ТА. Ахмедов
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ РАБОЧИХ КУРДИСТАНА В 1999-2009 гг.
Рассматривается деятельность Партии рабочих Курдистана, раскрываются причины неоднократной реорганизации партии в течение нескольких лет после ареста турецкими властями в феврале 1999 г. ее основателя и лидера А. Оджалана. Анализируется стремление Совета Президиума ПРК урегулировать курдский национальный вопрос в Турецкой республике мирным и демократическим путем. Главная проблема борьбы курдов за свои права в том, что турецкие власти отрицают наличие в стране национального вопроса.
Ключевые слова: новейшая история Турции; Партия рабочих Курдистана; партизанская война; Фронт национального освобождения Курдистана; съезды партии.
Партия рабочих Курдистана является одной из многочисленных политических организаций Курдистана. Она пользуется немалой популярностью среди населения, особенно в Турецком Курдистане, так как представляет интересы многомиллионного курдского народа Турецкой республики. Методы борьбы Партии рабочих Курдистана за права курдов в Турции очень разнообразны: от демократического мирного решения курдского национального вопроса в стране в рамках территориальной целостности Турецкого государства до вооруженного сопротивления, отделения юго-восточной Анатолии и создания независимого Курдистана.
Партия рабочих Курдистана была основана 27 ноября 1978 г. группой студентов во главе с А. Оджаланом; он возглавлял ее два десятка лет до своего ареста турецкими властями в феврале 1999 г. [1. С. 230]. Необходимо отметить, что еще до ареста А. Оджалана усилилась борьба за лидерство внутри Партии рабочих Курдистана (ПРК). Это было связано с тем, что, во-первых, А. Оджалан хотел перейти от единоличного правления к коллективному, во-вторых, он планировал начать диалог с властями. Однако преследования и арест помешали лидеру ПРК реализовать намеченные планы [2. С. 328].
Одновременно с началом преследований лидера курдских повстанцев его соратники подготовили и созвали очередной VI съезд Партии рабочих Курдистана. Съезд партии работал в феврале - марте 1999 г., в его деятельности принимали участие более 300 делегатов со всего Курдистана [3. С. 5]. В ходе работы съезда организационному комитету пришлось вести дополнительную подготовительную работу и выработать новую организационную концепцию, более соответствующую сложившимся условиям. Основной задачей съезда было недопущение раскола партии. Главным источником междоусобиц могла бы стать борьба за власть среди соратников А. Оджалана. Для того чтобы пресечь претензии отдельных членов партии на лидерские позиции, съездом было принято решение вновь избирать на пост председателя ПРК А. Оджалана. На время же его отсутствия ПРК должна управляться коллективным органом, состоящим из десяти наиболее опытных и видных членов партии. По решению делегатов съезда, таким образом, управляющим органом партии стал Совет Президиума ПРК [4. С. 258].
На съезде также была принята конкретная программа, определяющая основные направления деятельности партии и первоочередные задачи в сложившейся ситуации. Съезд ПРК призвал весь курдский народ сплотиться вокруг партии, усилить акции протеста в Тур-
ции, а также активизировать дипломатическую и политическую работу с тем, чтобы убедить международное сообщество оказать давление на Анкару, заставить ее прекратить политику геноцида многомиллионного курдского населения страны и признать его национальные и политические права. В резолюции также было отмечено, что все акции протеста курдов за пределами Турции должны проходить строго в рамках законов стран их проживания [5. С. 143].
На основании защитной речи А. Оджалана в суде в конце мая 1999 г. Совет Президиума ПРК с 1 сентября того же года окончательно прекратил боевые действия в Курдистане и начал вывод своих сил за пределы Турецкой республики [6. С. 12]. Кроме отказа от боевых действий в сентябре - ноябре 1999 г., ПРК отправила в Турцию несколько групп своих активистов с мирными инициативами. Сразу же после прибытия в стамбульский аэропорт все члены миротворческой группы были взяты под стражу турецкими специальными службами [6]. При этом турецкие власти заявили, что с активистами террористической организации ПРК они никаких переговоров вести не будут. Несмотря на это, руководство курдского национального движения продолжило активные поиски мирного решения курдской проблемы в стране.
В январе 2000 г. был созван и работал VII чрезвычайный съезд Партии рабочих Курдистана, в работе которого приняли участие более 400 делегатов [7. С. 83]. Подготовка к созыву началась сразу же после окончания суда над лидером ПРК А. Оджаланом и длилось несколько месяцев. Защитная речь А. Оджалана в суде стала измененной программой ПРК, принятой на съезде партии. Кроме того, съезд сделал очень подробный анализ современной внутренней и внешней обстановки, перемен и преобразований, происходящих вокруг курдского национально-освободительного движения в мире и в самой Турецкой республике [8. С. 12]. Съезд дал оценку вооруженной борьбе, которая велась на протяжении долгого времени. После призыва лидера ПРК А. Оджалана прекратить боевые действия на территории Турции стало ясно, что ее необходимо приостановить. В соответствии с этим основной формой борьбы на VII съезде партии было принято политическое и мирное разрешение курдского вопроса в стране [8]. Однако уже через пять лет организация была вынуждена осознать ошибку принятого решения и возобновить вооруженную борьбу.
Во время работы съезда было принято решение реорганизовать Армию Освобождения народов Курдистана (АОНК) в Народные силы самообороны Курди-
стана (НССК). Деятельность НССК должна была зависеть от демократических преобразований в Турецкой республике и разрешения курдского национального вопроса. Съезд также реорганизовал политическую структуру организации, т.е. Фронта национального освобождения Курдистана (ФНОК) и создал вместо него Народно-демократический союз (НДС) с целью продолжения политической работы в мире в новых условиях для партии и курдского народа [8].
Съезд партии также ввел некоторые изменения в структуру и символику организации. В частности, Центральный комитет был преобразован в Совет Партии рабочих Курдистана (ПРК), сроки созыва очередных съездов были сокращены с четырех до трех лет, были обновлены эмблема и флаг ПРК. Также были проведены выборы руководства партии. Снова А. Оджалан был избран лидером ПРК с правом окончательных решений политических вопросов о судьбе курдского народа. В конце января 2000 г. VII чрезвычайный съезд ПРК завершил свою работу [9].
В то же время в Турецком Курдистане возникли новые курдские экстремистские организации, не подчинявшиеся партии А. Оджалана. Часть из них - это бывшие члены партии, отделившиеся от ПРК после седьмого съезда, другая часть - радикально настроенная молодежь Курдистана. Среди этих организаций, начиная с ареста А. Оджалана в феврале 1999 г. и до наших дней, фигурируют Революционная партия Курдистана (РПК), «Мстители», «Соколы Востока», но чаще всех напоминает о себе организация под названием «Ястребы освобождения Курдистана» [10. С. 37-39]. Основные методы новых курдских подпольщиков - это диверсионные акции против туристических объектов, государственных учреждений и предприятий Турецкой республики. Руководство ПРК осуждает действия этих неподконтрольных организаций.
Весной 2000 г. руководство ПРК, анализируя происходящие события вокруг Курдистана, приняло решение создать при партии законодательный орган. При этом действующий Национальный Конгресс Курдистана, находящийся в Европе, не мог выполнять эту функцию, так как был лишь политическим и дипломатическим учреждением Курдистана на международной арене. Поэтому в апреле 2000 г., с одобрения А. Оджалана, находящегося в заключении на острове Имрали, был учрежден Народный Конгресс Курдистана, избираемый курдами Турции, Ирака, Ирана, Сирии и курдской диаспорой Европы для законотворческой деятельности [11. С. 20].
Турецкая антикурдская информационная пропаганда стремится поставить знак равенства между ПРК и НКК, но это разные организации. Партия рабочих Курдистана, так же как и другие политические партии Курдистана, имеет своих представителей в Народном Конгрессе Курдистана. В уставе НКК написано, что только Конгресс является высшим органом народного волеизъявления. Сессии Конгресса созываются два раза в год, весной и осенью, а съезды - раз в два года [11]. По уставу НКК сессия Конгресса осуществляет текущее законотворчество, а съезд принимает структурные изменения, решает вопросы войны и мира, рассматривает и разрешает
возникающие политические, экономические и военные конфликты между различными политическими и общественными организациями Курдистана.
Учредители новой организации избрали А. Оджалана почетным председателем Народного Конгресса Курдистана. Председателем НКК стал З. Айдар, председателем исполнительного совета НКК - М. Карайы-лан, председателем комитета по вопросам политики НКК - Д. Байык, председателем комитета по внешним сношениям - К. Йылдрым [11]. За время существования НКК руководство организации провело пять съездов, один из последних был проведен в апреле 2008 г. в горах Кандила (Иракский Курдистан). Делегаты съезда обсудили военно-политическую ситуацию в Курдистане и на Ближнем Востоке. Съезд НКК дал оценку событиям, происходящим в мире, Ираке и Турции. Был учрежден организационный комитет по созыву очередного X съезда Партии рабочих Курдистана [12]. Кроме того, на съезде подчеркивалось, что Турция, Иран и Сирия по-прежнему нагнетают обстановку, продолжая придерживаться силового решения курдского вопроса. Только объединившийся курдский народ, его партии, движение, общественные объединения смогут устоять перед военно-политической угрозой со стороны стран, разделивших Курдистан.
В то время, когда Совет Президиума Партии рабочих Курдистана после ареста и суда над своим лидером А. Оджаланом маневрировал и искал политические методы разрешения курдского национального вопроса в Турции, произошли события, изменившие ситуацию на международной арене. В их числе - нападения террористов на гражданские и военные объекты США в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. [13. С. 4042]. После этого США и их союзники начали военную операцию против Афганистана и Ирака. Одновременно состоялось включение государственным департаментом США и странами-союзниками по НАТО многих ранее не включенных организаций в список террористических: в их числе оказалась и Партия рабочих Курдистана, которую ранее власти США считали инструментом давления на Анкару [13].
В условиях крупных геополитических изменений руководство ПРК предприняло следующие шаги. Во-первых, в тех странах, где ПРК была включена в список террористических организаций, представители Народно-демократического союза подали иски в суд для защиты партии [14. С. 38-40]. В Великобритании и Германии представителями курдского национального движения суды по делу ПРК были выиграны, и в этих странах партия была исключена из списка террористических организаций. Однако в других странах - союзницах Турции (США, Канада, Швеция, Дания и т.д.) суды выиграть не удалось [14]. Таким образом, ранее проводимая легальная работа приостановилась.
Во-вторых, под влиянием событий, которые происходили в мире и в самом Курдистане, руководством ПРК было принято решение созвать внеочередной VIII съезд партии, который как высший орган организации принял бы решение о дальнейшей судьбе партии. Работа съезда продолжалась с 4 по 10 апреля 2002 г., в ней участвовали двести восемьдесят пять
представителей и делегатов из всех частей Курдистана. Съезд принял решение о прекращении деятельности Партии рабочих Курдистана в период резкого обострения международной обстановки в мире, на Ближнем и Среднем Востоке и создал новую организацию: Конгресс свободы и демократии Курдистана (КСДК-КАДЕК) [14].
Съезд призвал все заинтересованные международные и региональные организации и страны найти более трезвый, конструктивный подход к решению курдского национального вопроса в Турецкой республике. Съезд также утвердил Устав КСДК (по-курдски КАДЕК) и избрал руководящий орган новой партии. Председателем партии был избран А. Оджалан, сопредседателями - Д. Байык, М. Карайылан, Н. Таш. Кроме того, съезд сохранил коллективный орган управления - Совет Президиума КСДК [14].
Съезд также призвал США, ЕС и другие страны и организации отказаться от политики двойных стандартов, а Турцию и страны Среднего Востока - от политики геноцида и дискриминации по отношению к курдскому народу; призвал к разрешению курдского национального вопроса в этих странах мирными средствами и в рамках общепризнанных принципов международного права.
Политическое крыло КСДК, Народно-демократический союз Курдистана в странах Европы, призвал всех курдских патриотов и друзей курдского национально-освободительного движения выступить в защиту новой организации [15. С. 25-27], так как КСДК является единственной организацией, которая могла бы реализовать мирный план А. Оджалана.
Однако старания представителей Народно-демократического союза Курдистана (НДСК) ни к чему не привели. Мировое сообщество не признало КСДК и через полтора года, в ноябре 2003 г., КСДК было переименовано в Конгресс народов Курдистана - Кон-гра-гел.
На учредительном съезде новой организации были приняты ее программа и устав. В программных документах указывалось, что организация отказывается от вооруженной борьбы и будет отстаивать права курдского населения страны строго политическими методами [16. С. 217].
Несмотря на все мирные инициативы со стороны Конгресса народов Курдистана, Турция, США, Германия, Франция, Дания, Испания, Швеция и другие страны в начале 2004 г. внесли КНК - Конгра-гел в список террористических организаций. После этого руководство Конгра-гел в условиях жесткого политического и военного давления приняло решение перейти к вооруженной борьбе [16. С. 221-223].
30 мая 2004 г. КНК - Конгра-гел, оценивая обстановку в Курдистане за последние пять лет, т. е. в период объявленного перемирия, пришла к выводу, что предпринимаемые политические шаги для решения курдского национального вопроса в Турции мирными путями ни к чему не привели, и возобновила боевые действия. Руководство КНК - Конгра-гел этот шаг оправдало тем, что турецкие власти не оставили им другого выбора, так как по-прежнему не признают за курдами никаких национальных прав, поэтому курдские Народ-
ные силы самообороны (НСС) снова должны начать вооруженную борьбу.
Кроме того, Совет Президиума КНК - Конгра-гел по указанию А. Оджалана приступил к подготовительному этапу созыва восстановительного IX съезда ПРК. Комитет по воссозданию ПРК был учрежден в марте 2004 г. [17. С. 3-4].
В начале апреля 2005 г. в горах Южного (Иракского) Курдистана прошел восстановительный IX съезд ПРК. В съезде приняли участие более трехсот делегатов от разных слоев населения Курдистана. На съезде было признано ошибочным решение восьмого съезда ПРК о прекращении деятельности партии [17]. Период без ПРК был очень коротким, но для курдского национально-освободительного движения достаточно тяжелым. Поиски решения курдского вопроса в Турции без идеологии ПРК завершились провалами. Это привело только к тому, что часть сторонников партии разочаровались в ней и вышли из этой организации.
После возобновления деятельности в 2005 г. в ПРК произошли серьезные изменения. Еще в 2004 г., не добившись лидерствующих позиций в организации, ее ряды покинул Осман Оджалан, один из известных полевых командиров, брат основателя партии А. Оджалана. По его словам, вместе с ним из партии ушли двадцать видных членов [18].
Руководство партии окончательно, по крайней мере в период отсутствия А. Оджалана, перешло в руки одного из старейших и видных членов партии М. Ка-райылана.
С новым лидером партии удалось сохранить единство рядов, заставить радикалов из различных подпольных групп выполнять решения ЦК ПРК и не вести самостоятельную деятельность.
Очередной X съезд ПРК был созван и работал с 21 по 30 августа 2008 г. в Кондильских горах Южного (Иракского) Курдистана. В работе съезда приняли участие более трехсот представителей и делегатов со всех частей разделенного Курдистана [19].
На съезде с отчетно-плановым докладом выступил председатель ПРК М. Карайылан. Он призвал курдский народ сплотиться вокруг ПРК и ее лидера А. Оджалана.
Съезд вновь избрал А. Оджалана почетным председателем ПРК [19], а также дал оценку военной операции турецкой армии в Южном (Иракском) Курдистане и призвал мировое сообщество не оставаться безразличным к судьбе курдского народа, а также призвал курдский народ вести борьбу за освобождение Курдистана мирным демократическим путем.
Участники съезда обратились к турецким властям с требованием освободить основателя ПРК А. Оджалана из тюрьмы и начать переговоры о политическом статусе Курдистана в рамках территориальной целостности Турецкой республики [20. С. 20].
Подводя итоги, можно отметить, что мирные и военные действия ПРК и подконтрольных ей организаций продолжались и в отсутствие основателя и вдохновителя партии А. Оджалана. Как в будущем сложится судьба курдов в борьбе за свои права в Турецкой республике, покажет их политическая зрелость, дальновидность и активность. На данном этапе курдско-турецкий конфликт далек от завершения, так как Анкара по-
прежнему отрицает существование курдского этниче- несмотря на серьезные разногласия по другим вопросам,
ского вопроса в стране. Независимо от того, какая поли- отрицают существование в стране проблем, связанных с
тическая сила в Турции находится у власти, все они, нарушением прав национальных меньшинств.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГасратянМА. Курды в Турции (1985-1995 гг.). М., 2001.
2. Оджалан А. В защиту народа. М., 2007.
3. Стон Родины. Март 1999. № 13 (102).
4. Вертяев К.В. Курдский вопрос в политике Турции (конец ХХ - начало XXI века). М., 2007.
5. Вертяев КВ. Вопрос демократизации и курдский вопрос в Турции в начале XXI в. М., 2006.
6. Стон Родины. Ноябрь 1999. № 21 (110).
7. Лазарев М.С. Курдский вопрос в Турции в начале XXI в. М., 2005.
8. Стон Родины. Февраль 2000. № 2 (115).
9. Стон Родины Март 2000. № 3 (116).
10. Мгои ШХ. Курдистан и страны региона // Курдский фактор : сб. ст. М., 2004. С. 35-39.
11. Свободный Курдистан. Февраль 2004. № 5 (21).
12. Народный Конгресс Курдистана и его цели и задачи. URL: http:// www.dostani.com (дата обращения 17.04.2008).
13. Лазарев М.С. Курдистан и США // Курдский фактор : сб. ст. М., 2004. С. 40-42.
14. Мамад Л. Конгресс свободы и демократии Курдистана - очередной шаг на пути к демократии // Дружба. Июнь 2002. № 16-17.
15. Заявление Конгресса свободы и демократии Курдистана // Дружба. Март 2003. № 23.
16. Вертяев КВ. Вопрос демократизации и курдский вопрос в Турции в начале XXI в. М., 2006.
17. Джабраилов К. Рабочая партия Курдистана возобновила свою деятельность // Дружба. Июль 2005. № 27.
18. Интервью с О. Оджаланом. URL: http: www.kurdistan.ru/2009/11/16/news-2151_Osman_Odzhalan_vozvr.html
19. Х съезд Партии Рабочих Курдистана. Апрель 2008 г. URL: http: // www.Kurdishcenter.ru/index.php7option =com _ content&view =article&id=
1227:о-nuacae-eie&catid=49&Itemid=67
20. Свободный Курдистан. Сентябрь 2008. № 10(64).
Статья представлена научной редакцией «История» 26 января 20102 г.