Научная статья на тему 'РЕПЕРТУАР НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ В РОССИИ: МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК'

РЕПЕРТУАР НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ В РОССИИ: МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ТЕАТР / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / СОЦИОЛОГИЯ ТЕАТРА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ / RUSSIAN THEATRE / NON-STATE THEATRES / THEATRE REPERTOIRE / SOCIOLOGY OF THEATRE / REGIONAL THEATRES / NON-PROFIT THEATRES / COMMERCIAL THEATRES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заславский Григорий Анатольевич, Иванов Олег Валентинович, Карпушкин Иван Сергеевич

В статье приведены результаты, полученные в ходе научно-прикладного исследования репертуара независимых театров на территории Российской Федерации. Это продолжение серии работ Лаборатории будущего театра ГИТИСа по анализу деятельности российских театров в современных условиях, проводимой этой Лабораторией при поддержке Фонда «Вольное дело». К независимым отнесены театры,чьими учредителями не являются государственные и муниципальные органы власти, они не имеют статуса подразделений тех или иных организаций и учреждений культуры и образования. Деятельность независимых театров вносит свой колорит в культурный ландшафт современных городов, они постепенно становятся заметным явлением как для публики, так и для профессионального театрального сообщества. Основной предмет исследования - спектакли, составляющие репертуар независимых театров, и их характеристики. Проведен количественный и качественный анализ более четырех тысяч наименований спектаклей более чем 570 независимых театров, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской, Новосибирской, Московской, Нижегородской областях, Республике Татарстан, Пермском и Краснодарском краях и других регионах. Данные о репертуаре независимых театров в сезоне 2019/2020 г. собраны в марте-апреле 2020 г. Поскольку завершение исследования совпало с периодом пандемии, ряд выводов относится также к новым театральным инициативам и росту активности независимых театров в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Заславский Григорий Анатольевич, Иванов Олег Валентинович, Карпушкин Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPERTOIRE OF INDEPENDENT THEATRES IN RUSSIA: VARIETY OF TYPES AND CREATIVE SEARCH

The article presents the results obtained in the course of scientific and applied research of the repertoire of independent theatres on the territory of the Russian Federation. This article continues a series of works by the Laboratory of the Future Theatre of GITIS dealing with the analysis of the activities ofRussian theatres in modern conditions. It is carried out by this Laboratory itself under the support of the Volnoe Delo Foundation. Theatres, whose founders are not state and municipal authorities, are classified as independent. They do not have the status of subdivisions of certain organizations and institutions of culture and education. The activities of independent theatres bring their own flavor to the cultural landscape of modern cities; they are gradually becoming a noticeable phenomenon both for the public and for the professional theatre community. The main subject of research is the performances included into the repertoire of independent theatres and their characteristics. The article provides both quantitative and qualitative analysis of more than four thousand titles of performances from more than 570 independent theatres located in Moscow, St. Petersburg, Sverdlovsk, Novosibirsk, Moscow and Nizhny Novgorod regions, the Republic of Tatarstan, Perm and Krasnodar regions and other regions. The data on the repertoire of independent theatres in the 2019/2020 season was collected in March-April 2020. As the completion of the study coincided with the pandemic, a number of findings also apply to new theatre initiatives and the rise of the Internet activity of independent theatres.

Текст научной работы на тему «РЕПЕРТУАР НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ В РОССИИ: МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК»

Г. А.ЗАСЛАВСКИЙ

Российский институт театрального искусства - ГИТИС, Москва, Россия

О. В. ИВАНОВ

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

И. С. КАРПУШКИН

Евразийский центр территориального развития имени П. А. Столыпина, Москва, Россия

GRIGORIY ZASLAVSKIY

Russian Institute of Meatre Arts (GITIS), Moscow, Russia

ОLEG IVANOV

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

IVAN KARPUSHKIN

CEO of Stolypin Center, Moscow, Russia

РЕПЕРТУАР НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ В РОССИИ: МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК

THE REPERTOIRE OF INDEPENDENT THEATRES IN RUSSIA: VARIETY OF TYPES AND CREATIVE SEARCH

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты, полученные в ходе научно-прикладного исследования репертуара независимых театров на территории Российской Федерации. Это продолжение серии работ Лаборатории будущего театра ГИТИСа по анализу деятельности российских театров в современных условиях, проводимой этой Лабораторией при поддержке Фонда «Вольное дело». К независимым отнесены театры,чьими учредителями не являются государственные и муниципальные органы власти, они не имеют статуса подразделений тех или иных организаций и учреждений культуры и образования. Деятельность независимых театров вносит свой колорит в культурный ландшафт современных городов, они постепенно становятся заметным явлением как для публики, так и для профессионального театрального сообщества. Основной предмет исследования - спектакли, составляющие репертуар независимых театров, и их характеристики. Проведен количественный и качественный анализ более четырех тысяч наименований спектаклей более чем 570 независимых

ABSTRACT

'e article presents the results obtained in the course of scientific and applied research of the repertoire of independent theatres on the territory of the Russian Federation. 'Ms article continues a series of works by the Laboratory of the Future 'eatre of GITIS dealing with the analysis of the activities ofRussian theatres in modern conditions. It is carried out by this Laboratory itself under the support of the Volnoe Delo Foundation.'eatres, whose founders are not state and municipal authorities, are classified as independent. 'ey do not have the status of subdivisions of certain organizations and institutions of culture and education. 'e activities of independent theatres bring their own flavor to the cultural landscape of modern cities; they are gradually becoming a noticeable phenomenon both for the public and for the professional theatre community. 'e main subject of research is the performances included into the repertoire of independent theatres and their characteris-tics.'e article provides both quantitative and qualitative analysis of more than four thousand titles of performances from more than 570 independent theatres located

театров, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской, Новосибирской, Московской, Нижегородской областях, Республике Татарстан, Пермском и Краснодарском краях и других регионах. Данные о репертуаре независимых театров в сезоне 2019/2020 г. собраны в марте-апреле 2020 г. Поскольку завершение исследования совпало с периодом пандемии, ряд выводов относится также к новым театральным инициативам и росту активности независимых театров в Интернете.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Российский театр, негосударственные театры, театральный репертуар, социология театра, региональные театры, некоммерческие театры, коммерческие театры.

in Moscow, St. Petersburg, Sverdlovsk, Novosibirsk, Moscow and Nizhny Novgorod regions, the Republic of Tatarstan, Perm and Krasnodar regions and other regions. ^e data on the repertoire of independent theatres in the 2019/2020 season was collected in March-April 2020. As the completion of the study coincided with the pandemic, a number of findings also apply to new theatre initiatives and the rise of the Internet activity of independent theatres.

KEYWORDS: Russian theatre, non-state theatres, theatre repertoire, sociology of theatre, regional theatres, non-profit theatres, commercial theatres.

ВВЕДЕНИЕ

Репертуар - совокупность спектаклей,готовых к показу или показанных за определенный период времени зрителям - важнейшая характеристика любого театра, его истинное лицо. Государственные театры предоставляют отчетность о своем репертуаре в виде статистики в подведомственную Минкультуры России организацию - Главный информационно-вычислительный центр. Там существует своя классификация спектаклей и их авторов, сводная аналитика, таблицы, графики. Это довольно развитая и хорошо продуманная когда-то система. С недавних пор свои данные в этот центр стали предоставлять и некоторые частные театры. Но проблема осталась - о независимых театрах на уровне государственной статистики мало что известно, их для нее как бы не существует. При этом в Интернете множество сайтов с афишами и продажей билетов на спектакли, которые сообщают о текущем репертуаре, но, очевидно, не дают сколь бы то ни было целостного представления об этом вполне значительном явлении.

Изучение и анализ репертуара позволяют получить некоторые выводы о независимых театрах, а также о том, каким образом эти театры намерены развиваться в будущем и привлекать новую аудиторию. Поэтому подобное исследование имеет высокую актуальность. Следует также отметить, что в то время, как зарубежные теоретики театра активно изучают модели существования в разных национальных системах функционирования культуры независимых театральных проектов, отечественная традиция этого направления находится пока в самом начале.

У независимых театральных проектов имеются свои особенности в разных странах. Если, скажем,для театров Германии они являются довольно редким явлением, то для Италии или США - совершенно

§ обыденным. О некоммерческих театрах США имеется актуальная статья

f Д. Г. Самитова [1, с. 219-234],раскрывающая тенденции развития незави- ^

§ симых театров на протяжении многих десятилетий, постепенно скатываю-

^ щихся от ярких сценических экспериментов к все большей коммерциализации и потаканиям вкусам массовой публики. Представляют несомненный

S интерес публикации того же автора о становлении некоммерческого теа-

| тра в Чикаго [2, с.45-54] и о лабораторных театрах в США [3, с. 77-83],ре-

< презентирующие конкретный опыт развития уникальных художественных

z явлений в условиях доминирования массовой культуры и последовательной

и

¡d государственной поддержки театров, как в Европе.

ш Исследования театрального репертуара различных категорий театров -

^ государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих, ре-5 гиональных - довольно редки и представляют большой интерес при изуче-ÜÜ нии театральной аудитории, для мотивации зрителей, при анализе влияния о различных типов театров на культурный ландшафт территорий и экономику. В этом контексте следует выделить диссертационное исследование Адрианы Нелиган, в котором автор анализирует разнообразие репертуара и его возможные детерминанты в некоммерческом театре Англии и Германии [4].

Вопросы репертуара затрагиваются в научной статье Б. Уолмсли «Почему люди ходят в театр: качественное исследование мотивации аудитории» [5, с. 335-351]. Статья основана на всестороннем качественном исследовании театральной деятельности Мельбурнской театральной компании и Вест-Йоркширского драматического театра, исследование проводилось в 2010 г. и показало, что ключевым мотивирующим фактором для зрителей является стремление к эмоциональным переживаниям, в отличие от других направлений искусства и форм досуга, где приоритет отдается эскапизму, обучению, социализации и развлечениям. В статье делается вывод, что театрам следует в большей степени ориентироваться на индивидуальную мотивационную сегментацию и улучшение зрительского опыта.

Многие независимые театры сталкиваются с проблемой привлечения новой аудитории, людей, которые не посещают театр, но потенциально могут его посещать при определенных условиях. В статье Р. Сколлена [6, с.4-13] проводится сравнение двух методик привлечения новых зрителей: Test Drive the Arts (автор M. H. McIntyre) и Talking ^eatre (автор R. Scollen) и делается вывод, что методики имеют различия, зависящие от территории. Пилотное исследование проводилось в Великобритании, Новой Зеландии и Австралии и, кроме прочих аспектов, затрагивало вопросы репертуара.

Подробная картина создания и показа спектаклей в некоммерческих и коммерческих театрах Великобритании представлена в аналитическом отчете BOP Consulting и Graham Devlin Associates: компания по заказу Arts Council England в декабре 2015 г. провела исследование различных видов театров и их репертуара [7].

Из самых недавних работ следует выделить масштабное исследование [8], инициированное мэрией Нью-Йорка в 2019 г., посвященное анализу

>

культурного и экономического влияния небольших театров на городскую 136 среду и экономику. В ходе этого исследования было выявлено 748 театров с совокупным доходом 1,3 млрд долл.,более 8400 рабочих мест с полной занятостью и 512 млн долл. заработной платы. Был составлен подробный портрет, включая объемные характеристики, состав, местоположение, общую культурную значимость и экономическое влияние, а также проблемы, с которыми сталкивается этот театральный сегмент. 5

Негосударственные театры в России стали одним из основных предметов исследования Лаборатории будущего театра ГИТИСа под руководством Г. А. Заславского. В период 2018-2020 гг. Лабораторией выпущен целый ряд научных работ, затрагивающих вопросы независимых театров, социологии зрительской аудитории. В статье Лаборатории об исследовательском подходе в анализе театральной ситуации и основных результатах проведенной переписи российских театров удалось представить широкую панораму количественного и качественного состава российских театральных трупп [9, с. 131-151], при этом дискуссионным остается вопрос о методологии аналитического определения основ развития театра и театрального дела [10, с. 74-98]. Важные сведения о деятельности независимых театров в России и за рубежом представлены в обзоре публикаций в отечественных изданиях о тенденциях развития театра и театре будущего [11], а также обзоре зарубежных исследований театра и проектов театра будущего [12]. Зрительская театральная аудитория российских театров, включая независимые, и разнообразие отношений к театру различных социальных групп - возрастных, профессиональных, территориальных, - особенно в контексте спора вокруг театральных новаций людей, воспитанных в советской системе культуры и молодого поколения, представлена не так давно Н. В. Большаковым и А. С. Максимовой в их работе «Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего» [13,с. 105-121].

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД

Объектом исследования стали спектакли (постановки), включенные в репертуар независимых театров, расположенных на территории России, а его предметом - характеристики спектаклей репертуара, которые позволяют получить выводы о текущей ситуации и возможностях дальнейшего развития. Цель заключалась в получении выводов о репертуаре независимых театров в России и рекомендаций о возможных направлениях развития. В задачи исследования входило определение основных понятий и категорий, связанных с репертуаром независимых театров; разработка методологии сбора и анализа данных о репертуаре независимых театров; полевой этап - сбор и анализ данных о репертуаре независимых театров, затем контент-анализ текстов, построение частотных распределений и их визуализация; в завершающую стадию входило получение выводов и рекомендаций о репертуарной политике независимых театров в России на основании проведенного анализа.

Исследование предполагало сбор данных о репертуаре независимых театров,действующих на территории Российской Федерации, из интернет-источников. Поиск информации проводился с использованием поисковых запросов в Яндексе. В базу театров в 2018 г. включались театры, которые на момент поискового запроса демонстрировали творческую активность на протяжении двух последних лет. Сначала отыскивался сам театр, а потом собиралась и заносилась в базу информация по каждому из спектаклей. Обработка данных заключалась в проверке их валидности и полноты. Методы анализа данных включали контент-анализ текстов, анализ статистических распределений, а также составление качественных описаний. Исследование не предполагало каких-либо оценок качества спектаклей и эффективности их продвижения в Интернете.

На стадии планирования была определена методология, подготовлены регистры для сбора данных. На стадии сбора данных по поисковым запросам в базу данных заносилась первичная информация и производилась ее обработка. На стадии анализа данных строились частотные распределения основных характеристик спектаклей репертуара и составлялись их качественные описания и оценки. На завершающей стадии были получены выводы и разработаны рекомендации по репертуарной политике независимых театров.

В качестве отправной точки был взят перечень театров, составленный при проведении сплошной их переписи в 2018 г. В базу были включены: название театра, его категория и принадлежность, местоположение (регион, город, адрес), контактные данные (адрес интернет-сайта и страничек в социальных сетях, телефон). Результаты переписи представлены в [9, с. 149-151].

Для получения данных использовались открытые интернет-источники. По опыту подобных исследований в культурной среде данный метод рассматривается как более эффективный с точки зрения полноты и валидности данных, чем анкетирование, получение информации по запросу и ряд других методов.

Информация о репертуаре каждого из театров собиралась по прямым ссылкам на сайты или по поисковым запросам в Яндексе. В базу спектаклей репертуара театров включались: наименование спектакля, его категория (жанр, формат, вид и т. п.), авторы литературной основы, режиссер и источник информации (рис. 1).

ТЕАТРЫ

Название театра

Вид

Принадлежность

Регион, город

Контактные данные

Сайт театра

РЕПЕРТУАР

Название спектакля

Жанр/вид

Возрастная характеристика

Режиссер

Автор

Источник данных

Рис. 1. Модель данных о театрах и их репертуаре, которая использовалась в исследовании

НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ И ИХ РЕПЕРТУАР |

X

В ходе переписи, проведенной Лабораторией будущего театра ГИТИСа

в 2018 г.,рассматривались все российские театры, представляющие собой о-

организационно-экономическую единицу: организацию или творческий ^

коллектив, которые регулярно показывают свои спектакли зрителям на воз- |

мездной основе. Скажем, детские или вузовские театры-студии, которые г

о

не осуществляют платный показ своих спектаклей, не включались в нашу |

^

базу данных. Важным критерием отбора театров служил также срок деятельности театров, не работающие по тем или иным причинам театральные | учреждения или совсем новые, работающие меньше года, также не включа- | лись в базу. Являются ли театры профессиональными или любительскими, Ё

не анализировалось, авторы избегали каких-либо оценок профессиональ- £

ного уровня театров ввиду объективных сложностей проводить точные гра- 1 ницы там, где их не существует. °

К независимым относятся театры, чьими учредителями не являются государственные и муниципальные органы власти и которые и не имеют статуса подразделений тех или иных организаций и учреждений культуры и образования. Театр считается независимым,даже если он получает по конкурсу на реализацию творческих проектов субсидии или гранты из бюджетов различных уровней, имеющие, как правило, разовый, несистематический характер.

В отличие от независимых театров к категории государственных относятся театры, которые учреждены органами государственной или муниципальной власти и деятельность которых обеспечивается в том числе за счет получаемого на постоянной основе бюджетного финансирования на основе выделяемой субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного/муниципального задания. К этой категории, в частности, относятся федеральные театры (подведомственные Минкультуры России и другим федеральным органам исполнительной власти), региональные театры (подведомственные органам исполнительной власти в области культуры субъектов Российской Федерации), а также местные или муниципальные театры (подведомственные органам местного самоуправления).

Негосударственными считаются также театры-студии, которые являются подразделениями государственных или частных организаций культуры и образования, и поскольку их невозможно считать самостоятельными, они не относились нами к независимым театрам.

По результатам упомянутой переписи театров 2018 г. было выявлено 1039 негосударственных театров. С тех пор база практически не подвергалась корректировке, и поэтому сбор данных о репертуаре позволил проверить наличие/статус театров, включенных в базу. Из общего числа негосударственных театров нами были исключены 218 театров-студий и 38 театров, принадлежность которых в ходе переписи установить не удалось. Поиск репертуара

| показал, что 142 театра закрыты, а еще 66 театров не обновляют информа-

^ цию о себе или своем репертуаре, и их тоже можно считать условно закры- 139

§ тыми (по принципу «если репертуара театра нет в Интернете, значит, этого

^ театра не существует»).

^ В результате в базе репертуара оказались отражены спектакли 575 неза-

3 висимых театров, включая 45 новых, ранее отсутствовавших в базе театров

1 2018 г., хотя в задачи исследования не входил поиск новых театров.

< Реально количество открытых театров может быть значительно больше,

| поскольку есть косвенные подтверждения тому, что количество независи-

и

¡« мых театров в целом не снижается.

2 В составе независимых театров, по которым собирался репертуар, встре-Ц: тились все существующие на сегодня виды театров, причем перечень видов 5 может быть расширен и дополнен новыми, современными категориями.

^ Под видом театра понимается его качественная характеристика, которая

о определяется на основе жанров спектаклей, а также используемых в твор-

в

ческой деятельности приемов отдельных видов театрального искусства или функциональных направлений деятельности.

В системе федерального статистического наблюдения виды театра определяются на основе классификатора, который содержит следующие категории: «драматические театры»; «театры оперы и балета»; «музыкально-драматические театры»; «музыкальные театры»; «театры музыкальной комедии, оперетты и мюзиклов»; «театры юного зрителя (ТЮЗы)»; «театры кукол»; «прочие театры».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе переписи 2018 г. было предложено дополнить виды театров следующими категориями: «театры пластики и танца»; «лаборатории, экспериментальные театры» (созданы с целью творческих экспериментов, разработки новых форм и видов театрального искусства); «комбинированные театры» (на постоянной основе используют в творческой деятельности приемы различных видов театрального искусства) и др.

В нашем же исследовании репертуара было решено не собирать и не анализировать виды независимых театров, потому что любые попытки создать их полноценный классификатор обречены на провал. Эти театры «многомерны» в своем творческом поиске, их деятельность постоянно расширяется по различным направлениям, обогащая культуру в целом и расширяя ценностное предложение для зрителей. Вместо него в исследовании анализировалось жанрово-видовое разнообразие репертуара.

Значительная часть независимых театров расположена в Москве и Санкт-Петербурге (59%).Далее следуют Свердловская, Новосибирская области, Пермский край, Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская и Нижегородская области - в каждом из перечисленных регионов более 10 независимых театров. В таблице 1 указано количество независимых театров, включенных в исследование репертуара.

Таблица 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ

№ Регион Количество Доля, %

1 Москва 200 34,8

2 Санкт-Петербург 141 24,5

3 Свердловская область 33 5,7

4 Новосибирская область 20 3,5

5 Пермский край 14 2,4

6 Республика Татарстан 13 2,3

7 Краснодарский край 12 2,1

8 Московская область 12 2,1

9 Нижегородская область 12 2,1

10 Омская область 9 1,6

11 Ярославская область 7 1,2

12 Самарская область 6 1,0

13 4 субъекта по 5 независимых театров 20 3,5

14 4 субъекта по 4 независимых театра 16 2,8

15 10 субъектов по 3 независимых театра 30 5,2

16 7 субъектов по 2 независимых театра 14 2,4

17 13 субъектов по 1 независимому театру 13 2,3

Итого 575 100

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕПЕРТУАРА

Количество спектаклей. В ходе исследования анализировался объем репертуара независимых театров, а точнее - общее количество спектаклей, которые были заявлены к показу в сезоне 2019/2020 г.

Всего репертуар 575 независимых театров насчитывает 4 тыс. спектаклей, что в среднем составляет 7 спектаклей на один театр. При этом имеется значительное количество театров с репертуаром в один-два спектакля (таких 124 из 575, или 21,5%). Наиболее частотное количество спектаклей - пять, столько спектаклей в репертуаре 64 театров. Около 80% театров имеют в репертуаре не более 10 спектаклей. Общий вид распределения количества спектаклей, приходящихся на один театр, приводится на рис. 1. Своего рода рекорд поставил ряд театров по числу постановок в репертуаре. Более 30 спектаклей указали следующие театры: Коляда-театр (г. Екатеринбург) - 69 спектаклей; детский театр «Солнце в детской улыбке» (г. Калуга) - 59 спектаклей; Театр на Счастливой (г. Нижний Новгород) - 43 спектакля; Театр драматических импровизаций (г. Санкт-Петербург) - 41 спектакль; Театр «За Черной речкой» (г. Санкт-Петербург) - 41 спектакль; Театр нового поколения «Зазеркалье» (г. Нижний

| Новгород) - 37 спектаклей; Малый драматический театр «Театрон»

^ (г. Екатеринбург) - 35 спектаклей; Театр^ос (г. Москва) - 35 спекта- 141

| клей; Театр «МЕЛ» (г. Москва) - 34 спектакля; Театральное агентство «ШР-

^ Театр» (г. Москва) - 34 спектакля; Молодежный театр Кирилла Королева

^ (г.Москва) - 33 спектакля; Детский интеграционный театр «Куклы»

3 (г.Санкт-Петербург) - 33 спектакля; Центр современной драматургии

1 (г. Екатеринбург) - 32 спектакля.

< Жанрово-видовые характеристики спектаклей. Наиболее информатив-

| ными для качественного анализа репертуара являются жанрово-видовые хаи

¡» рактеристики спектаклей. Всего на более чем 4 тыс. спектаклей репертуара

2 приходится более 840 различных формулировок жанрово-видовых харак-^ теристик. В этих формулировках театры выражают образ спектакля, назы-

| вают его главное характеристическое свойство, при этом практически не ис-^ пользуются театроведческие классификации жанров, скорее это чистый о маркетинг и попытка креативной подачи творческого продукта целевой аудитории.

Лишь для небольшого количества спектаклей указаны «чистые» театральные жанры, такие как драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия и др. Есть жанрово-видовые характеристики, связанные с музыкальными и пластическими формами - от традиционного балета и танцевального спектакля до водевиля и мюзикла, или специальные техники - кукольные, пластилиновые и песочные спектакли. Часто в характеристику спектакля выносится его тематическая направленность, например, спектакль о войне, спектакль о любви и дружбе, спектакль о русском человеке, мечте и предназначении. Иногда спектакли характеризуют их особым форматом - иммерсивный спектакль, перформанс, квартирник. Характеристики некоторых спектаклей прямо указывают на их целевую аудиторию, например, беби-спектакль,детский спектакль, спектакль-сказка для взрослых.

Среди часто встречающихся жанрово-видовых характеристик - детский и кукольный спектакль (295 и 263 раза соответственно), сказка (88 раз), комедия, комедия положений, лирическая комедия и музыкальная комедия (261,10, 30 и 14 раз соответственно),драма (80),музыкальный спектакль (86), балет (76), пластический спектакль (61), трагикомедия (52),мюзикл (51), моноспектакль (38), музыкальная сказка (36), «классика» (29), интерактивный спектакль (29), танцевальный спектакль (22), мелодрама (21), перформанс (16), трагифарс (16),теневой спектакль (16),спектакль-им-провизация (15),спектакль-концерт (14),детектив (12),спектакль-стори-теллинг (12), новогодний спектакль (11),притча (10), интерактивный (10), спектакль о войне (10),интерактивный беби-спектакль (10). На этом часто повторяющиеся варианты исчерпываются.

Обычно жанрово-видовая характеристика спектакля умещается в 15-20 знаков - это самая часто встречающаяся длина текста. Распределение длины текста, которым выражается жанрово-видовая характеристика спектакля,

приведено на диаграмме (рис. 2). Самые краткие характеристики - шоу, фарс, игра, экшен, этюд, а самая длинная из встретившихся нам - «латентная буффонада и концерт с аккордеоном в виде пародии на современный культ ролевых игр в сексуальных отношениях» (спектакль «Любовник», театр «Только стулья», г. Москва).

Многообразие жанрово-видовых характеристик спектаклей является отражением творческого поиска, который ведут независимые театры, расширяя многомерное пространство репертуара и приглашая зрителей открывать увлекательный мир театра.

Примеры жанрово-видовых характеристик спектаклей. «Светлый спектакль о русском человеке, мечте и предназначении» («Горница», режиссер Г. Греков); «Спектакль о традициях, бережно передающихся через поколения» («Семейная пекарня», автор Ю. Макеев); «Веселая оперетта на гастрономические, любовные и семейные темы» («Кофейная фантазия», И. Бах); «Латентная производственная драма в области буржуазных фантазий» («Все это слишком буржуазно», режиссер В. Малинковский); «Несколько поучительных историй, рассказанных куклами и артистами» («Гном Гномыч и Изюминка», режиссер В. Драгун); «Сюрреалистический спектакль с элементами клоунады и театра кукол» («Кафка. Письма к Милене», режиссеры В. Литвинов и К. Соя); «Танцевально-пластическая постановка с элементами интерактива и юмора» («Эпик Фэйл - человек из газеты», режиссер-постановщик А. Косов); «Традиционный спектакль театра кукол с перчаточными куклами на ширме» («Сказка о том, как заяц ждал Новый год», режиссер В.Драгун); «Лекция, разговор о роли поэта, о его месте в мире, о славе и одиночестве» («Маяковский. Трагедия в стихах», В. Маяковский); «Психологическая инсталляция парадоксальной истории о современном

250

200

150

100

50

■лоюоюоюоюоюоюоюоюоюоюоюо

■— СЧСЧОП-Ч'-Ч-ЮЮ-О-ОККСООООООО^^С^ ■—■ Ю о ¡о <Э ю <Э Ю <Э Ю <Э Ю <Э Ю ю <Э ю <Э '""•. .А" о~ '—' — — — — — — — — ^ § о ^ ^

0

Рис. 2. Распределение длины текста жанрово-видовой характеристики спектакля

| человеке» («Человек из Подольска. Сережа очень тупой», режиссер

^ М. Брусникин); «Синтез музыкального, танцевального, перформатив- 143

§ ного и диджитального искусств» («Норма», автор В. Сорокин); «Спектакль

^ об юношеском максимализме, рационализации чувств и опасности эгоизма»

^ («Прыжок в свободу», режиссер Е. Войцеховская); «Хулиганское прочте-

^ ние романа Толстого с элементами треша, хип-хопа и медитации» («Война

1 и мир», режиссеры В. Таныгин, М. Мальцев); «Спектакль-греза о доме пре-

< старелых волшебников, юности, старости, жизни и стране» («Гарри в огне»,

1 режиссер А. Денисова); «Сатирическая комедия о борьбе за выживание в сои

¡« временном психиатрическом отделении» («Синий / Оранжевый», режис-ш сер Г. Сефтон); «Романтическая история со страстями, сражениями, ко-Ц: стюмами и всепобеждающей Любовью» («Трудно быть богом», авторы | А.и Б. Стругацкие).

| Названия спектаклей отличаются еще большей вариативностью по срав-о нению с жанрово-видовыми характеристиками. На 4 тыс. спектаклей всо-вокупном репертуаре 575 независимых театров приходится 3332 названия. Повторяемость названий в основном наблюдается у самых популярных спектаклей детского репертуара и ряда произведений для взрослой театральной аудитории.

Лидерами повторяемости в репертуарах являются балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель» (22,13 и 8 театров соответственно),спектакли «Дюймовочка» (18 театров), «Снежная королева» (16 театров), «Золушка» и «Морозко» (по 14 театров),«Ромео и Джульетта» (11 театров), чеховские «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (11,9 и 6 театров соответственно), «Маленький принц», «Спящая красавица», «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка», «Аленький цветочек», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Волшебная лампа Аладдина», «Алиса в Стране чудес», «Гуси-лебеди», «Дон Кихот», «Кошкин дом», «По щучьему веленью». Более пяти театров включили в свой репертуар спектакли «Варшавская мелодия», «Двое на качелях», «Скамейка», «Женитьба».

На этом список самых популярных спектаклей в репертуаре независимых театров исчерпывается, все остальные названия спектаклей встречаются менее 5 раз. При этом 5 раз встречаются 11 спектаклей, 4 раза - 21 спектакль, 3 раза - 55 спектаклей, 2 раза - 211 спектаклей и более 3 тыс. спектаклей встретились в репертуаре всего по одному разу.

Театры часто не сохраняют точное название литературной основы, а дают своим спектаклям названия-вариации.

Например, в репертуаре встретились следующие вариации названий спектаклей по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: «Онегин»; «Онегин-блюз»; «И снится чудный сон Татьяне»; «Лишний человек».

Вариации названий спектаклей по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя: «Майская ночь, или Утопленница»; «Ночь перед Рождеством»; «Ряженые, или Вечера на хуторе»; «Рождество близ Диканьки»; «Вий #Страшный поход»; «Панночка».

^»..Ирс-срлснмй.и.Стирлмдл . »эрА-И тм

** """'[^Сукадол '

.кухня [ _____ ___

Интервью ^ ^ | О Петушки"

Воскресение

—.....— . _ Мамаша_кураж_и_ее_дети -------

етамороозьШ!

втуики _цетод_грён^ьна Г*Х Человек_нира ^Е

нМг^ЙЙ^.Трам в ай "Маскарад!.

Мпгкнл"*""* "" ГЧ ......я- Т"™-*4 - алос ^млоявчв-скяй1 I

Иашина_едет_к_иор»>

__на_качелях.

«явы^» Столыпин I Л | Г I __(!» _ ^«ЯИП-...." ■■ О д

чжгь«« мШ За_закрытыми_дверями нужчина_и_женщина ? п- <=

и | | а ■ . *»14«. ы-^ид £ ^ч

.___- , '"У".'*_".........7. „.,115

"I" И

о.

!Яма^,! Не покидай мена.........,,

И ,:г Ср.неть|_Щ^кспира . г[ лз |

£"Фальвмвый купон .Ущче^нав_ласточка щ "00

1/1 в а Н б В,-- < "

Ш

Ш о ^^^ЧекоочайиМо;

^ ^ ■; .■ ......'"г—

«гр." | ч.-^^ьесп

ашЩгг." I

ш!

риданница'Ыо

Пир во время *

" г7Пеизаж|; к ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/]£Хе л и_*к зч ел и 5

, _1*<рзш_Счрв<рямаго

з- Маленькие ¡трагедйиТемные аллеи

Пиковая дама **г- Г вгтвд-шДгЧя-т Клаустрофобия 1вгений_0негин

В а рша вска я_мелодия

Анна- К а р е н и н айВ жё л аТГйе

Вариации названий спектаклей по произведениям А. П. Чехова: «60 минут Чехова»; «По Чехову»; «Чеховчайка»; «Чехов. Шутка»; «ЧЕХ.аЛ - ДА!»; «Шутки Чехова»; «Чеховские диагнозы»; «Любовная чехарда»; «Чехарда в Собачьем переулке»; «Вахтангов_Чехов. docx»; «Играем Чехова»; «Шутки Чехонте»; «Чеховские сюжеты»;

1Рис. 3. Облако слов по названиям драматических спек- «СИНЕМА — ЧЕХОВ, или

таклей "К барьеру!"». '

По названиям спектаклей авторами составлены облака слов, которые позволяют наглядно оценить их многообразие и наиболее популярные спектакли (выделяются более крупным шрифтом - рис.3).

Авторы произведений. Далеко не все независимые театры указывают авторов произведений, по которым поставлен спектакль. Авторы произведений указаны лишь в 1818 из 4006 спектаклей (45%).

Всего в информации о спектаклях репертуара фигурирует 870 авторов, из них 630 применительно к одному спектаклю, остальные - к двум и более. У самых популярных авторов насчитывается более 10 спектаклей.

Лидером является А. П. Чехов (79 спектаклей),далее следуют Ш. Перро (47); Г. Х. Андерсен (45); А. С. Пушкин (44); Н. В. Гоголь (37); Н. В. Коляда (31); У. Шекспир (28); А. Н. Островский (24); Э. Гофман (24); Ф. М. Достоевский (20); И. А. Вырыпаев (18); А. Сент-Экзюпери (13); М. А. Булгаков (13); К. И. Чуковский (12); Э. Э. Шмитт (11); А. В. Вампилов (10); Д. И. Хармс (10); Л. Н. Толстой (10); М. Макдонах (10); М. И. Цветаева (10); С. Г. Козлов (10); Я. Реза (10).

Перечислим самые популярные произведения, которые независимые театры выбирали для своих постановок: А. П. Чехов - «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Медведь», «Предложение»; Ш. Перро - «Золушка», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах»; Г. Х. Андерсен - «Дюймовочка», «Снежная королева»; А. С. Пушкин - «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», «Барышня-крестьянка», «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»; Н. В. Гоголь - «Ревизор», «Женитьба», «Мёртвые души», «Игроки», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Записки сумасшедшего»; А.Н.Островский - «Гроза»,«Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Поздняя любовь», «Свои люди - сочтемся»;

Э. Гофман - «Щелкунчик»; У. Шекспир - «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет»; Ф. М. Достоевский - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»,«Братья Карамазовы»; А. Сент-Экзюпери - «Маленький принц»; М. А. Булгаков - «Зойкина квартира», «Бег», «Собачье сердце»; К. И. Чуковский - «Доктор Айболит», «Мойдодыр»; Э. Э. Шмитт - «Оскар и Розовая Дама»; А. В. Вампилов - «Утиная охота», «Старший сын»; М. И. Цветаева - «Повесть о Сонечке»; И. А. Вырыпаев - «Иллюзии», «Солнечная линия», «Валентинов день»; С. Г. Козлов - «Ежик в тумане», «По зеленым холмам океана»; Н. В. Коляда - «Баба Шанель», «Родимое пятно».

Остальные авторы спектаклей встречаются до 10 раз. При этом 7-9 раз встречаются 18 авторов, 4-6 раз встречаются 49 авторов,2-3 раза встречаются 152 автора и 631 из 1818 авторов встречается в репертуаре независимых театров всего один раз.

По авторам произведений составлено облако слов, которое позволяет наглядно увидеть наиболее популярных авторов и их общее многообразие (рис.4).

Отсутствие информации об авторах произведений может быть связано с нежеланием ряда независимых театров соблюдать законодательство об авторских правах. С этим же, по-видимому, связано «переписывание» классических сюжетов под именем никому не известных авторов (это гипотезы авторов, которые требуют подтверждения или опровержения).

Режиссеры спектаклей. Далеко не все независимые театры в публичной информации о репертуаре указывают режиссеров постановок. Режиссеры указаны в 2415 из 4006 спектаклей (60%). Всего в информации о спектаклях репертуара фигурирует 970 режиссеров, из них 550 поставили один спектакль, остальные - два и более, 30 режиссеров поставили более 10 спектаклей.

Самым «продуктивным» режиссером оказался Н. В. Коляда, у которого насчитывается 57 спектаклей. Имеется еще 10 режиссеров с количеством спектаклей свыше десяти.

Возрастные характеристики спектаклей. Анализ информации о возрасте зрителей, который указывают независимые театры, позволил получить следующие выводы. Та или иная возрастная информация указана

Рис. 4. Облако слов для авторов спектаклей репертуара

лишь у 2184 из 4006 спектаклей (55%). Распределение возрастов изображено на диаграмме (рис. 5).

Как известно, возрастные ограничения введены федеральным законодательством (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3) [14]. При определении возрастных ограничений при классификации информационной продукции оценке подлежат: ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление; особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей. Законом установлены следующие возрастные категории: 0+, 6+, 12+,16+, 18+.

Анализ диаграммы на рис. 5 показывает, что независимые театры, указывая возрастную классификацию, скорее,дают рекомендации для посещения спектаклей тем или иным категориям зрителей, нежели устанавливают ограничения для их посещения. Это следует из того, что театры указали возрасты: 1+, 2+, 3+, 4+, 5+ и т.д., которых нет в возрастной классификации, установленной законодательно.

Из тех спектаклей, о которых имеется возрастная информация, 889 (40,9%) относятся к спектаклям для детей до 6 лет включительно, 734 (33,8%) -от 7 до 14 лет,496 спектаклей (22,8%) - 15 или 16 лет,и 340 (15,6%) - от 18 лет.

Собранные данные указывают на то, что наиболее мотивированы указывать возрастную информацию создатели спектаклей для детей, а также спектаклей категории 16+ и 18+. Причем для детских спектаклей особенно

ф х

I

ф

!Г X I О

ср 1_

о ф

0

1 I-

и о ср

о

СО

0+ 1 + 42

2+ 3+ 4+

5+ 6+ 7+ ■ 16

8+ м 24

9+ | 7

10+ 12

13+ 5

14+ 57

15+ 16+ 7

18+ 21 + 1

141

118

92

222 >

194

Спектакли для детей

327

340

ди и

Спектакли для школьников

семейные спектакли

489

100 200 300 400 Количество спектаклей

500

Рис. 5. Распределение информации о возрасте зрителей в репертуаре

0

§ детально указан возраст, начиная с которого рекомендуется смотреть спек-

^ такль,- это крайне важная информация для родителей,выбирающих спек- 147

§ такль для ребенка.

Источники информации о репертуаре. В ходе исследования анализиро-

^ вались источники размещения информации о репертуаре. О большинстве

3 спектаклей (2742 из 4006, или 68%) информация размещена на собственном

3 сайте театра (свой домен), следующий по популярности источник - социаль-

< ная сеть «ВКонтакте»: 859 спектаклей, или 21%. Совсем небольшое количе-

| ство информации о характеристиках репертуара размещены в «Инстаграме»

и

¡« и «Фейсбуке» (33 и 29 соответственно). Чужой домен используется для ин-

* формирования о 75 спектаклях (сайт не театра, а страница на чужом сайте).

^ Информация о спектаклях дублируется на двух и более ресурсах, при этом

5 авторы указывали обычно один, который показался самым информативным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ театрального репертуара позволяет получить некоторые выводы о независимых театрах, а также о том, каким образом этим театрам развиваться в будущем и привлекать новую аудиторию.

К независимым относятся театры, чьими учредителями не являются государственные и муниципальные органы власти и которые не являются подразделениями тех или иных организаций и учреждений культуры и образования.

В результате проведенного исследования из открытых источников в Интернете собран и проанализирован репертуар 575 независимых театров, который насчитывает 4 тыс. спектаклей для различных категорий зрителей. Из этих театров около 60% расположены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные - в различных городах на территории России,причем десять и более таких театров находятся в Свердловской, Новосибирской, Московской и Нижегородской областях, Республике Татарстан, Пермском и Краснодарском краях.

В репертуаре 22% независимых театров насчитывается один-два спектакля, 58% театров имеют в репертуаре от 3 до 10 спектаклей и 20% - более 10 спектаклей. Наибольшее количество спектаклей - 59 в репертуаре Коляда-театра.

На 4 тысячи спектаклей приходится более 840 жанрово-видовых характеристик, что, по мнению авторов, является отражением творческого поиска, который ведут независимые театры, создавая многомерное пространство репертуара и приглашая зрителей открывать для себя увлекательный мир.Среди часто встречающихся - комедия,драма,музыкальный спектакль, балет, пластический и танцевальный спектакли, трагикомедия, мюзикл, моноспектакль, классика, интерактивный спектакль, мелодрама, перформанс, трагифарс, теневой спектакль, спектакль-импровизация,

спектакль-концерт, детектив, спектакль-сторителлинг, новогоднии спек- <5

148 такль, притча, интерактивный спектакль, спектакль о войне,детский и ку- ^

кольныИ спектакль, сказка и музыкальная сказка. 2

На 4 тысячи спектаклей приходится 3330 названий и их повторяемость о в основном наблюдается у самых популярных спектаклей детского репер- ° туара и ряда произведений для взрослой театральной аудитории. В инфор- | мации о спектаклях фигурирует 870 авторов, из них 630 применительно ^

к одному спектаклю, остальные - двух и более. Режиссеры указаны у 60% § спектаклей. Всего в информации о репертуаре фигурирует 970 режиссе- .о

ров, из них 550 применительно к одному спектаклю, остальные - двум |

и более, 30 режиссеров поставили более 10 спектаклей каждый. Та или иная | возрастная информация указана лишь у 55% спектаклей. В наибольшей |

степени о сообщении возрастной информации заботятся создатели спек- ^ таклей для детей, а также спектаклей категории 16+ и 18+. Две трети ин- |

формации о репертуаре размещено на собственных сайтах театров, пя- °

тая часть - в социальной сети «ВКонтакте» и некоторое, относительно небольшое количество информации о спектаклях можно найти также в «Инстаграме» и «Фейсбуке».

Репертуар независимых театров обладает жанрово-видовым разнообразием, что свидетельствует об активном творческом поиске.

Независимым театрам в целях продвижения своих спектаклей можно рекомендовать размещение более полной информации о своем репертуаре, включая авторов произведений, режиссеров постановок, а также возрастные ограничения.

По результатам исследования сделаем важный вывод: необходимо реализовать платформенное решение для обновления в режиме онлайн информации о независимых театрах и их репертуаре - в целях поддержки как самих театров, так и для привлечения новой зрительской аудитории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самитов Д. Г. Некоммерческий театр как полноправный участник профессиональной деятельности в США // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 219-234.

2. Самитов Д. Г. Становление некоммерческого театра в Чикаго // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 2. С. 45-54.

3. Самитов Д. Г. Лабораторные театры

в США // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45-2. С. 77-83.

4. Neligan A. S. ^e determinants of repertoire diversity in non-profit theatre: an application to England and Germany

REFERENCES

1. Samitov D. G. Nekommercheskiy te-atr kak polnopravnyj uchastnik professional-noj deyatelnosti v Soedinennih Shtatah Ameri-ki [Non-profit theatre as a full participant of professional activities in the USA].

In: ^eatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2018, no.4,pp.219-234.

2. Samitov D. G. Stanovleniye nekommerches-kogo teatra v Chikago [^e emergence of

a non-profit theatre in Chicago].

In: ^eatre. Fine Arts. Cinema. Music, 2019,

no.2,pp.45-54.

3. Samitov D. G. Laboratornyje teatry v Soedinennih Shtatah Ameriki [Laboratory theatres in the USA]. In: Bulletin of the Kemerovo

¥ [PhD thesis]. Trinity College (Dublin,

<c

i Ireland). Department ofEconomics,2003. 1 381 p.

0 5. Walmsley B. Why people go to the theatre: a qualitative study of audience mod-

is- vation // Journal of Customer Behaviour. § 2012, no. 10 (4), pp. 335-351.

1 6. Scollen R. Talking ^eatre is more than

2 a Test Drive: Two Audience Development s Methodologies under Review // Interna-§ tional Journal of Arts Management. 2009, P Vol. 12,no.1,pp.4-13.

2 7. Branzanti C., Devlin G., Dix A. Naylor R., ¡^ Bethany L. Arts Council England. Analy-¡s sis of ^eatre in England: Final Report by i BOP Consulting & Graham Devlin Associ-jd ates. London: BOP Consulting, 2016.151 р. й Available from: https://www.artscouncil. org.uk/publication/theatreinengland.

8. All New York's a Stage: New York City Small heater Industry Cultural and Economic Impact Study / Commissioned by A. del Castillo. New York: New York City Mayor's Office of Media and Entertainment, 2019.60 p. Available from: https://www1. nyc.gov/site/mome/news/11202019-small-theater-study.page.

9. Заславский Г.А., Иванов О.В., Чернов А.Г. Перепись российских театров: исследовательский подход и основные результаты // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. №3.С.131-151.

10. Заславский Г.А., Иванов О. В., Карпуш-кин И. С., Кочеляева Н. А., Чернов А. Г. Основы развития театра и театрального дела: исследовательский подход и основные результаты // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 1. С. 74-98.

11. Заславский Г.А., Иванов О. В., Косты-лев П. Н., Чернов А. Г. Обзор публикаций в отечественных изданиях о тенденциях развития театра и театре будущего. М.: Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2019. - 276 с.

12. Иванов О. В., Карпушкин И. С., Чистякова О. В. Обзор зарубежных исследований театра и проектов театра будущего. М.: Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2019. - 296 с.

13. Большаков Н. В., Максимова А. С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего //

State University of Culture and Arts. 2018, no.45-2, pp. 77-83.

4. Neligan A. S. ^e determinants of repertoire diversity in non-profit theatre: an application to England and Germany [PhD thesis]. Trinity College (Dublin, Ireland). Department ofEconomics, 2003. 381 p.

5. Walmsley B. Why people go to the theatre: a qualitative study of audience motivation. In: Journal of Customer Behaviour. 2012, no. 10 (4), pp. 335-351.

6. Scollen R. Talking ^eatre is more than a Test Drive: Two Audience Development Methodologies under Review. In: International Journal of Arts Management. 2009, Vol. 12,no.1, pp. 4-13.

7. Branzanti C., Devlin G., Dix A. Naylor R., Bethany L. Arts Council England. Analysis of^eatre in England: Final Report by BOP Consulting & Graham Devlin Associates. London: BOP Consulting, 2016.151 p. Available from: https://www.artscouncil.org.uk/ publication/theatreinengland.

8. All New York's a Stage: New York City Small heater Industry Cultural and Economic Impact Study / Commissioned by A. del Castillo. New York: New York City Mayor's Office of Media and Entertainment, 2019.60 p. Available from: https://www1.nyc.gov/site/mome/ news/11202019-small-theater-study.page.

9. Zaslavskiy G. A., Ivanov O.V., Chernov A. G. Perepis rossijskih teatrov: issledova-telskij podkhod i osnovnyje rezultaty [Census of Russian theatres: a research approach and main results]. In: ^eatre. Fine Arts. Cinema. Music, 2018, no. 3, pp. 131-151.

10. Zaslavskiy G. A., Ivanov O.V., Kar-pushkin I. S., Kochelyaeva N. A., Chernov A. G. Osnovy razvitija teatra i teatralnogo dela: issledovatelskij podkhod i osnovnyye rezultaty [^e basics of theatre and theatrical question development: the researching approach and common results]. In: ^eatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2020, no. 1,

pp. 74-98.

11. Zaslavskiy G. A., Ivanov O.V., Kostylev P. N., Chernov A. G. Obzor publikat-siy v otechestvennykh izdaniyakh o tendentsi-yakh razvitija teatra i teatre budushchego [Review of publications in domestic editions on trends in the development of theatre

Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. №4.С. 105-121.

14. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.№436-ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. 31 декабря. № 297 (5376).

and the theatre of the future]. Moscow: Russian Institute of ^eatre Arts - GITIS, 2019. 276 p.

12. Ivanov O. V., Karpushkin I. S., Chistyako-va O. V. Obzorzarubezhnykh issledovanij teatra i proyektov teatra budushchego [Review of foreign studies of theatre and projects of the theatre of the future]. Moscow: Russian Institute of ^eatre Arts - GITIS,2019.296 p.

13. Bolshakov N., Maksimova A. Teatralnaya sotsiologija: zritel nastojashchego i jego ozhidani-ya ot budushchego [^eatre sociology: current audience and its expectations]. In: ^eatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2019, no. 4,

pp. 105-121.

14. Federalnyj zakon ot 29 dekabrya 2010 g. № 436-FZ «O zashchite detey ot informat-sii,prichinyayushchey vred ikh zdorovju i raz-vitiju» [Federal Law ofDecember 29, 2010 № 436-FZ «On the Protection of Children from Information Harmful to ^eir Health and Development»]. In: Rossiyskaya Gazeta. 2010, December 31, no.297 (5376).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Заславский Григорий Анатольевич -кандидат филологических наук, доцент, ректор Российского института театрального искусства - ГИТИС. E-mail: info@gitis.net ORCID: 0000-0003-0131-0791

ABOUT THE AUTHORS

Grigoriy Zaslavskiy - PhD in Philology, Assistant Professor, Rector of the Russian Institute of %eatre Arts (GITIS). E-mail: info@gitis.net ORCID: 0000-0003-0131-0791

ИвановОлегВалентинович - кандидат физико- О^ Ivanov - PhD,Director of the Center

математических наук, директор Центра исследований культурной среды МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: olegivanov62@mail.ru ORCID: 0000-0002-1280-4319

for Cultural Environment Studies, Lomonosov Moscow State University.

E-mail: olegivanov62@mail.ru ORCID: 0000-0002-1280-4319

Карпушкин Иван Сергеевич - директор Евразийского центра территориального развития имени П. А. Столыпина (Центр Столыпина).

E-mail: ivan@karpushkin.info ORCID: 0000-0003-4917-1794

Ivan Karpushkin Center.

E-mail: ivan@karpushkin.info ORCID: 0000-0003-4917-1794

Director of the CEO of Stolypin

Заславский Г. А., Иванов О. В., Карпушкин И. С. Репертуар независимых театров в России: Многообразие видов и творческий поиск // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 4. С.133-150.

DOI: 10.35852/2588-0144-2020-4-133-150

Zaslavskiy G. A., Ivanov O. V., Karpushkin I. S.

ne repertoire of independent theatres in Russia:

Variety of types and creative search.

In: neatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2020, no. 4,

pp.133-150.

DOI: 10.35852/2588-0144-2020-4-133-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.