УДК 785 ББК Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
Е. Р. ХУДАЙБЕРДИЕВА
Москва
РЭП И ФЕМИНИЗМ: БОРЬБА С МИЗОГИНИЕЙ И ПРОБЛЕМАТИКА ЖЕНСКОГО ХИП-ХОПА
Аннотация. В статье рассматривается женское хип-хоп-сообщество в контексте маскулинной хип-хоп культуры, а также вклад женщин в развитие хип-хоп музыки и формирование феминистического движения в современной рэп-культуре. Описывается женская история в сфере хип-хоп-музыки от первых влиятельных рэп-артисток 1980-х до настоящего момента. На материале творчества американских рэп-исполнительниц анализируются основные темы и мотивы, через которые репрезентируется «женский вопрос»: независимость, сексуальность, равенство.
Ключевые слова: хип-хоп; рэп; феминизм; история музыки; рок-музыка; женское сообщество.
Сведения об авторе: Худайбердиева Елизавета Рустамовна, студентка Образовательной Программы «История» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Контакты: 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4; erkhudayberdieva@edu. hse.ru.
E. R. KHUDAIBERDIEVA
Moscow
RAP AND FEMINISM: FIGHT AGAINST MISOGYNY AND FEMALE HIP-HOP ISSUES
Abstract. The article analyses female hip-hop community within the context of masculine hip-hop culture, as well as the contribution of women to the development of hip-hop music and building a feminist movement in modern rap culture. Female history in the hip-hop music covers the period from the first influential female rap artists of the 1980s to the present. Based on the material of several female rap artists of the 1980s and 1990s the paper discovers how the «women questiom» was represented. The main themes were the follows -emancipation, sexuality, equality.
Keywords: hip-hop; rap; feminism; history of music; rock music; women's community.
About the author: Khudaiberdieva Elizaveta Rustamovna, Student of Bachelor's Programme 'History' of National Research University Higher School of Economics.
© Худайбердиева Е. Р., 2020
C момента своего появления в Нью-Йорке в середине 1970-х хип-хоп выступал как история городских улиц США с точки зрения маргинализи-рованных меньшинств с низким доходом [22, с. 99 -121]. Изначально фанатами рэпа были в основном афроамериканцы и латиноамериканцы; однако уже к концу 1980-х годов у рэп-музыки была разнообразная и более глобальная аудитория [4]. Сегодня рэп - это музыкальный жанр, который слушают во всём мире, самый популярный жанр популярной музыки, в котором представлено цветное население.
Рэп критикует расизм и общество, в котором расизм нормализован [14; 15]. Во многом рэп является выражением оппозиционной культуры, в которой ключевыми идеями выступают сопротивление, бунт и гнев [14; 15]. Логично, что в такой культуре не могли не воспроизводиться образы насилия, доминирования и контроля, в том числе сексуального насилия. Эти образы воспроизводятся во многих популярных рэп-песнях [11; 20]. Таким образом, жанр, который, казалось бы, направлен на борьбу с несправедливостью, может, наоборот, способствовать ей. В связи с этим на рубеже 1990-2000-х годов встал вопрос о сексизме в хип-хоп-музыке: СМИ были обеспокоены связью насильственных преступлений c широкой популярностью хип-хопа [13]. Но насилию предшествует целый спектр действий по нормализации насилия и ликвидации независимости женщин. Рассмотрим, как в рэп-музыке культивируется мизогиния и какие последствия это несёт.
Рэп - исключительно мужской жанр?
Хип-хоп - это традиционно мужской жанр, в котором подлинность рэпера часто отождествляется с его мужественностью [12, с. 19-216]. Это один из барьеров, который препятствует творчеству женщин-рэперов, их заслуги часто не воспринимаются всерьёз [9]. Социальное угнетение женщин может выступать как способ отстаивания своей мужественности хип-хоп артистами: рэперы могут создавать тексты с описаниями насилия над женщинами, чтобы утвердить господство над ними и доказать свою подлинность как гангстеров.
Конечно, рэп-музыка не монолитна, тексты содержат разные изображения женщин, но довольно влиятельное количество (22%-37%) текстов рэп-музыки транслируют мизогинию (процент варьируется в зависимости от поджанра и артиста) [1; 25, с. 4-5, 11, 25]. Например, 11 из 14 песен Эминема на альбоме «The Marshall Mathers LP» (2000), который получил престижную премию «Грэмми» в 2001 году, содержат женоненавистническую лирику [2]. Исследования выявляют связь между прослушиванием мизогинной рэп-музыки и негативным отношением к женщинам. Исследования Стивена Р. Уэстера1 показали, что мужчины, которые слушали ганг-ста-рэп с описанием сексуального насилия по отношению к женщинам, значительно чаще выражали «спорные сексуальные убеждения», как,
1 Стивен Р. Уэстер - профессор педагогической психологии, лицензированный психолог штат Висконсин.
например, то, что мужчины должны доминировать над женщинами [26]. Другие исследования показали, что рэп-видео, которые содержат изображения женщин в сексуально подчиненных ролях, повышают восприятие женщинами насилия в отношении женщин [13, с. 597-605], а прослушивание женоненавистнического хип-хопа повышает сексуально агрессивное поведение у мужчин [3, с. 195-207]. Психолог Л. А. Рудман1 и социолог М. Р. Ли2 обнаружили, что воздействие жестокой и женоненавистнической рэп-музыки усиливает негативные стереотипы о темнокожих людях. Люди, которые слушают жестокую сексистскую рэп-музыку, чаще воспринимают чернокожих мужчин как враждебных сексистов [23, с. 133-150].
Сами рэп-музыканты нередко демонстрируют, как вербальное унижение женщин становится реальным. В абьюзе были обвинены такие именитые рэперы как Эминем, 50 Cent, Gucci Mane, R. Kelly. В 2009 году артист Крис Браун был обвинён в избиении Рианны, его девушки в тот период, а в мае 2018 года его обвинили уже в групповом изнасиловании. Популярный рэпер Джасей Онфрой, известный под псевдонимом XXXTentacion, был обвинён своей девушкой в жестоком избиении в период её беременности. Музыкант вину так и не признал (хотя она была доказана), и этот скандал совершенно не помешал его карьере.
Сам дискурс рэп-музыки демонстрирует высокий уровень сексизма: в хип-хоп культуре по отношению к женщинам чаще всего используется либо снисходительное «doll (куколка)», либо унизительные «bitch (сука)», «hoe (шлюха)». Это отражается в клипах, объективирующих темнокожих женщин. Существует целый архетип под названием «video vixen»3, придуманный для описания девушек из хип-хоп клипов, фетишистский образ покорной сексуальной молодой женщины. Иногда этот образ эксплуатируют сами рэп-исполнительницы, чтобы добиться большей узнаваемости, и, следовательно, успеха. С помощью этого термина нередко осуждают известную рэпершу Ники Минаж за её сексуальные тексты и визуальные образы. Но это один из немногих способов добиться успеха, поэтому самые известные женщины-рэперы (упомянутая Ники Минаж, Карди Би, Фокси Браун) используют его.
Женщины, которые пытаются пробиться в жанре рэп-музыки сталкиваются с большими препятствиями, в особенности те, что сами вышли из патриархальной среды американских улиц. Рассмотрим отдельные примеры и биографии исполнительниц, стремившихся к преодолению «мужской гегемонии» в рэп-музыке.
1 Л. А. Рудман - профессор социальной психологии Ратгерского университета, США, директор Лаборатории Социального Восприятия (Social Cognition Laboratory) Ратгерского университета; внесла большой вклад в изучении явных и скрытых гендерных стереотипов.
2 М. Р. Ли - социолог и криминолог Университета штата Луизиана, признанный эксперт по межличностному насилию и общественным моделям насильственных преступлений.
3 Video переводится как «видео», а vixen - «лисица» или «стерва».
90
«Пионерки» жанра: MC Lyte, Queen Latifah
Женщины читали рэп, как и мужчины, с самого зарождения жанра, но, как в любом патриархальном сообществе, их творчество не было замечено. Слишком часто рэперши сталкиваются с барьерами как внутри, так и вне индустрии, что препятствует выражению их социальных и политических, а также эмоциональных и сексуальных проблем.
Признание рэперши начали получать лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. Одной из первых женщин-рэперов, которая получила известность сольно, была MC Lyte [19]. В 1986 году она выпустила песню об отношениях с наркозависимым бойфрендом под названием «I Cram to Understand U», в которой подняла тему токсичных отношений и неуважение со стороны партнёра.
Она выпустила первый альбом «Lyte As A Rock» в 1988 году, а уже в 1993 году она стала первой женщиной-рэпером, которая была номинирована на премию Грэмми за лучший рэп-сингл («Ruffneck»).
Уже простая представленность женщин в индустрии рэп-музыки способствовала борьбе с агрессивным сексизмом. Более того, MC Lyte проложила тропинку последующим рэпершам, которые начали преодолевать маскулинность жанра и вносить в хип-хоп темы, знакомые именно женщинам, в особенности чернокожим женщинам. Эти рэперши стали бороться с объективацией, унижениями и призывать к единству.
В 1993 году произошёл по-настоящему переломный момент, когда Куин Латифа (Queen Latifah) выпустила трек «U.N.I.T.Y.» против дискриминации женщин, слатшейминга, домашнего насилия и фетишизации гангстеров. За эту песню она удостоилась «Грэмми» в 1995 году. Такие песни, как «Ladies First» и «U.N.I.T.Y.», в которых обсуждались вопросы насилия в семье, уличных домогательств и необходимости создания коалиций между женщинами, сделали Куин Латифа мощным голосом поколения, призывающим к переменам.
U.N.I.T.Y., U.N.I.T.Y. that's a unity (You
gotta let him know)
(You go, come on here we go)
U.N.I.T.Y., Love a black woman
from (You got to let him know)
Infinity to infinity (You ain't a bitch or a
ho)
ЕДИНСТВО, ЕДИНСТВО, это единство (Ты должна дать ему знать) (Пойдём, давай, пойдём с нами) ЕДИНСТВО, любовь от чёрной женщины (дай ему знать) От бесконечности до бесконечности (ты не сучка или шлюха)
С этого момента эмансипация стала одной из важнейших тем в творчестве хип-хоп-исполнительниц.
Сексуальная революция: Salt-N-Pepa и TLC
Тему эмансипации продолжили трио «Salt-N-Pepa», которые открыто начали говорить о женской сексуальности. В индустрии хип-хопа, где женщина была объективирована, «Salt-N-Pepa» начали «возвращать» себе свою сексуальность. В текстах группы женщина выступает как взрослая
личность, которая может говорить о сексе («Let's Talk About Sex»), распоряжаться своим телом в соответствии со своими желаниями («Shoop») и выступать в главенствующей позиции («Do You Really Want Me»). Это была целая сексуальная революция в хип-хопе, поскольку наконец-то женской сексуальностью распоряжались женщины и, чувствуя свою власть, требовали уважения.
Основанная на шесть лет позже (1991) группа «TLC» продвигали ещё более агрессивную сексуальность. Дебютный альбом TLC «Ooooooohhh... On the TLC Tip» (1992) представляет наглядное выражение сексуальной революции в женском рэпе, альбом является мощным, освобождающим утверждением чернокожих женщин. Рэперши провозглашают экономическую («Depend on Myself»), психологическую («Shock Dat Monkey»), эмоциональную («Baby-Baby-Baby») и сексуальную («Ain't 2 Proud 2 Beg») независимость и способность брать на себя ответственность за свой опыт.
Рэперши начали высмеивать идею о женщинах как сексуальных объектах, которые исполняют роль слабости в семье и обществе в целом [22, с. 99-121]. Наоборот, по большой части слышатся посыл о сопротивлении традиционным нормам и восславление независимости. Рэперши создали пространство в музыке для женщин, где они свободно могут говорить о своей сексуальности, своих желаниях [24, с. 17], и которых никто иной не может подчинить и управлять ими.
Согласно исследовательнице Трише Роуз1, благодаря выбору причесок, одежды и украшений, а также представлений о темнокожем женском теле женщины-рэперы 1980-х и начала 1990-х утверждают эстетику черного рабочего класса и отвергают идеалы белой красоты, тем самым обеспечивая альтернативы доминирующей белой среде [21]. Социолог Беверли Скеггс2 утверждает, что женщины-эмси бросают вызов «цивилизованным» системам белого среднего класса, которые пытаются контролировать женскую сексуальность посредством морализаторских дискурсов [24]. При этом автор предполагает, что чернокожие женщины-рэперы находятся в более крупной феминистской традиции чернокожих, которая использует опыт и знания чернокожих женщин в качестве основы для чернокожих феминисток. Однако женщины-рэперши 1980-90-х не определяли себя как феминистки, потому что в тот период феминистское движение состояло в основном из гетеросексуальных белых женщин среднего класса [1].
Женщины, особенно афроамериканки, долгое время характеризовались как слишком свободные, аморальные и гиперсексуальные [9]. Более того, угроза сексуальных домогательств резко возрастает, когда женщины
1 Триша Роуз - почётный профессор кафедры африканских исследований и директор Центра изучения расы и этнической принадлежности в Америке при Университете Брауна. Её книга «Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America» (1994) - одно из первых критических исследований хип-хопа.
2 Беверли Скеггс - британский социолог, одна из ведущих феминистских социологов во всём мире, «заслуженный профессор» факультета социологии Ланкастерского университета.
осмеливаются вступать в нетрадиционные для них области, в числе которых находится и хип-хоп. Мужчины пытаются сдерживать вступление женщин в хип-хоп сообщество и их последующий рост, обычно подвергая этих женщин нападкам на их личную, то есть сексуальную репутацию и/или осуждая их. Можно предположить, что для борьбы с этой тенденцией первые рэперши стремились скрыть свою сексуальность (MC Lyte, Мисси Элиотт), а позднее появляются рэперши, которые используют гиперсексуальный образ для достижения успеха (Лил Ким, Фокси Браун).
В связи с этим родилось два противоположных образа - асексуальный, агендерный, даже мужской образ «одного из корешей» и крайне сексуальный образ «video vixen», который нередко включает самообъективацию. Первые придерживаются маскулинного стиля в одежде, носят тяжёлые цепи и мешковатую одежду, как рэперы-мужчины. Так они вписываются в мужскую область, при этом принося в жертву свою сексуальность. Вторые, наоборот, могут не восприниматься всерьёз в мужском хип-хоп сообществе, но с помощью своей сексуальности и красоты привлекают много внимания. Лил Ким и Фокси Браун, бывшие лучшими подругами, обе обладали сексуальным имиджем и значительно способствовали закреплению собирательного образа хип-хоп артистки как дерзкой и сексуальной. Тем не менее, всё гораздо сложнее: MC Lyte на втором альбоме «Act like you know» (1991) отказывается от полностью асексуального образа, а Лил Ким, используя гиперсексуальный образ, одновременно диссила мужчин.
При этом для демонстрации собственной силы и те, и другие использовали паттерны «Suck My Dick» или «Lick my balls», которые напрямую связаны с мужскими половыми органами. Это можно связать со стигматизацией женской сексуальности - выражения, включающие женские половые органы, чаще всего отождествляются со сферой секса и телесности, с удовольствием и освобождением, в то время как пенис остаётся универсальным знаком силы и превосходства. У хип-хоп иконы середины 1990-х Лил Ким есть целая серия манифестов c очевидным содержанием: «Pussy Pur», «Don't Want Dick Tonight (Eat My Pussy Right)», «Pussy Callin».
Самообъективация: Lil' Kim, Foxy Brown и их влияние на современных рэперш
Некоторые исполнительницы начали откровенную войну с антиженскими текстами - и стали активно диссить и унижать в своих песнях мужчин. Например, Лил Ким своей музыкой олицетворяла страхи мачо-рэперов о том, как она не удовлетворена половым актом. Это, важно отметить, в действительности не способствовало борьбе с сексизмом, а лишь приумножало количество оскорблений и способствовало усвоению устоявшихся моделей бифов и диссов, которые были мизогинными. Так, рэперши воспроизводили сексистские паттерны, заложенные мужчинами-рэперами, часто даже не осознавая этого.
Контент-анализ клипов рэп-артистов, проведённый в 2011 году, показал, что сексуальная объективация женщин появляется не только в клипах мужчин-рэперов, но и в клипах женщин-рэперш [7, с. 264].
93
Важно понимать это, когда видишь современных рэперш. Самые известные женщины-рэперши сейчас - это Ники Минаж и Карди Би, и обе они воспроизводят гиперсексуальный образ. Обе они черпают вдохновение из ранних образов Лил Ким или Фокси Браун1. Это не мешает обеим исполнительницам как способствовать борьбе с сексизмом (как уже говорилось, сам факт их успеха этому способствует), так и воспроизводить сексисткие паттерны, дисся и оскорбляя друг друга.
Культура биффов и диссов - это ещё один «краеугольный камень» хип-хоп-культуры. Это фактически оскорбление оппонента в виде устной дуэли для демонстрации своих профессиональных навыков. Это сфера, где особенно сильны заложенные мужчинами стереотипные оскорбления, которые переползли в треки даже тех рэперш, кто выступает против дискриминации. Несмотря на общую тенденцию к женской эмансипации женщины в рэпе нередко прибегают к оскорбительной лексике в своих панчах, используя слатшейминг, фэтшейминг и лукизм.
Рассмотрим перепалку Лил Ким и Фокси Браун, которые были подругами и даже практически записали совместный альбом. Конфликт начался с того, что девушки принадлежали к разным рэп-кланам: Лил Ким входила в группировку рэпера Notorious B. I. G., а Фокси Браун - в группировку Jay-Z. Девушки последовательно нападали друг на друга с помощью треков: на трек Лил Ким «Notorious K.I.M» Фокси Браун дала ответ с помощью трека «Bang Bang». В нём бывшая подруга упомянула о связи Лил Ким с скончавшимся тогда рэпером Бигги Смолсом (Biggie Smalls):
«Let the n-a rest in peace, and hop off his Дай н- покоиться с миром, и слезь с dick, bitch do you» его члена, сука
You and Diddy, y'all kill me with that Ты и Дидди, вы убиваете меня этим subliminal shit bitch дерьмом
Why's you frontin' and kickin' that street Почему ты так упёрлась и ведёшь себя shit? как уличная девчонка?
Please, impress me, go back to that freak Пожалуйста, произведите на меня shit впечатление, вернитесь к этому
безумному дерьму
Они не общаются по сей день, настолько агрессивными были их рэп-войны. И это не единственный случай. Карди Би и Ники Минаж тоже находятся в конфликте, причём без особых причин. Это касается и выбора лексики: даже «не самые жёсткие» исполнительницы используют унизительные для женщин реплики, связанные с оральным сексом, чтобы выглядеть авторитетно и агрессивно.
Но ситуация меняется.
«Очистка» слова «bitch»: рэперши забирают оскорбления себе и делают их символами эмансипации
1 Лил Ким была известна своей любовью к разноцветным парикам, как и Ники Минаж, и старшая коллега даже публично обвиняла Минаж в плагиате стиля в 2011 году.
94
Современные исполнительницы всё активнее призывают к гордости за свою сексуальность и вагину, как, например, в треке Ники Минаж «Pussy Nigga» или хите Princess Nokia «Tomboy», которая называет своё влагалище волшебным. И пусть они всё ещё могут использовать оскорбительные фразы сексуального характера, даже слова фразы меняют свой смысл.
Можно сказать, что женщины в рэпе начали отходить от сексистских паттернов именно тогда, когда они начали наделять оскорбления своим собственным значением, «присваивая» их себе. Слово «bitch», несмотря на свои изначальные оскорбительные коннотации, со временем приобрело и положительный смысл: женщины «забрали» его себе, сделав настоящим символом силы.
В своём классическом треке из 1990-х «Queen Bitch» Лил Ким использует слово в разных значениях, чтобы показать, как она гордится быть сексуальной и вместе с тем сильной женщиной. То же можно услышать и в треке «She is a bitch» у Мисси Элиотт, в котором слово «bitch» означает человека с отличными навыками написания текстов, ту, кто может восхитить публику и вдохновить её.
She's a bitch
When you say my name
Talk mo' junk but won't look my way/
She's a bitch
Get on down while I shoot my flow
She's a bitch
When I do my thing
Got the place on fire, burn it down to
flame
Она сука
Когда вы произносите моё имя Продолжай болтать чушь, но даже не смотри в мою сторону/ Она сука
Всем на пол, когда я озвучиваю свой флоу
Когда я делаю своё дело
Подожгите это место, пусть сгорит
дотла
Сейчас слово «bitch» вошло в обиход хип-хоп-исполнительниц и практически не вызывает отторжения, когда употребляется женщинами.
Хип-хоп 2010-х: феминизм, соотношение между мейнстримностью хип-хопа и его «феминизацией»
Вместе с популяризацией феминизма в обществе, с движениями Black Lives Matter и #metoo женщинам стало проще говорить о своих проблемах. Маскулинность перестала быть инструментом, с помощью которого рэперши получали признание. Сейчас они чаще признают себя как феминисток, не пытаются продать свою сексуальность. В целом повестка стала более позитивный, несмотря на множество противоречий.
Исследовательница Имани Перри отмечает, что когда речь идёт о феминистской повестке, язык хип-хоп песен часто может иметь феминистское содержание, но визуальный образ направлен на угнетение чернокожих женщин и указывает на «противоречие между текстовым и визуальным образом в творчестве женщин-рэперш» [18, с. 155-190]. Некоторые исследования говорят о том, что сексистских паттернов настолько больше, что они сильнее и сводят на нет все феминистские достижения женщин в
95
хип-хопе [17, с. 786-802]. Самые популярные современные рэперши Ники Минаж и Карди Би олицетворяют многие противоречия хип-хоп культуры, которые касаются женщин. Обеих нередко осуждают за гиперсексуализи-рованный образ, они позволяют себе унижать других женщин за их внешность и фигуру, пишут оскорбительные панчи в адрес друг друга, но есть и положительные тенденции. Важно понимать, что обе эти женщины создают больше пространства в музыке для чернокожих женщин, которые позволяют расширять их возможности и строить свою собственную идентичность. Кроме того, они также создают вдохновляющие феминистские гимны и часто поддерживают других женщин.
Именно поэтому в данном исследовании мы не поддерживаем идею о том, что позитивные изменения сведены на нет, поскольку она слишком конформистская. Хип-хоп же становится площадкой, которая за счёт своей популярности действительно может влиять на людей и нести как положительные, так и негативные изменения в социуме.
Впервые об этом заговорила исследовательница Джоан Морган, которая сумела объединить хип-хоп и феминизм в едином подходе. Это произошло в 1999 году, когда она создала термин «хип-хоп феминистка» и идентифицировала себя именно так в книге «When Chickenheads Come Home to Roost: A Hip Hop Feminist Breaks it Down». Она описала хип-хоп-феминизм как мировоззрение феминисток, родившихся после 1964 года, на политические взгляды которых повлияли и хип-хоп, и феминизм. Этот подход имеет много общего с black feminism и феминизмом третьей волны.
Согласно этой концепции, проблемы цветных женщин, такие, как расизм, не были знакомы белым женщинам и игнорировались цветными мужчинами из-за патриархата. Хип-хоп феминизм же фокусируется не только на проблемах мизогинии и патриархата, но и затрагивает социальные проблемы расизма, гетеронормативности, капитализма - то есть взаимосвязанные системы угнетения.
Главное значение в этом движении имеют ценности, взгляды на положение в обществе, сексуальность и жизнь женщины, которые выросли в хип-хоп-окружении. Поэтому эти женщины имеют право решающего голоса, а хип-хоп должен выступать как среда для инициирования социальных изменений - через музыку, музыкальные клипы и культуру в целом.
Хип-хоп - самый популярный жанр популярной музыки и жанр, у которого есть тенденция к репрезентативности, к борьбе с несправедливостью и угнетением. Поэтому, несмотря на свои патриархальные корни и давние сексистские традиции, рэп может транслировать гендерное равенство. Всё зависит от самой рэп-сцены. Большее количество женщин в хип-хоп индустрии, а также рост феминистического движения и политического самосознания провоцируют положительные изменения как в индустрии, так и в социуме.
Литература
1. Armstead, R. 'Growing the Size of the Black Woman': Feminist Activism in Havana Hip Hop / R. Armstead // NWSA Journal. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2007. - С. 106-117.
2. Armstrong, E. G. Gangsta Misogyny: A Content Analysis of the Portrayals of Violence against Women in Rap Music, 1987 -1993 / E. G. Armstrong // Journal of Criminal Justice and Popular Culture. - State University of New York : N. Y., 2001. - С. 96 -126.
3. Barongan, C. The Influence Of Misogynous Rap Music On Sexual Aggression Against Women / C. Barongan, H. Nayagama, C. Gordon // Psychology of Women Quarterly. - Newbury Park : SAGE Publications, 1995. -С. 195 -207.
4. Bennett, A. Hip hop am Main: The localization of rap music and hip hop culture / A. Bennett // Media, Culture & Society. - SAGE Publications : N. Y., 1999. - С. 77-91.
5. Bennett, A. Rappin' on the Tyne: White hip-hop culture in northeast England / A. Bennett // Sociological Review. - SAGE Publications : N. Y., 1999. - С. 1-24.
6. Berry, V. T. Rap Music, Black Men, and the Police / V. T. Berry, H. Looney // Mediated Message and African-American culture. - Thousand Oaks : SAGE Publishing, 1996. - С. 263-277.
7. Bynoe, Y. Encyclopedia of rap and hip-hop culture / Y. Bynoe - Westport, Conn : Greenwood Press, 2005. - 480 с.
8. Cooper, B. L. From Lady Day to Lady Di: Images of women in contemporary recordings 1938-1998 / B. L. Cooper // International Journal of Instructional Media. - N. Y. : Baywood Publishing, 1999. - С. 353-358.
9. Emerson, R. A. Where my girls at? Negotiating Black womanhood in music videos / R. A. Emerson // Gender & Society. - N. Y. : SAGE Publications, 2002. - С. 115-135.
10. Forman, M. That's the The joint! The hip-hop studies reader / M. Forman, M. A. Neal - N. Y. : Routledge , 2004. - 648 с.
11. Henderson, E. Black Nationalism and Rap / E. Henderson // Music Journal of Black studies. - N. Y. : Sage Publications, 1996. - С. 308-339.
12. Hess, M. Icons of Hip Hop: An Encyclopedia of the Movement, Music, and Culture / M. Hess - Westport, Conn. : Greenwood Press, 2007. - 640 с.
13. Johnson, J. D. Differential gender effects of exposure to rap music on African American adolescents' acceptance of teen dating violence / J. D. Johnson, M. S. Adams, L. Ashburn, et al. // Sex Roles. - N. Y. : Springer, 1995. - С. 597 -605.
14. Martinez, T. Recognizing the enemy: Rap music in the Wake of the Los Angeles Riots / T. Martinez // Explorations in Ethnic Studies. - Salt Lake City : University of Utah, 1993. - С. 115-127.
15. Martinez, T. Popular Culture as Oppositional Culture: Rap as Resistance / T. Martinez // Sociological Perspectives. - N. Y. : Sage for the Pacific Sociological Association, 1997. - С. 265-286.
97
16. McFarland, P. Challenging the Contradictions of Chicano Rap Music and Male Culture / P. McFarland // Race, Gender & Class. - New Orleans : The University of New Orleans, 2003. - C. 92-107.
17. Oware, M. A. «Man's Woman»?Contradictory Messages in the Songs of Female Rappers, 1992-2000 / M. A. Oware // Journal of Black Studies. -N. Y. : SAGE Publications, 2009. - C. 786-802.
18. Perry, I. Prophets of the hood: politics and poetics in hip hop / I. Perry. - Durham : Duke University Press, 2004. - 248 c.
19. Phillips, L. Oppositional consciousness wsithin an oppositional realm: The case of feminism and womanism in rap and hip-hop 1976-2004 / L. Phillips, K. Reddick-Morgan, D. P. Stephens // Journal of African American History. - Chicago : The University of Chicago Press, 2005. - C. 254-277.
20. Pinn, A. B. Getting grown Notes on gangsta rap music and notions of manhood / A. B. Pinn // Journal of African American Men. - N. Y. : Springer Publishing, 1996. - C. 23-35.
21. Rose, T. Black noise: Rap music and black culture in contemporary America / T. Rose - Hanover, NH : Wesleyan University Press., 1994. - 237 c.
22. Rose, T. Microphone Fiends: Youth Music and Youth Culture / T. Rose, A. Ross - N. Y. : Routledge, 1994. - 276 c.
23. Rudman, L. A. Implicit and Explicit Consequences of Exposure to Violent and Misogynous Rap Music / L. A. Rudman, M. R. Lee // Group Processes & Intergroup Relations. - N. Y. : SAGE Publications, 2002. - C. 133-150.
24. Skeggs, B. Two Minute Brother: Contestation through Gender, Race and Sexuality / B. Skeggs // Innovation The European Journal of Social Science Research. - London : Goldsmiths, University of London, 1993. - C. 299-322.
25. Weitzer, R. Misogyny in Rap Music: A Content Analysis of Prevalence and Meanings / R. Weitzer, C. E. Kubrin // Men and Masculinities. - Washington : SAGE, 2009. - C. 3-29.
26. Wester, S. R. The Influence of Sexually Violent Rap Music on Attitudes of Men with Little Prior Exposure / S. R. Wester, C. L. Crown // Psychology of Women Quarterly. - N. Y. : SAGE Journals, 1997. - C. 497 -508.