оборудования, управления и структуры схемы. Поэтому представленные результаты могут найти применение на предприятии - изготовителе оборудования. Используя полученные взаимозависимости, возможно найти допустимые области значений параметров оборудования и управления, что и обеспечит обоснованную конструкцию оборудования и соответствующие этой конструкции параметры управления. Очевидно, что поверхности, представленные на рис. 2, 3, или аналогичные им, могут дать такие области значений параметров, которые будут просто физически не реализуемы. В этом случае придется решать оптимизационную задачу, в которой критериями (или ограничениями) могут являться экономические характеристики.
Получив области целесообразных значений параметров оборудования и управления, производитель оборудования выступает в качестве не просто создателя аппарата или механизма, он становится квалифицированным консультантом по разработке, модернизации и эксплуатации обогатительной техники в целом и системы управления ею.
Таким образом, процесс проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации сложных технических агрегатов, технологических процессов и систем управления ими в значительной степени может быть проверен посредством их имитационного моделирования. При этом информационная связующая модель, построенная описанным в [1, 2] способом, обеспечила получение новых знаний.
Библиографический список
1. Петров А.В. Теория автоматизированного синтеза имитационных моделей технологических процессов обогащения полезных ископаемых. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. 80 с.
2. Петров А.В. Трансформированный метод структурных графов для моделирования и анализа технологических схем обогащения полезных ископаемых // Цветные металлы. 1993. № 5. С. 59-63.
3. Петров А.В. Топологический анализ технологических процессов. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 20086120219 от 23.04.2008 г.
4. Петров А.В., Нгуен Ван Чи. Графический редактор технологических схем обогащения полезных ископаемых. Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2011616786 от 31.08.2011 г.
УДК 004.021
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ?
© А.В. Петров1, П.А. Петров2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Для успешного развития бизнеса, повышения его конкурентоспособности необходимо совершенствовать информационную систему предприятия. Исследовано влияние информационной среды организации на отдельные бизнес-процессы и на организацию в целом. Рассмотрена методика использования концепции информационных слоев в рамках мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий разных сфер. Определена возможность использования облачных сервисов для предприятий малого бизнеса и новых компаний. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: информационные системы; информационные технологии; системология; обработка данных; эффективность процессов.
INFORMATION SYSTEM REORGANIZATION AS CHANCE TO GO TO ANOTHER DEVELOPMENT LEVEL FOR A COMPANY
A.V. Petrov, P.A. Petrov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The paper indicates the need in improving the enterprise information system for successful business development and increasing its competitiveness. It studies the effect of the organization information environment on some business processes and the organization as a whole. The application procedure of the concept of information layers within the measures on increasing the efficiency of enterprises of various fields of activity is considered. The possibility of using cloud services both for small businesses and new companies is determined.
1 Петров Александр Васильевич, доктор технических наук, профессор, декан факультета кибернетики, тел.: (3952) 405162, e-mail: petrov@istu.edu
Petrov Alexander, Doctor of technical sciences, Professor, Dean of the Faculty of Cybernetics, (3952) 405162, e-mail: pe-trov@istu.edu
2Петров Павел Александрович, кандидат экономических наук, заместитель начальника управления научной деятельностью, (3952) 405854,e-mail: pavel.petrov@istu.edu
Petrov Pavel, Candidate of Economics, Deputy Chief of the Department of Scientific Activities, (3952) 405854, e-mail: pavel.petrov@istu.edu
2 sources.
Key words: information systems; information technologies; systemology; data processing; process efficiency.
Жизненный цикл любой организации подразумевает развитие, уровень которого может быть выражен определенными количественными показателями либо качественной оценкой действий, которые совершает система. Если принять за основу тот факт, что повышение эффективности ведения дел и общего уровня развития бизнеса ведет к росту конкурентоспособности предприятия, то становится очевидным, что система, которая не развивается со временем, рано или поздно проиграет борьбу конкурентам и вынуждена будет уйти с рынка. Но для успешного развития любой системы управляющему персоналу приходится решать целый комплекс проблем. Всегда ли возможно их решить, основываясь на имеющихся бизнес-процессах, кадровом составе и различных взаимосвязях?
Любой бизнес-процесс начинается с внесения предложения о его создании и заканчивается его закрытием. Под закрытием можно понимать либо полную ликвидацию бизнес-процесса, либо его кардинальную реорганизацию, что по сути является созданием новой структуры. Кроме этого бизнес-процесс имеет определенные ограничения в своем развитии, некий потолок, выше которого улучшать показатели либо просто невозможно, либо становится крайне неэффективно. Наглядно это показывают технологические процессы, в которых имеющийся набор машин, оборудования и инструментов позволяет достичь вполне определенных практических показателей. В дальнейшем уже необходима модернизация технологии производства, что в большинстве случаев требует проведения мероприятий по реорганизации принятых схем работы. Реорганизация существующих бизнес-процессов - это процедура, позволяющая перезапустить уже отработанные годами схемы и вывести их на новый уровень эффективности. Сложность внедрения структурных изменений заключается в необходимости четкого планирования всех действий, особенно в смежных с изменяемым процессах, минимизации и прогнозирования возможных рисков, а также в высокой с экономической точки зрения затратности подобных мероприятий. Владелец бизнеса, особенно малого, соотнося степень риска, объем необходимых затрат и возможный профит от проведения реструктуризации, в большинстве случаев откажется от подобных планов, понимая, однако, что тем самым он осложняет положение своей компании: время уходит, конкуренты развиваются, а уровень своей компании остается прежним. В условиях современной рыночной экономики бывает достаточно потерять несколько процентов от доли рынка в определенной нише, и бизнес уже не сможет выйти из состояния убыточного, все заканчивается банкротством.
Реорганизация отдельных бизнес-процессов -идея в целом неплохая. Необязательно расходовать большие средства в рамках бюджета организации,при умеренных затратах эффект будет не менее заметным. Однако если между подразделениями в вопросах
реорганизации нет согласованности, то возникает существенный скрытый риск. Проведя изменения лишь некоторой части процессов, владелец бизнеса будет иметь существенные сложности в дальнейшем повышении эффективности своего дела, поскольку со временем несогласованность между отдельными элементами будет только накапливаться и, в конце концов, потребует перестройки всего бизнеса. Для оптимальной минимизации негативных последствий этого очевидного риска необходимо кардинальное переосмысление бизнес-процесса в целом и сразу. Это единственное решение, но, как уже говорилось, его принятие не всем «по карману». Патовая ситуация - бизнесмен хочет развивать свое предприятие, иметь большую и стабильную прибыль, но для этого ему необходимо использовать такие средства, которых у него нет в принципе. Как считают психологи, человеку проще поменять что-то вокруг себя, чем самого себя. Поэтому бизнесмен в большинстве случаев изменит некоторые моменты в деятельности своих сотрудников, чем в своих действиях. Но в итоге ситуация заставит его поменять что-нибудь и в своих методах управления. Есть один инструмент, который теоретически должен пронизывать весь бизнес, - это информационная система предприятия. На практике же нередки случаи, когда в одном предприятии, но в разных его отделах используются кардинально различающиеся средства работы с информацией. Подобное построение информационной среды влечет за собой тотальную несогласованность между бизнес-процессами, сложность выполнения контролирующих функций над ними и полное отсутствие перспектив грамотного, стратегически выверенного развития бизнеса.
Не всегда высокий уровень познаний управляющего состава предприятий в области информационных технологий стимулирует внедрение инновационных информационных систем на предприятиях. Современные технологии ведения документооборота, обмена информацией между подразделениями, согласования логистической стратегии, принятия и распространения управленческих решений в теории при выверенном и правильном их применении способны не только повысить эффективность ведения бизнеса, но и придать ему свойства инновационного процесса, что, в свою очередь, подразумевает более благоприятные перспективы развития.
Какие варианты может рассмотреть почти любой руководитель с целью повышения эффективности информационной среды своего бизнеса? В первую очередь это переосмысление самого понятия информации. Информация - это стратегический ресурс, который важно использовать рационально и эффективно. Японский подход к полному упорядочению всех процессов имеет право на жизнь, но серьезный рост эффективности и внедрение инноваций при нем затруднены. Сегодня не актуально заставлять сотрудников описывать все процессы, это не имеет никакого
практического смысла. К тому же «тотальная информатизация» требует существенных капиталовложений, большая частькоторых затрачивается не на оборудование и программное обеспечение, а на обучение кадров. Сотрудники - это не только «живой капитал» бизнесмена, но и один из основных источников риска. Можно затратить значительные средства на обучение специалиста, поставить его на ключевую должность, а он в один момент уйдёт к конкурентам или, например, потеряет трудоспособность (что довольно характерно для современного российского рынка специалистов). В любом случае, для получения необходимого для нужд организации уровня профессионализма компания вынуждена будет дополнительно обучать работника и вкладывать в это существенные средства.
При существующем выборе информационных технологий обеспечить надежную информационную базу для любого бизнеса возможно и с привлечением относительно небольших средств. Облачные технологии, распределенные вычисления, удаленные хранилища данных, услуги дата-центров - всё это позволяет существенно снизить вложения в оборудование на первоначальном этапе и ровнее распределить расходы на весь период реорганизации информационного пространства. С точки зрения любого экономиста это означает большие свободные активы, а с точки зрения лица, принимающего решения, это возможность в любой момент свернуть все реструктуризационные мероприятия и вывести деньги без особых потерь.Уже в краткосрочной перспективе облачные технологии повсеместно придут в бизнес. Поскольку они просты и удобны в использовании, то работать с документами, обмениваться данными и планировать развитие будет возможно не только с компьютера, ноутбука, планшета, но даже с мобильного телефона, что позволит вести свои дела фактически из любой точки мира, где есть доступ к всемирной сети.
Еще одним достоинством облачных технологий является тот факт, что для создания элементарной информационной системы в небольшой организации больше нет необходимости в формировании технической инфраструктуры для обеспечения ее деятельности. Это удобно и недорого, позволяет гибко и без дополнительных затрат удовлетворять возрастающие требования к вычислительным ресурсам. Сегодняшний уровень развития облачных сервисов не может закрыть все потребности бизнеса, особенно это касается специализированных задач. Типовые и элементарные задачи решаются облачными технологиями вполне успешно, именно поэтому их использование можно смело рекомендовать для малого и среднего бизнеса, особенно в период их организации и проведения структурных преобразований или изменений информационной системы. Наладить взаимодействие между разными бизнес-процессами становится проще и удобнее. Появляется возможность решить проблемы связи между удаленными друг от друга в географическом плане элементами системы.
Сложности возникают как раз с внедрением специализированных программ в информационную систему, изначально построенную на приоритете облач-
ных сервисов. В такойситуации кроме покупки программного обеспечения предприятию в большинстве случаев необходимо также вложить деньги в аппаратную часть. Такие затраты будут заведомо больше, чем в предприятии с классической информационной средой. Также есть один скорее не технический, а стратегический момент в использовании распределенных информационных технологий - это безопасность подобных технологий и их масштабируемость не в плане технических ресурсов, а в плане предлагаемых сервисов. Аспект безопасности - все ваши данные будут храниться не у вас, а у провайдера услуг. Несмотря на высочайший уровень надежности существует вероятность технических сбоев и даже потери данных (к таким случаям можно отнести сервис закладок Magnolia, который в 2009 году потерял все хранящиеся данные и не смог их восстановить). В случае сбоя при использовании публичных, другими словами бесплатных провайдеров услуг никто никакие убытки компенсировать не будет. Это риск, и притом риск существенный, так как неизвестно, насколько серьезным может быть сбой. Из-за таких рисков возможны трудности дальнейшего развития предприятия, особенно в инновационном ключе. В глобальном масштабе риски могут быть достаточно серьезными и требуют существенной проработки и анализа. Отсюда следует, что необходимо позаботиться о резервировании информации, представляющей ценность для компании, а также возможности прогнозирования вероятных случаев отказа информационной системы предприятия [1, 2].
Другой возможный недостаток использования облачных сервисов - это теоретическая ограниченность в предлагаемых услугах. С точки зрения достижения эффективности и прибыльности самих облачных сервисов - их провайдеры должны предлагать наиболее актуальные и перспективные услуги. В противном случае клиенты не будут пользоваться теми услугами, которые не нужны на сегодняшний день. Но инновационные идеи подчас требуют таких же инновационных ресурсов, которые заметно опережают существующие технологии и подходы. В таких случаях потребуется поддержка бизнеса иным инструментарием, но опять же не во всех аспектах, в некоторых использование рассматриваемых технологий остается вполне возможным.
Подводя итог краткому анализу сервисов, построенных на платформе облачных вычислений, можно отметить их несомненную эффективность в рамках небольших предприятий либо предприятий, распределенных в географическом плане. Экономическая эффективность подобного подхода неоспорима, расходы на поддержание информационной среды организации смещаются в сторону операционных. Это сравнимо с ситуацией, когда человеку, имеющему частный дом, для подступа к воде необходимо обустроить собственную скважину. Он устанавливает дорогостоящий насос и ежедневно тратит немало усилий на его работу. А в один прекрасный момент к дому подводят систему центрального водоснабжения. Статья расходов на воду сокращается одномоментно на несколько порядков. Если рационально подойти к вопросам обес-
печения безопасности и постоянной доступности информации, то использование облачных сервисов не содержит существенных недостатков.
Таким образом, изменение информационной среды предприятия, организация на ее основе всех бизнес-процессов возможны. Более того, это необходимо для предприятий малого и среднего бизнеса. Именно
с реинжиниринга информационной среды предприятия необходимо начинать инновационное изменение предприятия, повышение его эффективности в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Долгосрочная перспектива повсеместного внедрения таких технологий требует дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Петров П.А. Реинжиниринг бизнес-процессов с учетом возможных рисков на примере подразделения банка // Вестник ИрГТУ. 2010. № 2 (42). С. 93-97.
2. Петров П.А. Концепция обработки информации при анализе бизнес-процессов // Вестник ИрГТУ. 2010. № 7 (47). С. 259-262.