лета вместе с МЕХХ! Встречайте: новые парные ароматы МЕХХ Summer Edition для нее и для него созданы для оптимистов, готовых бесконечно наслаждаться свежестью летнего дня (ELLE, 2012).

4. Сила, власть

На концептуальную связь гламура и власти указывают следующие примеры: Экспозиция «Красота как власть» (Harper'sBazar, 2013). В последнее время активно анализируется и пропагандируется красота, стиль, гламурность жен-щин-политиков или жен политиков: Мишель Обама, как обычно, выглядела гордой звездой с американского флага. Но Саманта Кэмерон в длинном кружевном платье маленькой британской марки Alessandra Rich просто была звездой (Brides, 2074).Гламурная оценка заключена в данном примере в сравнении со звездами. Подобная оценка может быть заключена в сравнении с принцессами, королевами, мифологическими красавицами, богинями: Выходите

навстречу своему избраннику в облаке тюля и кружевных оборок - как вышла из пены морской Афродита, богиня любви (ELLE, 2012).

5. Сексуальность, соблазнение, обман

Если вернуться к истории возникновения слова гламур, то становится понятным, почему гламур и сексуальность, соблазн, обольщение связаны между собой напрямую. Как известно, основным значением средневекового glamourHBHHeTCH

колдовство, обман, очарование: Секрет соблазнения от Виктории Боня! Каждой своей подруге я говорю: соблазняй своими волосами! Хочешь выглядеть ярко? Испытай тайное оружие яркости звезд! Не ленись! Сходи в аптеку! Купи шампунь, маску и лак «Лошадиная сила»! Потому что каждая женщина должна позволить себе сексуальную яркую внешность! Лошадиная

сила - выбор звезд! (ELLE, 2012) .... То, что создает, например, дизайнер Аззедин Алайя, -вне времени. Это одежда, в которой женщина всегда будет выглядеть изумительно - женственно и сексуально (Vogue, 2013).

6. Цветообозначения.

Цветообозначение является неистощимым источником смысловых значений. Цвет является источником самой разнообразной визуальной информации и может отражать субъективное отношение к этой информации. При помощи цветообозначения можно передать тончайшие оттенки чувства, переживания, состояния души и так далее. Исследователи установили, что красота также имеет свои особые цветообозначения. Так, например, в качестве цветов, считающихся красивыми применительно к человеческой внешности, выделяются всего пять: красный (губы, щеки), белый (кожа), черный (глаза, ресницы, брови, волосы), желтый, ассоциируемый с золотом (волосы), синий, голубой (глаза). Понятно, что этот список явно неполный, но в целом достаточен для описания общепринятой естественной красоты человеческого лица. Более того, этот список цветовых обозначений отражает традиционную модель красоты. Цветовая палитра гламура, естественно, гораздо шире, но в ней также присутствуют свои «доминирующие» цвета. Это, прежде всего, «розовый» и «блонд». Популярность розового цвета объяснима с психологической точки зрения. Розовый цвет ассоциируется с детством, молодостью, свежестью, нежностью, наивностью. Гламур, как известно, использует понятие вечной, непреходящей молодости. Девушки, женщины, стремящиеся быть гламурными, должны соответствовать этому канону, всячески сохранять свою красоту и молодость, поддерживать их при помощи различных ухищрений, к которым относятся, прежде всего, продукты индустрии и медицины красоты. Как нам представляется, именно поэтому, розовый цвет так востребован в гламуре: Пару лет назад мы с TAGHeuer вместе работали над дизайном часов Formula 7 Lady. Они спросили: «Какой ваш любимый цвет? - Розовый, конечно! Это была первая коллекция TAGHeuer для женщин - ив этой коллекции появились часы с розовым ремешком, розовым циферблатом и бриллиантами (ELLE, 2012). Пристрастие к «блонду», также объяснимо с точки зрения психологии и истории восприятия красоты. Белокурые, золотистые волосы всегда ценились, так как, на наш взгляд, они ассоциировались с золотом, самым драгоценным металлом, с цветом солнечных лучей. Поэтому у большинства европейских народов естественные светлые волосы являются одним из признаков физической красоты. Используя этот штамп, индустрия гламура активно навязывает этот эталон. Химическая промышленность отвечает этим потребностям. Недаром, в современном сознании обывателя светлые волосы начали ассоциироваться с ненатуральностью, неестественностью, что и положило начало представлению об обладательнице таких волос, как красивой, но, одновременно, глупой и легкомысленной особе. В последние годы слово «блондинка» незаслу-

194

женно приобрело отрицательную коннотацию, и видимо, благодаря этому наблюдается снижение эксплуатации данного образа. Следует сказать, что популярность того или иного цвета диктуется его востребованностью в модной индустрии и в последнее время чаще зависит от капризов модельеров, дизайнеров. Например, сегодня в моде синий, обязательно «королевский синий», завтра это будет желтый лимонный или «песочный», нежно-бирюзовый или ярко-зеленый, например: Красный - один из самых популярных оттенков - «валентиновский красный» с примесью оранжевого. Но, если Валентино Гара-вани предпочитал его для вечерних платьев в пол, то теперь этот яркий цвет заряжает энергией повседневные пальто, свитеры и платья геометрического кроя. Свежая кровь. Дизайнеры, подобно тореадорам, дразнят нас вещами огненно-красного цвета и предлагают выбирать аксессуары в тон» (ELLE, 2012).

7. Пространство.

Для представителей гламурного образа жизни характерно пристрастие к определенным местам -городам и странам, где, как они полагают, их концепция о стиле и смысле жизни может воплотиться наилучшим образом:

Москва ... удивительный город ... наполняет своей энергетикой и ритмом... мегаполис дарит миллион возможностей. Не представляю себя в более спокойном месте. Хотя это не мешает мне любить Лондон и Милан. Самый любимый город для покупок - Париж, знаю там каждый модный уголок. Обожаю гулять по кварталу MARAISu исследовать местные дизайнерские магазинчики (Vogue, 2013). Сохрани в памяти лучшие моменты своих путешествий вместе с Pandora! Коллекция шармов Pandora «Мировые достопримечательности» - отличная возможность составить коллекцию из воспоминаний об удивительных местах: прогулка на гондоле в Венеции, поездка на мотороллере в Гоеции или полет на воздушном шаре. Знаковым изделием коллекции стала подвеска «Собор Василия Блаженного», созданная специально для России. Ищи вдохновение на

(www.pandora.net/ru/). «Увидела Монте-Карло и умерла - от зависти к тем, кто там живет» (Vogue, 2013).

8. Образ жизни.

Немаловажной характеристикой гламурного образа жизни является публичность, желание демонстрации своей жизни, тщеславие. Все это можно продемонстрировать примерами из ин-

Литература:

1. Brides, Апрель (April), 2014.

2. ELLE, № 186, 2012.

3. Harper'sBazar, Май (May), 2013.

4. Vogue, № 8(174), 2013.

тервью: Почему бы вам не? - одной известной топ-модели Натальи Водяновой. Девиз Натальи Водяновой: Видеть цель и не видеть препятствий. Сходить на выставку «Pun: Chaosto Couture»? Она откроется 9 мая в Metropolitan MuseumofArt в Нью-Йорке и продлится до 14 августа. Один из ее инициаторов - мой близкий друг Рикардо Тиши. Заглянуть в музей Магритта в Брюсселе? Научиться сочетать приятное с полезным? (ELLE, 2012).

9. Драгоценности.

Атрибутивным признаком гламурного образа жизни и важной структурно-содержательной областью концепта гламур является мир драгоценностей: «Секс на пляже», «Мохито», «Клубничный дайкири» - теперь это не только любимые коктейли девушек, но и украшения с топазами. (Brides, 2014).

10. События

Сферой, в наивысшей степени наполненной гламурной символикой, является, естественно, свадебное торжество. Правила гламурного стиля жизни предписывают как, где и в чем проводить свадебное торжество, которое включает в себя все: от атрибутов торжества до организации церемонии: Свадебный торт - главный десерт вашей жизни ... Что выбрать для торжества? Сердца и цветы - две вечные темы и ценности на все времена. В начале долгой счастливой жизни должно быть кольцо. Не надо скромничать! (ELLE, 2012). Хорошим гламурным тоном считается посещение фестивалей, арт-выставок, биенале: Исторические фестивали стали ярким трендом этого лета. Фестиваль «Черешневый лес» (ELLE, 2012) В этом названии четко прослеживается аллюзия на пьесу «Вишневый сад» АЛ. Чехова.

Таким образом, вербализация концепта гламур в русском языке происходит посредством основных метафоро-метонимических переносов:

1. Гламур - красота, стиль, мода. 2. Гламур -молодость. 3. Гламур - эмоции. 4. Гламур -сила, власть. 5. Гламур - сексуальность, соблазн, обман. 6. Гламур - цветообозначение.

7. Гламур - пространство. 8. Гламур - образ жизни. 9. Гламур - драгоценности. 10. Гламур -события. В русском языке концепт гламур репрезентируется различными средствами: словами, словосочетаниями, фразеологическими единицами, символами, предложениями, текстами, интертекстуальными импликатурами, преце-

дентными именами и сюжетами, иностранными заимствованиями.

Literature:

1. Brides, Апрель (April), 2014.

2. ELLE, № 186, 2012.

3. Harper'sBazar, Май (May), 2013.

4. Vogue, № 8(174), 2013.

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.