Научная статья на тему 'Реорганизация местных органов военного управления советской республики в годы Гражданской войны (1918-1919)'

Реорганизация местных органов военного управления советской республики в годы Гражданской войны (1918-1919) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИТЕТ БЕДНОТЫ / КОМИССАРИАТ ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ (ВОЕНКОМАТ) / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОКРУЖНОЙ ВОЕНКОМАТ / ГУБЕРНСКИЙ ВОЕНКОМАТ / УЕЗДНЫЙ ВОЕНКОМАТ / ВОЛОСТНОЙ ВОЕНКОМАТ / ВОЕННО-МОБИЛИЗАЦИОННАЯ РАБОТА / COMMITTEE OF THE POOR / COMMISSARIAT OF MILITARY AFFAIRS (MILITARY REGISTRATION AND ENLISTMENT OFFICE) / MILITARY PROFESSIONAL / DISTRICT MILITARY REGISTRATION AND ENLISTMENT OFFICE / GOVERNORATE MILITARY REGISTRATION AND ENLISTMENT OFFICE / COUNTY MILITARY REGISTRATION AND ENLISTMENT OFFICE / MUNICIPAL MILITARY REGISTRATION AND ENLISTMENT OFFICE / MILITARY MOBILIZATION WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моисеев Андрей Николаевич

Статья посвящена анализу опыта Советского государства по созданию и совершенствованию структуры местных органов военного управления в наиболее сложный период Гражданской войны (1918-1919). Особое внимание уделено значению создания единого централизованного военного аппарата страны в ходе строительства новых вооруженных сил с подбором идеологически выдержанного, профессионально подготовленного личного состава на местах, строгим подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Целью научного исследования является изучение опыта по усовершенствованию штатной структуры местных органов военного управления. Раскрыты причины и условия отказа советского правительства от принципа построения армии на добровольческой основе и перехода к мобилизационному принципу с началом Гражданской войны. Показана неоправданность формирования штатов военных комиссариатов непрофессиональным личным составом и деклассированными элементами с последующей необходимостью привлечения к организации системы военкоматов бывших офицеров старой армии. Проанализированы трудности формирования органов военного управления: недостаточное финансирование всех видов обеспечения, сложность доведения директивных и основных руководящих документов до местных органов, отсутствие устойчивых и эффективных способов связи, централизованного военного управления по всей вертикали подчинения. Подтверждена важность системного построения органов местного военного управления, развития и совершенствования их штатной структуры в целях обеспечения устойчивости мобилизационной деятельности вертикали государственного и военного управления страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Моисеев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorganization of Local Military Administration Bodies of the Soviet Republic during the Civil War (1918-1919)

The study analyses the experience of the Soviet state in creating and improving the structure of local military administration bodies in the most difficult period of the Civil War (1918-1919). Special attention is paid to the importance of creating a unified centralized military apparatus of the country during the formation of new armed forces, along with the selection of ideologically aware, professionally trained personnel at the local level and strict subordination of lower bodies to higher ones. The purpose of the research is to study the experience of improving the staff structure of local military administration. It reveals the reasons and conditions for the Soviet government’s rejection of a voluntary recruitment basis and transition to a mobilization principle of an army formation with the beginning the Civil War. It is shown that staffing of military commissariats with non-professional personnel and antisocial people was unreasonable and followed by the subsequent forced involvement of former officers of the old tsar army in the organization of the military commissariat system. The author analyses the difficulties of forming military administration bodies, such as insufficient funding for all types of supplies, the complexity of delivery of guidance documents to local authorities, the lack of stable and effective means of communication, and centralized military management throughout their entire chain of command. The research confirms the importance of local military administration systematic building, staff structure development and improvement in order to ensure the stability of mobilization activities of state and military administration throughout their vertical subordination.

Текст научной работы на тему «Реорганизация местных органов военного управления советской республики в годы Гражданской войны (1918-1919)»

УДК 93/94(1918/1919)

https://doi.org/10.24158/fik.2020.2.11

Моисеев Андрей Николаевич

Moiseyev Andrei Nikolayevich

кандидат военных наук, доцент, докторант кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, заместитель начальника по учебной и научной работе филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

РЕОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1919)

PhD in Military Sciences, Associate Professor, Doctoral student of History Department, Ulyanovsk State Pedagogical University, Deputy Head for Academic Affairs and Research, Syzran branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force, N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy

REORGANIZATION OF LOCAL MILITARY ADMINISTRATION BODIES OF THE SOVIET REPUBLIC DURING THE CIVIL WAR (1918-1919)

Аннотация:

Статья посвящена анализу опыта Светского государства по созданию и совершенствованию структуры местных органов военного управления в наиболее сложный период Гражданской войны (1918-1919). Особое внимание уделено значению создания единого централизованного военного аппарата страны в ходе строительства новых вооруженных сил с подбором идеологически выдержанного, профессионально подготовленного личного состава на местах, строгим подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Целью научного исследования является изучение опыта по усовершенствованию штатной структуры местных органов военного управления. Раскрыты причины и условия отказа советского правительства от принципа построения армии на добровольческой основе и перехода к мобилизационному принципу с началом Гражданской войны. Показана неоправданность формирования штатов военных комиссариатов непрофессиональным личным составом и деклассированными элементами с последующей необходимостью привлечения к организации системы военкоматов бывших офицеров старой армии. Проанализированы трудности формирования органов военного управления: недостаточное финансирование всех видов обеспечения, сложность доведения директивных и основных руководящих документов до местных органов, отсутствие устойчивых и эффективных способов связи, централизованного военного управления по всей вертикали подчинения. Подтверждена важность системного построения органов местного военного управления, развития и совершенствования их штатной структуры в целях обеспечения устойчивости мобилизационной деятельности вертикали государственного и военного управления страны.

Ключевые слова:

комитет бедноты, комиссариат по военным делам (военкомат), военный специалист, окружной военкомат, губернский военкомат, уездный военкомат, волостной военкомат, военно-мобилизационная работа.

Summary:

The study analyses the experience of the Soviet state in creating and improving the structure of local military administration bodies in the most difficult period of the Civil War (1918-1919). Special attention is paid to the importance of creating a unified centralized military apparatus of the country during the formation of new armed forces, along with the selection of ideologically aware, professionally trained personnel at the local level and strict subordination of lower bodies to higher ones. The purpose of the research is to study the experience of improving the staff structure of local military administration. It reveals the reasons and conditions for the Soviet government's rejection of a voluntary recruitment basis and transition to a mobilization principle of an army formation with the beginning the Civil War. It is shown that staffing of military commissariats with non-professional personnel and antisocial people was unreasonable and followed by the subsequent forced involvement of former officers of the old tsar army in the organization of the military commissariat system. The author analyses the difficulties of forming military administration bodies, such as insufficient funding for all types of supplies, the complexity of delivery of guidance documents to local authorities, the lack of stable and effective means of communication, and centralized military management throughout their entire chain of command. The research confirms the importance of local military administration systematic building, staff structure development and improvement in order to ensure the stability of mobilization activities of state and military administration throughout their vertical subordination.

Keywords:

committee of the poor, commissariat of military affairs (military registration and enlistment office), military professional, district military registration and enlistment office, governorate military registration and enlistment office, county military registration and enlistment office, municipal military registration and enlistment office, military mobilization work.

Смена государственного строя, произошедшая после Октябрьской социалистической революции, разрушила не только прежний государственный аппарат, но и всю систему местных органов военного управления. Большевики сначала, еще до прихода к власти, исходили из программной установки на слом старой армии и замену ее всеобщим вооружением народа [1, с. 63]. Принцип добровольчества, положенный в основу формирования вооруженных сил, не оправдал себя уже к

весне 1918 г. «Выборные начала» подорвали боеготовность создаваемых частей. Дисциплина в немногочисленных формированиях отсутствовала, численность личного состава не удавалось увеличить из-за дезертирства, осуществить эффективно мобилизацию в сложившихся условиях не представлялось возможным, несмотря на огромные финансовые затраты [2]. Проведенные выборы командиров частей, начальников управлений военных учреждений привели к тому, что мало кто из них сохранил свою должность, причем заменить их мог кто угодно, вплоть до писаря управления [3]. Коллегиальная форма организации работы, существовавшая при военных отделах и пришедших им на смену учетных отделах Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, оказалась неприемлема и даже вредна, так как нарушался принцип единоначалия и централизованного управления войсками, округа лишались нижестоящего военно-административного аппарата [4].

В условиях разгорающейся Гражданской войны и иностранной интервенции поиск новых форм организации вооруженных сил и системы руководства на всех уровнях проходил сложно. Отсутствие распоряжений из центра заставляло проявлять инициативу на местах и формировать органы военного управления по-разному. Для того чтобы упорядочить этот процесс, а также в целях сохранения полных сведений мобилизационного и военно-хозяйственного характера и всех нитей военного управления в низовом звене, Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) 8 апреля 1918 г. принимает декрет «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» [5]. Таким образом, создавались новые учреждения -военные комиссариаты (военкоматы), которые по сути своей оставались переименованными управлениями уездных воинских начальников и местных бригад, выполняя функции и сохраняя дореволюционную структуру аппарата местного военного управления. Организация военкоматов зачастую зависела от дисциплинированности, исполнительности персонала имеющихся военных отделов Советов, качества их работы [6].

Для инспектирования строительства частей и учреждений Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) Народный комиссариат по военным делам РСФСР (Наркомвоен) учредил 24 апреля 1918 г. Высшую военную инспекцию (ВВИ) под руководством Н.И. Подвойского, в обязанности которой входило решение спорных вопросов по организации и формированию войск и военкоматов [7].

В соответствии с разработанными ВВИ должностными требованиями предписывалось назначать руководителями волостных военных комиссариатов лиц из числа бывших офицеров со стажем службы не менее восьми лет или прапорщиков со стажем не менее десяти лет. Предпочтение отдавалось «семейным», из числа раненых и неспособных служить в войсках [8].

Для службы на руководящих должностях в уездных военкоматах рекомендовалось привлекать бывших уездных начальников или их помощников, а также офицеров с двухлетним боевым опытом или двенадцатилетним стажем военной службы, выдержавших проверочные испытания по программе подготовки на должность воинских начальников при окружном военном комиссариате.

Губернскими военкомами, в соответствии с требованиями вВи, могли назначаться бывшие начальники местных бригад, офицеры с должностным стажем командира полка не менее двух лет. При отсутствии таковых допускалось назначение лиц из числа бывших уездных воинских начальников. Основным условием был военный профессионализм и опыт службы в старых органах местного военного управления. Однако укомплектовать создаваемые военные комиссариаты различного уровня необходимой категорией руководителей не представлялось возможным. Причин для этого было несколько: одна часть бывшего контингента находилась на стороне противника, другая - не имела желания помогать Советам по идейным соображениям или не верила в их жизнеспособность. В связи с этим руководящие должности в военных комиссариатах зачастую занимали непрофессионалы, пьяницы, лентяи и карьеристы, стремящиеся к власти и льготам, а нередко и сознательные вредители [9].

Процесс перехода к единой структуре местных военных органов затягивался, порой оставляя в действии бесформенные рудименты Советов - их военные отделы [10]. По некоторым данным, за апрель и май 1918 г. в европейской части страны (в 33 губерниях и 304 уездах) было создано всего 14 губернских и 50 уездных военкоматов [11].

В середине мая 1918 г. ВЦИК в строгой форме потребовал от всех губернских, уездных и волостных Советов неукоснительного и безоговорочного выполнения требований декрета «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам» от 8 апреля 1918 г. с установлением недельного срока на создание военных комиссариатов на местах под личную ответственность председателей местных Советов и военных отделов. Жесткое давление ВЦИК значительно ускорило создание и строительство местного военного аппарата [12].

Первоначально военный комиссариат имел в своем составе отделы: агитационно-вербовочный, формирования и обучения, учетный, инструкторский, санитарный, снабжения, транспортный, а также комендантскую часть. С осени 1918 г. проводились следующие организацион-

ные изменения: отдел формирования и обучения был переименован в отдел всевобуча, агитационно-вербовочный отдел - в агитационно-просветительский, объединены отделы снабжения и формирования, учрежден квартирный отдел. После реформирования структуры изменился и количественный состав основных руководящих специалистов военкоматов, у военного руководителя количество помощников возросло до 5 чел., а общий офицерский состав в губернских военкоматах доходил до 57 чел. в возрасте от 20 до 30 лет [13].

Создание уездных военкоматов происходило на фоне дефицита денежных средств. Бюджет как уездных, так и волостных военных комиссариатов был утвержден только в августе 1918 г. На оборудование уездных комиссариатов отпускалось 2 тыс. р. и 200 р. на ежемесячные канцелярские расходы, волостных - 1 тыс. р. и 50 р. соответственно. Зарплату служащим военкоматов и солдатам местных караульных рот задерживали по два-три месяца, это вызывало недовольство в их рядах и снижение темпов мобилизационной работы [14].

Еще одним фактором, тормозящим процесс становления местных органов военного управления, стал дефицит профессионального персонала. Кадровый подбор руководителей на должности военных комиссаров и военных руководителей осуществляли соответствующие Советы из числа наиболее работоспособных служащих предыдущих организаций - сотрудников учетных отделов управлений воинского начальника и уездных воинских присутствий. Важным критерием являлась партийная принадлежность, выбирались два комиссара, как правило, из числа бывших кадровых офицеров: один - от РКП(б), второй - от эсеров [15].

Выполнение последнего условия вызывало особые затруднения. При создании в 6 военных округах европейской части страны 6 окружных, 33 губернских, 304 уездных и около 6,5 тыс. волостных военных комиссариатов минимальная потребность в сотрудниках составляла: в окружном военкомате - 486 чел., губернском - 129, уездном - 83 и волостном - 10 чел. Максимально необходимо было около 100 тыс. специалистов из числа бывших офицеров и чиновников для качественного и полного укомплектования военкоматов всех уровней. Сложнее всего проходил процесс формирования волостных военкоматов, который находился в зависимости от создания волостных Советов, их количество на весну 1918 г. по России не превышало 63 %. Летом 1918 г. основная часть волостных военкоматов не была организована из-за отсутствия офицеров, желающих добровольно занять должности военруков. Положительная тенденция в становлении уездных и волостных военкоматов возникла лишь с началом мобилизации старого офицерского корпуса. При проведении первой и последующих мобилизаций в 1918 г. до 50 % и более мобилизованных офицеров были направлены на организацию военного аппарата в уездах и волостях [16].

По критерию партийной принадлежности военкомов и военруков в волостных военкоматах европейской части страны сложилась следующая ситуация: представители партии большевиков и сочувствующие им - до 51 %, левые эсеры и сочувствующие им - 7 %, беспартийные и незначительное число анархистов-коммунистов - 3 %. По стране в целом (в 21 губернии и 5562 волостях) среди волостных военкомов рабочих было 21,8 %, выходцев из бедняцко-середняцких слоев крестьянства - 53,4 % [17].

Процесс организации военно-мобилизационной работы в созданных военкоматах тормозился из-за отсутствия разработанных центральными органами декретов, директив, распоряжений, инструкций и указаний о методах и формах ее проведения, руководство не знало, что делать и чем заниматься на местах [18].

Зачастую делу становления военкоматов мешал человеческий фактор. Сотрудники отдельных военкоматов в силу низкого профессионализма относились к своим обязанностям пассивно, работу не знали, в требования поступивших документов не вникали, а занимались пьянством, грабежами и денежным расточительством. Население в волостях проявляло к организации военкоматов враждебное отношение. В волостных Советах также негативно воспринимались вновь создаваемые органы военного управления. Их считали «рассадниками» чиновничества и бюрократии, категорически отказываясь от выборов волостных военкомов.

Проникновение в волостные Советы большого количества лавочников, священнослужителей, кулаков, бывших мелкопоместных помещиков и полицейских стало еще одним фактором, мешающим становлению и развитию местного военного аппарата. С проявлениями саботажа боролись с помощью чисток Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). В итоге к началу 1919 г. в РСФСР было создано 7 окружных, 39 губернских, 385 уездных и около 7 тыс. волостных военкоматов [19, с. 176].

В создание централизованной системы военных комиссариатов вмешивались руководители гражданских учреждений, таких как сельсоветы и комитеты бедноты. Они на свое усмотрение, без согласования с вышестоящими звеньями снимали неугодных должностных лиц, самостоятельно изменяли структуру военкоматов. Кроме того, мобилизационные отделы армий и фронтов по собственному усмотрению объявляли мобилизации, не извещая об этом губернские военкоматы [20].

На местном уровне уездные и волостные комиссары из-за политического недоверия к военным руководителям (военрукам), а также желания быть выше в военной иерархии на свое усмотрение вели техническую работу по формированию воинских частей. Низкая профессиональная компетентность, незнание сотрудниками военкоматов своих должностных обязанностей приводили к тому, что они зарывались в канцелярской работе, путали распределение бумаг между отделами, тратили много времени на разборку почты. Большое количество бланковой документации, штампов, печатей просто терялось, из-за этого срывалось выполнение задач по своевременному и качественному учету мобилизационных ресурсов. Недостаток средств сказывался во всем, даже элементарной бумаги не хватало. Для переписки использовались обрывки черновиков, оберточные листы, конверты изготавливались из старых газет. Усугублялось положение необходимостью ведения неоправданно большой отчетности и оценки качества работы военкоматов и других государственных учреждений по количественным показателям - обработанным документам [21].

Отсутствие в военкоматах достаточного числа образованных и интеллигентных служащих становилось причиной хамства и грубости в общении. Многие военкомы в работе с людьми вели себя по старинке, как царские чиновники, применяли угрозы, матерную брань, сводили личные счеты с неугодными подчиненными. Приказы, распоряжения и указания не исполнялись, до подчиненных не доводились и не изучались, тем самым разрушалась вертикаль власти [22].

Множество нарушений трудовой дисциплины работников военкоматов происходило по причине частых и неоправданных невыходов на работу, несмотря на то что они имели весьма щадящий распорядок рабочего дня (с 10 до 16 часов), «нормой» были опоздания на службу и досрочный уход с нее. Увеличение продолжительности рабочего дня на один час (с 10 до 17 часов) приказом Революционного военного совета республики (РВСР) с 28 ноября 1918 г. не улучшило качества работы, а только принесло дополнительные финансовые расходы, так как седьмой час работы оплачивался как сверхурочный.

Низкая заработная плата служащих и сотрудников становилась причиной текучести кадров. Гражданские служащие военкоматов получали в первом полугодии 1918 г. от 325 до 375 р., губернский военком - 600 р., волостной - 450 р., военрук - 550 р., и это при условии отсутствия дополнительного дохода от населения или приусадебного участка. Зарплаты на тот момент в гражданских ведомствах составляли от 325 до 750 р. С ростом инфляции с января 1919 г. губернский военком стал получать 900 р., военрук - 950 р., уездный военрук - 650 р. В целях усиления ответственности приказом РВСР № 451 от 8 марта 1919 г. военным руководителям установили оклад по должности на 20 % выше, чем военным комиссарам [23].

Распределение финансовых средств военкоматов всех уровней находилось на весьма низком уровне, бухгалтерская отчетность велась с грубейшими нарушениями (журналы велись небрежно, с множеством исправлений и подчисток). Товары и продукты для караульных рот закупались на рынках по завышенным ценам, без оформления финансовой отчетной документации. Из-за бесконтрольности допускали растрату казенных денег и имущества начальники отделений снабжения и сами военкомы в ходе различных несанкционированных командировочных поездок. Подобное было характерно для всего военного аппарата страны. Поэтому РВСР своим приказом № 40 от 12 июня 1918 г. запретил убытие военнослужащих из гарнизона без соответствующего на то основания - распоряжения вышестоящих военных органов власти [24].

Созданным военным комиссариатам на различных уровнях из-за сложностей государственного и военного строительства приходилось выполнять не имеющие, на первый взгляд, прямого отношения к их обязанностям задачи. Летом 1918 г. волостные военкоматы должны были участвовать в организации комитетов бедноты, вести работу с пленными и беженцами, проводить учет конского и другого подвижного состава у населения, осуществлять сбор холодного и огнестрельного оружия, амуниции и имущества, оставленного при отступлении частями противника, контролировать деятельность особых отделов и выполнять ряд других задач [25].

В соответствии с требованиями приказа Наркомвоена № 789 от 30 августа 1918 г. при всех губернских военкоматах предписывалось сформировать «караульные батальоны», а при уездных военкоматах - «караульные роты», основное предназначение которых заключалось в выполнении полицейских и карательных функций, таких как подавление антиправительственных выступлений в уездах (руководили акциями не работники милиции или ЧК, а военкомы) [26].

Снижению эффективности работы военкоматов способствовало отсутствие устойчивой многоканальной связи между военкоматами от волостного до окружного и со штабами военных округов. Подобные обстоятельства наносили непоправимый ущерб политической и культурной репутации военных комиссариатов, приводили к конфликтным ситуациям, что в свою очередь становилось одним из факторов, тормозивших становление и развитие Красной армии [27].

Опыт строительства и существования военных комиссариатов в течение 8 месяцев показал, что декретное положение о военкоматах, объявленное правительством 8 апреля 1918 г., не

соответствовало требованиям времени. В связи с этим руководство страны в конце 1918 г. приступило к реорганизации аппарата местного военного управления [28].

Серьезным изменениям подверглись волостные военкоматы, ставшие составной частью исполкомов волостных Советов. В соответствии с этим вся ответственность по проведению мобилизационных мероприятий возлагалась на председателя исполкома волостного Совета. В волостных военных комиссариатах были сокращены штаты на 84 тыс. чел., в уездных - увеличено количество сотрудников до 154 чел., в губернских - до 254 чел. Такое перераспределение сил и средств дало государству ежемесячную экономию до 18 млн р. [29].

Таким образом, процесс становления системы местного военного управления проходил одновременно с началом Гражданской войны в России и столкнулся с рядом как объективных, так и субъективных трудностей, которые оказали влияние на призыв граждан в вооруженные силы и формирование воинских частей и подразделений. Однако последовательная политика, проводимая советским правительством по построению в стране системы местных военных органов управления, предназначенных для выполнения своей основной задачи - проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов в военное время, принесла свои результаты, и в целом можно считать ее полностью оправданной.

Ссылки:

1. Беспалов В.В. Исторический опыт становления и развития (эволюции) государственного и военного управления России в период с 1917 до середины 1960-х гг. : монография М., 2012. 367 с.

2. Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам! Воспоминания. М., 1958. 358 с. ; Молодцыгин М.А. Красная армия. Рождение и становление. 1917-1920 гг. М., 1997. 231 с.

3. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1606. Оп. 1. Д. 55. Л. 299, 300 об., 308 об., 309 ; Д. 195. Л. 18, 19.

4. Данилов В.Д. Организация стратегического руководства Советскими Вооруженными Силами (1917-1920 гг.) // Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 21 ; Молодцыгин М.А. Создание местных органов военного управления // Там же. 1968. № 5. С. 103-106.

5. Декреты советской власти : сборник : в 17 т. М., 1959-2006. Т. 2. М., 1959. С. 63-70.

6. Молодцыгин М.А. В.И. Ленин и строительство военного аппарата в первый год советской власти // Военно-исторический журнал. 1978. № 4. С. 80-84.

7. Левенштейн М.Н. Важное звено военного управления. О деятельности Высшей военной инспекции (1918-1919 гг.) // Военно-исторический журнал. 1976. № 8. С. 85 ; Степанов Н.Т. Военно-организаторская деятельность Н.И. Подвойского // Там же. 1980. № 2. С. 66.

8. Молодцыгин М.А. Создание местных органов ...

9. Из истории Гражданской войны и военной интервенции в СССР : комплекты документов из фондов РГВА / сост. Н.Е. Елисеева. М., 1990. Документ № 1 ; Кондрашин В.В. Информационные материалы Пензенской губЧК о своей деятельности и положении в Пензенской губернии в годы Гражданской войны // 80 лет ВЧК до ФСБ. Пенза, 1998. С. 144 ; Красные и белые: 1918-1920 гг. : комплекты документов из фондов РГВА / сост. И.В. Успенский. М., 1998. Документ № 1 ; Советская деревня глазами ВЧК - ОГПУ - НКВД. 1918-1939. Документы и материалы : в 4 т. Т. 1. 1918-1922 гг. М., 1998. С. 738.

10. Молодцыгин М.А. Создание местных органов ...

11. Гражданская война в СССР : в 2 т. / под ред. Н.Н. Азовцева. Т. 1. М., 1980. 367 с. ; Гражданская война и военная интервенция в СССР : энциклопедия / под ред. С.С. Хромова. М., 1983. 704 с. ; История Гражданской войны в СССР : в 5 т. Т. 3. М., 1958. 740 с. ; Кляцкин С.М. На защите Октября: организация регулярной армии и милиционное строительство в Советской республике. 1917-1920. М., 1965. 475 с.

12. Кораблев Ю.И. Троцкий Лев Давидович // Реввоенсовет Республики : сборник статей. М., 1991. С. 19-55 ; Степанов Н.Т. Указ. соч. С. 66.

13. Молодцыгин М.А. Красная армия ...

14. Там же.

15. Степанов Н.Т. Указ. соч. С. 66.

16. Молодцыгин М.А. В.И. Ленин и строительство ...

17. Кондрашин В.В. Крестьянское движение в Поволжье в 1918-1922 гг. М., 2001. 544 с.

18. Молодцыгин М.А. Красная армия ...

19. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. «Антоновщина» : документы и материалы / сост. В. Данилов [и др.]. Тамбов, 1994. 332 с.

20. Портнов В.П., Славин Н.М. Правовые основы строительства Красной армии. 1918-1920 гг.: историко-юридическое исследование. М., 1985. С. 84.

21. Левенштейн М.Н. Указ. соч. С. 85 ; Молодцыгин М.А. Красная армия ...

22. Молодцыгин М.А. Создание местных органов ...

23. Молодцыгин М.А. В.И. Ленин и строительство ...

24. Там же.

25. Данилов В.Д. Указ. соч. С. 21.

26. Кондрашин В.В. Указ. соч. С. 144 ; Советская деревня глазами ВЧК - ОГПУ - НКВД ... С. 738.

27. Портнов В.П., Славин Н.М. Указ. соч.

28. Молодцыгин М.А. Красная армия ... ; Молодцыгин М.А. Создание местных органов ...

29. Молодцыгин М.А. В.И. Ленин и строительство ...

Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.