Научная статья на тему 'Репрезентация христианства в телевизионных новостных сюжетах «Первого канала»'

Репрезентация христианства в телевизионных новостных сюжетах «Первого канала» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТНЫЕ СЮЖЕТЫ / IMAGE / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / CATHOLICISM / PROTESTANTISM / REPRESENTATION / MASS MEDIA / TELEVISION NEWS PLOTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вяткина Т. Ю.

This article describes the research specificity of religion image in mass media. There are the content analysis research results of news programs from «Channel One» devoted to Christianity. Subject variety, image specificity of Christianity branches and their representatives as a presentation subjects are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christianity representation by TV news stories of «Channel One»1

This article describes the research specificity of religion image in mass media. There are the content analysis research results of news programs from «Channel One» devoted to Christianity. Subject variety, image specificity of Christianity branches and their representatives as a presentation subjects are revealed.

Текст научной работы на тему «Репрезентация христианства в телевизионных новостных сюжетах «Первого канала»»

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Т. Ю. Вяткина, аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТНЫХ СЮЖЕТАХ «ПЕРВОГО КАНАЛА»

Средства массовой коммуникации являются посредником между религиозной жизнью общества и отдельными потребителями информации. Религия в средствах массовой информации (СМИ) присутствует, преимущественно, в «институциональном» виде (т. е. как религиозная организация) — и прежде всего в новостных передачах, где освещаются официальные события, связанные с участием руководства той или иной конфессии в каких-либо мероприятиях; а также в роли «арбитра», когда СМИ обращается к религии как «к легитимному источнику моральной оценки событий»1.

На сегодняшний день вопросы взаимодействия религии и СМИ, образов религии в СМИ поднимаются различными авторами. Так, по мнению исследователей религии М. Филатова и Р. Лункина, которые анализировали образы православия и протестантизма в медиа-дискурсе, СМИ создают стереотипы массовых образов двух основных христианских конфессий России: православия (положительный образ) и протестантизма (негативный образ)2.

Другие исследователи акцентируют свое внимание на том, как изображают Русскую Православную Церковь в светских га-

Выбор телеканала обусловлен количеством аудитории: «Первый

канал» - общероссийский телевизионный канал, обладает наибольшим охватом аудитории РФ (98,8 %).

зетах, выявляют причины существования прецедентов разжигания СМИ конфликтов между религиозными группами, различные стороны религиозной практики, которые рассматриваются журналистами или же за-малчиваются3.

П. Баев, на основе контент-анализа текстов еженедельника «Аргументы и факты», рассматривает характер, направленность и динамику трансформации категорий «священники» и «церковь»4.

Таким образом, указанные авторы рассматривают лишь некоторых представителей христианства (например, священнослужителей) или делают акцент на какой-либо из его ветвей. Однако недостаточно исследованным представляется все поле образов различных ветвей христианства, которое существует в рамках новостных передач светских телеканалов.

В статье приводятся данные исследования, целью которого было рассмотреть репрезентацию образа различных ветвей христианства и их представителей в новостных телевизионных передачах светских каналов.

Метод исследования — контент-анализ. Объектом исследования являлись новостные сюжеты «Первого канала», посвященные тематике христианства. Выбор телеканала об-

дискуссия

журнал научных публикаций

условлен количеством аудитории: «Первый канал» — общероссийский телевизионный канал, обладает наибольшим охватом аудитории РФ (98,8 %)5. Выбор же новостных передач основан на том, что для них характерны, как правило, наибольший зрительский интерес аудитории «Первого

Ирония характерна для освещения событий, не связанных с православием

канала»6, а также более широкий охват тем и репрезентация более полного круга представителей разных ветвей христианства.

Именно с помощью новостных передач можно решить такие исследовательские задачи, как выявление:

— тематического разнообразия при освещении христианства;

— доминирующих эмоционально-изо -бразительных средств;

— информационных приоритетов новостных телепередач при освещении данной тематики;

— специфики образа ветвей христианства и их представителей как субъектов репрезентации.

Временной период исследования — 1 год (с 01.11.2010 г. по 30.10.2011 г.), что позволило отследить все «традиционные» темы новостных телепередач, в первую очередь, связанные с христианским «праздничным кругом», а также другие темы, актуальные на тот момент.

Общий объем новостей, посвященных религиозной тематике, в новостных выпусках «Первого канала» за указанный период составил 204 сюжета, из них большинство сюжетов посвящено христианству — 186 сюжетов.

Рассматривая форму сюжетов, можно констатировать, что доминирующими жанрами являются информационная заметка или сообщение (58,8 %), как правило, со-= провождающееся видеорядом, и репортаж (36,8 %). Помимо этого, присутствуют такие жанры, как обращение (3,9 %), например, Патриарх Кирилл обращается к православным России или делает заявление по поводу какого-либо общественного заявления; и интервью (0,5 %).

По стилю изложения сюжета для новостных передач «Первого канала» в 38,7 % случаев характерен позитивный, одобряющий тон, в 26,0 % случаев — «серьезный, официальный, нейтральный», и также в 26 % случаев — «сочувствующий, сожалеющий, соболезнующий».

Также зафиксированы такие стили изложения, как «предупреждающий, настороженный, встревоженный» (8,3 %), «осуждающий» (6,4 %), «торжественный, радостный» (4,4 %), «ироничный» (3,4 %).

Ироничный стиль связан с предсказаниями проповедника из США об Апокалипсисе, а также открытии в Польше статуи Христа и возведении колонн из пластиковых бутылок в готическом соборе Солсбери (Великобритания). Таким образом, ирония характерна для освещения событий, не связанных с православием.

Осуждающий стиль характерен для материалов, связанных с сожжением Корана американским пастором, а также для сюжетов, освещающих ситуацию в Египте («В результате столкновения христиан-коптов и полиции в Каире десятки убиты, сотни ранены» (Здесь и далее курсивом приводятся заголовки новостных материалов). В первом случае осуждение касается пастора, во втором — каирской полиции и мусульмане, которые «подожгли церковь». Также осуждающий стиль присутствует и в новостях, связанных с православием: во-первых, это сюжет о бывшем священнике из Самарской области, который

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

вместе со своей паствой отправился в тайгу, чтобы стать отшельниками («В глухой тайге удалось обнаружить людей, о судьбе которых родственники не знали ничего 2 года»), также репортаж о скандале вокруг Свято-Бого-любского монастыря, откуда сбежали воспитанницы.

В новостных материалах «Первого канала» присутствует информация о различных христианских конфессиях. Доминирующую роль играет православие. Так, о такой категории, как «православные России» упоминается в 73,04 % случаев; о «православных других стран» (чаще всего это православные Украины и Беларуси) — в 8,82 % случаев. Сюжеты, связанные с католической церковью за пределами нашей страны, встречаются в 13,24 % случаев; в России — в 1,47 %. О такой категории, как «протестанты России» упоми- = нается лишь в 0,49 % случаев, о «протестантах других стран» в 6,68 % случаев. Также за исследуемый период присутствует информация о старообрядцах (2,45 % случаев) и «прочих христианах» (также 2,45 % случаев).

В сюжетах, связанных с различными христианскими конфессиями и их представителями, доминирует информация о православии и его представителях: чаще всего — о Патриархе Кирилле и его деятельности (в 48,39 % случаев). На втором месте по упоминаемости — такая категория, как «православные христиане» — 31,72 %, как правило, обезличенные, не персонализированные. Также довольно часто встречаются такие категории, как «православное духовенство (настоятели храмов, пресвитеры (священники, иереи), диаконы)» (17,2 % случаев), «высшее православное духовенство (10,75 % случаев), прихожане (6,35 %), президент Д. А. Медведев (17,2 %).

Присутствуют, но представлены в меньшей степени, такие категории православных, как «паломники», «студенты и учащиеся православных учебных заведений, воскресных школ», «волонтеры, сестры милосердия», «предприниматели, благотвори-

В рамках новостных передач «Первого канала» присутствует достаточно полный срез субъектов, представляющих собой православных верующих, однако больший объем информации приходится на «официальное православие» и обобщение всех православных россиян.

тели», «церковнослужители, не имеющие священства» и др.

Таким образом, представителей православия, встречающихся в новостных сюжетах «Первого канала», можно условно объединить в 3 сегмента: 1) «духовенство», 2) «прихожане и служители, не имеющие священства, православные» и 3) «власти». В сюжетах, посвященных православным праздникам, эта «связка» присутствует во многих случаях: «духовенство» — «представители власти» — «прихожане, православные».

Можно говорить о том, что в рамках новостных передач «Первого канала» присутствует достаточно полный срез субъектов, представляющих собой православных верующих, однако больший объем информации приходится на «официальное православие» : и обобщение всех православных россиян.

При освещении тематики, связанной с католичеством, чаще всего упоминаются Папа Римский (8,06 % от общего числа упоминаний субъектов разных конфессий), паломники (4,3 %), католики (как обобщающая категория, 3,76 %), прихожане (3,23 %) и представители католического монашества (2,15 %).

В сюжетах, посвященных протестантизму, представлены пасторы (2,69 % от общего числа упоминаний субъектов разных конфессий), служители, прихожане/члены церкви, протестанты как обобщающая категория (по 0,54 %).

Также, помимо приведенных выше конфессий, в исследуемых сюжетах встречаются такие субъекты, как «христиане в целом» (4,3 %), «христиане-копты» (2,69 %), старообрядцы (2,69 %), представители «православного сектантства» (1,08 %) и «сектанты-протестанты» (3,22 %).

Говоря о тематике новостных передач, связанных с христианством, можно констатировать следующее: значительная доля сюжетов посвящена праздникам, знаменательным датам (44,61 %), освещению деятельности Патриарха Кирилла (42,65 %). Также присутствуют темы, связанные с:

дискуссия

журнал научных публикаций

— «нововведениями» (неоднозначными, необычными нововведениями в церкви, необычными событиями, связанными с церковью, верующими) — 17,16 % (например, «В Подмосковье в церковном хоре поет уроженец Мадагаскара», «Церковь изо льда открылась в Румынии» и др.);

— трауром — 8,33 % (например, «Президент и премьер в День траура почтили память жертв теракта в аэропорту Домодедово», «В Москве и Подмосковье траур по жертвам взрыва. Поминальные службы прошли во всех российских храмах»);

— «религиозными происшествиями» — 6,86 % (например, «В Карачаево-Черкесии за ночь сгорели сразу 3 христианских храма», «Новый виток скандала вокруг Свято-Бого-любовскогомонастыря» и др.);

— постройкой (восстановлением, освящением) храма — 5,39 %;

— встречей священнослужителей и политиков для обсуждения религиозных вопросов, вопросов взаимодействия — 4,9 %;

— награждением священнослужителей различными наградами — 4,41 %, «религиозными событиями» — 3,92 % (например, «В Храм Христа Спасителя доставят мощи великомученицы Екатерины» и др.);

— монастырями, монастырской жизнью - 3,43 %;

— подготовкой к празднику, помощью государства церкви, жизнью и бытом верующих — по 2,94 %;

— благотворительностью, социальным служением — 2,45 %.

Полученные данные позволяют говорить о разнообразии тем, связанных с христианством, в рамках новостных передач «Первого канала», однако большая часть информационного пространства посвящена тематике православных праздников, а также деятельности Патриарха Кирилла.

В большинстве случаев для сюжетов, освещающих тематику христианства, характерен одобряющий, позитивный тон, а также «серьезный, официальный, нейтральный» и «сочувствующий, сожалеющий, соболезнующий».

Наиболее широко представлены образы российского православия (в новостных сюжетах фигурируют как представители духовенства, так и простые прихожане, политики, сестры милосердия и др.).

Можно говорить о том, что исследование новостных телевизионных передач позволяет сделать вывод о широте поля образов представителей различных ветвей христианства, репрезентируемых в новостях.

Христиане на «Первом канале» российского телевидения в большинстве случаев репрезентированы одобряюще. Однако, прослеживается тенденция «стилевой окраски» и широты поля образов верующих в зависимости от их принадлежности к той или иной ветви христианства: так, образ православных — в большинстве случаев позитивный. Ироничный стиль изложения характерен для части сюжетов, связанных с католичеством и протестантизмом. Негативный, осуждающий тон присутствует в новостных материалах, посвященных как протестантам, так и православным. Большинство новостных сюжетов посвящено Русской Православной Церкви и ее представителям. Главными героями сюжетов являются Патриарх Кирилл и православные верующие как обобщающая категория. Основными информационными поводами являются праздники, знаменательные даты, а также освещение деятельности Патриарха Кирилла. Таким образом, можно утверждать, что используемый исследовательский метод в рамках поставленных задач оправдал себя.

1. Морозов А. Вера в мире коммуникаций [Электронный ресурс] URL: http://www.religare.ru/2_309. html (дата обращения: 22.08.2012).

2. Лункин Р., Филатов С. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство [Электронный ресурс] URL: http://www. keston.org.uk/russia.articles/feb2006/03lmages.html (дата обращения: 23.08.2012).

3. Церковь и СМИ: где источник противоречий? [Электронный ресурс] URL: http://old.aquaviva. tmweb.ru/archive/2007/11/305.html (дата обращения: 23.08.2012).

4. Баев П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118-127.

5. Сайт «Первого канала»: Общая информация о канале [Электронный ресурс] URL: http://www.1tv.ru/ total/pi=2 (дата обращения: 25.08.2012).

6. Сайт «Первого канала»: Рейтинги [Электронный ресурс] URL: http://www.1tv.ru/newsarchive/tags/9091 (дата обращения: 25.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.