Научная статья на тему 'Реновация промышленных объектов как метод стабилизации городского пространства на примере г. Одессы, Украина'

Реновация промышленных объектов как метод стабилизации городского пространства на примере г. Одессы, Украина Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНОВАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дмитрик Н. О.

В статье рассматриваются бросовые промышленные территории Одессы как объекты реновации, представляющие большой потенциал для развития города. Автором выявлены особенности и значимость индустриальной архитектуры Одессы в историческом и архитектурно-градостроительном контексте, показана важность сохранения памятников промышленного зодчества и социализации бросовых территорий под общественные, жилые функции. Многофункциональное использование данных территорий обеспечит устойчивое развитие города в целом и стабилизирует городское пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дмитрик Н. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RENNOVATION OF INDUSTRIAL OBJECTS AS A METHOD OF STABILISING THE URBAN SPACE ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF ODESSA, UKRAINE

This article looks into the issue of abandoned industrial areas in the city of Odessa as renovation objects and their significant potential for the development of the city. The author identifies perculiarities and importance of Odessa industrial architecture in its historical, architectural and development context. The article shows how vital it is to preserve these industrial sites and to turn these territories into public and residential areas. Multifunctional use of these territories will contribute to an overall sustainable development of the city and will stabilise the urban space.

Текст научной работы на тему «Реновация промышленных объектов как метод стабилизации городского пространства на примере г. Одессы, Украина»

ARCHITECTURE

РЕНОВАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАК МЕТОД СТАБИЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ Г. ОДЕССЫ, УКРАИНА

Дмитрик Н. О.

аспирант

Одесская государственная академия строительства и архитектуры

RENNOVATION OF INDUSTRIAL OBJECTS AS A METHOD OF STABILISING THE URBAN SPACE ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF ODESSA, UKRAINE.

Dmytrik N.

PhD Student

Odessa State Academy of Civil Engineering and Architecture

Аннотация

В статье рассматриваются бросовые промышленные территории Одессы как объекты реновации, представляющие большой потенциал для развития города. Автором выявлены особенности и значимость индустриальной архитектуры Одессы в историческом и архитектурно-градостроительном контексте, показана важность сохранения памятников промышленного зодчества и социализации бросовых территорий под общественные, жилые функции. Многофункциональное использование данных территорий обеспечит устойчивое развитие города в целом и стабилизирует городское пространство.

Аbstract

This article looks into the issue of abandoned industrial areas in the city of Odessa as renovation objects and their significant potential for the development of the city. The author identifies perculiarities and importance of Odessa industrial architecture in its historical, architectural and development context. The article shows how vital it is to preserve these industrial sites and to turn these territories into public and residential areas. Multifunctional use of these territories will contribute to an overall sustainable development of the city and will stabilise the urban space.

Ключевые слова: реновация промышленных объектов, городское пространство.

bywords: renovation of industrial buildings, urban space.

Одессе как одному из ведущих промышленных центров Украины, принадлежала важная роль на протяжении всех этапов развития индустриальной истории страны. Эпоха подъема промышленной архитектуры города у Черного моря, связанная с тремя периодами индустриализации, охватывает временной отрезок продолжительностью менее 200 лет. Одесские промышленные предприятия развивались в ногу со временем, нередко являясь примерами инженерно-технического новаторства. Использовались новые технологии, новые типы промышленных зданий с современными для своего времени конструкциями и материалами.

Изучение одесской промышленной архитектуры выявило ее особенности в следующих аспектах:

в конструктивно-типологическом: в этой области Одесса была одним из первых городов Украины, где применялись металлические конструкции перекрытий большепролетных пространств, металлические и железобетонные каркасные конструкции. Строились многоэтажные здания с ячейково-зальным пространством, одноэтажные большепролетные здания с верхним светом, цилиндрические сооружения большого диаметра с пространственными металлическими конструкциями;

в стилистическом: использовалось многообразие стилистических подходов, при этом подчер-

кивалась рациональная направленность промышленного зодчества, что проявилось в преобладании «кирпичного стиля», часто использовался безордерный классицизм, есть примеры модерна, конструктивизма, сталинского неоклассицизма, широко представлена типовая архитектура 70-х гг. прошлого века;

в особенностях архитектурного и инженерного творчества: в Одессе творили выдающиеся архитекторы и инженеры, работали известные предприниматели, прослеживались тесные связи с европейскими передовыми промышленными странами;

в градостроительном: сочетание архитектурно-градостроительных решений южного имперского города с роскошными дворцами, презентабельными улицами, гипподамовой системой и рациональных решений промышленной составляющей города создало своеобразную архитектурно-пространственную среду.

Соседство на раннем этапе жилой, общественной и промышленной функций в конце 18 века целенаправленно смещается за черту города, а также на большие пространства вдоль черноморского побережья, наличие одесского порта подкрепляло эти решения. На пике индустриального периода, в 20 веке, под промышленное строительство часто отво-

дятся лучшие участки города. Создаются промышленные зоны как примеры концентрации производства.

Постиндустриальное развитие архитектурного пространства Одессы характеризуется процессом прогрессивной деиндустриализации, как следствие - образование бросовых промышленных зон. Начиная с конца прошлого века ведется перепрофилирование некоторых промышленных объектов и территорий под общественные и жилые функции. Данный процесс реновации можно назвать хаотичным. Под термином реновация автор подразумевает комплекс мероприятий, в результате которых бросовая промышленная зона, комплекс или объект, приобретает общественную, жилую или смешанные функции.

Изучение зарубежного и отечественного опыта позволяет утверждать, что реновация промышленных объектов является успешным методом стабилизации городского пространства.

В настоящее время крайне важно кардинально пересмотреть подход к городскому планированию. Современный город с индустриальным прошлым требует увеличение плотности застройки и комплексной реконструкции городской ткани для успешной жизнедеятельности. Принципы функционального зонирования городов, провозглашенные в теории в начале двадцатого века и осуществленные на практике, имели основополагающее значение для прошлого. Однако, на современном этапе

идея автономии ключевых областей городской жизни, очевидным образом, исчерпала себя. Помочь городской структуре в процессе восстановления может идея строительства многоцелевых объектов на всех ступенях в иерархии градостроительных связей. Новые типы полифункциональных структур должны стать важным звеном в развитии городов, в частности Одессы.

С точки зрения процесса реновации всю промышленность можно условно разбить на три группы - ступени в иерархии градостроительных связей: отдельные сооружения, комплекс разнохарактерных производств и большие промышленные районы [2].

Реновация отдельно взятых промышленных сооружений решает единичные градостроительные задачи, главной из которых является социализация промышленного объекта с учетом окружающей городской среды. Исторический аспект сохраняется, изменения вносятся на уровне функции, благоустройства территории, при необходимости, архитектурно-художественного облика здания [3]. Для Одессы большой потенциал скрыт в заброшенной территории завода по производству мороженного, расположенного в центре города (Рис. 1). Данный объект имеет долгую историю и является ярким представителем отдельного сооружения, требующего реновации.

Рисунок 1. Расположение некоторых бросовых промышленных территорий в г. Одессе: 1- исторический центр, 2- фабрика «Полярная звезда». 3- завод «Краян», 4- Пересыпь

Здание построено в 1893 году архитектором Семеном Ландесманом и было предназначено для женской гимназии №2 (Рис. 2). В 20-х годах прошлого века здесь располагалась стройпрофшкола №1, в которой с 1922 по 1924 года учился Сергей Павлович Королев, выдающийся конструктор ракетно-космической техники. В 1961 году здание перепрофилировали под АОЗТ «Одесский хладком-бинат», установили трубу из красного кирпича и начали выпускать известное всей Одессе мороженное в вафельных стаканчиках [1]. Фабрика выпускала до 30 тонн мороженного в день и 5250 тонн в год. В 90-е годы прошлого века фабрика мороженного стала акционерным обществом «Полярная

звезда», а в начале 2000-х годов производство остановилось. В 2004 году здание выведено из списка памятников архитектуры, в начале 2019 сбита памятная доска. Сегодня данная территория в 0,45 га и увядающее здание площадью около 5000 м2 представляет большой потенциал Рис. 2).

Объект расположен в исторической части города, в которой сконцентрировано большое количество высших учебных заведений и школ, а также жилая застройка. Рядом расположена церковь Григория Богослова. Данному объекту необходимо вернуть статус памятника архитектуры, произвести техническое обследование и приспособить под общественную функцию. Например, в этом здании

возможно расположить студенческий центр, в состав которого вошли бы коворкинговые пространства, медиа-библиотечный блок, общественное питание, универсальные залы, аудитории, зоны для самостоятельной и коллективной работы.

В отличие от реновации отдельных промышленных сооружений, реновация промышленных

комплексов предполагает, коренную градостроительную реконструкцию с интеграцией в городскую структуру на всех уровнях [3]. Примером такого комплекса является заброшенная территория завода «Краян», имеющая не менее увлекательную историю (Рис. 1).

а б

Рисунок 2, а- 2-ая женская гимназия №2, б- предприятие «Полярная звезда»

Современное состояние.

Знаменитые вагоноремонтные мастерские в Одессе были основаны бароном Унгерн-Штенбер-гом в 1863 году на окраине города. В 1870-х годах здесь появился первый паровой молот в одну тонну. В 1883 году по проекту архитектора А.Д. Тодорова были возведены монументальные здания большого и малого паровозных цехов, кузнечные мастерские, хозяйственные постройки. Здания выполнены из красного кирпича и являются шедевром индустриального исскуства. В 1885 году петербургский журнал «Неделя строителя» писал: «В Одессе открыты

новые железнодорожные мастерские по образцу парижских» [1], (Рис.3). Позже, в 1900 и 1911 годах, неизвестным архитектором были возведены инструментальные мастерские также в кирпичном стиле. В 1916 году здесь трудилось более 2000 рабочих. В 1923 году завод переименован в честь знаменитого Январского восстания в Одессе, а в 1930 перепрофилирован в машиностроительное предприятие тяжелого профиля. После падения СССР предприятие было приватизировано и переименовано в компанию «Краян», а в середине 2000-х годов предприятие перестало существовать.

а б

Рисунок 3, а-вагонные мастерские, нач.20в., б- вагонные мастеские, современное состояние

В 2011 году в здании бывшего паровозного цеха произошел пожар, следствием чего явилось обрушение крыши, а в 2015 году произошло обрушение одного из строений кузнечных мастерских. Сегодня корпуса завода, как дореволюционной постройки, так и советских времен, находятся в полуразрушенном и плаченом состоянии (Рис.3). Данная территория представляет собой потенциал площадью более 22 га, имеющий высокую историческую ценность как в материальных носителях, так и в социальном аспекте и требует комплексной реновации, восстановления памятников

архитектуры или как минимум, консервации оставшихся его частей с включением в новые постройки. Необходима социализация данной территории на всех градостроительных уровнях. В этом районе мог бы появиться деловой микрорайон с индустриальным ландшафтным парком.

Реновация большого промышленного района (зоны) и его взаимодействие с городом представляет собой синтез явлений, происходящих на первых двух уровнях градостроительной иерархии. Решение данных проблем обогащает городскую среду, открывая перед ней новые горизонты [3].

Примером подобного района в Одессе является Пересыпь (Рис.1). Данный район изначально сложился как промышленный и в начале своего существования располагался за чертой города. Данная территория интенсивно застраивалась во времена Российской империи. Здесь был построен целый ряд уникальных зданий в кирпичном стиле. Самый известный из них - Мельница Вайнштейна

D

а

Рисунок 4 а- мельница Вайнштейнов j Современное

при мукомольном производстве, основанная в 1844 году. Здание кирпичное с внутренним железобетонным каркасом и силосами состоит из двух объемов: четырехэтажного и шестиэтажного. В стилистическом решении применены черты гражданского строительства: арочные окна, спаренные оконные проемы, особый рисунок кладки башен, куполов (Рис. 4).

б

шч. 20 в., б- мельница Вайнштейнов состояние.

В советское время данная территория интенсивно застраивалась промышленными предприятиями, играющими важную роль для всей страны и к концу 80-хх годов прошлого века представляла собой промышленный анклав как результат применения принципов концентрации производства. Город разрастался вдоль моря, и Пересыпь стала своеобразным промышленным поясом вдоль черноморского побережья, разделяя центральную часть города от поселка Котовского (Суворовский район города).

В настоящее время большая часть промышленности на Пересыпи не работает. Заводы "Сельмаш", мясоперерабатывающий, "Одескабель", «ЗОР»,

«Продмаш» и др. остановлены, значительная часть их территорий простаивает или используется в качестве складов или торговых площадей (Рис.5).

Генпланом развития г. Одессы этот район рассматривается как многофункциональный общественно-деловой и рекреационный центр с элементами жилой застройки, предполагается сохранить основные автомагистрали, трамвайные линии и памятники промышленной архитектуры. В 2013 году было начато строительство многофункциональной баскетбольной арены на территории завода «ЗОР», строительство прекращено в 2015 году в связи с политическими и экономическими изменениями в стране (Рис.6).

а

б

Рисунок 5, а- Пересыпь кон. 19 в., б- Пересыпь, современный вид

Рисунок 6. Территория завода «ЗОР», современное состояние. На дальнем плане силуэт центра города

Подводя итог, стоит отметить, что формирование многофункциональных комплексов на основе реновации промышленных объектов позволяет эффективно решать проблемы современного города на всех уровнях градостроительной иерархии. Стоит понимать, что решения, принимаемые при реновации промышленных зданий, влияют на качество функциональных миграций в теле города. В Одессе данная проблема стоит остро. Для стабилизации городского пространства города необходима разработка долгосрочных и дальновидных решений комплексной реновации «промышленных залежей» Одессы.

Стабилизируя городское пространство, реновация является также методом сохранения исторической канвы города, решения эстетических, экологических и этических проблем существования зданий старых заводов и их территорий.

Список литературы

1. Арутюнова, И.В., Шерстобитов, В.В. 2018: Уходящая Одесса. Одесса: издательство КП ОГТ. 134 с.

2. Мамлеев О. Р. Реновация исторических производственных зданий и их адаптация в городской среде / О. Р. Мамлеев // АСД. - М: 2001. - № 1 - С. 21-27.

3. Уренев В. П., Дмитрик Н. О., Формирование многофункциональных комплексов на основе реновации промышленных объектов. / В. П. Уренев, Н.О. Дмитрик. // Сб. Архггектурний вюник КНУБА, (Сб. ВАК Украины), К.: КНУБА, 2016. -Вип. 10, с. 336-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.