Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА И ОТЧУЖДЕНИЯ В РОМАНЕ «ПРОЦЕСС» ФРАНЦА КАФКИ'

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА И ОТЧУЖДЕНИЯ В РОМАНЕ «ПРОЦЕСС» ФРАНЦА КАФКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1831
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦ КАФКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗМА / ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА / ПРОБЛЕМА ИЗОЛЯЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / FRANZ KAFKA / THE AESTHETIC CONCEPT OF MODERNISM / THE PROBLEM OF LONELINESS / THE PROBLEM OF ISOLATION / THE ART MOVEMENT OF EXPRESSIONISM / FIRST WORLD WAR / GERMAN-LANGUAGE LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвяк Олеся Валерьевна, Каменчук Александра Сергеевна

В статье предлагается к рассмотрению взаимосвязь между социо-культурными и историческими обстоятельствами начала ХХ века и их влияние на литературное творчество(стилистику романа, воплощение авторского замысла, и выбор тематики) Франца Кафки. В частности, то влияние, которое оказывает Первая мировая война на мироощущение и на литературу, а именно на эстетическую концепцию модернизма в XX веке. В романе «Процесс» Франц Кафка выражает свои личные тревоги в той же мере, в какой он выражает другие проблемы, которые часто разделяют все люди, пережившие войну. Прослеживается взаимосвязь между самим писателем Францем Кафкой и главным героем романа «Процесс» Йозефом К. Делается вывод о том, что характерная атмосфера в романе «Процесс» - это влияние эстетической концепции модернизма. Действие романа сосредоточено вокруг одного человека и только одного, и он является практически точной копией самого Кафки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LONELINES AND ALIENATION IN THE NOVEL “THE TRIAL” BY FRANZ KAFKA

The article offers to consider the relationship between socio-cultural and historical circumstances of the early XX century and its impact on literary creativity (the style of the novel, the implementation of the author’s idea, and the choice of subjects) of Franz Kafka. In particular, the influence that the First World War has on the perception of the world and on literature, namely on the aesthetic concept of modernism in the XX century. In “The Trial”, Franz Kafka expresses his personal anxieties as much as he expresses other uncertainties that are often shared by all people who have survived the war. The article traces the relationships between the figure of the writer Franz Kafka and the main character of the novel “The Trial” Josef K. It is concluded that the specific atmosphere in the novel “The Trial” is the influence of the aesthetic concept of modernism. The action of the novel is centered on one person and only one, and it is almost an exact copy of Kafka.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА И ОТЧУЖДЕНИЯ В РОМАНЕ «ПРОЦЕСС» ФРАНЦА КАФКИ»

Проблема одиночества и отчуждения в романе «Процесс» Франца Кафки

Литвяк Олеся Валерьевна,

кандидат филол. наук, доцент, кафедра немецкой филологии, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: [email protected]

Каменчук Александра Сергеевна,

магистрант, кафедра немецкой филологии, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

E-mail: [email protected]

В статье предлагается к рассмотрению взаимосвязь между социо-культурными и историческими обстоятельствами начала ХХ века и их влияние на литературное творчество(стилистику романа, воплощение авторского замысла, и выбор тематики) Франца Кафки. В частности, то влияние, которое оказывает Первая мировая война на мироощущение и на литературу, а именно на эстетическую концепцию модернизма в XX веке. В романе «Процесс» Франц Кафка выражает свои личные тревоги в той же мере, в какой он выражает другие проблемы, которые часто разделяют все люди, пережившие войну. Прослеживается взаимосвязь между самим писателем Францем Кафкой и главным героем романа «Процесс» Йозефом К. Делается вывод о том, что характерная атмосфера в романе «Процесс» - это влияние эстетической концепции модернизма. Действие романа сосредоточено вокруг одного человека и только одного, и он является практически точной копией самого Кафки.

Ключевые слова: Франц Кафка, эстетическая концепция модернизма, проблема одиночества, проблема изоляции, художественное направление экспрессионизма, Первая мировая война, немецкоязычная литература.

Ни одна тема не является более уникальной и характерной для такой эстетической концепции как модернизм, чем тема отчуждения и одиночества. Вполне разумно предположить, что Первая мировая война сыграла большую роль в возникновении такого рода чувств. Современный человек чувствовал себя изолированным и оторванным от своей общины. Человеческие связи увядали, чувство индивидуализма росло, а люди вели все более изолированный образ жизни. Это общее чувство одиночества и отчуждения особенно чувствуется в литературных произведениях. Современный образ человека вдохновлял писателей на определенный собирательный образ вымышленных персонажей. Писатели намеренно создавали истории, в которых главные герои жили изолированно. Отчасти это было сделано для того, чтобы выразить то одиночество, которое они сами ощущали.

«No man is an island entire of itself, Every man is a piece of the continent, A part of the main» стало чем-то из прошлого. Джон Донн, живший в XVII веке, не мог знать о современном человеке, когда дал такое название одному из своих стихотворений. Современный человек действительно стал островом. Поэтому необходимо сделать попытку определить, что стало толчком к тому, чтобы возник мотив одиночества внутри движения модернизма в немецкоязычной литературе, и в частности в творчестве Франца Кафки. Попытка дать определение модернизму или любому другому литературному течению может ошибочно ограничить термин, который имеет очень широкое значение. Именно поэтому мы рассмотрим исторический контекст ситуации, в которой сложился модернизм, а затем рассмотрим проблему одиночества, как характерную черту внутри литературного явления модернизма.

Основой для написания данной научной статьи послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: А.Н. Николюхина, Сандера Гилмана, Эрика Хобсбаума, Филипа Рахва, Дерека Сэвиджа и коллектив авторов Кэмбриджского университета.

Цель работы - выявление особенностей творчества Ф. Кафки в контексте литературной концепции модернизма в немецкоязычной литературе.

Согласно «Литературной энциклопедии терминов и понятий» А.Н. Николюкина: «модернизм - это «эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно развивавшаяся в межвоенное двадцатилетие...Однако более принята точка зрения, согласно которой М. складывался в результате пересмотра философских основ и твор-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ческих принципов художественной культуры 19 в., происходившего на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до первой мировой войны» [2]. Художественная литература других течений находилась под особым влиянием этого движения.

В научной литературе мы находим мнение, что движение модернизма достигает своего пика в 1920-х годах[3]. Модернизм был прежде всего культурным «кризисом», причем некоторые основополагающие культурные убеждения были впервые поставлены под сомнение революционными мыслителями, подобными Ницше.

Когда мир вступил в XX век (который иногда называют «веком авангарда»), то это стало временем новых литературных школ. Эти школы объединились, чтобы показать, каждый по-своему, свою реакцию на реалистический или натуралистический способ письма, который для многих писателей того периода стал неприемлемым и слишком традиционным.

В первой половине XX века возникли такие школы или течения, как имажинизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм и модернизм в широком смысле слова.

Модернизм в его узком понимании относится главным образом к группе англо-американских писателей, которые считаются имажинистами или используют технику "потока сознания" в письме. Модернизм в его широком смысле - это, как ранее было сказано, зонтичный или объемный термин, охватывающий все «современные» школы или движения, упомянутые выше, включая даже символизм. Именно поэтому в истории западной литературы период модернизма простирается от последних десятилетий XIX века до середины XX века, если его отделить от периода постмодернизма.

Историк Эрик Хобсбаум говорит о совокупности техногенных конфликтов и кризисов, которые охарактеризовали двадцатый век, начиная с момента начала Первой мировой войны. Эти события, как утверждает он, сформировали ландшафт мира и особенно Европы во всех аспектах жизни и искусства[5]. Ведь политические события имеют свою изрядную долю влияния на общественную и культурную жизнь.

Исторически сложилось так, что в XX веке произошли три крупных события, которые оказали влияние на развитие немецкой литературы это: две мировые войны и падение Берлинской стены в 1989-1990 годах. Однако нашей задачей является рассмотреть творчество Франца Кафки, поэтому мы будем рассматривать период времени до Первой мировой войны, собственно период войны, и период после Первой мировой войны. Термин «немецкий современный роман» охватывает не только произведения немецких авторов, но и всю литературу, написанную на немецком ° языке в период модернистского движения в Ев" ропе.

g «Expressionism refers to a trend in literature, ^ painting, music, theatre and film that roughly from I 1906 to 1923 shaped modern literary and artistic life

in Germany and other European countries» [9]. Экспрессионизм был представлен поколением молодых людей, родившихся между 1880 и 1895 годами, которые с начала века ощущали растущий кризис в Имперском обществе. По словам Казимира Эдшимита, экспрессионизм являлся «самым мощным взрывом молодежи, который знала Германия со времен романтиков» [4].

Единство, лежащее в основе этого глубоко противоречивого движения, состоящего из расходящихся тенденций, коренилось в общем неприятии общества, которое считалось охваченным кризисом, обреченным на крах и нуждающимся в обновлении. Поэтому доминирующими идеями в экспрессионистском искусстве были идеи упадка, войны, конца света и депрессии, хотя существовали также концепции пробуждения, революции и счастья. Причину возникновения такого противоречивого движения в Германии следует искать в социально-экономических и культурных изменениях. Период Вильгельма был золотым веком имперской экспансии, но Первая мировая война показала все недостатки этого периода.

Такое противоречие стало корнем неуверенности молодых писателей в ценностях среднего класса, и в личных перспективах. Такое сосредоточение интересов определило также и функцию искусства, которое должно было служить средством движения общества к свободе и счастью. Однако такая система была в равной степени способна образовать автономное поле депрессивного характера - мир сам по себе, а искусство ради искусства. Точно так же и сам художник был либо глашатаем, предвестником новой эпохи, либо человеком, находящимся в процессе своего освобождения. Несмотря на ряд различных позиций, мы можем проследить некоторые общие черты в литературном творчестве. Например, в искусстве должны были отражаться не внешние реалии жизни, а внутренний опыт художника. «Главным принципом является то, что выражение определяет форму, а следовательно, образность, пунктуацию, синтаксис и т.д.» [5, p.261]. Критерием успеха или неудачи этого процесса была не красота или художественное мастерство в традиционном смысле, а сила выражения (отсюда и термин экспрессионизм), которая увлекала читателя за собой. Отличительной чертой экспрессионистского произведения искусства был свободный язык, не знавший никаких правил или синтаксических ограничений.

Франц Кафка считается родоначальником экспрессионизма в художественной литературе. «Франц Кафка - одна из ярчайших и загадочнейших фигур в истории литературы первой трети ХХ века» [1].

Проблема отчуждения занимала центральное место в творчестве Франца Кафки, где она, возможно, нашла свое самое убедительное выражение.

Действительно, Франц Кафка испытал, каково это - быть изолированным от своей семьи и от своего сообщества. Он вырос в семье, где

деспотичный отец был главной фигурой, и этот образ постоянно отталкивал юного Франца. Он чувствовал себя одиноким среди своих родителей, братьев и сестер. Американский литературный критик и публицист Филип Рахв объясняет, как сложные отношения отца и сына привели к возникновению чувства отчуждения внутри Франца Кафки: «In chronic conflict with him [Kafka's father], young Franz was driven to extremes of loneliness and introspection that constantly negated themselves in the idea of integration in the community through marriage, children, and the practice of an honourable profession» [7].(«Будучи в продолжительном конфликте с ним [отцом Кафки] молодой Франц был доведен до крайней степени одиночества и рефлексии, которая неизменно отрицала идею интеграции в общество через брак, детей и практику почетной профессии».)(пер. автора) В романе «Процесс» Йозеф К. является типичным представителем современного человека в том, что касается образа жизни. К. живет один и снимает жилье, несмотря на то, что он может без проблем позволить себе дом. Он не женат и не имеет детей. Его единственная семья - это его мать, с которой он едва поддерживает отношения. В профессиональном плане у него есть хорошая работа, на которой он довольно быстро продвинулся вверх по карьерной лестнице. В своей статье «Franz Kafka: Faith and Vocation» («Франц Кафка: Вера и призвание»), английский поэт Дерек Сэвидж утверждает, что Йозеф К. в романе «Процесс» является образом самого Кафки[8].

Главный же герой Йозеф К. переживает осуждение от внутреннего голоса, который представлен в рассказе полицейским инспектором по имени Франц: «Auch sollten Sie überhaupt im Reden zurückhaltender sein, fast alles, was Sie vorhin gesagt haben, hätte man auch, wenn Sie nur ein paar Worte gesagt hatten, Ihrem Verhalten entnehmen können außerdem war es nichts für Sie übermäßig Günstiges» [6, s.12]. («Кроме того, вы должны быть более сдержанным в разговоре. Почти все, что вы сказали раньше, и без того было ясно из вашего поведения, даже если бы вы произнесли только два слова, а кроме того, все это вам на пользу не идет».)(пер. автора) Однако, инспектор не может даже подтвердить, что Йозеф К. обвиняется в совершении преступления или, вернее, не знает, является ли К. преступником. Вместо этого ему советуют меньше думать о своих незваных гостях или о том, что с ним произойдет, и больше о себе. Это понятие «одинокого героя» Дерек Сэвидж подробно исследует в своей статье. Он говорит о чувстве изоляции, которое преобладает как в романе «Процесс», так и в романе «Замок», и о том, что одиночество является важной чертой характера такого персонажа, как Йозеф К[8].

Первое что приводит нас в бессознательный мир Йозефа К. - это образ завтрака. Во втором предложении первой главы говорится о завтраке Йозефа К. и о том, что сегодня утром кухарка домовладелицы не подала завтрак главному

герою: «Das war noch niemals geschehen» [6, s.1]. («Такого раньше никого не случалось») (пер. автора) Йозеф К. также подчеркивает важность завтрака, когда он беседует с фрау Грубах: «..Es ist gar nichts Dummes...Wäre ich gleich nach dem Erwachen, ohne mich durch das Ausbleiben der Anna beirren zu lassen, aufgestanden und ohne Rücksicht auf irgend jemand, der mir in den Weg getreten wäre, zu Ihnen gegangen, hätte ich diesmal ausnahmsweise etwa in der Küche gefrühstückt, hätte mir von Ihnen die Kleidungsstücke aus meinem Zimmer bringen lassen, kurz, hätte ich vernünftig gehandelt, so wäre nichts weiter geschehen.» [Ibid, s.21]. («Это совсем не глупости. Если бы я сразу поле пробуждения, несмотря на отсутствие Анны, и без оглядки ни на кого, кто встретился мне на пути, я бы в качестве исключения позавтракал, скажем, на кухне, и мне бы принесли мою одежду в комнату, я бы поступил благоразумно, то ничего бы дальше не произошло») (пер. автора)

Мы видим, что Йозеф К. психологически не готов к вмешательствам со стороны внешнего мира, он слишком погружен в собственный мир, и в собственное одиночество. Проблема выбора, которая приходит к самому Йозефу К. - это давление внешнего мира, который ему навязывают. Поэтому вопрос выбора бессмыслен для К., особенно при определении своей судьбы, так как судебные чиновники: «In manchem seien ja die Beamten wie Kinder. Oft können sie durch Harmlosigkeiten, unter die allerdings K.s Verhalten leider nicht gehöre, derartig verletzt werden, daß sie selbst mit guten Freunden zu reden aufhören» [Ibid, s.123].(«Иногда эти чиновники как дети. Часто из-за каких-то мелочей, но к сожалению поведение К. не относиться к таковым, они обижаются так, что они перестают разговаривать даже с добрыми своими друзья-ми»)(пер. автора)

Франц Кафка не пытается решить вопрос одиночества Йозефа К. Напротив, мы видим, что в романе «Процесс» человек должен пройти испытания в одиночку. То же решение вынес священник в конце рассказа в форме притчи: ««Täusche Dich nicht», sagte der Geistliche. „Worin sollte ich mich denn täuschen?" fragte K. „In dem Gericht täuschst Du Dich"» [Ibid, s.140]. (««Не обманывай себя, - сказал священник. «В чем же я должен себя не обманывать?»- спросил К. «Ты ошибаешься в оценке су-да»»)(пер. автора)

Притча подводит итог ситуации с самого начала романа, когда привратник становится абстрактным эквивалентом инспектора, адвоката, художника - параллели становятся все более и более явными, пока суд не охватывает все институты, с которыми взаимодействует герой, и которые становятся неотделимыми частями самого суда. Результатом этого является отчуждение самого себя, которое происходит с ним в трагическом финале, когда нож пронзает его грудь - «Wie ein Hund!» («Как собака!») (пер. автора) [Ibid, s. 169]

Самым важный вывод из этой ситуации состоит в том, что мы должны признать тщетность по-

сэ о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

пыток взаимодействовать с внешним миром, который просто не будет иметь отношения к способностям внутреннего «я». Жизнь для Йозефа К. - это кошмар, потому что существуют такие непостижимые силы, неподвластные нашему контролю, что никакое решение не сможет защитить нас от них. Уничтожение - это не выбор, а факт отчуждения, оставленный нам, принимаем ли мы его или продолжаем бороться против него.

Подводя итоги, необходимо отметить тенденцию внутри эстетической концепции модернизма - это ее характерная тема и проблема одиночества, которая появилась вследствие социокультурных и исторических изменений. В результате, мы видим атмосферу замкнутости, одиночества и изолированности в которой происходит действие романа «Процесс» Франца Кафки. Это действие сосредоточено вокруг одного человека и только одного, и он является практически точной копией самого Кафки. Его занимают только его собственные навязчивые идеи; другие люди вступают на сцену лишь в подчиненном отношении к герою, который добровольно выбрал путь одиночества. Отношения с главным героем никогда не бывают равными, личностными отношениями. Он заинтересован в них главным образом как в средстве достижения цели. Могут ли они быть использованы для достижения его главной цели - добиться его оправдания судом?

Литература

1. Брод, М. Франц Кафка. Биография[Текст]/ М. Брод. - М.: Борей-арт, 2012. - 304 с.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М.: Интелвак, 2003. - 1484 с.

3. Каддон, Дж.Э. Словарь литературоведческих терминов и теории [Текст]/ Дж.Э. Каддон -Джон Уайли энд Санз Лтд, 2015. - 816 с.

4. Эдшмид К. Об экспрессионизме в литературе и новой поэзии.[Текст] / К. Эдшмид - Литера-рикон, 2014. - 80 с.

5. Хобсбаум Э. Капитан Свинг [Текст] / Э. Хобсба-ум - Версо, 2014. - 384 с.

6. Кафка Ф. Процесс [Текст] / Ф. Кафка - Гамбург: Изд. Фабула, 2015. - 252 с.

7. Рав П. Франц Кафка: герой как одинокий человек [Текст] / П. Рав // Кеньон Ревью. - 2016. -№ 1. - с. 60-74.

8. Саваж Д.С. Франц Кафка: Вера и призвание[-Текст] / Д.С. Саваж // Сивани Ревью. - 2016. -№ 2. - с. 222-240.

9. История немецкой литературы: от истоков до наших дней [Текст] / Бойтин В., Элерт K., Эммерих В., Хоффакер Х., Лутц Б., Мейд Ф., Стефан И. - Рутледж, 2005. - 814 с.

THE PROBLEM OF LONELINES AND ALIENATION IN THE NOVEL "THE TRIAL" BY FRANZ KAFKA

Litvyak O.V., Kamentchuk A.S.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

The article offers to consider the relationship between socio-cultural and historical circumstances of the early XX century and its impact on literary creativity (the style of the novel, the implementation of the author's idea, and the choice of subjects) of Franz Kafka. In particular, the influence that the First World War has on the perception of the world and on literature, namely on the aesthetic concept of modernism in the XX century. In "The Trial", Franz Kafka expresses his personal anxieties as much as he expresses other uncertainties that are often shared by all people who have survived the war. The article traces the relationships between the figure of the writer Franz Kafka and the main character of the novel "The Trial" Josef K. It is concluded that the specific atmosphere in the novel "The Trial" is the influence of the aesthetic concept of modernism. The action of the novel is centered on one person and only one, and it is almost an exact copy of Kafka.

Keywords: Franz Kafka, the aesthetic concept of modernism, the problem of loneliness, the problem of isolation, the art movement of expressionism, First World War, German-language literature.

References

1. Brod, M. Franz Kafka. Biography [Text] / M. Brod. M.: Borey-art, 2012. - 304 p.

2. Literary encyclopedia of terms and concepts [Text] / Ch. ed. and comp. A.N. Nikolyukin; Ros. Akad. nauk, In-t nauch. inform. in social Sciences, M.: Intelvak, 2003. - 1484 p.

3. Cuddon, J.A. Penguin Dictionary of Literary Terms and Theory [Text] /J.A. Cudddon - John Wiley & Sons Ltd, 2015. - 816 p.

4. Edschmid K. Über den Expressionismus in der Literatur und die neue Dichtung.[Text] / Literaricon, 2014. - 80 s.

5. Hobsbawm E. Captain Swing[Text] / Verso, 2014. - 384 p.

6. Kafka F. Der Prozess [Text] / Hamburg: Fabula Verlag Hamburg, 2015. - 252 s.

7. Rahv P. Franz Kafka: The Hero as Lonely Man [Text] / P. Rahv // The Kenyon Review. - 2016. - № 1. - p. 60-74.

8. Savage D.S. Franz Kafka: Faith and Vocation[Text] / D.S. Savage // The Sewanee Review. - 2016. - № 2. - p.222-240.

9. A History of German Literature: From the Beginnings to the Present Day [Text] / Beutin W., Ehlert K., Emmerich W., Hoffacker H., Lutz B., Meid V., Stephan I. - Routledge, 2005. - 814 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.