Научная статья на тему 'Репрезентация детей и детства в информационных передачах ведущих российских каналов'

Репрезентация детей и детства в информационных передачах ведущих российских каналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
249
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ОБРАЗ ДЕТСТВА / IMAGE OF CHILDHOOD / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ / NEWS ITEM / НОВОСТНОЙ СЮЖЕТ / CHILDHOOD / INFORMATION TELEVISION PROGRAMS / DEPRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Логунова Ольга Сергеевна

Статья основана на вторичном анализе результатов контент-анализа информационных передач российских телевизионных каналов. В ней рассматривается тема детства, присутствующая в сюжетах, контекст и тональность ее упоминаний. Проведенный анализ позволяет выявить тенденцию депрессивного и катастрофичного представления данной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of Children and Childhood in Russian Channel Information Programs

The article is based on the secondary analysis of the results of the content analysis of the information programs of the major Russian TV channels. The context and tone of the topic of childhood mentioned in these programs are considered. The analysis reveals the trend of depressive and catastrophic coverage of the group.

Текст научной работы на тему «Репрезентация детей и детства в информационных передачах ведущих российских каналов»

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ДЕТСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ КАНАЛОВ*

О.С. Логунова

Кафедра общей социологии Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики Кочновский проезд, 3, Москва, Россия, 125319

Статья основана на вторичном анализе результатов контент-анализа информационных передач российских телевизионных каналов. В ней рассматривается тема детства, присутствующая в сюжетах, контекст и тональность ее упоминаний. Проведенный анализ позволяет выявить тенденцию депрессивного и катастрофичного представления данной группы.

Ключевые слова: дети, образ детства, контент-анализ, информационные телепередачи, новостной сюжет.

И.С. Кон в книге «Ребенок и общество», представляющей собой теоретико-методологический анализ современного состояния этнографии и истории детства, пишет: «Раздельное изучение детства в рамках психологии развития, социологии воспитания, истории семьи, культурной и психологической антропологии (этнографии), истории литературы для детей и о детях, педагогики, педиатрии и других дисциплин дает очень ценную научную информацию. Но чтобы правильно понять и осмыслить эти факты, необходим широкий междисциплинарный синтез» [4].

Понятие детства и его возрастные границы социально и культурно детерминировано. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина [6]. Ход психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому [2], не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Детство — это особый феномен, который требует очень внимательного и аккуратного отношения к себе. Как утверждает Нейл Постман, основой институцио-нализации детства стало образование, корни которого берут начало у древних греков, дальнейшее развитие у римлян и далее по ходу истории. Но только в «XVII веке, лишь только дети были объединены в обособленную социальную группу по единственному признаку ученичества, как эта группа — по общему социологическому закону — стала „обрастать" множеством других признаков: у детей поя-

* Проект реализован факультетом медиакоммуникаций НИУ ВШЭ совместно с Российской экономической школой, Беркмановским центром исследований Интернета и общества Гарвардского университета и Университетом Глазго.

вилась особая одежда, поведение, жаргон (сленг), иными словами — молодежная культура» [8]. Детство формируется в рамках определенной культуры. Действие культуры носит принудительный характер, что обеспечивается с помощью санкций, поощряющих соблюдение норм и карающих их нарушений.

Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом [1]. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими. Автора интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства иллюстрируют, как исторически меняется представления о детстве. Он выдвигает идею о том, что в средневековом обществе понятия детства как такового не существовало, отношение к детям развивалось с течением времени, и это понятие возникает в XVII в. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Он показал, как исторически меняется понятие детства и где мы можем видеть этому подтверждение (в частности, в различных способах изображения детей художниками на полотнах или полное их отсутствие). Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, т.е. новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникает новая концепция детства.

По словам Д.И. Фельдштейна, «главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе детства и установление особенностей его движения к взрослому миру» [5]. Детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир. Речь идет об отношении мира взрослых к детству как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Д.И. Фельдштейн отмечает, что важно «вычленить реальный смысл Детства как особого состояния развития в обществе и как обобщенного субъекта, целостно противостоящего Взрослому Миру и взаимодействующего с ним на уровне субъект-субъектных отношений» [5. С 35].

Ряд зарубежных ученых, в частности Нейл Постман [8], выдвигают идею об исчезновении детства. По мнению Н. Постмана, колесо истории совершило полный оборот и в настоящий момент, как и в далекие времена возникновения человечества, как социального образования детства более не существует. Одной из причин этого выступает новая символическая среда, вызванная к жизни «гра-

фической революцией», которая неумолимо разъедает социальные основы, на которых зиждется детство. Различия между взрослыми и детьми становятся все менее различимы, происходит все большее слияние взрослого и детского мира. Изменяющийся мир, глобализация предъявляют к детям все новые требования, формируя и изменяя представления о детстве (быстрое освоение технических новинок, завышенное требования развития, увеличение информированности детей по темам, ранее табуированным: болезни, деньги, секс и т.п.) [7]. Дети в современный период живут в совершенно ином культурно-информационном пространстве, у них есть доступ к разным информационным источникам, их мнение формируется под влиянием средств массовых информаций. Средства массовой информации, в свою очередь, тоже влияют на формирование образа детства в обществе.

Современное телевидение отличает ориентация практически всех передач на общедоступность. Электронные медиа доносят до огромной аудитории одинаковую информацию одновременно. В то же время создается все больше тематических каналов и передач, которые находят свои узкоспециализированные аудитории. Существует огромное количество программ, печатных изданий, интернет-сайтов, которые направлены на группу родителей, в них обсуждаются актуальные вопросы, рассказывают, куда пойти с ребенком и как приготовить обед вместе с малышом, но все они работают с заинтересованной публикой, которая сама ищет подобные программы. Большая часть населения чаще всего потребляют новостные программы, это наиболее распространенный способ получения информации. Мы обратились к анализу информационных телепередач основных телевизионных каналов. Какой образ детства формируется в них?

Цель данной статьи — выявление образа современного детства, транслируемого основными телевизионным каналами в России в информационных программах.

Статья основана на результатах вторичного анализа данных проекта «Анализ российского телевизионного эфира в период электоральных кампаний 2011— 2012 гг.» — контент-анализа информационных передач ведущих телеканалов России (Первый канал, Россия-1, НТВ), имеющих наибольшие покрытие на всей территории России, в период думских и президентский выборов 2011—2012 гг. В выборку вошли вечерние передачи, которые транслировались в период с 14 ноября по 25 декабря 2011 г. (3 недели до и 3 недели после голосования) — первая волна исследования, а также с 4 февраля по 16 марта 2012 г. (4,5 недели до и 2 недели после выборов) — вторая волна исследования. Анализируемые передачи можно разделить на три группы. К первой относятся ежедневные вечерние выпуски новостей («Время», «Вести», «Сегодня»). Вторую составляют еженедельные итоговые информационные выпуски («Воскресное время», «Вести в субботу», «Вести недели», «Сегодня. Итоговая программа»). Последняя группа включает в себя аналитические передачи и ток-шоу («Познер», «Прожекторперисхилтон», «Центральное телевидение», «НТВшники», «Гражданин Гордон»).

Всего было проанализировано 303 выпуска передач, в которых насчитано 3097 сюжетов с общим хронометражем 171 час 48 минут. Распределение сюжетов по каналом практически равномерное: сюжеты Первого канала и НТВ занимают 35%, сюжеты телеканала Россия-1 чуть меньше, соответственно оставшиеся 30%.

Анализируемые новостные передачи являются безусловными лидерами в своем сегменте на протяжении долгого времени и удерживают стабильную аудиторию.

В рамках анализа тематического наполнения информационных программ все сюжеты подразделялись по принадлежности к различным освещаемым сферам общества. Были выделены следующие тематические блоки:

— экономические вопросы: обсуждение бюджета России, показателей инфляции, вопросы налогообложения и приватизации, а также международная торговля и другие темы, связанные как с экономической ситуацией внутри страны, так и за рубежом;

— политические вопросы: сюжеты, освещающие конституционные реформы, роль законодательных органов, права человека, вопросы взаимоотношения центральных и региональных органов власти;

— социальные вопросы, связанные с тематикой образования, здравоохранения, культуры, науки, деятельности различных социальных служб.

Согласно результатам анализа, наблюдается значительный перекос в тематике в сторону социального сектора. Такое распределение не является гармоничным, но характерно и для всего массива в целом, и при разделении по волнам. На долю социальной тематики пришлось 43% в целом по массиву, с разницей по волнам от 41 до 46% (рис. 1). К этой части относятся и сюжеты, в которых освещается исследуемая группа «дети».

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

43 41 46

26 25

27

34

31

27

-1- -1- -1

□ социальные вопросы

□ политические вопросы

□ экономические вопросы

весь массив

1 волна

2 волна

Рис. 1. Распределение сюжетов по тематике в зависимости от периода сбора данных (%)

Для анализа из всего массива были выбраны сюжеты по двум основаниям: — выступления представителей группы с высказываниями, прямой речью, здесь было отобрано 52 сюжета, героями которых стали дети, учащиеся, школьники. Только в малой части сюжетов всего массива (1,6%) присутствуют дети с высказываниями;

— упоминания данной группы в сюжете. Таких сюжетов было выделено 404, что составляет около 13% всего массива.

Результаты кодировались для двух групп: 1) дети, девочки, мальчики; 2) студенты, школьники, учащиеся. Более подробное распределение сюжетов по группам представлено в таблице.

Таблица

Распределение сюжетов по группам

Социальная группа Представители группы с прямой речью Упоминание группы

1 волна 2 волна 1 волна 2 волна

абс. % абс. % абс. % абс. %

Дети, девочки, мальчики 18 1,8 12 1,0 120 3,4 1 40 3,3

Студенты, школьники, учащиеся 6 0,6 16 1,4 44 1,2 100 2,3

Весь массив 995 100 1101 100 3577 100 4294 100

Период, в который происходил сбор материала, является временем предвыборных кампаний: выборы в Государственную думу и выборы Президента РФ, а также протестной активности, что накладывает определенный отпечаток на тематику новостей. Кроме того, этот период отмечен рядом крупных общественно-политических событий: военные действия в Сирии, беспорядки в Египте и др. Однако, несмотря на это, по нашему мнению, выбранные для анализа материалы позволяют отследить общие тенденции, связанные с темой детства в информационных телепередачах.

Обратимся к названиям сюжетов, которые ярко иллюстрируют общую тенденцию. Тематика статей в основном негативная: насилие, детоубийство, педофилия. Детство связывается с жестокими действиями взрослых. В обеих группах отобранных сюжетов (рис. 2) наблюдается преобладание именно негативной окраски сюжета, в результате чего можно констатировать формируемый отрицательный образ детства.

Около 30% сюжетов, в которых фигурирует рассматриваемая группа, представляют собой совещания представителей власти, на которых поднимаются социальные вопросы (видеосовещание по выполнению поручений президента, послание президента Федеральному собранию, подведение итогов работы правительства в сфере здравоохранения и др.). Тональность этих сообщений нейтральная или положительная.

К сожалению, самым распространенным по количеству сюжетов является раздел, посвященный военным действиям и связанным с ними проблемами детей: это сводки, в которых говорится об убитых и раненых в военных конфликтах, сюжеты, в которых обсуждаются потери среди мирных жителей в процессе массовых беспорядков в различных странах мира. Слова «потерпевшие» и «пострадавшие» звучат очень часто рядом с группой детей, это может быть связано с чрезвычайными ситуациями, пожарами, катастрофами, происшествиями, например, «При пожаре погибла целая семья: мать, отец и семеро детей», «Пожар в кафе, среди пострадавших есть дети».

позитивная нейтральная негативная неоднозначная

□ упоминание группы □ высказывания группы

Рис. 2. Тональность сюжетов по группам

Телевидение затрагивает большое количество проблем детства и акцентирует свое внимание на некоторых их них. Так, например, в немногочисленных сюжетах, посвященных теме сиротства, рассказывается о благотворительности в отношении детских домов. Затрагивается тема халатного отношения со стороны родителей или взрослых, ненадлежащим образом выполняющих свои обязанности по отношению к ребенку, насилия и девиантного поведения.

Также затрагивается тема влияния технического развития на детей. Выделяется сюжет, полностью посвященной этой проблеме: компьютерная зависимость и ее влияние на детей. Современным проблемам образования детей посвящены несколько сюжетов, связанных с реформами в сфере образования и проблемами, с которыми сталкиваются школьники при сдаче ГИА и ЕГЭ, а также случаи фальсификации их результатов, что в целом дает скорее негативную оценку сюжета.

Небольшая часть сюжетов посвящена культурной сфере, к ним можно отнести следующие: покупка детского билета на концерт Мадонны, пресс-конференция Большого театра, благотворительный концерт в честь открытия Астраханского оперного театра, строительство домов-студий для семей по цене автомобиля.

Отношения взрослых к детям проявляются двояко. Это сюжеты, в которых представлено благоприятное отношение, описываемое такими словами, как ухаживать, любить, жалеть, помогать, поддерживать, все это свойственно родителям или взрослым, которые заботятся о детях. Представлены «парадные» сюжеты, в которых использованы теплые интонации, с улыбками и благодарностями малышей. С другой стороны, большая часть массива описывает неблагоприятные действия по отношению к детям, и здесь описание поведения представлено более многообразно: обмануть, воспользоваться, убить, побить, оставить, потерять, пить, издеваться, равнодушие, слезы. Это повторяет уже описанные сцены насилия и потерь.

В целом, при небольшом многообразии представленных контекстов упоминания группы детей и представления образов детства в информационном телеэфире представленные сюжеты характеризуются чаще негативной оценкой. Это подтверждает отмеченную ранее тенденцию: представление современной России в контексте депрессивной и конфликтной среды. Социальная среда, показываемая в общественно-политических программах, носит негативный характер [3], и это сохраняется при упоминании детей и детства. Согласно ранее проведенному анализу, практически все важные сферы общества находятся в кризисе: и политика, и экономика, и социальная сфера, семейные отношения. Обратная сторона депрес-сивности социальной жизни — это катастрофичность и критичность, а главные герои — это пострадавшие, жертвы, террористы, преступники. Во многом это связано с тем, что такие сюжеты не оставляют зрителей равнодушными, вызывают всплеск эмоций и широкий общественный резонанс.

Кроме того, тема детства в информационных программах характеризуется полярностью упоминаний: благополучие и неблагополучие, счастливое и несчастливое детство. Репрезентация темы детства — задача для других телевизионных жанров и специализированных программ, в частности развлекательных и различных ток-шоу, в рамках новостей и аналитики она реализуется меньше, но можно проследить общую тенденцию представления этой группы — крайне пессимистична и депрессивна.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург, 1999. [аiries F. Rebenok i semejnaya zhizn pri starom poryadke. — Ekaterinburg, 1999.]

[2] Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М., 2GG5. [Vygotskij L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka. — M., 2005.]

[3] Давыдов С., Давыдова Т. Формирование массовой психологии через средства массовой коммуникации // Психологические аспекты политического процесса во «второй путинской республике» / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: Аспект Пресс, 2006. [Davydov S., Davydova T. Formirovanie massovoj psikhologii cherez sredstva massovoj kommunikatsii // Psikhologicheskie aspekty politicheskogo protsessa vo «vtoroj putinskoj respublike» / Pod red. E.B. Shestopal. — M.: Aspekt Press, 2006.]

[4] Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988. [Kon I.S. Rebenok i obshhestvo. — M., 1988.]

[5] Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). — М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. [Feldshtejn D.I. Mir Detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya). — M.; Voronezh: MPSU: Modek, 2013.]

[6] Элконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. [Elkonin D.B. Detskaya psikhologiya. — M., 1960.]

[7] Finn J.L., Nybell L.N., Shook J.J. The meaning and making of childhood in the area of globalization. Challenges for social work // Children and Youth Services Review. — 2010. — No 32.

[8] Postman N. The disappearance of Childhood. — NY, 1982.

REPRESENTATION OF CHILDREN AND CHILDHOOD IN INFORMATION PROGRAMS OF LEADING RUSSIAN CHANNELS

O.S. Logunova

Chair of General Sociology National Research University Higher School of Economics Kochnovskiy proezd, 3, Moscow, Russia, 125319

The article is based on the secondary analysis of the results of the content analysis of the information programs of the major Russian TV channels. The context and tone of the topic of childhood mentioned in these programs are considered. The analysis reveals the trend of depressive and catastrophic coverage of the group.

Key words: childhood, image of childhood, content analysis, information television programs, news item, depressiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.