Научная статья на тему 'Реорганизация губернских совнархозов и меры стимулирования промышленности Южного Урала в условиях перехода к новой экономической политике (на примере Челябинской и Уфимской губерний)'

Реорганизация губернских совнархозов и меры стимулирования промышленности Южного Урала в условиях перехода к новой экономической политике (на примере Челябинской и Уфимской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ УРАЛ / SOUTHERN URALS / СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / ECONOMIC COUNCILS / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / АРЕНДА ПРЕДПРИЯТИЙ / LEASING COMPANIES / КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ / COMMERCIAL ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вуколова Ксения Александровна

Описывается реформирование органов управления мелкой и средней промышленностью – губернских советов народного хозяйства в первые годы новой экономической политики в двух южноуральских губерниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вуколова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorganization of the provincial economic councils in the transition to the new economic policies and measures of industry stimulation in South Ural (applied to the economic councils of Chelyabinsk and Ufa provinces)

The article deals with the reforms of the economic provincial councils, which were the administrative bodies of small and medium industries, in the early period of the New Economic Policy in the two provinces of the South Urals.

Текст научной работы на тему «Реорганизация губернских совнархозов и меры стимулирования промышленности Южного Урала в условиях перехода к новой экономической политике (на примере Челябинской и Уфимской губерний)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 44-47.

К. А. Вуколова

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГУБЕРНСКИХ СОВНАРХОЗОВ И МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЮЖНОГО УРАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ И УФИМСКОЙ ГУБЕРНИЙ)

Описывается реформирование органов управления мелкой и средней промышленностью -губернских советов народного хозяйства в первые годы новой экономической политики в двух южноуральских губерниях.

Ключевые слова: Южный Урал, советы народного хозяйства, новая экономическая политика, аренда предприятий, коммерческий расчет.

К началу 1921 г. организационная структура управления российской промышленностью нуждалась в значительном изменении. Губернские советы народного хозяйства, в ведении которых находились предприятия мелкой и средней промышленности, представляли собой сложную систему организаций со значительным штатом служащих.

Каждое предприятие по всякой мелочи обращалось в какой-либо центр (общероссийский, областной или губернский) в связи с тем, что интересы учета ставились выше интересов производства. Это оставалось актуальным как в 1919, при создании ГСНХ, так и в 1921 гг. Необходимость в любой момент наблюдать перед глазами имевшуюся наличность была вызвана войной. Условия же работы на местах были совершенно различными, и учитывать их из Москвы было чрезвычайно трудно1. Решением данной проблемы, по мнению делегатов VIII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, состоявшегося еще в декабре 1920 г., могло стать создание быстро влияющего на работу аппарата по проведению в жизнь заданий центра, с одной стороны, и способного одинаково представлять жизнь подведомственных предприятий на местах, с другой. Это могло быть достигнуто уменьшением инстанций между предприятиями и центром2. Однако расширение прав губсовнархозов с переносом центра тяжести на предприятия, которые действительно могли управляться в губернском масштабе, грозило, по мнению ВСНХ, «распылением крупной промышленности»3.

Проводимая во второй половине 1921 г. реорганизация губернских совнархозов, основывалась на принципах объединения мел-

ких предприятий, освобождения производственных отделов от функций, не соответствовавших их деятельности, и упрощения аппарата совнархозов. Были ликвидированы многочисленные отраслевые управления и созданы производственно-технические отделы, руководившие производственной работой трестов, подведомственных данному совнархозу4. В общем виде ГСНХ состоял из президиума, отделов, обслуживающих его (управления делами, организационно-статистического и финансово-счетного), производственно-технического отдела, отдела снабжения и распределения и кустпрома. Все решения по вопросам общего характера должны были приниматься только с согласия президиума. Структура ГСНХ, согласно резолюции IV Всероссийского съезда совнархозов, соответствовала общей схеме ВСНХ, функции которого ограничивались вопросами восстановления, регулирования и управления обрабатывающей и добывающей промышленностью республики или полномочиями промышленного наркомата5.

Процесс перестройки работы совнархозов на Южном Урале начался летом 1921 г. Челябинский ГСНХ был реорганизован в середине июня 1921 г. по плану, одобренному Челябинским губисполкомом еще в январе 1921 г.6 Губисполком постановил создать упрощенную форму управления промышленностью, реконструировав производственные отделы по отраслям промышленности в секции одного производственно-технического отдела и ликвидировав уездные подотделы, приближая руководящий орган к предприятиям. К августу 1921 г. Челябинский ГСНХ состоял из президиума и следующих отделов: 1) административно-организационного, 2)

производственно-технического, 3) финансово-учетного, 4) снабжения и заготовок.

Все предприятия, находившиеся в ведении ГСНХ, были разделены на остававшиеся в управлении совнархоза и подлежавшие сдаче в аренду и возвращению владельцам. Список предприятий, оставленных на госснабжении, утвержденный Уралпромбюро ВСНХ, включал лишь пять наиболее важных и ценных предприятий с общим количеством рабочих и служащих 1037 человек: 1) механический завод б. Столль - единственный завод по производству сельскохозяйственных машин и орудий в губернии; 2) химико-фармацевтический завод в Челябинске; 3) кожзаводы с шорно-сапожными мастерскими в Челябинске; 4) Михайловский винокуренный завод; 5) фосфорный завод в Троицке. Одновременно расформировывались производственные отделы. Губтоп, губторф и гу-блеском образовали управление по топливу и лесной промышленности (гублестоп), были созданы управления кустарной и мелкой промышленностью и транспортом7. Реорганизация давала возможность установления более тесной связи с предприятиями и объединениями, и сокращения численного состава управляющего аппарата.

В Уфимском губсовнархозе попытки упрощения и централизации отделов предпринимались президиумом еще в 1920 г. Отдел управления делами преобразовывался в общеадминистративный аппарат ГСНХ с подчинением ему делопроизводств отделов в целях установления единообразия форм делопроизводства и общей переписки с центральными управлениями. Был организован центральный технический аппарат, в который входили технический отдел и аппараты отделов металлов, текстильного, кожевенного и химического8. Но отделы совнархоза продолжали работать разобщенно. Гублеском, губкож, губмука, губкомгосоор, губтоп фактически являлись местными органами главков ВСНХ, о чем доложил VII съезду Советов в январе 1921 г. председатель Уфимского ГСНХ В. П. Иванов9. Такая позиция не была характерна для других южноуральских совнархозов, пытавшихся обособиться от центра. Лишь после прошедшего в мае 1921 г. IV съезда совнархозов структура Уфимского ГСНХ была упрощена. Совнархоз состоял из тех же отделов, что и Челябинский, и самостоятельных отделов топлива и кустпрома.

Коллегии в отделах упразднялись, число сотрудников сократилось на 400 человек10.

В условиях нэпа одним из важных аспектов деятельности местных органов управления промышленностью являлось непосредственное управление ею. Данная политика включала в себя отбор предприятий с точки зрения их экономической важности, ведение предприятий на принципах хозяйственного расчета и привлечение частной инициативы в промышленность путем сдачи предприятий в аренду11. На основании постановления X партконференции декретом от 5 июня 1921 г. «О порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных ВСНХ» Совнарком разрешил местным органам Советской власти сдавать государственные промышленные предприятия в аренду кооперативам, товариществам и отдельным гражданам. Арендованию подлежали предприятия, которые не могли быть пущены в ход и пользоваться поддержкой государственных органов12. Арендаторами являлись государственные организации, кооперативные артели и частные лица.

На Южном Урале сдача предприятий в аренду началась в августе 1921 г. И центр, и места уделяли вопросам аренды слишком мало внимания: ВСНХ ограничился рассылкой общей инструкции и проекта типового договора13. С 31 августа 1921 г. по январь 1922 г. Челябинским ГСНХ было сдано в аренду 45 предприятий из 171 предназначенного к сдаче. В сентябре 1921 г. было сдано 17 предприятий, по 12 в октябре и ноябре, 3 в декабре и 1 в январе. Из них 34 составляли мельницы и только 11 относились к другим отраслям промышленности: кожевенной (пять заводов), химической (красочный, стекольный и два известковых завода), металлообрабатывающей (дроболитейный завод в Челябинске), полиграфической (типография)14. Объяснялось это тем, что в условиях голода мельницы являлись наиболее привлекательными для арендаторов, а также сохранились лучше других15. В Уфимской губернии в распоряжении совнархоза находились 459 национализированных предприятий с числом рабочих около 12 тысяч человек. В 1920 г. около 25 % этих предприятий бездействовало, в 1921 г. это количество увеличилось до 50 % из-за отсутствия сырья, необходимости капитального ремонта некоторых из них и несвоевременного снабжения рабочих продовольствием. Из них 391 предполагалось сдать

46

К. А. Вуколова

в аренду на условиях оплаты аренды предметами их производства. К началу 1922 г. Уфимский ГСНХ сдал в аренду 71 предприятие, к лету количество предприятий увеличилось до 81. Сдавались мельницы, кожзаводы, корьедробилки, крупорушка, лесопильный и стекольный заводы. Из них 60 предприятий перешли в аренду артелям и кооперативам и только 21 - частным лицам16. Срок аренды в среднем составлял от трех до шести лет.

При заключении арендных договоров прежде всего обеспечивались интересы государства. При этом основной задачей являлось создание условий для развития крупной промышленности за счет мелкой и средней. Сдача предприятий в аренду на Южном Урале не получила широкого распространения из-за отсутствия солидных предложений с достаточным оборотным капиталом, неналаженности коммерческих связей. Предприниматели, обязанные в силу договора выполнять производственную программу, своевременно вносить платежи, часто становились «заложниками» местных властей, по желанию которых договор в любой момент мог быть расторгнут. Совнархозы имели право утверждать или не утверждать программу работы частного предприятия и, следовательно, держали в своих руках административный рычаг управления частной промышленностью17. Основными препятствиями в сдаче предприятий являлись тяжелые условия аренды. Арендаторы по договору обязаны были за свой счет провести ремонт предприятий для приведения их в прежний довоенный вид. Проведение ремонта затруднялось отсутствием денежных средств, нехваткой оборудования, сложностью добычи сырья, что учитывалось солидными предпринимателями.

Предприятия, снятые с госснабжения и не подлежавшие сдаче в аренду, разделялись на две группы. Те, которые не могли успешно работать за счет реализации продукции, закрывались, остальные переводились на коммерческий расчет. Управление ими переходило в руки образовывавшихся трестов, а в ведении совнархозов оставалось непосредственное управление предприятиями, которые не могли быть объединены в тресты18.

Предприятия, существовавшие за счет своего производства, должны были быть доходными для государства. Они получали в свое распоряжение помещения, машины, оборудование в качестве основного капитала

и запасы сырья, топлива, вспомогательных материалов и денежных средств в качестве оборотного. Дополнительные средства приобретались через товарообмен или на деньги, получаемые путем реализации продуктов. Хозяйство объединения или отдельного предприятия являлось замкнутым целым, существовавшим и развивавшимся на первоначально отпущенные государством средства. Это предполагало свободное распоряжение оборотными средствами и невмешательство губернских и уездных организаций в действия предприятий, подчинявшихся только президиуму губсовнархоза19.

Челябинским ГСНХ с 1 декабря 1921 г. на новые начала управления переводились мельница и маслозавод бывшие Архипова, мельницы б. Степанова, Смолина и Дунаева, дрожже-винокуренный завод, Боровлян-ский стекольный завод, Курганский и Чебар-кульский лесопильные заводы, кожзаводы б. Гольдстона, Яушева, Журавлева, Борисова, типографии в Челябинске, Троицке, Миассе, Верхнеуральске, электростанции в Челябинске, Кургане, Троицке, Верхнеуральске20. В Уфимской губернии 20 декабря 1921 г. на хозрасчет в виде опыта переводились объединенные кожзаводы в Сатке и Златоусте, суконная фабрика, шорно-сапожная мастерская, Катав-Ивановские механические мастерские, Антонининский стекольный завод и фанерная фабрика. Лесопилки и винокуренные заводы не могли быть переведены на хозрасчет как выполнявшие исключительно государственные заказы. На госснабжении из 497 предприятий оставались металлообрабатывающие и деревообрабатывающие заводы, суконная и канатная фабрики, пошивочные мастерские, кожзаводы, обувно-шорная фабрика, стекольный завод, фабрика жерновов, бумажная фабрика, завод сухой перегонки дерева, винокуренные заводы, дрожжевой завод, заводы по производству стройматериалов, типографии, мукомольные заводы -всего 52 предприятия с общим числом рабочих свыше 5 тысяч человек. Все предприятия были обеспечены сырьем на полгода, топливом на три месяца21.

Таким образом, меры, принятые государством при переходе к новой экономической политике, являясь попыткой упорядочить деятельность ГСНХ, привели к выходу из-под их влияния значительной части мелкопромышленных предприятий. От непосредствен-

ного управления предприятиями хозяйственные органы переходили к контролю, а предприятия переводились на самообеспечение, что существенно снизило роль губернских совнархозов в системе управления промышленностью.

Примечания

1 Экон. жизнь. 1921. № 125. 9 июня.

2 Совет. правда. 1920. № 315. 10 дек.

3 Экон. жизнь. 1921. № 125. 9 июня.

4 Петров, Н. Ю. Советы народного хозяйства (историко-правовой очерк). М. : Госюриздат, 1958. С. 32.

5 Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917-1932) : сб. док. / сост.: А. Ф. Бутенко и др. М. : Госполитиздат, 1957. С. 114.

6 ОГАЧО. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 354. Л. 5.

7 Отчет Челябинского губсовнархоза за 1921 г. Челябинск : Объедин. тип. ГСНХ, 1922. С. 11.

8 ЦГИА РБ. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 78. Л. 11.

9 ЦГИА РБ. Ф. Р-396. Оп. 1. Д. 332. Л. 65.

10 ЦГИА РБ. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 78. Л. 66.

11 Гафурова, В. М. Создание и трансформация органов управления социалистической промышленностью Урала (1918-1929 гг.). Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2008. С. 117.

12 Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам (1917-1957) : сб. док. М. : Госполитиздат, 1957. Т. 1. 19171928 гг. С. 257.

13 Экон. жизнь. 1922. № 2. 3 янв.

14 Отчет Челябинского губсовнархоза за 1921 г. С. 23.

15 Совет. правда. 1921. № 559. 12 окт.

16 ЦГИА РБ. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 78. Л. 63.

17 Коваль, И. И. Частное предпринимательство в промышленности Урала в годы НЭП // Промышленность Урала в ХК-ХХ вв. М. : АИРО-ХХ, 2002. С. 188.

18 Петров, Н. Ю. Советы народного хозяйства... С. 32.

19 Отчет Челябинского губсовнархоза за 1921 г. С. 19.

20 Там же. С. 21.

21 ЦГИА РБ. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 80. Л. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.