Научная статья на тему 'РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ "ПЕДАГОГ - УЧЕНИК"'

РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ "ПЕДАГОГ - УЧЕНИК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧАЩИЙСЯ / КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко И. А., Грибкова О. В.

Рассматривается проблема возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации между участниками образовательного процесса, в частности, между педагогами и учащимися, в период протекания реорганизационных изменений и адаптационного периода Контент доступен по лицензии приспособления к ним. Описан управленческий и психологических характер введения реорганизационных изменений в образовательной организации. Рассмотрены направления систематической и плановой реорганизации образовательных учреждений. Освещены наиболее часто встречающиеся причины возникновения конфликта, особенности их протекания и их влияние на образовательное учреждение в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REORGANIZATION CHANGES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL CONFLICTS IN THE "TEACHER - STUDENT" DYAD

The article deals with the issue of interpersonal conflicts in the educational institution between the participants of the educational process, between teachers and students in particular, during the course of reorganization changes and the adaptation period of adjusting to them. The administrative and psychological character of introducing reorganization changes in the educational institution is described, the directions of work of systematic and planned reorganization of educational institutions are considered. The most common causes of the conflict, the peculiarities of their course and their impact on the educational institution as a whole are highlighted.

Текст научной работы на тему «РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ "ПЕДАГОГ - УЧЕНИК"»

УДК 159.923.2 doi: 10.31862/2218-8711-2021-2-71-80

ББК 88.37

РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ « ПЕДАГОГ - УЧЕНИК»

REORGANIZATION CHANGES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL CONFLICTS IN THE "TEACHER - STUDENT" DYAD

Савченко Ирина Алексеевна

Доцент кафедры теории и практики управления, Московский государственный психолого-педагогический университет, кандидат политических наук E-mail: arin76@mail.ru

Savchenko Irina A.

Assistant Professor at the Department of Management Theory and Practice, Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE), PhD in Political Sciences E-mail: arin76@mail.ru

Грибкова Ольга Владимировна

Доцент кафедры психологии развития личности, Московский государственный областной университет, кандидат психологических наук, доцент

E-mail: gribkova1975@mail.ru

Gribkova Olga V.

Assistant Professor at the Department of Psychology of Personality Development, Moscow Region State University, PhD in Psychology, Associate Professor E-mail: gribkova1975@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации между участниками образовательного процесса, в частности, между педагогами и учащимися, в период протекания реорганизационных изменений и адаптационного периода

Abstract. The article deals with the issue of interpersonal conflicts in the educational institution between the participants of the educational process, between teachers and students in particular, during the course of reorganization changes and the adaptation period of adjusting to them.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Савченко И. А., Грибкова О. В., 2021

приспособления к ним. Описан управленческий и психологических характер введения реорганизационных изменений в образовательной организации. Рассмотрены направления систематической и плановой реорганизации образовательных учреждений. Освещены наиболее часто встречающиеся причины возникновения конфликта, особенности их протекания и их влияние на образовательное учреждение в целом.

The administrative and psychological character of introducing reorganization changes in the educational institution is described, the directions of work of systematic and planned reorganization of educational institutions are considered. The most common causes of the conflict, the peculiarities of their course and their impact on the educational institution as a whole are highlighted.

Ключевые слова: образовательная организация, педагог, учащийся, конфликт, межличностный конфликт, реорганизация, изменения.

Keywords: educational institution, teacher, student, conflict, interpersonal conflict, reorganization, changes.

Социальную сферу жизни человека можно считать первостепенной для каждого из нас и в то же время самой сложной. Эта сложность обуславливается необходимостью непрерывного взаимодействия человека с другими людьми для удовлетворения своих потребностей и вообще полноценного существования в обществе. Человек - социальное существо, и только взаимодействуя в обществе, он может в полной мере реализовать себя. Важнейшей задачей любого человека является получить хорошую социализацию. Социализация - это процесс усвоения личностью общепринятых норм и правил, ценностей и овладения всеми необходимыми для нахождения в обществе навыками. Данный процесс уникален тем, что начинается он в момент рождения человека, а завершается в момент его смерти.

Актуальность исследования обуславливается постоянным развитием общества, и в частности его социальной сферы, неотъемлемой частью которой является образовательная среда. Для здорового функционирования сферы образования ей приходится подвергать свои учреждения реорганизационным изменениям, которые, в свою очередь, являются предпосылками для возникновения педагогических конфликтов по линейным диадным связям.

Грамотное управление образовательной организацией в период введения организационных изменений, а также в период приспособления к новшествам - залог минимизирования частоты возникновения внутриорганизационных межличностных конфликтов среди участников образовательного процесса. Психологический климат организации оказывает прямое влияние на показатели качества и эффективности работы любого учреждения во всех сферах деятельности человека и общества [1].

Изменения - это часто встречающийся этап жизни каждого человека, к которому мы имеем свойство довольно быстро адаптироваться [2]. Без изменений не происходит процесс развития или прогресса, к которым стремится каждый из нас. Изменениям подвержены как все сферы жизни общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), так и человека как единицы общества (здоровье, духовный рост,

отношения, яркость жизни, финансы, карьера, личностный рост) [3]. Любые изменения, выводящие человека или организацию в целом из так называемой зоны комфорта, привычного уклада жизни и распорядка работы, даже если они несут в себе намерения исключительного положительного характера, создают стрессовые ситуации, зачастую развивающиеся в конфликт. Организационные изменения в сфере образования влекут за собой учащение возникновения межличностных конфликтов [4].

Конфликт представляет собой сложное социальное явление, неизбежно возникающее в сфере взаимодействия людей друг с другом при наличии противопоставляющих звеньев при удовлетворении своих потребностей и интересов [5]. Нельзя с уверенностью говорить о том, что конфликт - это исключительно негативное явление. Конфликт как сложный процесс может нести в себе как положительные, так и отрицательные последствия своего возникновения.

Данное положение основывается на следующей аргументации. Со стороны негативного влияния рассматриваются определенные факторы:

• во время всего процесса протекания конфликта, от момента его зарождения до разрешения и устранения причин для возможного повторного возникновения, его участники, а в некоторых случаях и третьи лица, не участвующие напрямую в конфликте, испытывают нервное напряжение и переживания, что негативно сказывается на их самочувствии в сам момент конфликта, а также в целом отражается на здоровье. Переживания и стресс негативно сказываются на сердечно-сосудистой системе, пищеварении, а также на самом психоэмоциональном состоянии, что, в свою очередь, также может служить причиной возникновения конфликтов;

• конфликт и конфликтная ситуация, нагнетание обстановки являются отвлекающими факторами при исполнении работниками своих прямых должностных обязанностей - не только непосредственных участников конфликта, но и всего коллектива в целом. Снижаются показатели качества выполняемой работы, уменьшается работоспособность, увеличиваются показатели по ошибкам, причиной возникновения которых принято считать человеческий фактор, происходит общее снижение конкурентоспособности организации;

• разделение коллектива на несколько составляющих по принципу солидарности с точкой зрения одного из участников конфликта может привести к разрастанию конфликта и увеличению негативных последствий его возникновения, а также ухудшению деловых отношений, что также скажется на показателях работы.

Конфликт действительно может оказать негативное воздействие как на организм человека и его здоровье, так и на «здоровое» функционирование организации.

Изучением межличностных конфликтов в организации, а также управлением ими занимался А. А. Урбанович [6]. По его мнению, имеют место положительные черты возникновения межличностных конфликтов, а также их положительное влияние как на человека, так и на организацию. Такими А. А. Урбанович считает следующие:

• в процессе протекания конфликта возможно сплочение людей, изначально никак не взаимодействующих друг с другом, что раскроет потенциал их совместного взаимодействия на достижение общеорганизационной цели;

• при решении конфликта в большинстве случаев устраняется не только сам данный протекающий конфликт, но и уходит причина возникновения ему подобных. Это ведет к стабильному качеству работы в организации, нормализации ее показателей, а также спокойному психоэмоциональному климату в коллективе;

• эмоциональная «встряска» дает возможность посмотреть на работу под другим углом, с другой стороны, что положительно повлияет на работоспособность.

Образовательная организация представляет собой некоммерческую организацию, основной деятельностью которой является предоставление образовательных и воспитательных услуг на основании полученной лицензии [7].

Образовательная организация является одной из самых непростых с точки зрения разнообразия конфликтов, возникающих в ней. На рис. 1 представлен классификатор конфликтов в образовательной организации.

Эрих Фромм отмечал: «История человечества начинается с непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития». Данное высказывание подтверждает факт того, что невозможно достигнуть полной минимизации конфликта, так как конфликт в свою очередь является показателем развития и совершенствования человека и общества [8].

Классическими диадами конфликтных взаимодействий, по мнению В. Г. Зазыкина, являются следующие связи:

• учащийся - учащийся (учащиеся);

• педагог - учащийся;

• педагог - учащиеся;

• педагог - родители учащихся;

• педагог - педагог;

• руководитель - педагог;

• руководитель - педагогический коллектив;

• руководитель - учащиеся;

• руководитель - родители учащихся [1].

Рассматривая процесс реорганизации образовательного учреждения любого уровня с точки зрения управленческого процесса, стоит отметить, что в настоящее время проводимые изменения являются второй попыткой модернизации после появления в 1990-х гг. в Москве первых объединенных комплектов «детский сад - школа», не удержавшихся в системе образования на долгое время по ряду причин:

• реорганизация проводилась без юридического закрепления статуса образовательной организации и вытекающих правовых норм. Данный факт повлек за собой проблемы при выходе на пенсии по выслуге лет как руководства образовательной организации, так и всего педагогического состава;

• формальный характер объединения. Не была создана программа эффективного взаимодействия работников внутри структурных подразделений, отсутствовал принцип преемственности [9].

Так как при попытке создания объединенных центров образования отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая возникшие правовые отношения, а также не

внутриличностные;

конфликты между личностью и группой;

межличностные;

межгрупповые конфликты

вертикальные; горизонтальные

открытые и закрытые (латентные);

потенциальные;

локальные;

масштабные;

другие

функциональные и дисфункциональные; положительные и отрицательные; конструктивные и деструктивные

антагонистические и компромиссные; абсолютные и институционализированные

трудовые;

бытовые;

ролевые;

статусны е;

позиционные;

психологические и др.

Рис. 1. Классификация конфликтов в образовательной организации

была выстроена система управления, ни одно объединенное образовательное учреждение не смогло функционировать по данному эксперименту.

Реорганизация - это сложный процесс, основанный на внутренних и внешних изменениях, протекающих в организации, затрагивающий как штатных сотрудников, так, в первую очередь, и руководство учреждения. Несколько лет назад система образования в Российской Федерации, в частности в Москве, подверглась реорганизационным изменениям [10]. Основными целями, на что было направленно данное действие, являлось:

• сделать образование еще более доступным;

• упростить переход учащихся из дошкольных образовательных учреждений для получения основного общего образования;

• более грамотное распределение средств финансирования образовательных учреждений, новая система финансирования;

• заимствование опыта зарубежных стран;

• усовершенствование системы управления образовательными организациями;

• привлечение к управлению общественности, в том числе родителей и учащихся;

• повышение уровня квалифицированности специалистов (педагогов, специалистов по внеурочной деятельности, штатного персонала и другие);

• изменение системы оплаты труда педагогического состава с опорой на их индивидуальные показатели работы и др.

Реорганизация в образовательной организации - сложный процесс, который влечет за собой ряд изменений, выводящих из привычного образа осуществления образовательно-воспитательной деятельности всех участников образовательного процесса и является основным фактором возникновения межличностных конфликтов в ней, в частности в линейной диаде «педагог - ученик» [11].

Г. А. Бордовский в своих работах проводит классификацию организационных изменений в образовательном учреждении и подразделяет ее на пять уровней, зависящих от масштабности изменений и количества людей, которых затронули данные изменения [8].

Начальный уровень представляет собой внесение изменений в деятельность конкретного педагога. Оно может быть связано с распределением преподавательской нагрузки или его переводом в другой учебный корпус. Это наиболее простое организационное изменение, которое возникает в образовательной организации. Возникновение межличностных конфликтов на данном уровне возможно, но не несет в себе серьезных проблем. При получении сопротивления со стороны тех, кого коснулись изменения, зачастую они решаются путем проведения переговоров или применением административного ресурса.

Второй уровень возможных организационных изменений заключается в процессе корректировки и нововведений в плановые процедуры, которыми являются совещания, собрания, корпоративные мероприятия. Происходит сдвиг ранее установленного времени проведения, форм отчетности и сроков. Изменения данного рода могут спровоцировать возникновение конфликтов как от лица одного человека, так и от группы из коллектива. При возникновении межличностных конфликтов на данном уровне организационных изменений могут быть применены меры, направленные на корректировку поведения отдельных членов коллектива.

Несогласие с новыми установочными правилами носит временный характер, так как сотрудники, вступающие в конфликт, привыкли к стабильности и принимать даже небольшие изменения им трудно. Данная проблема решается со временем. Человек -постоянно социально развивающееся существо, которому свойственно подстраиваться под окружающую среду и изменения в ней.

На третьем уровне происходят изменения, связанные непосредственно со структурой учреждения. Даже если в момент изменений на данном уровне не происходит формальное увеличение или уменьшение уже имеющейся структуры, все равно предполагается перераспределение власти, должностных полномочий, уровней ответственности,

рабочего графика и времени, рабочей обстановки в целом. Изменения для педагогического состава могут нести как положительный, так и отрицательный характер.

Предпоследний по сложности уровень организационных изменений в образовательной организации связан с корректировкой стратегии в учреждении. Это может быть смена профиля образовательной организации (из школы в лицей) или присвоение учебному учреждению уклона определенной направленности (физико-математический, иностранные языки, углубленное изучение экономики и т. д.). Эти изменения касаются всех участников образовательного процесса и делают необходимым корректировку поведения как минимум преподавательского состава для предотвращения и минимизирования межличностных конфликтов [1].

Наиболее сложным по своей природе и адаптации к нему, максимальным по числу возможных межличностных конфликтов является пятый уровень изменений, происходящий в организационной культуре. Как раз к таким изменениям относится реформа образования, реорганизация образовательных учреждений города Москвы, объединившая самостоятельные ранее школы в большие учебные центры, затронув дошкольные образовательные учреждения. Сопротивление смене руководства, составу работников, организационной структуре имеет максимальные показатели. Зачастую конфликты, возникшие на данном уровне, решаются путем кадровой перестановки или ротацией работников (увольнением).

С психологической точки зрения любые изменения подразумевают под собой для индивида выход из привычного распорядка, что, в свою очередь, влечет за собой повышение вероятности возникновения межличностных конфликтов. Психологический аспект деятельности образовательной организации в условиях протекания и приспособления к организационным изменениям заключается в том, что вне зависимости от личностных особенностей участников образовательного процесса психоэмоциональному влиянию в той или иной мере будет подвержен каждый. Больше всего процесс реорганизации образовательной организации затрагивает педагогический состав из-за изменения финансирования организации, а также из-за масштабных новшеств в системе оплаты труда.

В табл. 1 представлены наиболее распространенные проблемы участников образовательного процесса, с которыми им пришлось столкнуться в период организационных изменений, а также при адаптации к ним.

Диадные конфликтные отношения «педагог - ученик» характеризуются адаптацией к требованиям нового педагогического состава и наличием проявлений эмоционального выгорания у педагогов.

Конфликт «педагог - ученик» не несет в себе большой угрозы образовательному процессу и только в редких случаях заканчивается сменой места работы педагога при психологической травле педагога из-за особенностей его личностных качеств и неумения решать конфликты переводом конфликтного учащегося в другой класс или другое образовательное учреждение.

Основной причиной возникновения конфликтов в образовательной организации в периоды реорганизации и адаптации, который может протекать до одного учебного

Таблица 1

Типовые проблемы участников образовательного процесса после реорганизации учреждения

№ Со стороны педагогов Со стороны учащихся Со стороны родителей

1 Доступность информации Доступность информации Доступность информации

2 Подготовленность к реорганизации Подготовленность к реорганизации Подготовленность к реорганизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Установление отношений с администрацией Установление отношений с коллективом и педагогическим составом Установление отношений с новым педагогическим составом и руководством

4 Изменение места работы Изменение места работы Изменение места работы

5 Конкуренция «Дедовщина» «Дедовщина»

6 Распределение учебной и вне учебной нагрузки Приспособление к новым методикам преподавания Приспособление к новым методикам преподавания

7 Классное руководство Смена классного руководителя Смена классного руководителя

8 Опасение за будущее Опасение за будущее Опасение за будущее

года, является недостаточная работа психологической службы (психолога) учебного заведения со всеми участниками образовательного процесса. В ходе исследования выявлено, что большинство факторов, порождающих педагогические конфликты, носят социальный (психологический) характер и могут легко регулироваться путем проведения тренингов и общих семинарских занятий по сплочению коллектива и его вовлечению в работу на достижение общей единой цели - качественное образование.

Любые изменения влекут за собой период адаптации. Хотя и считается, что ребенок как растущий организм быстрее всех приспосабливается к изменениям, этого нельзя сказать об образовательной среде. Смена места обучения, педагогического состава преподавателей, одноклассников, привычных требований и вообще территориальная принадлежность играют ключевую роль в способности многих учащихся усваивать необходимый материал и в полной мере проходить один из важнейших этапов социализации.

Педагогический конфликт в линейке «педагог - ученик» в момент реорганизационных изменений зачастую имеет основной причиной своего возникновения эмоциональное выгорание работников учреждения. В данном случае эмоциональное выгорание является вытекающим последствием владения неполной информацией об изменениях, неуверенности в завтрашнем дне, возросшего уровня конкуренции, а также обновленных требований нового руководства.

Проблемы психологического характера, связанные с реорганизационными изменениями, носят временный характер. Определение периода времени, после которого обновленная образовательная организация наберет обороты и улучшит свои показатели, то есть станет выполнять поставленные цели перед реорганизацией системы образования, определяется индивидуально.

Список литературы

1. Зазыкин В. Г., Оболонский Ю. В. Психологическая реальность конфликтов в образовательных учреждениях // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 197-201.

2. Веснина Л. В. Тенденции изменений в современном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 2 (92). С. 138-143.

3. Власов П. К. Факторы изменения поведения персонала в неопределенных условиях среды // Социальная психология 21 столетия. 2002. № 1. С. 141.

4. Николаева А. А., Казачкина Ю. Ю. Реорганизация в сфере образования и педагогические конфликты // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 3 (24). С. 70-75.

5. Баринов Ю. В. Методы и инструменты реорганизации структуры управления предприятием // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 4. С. 43-44.

6. Урбанович А. А. Психология управления // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 49-53.

7. Савченко И. А. Политический протест в современном обществе: технологический подход // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 252-255.

8. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицин С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.

9. Николаева А. А., Савченко И. А., Степанова О. С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. 2018. Вып. 2 (20). С. 125-130.

10. Астахова Ю. Л. Методы управления конфликтами в педагогическом коллективе школы // Концепт. 2013. № 3 (19). С. 9-12.

11. Николаева А. А., Зиновьева Н. А. Характеристики "Я-образа" конфликтных педагогов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 160-166.

12. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

13. Дедов Н. П., Миляева А. К. Безусловное доверие к информационным устройствам -своеобразие современного детства // Информационная культура современного детства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 164-167.

14. Касаткина Н. С., Аксенова И. С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 10. С. 256-279.

15. Салихова Н. Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань: Казанский гос. ун-т, 2005. 127 с.

References

1. Zazykin V. G., Obolonskiy Yu. V. Psikhologicheskaya realnost konfliktov v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012, No. 1, pp. 197-201.

2. Vesnina L. V. Tendentsii izmeneniy v sovremennom obrazovanii. Vestn. Tomskogogos. ped. un-ta. 2010, Iss. 2 (92), pp. 138-143.

3. Vlasov P. K. Faktory izmeneniya povedeniya personala v neopredelennykh usloviyakh sredy. Sotsialnaya psikhologiya 21 stoletiya. 2002, No. 1, pp. 141.

4. Nikolaeva A. A., Kazachkina Yu. Yu. Reorganizatsiya v sfere obrazovaniya i pedagogicheskie konflikty. Obrazovatelnye resursy i tekhnologii. 2018, No. 3 (24), pp. 70-75.

5. Barinov Yu. V. Metody i instrumenty reorganizatsii struktury upravleniya predpriyatiem. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva. 2010, No. 4, pp. 43-44.

6. Urbanovich A. A. Psikhologiya upravleniya. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2010, No. 2, pp. 49-53.

7. Savchenko I. A. Politicheskiy protest v sovremennom obshchestve: tekhnologicheskiy podkhod. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012, No. 2, pp. 252-255.

8. Bordovskiy G. A., Nesterov A. A., Tropitsin S. Yu. Upravlenie kachestvom obrazovatelnogo protsessa: monogr. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2001. 359 p.

9. Nikolaeva A. A., Savchenko I. A., Stepanova O. S. Rol uchitelya v profilaktike konfliktov posredstvom informatsionnoy bezopasnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2018, Iss. 2 (20), pp. 125-130.

10. Astakhova Yu. L. Metody upravleniya konfliktami v pedagogicheskom kollektive shkoly. Kontsept. 2013, No. 3 (19), pp. 9-12.

11. Nikolaeva A. A., Zinovieva N. A. Kharakteristiki «Ya-obraza» konfliktnykh pedagogov. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2019, No. 3 (134), pp. 160-166.

12. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov. St. Petersburg: Piter, 2007.

13. Dedov N. P., Milyaeva A. K. Bezuslovnoe doverie k informatsionnym ustroystvam -svoeobrazie sovremennogo detstva. In: Informatsionnaya kultura sovremennogo detstva. Proceedings of International scientific-practical conference. 2019. Pp. 164-167.

14. Kasatkina N. S., Aksenova I. S. Formirovanie blagopriyatnogo sotsialno-psikhologicheskogo klimata v pedagogicheskom kollektive. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2013, No. 10, pp. 256-279.

15. Salikhova N. R. Tipy smysloobrazovaniya v kontekste lichnostnykh tsennostey. Kazan: Kazanskiy gos. un-t, 2005. 127 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 29.09.2020 The article was received on 29.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.