УДК 130.2
Л. К. НЕФЁДОВА
Омский государственный педагогический университет
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-практический потенциал художественной литературы имеет большое значение в развитии конфликтологии, конструирующей понимание человека и общества специальными средствами. Литература дает яркое представление о конфликтном процессе, выявляет в нем общее и особенное, рассматривает возможности преодоления конфликта, раскрывает его философский смысл. Задача философии состоит в осмыслении конфликтологических идей через коррелят литературы, литературоведения и конфликтологии с целью оптимизации преподавания конфликтологии в вузах г. Омска.
Ключевые слова: конфликтология, литература, литературоведение, философский смысл конфликта.
Конфликтология в современном вузовском образовании становится научной дисциплиной, вызывающей всё больший и больший интерес у гуманитариев, особенно у философов. Это объясняется антропологизацией подхода к переосмыслению накопленного человечеством знания и тем, что в основании конфликтологии лежит диалектическое понимание конфликта.
Прагматическая актуальность конфликтологии несомненна, поскольку она позволяет вырабатывать оптимальные стратегии поведения на всех уровнях коммуникации субъекта с другими и с самим собой. В конфликтологическом дискурсе разработаны типологии конфликта, определен конфликтный процесс и способы его разрешения. Эмпирическим материалом конфликтологии выступают различные сферы социальной практики: политика, образование и воспитание, наука, бизнес, производство, семья. Развитию в ней научной рефлексии способствуют смежные научные дисциплины, в частности различные направления психологии: психоанализ, этнопсихология, психология личности, педагогическая психология. Несомненная актуальность конфликтологии позволяет предположить, что ареал её связей с другими научными дисциплинами и сферами практики будет расширяться. В ряду научных дисциплин, на наш взгляд, прежде всего, стоят философская и культурная антропология и искусствознание, в частности, литературоведение. Соответственно, сферами практики, которые конфликтологии предстоит осваивать, должны выступить модусы повседневного социального бытия в его историческом и индивидуально-личностном развёртывании, а также — искусство, предлагающее наиболее яркую словесно-логическую рефлексию модусов человеческого бытия — литература. В связи с этим, предметом настоящей статьи является обоснование необходимости обращения конфликтологии к литературе. Польза здесь возможна обоюдная, но в случае с развитием конфликтологии как молодой научной дисциплины литературоведение с его историей в несколько тысячелетий, безусловно, является кладезем для развития конфликтологической теории и практики. Конфликтология, в свою очередь, актуа-
лизирует накопленный литературой в течение нескольких тысячелетий потенциал рефлексии мира и человека, а также рефлексии способов и форм самой рефлексии. В культуре же, как известно, обновление ракурса взгляда на уже отрефлексированные истины никогда не бывает избыточным.
Для достижения убедительности в изложении основной идеи статьи, состоящей в том, что литература есть яркая репрезентация конфликтологических идей, а следовательно, является тем эмпирическим и теоретическим материалом, который позволит конфликтологии развивать дальше, целесообразно раскрыть суть репрезентативности художественной литературы и её место в развитии гуманитарного знания.
Мировая художественная литература существует несколько тысячелетий. Периодизация античной литературы начинается от I тысячелетия до нашей эры (Х — 1Х вв. до н.э.). Древний мир знал не только литературное творчество, но и рефлексию литературных форм. В античной культуре основы теории литературы представлены в «Поэтике» Аристотеля; в «Государстве» Платон размышляет об особенностях эстетического восприятия искусства слова; в Ш — П вв.до н.э. в Китае были выведены шесть категорий, позволяющих классифицировать виды произведений, способы словесного изображения, морально-этическую сторону содержания и степень изящного в литературном тексте. В настоящее время научное литературоведение имеет развёрнутую теорию, включающую разработку таких понятий, как жанр, образ, язык, тема, идея, автор. С древних времён исследуется психология воздействия литературы на человека. Так, Платон считал недопустимым использовать в воспитании детей произведения с примерами безумств, безрассудств, грубого, низкого, а также слишком чувствительного. У китайцев был культ изящного слова, которое может подвести к пониманию сущности. И сегодня, благодаря материалу — слову, которым пользуется литература, она подводит к пониманию сущности мира, бытия, человека. Мировой литературный процесс представляет собой дискурс, вмещающий все идеи, концепты и направления их развития, выработанные человечеством, достаточно проследить перекличку различ-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
ных идей, проектов, концепций, сравнивая историю философии и историю литературы. Литература, как и философия, является презентацией идей, поскольку обе они есть форма их наличного непосредственного бытия. В то же время можно говорить о репрезентативности литературы, поскольку она отражает действительность в образно символической форме. На рубеже второго и третьего тысячелетий литературоведение активно ввело в научный обиход наряду с десятилетием и столетием такую хронологическую единицу, как тысячелетие [1]. Осмысление литературы разных тысячелетий как единого литературного процесса позволяет представить её как историю уникальных единичных шедевров, имеющих всеобщий смысл. Таковы «Илиада» Гомера, «Гамлет» В. Шекспира, «Потерянный рай» Д. Мильтона, «Война и мир» Л. Толстого и иные шедевры, возникшие как уникальное разовое произведение творческой фантазии конкретного автора в определённую историческую эпоху и живущие вне времени, становясь культурными знаками. Смыслы этих знаков должны войти в конфликтологический дискурс.
Вариативность смысловых интерпретаций литературных произведений определяется универсальностью этого вида искусства, чрезвычайно близкого по материалу, содержанию и форме философии. Литература, как и философия, есть воплощение любви к мудрости, её поиск и обретение. Интерпретации текстов произведений интегрированы в рефлексию литературного процесса и весьма значимы в нём, позволяя отследить жизнь шедевра, его духовный потенциал, влияние на культуру, связь времён в эволюции идей. Так, например, происходит с пьесой
В. Шекспира «Гамлет», созданной в 1601 году на основе средневекового сюжета Саксона Грамматика. Текст В. Шекспира пережил столетия, в каждом из них расскрывая свою смысловую специфику. Гамлет, король Лир, Ричард III, будучи отчасти иллюстрациями исторических личностей и средством осмысления европейской истории и современности XVI — XVII веков во времена В. Шекспира, позднее стали символизировать субъектов, пребывающих в конфликте с миром, порядком вещей, нормой. Их истории — символ пути, который человек проходит, дабы постичь и обрести себя самого в борениях с судьбой, людьми, самим собой. Из сказанного с очевидностью вытекает, что история идей, представленных в литературе, отнюдь не безынтересна для конфликтологии.
Как и другие виды искусства, литература представляет собой загадку иррациональности творческого импульса и эстетического результата. Но если тайны творчества в других видах искусства исследуются, как правило, в искусствознании, то в отличие от них, литература содержит непосредственную логическую рефлексию идеи творчества, которая широко представлена в изображении внутреннего мира героев литературных произведений: художников, музыкантов, поэтов. Тема творчества — наиболее яркое выражение экзистенциального вну-триличностного конфликта, столь актуального в современной конфликтологической практике. Будучи рефлексией творчества, фиксируя скрытое, иррациональное, литература в то же время объективна, социальна в своём воздействии на реципиента. Социальный идеал, норму, образец, установление, она в силу рефлексивного характера предлагает, подчас весьма настоятельно, особенно, если выполняет какой-либо социальный заказ. Отсюда давно подмеченное взаимовлияние между объективной
действительностью и литературной реальностью. Подметив тенденцию и образно воплотив её, литература является средством изменения объективной действительности, вызывая к жизни подобия героев и их поступков. Литературная реальность всегда взаимодействовала с языковой действительностью, интегрируя все сферы языковой практики и возвращая в неё художественно обработанный материал. Как поступать, как говорить, как думать, как жить, — всё это непосредственно входило в сферу социального воздействия литературы. Можно сказать, что литература предлагает описание конфликтологической реальности с различными вариантами стратегий поведения в ней субъектов.
Литература есть конституирование самосознания, которое определяется своим отношением к другому сознанию. Раскрывая мир субъекта, она всегда обращена к миру другого, диалогизирована. Она не просто транслирует своё содержание, но пребывает на границе с сознанием реципиента, встречается с ним [2]. Каждое событие, переживание, действие в литературном произведении пребывает на границе «своего», авторского, текстуального и «чужого», читательского. В диалоге с читателем проявляется объективность и социальность литературы, а диалог, как известно, есть основание разрешения конфликта в конфликтологии.
Будучи историчной, литература разбивает грани своего времени и живёт в веках. Как и философия, литература представляет собой универсальное, не ограниченное рамками исторической эпохи и частного предмета знание. Предметом литературы является весь мир, бытие во всех своих формах и видах, человек в его онтогенезе и филогенезе, культура, общество, природа, познание, следовательно, обращение к литературе позволит конфликтологии усилить не только свою экспериментальную, но и методологическую базу.
Материалом, который определяет форму и содержание художественного произведения, является язык. Словесный образ легко переводится в иные, в частности, в пластичные, звуковые образы, что подтверждается экранизациями литературных произведений; оперными и балетными либретто на сюжеты литературных произведений; симфоническими, хоровыми и камерными музыкальными формами на сюжеты и тексты литературных произведений. Кинематограф соперничает с театром, обращаясь к постановке драматургического материала, а театр, в свою очередь, осваивает не только драматургию, но поэзию, романистику, новеллистику. Содержание музыкальных форм, например, увертюры «Гамлет» Д. Шостаковича или «По прочтении Данте» Ф. Листа, стремящихся музыкальными средствами осмыслить то, что уже стало предметом литературной рефлексии, выходит за рамки собственно музыкальной культуры, транслируя более универсальные и в то же время нюансированные смыслы, чем это допускает музыка. Изобразительное искусство также граничит в своей эволюции с литературой, что очевидно, например, в книжной иллюстрации. Природа, общество, человек, будучи предметом литературы, представлены в ней в материале языка через событие, драматическое действие, лирическое самораскрытие. Литературный язык развивался во взаимодействии с языком философии, науки, религии и иных искусств. Литературные эпохи соотносимы по своим концепциям с эволюцией философского и научного знания. Маркером типа культуры, исторической эпохи при этом всегда выступает язык.
Связь литературы с религией объективирована в текстах священных писаний — сакральных художественных текстах, зафиксировавших духовный опыт человечества. Религиозные идеи, сюжеты, персонажи пронизывают художественное литературное творчество на протяжении всего литературного процесса. Целые литературные эпохи могут быть квалифицированы с позиций религиозной культуры: христианская, православная, мусульманская, что даёт прекрасную рефлексию определённого типа конфликта.
Связь литературы с наукой видна в соотнесении с научным знанием, исследующим человека: с историей, этнографией, психологией, этнопсихологией. Подмечая и отражая единичное, уникальное, литература раньше, чем науки о человеке может заметить тенденции развития культуры, соперничая с ними в глубине и адекватности рефлексии человеческого мира. В связи с этим обратимся к корреляту: литература — литературоведение — конфликтология, в основе которого понимание конфликта как оно сложилось в современном гуманитарном дискурсе.
Конфликт — conflictus — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Русским эквивалентом данного понятия являются слова распря, разногласие, борьба, схватка, спор, грозящий осложнениями. Здесь возникает вопрос о том, почему в русском языке при наличии ряда синонимов укоренилось слово латинского происхождения — конфликт. — более нейтральное в стилистическом отношении и семантически более насыщенное, а главное, более универсальное, чем его русские эквиваленты — спор и распря. Ответить на этот вопрос помогает этимология.
Слово conflictus содержит приставку con-, которая выявляет семантику сближения, соединения, наложения в одноструктурных с conflictus словах. Например: конфигурация — положение; конформизм. — отображение одного в другом; конфессия
— принадлежность к церкви; конгресс — встреча, собрание; конгруэнция — соответствие, совпадение, совмещение.
Приведённый пример позволяет отметить в явлении конфликта сущностную характеристику сближения, соединения разных объектов. В русских приставках рас-раз заложена семантика размывания, расширения, эскалации объекта. Обе эти идеи: сближения, столкновения, наложения, встречи и размывания, разъединения, выраженные в данном случае языковыми средствами, указывают на суть конфликта. Действительно, конфликт предполагает сближение, соединение объектов с их последующим разъединением. Слово конфликт терминологически обосновалось в научном и деловом стилях русского языка, скорее всего потому, что не несёт явно оценочной семантики: конфликты могут быть разрешены, улажены, а вот распри, ссоры, схватки ведут, как правило, к вражде, противостоянию.
Конфликт в том или ином его выражении: борьбы, схватки, разногласия, распри или просто столкновения позиций, — есть в каждом произведении художественной литературы. Так, в «Илиаде» Гомера представлен спор греков и троянцев, перешедший в войну народов. В «Песни о Роланде» представлена распря франков империи Карла Великого с маврами. Софокл в «Антигоне» представил спор носителей государственного и божественного закона. М. Горький в пьесе «На дне» показал столкновение правды и лжи. В «Войне и мире» Л. Толстого дана конфигурация столкновений, начиная
от столкновения войны и мира как непримиримых состояний социального бытия, кончая внутри личностными конфликтами в духовной жизни героев. Любовь и распря — конфликт «Ромео и Джульетты» В. Шекспира. Бесконфликтные произведения
— видимость. Например, «Очарованный странник» Н. С.Лескова кажется жизнеописанием героя, принимающего жизнь, как она есть, ни с чем не споря. Но на самом деле персонаж проживает свою жизнь в острой конфликтной выработке религиозного чувства. Темой стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии» является состояние гармонии лирического героя, которому «грустно и легко», но эта гармония покоится на столкновении противоположных душевных состояний, которое и есть конфликт.
Суть конфликта, его сущностные характеристики представлены содержанием художественной литературы, которое в свою очередь отрефлекси-ровано в литературоведении. В литературоведении конфликт понимается как борьба, столкновение — то, на чём построено развитие сюжета. Сюжет есть предмет, содержание произведения, система событий, история характера, развитие чувства. Сюжет можно представить как схему событий, их последовательное развитие, и эта схема конструируется на столкновении, борьбе, противоречии. Таким образом, схема художественного произведения, его матрица конструируется на столкновении, борьбе, конфликте. То есть сюжет представляет собой конструкт конфликта. Сюжет понимается в литературоведении как совокупность жизненных событий, их последовательность во взаимоотношениях людей в их связях и противоречиях, симпатиях и антипатиях. В сюжете выражена история роста характера, организации повествования, отражаются внутренние противоречия, составляющие основу развития действительности. Сюжет — это отобранное в процессе изучения жизни, осознанное событие, в котором раскрывается конфликт и характеры субъектов. Субъектом может быть персонаж, общность, историческая эпоха, идея, проект, эмоциональное состояние. Бессюжетных произведений с позиции онтологии сюжета как предмета произведения не бывает, но могут быть остросюжетные и сюжетно спокойные произведения. Таким образом, сюжет и конфликт, событие и конфликт, характер и конфликт — сопряжённые понятия.
Существует род литературы, где конфликт имеет основополагающее значение, пронизывает всё повествование, является движущей силой действия, средством раскрытия характеров. Этот род литературы — драма [3]. Драматический конфликт определяет концепцию автора. На характер конфликта влияет драматический жанр: трагедия, комедия, собственно драма, фарс, мелодрама. Конфликт и сам определяет жанровую специфику. Так, драма может быть философской, социальной, бытовой, исторической, интеллектуальной, психологической, абсурдистской. Литературоведческие представления о жанровой специфике драмы находили своё развитие в результате рефлексии литературного процесса. О философской и исторической драме стало возможно говорить после В. Шекспира. Развитие социальной драмы осуществилось во второй половине XIX века в творчестве А. Н. Островского и Г. Ибсена. Интеллектуальная драма представлена драматургией Б. Шоу и О. Уайльда. Психологическая — творчеством А. П.Чехова, Г. Ибсена, а абсурдистская —
С. Беккета и Э. Ионеско.
Итак, художественная литература и литературо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
ведение ещё до появления конфликтологии представили конфликтологический дискурс. Разумеется, и литература, и литературоведение не являются специальным научным прагматически ориентированным изучением конфликта. Задача философии — исследовать репрезентации конфликта в литературе в соотнесении его с конфликтологией, с тем, чтобы выявить онтологический статус конфликта и откорректировать методологию. Здесь следует обратиться к корреляту конфликтологических и литературных идей.
В конфликтологии разработано представление о конфликтном процессе в связи с его типологической спецификой (социальный, гендерный, внутри-личностный, межпоколенческий, экзистенциальный, межличностный) и с вариантами его эскалации и разрешения. Как отмечалось выше, эмпирическим материалом конфликтологии является социальная практика в её различных сферах: политической, семейной, управленческой, образовательной и т. д. То есть предметом рефлексии является не всегда отрефлексированная, первичная действительность, представляющая собой бытие в чистом виде, как оно есть. Конфликтологические практики на основе выявленных типологических схем, предлагают оптимальное разрешение конфликтных ситуаций, определяющих осуществление бытия. Стоит ли говорить о том, что действительность в своём осуществлении изменчива, непредсказуема, часто весьма иррациональна и не желает укладываться в заготовленные конфликтологические схемы. Закладывается возможность ситуации, когда, казалось бы, правильный метод ведёт к неправильным результатам. В связи с этим для дальнейшего развития конфликтологии неоптимально оставаться исключительно в сфере конфликтологических практик, оперирующих с действительностью, игнорируя художественную литературную реальность, где уже в течение нескольких тысячелетий осуществляется художественная рефлексия конфликта и легко угадываются его типологии, специфика эскалации, способы разрешения, равно как и типологии субъектов конфликта. Подтверждением тому является коррелят идей в конфликтологии и литературе. Так, например, идея социального конфликта как выражения противоречий, борьбы разных социальных слоёв общества, различных каст, страт и их представителей известна на протяжении всего литературного процесса. Конфликт существует между титанами, богами и людьми в античной греческой литературе. В римской литературе в конфликте сословие всадников и народ; в возрожденческой — ярко представлен сословный конфликт. Конфликт классового общества представлен в литературе нового времени. Гендерный конфликт пронизывает литературу всех эпох и народов, давая яркие проявления в шедеврах: «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Литература осмыслила рисунки гендерных ролей, типы гендерных стратегий, особенности гендерного маскарада, игру трансакций между субъектами, единство и различие их целей. Мужчина и женщина, как субъекты гендерного дискурса, осмыслены в художественной литературе всех эпох с учётом исторической, национальной, сословной, возрастной, личностной специфики. Литература раскрыла сложную конфигурацию гендерного конфликта, его полифонизм [4].
Литература представила варианты социальных ролей, позиций и стратегий в изображении социального конфликта: патриций и раб; господин и
слуга; крестьянин и феодал; пролетарий и капиталист. Субъектами конфликта выступают и отдельные индивиды и целые страты. Внутриличностный конфликт широко представлен во всех родах литературы: лирике, драме, эпосе. Противоречивость человеческой природы раскрывается в саморазвитии человеческого чувства в любовной лирике; в осмыслении сути творческого кризиса в романистике, в схватке с целым миром, с установленным порядком вещей в драме. В поэзии исследованы столкновения ума и сердца, сопряжение любви и ненависти, недовольство собой и стремление пересоздать себя, вернуться в детство, задержать состояние гармонии. Роман представляет собой художественное исследование истории личности, её становление, которое и есть преодоление и разрешение конфликтов, в нём тщательно разработана семантика различных межличностных оппозиций, имеющих архетипические, исторические, психологические основания. Драма даёт представление о наиболее острых вариантах внутриличностных конфликтов.
Художественное осмысление экзистенциального конфликта как противоречия между сущностью и существованием представлено в литературе ещё до экзистенциализма. В таком конфликте пребывают персонажи Шекспира, романтические герои, «лишние люди».
Итак, литература даёт яркое представление о конфликтном процессе, подвергая рефлексии общее и особенное в его проявлении, выявляя факторы, детерминирующие конфликт, рассматривая возможности его преодоления, раскрывая его философский смысл. Багаж идей, который несёт литература, чрезвычайно объёмен, многообразен, сложно организован. Их осмысление выходит за рамки специального литературоведческого знания, представляя ценность не только для конфликтологии, но для человеческой практики в целом. В гуманитарном дискурсе, конструирующем понимание человека, потенциал художественной литературы далеко не исчерпан, и задача философии состоит в раскрытии этого потенциала, в частности, для дальнейшего развития конфликтологии, которая обрела статус философской специальности в ОмГПУ.
Библиографический список
1. Зарубежная литература второго тысячелетия, 1000 — 2000: учеб. пособие / Л. Г. Андреев [и др.] ; под ред. Л. Г. Андреева. — М. : Высшая школа, 2001. — 335 с.
2. Бахтин, М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. Бахтин. — СПб. : Азбука, 2000. — 336 с.
3. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля. — М., 2003. — С. 704 — 707.
4. Антология современной британской драматургии. — М. : Новое литературное обозрение, 2008. — 768 с.
НЕФЁДОВА Людмила Константиновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.12.2011 г.
© Л. К. Нефёдова