Научная статья на тему 'Репрезентация концепта «Программист» в прецедентных текстах юмористических жанров русскоязычной сетевой культуры'

Репрезентация концепта «Программист» в прецедентных текстах юмористических жанров русскоязычной сетевой культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИЦИЯ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА / АНЕКДОТ / COGNITION / PRECEDENT TEXT / CONCEPT / NETWORK CULTURE / ANECDOTE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шиповская Анна Анатольевна, Тишкина Ирина Александровна, Болтнева Наталия Алексеевна

Данная статья посвящена анализу репрезентации концепта «программист» в прецедентных текстах юмористических жанров сетевой культуры. Целью статьи является выявление признаков вышеупомянутого концепта. Исследование доказывает, что содержание концепта «программист» обладает сходством с рядом других концептов категории «человек», репрезентированных в прецедентных текстах. Авторы приходят к выводу, что наличие общих признаков указывает на схожесть в восприятии обществом специалистов, вовлеченных в сферу информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шиповская Анна Анатольевна, Тишкина Ирина Александровна, Болтнева Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE CONCEPT “PROGRAMMER” IN PRECEDENT TEXTS OF HUMOROUS GENRES OF RUSSIAN-LANGUAGE NETWORK CULTURE

The article is devoted to the analysis of representation of the concept “programmer” in precedent texts of humorous genres of network culture. The purpose of the paper is to identify the features of the above-mentioned concept. The study proves that the content of the concept “programmer” resembles a number of other concepts of the category “person”, represented in precedent texts. The authors come to the conclusion that the presence of common signs indicates the similarity in the perception of specialists, involved in the field of information technology, by the society.

Текст научной работы на тему «Репрезентация концепта «Программист» в прецедентных текстах юмористических жанров русскоязычной сетевой культуры»

Шиповская Анна Анатольевна, Тишкина Ирина Александровна, Болтнева Наталия Алексеевна РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА "ПРОГРАММИСТ" В ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТАХ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ РУССКОЯЗЫЧНОЙ СЕТЕВОЙ культуры

Данная статья посвящена анализу репрезентации концепта "программист" в прецедентных текстах юмористических жанров сетевой культуры. Целью статьи является выявление признаков вышеупомянутого концепта. Исследование доказывает, что содержание концепта "программист" обладает сходством с рядом других концептов категории "человек", репрезентированных в прецедентных текстах. Авторы приходят к выводу, что наличие общих признаков указывает на схожесть в восприятии обществом специалистов, вовлеченных в сферу информационных технологий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/11 -3/51 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 11(77): в 3-х ч. Ч. 3. C. 191-194. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/11-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 81=111

Данная статья посвящена анализу репрезентации концепта «программист» в прецедентных текстах юмористических жанров сетевой культуры. Целью статьи является выявление признаков вышеупомянутого концепта. Исследование доказывает, что содержание концепта «программист» обладает сходством с рядом других концептов категории «человек», репрезентированных в прецедентных текстах. Авторы приходят к выводу, что наличие общих признаков указывает на схожесть в восприятии обществом специалистов, вовлеченных в сферу информационных технологий.

Ключевые слова и фразы: когниция; прецедентный текст; концепт; сетевая культура; анекдот.

Шиповская Анна Анатольевна, к. филол. н.

Тамбовский государственный технический университет shelska@narod. гы

Тишкина Ирина Александровна, к. пед. н. Болтнева Наталия Алексеевна, к. филол. н.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Тамбовский филиал tishkinyii@mail. гы; tmbгanhgs_end@mail. гы

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПРОГРАММИСТ» В ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТАХ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ РУССКОЯЗЫЧНОЙ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Свободная интернет-коммуникация и обилие информации по самым разным вопросам, касающимся информационных технологий, способствовали тому, что интерес к ним вышел за рамки узких профессиональных кругов и отдельных стран. Реакцией на стремительное развитие научного прогресса стало появление в обиходе массы новых слов: «программист», «компьютер», «модем», «ш-А», «хакер» и т.д. Новое лингвистическое явление привлекло внимание множества ученых, которые занялись изучением компьютерной терминологии. Одним из наиболее перспективных подходов к изучению языковых явлений, по нашему мнению, является рассмотрение языковых феноменов с позиций когнитивной лингвистики, основанной на постулате о взаимосвязи языка и мышления. Важно отметить, что, несмотря на обилие исследований по проблеме вербализации концептов сетевой картины мира как на системном, так и на функциональном уровнях, существует ряд аспектов, не затронутых вниманием ученых. Одним из таких аспектов является репрезентация концепта «программист» в прецедентных текстах юмористических жанров, на котором мы предлагаем сфокусироваться в рамках данной статьи.

В научной литературе встречаются различные интерпретации термина «концепт». В нашем исследовании под концептом мы будем понимать «смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких "квантов" знания» [5, с. 90].

В ходе анализа сетевых жаргонизмов на системном и функциональном уровнях А. А. Шиповской было выявлено, что репрезентацию в прецедентных текстах получают не все концепты, а только часть, и сделан вывод о существовании базовых концептов сетевой картины мира [2; 8].

В связи с обширной репрезентацией в прецедентных текстах сетевой культуры одним из таких концептов следует считать концепт «программист».

Согласно определению Г. Г. Слышкина, прецедентным текстом следует считать «любую характеризующуюся цельностью и связностью последовательность знаковых единиц, обладающих ценностной значимостью для определенной группы людей» [7, с. 28]. Принимая во внимание ценностную значимость, широкую известность, постоянное обращение, информационную обязательность для общения в рамках культуры, логично предположить, что сетевые прецедентные тексты представляют собой ценный материал для исследования культурно-обусловленных представлений членов сетевого сообщества о самих себе.

Мы солидарны с Г. Г. Слышкиным в том, что сферой бытования концептов прецедентных текстов, наиболее полно отражающих их свойства, являются произведения смехового жанра [Там же].

В самом деле, как отмечает Г. Г. Слышкин, если тексты являются прецедентными, то есть известны большинству носителей данной культуры, то на них распространяется закон карнавализации ценностей (по Бахтину), состоящий в том, что сакральное непременно обращается в профанное через осмеяние. Профанизация сакрального есть подтверждение его значимости. Иначе говоря, если некоторая идея не гиперболизируется, то она становится малозначимой, не актуальной для общества. Разумеется, профанизация осуществляется не только через осмеяние, но осмеяние является наиболее естественной формой проверки жизненности той или иной официальной идеи или ценности [Там же, с. 4-5].

Для адекватного понимания прецедентных текстов мы обратились к справочнику профессий, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37, который раскрывает должностные обязанности программистов. Согласно данному информационному ресурсу, работа программиста заключается в разработке программ, обеспечивающих возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной

192

^БЫ 1997-2911. № 11 (77) 2017. Ч. 3

задачи средствами вычислительной техники, выборе языка программирования для описания алгоритмов и структур данных, сопровождении внедренных программ и программных средств, выполнении работы по унификации и типизации вычислительных процессов, создании каталогов и картотек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить область применения вычислительной техники [3].

Профессия программиста появилась в обществе в 70-х годах прошлого столетия и за короткое время стала очень востребованной. Такие специалисты участвуют в разработках различных программ для текстовых редакторов, сайтов, игр, систем видеонаблюдения, сигнализации и т.д.

За это время в обществе сложилось представление о типичном представителе этой профессии: как он выгладит, о чем думает, как ведет себя. Все эти особенности находят отражение во множестве прецедентных текстов юмористических жанров. Рассмотрим каждый аспект более подробно.

Для начала обратимся к примерам, в которых актуализируется внешний вид программистов. В анекдотах, раскрывающих стереотипное видение программистов, представителя этой профессии часто изображают как мужчину, часто небритого, с красными от компьютера глазами. Подтвердим данное утверждение примерами.

1. В этом сезоне среди программистов популярны красные рубашки под цвет глаз [1].

2. Кто бы мог тогда подумать, что папа дяди Федора из «Простоквашино» был программистом: в свитере, с бородой и защищал кота [Там же].

Как следует из примеров, в состав концепта «программист» входят такие признаки, как наличие красных глаз от постоянной работы за компьютером (красные рубашки под цвет глаз), хроническая небритость (с бородой), неделовой стиль одежды - ношение свитера (в свитере).

Особенности восприятия действительности и характер программистов раскрываются в следующих анекдотах:

1. Программист решил занять у друга 1000рублей, но для ровного счёта занял 1024 [Там же].

2. Разговаривают две девушки:

- А что он из себя представляет?

- Очень общительный и доброжелательный... Даже не скажешь, что программист [Там же]!

3. Новогодний вечер у программистов отличается от остальных дней тем, что в этот вечер на столе рядом с немытыми чашками появляются шкурки от мандаринов [Там же].

Согласно первому примеру, в состав концепта «программист» входит признак мышление прокомпьютер-ными категориями (для ровного счёта занял 1024). Как известно, в 1 Кбайте содержится 1024 байт. Таким образом, в данной шутке обыгрывается привычка программистов применять компьютерное исчисление к реальному миру.

Во втором анекдоте акцентируются черты характера программистов. Последняя фраза (даже не скажешь, что программист!) дает ключ к тому, что вышеперечисленные черты (общительный и доброжелательный) стереотипно к программистам не относятся. Следовательно, в состав концепта «программист» входят такие признаки, как замкнутость и недоброжелательность.

В третьем анекдоте высмеивается небрежность в отношении гигиены, присущая представителям этой профессии (рядом с немытыми чашками появляются шкурки от мандаринов), из чего можно заключить, что в состав концепта «программист» входит признак неаккуратность.

Особенности коммуникации с людьми, не связанными с миром информационных технологий, лежат в основе множества шуток. В них акцентируется недопонимание между программистами и обычными людьми. Например:

1. Папа-программист рассказывает дочке сказку:

- Жили-были глюк и баг...

Дочка его прерывает:

- Баг - это тоже композитор [Там же]?

2. - А я на прошлой неделе женился!

- Поздравляю! Она тоже программист?

- Нет.

- Опа... а о чем вы с ней тогда разговариваете [Там же]?!

Так, в первом анекдоте демонстрируется столкновение мировосприятия отца-программиста, который включает в детскую сказку слова из мира компьютеров (глюк и баг), и его дочери, интерпретирующей их в известных ей композиторов Глюка и, возможно, Баха, т.к. она переспрашивает (Баг - это тоже композитор).

Во втором анекдоте акцентируется внимание на невозможности найти общие темы для разговора у программистов с людьми, не вовлеченными в сферу компьютерных технологий (она не программист - а о чем вы с ней тогда разговариваете?!).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержание концепта «программист» входят признаки ограниченность интересов областью программирования и использование компьютерной терминологии в общении с людьми, не связанными с миром компьютеров, и, как следствие, возникновение недопонимания.

Важно отметить, что при сопоставлении концепта «программист» с концептами «сисадмин» и «кракер», также репрезентированными в англоязычных и русскоязычных сетевых прецедентных текстах и являющимися частью сетевой картины мира, обнаруживаются такие сходные признаки, как использование компьютерной терминологии в общении с семьей, неаккуратность, негативное отношение к пользователям; прокомпью-терный стиль мышления [4; 9], что говорит о сходстве в восприятии обществом специалистов из области информационных технологий.

Интересно отметить, что по сравнению с другими профессиями работа программиста - это довольно новое явление в жизни общества, и люди старшего поколения имеют некоторые сложности в понимании сути работы данных специалистов, что находит отражение в следующих анекдотах:

1. - Кто-нибудь может, наконец, объяснить моей прабабушке, что программист и электрик -это не одно и то же [1]?..

2. Из-за того, что я умею пользоваться Интернетом, меня многие считают программистом [Там же].

Как следует из первого примера, прабабушка не видит разницы между работой электрика и программиста, т.к. и те и другие работают с техникой, и электрик в этом смысле представляет для нее некий собирательный образ.

Во втором анекдоте высмеивается тенденция любого человека, который немногим лучше среднего разбирается в компьютерах, называть программистом.

Специальность программиста - одна из самых молодых. Однако важно отметить, что в силу большей осведомленности общества профессия программиста становится более популярной, и общество постепенно снимает завесу тайны с того, кто же такие программисты. Тем не менее, согласно анекдотам, концепт «программист» все еще содержит признак размытость представления о сути работы.

Далее рассмотрим примеры, в которых раскрывается восприятие работы программистов.

1. Народная примета: если программист в рабочее время играет, значит, либо у него мало работы и большая зарплата, либо много работы и маленькая зарплата [Там же].

2. До того как я стал 1С-программистом, слово «зарплата» вызывала у меня только положительные эмоции [Там же].

3. 30-40 лет назад жизнь среднестатистического инженера за сорок лет представлялась как «жена, работа, телевизор». Сейчас жизнь среднестатистического программиста за тридцать описывается так: «компьютер, компьютер, компьютер» [Там же].

Как следует из первого и второго анекдотов, к признакам концепта программист следует отнести вариативный характер заработной платы (большая зарплата; маленькая зарплата; «зарплата» вызывала у меня только положительные эмоции) и разную степень загруженности (мало работы; много работы; компьютер, компьютер, компьютер).

Как известно, программисты востребованы во всех сферах бизнеса, от крупного до мелкого. Соответственно сфере занятости может варьироваться набор должностных обязанностей. Если крупная фирма может позволить себе иметь штат разноплановых специалистов (системных администраторов, программистов, тести-ровщиков и т.д.), то в мелких фирмах все обязанности приходится совмещать одному человеку. Этим может объясняться разница в заработной плате и объеме работы. Специалисты также отмечают, что заработная плата программиста сильно зависит от опыта специалиста и умения решать сложные задачи.

Поиск лучших условий труда и проживания находит выражение в таких анекдотах, как:

Любимая песня русских программистов, осевших на постоянное место жительства в Калифорнии: «И на Тихом океане свой закончили поход» [Там же].

Как следует из примера, в содержание концепта «программист» входит признак стремление к трудовой миграции. В силу того, что в России мало фирм, выпускающих программное обеспечение, а выпускников с дипломами программистов становится больше год от года, наблюдается избыток специалистов. Так, согласно результатам опроса, проведенного порталом hh.ua, около 64% российских программистов рассматривают возможность переезда за границу. По данным Роскомстата, только в 2014 году из России эмигрировало 308 475 человек, среди которых, разумеется, были ведущие специалисты и ученые. «Утечка мозгов» (brain drain) по-прежнему остается актуальным вопросом. Люди покидают страну в поисках зарубежного опыта, зарплаты, социальных гарантий, высокого уровня жизни. Лучшие «умы» из области IT уезжают преимущественно в США, Австралию, Канаду и Великобританию [6].

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что концепт «программист» является одной из констант сетевой культуры и обладает такими признаками, как наличие красных глаз от постоянной работы за компьютером, неделовой стиль одежды, склонность носить бороду, мышление прокомпьютерными категориями, замкнутость и недоброжелательность, неаккуратность, недопонимание между программистами и людьми, не связанными с миром компьютеров, ограниченность интересов областью программирования и использование в речи компьютерной терминологии, размытость представления о сути работы, вариативный характер заработной платы, стремление к трудовой миграции.

Важно отметить, что должностные обязанности и особенности работы получают минимальную репрезентацию в прецедентных текстах юмористических жанров: упоминается лишь склонность к игровому времяпрепровождению и наличие большого количества работы.

Сравнивая содержание концепта «программист» с другими концептами категории «человек», репрезентированными в прецедентных текстах сетевой культуры, следует отметить существование общих признаков, что указывает на сходство в восприятии обществом людей, вовлеченных в сферу компьютерных технологий.

Список источников

1. Анекдоты про программистов и пользователей [Электронный ресурс]. URL: https://www.anekdot.ru/tags/программист

(дата обращения: 10.10.2016).

2. Гунина Н. А., Шиповская А. А. Репрезентация категории «человек» в англоязычном и русскоязычном сетевом

жаргоне // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2006. Т. 12. № 1. С. 275-278.

194

ISSN 1997-2911. № 11 (77) 2017. Ч. 3

3. Инженер-программист (программист) [Электронный ресурс]: квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37 (ред. от 12.02.2014 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58804/e14327394d63c4f451508a6f2d1 ae0c7d73e9359/ (дата обращения: 10.10.2016).

4. Клюкина Ю. В., Теплякова Е. К., Шиповская А. А. Национальные компоненты концепта «sysadmin» («сисадмин») в прецедентных текстах юмористических жанров англо- и русскоязычной интернет-культуры // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2013. Т. 19. № 4. С. 946-949.

5. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. 245 с.

6. Семенова К. Новая эмиграция: уезжают лучшие. Часть первая [Электронный ресурс]. URL: http://imrussia.org/ru/ аналитика/общество/2215-новая-эмиграция-уезжают-лучшие-часть-перая (дата обращения: 10.10.2016).

7. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 с.

8. Шиповская А. А. Репрезентация категории «человек» в сетевом жаргоне (на материале английского и русского языков): дисс. ... к. филол. н. Тамбов, 2006. 168 с.

9. Шиповская А. А. Репрезентация концепта "sysadmin" в прецедентных текстах юмористических жанров англоязычной сетевой культуры // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2 (9): в 3-х ч. Ч. 3. С. 247-249.

REPRESENTATION OF THE CONCEPT "PROGRAMMER" IN PRECEDENT TEXTS OF HUMOROUS GENRES OF RUSSIAN-LANGUAGE NETWORK CULTURE

Shipovskaya Anna Anatol'evna, Ph. D. in Philology Tambov State Technical University shelska@narod. ru

Tishkina Irina Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy

Boltneva Nataliya Alekseevna, Ph. D. in Philology Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Branch) in Tambov tmbranhgs_end@mail. ru; tishkinyii@mail ru

The article is devoted to the analysis of representation of the concept "programmer" in precedent texts of humorous genres of network culture. The purpose of the paper is to identify the features of the above-mentioned concept. The study proves that the content of the concept "programmer" resembles a number of other concepts of the category "person", represented in precedent texts. The authors come to the conclusion that the presence of common signs indicates the similarity in the perception of specialists, involved in the field of information technology, by the society.

Key words and phrases: cognition; precedent text; concept; network culture; anecdote.

УДК 81

В статье впервые анализируется функционирование концепта ГУ (сердце) в прозаических произведениях классика кабардинской литературы А. П. Кешокова. Выявленный языковой материал показал, что ГУ - один из ключевых концептов в творчестве писателя. Рассматривается, как ФЕ характеризуют героев писателя с точки зрения духовной составляющей человеческой личности, этической стороны, физического состояния. Делается вывод о том, что исследование этнической языковой картины мира невозможно вне фразеологического пространства языка.

Ключевые слова и фразы: концепт; языковая картина мира; семантический анализ; концептуальный анализ; репрезентация концептов.

Шугушева Джулета Хабасовна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени X. М. Бербекова, г. Нальчик shugushd@mail. ги

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ГУ (СЕРДЦЕ) В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. КЕШОКОВА

Концепт СЕРДЦЕ неоднократно становился объектом исследования в различных языках (А. Вежбицкая [3], С. Г. Тер-Минасова [9], Е. В. Урысон [10], А. Д. Шмелев [11] и др.). В адыгском языкознании известны работы З. Х. Бижевой [2], З. Р. Цримовой [13], З. М. Хамизовой [12], в которых исследуется концепт ГУ на материале кабардино-черкесского языка. В работе Б. А. Чич [14] рассмотрены способы экспликации концепта СЕРДЦЕ - ГУ в русской и адыгейской языковых картинах мира (ЯКМ), проведен семантический, аксиологический и контекстуальный анализ лексем СЕРДЦЕ и ГУ, их дериватов, а также метафор и фразеологизмов, репрезентирующих концепт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.