Научная статья на тему 'РЕПЕРТУАР МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЖНОГО УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х-НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. ХХ В'

РЕПЕРТУАР МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЖНОГО УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х-НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. ХХ В Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / СПЕКТАКЛЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ / ОПЕРЕТТА / ОПЕРА / БАЛЕТ / ПОСЕЩАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Запольских М.С.

В статье рассмотрены изменения, произошедшие в репертуаре музыкально-театральных учреждений Южного Урала во второй половине 40-х - начале 50-х гг. Даётся анализ соотношения отечественных и зарубежных произведений в репертуаре Чкаловской музкомедии, Челябинского театра оперетты, Башкирского театра оперы и балета первых послевоенных лет, а так же после выхода Постановления ЦК ВКП (б) 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». В результате автор приходит к выводу, что Постановление ЦК ВКП (б) уже к 1952 г. было выполнено - репертуар строился на произведениях отечественных авторов. Однако это негативно сказалось на посещаемости, интерес к музыкальному театру снизился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕПЕРТУАР МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЖНОГО УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х-НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. ХХ В»

УДК 81.04

М.С. Запольских

РЕПЕРТУАР МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЖНОГО УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х-НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. ХХ В.

В статье рассмотрены изменения, произошедшие в репертуаре музыкально-театральных учреждений Южного Урала во второй половине 40-х - начале 50-х гг. Даётся анализ соотношения отечественных и зарубежных произведений в репертуаре Чкаловской музкомедии, Челябинского театра оперетты, Башкирского театра оперы и балета первых послевоенных лет, а так же после выхода Постановления ЦК ВКП (б) 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». В результате автор приходит к выводу, что Постановление ЦК ВКП (б) уже к 1952 г. было выполнено - репертуар строился на произведениях отечественных авторов. Однако это негативно сказалось на посещаемости, интерес к музыкальному театру снизился.

Ключевые слова: репертуар, музыкальный театр, спектакль, музыкальная комедия, оперетта, опера, балет, посещаемость.

Успех театра зависит в первую очередь от грамотно подобранного репертуара. Основу репертуара музыкально-театральных учреждений 40-х г. ХХ в. составляли зарубежные и отечественные комедии, оперетты, оперы и балеты. После окончания Великой Отечественной войны музыкальный театр стал «проводником» государственной идеологии, поэтому наличие произведений европейских композиторов стало рассматриваться как противоречащее господствующему мировоззрению. Первым сигналом к пересмотру репертуара стало Постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», которое критиковало преклонение авторов «по отношению ко всему иностранному». За ним вышли: «О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению» (26 августа 1946 г.), «О кинофильме «Большая жизнь» (4 сентября 1946 г.). Однако резкой смены театрального репертуара не последовало: афиши пестрели рекламой «безыдейных» зарубежных спектаклей.

В 1946 г. Чкаловский театр музыкальной комедии представил три отечественных спектакля и девять зарубежных. Интерес к европейской классике был очевиден: в среднем каждое из 223 представлений посетили 569 зрителей. На 76 отечественных спектаклях авторов присутствовали в среднем 491 зритель [1, л. 28]. Из 182 спектаклей Башкирского театра оперы и балета 123 были написаны отечественными и советскими композиторами («Русалка», «Бахчисарайский фонтан», «Аршин-мал-алан», «Акбузат» и др.), 59 - зарубежными («Корневильские колокола», «Кармен», «Риголетто» и т.д.). Средняя наполняемость зала в первом случае составила 527 человек, во втором - 512 [9, л. 35].

Своеобразным «Рубиконом» для музыкального театра стал 1948 год. Постановление ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» от 10 февраля осуждало отсутствие на эстраде советских опер, стоящих на уровне русской оперной классики; отмечало, что уровень музыкальных произведений не соответствует требованиям, которые им предъявляет современный слушатель [15, с. 1]. В основе большинства классических европейских опер, оперетт, музыкальных комедий лежит любовная история. Произведения советских авторов, по мнению А. Орлеовича, отличаются широтой кругозора. Их интересует всё: созидательный труд советских людей, преобразование природы, становление человеческого характера, формирование взаимоотношений между людьми, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, рабочее движение [13, с. 83]. Например, тема оперетты «У голубого Дуная» - борьба австрийского народа против фашистского рабства и подписание Стокгольмского воззвания в ответ на «происки

© Запольских М.С., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. № 11(38). Том I

ISSN 2223-4047

англо-американских поджигателей войны». В музыкальной комедии «Одиннадцать неизвестных» поднята тема поведения советского человека за рубежом. Автор статьи в «Чкаловской коммуне» Г.И. Незнамов назвал это произведение эталоном советской музыкальной комедии. Пьеса «Огоньки» рассказывает о взаимоотношениях двух рабочих цехов «горячего» и «холодного» накануне революции 1905-1907 гг. [17, с. 4; 16, с. 4; 19, с. 3]

Таким образом, музыкально-театральные учреждения должны были существовать без государственных дотации (их отменили в 1948 г.), на прибыль, вырученную от продажи билетов, то есть, по сути, ориентироваться на репертуар, интересующий зрителя. Но постановления второй половины 40-х гг. лишали руководство театров такой возможности.

Список спектаклей, разрешённых Главным репертуарным комитетом (Главрепертком) в

1948 г., состоял из 24 произведений европейских авторов («Баядера», «Гейша», «Граф Люксембург», «Сильва», «Марица», «Перикола», «Прекрасная Елена», «Цыганская любовь», «Цыганский барон» и т.д.) и 44 - советских («Акулина», «Аршин-мал-алан», «Есть на Волге городок», «Кораллина», «Лев Гурыч Спичкин», «Любовь актрисы», «Моя Гюзель», «Наталья - Полтавка» и т.д.) [2, Л. 40-43]. По подсчётам Е.С. Власовой к 1950 г. в списке было 63 зарубежных оперы и балета, 148 - отечественных [12, с. 11]. Кроме того согласно Приказу № 994 от 25 ноября

1949 г. председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР П. Лебедева Главрепертком должен был пересмотреть до 1 января 1950 г. либретто всех разрешённых к постановке советских музыкальных комедий и оперетт [3, л. 7]. Таким образом, отбор ужесточился среди отечественных спектаклей.

В 1949 г. репертуар Чкаловского театра музкомедии жёстко раскритиковали, так как «венская оперетка» заняла центральное место: было поставлено два новых спектакля - «Принцесса долларов» Л. Фалля, «Секрет счастья» Э. Одрана, два капитально восстановлено - «Баядера» и «Принцесса цирка» И. Кальмана [4, л. 184]. Получив выговор, руководство театра исправило ситуацию: к 1950 г. репертуар на 55% состоял из советских произведений. В течение года состоялась премьеры: «Волшебный клад» А. Кулешова, «Дьявольский наездник» И. Кальмана, «Мирандолина» В. Сидорова, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Морской узел» Е. Жа-ровского, «У голубого Дуная» А. Лепина, «Кето и Котэ» В. Долидзе, «Рядом с тобой» Б. Александрова. Осенью театр провёл конференцию с привлечением молодых зрителей, на которой обсуждались итоги театрального сезона. Наиболее успешными постановками были признаны -«Аршин-мал-Алан» У. Гаджибекова, «У голубого Дуная» А. Лепина, самыми неудачными: «Мирандолина» В. Сидорова, «Дьявольский наездник» И. Кальмана. «Безыдейные, низкопробные спектакли» так их назвал студент мединститута Носов [18, с. 3].

Спектакли Челябинского театра оперетты в 1949 г. посетило 132 тыс. зрителей, 78 тыс. из которых отдали предпочтение зарубежным музыкальным комедиям и опереттам (в среднем 405 человек на представление). Отечественные спектакли («Вольный ветер», «Свадьба в Малиновке», «Есть на Волге городок», «Сорочинская ярмарка» и др.) посетили 54 тыс. зрителей, при средней наполняемости зала в 365 человек [5, л. 20]. Смена репертуара привела к падению посещаемости. «Любовь актрисы» К. Бенца в марте 1950 г. прошла в пустом зале - из 744 мест было занято 67. В итоге история театра закончилась в 1950 г. премьерой оперетт «Чудесный край» А. Рябова и «Беспокойное счастье» Ю. Милютина [11, с. 32].

Естественно, что большинство творческих работников осознавали, что европейские, «безыдейные» произведения вызывают больше интереса у зрителя, так как советские перегружены идеологическими установками и социально-драматической проблематикой. Но попытки ввести в репертуар зарубежную классику встречали отпор со стороны администрации театров. Художественных руководителей и режиссёров отчитывали на собраниях Худсовета. В архиве сохранилось Рабочее положение БТОиБ от 8 апреля 1948 г. с подписями М. Салигаскаровой, Э.С. Кольцова, П.П. Кукотова, М.И. Груевцева, К.И. Жукова, дирижёра В.П. Карпова и режиссёра Г.Г. Шаповалова, которые, желая улучшить репертуар театра, предлагали вне плана и в кратчайший срок поставить «Аиду». «Все репетиции (спевки и мизансцены) обязуемся проводить (если это понадобиться) вне рабочего времени» [9, л. 65]. 21 апреля на собрании Художественного совета Х. Хабибуллин - художественный руководитель театра предлагал включить в план оперетту «Цыганский барон» И. Кальмана для кассовых сборов [10, л. 3].

В 1950 г. в репертуаре БТОиБ было 12 отечественных спектаклей («Евгений Онегин», «Черевички», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Журавлиная песнь» и др.). Они прошли на сцене 139 раз. Зарубежных - 11 («Риголетто», «Паяцы», «Красный мак», «Копелия», «Летучая мышь», «Фауст» и т.д.). Их давали 99 раз. Средняя посещаемость в обоих случаях составила 522 человека (зал на 1292 места) [6, л. 18]. Соотношение произведений постепенно меняется и 1951 г.: из 27 спектаклей - 17 принадлежали перу советских авторов («Бахчисарайский фонтан», «Кето и Котэ», «Акбузат», «Аршин-мал-алан», «Горная быль» и др.) [7, л. 18]. Зарубежные произведения были представлены спектаклями «Паяцы», «Летучая мышь», «Кармен», «Фауст», «Риголетто» и др. В 1952 г. отечественный репертуар пополняется тремя спектаклями, а количество европейских произведений снизилось до 9. БТОиБ дано 162 отечественных спектакля и 70 зарубежных, при средней наполняемости 526 и 450 зрителей соответственно [8, л. 24]. Повышенное внимание со стороны уделялось наличию национальных произведений. После войны на сцене шла опера «Акбузат» Х. Заимова и Антонио Спадавеккиа по мотивам древнего эпоса, «Айхылу» Николая Пейко. С 1944 г. не покидал сцену театра национальный балет «Журавлиная песня». В 1948 г. вышел «Азат» Р. Муртазина [14, л. 11-12].

Таким образом, после войны репертуар музыкально-театральных учреждений благодаря постановлениям правительства второй половины 40-х г. кардинальным образом изменился. Если в военное время центральное место в репертуаре было отведено «лёгким» европейским произведениям, то в начале 50-х г. их заменили спектаклями советских авторов. На смену Ф. Лега-ру, И. Кальману, пришли И. Дунаевский, Ю. Милютин, В. Соловьёв-Седой, Р. Гаджиев и другие авторы. Постановления по улучшению репертуара были выполнены. Однако используемая советскими авторами социально-драматическая тематика была не столь интересна зрителю, поэтому постепенно посещаемость падает. В некоторых случаях это приводило к закрытию театров.

Библиографический список

1.Государственный архив Оренбургской области. Ф. 2015. Оп. 2. Д. 113

2.ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д. 119

3.ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д. 126

4.ГАОО. Ф. 1581. Оп. 2. Д. 130

5.Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 962. Оп. 11. Д. 490

6.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Д. 493

7.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Д. 494

8.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Д. 501

9.Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. 4132. Оп. 1.

Д. 4

10.ЦГИА РБ. Ф. 4132. Оп. 1. Д. 5

П.Борисов В. Краеведческие миниатюры. - Вып. 1. - Челябинск, 1998.

12.Власова Е.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций: Автореф. .. .докт. искусств. - М., 2010.

13.Орлеович А. Что такое оперетта? - М., 1965.

14.Очерки по истории башкирской музыки: Учебное пособие. - Вып. 2 - Уфа, 2006.

15.Правда. 11 февраля 1948.

16.Чкаловская коммуна. 23 февраля 1947.

17.Чкаловская коммуна. 15 апреля 1950.

18.Чкаловская коммуна. 2 октября 1950.

19.Чкаловская коммуна. 22 ноября 1953.

ЗАПОЛЬСКИХ Марина Сергеевна - аспирант кафедры Истории Отечества и социально-политических теорий, Оренбургский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.