УДК 378.147.13 ГРЯДУНОВА Е.Н.
кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] САВИН Л.А.
доктор технических наук, профессор, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.
Студент, Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.147.13 GRYADUNOVA E.N.
Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State
University
E-mail: [email protected] SAVIN L.A.
Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State
University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student Orel State University E-mail: [email protected]
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В РОССИИ* REORGANIZATION OF STUDENTS EDUCATION TECHNICAL DIRECTIONS IN RUSSIA
В статье рассматривается концептуальный подход к созданию обучающей программы для студентов по дисциплине прикладная механика. Выполнен анализ целей и методов мониторинга изучаемых дисциплин технической направленности. Предложены варианты заданий различной сложности для контроля полученных студентами знаний и умений по дисциплинам технической направленности.
Ключевые слова: техническое образование, учебная программа, студент, выпускник, молодой специалист.
The article deals with the conceptual approach to the creation of a training program for students in the discipline of applied mechanics. The analysis of the purposes and methods of monitoring of the studied disciplines of a technical orientation is executed. The options proposed tasks of different complexity for the control of students ' knowledge and skills in the disciplines and technical direction.
Keywords: technical education, curriculum, student, graduate, young specialist.
Введение
Число образованных людей в стране является одним из качественных показателей уровня жизни народа. Развитие страны и развитие высшего технического образования неразрывно связаны друг с другом. После Великой Октябрьской революции, четырехлетней гражданской войны количество высших учебных заведений в России уменьшилось более чем в полтора раза (рисунок 1). Только в 1934 году уровень образования достиг предреволюционного времени, в вузах страны были восстановлены ученые звание профессора, доцента и ассистента. Начали работать диссертационные Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. К 1936 г. в СССР было более 2500 профессоров, свыше 3800 доцентов, около 1800 докторов и 3000 кандидатов наук [1]. Общее число высших учебных заведений в РСФСР составило в 1940 г. 481. В дальнейшем, в течении пятидесяти лет число вузов увеличивалось незначительно и в 1990 году составило 514 высших учебных заведений, в которых обучалось 2824,5 студентов. Но к 2009 году количество вузов увеличилось вдвое (рисунок
2) и продержалось примерно на одном уровне до 2014 года, пока Минобрнауки не начало реорганизацию вузов. В процесс реорганизации в 2015 году произошло слияние двух Орловских вузов - Орловского государственного университета и Приокского государственный университета. Часть вузов как государственных, так и муниципальных были признаны не эффективными по итогам мониторинга Минобрануки и прекратили свое существование. В результате реорганизации к 2017 году количество вузов в стране приблизилось к цифре, соответствующей доперестроичного времени. В настоящее время Минобрнауки прекратило процесс объединения вузов [2], так, что вполне возможно, что существующие на данный момент времени высшие учебные заведения будут работать и дальше.
Основная часть
Программы, по которым учились студенты технических вузов с 1932 годов по 2003 год, претерпевали незначительные изменения пока Россия не подписало Болонское соглашение. Так диплом по специальности инженер-механик выданный в 1935 году содержал 36
* Представленный материал выполнен в рамках проекта №9.2952.2017/4.6. государственного задания.
© Грядунова Е.Н., Савин Л.А., Токмаков Н.В. © Gryadunova E.N., Savin L.A., Tokmakov N.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
предметов, при это только один из них - «ленинизм» относился к философскому циклу.
Согласно постановлению ЦИК СССР от 19 сентября 1932 при составлении программ необходимо было избегать их чрезмерной детализации [3]. Рекомендовано ликвидировать много предметность путем объединения раздробленных дисциплин, читающихся за короткие промежутки времени. Считалось, что предмет должен осваиваться подробно и углублено или вообще не изучаться. Однако, в дипломе, выданным в 1982 году прописано уже 58, изученных предметов. Восемь из них относится к гуманитарным: история, история КПСС, марксистко-ленинская философия, научный атеизм, политическая экономика, марксистко-ленинская эстетика, марксистко-ленинская этика, советское право. При этом число аудиторных занятий по общетехническим и техническим дисциплинам оставалось практически постоянным.
Образование было фундаментальным. Концепция фундаментального образования была сформулирована Вильгельм фон Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука. Гумбольдт осуждал улитаризм и узкую специализацию в университетском образовании, проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности, а значит и всего человеческого рода [4].
UDO _ ______
<000--—^------------
900 _
воо--------------------—
700 -------------------------------
600 ---------.------------- -----
500 ---------------.--------
400 --------------------------
"аюо0' И 03 " 05 И " ™ 09 201011 " 13 1* 15 16 17 2018
Рис. 2. Диаграмма изменения количества вузов с 1997 по 2017 годы
Фундаментальное техническое образование дает не столько конкретные формулы и определения, сколько дает понятия об истоках получения этих формул. Не столько объясняет, как и в каких конкретных ситуациях ими пользоваться, а учит понимать суть процесса. Что бы получить такое образование нужно много времени и сил. Поэтому в советское время большое количество аудиторных часов отводилось на такие науки как матема-
тика, физика, начертательная геометрия, теоретическая механика. То есть науки, которые освещают чисто теоретические вопросы и кажутся далеки от практической деятельности. Но именно они развивают логическое мышление и способность анализировать полученную информацию. Во всех технических вузах страны пользовались едиными типовыми планами, составленными по классическим учебникам, авторы которых были ведущими специалистами в своей области, реально работающие в науке и производстве. Технология чтения лекций, проведения семинаров и лабораторных работ была выверена и хорошо отработана, это обеспечивало подготовку высококвалифицированных специалистов.
Выпускник вуза приходя на завод, в конструкторское бюро не сразу решал задачи, поставленные перед коллективом. В то время было такое понятие как «молодой специалист», то есть в течении трех лет человек, руководимый более опытными работниками, осваивал и вникал в процесс данного производства. К тому же «молодой специалист» имел особый юридический статус -без специального разрешения министерства его нельзя было уволить. [5].
Но наше время диктует другие требования к выпускнику вуза. Работодателю необходимо, чтобы человек сразу приступил к работе, и эта работа была результативна. То есть выпускник вуза должен обладать прикладным образованием. Он должен знать конкретный алгоритм решения производственных задач по своей специальности. Конечно, такого образования достаточно для решения текущих и среднесрочных вопросов, для освоения уже существующей техники. Но для конструирования и разработки новых технологий и оборудования необходимо фундаментальное техническое образование.
В настоящее время выпускник бакалавриата имеет в своем дипломе порядка шестидесяти наименований дисциплин. При этом пройдены они за четыре года. Таким образом, время на изучение одной дисциплины уменьшено в два раза. Из обучающихся программах выброшены такие фундаментальные технические дисциплины как теоретическая механика, сопротивление материалов таблицы 1, 2. И только такие ведущие вузы страны, как Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт" и МГТУ им. Н.Э. Баумана оставили для своих студентов эти предметы в полном объеме [6, 7].
Объем учебной нагрузки по конкретному направлению подготовки регламентируется федеральным государственным стандартом. Так для направления 07.03.01. Архитектура от составляет 60 з.е. в год [8]. Понятие зачетная единица в российское образование было введено «болонским соглашением» и должна выражать не только объем, но и уровень знаний. Обычно содержание одной зачетное единицы равно 36 академическим часам. В нашем вузе академический час равен 50 минутам, таки образом если считать, что студент обучается 40 недель в год, а в году шесть учебных дней, то на учебу у него уходит 7,5 часов в день [9].
Таблица 2.
Направление подготовки 15.03.06 Мехатроника и робототехника; направленность (профиль) - Мехатроника
Таблица 1.
Направление подготовки 07.03.01. Архитектура. Направленность (профиль) Проектирование зданий
Название высшего учебного заведения Начертательная геометрия Теоретическая механика Сопротивление материалов
1 ОГУ им. И.С.Тергенева 54 36 34
2 Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова 50 -
3 Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт" (МИТУ-МАСИ) 70 36 48
4 Тульский государственный университет 54 - -
Начертательная Теоретическая Сопротивление
геометрия механика материалов
1 ОГУ им. И.С.Тергенева 108 108 -
2 Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова 102
3 Тульский государственный университет 70 - 120
4 МГТУ им. Н.Э. Баумана - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана 70 120 150
Что мало вероятно, учитываю практику наших студентов еще и подрабатывать. В действовавших до 1994 г. учебных планах вузов норматив еженедельной учебной нагрузки студентов составлял, как и сейчас, 54 ак. часа, но распределялся между аудиторной и внеаудиторной работой в соотношении 2:1. В настоящее время шестьдесят процентов осваиваемых зачетных единиц отданы на самостоятельно изучение. Эту модель российское образование тоже копирует с европейского. Но в европейских вузах, эта работа студента строго контролируется: преподавателям выделяются часы, закрепляются аудитории, эта работа входит в оплачиваемую нагрузку. Только строго контролируемая самостоятельная работа студента даст положительный результат обучения.
Заключение
Проблема формирования высокоинтеллектуальных инженерных кадров является ключевой в развитии промышленного потенциала, и приобретает доминирующий характер при инновационном подъеме. Поэтому современной техническое образование должно сохранить в себе лучшее, что было в Российской системе: традиционность, фундаментальность, системность и принять лучшее из зарубежных университетов: кредитно-модульную систему. рейтинг, тесты, принцип Гумбольдта: преподавать в вузе имеет право только тот, кто уже добился больших личных результатов и продолжает их получать.
Библиографический список
1. Милов Л.В. (ред.) 2006. История России XX — начала XXI века. М. Эксмо. 2006. С. 331.
2. Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России // Молодой ученый. 2017. №22. С. 172-176. https://moluch.ru/archive/156/43762/
3. Постановление ЦИК СССР от19/К 1932 года об учебных программах http://www.consultant.ru/cons
4. Гумбольдт В. О пределах государственной деятельности // В. Гумбольдт, М.: Социум, Библиотека ГВЛ: Политика, 2012 288с
5. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 n 220 / Об утверждении Положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения. https://www.inpearls.ru/
6. Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ) http://mitu-masi.ru/
7. МГТУ им. Н.Э. Баумана - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана .http://www.bmstu.ru/mstu/ works/edu/#curriculums
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура (уровент бакалавриат) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 463.
9. СазоновБ.А. Методические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ООП. Федеральный институт развития образования http://sfedu.ru/docs/obrazov/16020.pdf
References
1. MilovL. V. (ed.) 2006. The history of Russia of XX — beginning of XXI century. M. Eksmo. 2006. P. 331.
2. Kostyuchenko A.P. Statistical analysis of the main indicators of the system of higher education in Russia // Young scientist. 2017. №22. Pp. 172-176. https://moluch.ru/archive/156/43762/
3. The CEC of the USSR от!9/К 1932 on training programmes http://www.consultant.ru/cons
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
4. Humboldt V. the limits of state activity // V. Humboldt, M.: the Society, Library GVL: Policy, 2012 - 288с
5. Order of the Ministry of higher education of the USSR of 18.03.1968 n 220 / about the statement of Regulations on personal distribution of the young specialists graduating from the higher and secondary special educational institutions. https://www.inpearls.ru/
6. Moscow information technology University-Moscow Institute of architecture and construction (MITU-MASI) http://mitu-masi.ru/
7. MGTU im. N. Eh. Bauman - Moscow state technical University named after N. Eh. Bauman .http://www.bmstu.ru/mstu/works/ edu/#curriculums
8. The Federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 07.03.01 Architecture (level bachelor's degree) is approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of April 21, 2016 N 463.
9. Sazonov B.A. Guidelines for the use of credit units in the design and implementation of the PLO / BA Sazonov/ Federal Institute of education http://sfedu.ru/docs/obrazov/16020.pdf