Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАФКИАНСКОЙ» И «ОРУЭЛЛОВСКОЙ» РЕАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ДВИЖЕНИИ МОДЕРНИЗМА XX ВЕКА'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАФКИАНСКОЙ» И «ОРУЭЛЛОВСКОЙ» РЕАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ДВИЖЕНИИ МОДЕРНИЗМА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
432
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦ КАФКА / ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ / АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА / ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФАНТАСТИКА / FRANZ KAFKA / GEORGE ORWELL / ENGLISH-LANGUAGE LITERATURE / GERMAN-LANGUAGE LITERATURE / THE AESTHETIC CONCEPT OF MODERNISM / WORLD WAR I / WORLD WAR II / THE ART MOVEMENT OF EXPRESSIONISM / THE GENRE OF FANTASTIC FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвяк Олеся Валерьевна, Каменчук Александра Сергеевна

В статье предлагается к рассмотрению взаимосвязь между крупнейшими историческими событиями ХХ века и литературным творчеством. В частности, в данной статье рассматривается и сравнивается роман «Процесс» Франца Кафки (1925) и роман «1984» Джорджа Оруэлла (1949), чтобы показать, как две мировые войны привели к определенным параллелям между произведениями этих двух авторов. Особенности этих двух романов указывают на то влияние, которое две мировые войны оказали на литературу, особенно на модернистское движение в ХХ веке. В романе «Процесс» Франц Кафка выражает свои личные тревоги в той же мере, в какой он выражает другие проблемы, которые часто разделяют люди, пережившие войну. В романе «1984» Джордж Оруэлл описывает мир, который пережил Великую войну, но остался под властью тоталитаризма, и анализируя, мы наблюдаем отвращение и страх Джорджа Оруэлла к подобному правительству. Влияние Первой мировой войны на Франца Кафку и влияние Второй мировой войны на Джорджа Оруэлла отражено в данных двух романах через специфическое сочетание сюжета, персонажей и тем. Кафки-анские и оруэлловские произведения, в конечном счете, имеют ряд сходных модернистских тем, которые характеризуют послевоенный стиль литературного письма и показывают нам литературный отклик на ужасы двух мировых войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF «KAFKIAN» AND «ORWELL» REALITY IN THE LITERARY MOVEMENT OF MODERNISM OF THE 20TH CENTURY

The article offers to consider the relationship between the major historical events of the twentieth century and literary creativity. In particular, this article examines and compares “Trial” by Franz Kafka (1925) and “1984” by George Orwell (1949) to show how the two world wars led to certain parallels between the works of these two authors. The features of these two novels point to the impact that the two world wars had on literature, especially on the modernist movement in the twentieth century. In the novel “Trial”, Franz Kafka expresses his personal anxieties as much as he expresses other uncertainties that are often shared by people who have survived the war. In the novel “1984”, George Orwell describes a world that survived the Great war but remained under the rule of totalitarianism, and analyzing it, we observe George Orwell’s disgust and fear towards such type of government. The influence of the World war I on Franz Kafka and the influence of the World War II on George Orwell is reflected in these two novels through a specific combination of plot, characters and themes. Kafkaesque and Orwellian works ultimately have a number of similar modernist themes that characterize the post-war style of literary writing and show us a literary response to the horrors of the two world wars.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАФКИАНСКОЙ» И «ОРУЭЛЛОВСКОЙ» РЕАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ДВИЖЕНИИ МОДЕРНИЗМА XX ВЕКА»

Репрезентация «кафкианской» и «оруэлловской» реальности в литературном движении модернизма XX века

Литвяк Олеся Валерьевна,

кандидат филол. наук, доцент, кафедра немецкой филологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова E-mail: ole.litviak@yandex.ru

Каменчук Александра Сергеевна,

магистрант группы МН-20, кафедра немецкой филологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

E-mail: alexandra.kamenchyk@mail.ru

В статье предлагается к рассмотрению взаимосвязь между крупнейшими историческими событиями ХХ века и литературным творчеством. В частности, в данной статье рассматривается и сравнивается роман «Процесс» Франца Кафки (1925) и роман «1984» Джорджа Оруэлла (1949), чтобы показать, как две мировые войны привели к определенным параллелям между произведениями этих двух авторов. Особенности этих двух романов указывают на то влияние, которое две мировые войны оказали на литературу, особенно на модернистское движение в ХХ веке. В романе «Процесс» Франц Кафка выражает свои личные тревоги в той же мере, в какой он выражает другие проблемы, которые часто разделяют люди, пережившие войну. В романе «1984» Джордж Оруэлл описывает мир, который пережил Великую войну, но остался под властью тоталитаризма, и анализируя, мы наблюдаем отвращение и страх Джорджа Оруэлла к подобному правительству. Влияние Первой мировой войны на Франца Кафку и влияние Второй мировой войны на Джорджа Оруэлла отражено в данных двух романах через специфическое сочетание сюжета, персонажей и тем. Кафки-анские и оруэлловские произведения, в конечном счете, имеют ряд сходных модернистских тем, которые характеризуют послевоенный стиль литературного письма и показывают нам литературный отклик на ужасы двух мировых войн.

Ключевые слова: Франц Кафка, Джордж Оруэлл, англоязычная литература, немецкоязычная литература, модернистская литература, Первая мировая война, Вторая мировая война, художественное направление экспрессионизма, жанр художественной литературы фантастика

о с

U

сэ см о см см

Причины литературных сдвигов и движений под влиянием исторических событий определенного периода может быть очень очевидным. В случае модернизма мы можем говорить о двух событиях, которые оказали большое влияние на это литературное движение: Первая Мировая Война и Вторая Мировая война. Объектами данного исследования в рамках модернистского движения являются произведения двух писателей: Франца Кафки и Джорджа Оруэлла. У этих двух писателей в их литературном творчестве есть немало общего. Их литературные стили, с характерным тоном и повторяющимися темами, создали определенную тенденцию в литературе. А прилагательные и наречия, которые были образованы от имен двух писателей для описания произведений и текстов, имеют сходные характеристики с точки зрения формы и содержания. Влияние этих двух писателей настолько велико, что прилагательные «кафкианский» и «оруэлловский» можно встретить в различных языках и литературных традициях. Историк Сандер Л. Гилман объясняет, что сегодня нет языка, в котором прилагательное «кафкианский» не поняли бы. Он утверждает, что, по крайней мере, в английском языке «кафкиан-ский» является словом, которое возникло и используется более 50 лет[6]. Поэтому необходимо сделать попытку определить, что подразумевается под «кафкианским» и что подразумевается под «оруэлловским» внутри движения модернизма в литературе ХХ века. Также необходимо сделать попытку исследования взаимосвязи между мировыми войнами и стилями двух писателей, чтобы увидеть, действительно ли является война тем, что сделало произведения Кафки такими «кафкианскими», а произведения Оруэлла такими «оруэлловским». Попытка дать определение модернизму или любому литературному течению может ошибочно ограничить термин, который имеет очень широкое значение. Именно поэтому мы рассмотрим исторический контекст ситуации, в которой сложился модернизм, а затем рассмотрим характерные черты модернизма, как литературного течения.

Основой для написания данной научной статьи послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: А.Н. Николюхина, Сандера Гил-мана, Эрика Хобсбаума и коллектив авторов Кембриджского университета.

Цель работы - выявление особенностей реальной действительности творчества Ф. Кафки и Дж. Оруэлла в контексте литературного движения модернизма.

Согласно «Литературной энциклопедии терминов и понятий» А.Н. Николюкина: «Модернизм - это «эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно развивавшаяся в межвоенное двадцатилетие...Однако более принята точка зрения, согласно которой М. складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 в., происходившего на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до первой мировой войны» [2]. Художественная литература других течений находилась под особым влиянием этого движения.

В научной литературе мы находим мнение, что движение модернизма достигает своего пика в 1920х годах[5]. Модернизм был прежде всего культурным «кризисом», причем некоторые основополагающие культурные убеждения были впервые поставлены под сомнение революционными мыслителями, подобными Ницше.

Когда мир вступил в XX век (который иногда называют «веком авангарда»), то это время стало временем новых литературных школ. Эти школы объединились, чтобы показать, каждый по-своему, свою реакцию на реалистический или натуралистический способ письма, который для многих писателей того периода стал неприемлемым и слишком традиционным.

В первой половине XX века возникли такие школы или течения, как имажинизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм и модернизм в широком смысле слова.

Модернизм в его узком понимании относится главным образом к группе англо-американских писателей, которые считаются имажинистами или используют технику «потока сознания» в письме. Модернизм в его широком смысле - это, как ранее было сказано, зонтичный или объемный термин, охватывающий все «современные» школы или движения, упомянутые выше, включая даже символизм. Именно поэтому в истории западной литературы период модернизма простирается от последних десятилетий XIX века до середины XX века, если его отделить от периода постмодернизма.

Историк Эрик Хобсбаум говорит о совокупности техногенных конфликтов и кризисов, которые охарактеризовали двадцатый век, начиная с момента начала Первой мировой войны. Эти события, как утверждает он, сформировали ландшафт мира и особенно Европы во всех аспектах жизни и искусства[7]. Ведь политические события имеют свою изрядную долю влияния на общественную и культурную жизнь.

Исторически сложилось так, что в XX веке произошли три крупных события, которые оказали влияние на развитие немецкой литературы это: две мировые войны и падение Берлинской стены в 19891990 годах. Однако нашей задачей является рассмотреть творчество Франца Кафки, поэтому мы будем рассматривать период времени до Первой мировой войны, собственно период войны, и период после Первой мировой войны. Термин «не-

мецкий современный роман» охватывает не только произведения немецких авторов, но и всю литературу, написанную на немецком языке в период модернистского движения в Европе. Для целей настоящего исследования анализ литературных произведений должен проводиться в широких рамках немецкой современной литературы.

«Expressionism refers to a trend in literature, painting, music, theatre and film that roughly from 1906 to 1923 shaped modern literary and artistic life in Germany and other European countries» [10]. Экспрессионизм был представлен поколением молодых людей, родившихся между 1880 и 1895 годами, которые с начала века ощущали растущий кризис в Имперском обществе. По словам Казимира Эдшимита, экспрессионизм являлся «самым мощным взрывом молодежи, который знала Германия со времен романтиков» [4].

Единство, лежащее в основе этого глубоко противоречивого движения, состоящего из расходящихся тенденций, коренилось в общем неприятии общества, которое считалось охваченным кризисом, обреченным на крах и нуждающимся в обновлении. Поэтому доминирующими идеями в экспрессионистском искусстве были идеи упадка, войны, конца света и депрессии, хотя существовали также концепции пробуждения, революции и счастья. Причину возникновения такого противоречивого движения в Германии следует искать в социально-экономических и культурных изменениях. Период Вильгельма был золотым веком имперской экспансии, но Первая мировая война показала все недостатки этого периода.

Такое противоречие стало корнем неуверенности молодых писателей в ценностях среднего класса, и в личных перспективах. Такое сосредоточение интересов определило также и функцию искусства, которое должно было служить средством движения общества к свободе и счастью. Однако такая система была в равной степени способна образовать автономное поле депрессивного характера - мир сам по себе, а искусство ради искусства. Точно так же и сам художник был либо глашатаем, предвестником новой эпохи, либо человеком, находящимся в процессе своего освобождения. Несмотря на ряд различных позиций, мы можем проследить некоторые общие черты в литературном творчестве. Например, в искусстве должны были отражаться не внешние реалии жизни, а внутренний опыт художника. «Главным принципом является то, что выражение определяет форму, а следовательно, образность, пунктуацию, синтаксис и т.д.» [5, p.261]. Критерием успеха или неудачи этого процесса была не красота или художественное мастерство в традиционном смысле, а сила выражения (отсюда и термин экспрессионизм), которая увлекала читателя за собой. Отличительной чертой экспрессионистского произведения искусства был свободный язык, не знавший никаких правил или синтаксических ограничений.

Франц Кафка считается родоначальником экспрессионизма в художественной литературе.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

«Франц Кафка - одна из ярчайших и загадочнейших фигур в истории литературы первой трети ХХ века» [1].

Проблема отчуждения занимала центральное место в творчестве Франца Кафки, где она, возможно, нашла свое самое убедительное выражение. Хотя большинство произведений Кафки были написаны либо до, либо во время Первой мировой войны ("Die Verwandlung"; "Das Urteil" - 1912; "Der Prozess"; "In der Strafkolonie" - 1914), "Brief an den Vater" и "Das Schloss" были написаны в 1919 и 1920 годах соответственно.) Кафка оказал влияние на литературу лишь после своей ранней смерти в 1924 году, когда его друг и душеприказчик, писатель Макс Брод, опубликовал против воли Кафки рукописи, которые были доверены ему для уничтожения.

Чувство актуальности, возникшее при чтении произведений Франца Кафки у современников и у многих его читателей, связано с тем, как Кафка поэтически трансформирует свои переживания.

И хотя это личная история Франца Кафки, тем не менее, мы можем встретить похожую историю в таких литературных произведениях, как: Генрих Манн - "Der Untertan", Франц Вер-фель и рассказ "Nicht der Mörder, der Ermordete ist schuldig: Eine Novell" (1920), Вальтер Га-зенклевер - "Sohn" (1913), Фриц фон Унру и драма "Ein Geschlecht" (1918) и Арнольд Броннен -"Vatermord" (1920). В этих экспрессионистских произведениях сыновья восстают против авторитарных отцов и идут против жестких традиций, анахронизмов ценностей, представлений среднего класса о семье и сексуальной морали. Именно в сравнении с ними становится очевидным особые качества и достижения Франца Кафки в литературе. В отличие от пьес Га-зенклевера, фон Унру и Броннена, которые фокусируются на табу и на эффектном их нарушении, тексты Кафки представляют собой вклад в понимание конфликта поколений, подчеркивая его деформирующие последствия для индивида с точностью «психограммы» и тем самым его точку зрения доступной для читателя.

В книге «Der Prozess» Йозеф К. внезапно обнаруживает, что его преследуют и вовлекают в судебный процесс, не зная ни о предъявленных ему обвинениях, ни об истце. Сам процесс проходит в тайне, суд над ним остается окутанным таинственным мраком. После нескольких слабых попыток повлиять на ход событий Йозеф К. смиряется со своей участью и больше не оказывает сопротивления. Мораль романа заключена в легенде привратника, рассказанная священником Йозе-фу К., хотя Йозеф К. не понимает содержащегося в ней урока: суд, проводимый против Йозефа К., ° происходит внутри его личности, и на его ход мо" жет повлиять только тот, кто понял это и научился g освобождаться от своей фиксации на внешних си-^ лах. Попытка вести жизнь по собственному выбо-Ü ру и создать свое скромное личное счастье терпит

неудачу. К. изнуряет себя долгой, упорной борьбой с невидимой бюрократией. Роман, оставшийся фрагментом, должен был закончиться смертью совершенно измученного К.

Все произведения Франца Кафки отмечены созданным чувством безнадежности и отсутствия более оптимистичного будущего. Нигде индивид не может избежать авторитарных и иерархических структур семьи и общества, тем самым преодолевая отчуждение себя от других.

Похожие процессы мы наблюдаем и в английском модернистском романе. После 1945 года, когда перед писателями встала задача объяснить новую историческую реальность и положение индивида в новом послевоенном порядке, они осознали, что это означает выбор между существующими литературными моделями. Модернистские модели казались более подходящими для объяснения разрыва между индивидуальным сознанием и проблемами в современном обществе.

Мы думаем о послевоенном периоде как о времени подъема: повышение уровня жизни, повышение уровня грамотности, послевоенный период представляется нам моментом, когда капитализм набирает силу. Послевоенный порядок обещал неуклонный прогресс и справедливое общество.

Однако, с 1945 года все пошло по-другому. Британская социальная жизнь приобрела особый ритм и ощущение, которые разделили социальную жизнь до и после войны. Неотъемлемой частью этого стало растущее значение образования для экономики и социальной структуры в целом. Появился так называемый «новый средний класс»: менеджеры, государственных служащие, служащие социального обеспечения и т.п. - все они зависели от формального образования. Самая важная и спорная инициатива была выдвинута во время Второй мировой войны: закон «Об образовании» 1944 года, который гарантировал бесплатное государственное образование до пятнадцати лет и перенес ранее самостоятельные религиозные и гимназические школы в государственную систему.

1948 год был годом, когда Джордж Оруэлл опубликовал свое последнее крупное произведение -роман «1984». «The past is fighting the future», -утверждал Оруэлл, и в этом контексте социальная революция есть не что иное, как задача вывести настоящую Англию на поверхность. «By revolution we become more ourselves, not less» [8].

Спустя какое-то время Оруэлл пишет об Уин-стоне Смите, который начинает с недоверия к существующей политической риторике и заканчивает тем, что мыслит лозунгами и готов принять пулю от Большого Брата. Уинстона тянет к воспоминаниям о счастливой жизни в прошлом. Но в «1984» на будущее Англии была наложена другая, гораздо более простая социальная структура. Новый класс служащих, все занятые в качестве винтиков в безграничной государственной бюрократии, полностью доминирует в романе. А также мы видим

массу «пролов», они представляют собой остров, на котором было высажено все прошлое Англии -все ритуалы и предметы, любимые Оруэллом.

Оруэлл предсказал появление мужчин и женщин в Англии, которые будут сохранять узнаваемые английские культурные добродетели, но без видимых признаков классовых различий.

Но в «1984» Уинстона Смита трудно сравнить с другими людьми из его времени. Он сам занимается массовым производством культуры (его работа - переписывать прошлое, когда этого требует Партия), у него есть только воспоминания и индивидуальное несогласие, как и у Йозефа К. в романе «Der Process». Культура, которая могла бы служить оплотом сопротивления тоталитаризму, существует только среди пролов, которые, как вспоминает Уинстон, по-прежнему «...governed by private loyalties which they did not question» [8]. Джордж Оруэлл в романе «1984» представляет культуру как зависящую от «groups of families persisting, from generation to generation, each in the same way of life».

Мы видим, что персонаж Джорджа Оруэлла, как и персонаж Франца Кафки вынужден признать, что никакого будущего в качественном смысле нет и мы снова наблюдаем чувство безнадежности и отсутствие более оптимистичного будущего.

«Кафкианский» и «оруэлловский» ныне являются прилагательными часто употребительными. Их значение едва различимо, и во многих случаях уместно использовать оба прилагательных для характеристики одного и того же. «Кафкианский» и «оруэлловский» - это одновременно модернистский и политический продукт. Так Сандер Л. Гилман утверждает, что «Kafka's work and his life seem to lend themselves to infinite readings and finite exploitations» [6]. До сих пор Франц Кафка трактовался, как экзистенциалист, экспрессионист и модернист. Но является ли он «политическим» писателем? Франц Кафка дожил только до Первой мировой войны, и идея об интересе Кафки к политике, не говоря уже о том, что он писал что-то в ответ на политические события, в значительной степени неверна на том основании, что сам Кафка проявил явное безразличие, когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, он отметил: «Deutschland hat Russland den Krieg erklärt. -Nachmittags Schwimmschule» [9]. С другой стороны, Джордж Оруэлл писал большую часть своей жизни с определенной целью. Он писал брошюры, эссе, статьи и много текстов с агитационным характером. В эссе «Why I Write» Оруэлл заявил, что у каждого писателя может быть только четыре мотива писать, и один из них это то, что он называет политической целью. Таким образом, в вопросе влияния войны на творчество данных писателей мы можем сказать, что война в большей мере повлияла на творчество Джорджа Оруэлла, который был более политически активен, нежели на творчество Франца Кафки. В случае Франца Кафки гораздо большее влияние имели личные обстоятельства его жизни.

Литература

1. Брод М. Франц Кафка. Биография [Текст] / М. Брод. - М.: Борей-арт, 2012. - 304 с.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М.: Интелвак, 2003. - 1484 с.

3. Бартрам Г. Кембриджский справочник к современному немецкому роману [Текст] / Г. Бартрам. - Издательство Кэмбриджского университета, 2010. - 324 с.

4. Эдшмид К. Об экспрессионизме в литературе и новой поэзии и умирают [Текст] / К. Эдш-мид - Литерарикон, 2014. - 80 с.

5. 3.Каддон, Дж.Э. Словарь литературоведческих терминов и теории [Текст] / Дж.Э. Кад-дон - Джон Уайли энд Санз Лтд, 2015. - 816 с.

6. Гилман С.Л. Франц Кафка. [Текст] / С.Л. Гилман - Издательство РеАкция, 2005. - 160 с.

7. Хобсбаум Э. Капитан Свинг/ Э. Хобсбаум. -Версо, 2014. - 384 с.

8. Маркус Л. Кембриджская история английской литературы XX века [Текст] / Л. Маркус - издательство Кембриджского университета, 2005. - 897 с.

9. Прис Дж. Кембриджский справочник по творчеству Франца Кафки[Текст] / Дж. Прис - издательство Кембриджского университета, 2008. - 280 с.

10. История немецкой литературы: от истоков до наших дней / Беутин В., Элерт К., Эммерих В., Хоффакер Х., Лутц Б., Мейд В., Стефан И. и др. - Рутледж, 2005-814 с.

REPRESENTATION OF «KAFKIAN» AND «ORWELL» REALITY IN THE LITERARY MOVEMENT OF MODERNISM OF THE 20th CENTURY Litvjak O.V., Kamenchuk A.S.

Crimean engineering and pedagogical University named after Fevzi Yakubov

The article offers to consider the relationship between the major historical events of the twentieth century and literary creativity. In particular, this article examines and compares "Trial" by Franz Kafka (1925) and "1984" by George Orwell (1949) to show how the two world wars led to certain parallels between the works of these two authors. The features of these two novels point to the impact that the two world wars had on literature, especially on the modernist movement in the twentieth century. In the novel "Trial", Franz Kafka expresses his personal anxieties as much as he expresses other uncertainties that are often shared by people who have survived the war. In the novel "1984", George Orwell describes a world that survived the Great war but remained under the rule of totalitarianism, and analyzing it, we observe George Orwell's disgust and fear towards such type of government. The influence of the World war I on Franz Kafka and the influence of the World War II on George Orwell is reflected in these two novels through a specific combination of plot, characters and themes. Kafkaesque and Orwellian works ultimately have a number of similar modernist themes that characterize the post-war style of literary writing and show us a literary response to the horrors of the two world wars.

Keywords: Franz Kafka, George Orwell, English-language literature, German-language literature, the aesthetic concept of modernism, World war I, World war II, the art movement of expressionism, the genre of fantastic fiction

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

References

1. Brod, M. Franz Kafka. Biography [Text] / M. Brod. M.: Borey-art, 2012. - 304p.

2. Literary encyclopedia of terms and concepts [Text] / Ch. ed. and comp. A.N. Nikolyukin; Ros. Akad. nauk, In-t nauch. inform. in social Sciences, M.: Intelvak, 2003. - 1484 p.

3. Bartram G. The Cambridge Companion to the Modern German Novel [Text] / Bartram G. - Cambridge University Press, 2010. -324 p.

4. Edschmid K. Über den Expressionismus in der Literatur und die neue Dichtung. [Text] / K. Edschmid - Literaricon, 2014. - 80 s.

5. Cuddon, J.A. Penguin Dictionary of Literary Terms and Theory, edited by M. A.R. Habib et al., 5th ed. [Text] / J.A. Cuddon. -John Wiley & Sons Ltd, 2015. - 816 p.

6. Gilman S.L. Franz Kafka [Text] / S.L. Gilman - Reaktion Books, 2005. - 160 p.

7. Hobsbawm E. Captain Swing/ E. Hobsbawm. - Verso, 2014. -384 p.

8. Marcus L. The Cambridge History of Twentieth-Century English Literature [Text] / L. Markus - Cambridge University Press, 2005. - 897 p.

9. Preece J. The Cambridge Companion to Kafka. Cambridge University Press [Text] / J. Precce - Cambridge University Press, 2008. - 280 c.

10. A History of German Literature: From the Beginnings to the Present Day/ Beutin W., Ehlert K., Emmerich W., Hoffacker H., Lutz B., Meid V., Stephan I. and others Routledge, 2005. -814 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.