Научная статья на тему 'Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг'

Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
81
Поделиться
Ключевые слова
ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК / НОВЫЙ ГОД / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАЗДНИК / ДЕНЬ ПОБЕДЫ / ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ТОРЖЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалов Сергей Николаевич

В статье рассмотрены основные тенденции преобразования праздничного календаря в послевоенный период и в первой половине 1950-х гг. Основной упор в статье сделан на исследовании государственных праздников. Выделены основные причины включения в календарь новых советских праздников. Исследованы основные формы проведения календарных праздников в рассматриваемый период.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шаповалов Сергей Николаевич

Reorganization of the Soviet holiday calendar in the 1945-1950-s

The article considers the main tendencies of transformation of the holiday calendar during the post-war period and in the early 1950-s, in particular, the public holidays. The author discusses the principle reasons for inclusion of new Soviet holidays into the calendar. The main forms of carrying out the calendar holidays during the considered period are investigated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг»

УДК 398.332 ("451") Шаповалов Сергей Николаевич

кандидат исторических наук,

преподаватель кафедры истории и культурологии

Кубанского государственного университета

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРАЗДНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ В 1945-1950-Е ГГ.

Shapovalov Sergey Nikolaevich PhD in History,

Lecturer, History and Cultural Science Department, Kuban State University

REORGANIZATION OF THE SOVIET HOLIDAY CALENDAR IN THE 1945-1950-S

Аннотация:

В статье рассмотрены основные тенденции преобразования праздничного календаря в послевоенный период и в первой половине 1950-х гг. Основной упор в статье сделан на исследовании государственных праздников. Выделены основные причины включения в календарь новых советских праздников. Исследованы основные формы проведения календарных праздников в рассматриваемый период.

Ключевые слова:

выходной день, государственный праздник, Новый год, реорганизация, праздник, День Победы, праздничный календарь, торжество.

Summary:

The article considers the main tendencies of transformation of the holiday calendar during the post-war period and in the early 1950-s, in particular, the public holidays. The author discusses the principle reasons for inclusion of new Soviet holidays into the calendar. The main forms of carrying out the calendar holidays during the considered period are investigated.

Keywords:

day off, public holiday, New Year, reorganization, holiday, Victory Day, holiday calendar, celebration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После успешного окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в СССР началось длительное и крайне тяжелое возвращение к показателям и стандартам мирной жизни. В производственные планы и массовое сознание внедрялись идеи скорейшего достижения и преодоления довоенных темпов развития. От населения страны, как и в предшествующие годы, требовали самоотверженного труда на благо Родине. Существовала вполне объективная потребность не только в увеличении эффективности труда, но и высвобождении дополнительного рабочего времени и сокращении бюджетных расходов. В этих условиях дорогостоящие торжественные мероприятия и праздники не вписывались в общую картину восстановительного и созидательного труда.

Одним из путей решения этой проблемы стала реорганизация праздничного календаря. Ее характерной чертой являлось уменьшение числа праздников, обладавших статусом выходного дня, и использование имеющихся торжеств для активизации трудовой деятельности населения. Прежде всего это затронуло государственные праздники, которые, в силу своего особого положения, во-первых, являлись выходными днями, а во-вторых, требовали серьезных материальных и людских затрат на их подготовку и проведение. Поэтому сокращение количества выходных дней позволяло не только увеличивать продолжительность трудового времени, но и экономить денежные средства. Такой поворот в отношении праздников был неновым и уже имел место в конце 1920-х и в начале 1940-х гг.

Действовавший после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. табель-календарь включал в себя такие государственные праздники, как: День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г. (22 января); День Всемирного праздника трудящихся (1 мая); Праздник Победы (9 мая); Праздник Победы над Японией (3 сентября); годовщина Октябрьской социалистической революции (7 и 8 ноября); День Сталинской Конституции (5 декабря) [1, л. 1].

Из всей совокупности торжеств лишь праздники Победы были внесены в календарь в 1945 г. после завершения военных действий против Германии и Японии. Сложившийся в результате этих событий послевоенный праздничный календарь впервые в своей истории состоял не из заимствованных праздников, как наблюдалось ранее, а из дней, имевших колоссальное идеологическое и символическое значение для Советского государства. Календарь носил достаточно милитаризированный характер, так как включал в число праздничных дней два военных праздника.

Внесенные в календарь в 1945 г. торжества так и не успели обрести и выработать собственные праздничные ритуалы и традиции. Все формы проведения Дня Победы над фашистской Германией за исключением вечернего салюта повторяли типичные сценарии советских праздников довоенного периода. Например, празднование 9 мая в 1947 г. сопровождалось народными гуляниями в парках и на площадях, декорированием жилых домов, государственных и общественных зданий, улиц и площадей знаменами, плакатами и портретами руководителей

ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА (2015, № 1)

партии и правительства, организацией патриотических выставок в музеях [2]. Лишь вечерний салют в столице и крупных советских городах относился к новой праздничной традиции, сформировавшейся в условиях военного времени.

Фактически День Победы в послевоенный период полномасштабно отмечался лишь два раза (в 1946 и 1947 гг.). С 23 декабря 1947 г. 9 мая (Праздник Победы) был объявлен рабочим днем [3]. Указ не отменял, а тем более не запрещал празднование Дня Победы над фашистской Германией, но фактически привел к свертыванию масштабных мероприятий, напоминавших о военной составляющей праздника.

Для подтверждения обратимся к опыту празднования Дня Победы над фашистской Германией в 1948 г. в Краснодаре. В этот день в городе состоялся общегородской массовый воскресник, участие в котором приняли несколько тысяч людей. Деятельность участников воскресника была направлена на реконструкцию трамвайных путей и улучшение инфраструктуры транспорта. Кроме того, в городе организовали народные гуляния, концертные выступления коллективов самодеятельности, детский праздник, блицтурнир футбольных команд и легкоатлетическую эстафету [4]. Ни одно из этих мероприятий напрямую не было связано с военной тематикой и символами Победы.

В этом же году в календарь была внесена еще одна поправка, причем изменение вновь коснулось недавно введенного государственного праздника - Праздника Победы над Японией. С 7 мая 1947 г. 3 сентября (Праздник Победы над Японией) стало рабочим днем [5]. С этого момента официальная информация о празднике практически перестала публиковаться. Постепенно Праздник Победы над Японией стал исчезать из общественного сознания.

Непродолжительная история празднования Дня Победы над Японией, по нашему мнению, была обусловлена рядом причин. Во-первых, война милитаристской Японии была объявлена СССР уже после завершения военных действий в Европе, поэтому она не воспринималась населением как вынужденная, всенародная, «священная война». Во-вторых, участие СССР в войне против Японии было непродолжительным - с 8 августа по 2 сентября 1945 г. (а фактически до 28 августа). Данное обстоятельство не умаляло боевых заслуг советского народа в разгроме Японии, но в сознании населения главной стала именно победа над Германией. Одним из доказательств этого может служить следующий пример. После 3 сентября 1947 г. (т. е. отмены выходного по случаю праздника) в средствах массовой информации перестали публиковать материалы и поздравления с Победой над Японией.

Некоторой компенсацией за уменьшение дней отдыха в календаре можно рассматривать Указ Президиума Верховного Совета от 23 декабря 1947 г. «Об объявлении 1 января нерабочим днем» [6]. Этот праздник ранее был выходным днем в период с 1918 по 1929 гг. В предшествовавший период новогоднее торжество вобрало в себя множество ритуалов и традиций. Среди них: декорирование помещений, обмен подарками и сувенирами, устройство новогодних елок для детей и школьников и вечеров для взрослого населения, обмен поздравительными письмами, открытками и телеграммами, телефонными звонками с поздравлениями, организация новогодних базаров и ярмарок с широким ассортиментом товаров [7, л. 433].

Феномен Нового года заключался в том, что в послевоенный период он «прижился» без помощи со стороны партии и правительства. Более того, он завоевал огромную популярность среди населения, став коллективным и семейным праздником за минимально короткий срок. Возможно, это было обусловлено тем, что Новый год, ставший преемником Рождества, был уникальным связующим звеном между поколениями, родившимися в дореволюционной России, в постреволюционной стране и в послевоенный период. Это был единственный государственный праздник, в котором официальная символика не воспринималась населением как внешняя, «навязанная». Красные звезды на вершине елей, Кремль и куранты органично вошли в его структуру вместе с елочными игрушками, в которых запечатлевались успехи и достижения государства.

Тем не менее новогоднее торжество теснейшим образом было связано и с официальными мероприятиями, которые предваряли праздник. Накануне Нового года подводились итоги соревнования, развития различных отраслей народного хозяйства, выполнения пятилетних планов. К празднику выдавались премии разного достоинства, происходило награждение медалями, почетными званиями и грамотами, вручались подарки; устраивались праздничные вечера [8, л. 134].

На этом реорганизация праздничного календаря не была завершена. В начале 1950 г. еще один календарный праздник лишился статуса выходного дня. С 7 августа 1951 г. День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г. (22 января) был объявлен рабочим днем [9, с. 54]. Подобное решение объяснялось типичными официальными причинами: «многочисленными пожеланиями трудящихся» и «заявлениями от профсоюзных и других общественных организаций», по мнению которых нерабочий праздничный день не соответствовал характеру траурных событий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение статуса этого праздника, по всей видимости, было связано с тем, что он не мог быть использован для трудовой мобилизации населения. Этому способствовало как само символическое значение дня (траурно-торжественное), так и формы его проведения. Традиционно в преддверии годовщины памяти В.И. Ленина на предприятиях, в МТС, совхозах, колхозах, учреждениях, образовательных заведениях, библиотеках, клубах, избах-читальнях, театрах и кино читались доклады и лекции, проводились беседы, демонстрировались кинокартины, пьесы и выставки, посвященные жизни и деятельности В.И. Ленина. Непосредственно в день «празднования» годовщины проводились торжественно-траурные собрания [10, л. 65 об]. Подобный характер «праздника» не позволял проводить ударные кампании и другие соревновательные состязания.

После проведенных реорганизации советский праздничный календарь по состоянию на 1952 г. стал содержать всего 4 праздника и 6 праздничных дней. Фактически государственных праздников осталось только три, так как Новый год в массовом сознании выступал больше как приватный, а не общественно-политический праздник. В подобном виде праздничный календарь просуществовал вплоть до середины 1950-х гг.

4 января 1955 г. ЦК КПСС принял постановление «О дне памяти В.И. Ленина», в котором подчеркивалось, что «целесообразно отмечать память В.И. Ленина не в день его смерти... а в день рождения - 22 апреля, придав этой дате значение праздника.» [11, с. 54].

Изменение партийной и государственной позиции в отношении Дня памяти В.И. Ленина, по нашему мнению, было обусловлено чисто идеологическими соображениями. После смерти И.В. Сталина новому руководство партии и правительства было жизненно необходимо возвратить и закрепить в общественном сознании тезис о том, что КПСС продолжает политику В.И. Ленина. Это придавало легитимность политической верхушке, находившейся у власти. Кроме того, в стране уже был апробирован опыт проведения Дня памяти И.В. Сталина в 1954 г., что тем более актуализировало возвращение в жизнь «ленинского дня».

15 марта 1955 г. Президиум ЦК КПСС, рассмотрев вопрос «О 85-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина», постановил: «Провести годовщину как всенародный праздник, под знаменем мобилизации трудящихся на строительство коммунизма.» [12, л. 35]. Последовавшее в апреле 1955 г. празднование годовщины со дня рождения В.И. Ленина включало в себя чтение лекций, докладов, проведение бесед, выступления по радио, публикацию в печати сведений о жизни и деятельности В.И. Ленина. Повсеместно происходили торжественные заседания, собрания и демонстрации. Неотъемлемой частью празднования стала традиция проведения субботников, которая прочно утвердилась в общественном сознании.

Включение в календарь в качестве праздника годовщины со дня рождения В.И. Ленина (без статуса выходного дня) ознаменовало поворот в отношении к государственным праздникам - от сокращения их числа к увеличению. Этому способствовало успешное восстановление сельскохозяйственного и промышленного производства страны, преодоление негативных последствий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Немаловажным было стремление продемонстрировать достижения социалистической системы как собственным гражданам, так и союзным социалистическим странам, делегации которых периодически посещали страну и даже присутствовали на различных празднованиях.

Подводя итоги, можно отметить, что реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг. осуществлялась преимущественно за счет сокращения числа государственных праздников, обладавших статусом выходного дня. Следствием этого было высвобождение времени для труда и экономия средств, отпускаемых на организацию праздников. В результате праздничный календарь сократился до четырех государственных праздников и шести праздничных дней. Лишь с середины 1950-х гг. наметилась тенденция к количественному росту праздничных дней в календаре, которая, однако, не привела к увеличению числа выходных дней.

Ссылки:

1. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774-Р. Оп. 2. Д. 1445.

2. Правда. 1947. 10 мая.

3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 45.

4. Советская Кубань. 1948. 11 мая.

5. Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. № 17.

6. Там же. № 45.

7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-988. Оп. 2. Д. 364.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: очерки истории. СПб., 2001.

9. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938-1975. М., 1975. Т. 3.

10. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 736.

11. Сборник законов СССР.

12. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1911.